УДК 327
РОЛЬ ВАТИКАНА В СОВРЕМЕННЫХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Н.В.Полякова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Данная статья посвящена исследованию роли Ватикана в современных этноконфессио-нальных процессах, происходящих на Ближнем Востоке. Автор отмечает, что Ватикан имеет давнюю историю присутствия в странах Ближнего Востока, но на современном этапе одной из важнейших его целей в этом регионе, где зародилась религиозная традиция христианства, стала защита ближневосточных христиан. Констатируется, что руководство Римско-католической церкви прилагает множественные усилия для разрешения данной проблемы, используя при этом все возможные инструменты и каналы влияния. Подчеркивается, что помимо собственно гуманитарных проектов и акций, в рамках которых налажено сотрудничество, в том числе и с Русской православной церковью (РПЦ), Святой Престол претендует и на прямое политическое участие в международных процессах урегулирования кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, а также активно задействует разновекторные дипломатические связи и контакты различного уровня — от официальных до частных. Автор доказывает что на современном этапе Святой Престол можно рассматривать как временного союзника России в ее усилиях по стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, и в первую очередь в Сирии. Делается вывод о неприятии Ватиканом идей фрагментации данного региона, что дезавуирует тем самым американскую геополитическую концепцию «Большого Ближнего Востока», т. е. концепцию демократической «реконструкции» данного региона извне.
Ключевые слова: Ватикан, Ближний Восток, этноконфессиональные процессы, Римско-католическая церковь, Русская православная церковь, Россия.
Римско-католическая церковь, одна из самых древних религиозных институций в мире и самая крупная христианская церковь, к последователям которой относят себя более миллиарда жителей нашей планеты, продолжает сегодня активно развиваться, стремясь предложить собственные варианты решения системных проблем современности (см.: [О'СоШпв, Раггид1а, 2015]). Как отмечают в этой связи современные исследователи, «почти миллиард католиков, населяющих разные страны мира и принадлежащих к самым различным расовым, национальным, этническим, имущественным группам, представляет собой огромный потенциал социально-политического влияния» [Зонова, 2000, с. 5]. К началу XXI в. Римско-католическая церковь не только сохранила свое религиозное влияние в глобальном контексте, но и, радикально оптимизировав свои прежние притязания на светскую власть после создания по Лате-ранским соглашениям 1929 г. государства-анклава Ватикан [Григулевич, 2003,
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.108
с. 127-128], закрепила за собой суверенный статус субъекта международного права: «Именно Святой Престол, а не Ватикан имеет дипломатические отношения с Европейским Союзом и различными странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Папство в формате Святого Престола принимает участие в деятельности различных международных и региональных межправительственных организаций и является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций» [Юдин, 2013].
Продолжая в современных условиях оставаться одним из крупнейших субъектов мировой политики, Святой Престол преследует свои интересы в том числе и на таком важнейшем международном направлении, как ближневосточная политика. Тем более что Ватикан1 имеет давние исторические традиции присутствия в странах Ближнего Востока, где он на протяжении столетий активно оказывал влияние с помощью военной, политической, миссионерской, гуманитарной и иных видов деятельности (см.: [Лозинский, 1986]. Сегодня, наряду с католиками латинского (западного) литургического обряда, к Католической церкви принадлежат и 23 Восточные католические церкви древних обрядов (Александрийская, Антиохийская, Византийская, Халдейская и Армянская и др.), которые «сохраняют собственную иерархию во главе с патриархом или архиепископом, но при этом находятся в общении с папой римским и организационно ему подчинены [Рашкова, 2007, с. 200]. Поэтому интересы Ватикана на Ближнем Востоке представляются, несомненно, значимыми и носят целенаправленно системный характер.
