Екатерина Шебалина
Ватикан и евроинтеграция: история и современность
DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-202i-39-3-27i-288 Ekaterina Shebalina
The Holy See and European Integration: History and Present State of Affairs
Ekaterina Shebalina — MGIMO-University; Institute of World History, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). shebalina.e.o@ my.mgimo.ru
The article examines the efforts of the Holy See to include Christian moral and ideological guidelines in the political agenda of the European Union and Vatican's attitude towards the process of European integration from its beginning in the 20th century to the present day. The article is primarily based on papal encyclicals, statements and letters. The research reveals that for decades European integration has been under the close attention of the Holy See and was perceived primarily as an opportunity to strengthen the position of the Roman Catholic Church in Europe. At the same time, the attempts of the Holy See to include priority issues (first of all, "Christian roots" as Europe's ideological and moral basis) in the fundamental documents of the EU were unsuccessful. As a result, the Holy See has shifted its interest from the European continent to Latin America, Africa and Asia. Despite this shift, the study shows that the Vatican and the EU are conducting a full-fledged dialogue in areas that represent mutual interest.
Keywords: European Union, Holy See, Vatican, Pope Francis, religion, European integration.
C МОМЕНТА появления первых идей о европейской интеграции Святой Престол выступал в качестве сторонника данной инициативы. Еще в начале XX в., после окончания Первой мировой войны, Папа Бенедикт XV выражал обеспоко-
Шебалина Е. Ватикан и евроинтеграция: история и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(3). С. 271-288. 2 71
Shebalina, Ekaterina (2021) "The Holy See and European Integration: History and Present State of Affairs", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 39(3): 271-288.
енность неспособностью европейских народов прийти к мирному сосуществованию. По итогам Парижской мирной конференции 1920 г. понтифик издал энциклику "Pacem Dei munus", в которой помимо восхваления мира, который «воссиял над народами», выражалось беспокойство «зарождающимися проблемами на старой почве»1. Завершение вооруженного конфликта, который папа назвал «бессмысленной братоубийственной резней между христианами»2, не искоренило старых противоречий между государствами. Кроме того, понтифик резко осудил потребительский подход европейских государств-победителей в отношении Германии, который расходился с христианской моралью — взаимопомощи и милосердии:
Простим всем сердцем, по примеру Иисуса Христа, всех вместе и отдельно взятых наших врагов, которые вольно или невольно осыпают Нас и Нашу деятельность всевозможными оскорблениями, и обнимемся все вместе с огромным милосердием и доброжелательностью, не отказываясь от малейшей возможности оказать им посильную поддержку3.
Преемственность этой политики заметна при вступившем на папский престол в 1922 г. Пие XI, который также призывал Европу к духовному объединению, уделяя пристальное внимание пацифистским идеям А. Бриана4. План создания «Европейского федерального союза», изложенный этим французским государственным деятелем 5 сентября 1929 г. на X Ассамблее Лиги Наций в Женеве5, нашел свое отражение в папской энциклике «Quad-ragesimo Anno»:
1. "Pacem, Dei Munus Pulcherrimum" (1920), Encyclical of Pope Benedict XV on peace and christian reconciliation to the patriarchs, primates, archbishops, bishops, and ordinaries in peace and communion with the Holy See, Official website of the Holy See. 23 May [http://w2.vatican.va/content/benedict-xv/en/encyclicals/documents/hf_ben-xv_enc_23051920_pacem-dei-munus-pulcherrimum.html, accessed on 05.05.2019].
2. Tornielli, A. (2014) "Cento anni fa Benedetto XV, il Papa contro «l'inutile strage»", Vatican Insider News (La Stampa). 02 febbraio [https://www.lastampa.it/2014/09/02/ vaticaninsider/cento-anni-fa-benedetto-xv-il-papa-contro-linutile-strage-58skDgyx-hgSiNbuwN8Id3J/pagina.html, accessed on 04.05.2019].
3. "Pacem, Dei Munus Pulcherrimum".
4. Chenaux, Ph. (1990) Une Europe vaticane? Entre le plan Marshall et les traités de Rome. Bruxelles: Editions Ciaco.
5. Fleury, А. et Jilek, L. (ed.) (1998) Le Plan Briand d'Union federale europeenne. Berne: Peter Lang.
Необходимо, чтобы различные нации, объединяя свои намерения и цели ввиду того, что они экономически взаимозависимы друг от друга и должны оказывать взаимную поддержку, стремились к подписанию договоров или продвижению институтов, способствующих развитию международного экономического сотрудничества6.
Позже это желание поддержать процессы объединения в Европе выразил Пий XII, понтификат которого (l939-l958) пришелся на период Второй мировой войны. Одобряя в послевоенный период деятельность партии христианских демократов и выступая против коммунистического блока, папа обнаружил заинтересованность в развитии движения европеистов. По свидетельству британского дипломата лорда Д. Сандиса (в l947 г. он возглавил Европейское движение7), которого понтифик принял в ходе личной аудиенции в Ватикане, «Пий XII выразил живой интерес к европейскому вопросу и заверил нас в благосклонной поддержке, которую готова оказать европеистам Католическая церковь»8.
