ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО
DOI: 10.17803/1994-1471.2021.122.1.156-166
Н. Г. Ищенко*
Святой престол — Европейский Союз: правовое регулирование отношений
Аннотация. Автор поставил перед собой цель изучить характер и систему регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом, а также определить основные проблемы и тенденции дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования данных отношений. В статье рассматриваются историко-теоретические аспекты правового статуса Ватикана, вопросы, связанные с участием Святого престола в европейской интеграции. Автор анализирует ряд соглашений, заключенных между Святым престолом (Ватиканом) и Европейском Союзом в различных сферах, исследует роль и место Комиссии епископских конференций Европейского Союза (COMECE) в качестве одного из инструментов влияния Святого престола в ЕС. В результате исследования автор пришел к выводу о том, что у Святого престола имеется достаточно широкий набор средств не только для успешного развития двусторонних отношений с Европейским Союзом, но и для оказания определенного воздействия как на внешнюю, так и на внутреннюю политику ЕС в различных сферах. Система правового регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом достаточно развита и охватывает разнообразный круг вопросов в экономической, политической, социально-культурной и иных сферах.
Ключевые слова: Европейский Союз; Суд Европейского Союза; Святой престол; Ватикан; Латеранские соглашения; правосубъектность; государствоподобное образование; Институт религиозных дел; COMECE; SEPA. Для цитирования: Ищенко Н. Г. Святой престол — Европейский Союз: правовое регулирование отношений // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 1. — С. 156-166. — DOI: 10.17803/19941471.2021.122.1.156-166.
The Holy See and the European Union: Legal Regulation of Relations
Natalya G. Ishchenko, Cand. Sci. (Law), Senior Lecturer, Department of International Law, Russian Foreign Trade Academy of the Ministry for the Economic Development of the Russian Federation ul. Pudovkina, d. 4a, Moscow, Russia, 119285 [email protected]
Abstract. The author sets the goal to study the nature and system of regulation of relations between the Holy See and the European Union, as well as to odentify the main problems and trends in the further development and improvement of the legal regulation of these relations. The paper examines historical and theoretical aspects of
© Ищенко Н. Г., 2021
* Ищенко Наталья Геннадиевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
ул. Пудовкина, д. 4а, г. Москва, Россия, 119285 [email protected]
the legal status of the Vatican, issues related to the participation of the Holy See in the European integration. The author analyzes a number of agreements concluded between the Holy See (Vatican) and the European Union in various fields, examines the role and place of the Commission of Episcopal Conferences of the European Union (COMECE) as one of the instruments of influence of the Holy See in the EU. Based on the results of the study, the author concludes that the Holy See has a fairly wide range of means not only for the successful development of bilateral relations with the European Union, but also for exerting a certain impact on both the external and internal EU policies in various fields. The system of legal regulation of relations between the Holy See and the European Union is quite developed and covers a diverse range of issues in the economic, political, socio-cultural and other spheres.
Keywords: European Union; Court of Justice of the European Union; Holy See; Vatican; Lateran Agreements; legal personality; state-like formation; Institute for the Works of Religion; COMECE; SEPA.
Cite as: Ishchenko NG. Svyatoy prestol — Evropeyskiy Soyuz: pravovoe regulirovanie otnosheniy [The Holy See and the European Union: Legal Regulation of Relations]. Aktualnyeproblemy rossiyskogoprava. 2021;16(1):156-166. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.122.1.156-166. (In Russ., abstract in Eng.).
Территория Ватикана официально была возвращена Святому престолу в результате подписания Латеранских соглашений между Италией и Святым престолом в 1929 г., разрешивших так называемый римский вопрос. Прежде чем приступить к анализу отношений между Святым престолом и Европейским Союзом, хотелось бы разграничить понятия «Ватикан» и «Святой престол». Первичным суверенитетом в силу статуса persona sui generis обладает Святой престол, который владеет вспомогательной суверенной территорией Ватикана. Именно Святой престол, центр Вселенской католической церкви, является независимым субъектом международных отношений, имеет представительства при различных международных организациях1. Со Святым престолом устанавливаются и дипломатические отношения, при Святом престоле аккредитуются миссии иностранных государств. Международные договоры заключаются со Святым престолом. Лишь в некоторых случаях, если для участия в международном договоре необходима территориальная составляющая, договор заключается с Ватиканом2 (Государством-городом Ватикан; итал. Stato della Citta del Vaticano). Ватикан же представляет собой особое государствоподоб-ное образование, суверенитет которого явля-
ется вторичным, вытекающим из суверенитета Святого престола. Это суверенная территория Святого престола, которой отведены вспомогательные полномочия, такие как почтовая служба, санитарные услуги, радио Ватикана, строительство и т.д. Управляется Ватикан назначаемым на эту должность Верховным понтификом-губернатором, возглавляющим Папскую комиссию. Вместе с тем в отечественной и в зарубежной научной литературе довольно часто встречается смешение понятий «Ватикан» и «Святой престол». В англоязычной научной литературе можно встретить термин: Vatican / Holy See complex (VHS), что, с нашей точки зрения, достаточно удачно отражает двойственную природу данных понятий.