На современном этапе одной из самых острых болевых точек в этом регионе, который является местом зарождения христианской религиозной традиции, стало положение христианских общин и христианства в целом. Гибель сотен тысяч мирных жителей в результате террористических актов и военных действий, мощные волны эмиграции из данного региона (только из Сирии — около семи миллионов беженцев), уничтожение и разграбление старинных церквей, монастырских и иных сакральных комплексов — все это имеет, помимо гуманитарных, и серьезные конфессиональные последствия, приводящие к ослаблению роли и значимости христианства на исконных для него территориях. При этом положение христиан на Ближнем Востоке вне этнической и узкоконфессиональной принадлежности сегодня таково, что любые внутренние разногласия играют на руку многообразным террористическим организациям и радикальным вооруженным группировкам. Поэтому Ватикан в данном направлении стратегически делает акцент на необходимости защиты и оказания поддержки всем христианам независимо от внутреннего разделения по конфессиональной принадлежности, поскольку видит риск исчезновения христианского присутствия на землях, откуда оно распространилось. Как заявил Папа Франциск на аудиенции участников встречи, посвященной гуманитарному кризису на Ближнем Востоке и исходу христиан: «Вместе с Церквами-сестрами
1 В дальнейшем это понятие будет использоваться в широком смысле как синоним Святейшего Престола, т. е. органа управления Римско-католической церковью, а не в узком смысле папского государства-анклава.
Святейший Престол активно трудится ради того, чтобы обеспечить будущее этим христианским общинам» [Ответ Церкви..., 2018]. Будучи озабоченным всеми этими деструктивными процессами, руководство Римско-католической церкви прилагает множественные усилия для разрешения ситуации в нужном русле, используя при этом все возможные инструменты и каналы влияния на ситуацию.
На первом месте в череде этих усилий находятся гуманитарные благотворительные акции, призванные облегчить жизнь местным христианам в условиях военного положения и одновременно разрешить множественные проблемы их массовой эмиграции за пределы региона. Так, начиная с 2014 г, Католическая церковь направила более 1 миллиарда долларов на преодоление гуманитарного кризиса в Сирии и Ираке, а ежегодные пожертвования отдельных благотворителей из католической среды превышают на сегодняшний день 4 миллиона долларов [Ответ Церкви..., 2018]. В структуре Ватикана или под его непосредственным покровительством работают различные фонды и организации, прилагающие усилия к решению проблемы беженцев в рамках ближневосточного региона. Например, такие как иезуитский центр помощи беженцам «Астал-ли» или международная сеть католических благотворительных организаций Caritas, которая помогала перестраивать крупнейший лагерь беженцев «Заата-ри», расположенный на территории Иордании, во «временный город», профинансировав там создания систем водо- и электроснабжения. Кроме того, эти организации и благотворительные фонды способствуют восстановлению разрушенной социальной инфраструктуры в местах непосредственного проживания христианских общин и доставляют десятки тонн гуманитарной помощи пострадавшим, независимо от их конфессиональной принадлежности. В этом же направлении развивает свою гуманитарную и медицинскую деятельность Суверенный Мальтийский орден, который, хотя и является самостоятельным и независимым субъектом международных отношений, представляет собой католический религиозный орден, чья конституция и другие уставные документы утверждаются Святым Престолом [Полякова, 2013]. Важно подчеркнуть в этой связи, что «сегодня Россия одновременно с Орденом оказывает гуманитарную помощь на Ближнем Востоке, а сам он активно сотрудничает с Императорским православным палестинским обществом» [Интервью Посла России., 2017]. Но зачастую все эти гуманитарные акции проводятся в условиях явной политизации, когда беспристрастное распределение помощи не гарантируется сторонами конфликтов на Ближнем Востоке: различные их участники стремятся использовать гуманитарную помощь в своих интересах, что затрудняет работу всех благотворительных организаций и фондов.