Конгресс Европы в Гааге (7-ll мая l948 г.) стал важной вехой в деле европейской интеграции. Помимо l6 европейских лидеров, участвовавших в конгрессе, в Гаагу прибыли в качестве наблюдателей представители США и Канады9. Пий XII направил для участия в конгрессе своего специального представителя — апостольского интернунция в Голландии Монсеньора П. Джоббе. Затем, в ноябре, понтифик открыто выразил поддержку инициативе создания наднациональной организации, объединяющей европейские государства. ll ноября l948 г. в ходе аудиенции в папской резиденции Кастель-Гандольфо, данной участникам II Между-
6. "Quadragesimo Anno" (1931) Lettera enciclica del Sommo Pontefice Pio XI ai venera-bili fratelli patriarchi, primati, arcivescovi, vescovi e agli altri ordinari locali che hanno pace e comunione con la Sede Apostolica, sulla ricostruzione dell'ordine sociale nel 40° anniversario della Rerum Novarum. Official website of the Holy See. l5 Maggio [http://w2.vatican.va/content/pius-xi/it/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_ l93l05l5_quadragesimo-anno.html, accessed on 05.05.20l9].
7. Европейское движение (англ. European Movement International) — европейская лоббистская ассоциация, основанная в июле l947 г. и поставившая своей целью развитие европейской интеграции и координацию национальных политических сил, выступавших за проект единой Европы. См.: History, Official site of European Movement International [https://europeanmovement.eu/who-we-are/history/, accessed on 05.05.20l9].
S. Chenaux, Ph. (2011) L'Ultima Eresia, la Chiesa Cattolica e il comunismo in Europa da Lenin a Giovanni Paolo II (1917—1989), Roma: Carocci.
9. Walton, C.C. (l959) "The Hague "Congress of Europe": A Case Study of Public Opinion", The Western Political Quarterly l2(3): 738-752.
народного конгресса Европейского союза федералистов (проходившего в тот момент в Риме), папа Пачелли10 сообщил, что на протяжении последних десяти лет он призывал к единству между всеми народами, признав, однако, что это непростая задача. По мнению понтифика, Европа должна объединиться для поддержания политического баланса, позволяющего преодолеть старые проблемы и, таким образом, внести весомый вклад в дело мира во всем мире. Для Пия XII стержнем объединения должна была стать религия как неотъемлемая часть жизни христианского европейского общества. Именно поэтому папа весьма позитивно отнесся к принятой в ходе Гаагского конгресса резолюции по вопросам культуры, в преамбуле которой говорилось:
Полагая, что Европейский союз более не утопическая идея, а необходимость и что он может быть институализирован для долгосрочной перспективы на основании реального и эффективного единства;
Полагая, что подлинное единство, даже с учетом наших национальных, идеологических и религиозных различий, может быть найдено в общем наследии христианства и других духовных и культурных ценностей...11
При этом анализ обращения папы показывает, что понтифик серьезно предостерегал объединение от превращения в проект «конгломерата великих держав континента», ожидая от наций отказа от национального превосходства в пользу общего политического и экономического блага12. По итогам Гаагского конгресса 5 мая 1949 г. был создан Совет Европы, целью которого стало развитие демократии в европейских государствах. «Декларация Шумана» (1950), а также последовавшее за ней создание в 1951 г. Европейского общества угля и стали получили активную поддержку Святого Престола. В данном случае немаловажен тот факт, что многие видные государственные деятели Европы,
10. Эудженио Пачелли (Eugenio Maria Giuseppe Giovanni Pacelli; 1976-1958) — папа Римский (1939-1958). См.: Chenaux, Ph. (2004) Pio XII. Milano: Edizioni San Paolo.
11. "Cultural Resolution of the Hague Congress (7-10 May 1948)". Congress of Europe: The Hague — May, 1948: Resolutions. London-Paris: International Committee of the Movements for European Unity.
12. "Allocution de S.S. Pie XII aux congressistes de l'Union Européenne des Fédéralistes" (1948). Fédération. Revue de l'ordre vivant., p. 47.
выступавшие за идею интеграции, были католиками по вероисповеданию, что в определенной степени оказывало влияние на их политическую позицию. Среди таких отцов-основателей Европейского союза — Робер Шуман, Конрад Аденауэр и Альчиде де Гаспери13. Политическая принадлежность трех вышеупомянутых лидеров (все они были христианскими демократами) позволяла папе рассчитывать на то, что единая Европа будет строиться на принципах католицизма, антикоммунизма и наднациональных интересов.
Еще до создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и появления понятия «четырех свобод» Пий XII в 1953 г. поднял вопрос о «единстве прав в отношении товаров, контрактов и лиц граждан одного суверенного государства, временно проживающих на территории другого государства»14. Когда в 1957 г. были подписаны Римские договоры, положившие начало ЕЭС и Евратому, то в этом немаловажную роль сыграла Католическая церковь. Многие политические силы, принимавшие решение об интеграции на национальном уровне, были представлены христианами. По данным, которые приводит Дж. Андреотти15, на тот момент в политической жизни Бельгии фигурировало христиан — 46%, в Люксембурге — 42%, в Нидерландах — 49%, в Германии — 31% (где затем процент поднялся до 50)16. Само подписание Римских договоров папа Пачелли назвал «наиболее важным и значительным событием в современной истории Вечного города»17.