Целью настоящего исследования является всесторонний анализ характера и системы регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом, а также определение основных проблем и тенденций дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования данных отношений.
Святой престол находится в многостороннем взаимодействии как с самим Евросоюзом, так и с его государствами-членами на экономическом, политическом и социально-культурном уровнях.
1 Святой престол имеет статус постоянного наблюдателя при ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, ВТО, Совете Европы; является членом МАГАТЭ, ЮНИДРУА, ОБСЕ.
2 Например, договоры о присоединении к Уставу Всемирного почтового союза 1964 г., Уставу Международного союза электросвязи 1992 г.
Начавшиеся в 1950-е гг. интеграционные процессы в Европе поддерживались Святым престолом и подкреплялись соответствующими документами. Так, например, в послании 1963 г. Pacem in terris Папа Иоанн XXIII всячески приветствует усиливающийся процесс взаимообмена людьми и капиталами3. В начале 1990-х гг. Римско-католическая церковь (далее — РКЦ) также одобрительно отнеслась к усилению европейской интеграции, о чем свидетельствует дискуссия о возможной канонизации Робера Шумана, стоявшего у истоков создания Европейских сообществ4. Более того, определенный символизм можно усмотреть в том, что два из трех сообществ были учреждены в Риме: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), учрежденное Римским договором 1957 г.5, и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), учрежденное Римским договором 1957 г.6
Правовая система Ватикана основана на каноническом праве. Главными источниками являются Кодекс канонического права (Codex Juris Canonic), принятый в 1983 г. Папой Иоанном Павлом II, апостольские конституции, законы, изданные Верховным понтификом или делегированной властью, постановления, издаваемые компетентными властями7. В частности, Основной закон Государства-города Ватикан от 26.11.2000 полностью заменяет Основной закон Государства-города Ватикан от 07.06.1929. В то же время продолжает действовать Закон о гражданстве и праве пребывания от 07.06.1929. В новом Основном законе подчеркивается, что «признаются недействительными все нормы в Государстве, противоречащие настоящему Закону»8.
Расположение внутри территории столицы Италии Рима лишь усиливает связь Святого престола с Европейским Союзом, особенно с одним из его государств-членов — Италией. Так, в соответствии со ст. 3 и 4 Закона Ватикана об источниках права от 07.06.1929 на территории Ватикана применяется законодательство Италии, в частности с определенными оговорками действует итальянское уголовное и гражданское законодательство. Вместе с тем к некоторым гражданским правоотношениям, связанным прежде всего с вопросами, касающимися приобретения и распоряжения имуществом, а также с вопросами, связанными с заключением браков, применяется каноническое право. 1 октября 2008 г. был принят Закон об источниках права, заменивший Закон 1929 г.9 Важно отметить, что п. 4 ст. 1 данного Закона устанавливает, что законодательство Ватикана приводится в соответствие с нормами международного права, не нарушающими канонического устройства Ватикана.
Ватикан окружен территорией Италии10, однако согласно Латеранским соглашениям ряд базилик (Сан-Джованни в Латерано, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло, здание Святого Каллиста в Трастевере)11, офисов и папский дворец Кастель Гандольфо (летняя резиденция Верховного понтифика) обладают экстерриториальностью12. В 2006 г. в связи с повышением риска террористической угрозы Святой престол выразил намерение присоединиться к Шенген-ским соглашениям, которое до настоящего времени не было реализовано.
Что касается регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом, то следует отметить, что в п. 1 ст. 17 Договора о
См. об этом: Жосул Е. Ватикан и европейская интеграция // Власть. 2008. № 11. С. 73-77.
См.: Жосул Е. Указ. соч.
Treaty establishing the European Economic Community (Rome, 1957).
Treaty establishing the European Atomic Energy Community (Rome, 1957).
Ст. 1 Закона об источниках права (7 июня 1929 г.).
Ст. 20 Основного закона Государства-города Ватикан (26 ноября 2000 г.).