Для решения проблемы защиты ближневосточных христиан Ватикан объединил свои силы, в том числе и с Русской православной церковью (РПЦ). Именно эта тема стала одной из центральных при обсуждении на исторической встрече глав двух христианских церквей, прошедшей 12 февраля 2016 г в аэропорту Гаваны (Куба), когда высшие иерархи Русской православной церкви и Римско-католической церкви нашли общее поле деятельности по защите интересов христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке. Эта тема
также нашла отражение в совместном заявлении Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принятом по ее итогам: «Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами» [Совместное заявление..., 2016]. После завершения этой исторической встречи Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в совместной декларации уделили очень много внимания гуманитарным вопросам в Сирии и в целом на Ближнем Востоке — «Русская Православная и Римско-Католическая Церкви начали двустороннее сотрудничество на сирийском направлении. Оно направлено на помощь беженцам и на восстановление разрушенных храмов, монастырей и святынь Сирии» [Выступление., 2019], — подчеркнул, подводя итоги этой встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе в 2016 г., в одном из своих выступлений председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
В этом пространстве сегодня оформились и активно развиваются совместные проекты, направленные на поддержку ближневосточных христиан и создание условий для сохранения этого древнейшего христианского ареала. Так, например, недавно в столице Австрии, Вене, была представлена первая часть каталога разрушенных церквей Сирии, который был составлен в результате совместной работы представителей Русской православной церкви и Римско-католической церкви при участии фонда Kirche in Not («Помощь церкви в нужде») — международной католической благотворительной организации, которой с декабря 2011 г. присвоен статус папского благотворительного фонда. Этот фонд был основан сразу после Второй мировой войны голландским священником Веренфридом ван Страатеном (Werenfried van Straaten) для помощи европейским беженцам-католикам, но впоследствии «Помощь церкви в нужде» начала поддерживать проекты помощи христианским общинам во всем мире. Сегодня одним из приоритетов деятельности фонда Kirche in Not является помощь христианам Ближнего Востока, и в этой области он находится в тесной связи с РПЦ, участвуя в совместных проектах. На сегодняшний день, по мнению обеих сторон, восстановление храмов и других культовых сооружений может стать основой для возвращения полноценного христианского присутствия в этом регионе. Поэтому Русская православная и Римско-католическая церкви начали совместными усилиями восстанавливать христианские монастыри, которые были разрушены за годы конфликта в Сирии. Так, подходят к завершению длившиеся почти три года реставрационные работы в монастыре святой Феклы в Маалуле (в сирийской провинции Дамаск) — одном из важнейших сакральных мест ближневосточного христианства.
Помимо сугубо гуманитарных проектов, Ватикан изначально претендовал на прямое политическое участие в международных процессах урегулирования кризисных ситуаций на Ближнем Востоке и с самого начала кризиса неоднократно высказывался за поиск мирного решения сирийского конфликта. Очень показательны в этом смысле слова предыдущего патриарха Мелькитской греко-католической церкви (это самая многочисленная ближневосточная католическая община после Маронитской церкви) Григория III Лахама (Gregory III Laham), который в самом начале кризиса отмечал, что присутствие христиан в Сирии «.есть необходимое условие для умеренного ислама, который существует благодаря христианам. Если мы уйдем, не может быть никакой демократии в Сирии» (цит. по: [Стремидловский, 2013а]. В этой связи можно констатировать, что в самом начале сирийского конфликта Ватикан стратегически делал ставку на союз между умеренными исламистами и христианами разных конфессий против как светских, так и религиозных экстремистов, поскольку расценивал светские революционные процессы так называемой «арабской весны» как почву для последующего развития радикального ислама, в котором видел угрозу для выживания христианства в этом исконном для него регионе мира.
Святой Престол предлагал еще накануне Женевы-2, куда был готов направить свою делегацию на международную конференцию по урегулированию сирийского вопроса, исходить из трех основных принципов политического плана урегулирования по Сирии: во-первых, необходимо стремиться к восстановлению диалога между сторонами гражданского конфликта и добиться мирного примирения; во-вторых, ключевым является сохранение единства страны, ее территориальной целостности; в-третьих, базовой основой для идентичности сирийцев должно стать такое понятие гражданства, согласно которому все они вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности должны иметь одинаковые достоинства, права и обязанности [Стремидловский, 2013б].