Кроме того, понтифик позитивно отнесся к проекту создания Европейского оборонительного сообщества и негативно воспринял отказ от ратификации данной инициативы Национальной ассамблеей Франции. Политические приоритеты Святого Престола в данном случае определялись его заинтересованностью
13. Semeraro, C. (2010) Ipadri dell'Europa. Alle radici dell'Unione Europea. Vaticano: Librería Editrice Vaticana.
14. "Discorso di Sua Santità Pio pp. XII ai giuristi cattolici italiani" (1954), in Discorsi e Radiomessaggi di Sua Santità Pio XII, XV, Quindicesimo anno di Pontificato, 2 marzo 1953 — 1° marzo 1954, pp. 477-492. Vaticano: Tipografia Poliglotta Vaticana.
15. Джулио Андреотти (1919-2013) — итальянский политический деятель (партия «Христианские демократы»), семикратный Председатель Совета министров Италии, журналист, политолог. См.: Franco, M. (2010) Andreotti. La vita di un uomo politico, la storia di un'epoca. Milano: Mondadori.
16. Citterio, F., Vaccaro, L. (eds) (2000) Montini e l'Europa, Brescia: Quaderni della Gaz-zada.
17. Chenaux, Ph. Une Europe vaticane ? Entre le plan Marshall et les traités de Rome.
в усилении Европы, что в то время означало возможное укрепление христианской и, в частности, католической морали в мировом сообществе. Американское экономическое влияние на европейский континент представляло определенную угрозу для Католической церкви, так как насаждение в обществе идеи потребительства, которая была выгодна американскому бизнесу, не отвечало установкам Святого Престола. Именно тогда впервые возник миф о создании так называемой «Ватиканской Европы», противопоставляемой протестантским США и атеистическому СССР.
В то же время Римский папа считал, что создание наднациональных европейских механизмов позволит поднять уровень ответственности политических лидеров, то есть будет способствовать принятию решений во имя общего блага, а не ради обогащения отдельных заинтересованных групп. Кроме того, Святой Престол рассчитывал на то, что работа этих механизмов приведет к более активному вовлечению европейских стран в гуманитарные проекты в развивающихся странах.
Папа Римский Иоанн XXIII продолжил соответствующую политику своего предшественника. Его понтификат совпал с периодом затруднений в ходе европейской интеграции. 10 февраля 1961 г. в Париже состоялась первая конференция глав государств, правительств и министров стран ЕЭС, по итогам которой была сформирована Комиссия под председательством французского дипломата Кристиана Фуше. 2 ноября 1962 г. обнародован план «О союзе европейских народов», в котором были заложены основы общеевропейской политики обороны и безопасности, а также обозначена структура новых наднациональных объединений18. Ввиду многочисленных разногласий, существовавших между государствами-членами, данный план реализован не был, хотя и нашел свое отражение в последующих документах ЕС. Франция активно выступала против участия Великобритании в интеграционном объединении; Бельгия и Нидерланды, напротив, были за членство Соединенного Королевства в ЕЭС. Все это выявило ряд серьезных противоречий в процессе интеграции. В этом историческом контексте важное значение имеет энциклика Иоанна XXIII "Pacem in terris" (1963), в которой говорится о европей-
18. Браницкий А.Г. Интеграционные процессы в Западной Европе в 1955-1966 гг.:
успехи и болезни роста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2003. № 1. С. 252-267.
ской политике и отношениях со странами коммунистического блока19:
Политические объединения, даже если между их государствами-членами существуют значительные различия в экономическом развитии и военной мощи, весьма чувствительны к вопросам равноправия и морали. В связи с этим они не преклоняются перед властью, навязанной силой20.
В самой энциклике затрагиваются три основных вопроса, касающихся отношений между политическими объединениями, а также отношений граждан с национальными и мировыми институтами. Главная идея документа — утверждение порядка, соответствующего воле Божией, то есть уважение человеческого достоинства. Поэтому структура документа напоминает скорее декларацию о правах человека в наднациональном смысле.
Выступая с общими призывами к миру во всем мире и к объ-едипепию во имя благих целей, Иоапп XXIII пе высказывался конкретно по поводу европейской интеграции. По данному вопросу оп говорил лишь об «общеевропейском благе», которое должно быть объединяющим для всех народов Европы21. Его кои-цепция включает в себя экономическую, социальную и политическую составляющие, основой которых являются общеевропейские духовные ценности.
Папа Павел VI, с первого дня своего понтификата взявший курс на продолжение и развитие политики своего предшествен-пика, успешно завершил инициированный Иоаппом XXIII Второй Ватиканский собор (l962-l965), ставший переломным моментом в современной истории Католической церкви22. Он также не прекратил поддерживать молодые европейские институты. По его мнению, результат, к которому пришли государства, подписавшие Римские договоры, был чрезвычайно позитивным. В l967 г. поптифик принял в Ватикане комиссаров ЕЭС и Евратома по случаю lo-летия основания этих организаций и сооб-
19. Barberini, G. (2007) L'Ostpolitik della Santa Sede. Un dialogo lungo e faticoso. Bologna: Il Mulino.
20. Ioannes PP. XXIII (2003) "Litt. Enc. Pacem in terris de pace omnium gentium in ver-itate, iustitia, caritate, libertate constituenda", La Civiltà cattolica, 114(H), II.
21. "Il Cristianesimo e la nuova Europa" (1990), La Civiltà Cattolica 3359: 4l8-427.