Legge sulle fonti del dirittio della Citta del Vaticano del 1 ottobre 2008.
Общая длина государственной границы составляет 3,2 км.
Ст. 13 Договора между Святым престолом и Италией (Латеранские соглашения 1929 г.).
Ст. 14 Договора между Святым престолом и Италией (Латеранские соглашения 1929 г.).
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
функционировании Европейского Союза говорится о том, что Евросоюз «соблюдает и не посягает на статус, которым пользуются, согласно национальному праву, церкви, религиозные ассоциации или религиозные общины в государствах-членах». В соответствии же с п. 3 указанной статьи, ЕС признает вклад церквей и «поддерживает открытый, прозрачный и регулярный диалог с этими церквями». В настоящее время большая часть граждан Европейского Союза принадлежит именно к РКЦ. Соответственно, со Святым престолом Европейский Союз поддерживает наиболее тесные отношения и ведет наиболее «регулярный диалог». При обсуждении проекта Конституции для Европы Польша, как одно из государств ЕС, в котором традиционно наиболее сильны позиции РКЦ, настаивала на включении в текст упоминания о важности христианской религии для европейской цивилизации. Однако данная формулировка не была одобрена некоторыми государствами-членами, прежде всего Францией. В преамбуле Договора о Европейском Союзе говорится о том, что стороны «получают вдохновение от культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности»13.
Дипломатические отношения между Святым престолом и Европейскими сообществами были установлены 10 ноября 1970 г. 24 июня 2006 г. в Ватикан впервые была направлена делегация Европейского Союза, возглавляемая Луисом Ритто (Luis Ritto). В настоящее время делегация Европейской службы внешних связей, возглавляемая Яном Томбински (Jan Tombinski), является одновременно делегацией Европейского Союза при Святом престоле, Мальтийском ордене, представительствах учреждений системы ООН14 в Риме и в Республике Сан-Марино.
Основные задачи делегации ЕС в отношении Святого престола связаны с координацией отношений с государствами, аккредитованными при Святом престоле, которые касаются вопросов защиты прав человека, межрелигиозного диалога, а также таких специфических для Европейского Союза тем, как «христианские корни Европы».
В 1990-е гг. восьмой президент Европейской комиссии Жак Делор (Jacques Delors) инициировал проведение религиозного диалога между институтами ЕС с одной стороны и церквями, религиозными ассоциациями и обществами, философскими обществами и неконфессиональными организациями — с другой. До ноября 2019 г. за религиозный диалог отвечал первый вице-председатель Европейской комиссии Винсент Депэнь (Vincent Depaigne), а в новом составе Еврокомиссии эти полномочия перешли к Маргаритису Шинасу (Margaritis Schinas). Данная должность была учреждена в соответствии со ст. 17 Договора о функционировании Европейского Союза, о которой уже говорилось выше.
С 1 января 2010 г. между Европейским Союзом и Государством-городом Ватикан действует Валютное соглашение от 17.12.200915, заменившее соглашение 2000 г.16 Сторонами по Соглашению являются Европейский Союз, представленный Европейской комиссией и Итальянской Республикой, и Государство-город Ватикан, представленный Святым престолом в соответствии со ст. 3 Латеранских соглашений. Согласно Соглашению 2000 г. Ватикан был уполномочен осуществлять чеканку монет евро, но не более чем 670 000 евро в год17. В соответствии со ст. 3 Соглашения 2010 г. эта сумма была увеличена до 2 300 000 евро в год. Ватикан вправе чеканить памятные и другие коллекционные (юбилейные) монеты, в том числе в годы, когда
13 Treaty on European Union (Maastricht, 1992).
14 В частности, в Риме находится штаб-квартира Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
15 Monetary Agreement between the European Union and the Vatican City State // OJ C 28. 04.02.2010. Pp. 13-18.
16 Подобные денежные соглашения заключены Европейским Союзом и с некоторыми другими государствами, которые не являются членами ЕС, — Андоррой, Монако, Сан-Марино.
17 В 2004 г. лимит была увеличен до 1 млн евро, а по особым случаям (юбилеи, религиозные праздники, экуменистические советы) сумма могла быть увеличена еще на 300 000 евро.
Святой престол является вакантным18. Монеты Ватикана чеканятся в Государственном полиграфическом институте и монетном дворе Италии.