Впоследствии Ватикан не раз высказывался против силовых методов разрешения сирийского конфликта. Например, он публично, на официальном уровне выразил свое резкое неприятие американского ракетного удара по Сирии: как подчеркивали официальные представители в Ватикане, решение президента США Дональда Трампа о ракетном ударе по правительственной базе сирийских ВВС в провинции Хомс (7 апреля 2017 г.) привело к деградации и без того сложной ситуации в Сирии. Так, мелькитский архиепископ Жан-Клемен Жан-бар (Jean-Clement Jeanbart), выражая общую позицию религиозных лидеров ближневосточных христианских церквей, которую поддержал и Святой Престол, прокомментировал эту силовую операцию следующим образом: «Трамп не захотел проконсультироваться с Россией, которая вместе с сирийскими войсками противостоит террористам. Из-за этого ситуация усугубилась еще больше, и мы боимся за безопасность христианской общины» [Ватикан и христианские иерархи., 2017].
В дальнейшем массовые публичные мероприятия, выступления понтифика, а также его представителей перед прессой с официальными заявлениями, организация под эгидой Ватикана конференций по гуманитарному кризису на Ближнем Востоке и исходу христиан католических благотворительных орга-
низаций, представителей поместных епископатов и монашеских конгрегаций, действующих в Сирии, Ираке и близлежащих странах, активизация дипломатических контактов и встреч на самом высоком уровне стали повседневными шагами для осуществления политики Ватикана в данном направлении. Так, самым массовым публичным мероприятием стало молитвенное стояние 7 сентября 2013 г. с просьбой о мире для Сирии на площади Святого Петра и призыв понтифика к общей молитве с ним всех христиан. Эту инициативу Папы Римского Франциска поддержал Верховный Муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун (Ahmad Badreddin Hassoun), предложивший сирийским мусульманам в мечетях Дамаска и по всей стране молиться вместе с Папой Римским Франциском о мире. Такая же публичная месса была отслужена и на стадионе в Аммане, столице Иорданского Хашимитского Королевства, во время ближневосточного паломничества папы Франциска.
Обращая внимание на неэффективность силовых методов решения конфликтов в этом регионе, Ватикан прибегает в противовес им к испытанному в своей истории прагматичному инструменту церковной дипломатии, успешно сочетая современные дипломатические формы с веками проверенными традиционными «полевыми» наработками в данной области (см.: [Зонова, 2000]). С точки зрения активных дипломатических контактов Ватикана в этом направлении интересен факт их разновекторности, а также их разноуровневый характер. Святой Престол выстраивает многообразное поле для своего участия в урегулировании кризисных процессов на Ближнем Востоке и поиску возможностей по защите интересов христиан в этом регионе. Здесь можно упомянуть многочисленные контакты с политическими лидерами именно данного региона: например встречи с иорданским монархом Абдаллой II, главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas), президентом Ирана Хасана Роухани (Hassan Rouhani), а также с премьер-министром Израиля Биньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) и др.