22. Mayer, A. (20l5) "The Second Vatican Council 50th anniversary: visions and re-visions", International Journal for the Study of the Christian Church l4(4): 338-347.
щил, что церковь всецело поддерживает их действия. Кроме того, Павел VI отметил, что Святой Престол заинтересован в процессе дальнейшей интеграции, подчеркнув гармонизирующую роль данного политического проекта в утверждении общечеловеческих принципов, которые отстаивает на мировой арене Католическая церковь. В то же время понтифик не вдавался в технические детали процесса евроинтеграции. В том же 1967 г. он заявил на пресс-конференции, что «миссия Папы — не в том, чтобы предложить наиболее подходящий политический или экономический метод евроинтеграции», так как объединение Европы в любом случае произойдет и станет прелюдией к мировому единству.
Проявлением участия Святого Престола в процессе евроинте-грации стало установление официальных дипломатических отношений Ватикана с ЕЭС в 1970 г.:
Святой Престол и Европейские сообщества в стремлении содействовать взаимным дружеским связям решили установить дипломатические отношения с аккредитацией Апостольского нунция при указанных Сообществах. Святой Престол, имеющий намерения развивать дружеские отношения с Советом Европы, по согласованию с ним принял решение назначить специального представителя при Совете с функциями постоянного наблюдателя. Святой Отец назначает Е.П. Монсеньора Иджино Кардинале Апостольским нунцием при Европейских сообществах. Его Святейшество также назначает указанного прелата специальным представителем Святого Престола с функциями постоянного наблюдателя при Совете Европы23.
В задачи апостольского нунция входило посещение заседаний Европарламента и, в случае необходимости, оглашение позиции Святого Престола при выработке наиболее важных решений и документов, связанных с участием Европейских сообществ в международной жизни. В 1971 г. Католической церковью создается Совет епископских конференций Европы, посредством которого осуществляется связь между локальными католическими церквами и институтами ЕС.
10 ноября 1977 г. понтифик в ходе аудиенции принял делегацию блока христианских демократов Европарламента. Он напомнил о том, что для христианина, участвующего в общественной
23. "Instaurazione di rapporti diplomatici tra la Santa Sede e le Comunita Europee" (1971), L'attivita della Santa Sede nel 1970, p. 498. Citta del Vaticano.
жизни, долгом является воплощение евангельской идеи, достижение мира и дружбы между народами. Папа Павел VI неоднократно принимал в Ватикане представителей европейских институтов и способствовал активному участию делегаций Святого Престола в официальных мероприятиях Европейских сообществ. Однако представления понтифика о целях европейской интеграции существенно расходились с тем, как ее понимали политики.
Некоторое ослабление внимания Ватикана к интеграционным процессам в Европе как к одному из путей укрепления собственных позиций приходится на конец 1970-х. Это связано с тем, что понтификат Иоанна Павла II ознаменовался расширением географических интересов Святого Престола, так что Европа перестала в данном случае играть решающую роль. Этот понтифик уделял большое внимание католическому присутствию в конкретных странах, то есть был заинтересован в проведении своей политики на национальном уровне, что, соответственно, снизило его интерес к наднациональным объединениям. Даже посещение Иоанном Павлом II евроинститутов (Люксембург и Брюссель в 1985 г., Страсбург в 1988 г.) было представлено не как государственные визиты, а как ранее запланированные пастырские поездки в соответствующие страны. Для папы польского происхождения, хорошо знакомого с православной культурой и традициями Восточной Европы, приоритетной задачей стало укрепление католического присутствия в странах бывшего советского блока, а также выстраивание диалога с православным миром. В представлении Иоанна Павла II Европа — это не только ЕС. В своей статье «Граница Европы: где?»24, опубликованной за несколько месяцев до избрания на папский престол, польский кардинал Кароль Войтыла утверждает, что рассматривать Европу исключительно в ее «западном» измерении ошибочно и однобоко. Разделение определенной территории на «западную» и «восточную» привело, в конечном итоге, к проведению границы внутри одного немецкого народа. Относительно географических границ Европы Войтыла утверждает, что они четко определены: Европа простирается до Уральских гор. Однако на самом деле эта граница, по его мнению, проходит не по территории, а в умах людей. Именно такая граница разделяет общества, нации, привязывая их к конкретным территориям. Европейские корни, по мнению
24. Wojtyla, C. (1978) "Una frontiera per ¡'Europa: dove?", Vita e Pensiero 8(4-6): 160—
168.
кардинала Войтылы, — в христианской идентичности, а христианство — это основа различных культур, представленных на континенте. Поэтому для него Европа не ограничена «искусственными границами», она простирается от Атлантики до Уральских гор, от Северного до Средиземного морей.
Позже в 2003 г. понтифик возвращается к этим мыслям в апостольском обращении «Ecclesia in Europa»25, отмечая, что церковь может предложить Европе самую большую ценность, которая может объединить народы, — веру в Иисуса Христа. С первых дней своего понтификата Иоанн Павел II апеллирует к учению Павла VI и обращается к епископам с призывом разбудить христианскую душу Европы. На протяжении всего периода его понтификата около 700 выступлений Иоанна Павла II были посвящены вопросам Европы. С одной стороны, он высоко оценивал европейские институты, а с другой стороны, отмечал их неэффективность и запоздалость.