Статья 1 указанного Соглашения закрепляет за Ватиканом обязательство использовать евро в качестве официальной валюты на своей территории в соответствии с Регламентами (ЕС) 1103/9719 и (ЕС) 974/9820, а статья 8 предписывает государствоподобному образованию предпринимать все необходимые меры по импле-ментации нормативных правовых актов Союза, регулирующих выпуск евро (банкнот и монет), а также деятельность, направленную на предупреждение отмывания денег и мошенничества. Контроль за соблюдением Соглашения осуществляет специально созданный Объединенный комитет, состоящий из представителей Ватикана и Европейского Союза. Во вторую категорию членов Комитета входят представители Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Итальянской Республики.
Важную роль в финансовой системе Святого престола играет Институт религиозных дел (Instituto per le Opere di Religione (IOR)), известный также как Банк Ватикана. Созданный в 1942 г. IOR управляет финансами институтов, подведомственных Святому престолу, католических религиозных организаций по всему миру, кардиналов, епископов, служащих Ватикана —
всего около 15 000 клиентов. Общая сумма активов под управлением согласно официальному отчету — 2,8 млрд евро21.
В 2010 г. Папой Римским Бенедиктом XVI был создан орган финансового надзора Святого престола и Ватикана — Управление финансовой информации (Financial Information Authority (AIF)). В компетенцию AIF входят такие вопросы, как финансовый надзор за деятельностью в том числе Банка Ватикана, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, а с 2013 г. в соответствии со ст. 2 и 52 Закона Ватикана № XVIII от 08.10.2013 — и пруденциальный надзор22 за деятельностью организаций, осуществляющих финансовую деятельность на профессиональной основе. Требования по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма были введены после консультаций с представителями Европейского Союза и во многом соответствовали действовавшему на тот момент законодательству ЕС в этой сфере (Директиве 2005/60/ЕС23, Директиве 2006/70/ЕС24).
После череды громких скандалов, в которых оказался замешан IOR, в частности после увольнения главы банка Этторе Готи Тедески в 2012 г., Папа Римский Франциск в 2013 г. инициировал проведение ряда проверок и реформ с целью выявления нарушений в деятельности финансового института, а также повышения уровня
18 Если стоимость коллекционных монет, выпущенных в такой год, будет превышать допустимое значение, соответствующая сумма должна быть учтена в следующем году (p. 2 Art. 3 of the Monetary Agreement between the European Union and the Vatican City State).
19 Council Regulation (EC) No. 1103/97 of 17 June 1997 on certain provisions relating to the introduction of the euro1094 // OJ L 162. 19.06.1997. Pp. 1-3.
20 Council Regulation (EC) No. 974/98 of 3 May 1998 on the introduction of the euro // OJ L 139. 11.05.1998. Pp. 1-5.
21 IOR Annual report 2018 // URL: http://www.ior.va/content/ior/en/media/annual-report/annual-report-2018. html (дата обращения: 05.02.2020).
22 Под пруденциальным надзором понимается система наблюдательных процедур, осуществляемых регулирующими органами с целью выявления нарушений и потенциальных проблем в деятельности финансовых институтов.
23 Directive 2005/60/EC of 26 October 2005 on the prevention of the use of the finantial system for the purpose of money laundering and terrorist finansing // OJ L 309. 25.11.2005. Pp. 15-36.
24 Commission Directive 2006/70/EC of 1 August 2006 laying down implementing measures for Directive 2005/60/ EC of the European Parliament and of the Council as regards the definition of politically exposed person and the technical criteria for simplified customer due diligence procedures and for exemption on grounds of a financial activity conducted on an occasional or very limited basis // OJ L 214. 04.08.2006. Pp. 29-34.
прозрачности его работы. Так, например, в 2013 г. был опубликован первый за всю историю существования Института религиозных дел годовой отчет. В 2019 г. также по инициативе Папы Римского Франциска был обновлен устав Банка Ватикана. В частности, вводится внешний аудит, к сотрудникам предъявляются требования, касающиеся этики, отменены бессрочные назначения на руководящие должности. Структура Банка состоит из 4 звеньев:
— Комиссия кардиналов, состоящая из 5 членов, назначаемых сроком на 5 лет, которые избирают президента Комиссии. Комиссия осуществляет надзор за соответствием деятельности Банка его уставу;
— прелат, который назначается Комиссией кардиналов и утверждается на должность Папой Римским. Прелат выполняет функции секретаря Комиссии, имеет доступ ко всей документации 10К;
— наблюдательный совет, определяющий основные направления деятельности Банка, отвечающий за вопросы, связанные с управлением организацией (в частности, совет определяет наиболее подходящую финансовую структуру организации, инициирует внесение изменений в устав Банка, которые затем утверждаются Комиссией кардиналов). Совет состоит из 5 членов, назначаемых на эту должность Комиссией кардиналов с правом последующего переизбрания;
— директорат, отвечающий за операционную деятельность и подотчетный наблюдательному совету. Возглавляет этот орган генеральный директор.