Особо интенсивный характер имеют дипломатические контакты на высшем уровне между Ватиканом и Иорданским Хашимитским государством. 29 августа 2013 г. Папа Римский Франциск впервые встретился с королем Иордании Абдуллой II (Abdullah II), и это была первая, с момента вступления на Святой Престол, встреча папы Франциска с правителем арабской страны. Основной темой встречи стал усугубляющийся кризис в Сирии и ближневосточном регионе в целом, в рамках которой стороны высказались за мирный диалог между всеми участниками сирийского конфликта при поддержке международного сообщества и обсудили перспективы более широкого сотрудничества между христианами и мусульманами. В этом контексте римский понтифик высоко оценил инициативы короля Иордании в области налаживания межрелигиозного диалога, а также создания и поддержания условий мирного сосуществования между последователями ислама и христианства. Генеральный викарий Иордании Латинского патриархата Иерусалима архиепископ Марун Лахам (Maroun Lahham), комментируя для Radio Vaticana итоги этого визита, отметил, что, «.несмотря на то, что Иордания — маленькая страна, она играет важную роль в восстановлении мира в Сирии. Мы надеемся, что большие страны заключат мир вместо
войны и найдут мирное решение, мы надеемся, что Иордания сможет сыграть положительную роль, присоединившись к позиции Святого Престола» [Стре-мидловский, 2013а]. Очередная, уже третья по счету (после визита иорданского монарха в Рим в августе 2013 г. и посещения папой Франциском Аммана в ходе его паломничества на Святую Землю в мае 2014 г.), личная встреча двух лидеров прошла 19 декабря 2017 г., после того как 6 декабря Соединенные Штаты объявили о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе туда своего посольства. Помимо главной темы встречи — ситуации вокруг Иерусалима, где позиции сторон оказались близки с точки зрения неприятия инициативы Вашингтона (Ватикан призвал к соблюдению статус-кво в этом вопросе), была также продолжено обсуждение темы межрелигиозного диалога между христианами и мусульманами и важности оказания помощи христианам Ближнего Востока с тем, чтобы они не покидали свои родные места. Как было отмечено в итоговом коммюнике, будучи неотъемлемой частью населения ближневосточных стран, христианские общины «вносят свой положительный вклад в развитие обществ» [Папа Франциск., 2017].
Многообразный и многоуровневый характер в этом направлении имеют контакты Ватикана с Россией. Они разворачиваются как на самом высоком официальном уровне (два визита Президента РФ Владимира Путина в Ватикан в ноябре 2013 г. и в июне 2015 г., а также первый за всю историю визит в Россию государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина и его переговоры в Сочи с Президентом РФ В. В. Путиным в августе 2017 г.), так и на уровне полуофициальных или даже частных контактов [Россия — Ватикан.]. Кроме того, проводятся постоянные консультации на техническом уровне, т. е. на уровне специалистов и экспертов, где происходит обмен мнениями по ситуации на Ближнем Востоке. При этом, как отмечает в одном из своих интервью российский посол в Ватикане Александр Авдеев, Ватикан и Россия имеют сходное видение ситуации в Сирии и выступают за сохранение территориального единства и суверенитета ближневосточного государства [Интервью Посла России., 2017]. Дипломат отметил, что Ватикан поддержал действия России по урегулированию ситуации в Сирии и освобождению территории страны от боевиков запрещенной в России террористической организации ИГ. «В одном из выступлений папы римского была даже не совсем обычная для ватиканской риторики фраза о том, что, если для борьбы с ИГ надо применить военные меры, то он за это», — подчеркнул А. Авдеев в своем интервью, акцентируя внимание на факте негласной поддержки со стороны Святого Престола использования этого инструмента для борьбы против экстремистов и религиозных фанатиков [Интервью Посла России..., 2017]. Но вместе с тем, не будучи, подобно России, Ирану и Турции, непосредственным участником процессов урегулирования сирийского кризиса, Ватикан все-таки желал бы большего признания своей важной роли как поборника мира в Сирии, а также внимания со стороны международного сообщества к своим значительным усилиям по помощи христианам Ближнего Востока. Например в рамках встреч по урегулированию сирийского конфликта, проходивших в Женеве, Астане и Сочи: «Ватиканский госсекретарь кардинал Пьетро Паролин в интервью заявил, что не знает, способствуют ли
новые туры переговоров "в Женеве, Астане, в Сочи" по Сирии разрешению сложившейся трагической ситуации. <...> Это критическое высказывание обусловлено как раз тем фактом, что указанные переговоры не включали усилия самого Ватикана» [Стремидловский, 2018].