После заключения Маастрихтского договора в 1992 г., за которым последовала подготовка нового документа, регулировавшего деятельность руководящих органов ЕС, и формирование знаменитых «трех опор», Святой Престол был обеспокоен тем, как будет закреплен юридический статус церкви и других религиозных институтов в новом европейском законодательстве. Папу Иоанна Павла II больше волновало то, что создававшаяся европейская конституция может ускорить процесс секуляризации26.
3 марта 1980 г. создается Комиссия епископских конференций Европейского сообщества (COMECE), членами которой стали епископы, делегированные конференциями католических епископов стран — членов ЕС. Комиссия ставила своей целью содействовать коллегиальности и сотрудничеству по религиозным вопросам, касающимся компетенции ЕС. Таким образом, если права католиков официально защищались апостольскими нунциями в отдельных странах, то Комиссия обеспечивала взаимодействие национальных католических религиозных институтов с ЕС.
Во второй половине 1980-х годов европейские интеграционные структуры претерпели существенные изменения после подписания Единого Европейского Акта в 1986 г. (ратифицирован
25. John Paul II (2003) Ecclesia in Europa: On Jesus Christ Alive in His Church the Source of Hope for Europe. London: Catholic Truth Society.
26. Weigel, G. (2012) La fine e l'inizio. Giovanni Paolo II: la vittoria della libertá, gli ultimi anni, l'ereditá. Siena.
в 1987 г.). Расширялась сфера коммунитарных компетенций за границами собственно экономического сотрудничества. Появившиеся нововведения стали напрямую оказывать влияние на жизнь граждан стран — членов интеграционного объединения. Усилилась роль Европейского Парламента, избранного в 1984 г. всеобщим голосованием, хотя этот орган не имел весомых законодательных полномочий. При этом Единый Европейский Акт заложил основы сотрудничества между Европарламентом и Советом ЕС27.
Необходимо отметить важную роль, которую играли в развитии отношений Святого Престола и ЕС визиты папы Войтылы в евроинституты и соответствующие выступления понтифика 20 мая l985 г. (Брюссель, ЕЭС) и ll октября l988 г. (Страсбург, Евро-парламент). Посещение штаб-квартиры ЕЭС стало первым официальным визитом главы Католической церкви в институты ЕС. Выступая перед политиками, Иоанн Павел II напомнил об исторических корнях Европы, о необходимости в процессе евроин-теграции не забывать богатое историческое наследие континента, и отметил, что европейцы должны достичь более высокого уровня взаимопонимания; кроме того, Европейскому сообществу нельзя отдаляться от стран, не участвующих в интеграционном объединении по различным причинам, и забывать об их богатом вкладе в европейское наследие. По словам поптифика, «открытость к ближнему является важнейшей составляющей духовности, проистекающей из христианской традиции, и европейцы должны жить в пей, с братским уважением ко всем людям»^. Этот поп-тифик придавал большое значение Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и считал его основополагающим документом для формирования интеграционных объединений. «Найди себя! Будь собой. Вновь открой для себя свои истоки. Оживи свои корни»29 — именно так еще в 1982 г. папа охарактеризовал условия устойчивого развития ЕС.
При этом Иоанн Павел II всегда оставался приверженцем линии Святого Престола, принятой после окончания Второй ми-
27. Corral, C., Ferrari da Passano, P. (1994) "La chiesa e la Comunità europea dopo Maastricht" Rivista di studi politici internazionali 51: 52-68.
2S. "Visita di Giovanni Paolo II alla Sede della Comunità Economica Europea. Bruxelles -Lunedi, 20 maggio 1985", Official site of the Holy See. [http://www.vatican.va/content/ john-paul-ii/it/speeches/l985/may/documents/hf_jp-ii_spe_l9850520_european-comm-bruxelles.html, accessed on 14.01.2020].
29. Forte, M. (2003) Il Papa e l'Europa, p. 63. Napoli: Guida.
ровой войны, и никогда не прекращал поддерживать европейскую интеграцию. У разных пап в этом процессе были различные приоритеты. По мнению Войтылы, «объединенная Европа завтрашнего дня — открытая восточной части континента, щедрая по отношению к другому полушарию»30.
В то же время в отношении развития евроинститутов позиция Ватикана была неоднозначной. С одной стороны, Святой Престол приветствовал расширение и укрепление интеграционных объединений. С другой стороны, в Римской курии (особенно среди специалистов по каноническому праву) возникли разногласия по вопросу о возможности вступления города-государства Ватикана в ЕС. Серьезному анализу были подвергнуты Копенгагенские критерии l993 г.: членство в интеграционном объединении подразумевает приверженность целям политического, экономического и валютного союза, в то время как государственная структура Ватикана монократична (фактически — теократическая монархия), а его внешняя политика основывается на нейтралитете, хотя Святой Престол всецело разделяет принципы правового государства, свободы и уважения прав человека. В конечном итоге Святой Престол ограничился присутствием своего постоянного наблюдателя. «Активный нейтралитет»31 позволяет государству быть в курсе происходящих событий, выражать свою позицию и участвовать в обсуждении актуальных вопросов, но не требует принятия решений, оставляя его тем самым в роли наднационального арбитра. Такого же принципа Святой Престол придерживается в работе с ООН. Несмотря на все разговоры о необходимости включения Ватикана в члены организации, он предпочитает оставаться в роли постоянного наблюдателя с несколько расширенными правами.