Важное значение в правовом регулировании деятельности 10К имеют на основании Закона Ватикана № XVIII от 08.10.2013 акты, издаваемые управлением финансовой информации. В то же время согласно п. 4 ст. 1 упомянутого ранее Закона от 01.10.2008 об источниках права составной частью права Святого престола явля-
ются общие принципы права, а также международные договоры, одной из сторон в которых является Святой престол.
1 марта 2019 г. Ватикан присоединился к Единой зоне платежей в евро (The Single Euro Payments Area (SEPA)), став 36-м членом платежной системы и получив международный номер банковского счета (International Bank Account Number (IBAN)25) — VA. В Единую зону платежей в евро входят государства — члены ЕС, а также Исландия, Монако, Норвегия, Республика Сан-Марино, Швейцария, а с 2019 г. — Андорра и Ватикан. В узком смысле под SEPA понимают платежную систему, в широком это скорее «единая экономическая среда, в которой разнородные и действующие по собственным правилам и стандартам платежные системы стран Европы функционируют по единым правилам и стандартам»26. Для Ватикана присоединение к Единой зоне платежей в евро подразумевает участие в следующих платежных схемах:
— SEPA Credit Transfer — межбанковские расчеты для кредитовых переводов;
— SEPA Instant Credit Transfer — схема для моментальных кредитовых переводов;
— SEPA Direct Debit — метод расчетов, при котором списание средств со счета плательщика инициируется получателем средств;
— SEPA Cards Framework — правила, устанавливающие единые требования при оплате банковскими картами.
Органом, координирующим реализацию проекта SEPA, является Европейский платежный совет (European Payments Council (EPC)). В Европейском центральном банке (European Central Bank (ECB)) учрежден Совет по платежам в евро, в состав которого входят представители банковской индустрии, национальных правительств и потребителей финансовых услуг, вовлеченных в реализацию проекта Единой зоны платежей в евро. Присоединение Ватикана к SEPA имеет чрезвычайно важные правовые последствия
25 Стандарт № 13616 Международной организации по стандартизации (International Organization for standardization) и Европейского комитета по банковским стандартам (European Committee for Banking Standards (ECBS)).
26 Банк России. Краткий обзор европейского платежного пространства. Декабрь 2018 // URL: https://cbr.ru/ content/document/file/59839/obzsepa.pdf (дата обращения: 06.02.2020).
для государствоподобного образования: участие в SEPA обязывает ее членов соблюдать требования, установленные Европейским Союзом, в том числе платежными директивами ЕС. Первая директива о платежных услугах на внутреннем рынке от 13.11.2007 (Payment Services Directive — PSD 1)27 устанавливала правила для создания единой зоны платежных услуг в рамках SEPA, вводила единые стандарты для всех платежей, осуществляемых в евро на территории Единой зоны. Заменившая PSD 1 Вторая платежная директива (PSD 2)28 направлена на гармонизацию национальных законодательств государств — участников SEPA, в первую очередь в сфере оказания платежных онлайн-услуг. Таким образом, государства, не входящие в состав интеграционного объединения, также вносят соответствующие изменения в действующее национальное законодательство, а их финансовые институты должны придерживаться требований, установленных Европейским Союзом в отношении SEPA. Безусловно, для Ватикана присоединение к Единой зоне платежей в евро имеет и политическое значение, подтверждающее статус Ватикана как надежного финансового партнера для европейских государств, что особенно важно после череды скандалов, связанных с IOR.
15 октября 2016 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Италия и Святым престолом по вопросам налогообложения. Соглашение предусматривает обмен налоговой информацией, устанавливает необходимые правила для подачи деклараций. Двустороннее соглашение упрощает правила и процедуры, касающиеся налоговых обязательств и информации о налогоплательщиках, гармо-
низируя налоговое законодательство между сторонами. Следует отметить, что Соглашение соответствует Стандарту об автоматическом обмене информацией, принятому Организацией экономического сотрудничества и развития в 2014 г., целью которого является повышение уровня налоговой прозрачности.