Тем не менее можно констатировать близость внешнеполитических позиций Москвы и Ватикана по целому ряду международных проблем, в том числе и в рамках Большого Ближнего Востока. На современном этапе развития событий Ватикан в определенной мере можно рассматривать как временного союзника России в ее усилиях по стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, в первую очередь в Сирии, где их интересы частично совпадают. «От России я ожидаю помощь правительству Дамаска в осуществлении демократических реформ, и Россия должна быть задействована в этом процессе и приложить все усилия. Думаю, что Россия может сделать многое, Россия — единственная страна, которая это может сделать [надавить на Дамаск] и, я надеюсь, сделает это», — заявил не так давно папский нунций (посол Ватикана) в Сирии кардинал Марио Дзенари (Mario Zenari), акцентируя внимание на том, что Россия будет содействовать Сирии в проведении демократических реформ, которые являются залогом восстановления страны [Нунций в Сирии., 2018]. И в данном контексте стратегически важным является то, что Ватикан фактически постоянно озвучивает позицию о своем неприятии идей фрагментации данного региона, дезавуируя тем самым американскую геополитическую концепцию «Большого Ближнего Востока», т. е. концепцию демократической «реконструкции» Ближнего Востока извне.
Литература
Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Диалог культур и цивилизаций», прошедшей 15 марта 2019 года в Московском государственном лингвистическом университете // РПЦ: Отдел внешних церковных связей. URL: https://mospat.ru/ru/2019/03/15/ news171589/ (дата доступа: 4.04.2019)
Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2003. 368 с.
Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000. 200 с.
Ватикан и христианские иерархии в Сирии осуждают ракетную атаку США, 20 апреля 2017 г // Империя: информационно-аналитический портал. URL: http://www.imperiyanews.ru/ details/4a8af659-f325-e711-941b-2e815323a23f (дата доступа: 28.03.2019)
Интервью Посла России в Ватикане А. А. Авдеева международному информационному агентству «Россия сегодня», 28 декабря 2017 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http:// www.mid.ru/ru/maps/va/-/asset_publisher/RWYF1 D8UZT5j/content/id/3011879 (дата доступа: 8.04.2019)
Лозинский С. Г. История папства. 3-е изд. М.: Политиздат, 1986. 382 с.
Нунций в Сирии: Москва может содействовать Дамаску в проведении реформ, 15 сентября 2018 г // Сибирская католическая газета. URL: https://sib-catholic.ru/nuntsiy-v-sirii-moskva-mozhet-sodeystvovat-damasku-v-provedenii-nuzhnyih-reform/ (дата доступа: 30.03.2019)
Ответ Церкви на гуманитарный кризис в Сирии и Ираке, 14 сентября 2018 г // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2018-09/otvet-cerkvi-nagumanitarnyy-krizis-v-sirii-i-irake.html (дата доступа: 10 марта 2019)
Папа Франциск обсудил с королем Абдаллой ситуацию вокруг Иерусалима, 20 декабря
2017 г. // Благовест-инфо. URL http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76253 (дата доступа: 27.03.2019)
Полякова Н. В. Проблема «суверенности» Мальтийского ордена: исторические коллизии и современное состояние // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения — 2012): в 2 ч. Ч. 1: Книжное дело. Культурология: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУТД, 2013. С. 194-200. Рашкова Р. Т. Католицизм. СПб.: Питер, 2007. 239 с.