В l999 г. ЕС начинает процесс подготовки Хартии Европейского союза по правам человека, согласование которой в Европар-ламеите в ноябре 2000 г. вызвало серьезную дискуссию. Одним из наиболее противоречивых вопросов, связанных с Хартией, был вопрос о том, включать или пе включать в преамбулу упоминание о христианских корнях европейского континента. Германия, Испапия и Польша выступали за упоминание в тексте «религи-
30. Giovanni Paolo II (1988) "Discorso di Giovanni Paolo II durante la visita al Parlamento Europeo", Osservatore Romano 12.10.1998: 6.
31. Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Российско-ватиканский диалог на современном этапе: основные тенденции и динамика II Вестник Брянского государственного университета. 20l7. № 3(33). С. 70-75.
озного наследия» Европы, в то время как Франция — за формулировку «духовное наследие». Основываясь на различных моделях церковно-государственных отношений (кооперация в Германии, разделение во Франции), церкви, в первую очередь католическая и православные, стремились к тому, чтобы в Хартии на официальном уровне они были признаны в качестве значимых институтов. Добиться включения в текст документа соответствующих положений не удалось, хотя там присутствуют пункты о свободе вероисповедания, праве на частое и коллективное волеизъявление по вопросам религии, праве на религиозные объединения. В преамбуле было лишь указано, что ЕС учитывает в своей работе духовное и моральное наследие Европы. В то же время Лиссабонский договор 2007 г. признал особый статус церквей и установил постоянный диалог между ними и ЕС. В отношении же Католической церкви сохранилась определенная дистанция: несмотря на установление дипломатических отношений с Ватиканом в 1970 г. и аккредитацию апостольского нунция при ЕС, свое представительство при Святом Престоле ЕС открыл лишь в 2006 г.
Папа Пий XII утверждал, что европейские страны, делегировав часть своего суверенитета наднациональному институту, вступают на правильный путь, который приведет к обогащению не только в экономической и культурной сферах, но и в духовной, и религиозной. Видя отсутствие усилий со стороны европейских политиков для реализации последнего, понтифики XXI в. с гораздо меньшим энтузиазмом стали относиться к ЕС и его деятельности.
Несмотря на активную подготовку визита папы Бенедикта XVI в европейские институты, этот визит так и не был осуществлен из-за агрессивного настроя многих европарламентариев по отношению к Католической церкви. В то же время этот понтифик неоднократно говорил о деградации европейских ценностей, в том числе в ходе выступления от 24 марта 2007 г. по случаю 50-летия Римских договоров32. Таким образом, папа Римский, подытожив идеи предыдущих понтификов, ясно выразил позицию Святого Престола в отношении ЕС: чтобы решить задачи евроинтегра-ции, необходимо искать вдохновение в христианском наследии; лишь сознавая свои христианские корни, Европа сможет предло-
32. Benedetto XVI (2007), "Discorso al Congresso promosso dalla Commissione degli epis-copati della comunita europea (COMECE)", Official site of the Holy See. 24 marzo [http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/it/speeches/2007/march/documents/hf_ ben-xvi_spe_20070324_comece.html, accessed on 17.01.2020].
жить более четкую ориентацию для выбора своих граждан и укрепить их в осознании своей причастности к единой цивилизации33.
Нынешний папа Франциск, будучи первым папой-неевропейцем, еще более жестко обозначил различие некоторых позиции Святого Престола с инициативами ЕС. В рамках выступления в Европарламенте в 2014 г. понтифик напомнил политикам, что в центре всех политических решений — человек, ради которого эти решения и должны приниматься. Папа признал, что история христианства в Европе неоднозначна, что она содержит ряд проблемных страниц и ошибок, однако при этом он подчеркнул фундаментальную роль христианства в достижении единства между народами. Понтифик резко осудил современных политиков за утрату идеалов, которые лежали в основе изначального проекта евроинтеграции. «Что с тобой произошло, Европа гуманизма, защитница прав человека, демократии и свобод?», — восклицал понтифик в Европарламенте34.
При этом следует учитывать, что для папы Франциска Европа больше не является ключевым регионом христианского присутствия, как это было в историческом прошлом. Ушли времена Испании как «проповедницы Христа — защитницы веры» и Франции как «старшей дочери церкви». По данным за 2019 г., опубликованным в ежегодном ватиканском статистическом обзоре, лишь 21,8% католиков проживают на территории европейского континента. Это всего на несколько процентов больше, чем в Африке (17,8%), и в два с лишним раза меньше, чем в Америке (48,5%)35. Европейский Союз постепенно перестает определять
политику Святого Престола на международной арене.
* * *
На протяжении всего периода становления европейских институтов Святой Престол уделял пристальное внимание евроинте-
33. Benedetto XVI (2006), Discorso ai partecipanti al convegno promosso dal Partito pop-olare europeo, Official site of the Holy See. 30 marzo [http://www.vatican.va/content/ benedict-xvi/it/speeches/2006/march/dücuments/hf_ben-xvi_spe_20060330_eu-parliamentarians.html, accessed on 17.01.2020].
34. Papa, Europa vecchia e sterile come una nonna (2016), AGI.it. 06 maggio [https://www. agi.it/cronaca/papa_d_sveglia_a_europa_invecchiata_come_una_nonna-750074/ news/2016-05-06/, accessed on 17.01.2020].