Статья 16 Латеранских соглашений 1929 г. освобождает здания на территории Италии, находящиеся в собственности Святого престола, от всех налогов и сборов. С 2006 по 2011 г. в Италии действовал налог на недвижимость (Imposta comunale immobile (ICI)), освобождавший некоммерческие религиозные и образовательные организации от налоговых выплат, даже в случае их коммерческого использования. Однако с 1 января 2012 г. был введен единый муниципальный налог (Imposta municipale (IMU)), не делавший исключений для религиозных организаций. Только в Риме у Святого престола в собственности находятся десятки объектов, которые используются как гостиницы, платные медицинские учреждения, рестораны.
Таким образом, с 2006 по 2011 г. Ватикан освобождался от уплаты налогов на недвижимость. Сумма, оплаты которой удалось избежать, составляет более 4 млрд евро. После вступления в силу 1 января 2012 г. нового налогового режима таких привилегий у религиозных и образовательных организаций не осталось. В декабре 2012 г. Комиссия Европейского Союза приняла Решение29, признав, что действовавший до 2011 г. налог на недвижимость (ICI) предоставлял возможность получения некоммерческими религиозными и образовательными организациям незаконной финансовой помощи. Тем не менее Комиссия посчитала
27 Directive 2007/64/EC of the European Parliament and of the Council of 13 November 2007 on payment services in the internal market amending Directives 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 97/5/EC // OJ L 319. 05.12.2007. Pp. 1-36.
28 Directive 2015/2366 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/EC and 2013/36/EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC // OJ L 337. 23.12.2015. Pp. 35-127.
29 Commission Decision 2013/284/EU of 19 December 2012 on State aid SA.20829 (C 26/2010, ex NN 43/2010 (ex CP 71/2006)) Scheme concerning the municipal real estate tax exemption granted to real estate used by noncommercial entities for specific purposes implementing by Italy (notified under document C (2012) 9461) Text with EEA relevance // OJ L 166. 18.06.2013. Pp. 24-54.
невозможным вернуть неуплаченный за этот период времени НКО налог. Недовольные таким решением Еврокомиссии начальная школа Марии Монтессори и владелец отеля типа bed-and-breakfast в Риме Пьетро Ферраччи подали иск в Трибунал (General Court), утверждая, что решение Комиссии поставило их в заведомо проигрышное положение по сравнению с объектами, принадлежащими некоммерческим организациям, которые осуществляли ту же деятельность, но не платили налоги в течение 5 лет. Трибунал принял заявление, но счел претензии необоснованными30. Суд Европейского Союза отменил решение нижестоящей инстанции, посчитав, что решение Комиссии было необоснованным, так как необходимо было проверить наличие альтернативных методов взыскания незаконно полученной финансовой помощи, не ограничиваясь информацией, полученной из итальянского земельного реестра и налоговых баз. Решения Еврокомиссии, как и Трибунала, были отменены31.
У Европейского Союза нет соглашения с Ватиканом по таможенным вопросам, в отличие от соглашений о таможенном союзе с рядом карликовых государств — Андоррой (национальный режим для всех товаров, кроме сельскохозяйственных продуктов), Сан-Марино (исключение для угля и стали)32. Между Италией и Ватиканом эти вопросы урегулированы Соглашением 1930 г.: то небольшое количество товаров, которое производится в Ватикане (в основном это коллекционные предметы, автозапчасти, ортопедическая техника, сувенирная продукция) и экспортируется в Италию, полностью освобождается от всех пошлин, сборов и иных
платежей. В соответствии со ст. 20 Латеранских соглашений «товары, ввозимые из-за границы и направляемые в Град Ватикан или вывозимые из него для учреждений или департаментов Святого престола, будут всегда допускаться в любом пункте и в любом порту Королевства к транзиту через итальянскую территорию с полным освобождением от таможенных правил и пошлин»33.
Что касается влияния Святого престола на внутреннюю политику Евросоюза, то особо хотелось бы отметить сферу миграционной политики, вопросы, связанные с защитой окружающей среды, вопросы межкультурного диалога и образования.
В 1980 г. была создана Комиссия епископских конференций Европейского сообщества (С0МЕСЕ)34 со штаб-квартирой в Брюсселе. Основными направлениями деятельности Комиссии стал мониторинг политических и правовых процессов в Сообществе, а позднее — в Евросоюзе, вопросы, связанные с миграцией, поддержание религиозного диалога, информирование и повышение осведомленности церквей (епископских конференций) в государствах-членах. Появление данной структуры и ее успешное функционирование и развитие безусловно подчеркивает ее значение в качестве одного из инструментов участия Святого престола в политике ЕС. Основной фокус в деятельности Комиссии — защита прав человека во всех сферах общественной жизни. Так, при Комиссии создана рабочая группа по защите прав мигрантов и предоставлению убежища, которая разрабатывает программы, планы действий и всячески содействует проведению миграцион-
30 Case T-220/13: Judgment of the General Court of 15 September 2016 — Scuola Elementare Maria Montessori v Commission // OJ C 402. 31.10.2016. Pp. 25-25 ; Case T-219/13: Judgment of the General Court of 15 September 2016 — Ferracci v Commission // OJ C 392. 24.10.2016. Pp. 22-22.