35. Muolo, M. (2019) "L'annuario. Aumentano i cattolici nel mondo. In calo i sacerdoti", Avvenire.it. mercoledi. 6 marzo [https://www.avvenire.it/chiesa/pagine/dati-statistici, accessed on 17.01.2020].
грации. Рассматривая данный процесс как возможность укрепить позиции Католической церкви в Европе, понтифики поддерживали идеи объединения с упором на христианскую основу европейской идентичности. Многие политики, стоявшие у истоков евро-интеграции, принадлежали к католическому вероисповеданию, что позволяло Святому Престолу рассчитывать если не на создание «единой католической Европы», то, по крайней мере, на воссоздание «христианской Европы».
После фазы институционализации ЕС, для которой было характерно развитие коммунитарных политик в различных областях государственной деятельности и введение единой валюты, Святой Престол определил для себя задачу содействовать ЕС в духовной сфере, мотивировать его на реализацию общих гуманитарных проектов, на внедрение не экономико-меркантильного подхода к развитию отношений внутри сообщества.
Вместе с тем, ввиду политической неоднородности стран-членов ЕС и невозможности выработать единую идеологическую базу интеграции, Святому Престолу не удалось включить приоритетные для него вопросы в основополагающие документы ЕС. «Христианские корни», рассматриваемые понтификами в качестве морального и идеологического ориентира для континента, так и остались лишь в заявлениях отдельных политиков. Более того, со временем наметилось расхождение между представлением понтификов о евроинтеграции и ее воплощением европейскими политиками.
В связи с этим Святой Престол начал планомерно смещать вектор своего интереса с европейского континента (где снижается и число католиков, и популярность церкви) в Латинскую Америку, Африку и Азию. Таким образом, несмотря на формальное поддержание дипломатических отношений между Святым Престолом и ЕС, понтифики рассматривают Европу уже не как оплот католицизма, а скорее как регион, в котором необходимо предпринимать усилия для решения проблем, связанных с религиозным присутствием вообще. Изначально понадеявшись на то, что Европа еще может стать оплотом христианства, Святой Престол со временем пришел к довольно жесткой критике в отношении ее настоящего и будущего.
При этом диалог Святого Престола и ЕС всегда выстраивался как равноправное сотрудничество разных акторов мировой политики: между ними существует взаимное признание, однако без какого-либо намека на интеграцию или присоединение. В 2016 г.
между Святым Престолом и ЕС было начато структурированное сотрудничество — формат консультаций на высоком уровне между Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности и Государственным секретарем Ватикана. Взаимодействие осуществляется в различных сферах, таких как экология, образовательная среда, монетарная и социальная политики, проблемы мигрантов и беженцев. Таким образом, сегодня Святой Престол, с учетом своих внешнеполитических приоритетов, ведет активный диалог с ЕС.
Библиография / References
Браницкий А.Г. Интеграционные процессы в Западной Европе в 1955-1966 гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2003. № 1. С. 252267.
Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Российско-ватиканский диалог на современном этапе: основные тенденции и динамика // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3(33). С. 70-75.
"Allocution de S.S. Pie XII aux congressistes de l'Union Européenne des Fédéralistes" (1948). Fédération. Revue de l'ordre vivant., 47.
Braniczkii, A.G. (2003) "Integratsionnye protsessy v Zapadnoi Evrope v 1955-1966 gg." [Integration processes in Western Europe in 1956-1966], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo 1 : 252-267.
"Cultural Resolution of the Hague Congress (7-10 May 1948)". Congress of Europe: The Hague — May, 1948: Resolutions. London-Paris: International Committee of the Movements for European Unity. "Discorso di Sua Santità Pio pp. XII ai giuristi cattolici italiani" in Discorsi e Radiomessag-gi di Sua Santità Pio XII, XV, Quindicesimo anno di Pontificato, 2 marzo 1953 — 1° marzo 1954, pp. 477-492. Vaticano: Tipografia Poliglotta Vaticana.
"Il Cristianesimo e la nuova Europa" (1990), La Civiltà Cattolica 3359: 418-427. "Instaurazione di rapporti diplomatici tra la Santa Sede e le Comunità Europee" (1971),
L'attività della Santa Sede nel 1970, Città del Vaticano. "Pacem, Dei Munus Pulcherrimum" (1920) "Encyclical of Pope Benedict XV on peace and christian reconciliation to the patriarchs, primates, archbishops, bishops, and ordinaries in peace and communion with the Holy See", Official website of the Holy See. 23 May [http://w2.vatican.va/content/benedict-xv/en/encyclicals/documents/ hf_ben-xv_enc_23051920_pacem-dei-munus-pulcherrimum.html, accessed on 05.05.2019].
"Quadragesimo Anno" (1931) Lettera enciclica del Sommo Pontefice Pio XI ai venerabili fr-atelli patriarchi, primati, arcivescovi, vescovi e agli altri ordinari locali che hanno pace e comunione con la Sede Apostolica, sulla ricostruzione dell'ordine sociale nel 40° anniversario della Rerum Novarum. Official website of the Holy See. 15 Mag-gio [http://w2.vatican.va/content/pius-xi/it/encyclicals/documents/hf_p-xi_ enc_19310515_quadragesimo-anno.html, accessed on 05.05.2019]. Barberini, G. (2007) L'Ostpolitik della Santa Sede. Un dialogo lungo e faticoso. Bologna: Il Mulino.