31 Joint Cases C-622/16 P to C-624/16 P: Judgment of the Court (Grand Chamber) of 6 November 2018 — Scuola Elementare Maria Montessori Srl v European Commission, Italian Republic (C-623/16 P), European Commission v Scuola Elementare Maria Montessori Srl, Italian Republic (C-623/16 P), European Commission v Pietro Ferracci, Italian Republic (C-624/16 P) // OJ C 16. 14.01.2019. Pp. 4-5.
32 См. об этом: Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека : учебник / отв. ред. Л. М. Энтин. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма: Инфра-М, 2011. С. 597.
33 Ст. 20 Договора между Святым престолом и Италией (Латеранские соглашения 1929 г.).
34 В настоящее время — Комиссия епископских конференций Европейского Союза.
ной политики ЕС на основе христианских ценностей, консультирует членов Еврокомиссии по данным вопросам. COMECE взаимодействует с Агентством Европейского Союза по основным правам (European Union Agency for Fundamental Rights). В частности, 3 июля 2019 г. состоялась встреча, организованная Комиссией епископских конференций, при участии Агентства, церквей и религиозных ассоциаций, на которой участники обсуждали возможность расширения сферы сотрудничества и дальнейшего развития отношений. Приоритетными направлениями такого сотрудничества является деятельность не только в сфере защиты прав меньшинств, но и борьба с фейковыми новостями, а также повышение уровня экспертизы церкви в области информационной безопасности.
Сложилась практика проведения встреч между представителями Комиссии епископских конференций с представителями государства — председателя ЕС с целью обмена информацией по вопросам, связанным с защитой прав человека, образованием, межрелигиозным и межкультурным диалогом.
С 2008 г. COMECE вовлечена в работу, связанную с защитой окружающей среды в связи с климатическими изменениями. Так, Комиссия поддержала предложенное Урсулой фон дер Ляйен35 Европейское зеленое соглашение36 — масштабный экологический проект Европейского Союза. Основная задача «Зеленой сделки» — превратить ЕС в первую климатически нейтральную часть света, максимально снизив уровень выбросов парниковых газов за счет разработки инновационных технологий в сфере накопления электроэнергии. Представители COMECE неоднократно подчеркивали, что про-
возглашенной в учредительном договоре Европейского Союза цели «высокого уровня охраны и улучшения качества окружающей среды»37 противоречат такие амбициозные задачи ЕС, как экономический рост, развитие сельского хозяйства, индустриализация. «Зеленое соглашение», напротив, должно привнести баланс в экономическое развитие Евросоюза с учетом экологической безопасности, сделав Европейский Союз мировым лидером и гарантом в вопросах защиты окружающей среды. Поддержка данного проекта COMECE в определенном смысле обусловлена энцикликой Папы Римского Франциска Laudato Si38 от 18.06.2015, посвященной проблемам экологии. Главная идея данного послания — гармония человека и окружающей среды, взаимосвязь экологических проблем с бедностью, критика экономического роста за счет загрязнения природы.
2 апреля 2020 г. в связи с охватившей мир, и территорию государств Евросоюза в частности, пандемией COVID-19 Комиссия совместно с Конференцией европейских церквей (CEC) издали декларацию под названием Let us remain united39, направленную на объединение усилий европейских церквей в борьбе с распространением коронавирусной инфекции и на поддержку наиболее пострадавших слоев населения. Так, в документе содержится призыв к лидерам европейских государств «продолжать действовать решительно, прозрачно, в духе сопереживания и демократии»: «настало время показать нашу общую приверженность европейскому проекту и таким общеевропейским ценностям, как солидарность и единство; нельзя капитулировать перед страхом и национализмом»40. Кроме того, в декларации содер-
35 Председатель Европейской комиссии с 1 декабря 2019 г.
36 В прессе встречается термин «Зеленая сделка» ЕС (EU Green Deal).
37 P. 3 Art. 2 Treaty on European Union (Maastricht, 1992).
38 Хвала Тебе (лат.).