Benedetto XVI (2006) "Discorso ai partecipanti al convegno promosso dal Partito popolare europeo", Official site of the Holy See. 30 marzo [http://www.vatican.va/content/ benedict-xvi/it/speeches/2006/march/documents/hf_ben-xvi_spe_20060330_ eu-parliamentarians.html, accessed on 17.01.2020].
Benedetto XVI (2007) "Discorso al Congresso promosso dalla Commissione degli episco-pati della comunità europea (COMECE)", Official site of the Holy See. 24 marzo [http: //www.vatican.va/content/benedict-xvi/it/speeches/2007/march/docu-ments/hf_ben-xvi_spe_20070324_comece.html, accessed on 17.01.2020].
Chenaux, Ph. (1990) Une Europe vaticane ? Entre le plan Marshall et les traités de Rome. Bruxelles: Editions Ciaco.
Chenaux, Ph. (2004) Pio XII. Milano: Edizioni San Paolo.
Chenaux, Ph. (2011) L'Ultima Eresia, la Chiesa Cattolica e il comunismo in Europa da Lenin a Giovanni Paolo II (1917-1989), Roma: Carocci.
Citterio, F., Vaccaro, L. (eds) (2000) Montini e l'Europa. Brescia: Quaderni della Gazzada.
Corral, C. Ferrari da Passano, P. (1994) "La chiesa e la Comunità europea dopo Maastricht" Rivista di studi politici internazionali 51: 52-68.
Fleury, A. et Jilek, L. (ed.) (1998) Le Plan Briand d'Union federale europeenne. Berne: Peter Lang.
Forte, M. (2003) Il Papa e l'Europa. Napoli: Guida.
Franco, M. (2010) Andreotti. La vita di un uomo politico, la storia di un'epoca. Milano: Mondadori.
Giovanni Paolo II (1988) "Discorso di Giovanni Paolo II durante la visita al Parlamento Europeo", Osservatore Romano 12.10.1998: 6.
History. Official site of European Movement International [https://europeanmovement.eu/ who-we-are/history/, accessed on 05.05.2019].
Ioannes PP. XXIII (2003) "Litt. Enc. Pacem in terris de pace omnium gentium in veritate, iustitia, caritate, libertate constituenda, [Venerabilibus fratribus Patriarchis, Primatibus, Archiepiscopis, Episcopis aliisque locorum Ordinariis pacem et commun-ionem cum Apostolica Sede habentibus, clero et christifidelibus totius orbis itemque universis bonae voluntatis hominibus]", La Civiltà cattolica, 114(H), II, 105 ss.
John Paul II (2003) Ecclesia in Europa: On Jesus Christ Alive in His Church the Source of Hope for Europe. London: Catholic Truth Society.
Maslova, E.A., Shebalin, D.D., Shebalina, E.O. (2017) "Rossiisko-vatikanskii dialog na sovremennom etape: osnovnye tendentsii i dinamika" [Russian-Vatican dialogue at the present stage: main trends and dynamics], Vestnik Bryanskogo gosudarst-vennogo universiteta 3 (33): 70-75.
Mayer, A. (2015) "The Second Vatican Council 50th anniversary: visions and re-visions", International Journal for the Study of the Christian Church 14(4): 338-347.
Muolo, M. (2019) "L'annuario. Aumentano i cattolici nel mondo. In calo i sacerdoti", Av-venire.it. mercoledi. 6 marzo [https://www.avvenire.it/chiesa/pagine/dati-statist-ici, accessed on 17.01.2020].
Papa, Europa vecchia e sterile come una nonna (2016), AGI.it. 06 maggio [https://www. agi.it/cronaca/papa_d_sveglia_a_europa_invecchiata_come_una_nonna-750074/ news/2016-05-06/, accessed on 17.01.2020].
Semeraro, C. (2010) I padri dell'Europa. Alle radici dell'Unione Europea. Vaticano: Librería Editrice Vaticana.
Tornielli, A. (2014) "Cento anni fa Benedetto XV, il Papa contro «l'inutile strage»", Vatican Insider News (La Stampa). 02 febbraio [https://www.lastampa.it/2014/09/02/
vaticaninsider/cento-anni-fa-benedetto-xv-il-papa-contro-linutile-strage-58skDgyxhgSiNbuwN8Id3J/pagina.html, accessed on 04.05.2019].
"Visita di Giovanni Paolo II alla Sede della Comunità Economica Europea. Bruxelles - Lunedi, 20 maggio 1985", Official site of the Holy See. [http://www.vatican.va/content/ john-paul-ii/it/speeches/l985/may/documents/hf_ip-ii_spe_l9850520_europe-an-comm-bruxelles.html, accessed on 14.01.2020].
Walton, C.C. (1959) "The Hague "Congress of Europe": A Case Study of Public Opinion", The Western Political Quarterly 12(3): 738-752.
Weigel, G. (2012) La fine e l'inizio. Giovanni Paolo II: la vittoria della liberté, gli ultimi anni, l'eredità. Siena.
Wojtyla, C. (1978) "Una frontiera per l'Europa: dove?", Vita e Pensiero 8(4-6): 160-168.