39 Joint Statement of the Presidents of COMECE and CEC in the context of the Covid-19 pandemic // URL: http:// www.comece.eu/dl/qtMnJKJKkoKNJqx4lJK/2020-03-31_C0MECE-CEC_Statement_in_the_context_of_C0VID-19_ EN_.pdf.
40 Европейские церкви: солидарность перед лицом угрозы C0VID-19 // URL: https://www.vaticannews.va/ ru/church/news/2020-04/evropejskie-cerkvi-solidarnost-pered-licom-ugrozy-covid-19.html (дата обращения: 30.04.2020).
жатся конкретные предложения по борьбе с инфекцией и ее последствиями: меры по смягчению социальных и финансовых потрясений, международное сотрудничество в сфере гуманитарной помощи, уход за пожилыми людьми, обмен медицинскими материалами и оборудованием.
Подводя итог, следует отметить, что отношения между Святым престолом и Республикой Италия регулируются не только Латеранскими соглашениями 1929 г., которые по-прежнему остаются важнейшим источником правового регулирования двусторонних отношений между этими субъектами, но и рядом специальных соглашений. Нельзя не признать, что у Святого престола имеется достаточно широкий набор средств не только для успешного развития двусторонних отношений с Европейским Союзом, но и для оказания определенного воздействия и на внешнюю, и на внутреннюю политику ЕС в таких сферах, как защита прав человека, миграци-
онная политика, образование, межрелигиозный и межкультурный диалог, а в последнее время опосредованно и на экономическую политику, что выражается, например, в участии Комиссии епископских конференций Европейского Союза в «Зеленой сделке».
В настоящее время в свете пандемии C0VID-19 Ватикан не только предпринимает конкретные шаги, направленные на борьбу с вирусной инфекцией, объединяя европейские церкви, но и, что особенно важно, становится духовным лидером в этой борьбе для Европы. 29 апреля в Доме Святой Марфы Папа Римский Франциск призвал верующих молиться о Европе и о единстве Европейского Союза41. Не исключено, что Ватикан, не являясь членом ЕС, станет одним из ключевых акторов в вопросе сохранения единства Европейского Союза в условиях глубочайшего финансового и политического кризиса исторического масштаба, вызванного последствиями пандемии C0VID-19.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Банк России. Краткий обзор европейского платежного пространства. Декабрь 2018 // URL: https://cbr. ru/content/document/file/59839/obzsepa.pdf (дата обращения: 06.02.2020).
2. Европейские церкви: солидарность перед лицом угрозы COVID-19 // URL: https://www.vaticannews. va/ru/church/news/2020-04/evropejskie-cerkvi-solidarnost-pered-licom-ugrozy-covid-19.html.
3. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека : учебник / отв. ред. Л. М. Энтин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма: Инфра-М, 2011.
4. Жосул Е. Ватикан и европейская интеграция // Власть. — 2008. — № 11. — С. 73-77.
5. Основы интеграционного права : учебное пособие / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков. — М. : Проспект, 2014. — 291 с.
6. Папа молится о единстве Европы // URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope-francis/mass-casa-santa-marta/2020-04/papa-molitsya-o-edinstve-i-bratstve-evropy.html.
Материал поступил в редакцию 7 мая 2020 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Bank Rossii. Kratkij obzor evropejskogo platezhnogo prostranstva. Dekabr' 2018 // URL: https://cbr.ru/ content/document/file/59839/obzsepa.pdf (date of access: 06.02.2020).
41 Папа молится о единстве Европы // URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope-francis/mass-casa-santa-marta/2020-04/papa-molitsya-o-edinstve-i-bratstve-evropy.html (дата обращения: 05.05.2020).
2. Evropejskie cerkvi: solidarnost' pered licom ugrozy COVID-19 // URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/ news/2020-04/evropejskie-cerkvi-solidarnost-pered-licom-ugrozy-covid-19.html.
3. Evropejskoe pravo. Pravo Evropejskogo Soyuza i pravovoe obespechenie zashchity prav cheloveka : uchebnik / otv. red. L. M. Entin. — 3-e izd., peresmotr. i dop. — M. : Norma: Infra-M, 2011.
4. Zhosul E. Vatikan i evropejskaya integraciya // Vlast'. — 2008. — № 11. — S. 73-77.
5. Osnovy integracionnogo prava : uchebnoe posobie / S. Yu. Kashkin, A. O. Chetverikov. — M. : Prospekt, 2014. — 291 s.
6. Papa molitsya o edinstve Evropy // URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope-francis/mass-casa-santa-marta/2020-04/papa-molitsya-o-edinstve-i-bratstve-evropy.html.