Россия-Ватикан (к 25-летию установления официальных отношений) // Историко-до-кументальный департамент МИД России. URL: https://idd.mid.ru/informacionno-spravocnye-materialy/-/asset_publisher/WsjViuPpk1am/content/rossia-vatikan-k-25-letiu-ustanovlenia-oficial-nyh-otnosenij-?inheritRedirect=false (дата доступа: 12.04.2019)
Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, 13 февраля 2016 г // РПЦ: Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4372074 (дата доступа: 10.04.2019)
Стремидловский С. Ватикан хочет большего понимания своих усилий в Сирии, 10 мая
2018 г. // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/2412860.html (дата доступа: 2.03.2019) Стремидловский С. Есть ли у Ватикана политический план по Сирии? 2 сентября 2013a
// ИА REX. URL: http://www.iarex.ru/articles/40651.html (дата доступа: 10.04.2019)
Стремидловский С. Ватикан выступил против расчленения Сирии. 11 ноября 2013б // ИА REX. http://www.iarex.ru/articles/43123.html (дата доступа: 11.04.2019)
Юдин А. Институт папства // Постнаука: интернет-журнал. URL: https://postnauka.ru/ faq/10173 (дата доступа: 2.04.2019)
O'Collins G., Farrugia M. Catholicism: The Story of Catholic Christianity. Oxford [et al.]: Oxford University Press, 2015. 448 p.
Полякова Наталья Валерьевна — канд. филос. наук, доц.; [email protected]
Статья поступила в редакцию: 6 августа 2019 г.;
рекомендована к печати: 15 ноября 2019 г
Для цитирования: Полякова Н. В. Роль Ватикана в современных этноконфессиональных процессах на Ближнем Востоке // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2020. Т. 16, № 1. С. 128-138. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.108
THE ROLE OF THE VATICAN IN THE MODERN ETHNO-CONFESSIONAL PROCESSES IN THE MIDDLE EAST
Natalia V. Poliakova
St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
The article analyzes the Vatican's role in the modern ethno-confessional processes in the Middle East. The author notes that the Vatican has a long historical tradition of being present in the Middle East, but currently one of its most important goals in this region, where the religious tradition of Christianity was born, has become the protection of Middle Eastern Christians. It is stated that the leadership of the Roman Catholic Church is making numerous efforts to resolve this problem, using the all possible tools and channels of influence. It is emphasized that in addition to the actual humanitarian projects and actions, within the framework of which cooperation has been established, including with the Russian Orthodox Church, the Holy See claims to direct political participation in international processes for the settlement of crisis situations in the Middle East. The Vatican also actively uses multi-vector diplomatic ties and contacts at various levels — from official to private. It is noted that the interests of the Vatican and Russia in this sphere intersect, which contributes to their close cooperation in the Middle East. The author proves that the Holy See is Russia's temporary ally in its efforts to stabilize the situation in the Middle East, and primar-
ПОЛИТЭКС. 2020. Том 16, № 1
ily in Syria. The conclusion is made that the Vatican does not support the ideas of the region being fragment and disavows the American geopolitical concept of the "Greater Middle East," which is the concept of democratic "reconstruction" of the region from the outside. Keywords: Vatican, Middle East, ethno-confessional processes, Roman Catholic Church, Russian Orthodox Church, Russia
References
Grigulevich I. R. The Papacy. 20th century. Moscow, TERRA-Kn. klub Publ., 2003. 368 p. (In Russian)
Interview of the Russian Ambassador to Vatican A. A. Avdeev to the international News Agency "Russia today". Official website of the Russian foreign Ministry. 12.2017. URL: http://www.mid. ru/ru/maps/va/-/asset_publisher/RWYF1 D8UZT5j/content/id/3011879 (accessed: 8.04.2019). (In Russian)
Joint statement by Pope Francis and Patriarch Kirill. Russian Orthodox Church: official website of the Moscow partriarchy. 13.02.2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074 (accessed: 10.04.2019). (In Russian)
Lozinskij S. G. The history of the papacy. Moscow, Politizdat Publ., 1986. 382 p. (In Russian) Nuncio in Syria: Moscow can assist Damascus in reforms. Siberian Catholic newspaper. 15.09.2018. URL: https://sib-catholic.ru/nuntsiy-v-sirii-moskva-mozhet-sodeystvovat-damasku-v-provedenii-nuzhnyih-reform/ (accessed: 30.03.2019). (In Russian)
O' Collins G., Farrugia M. Catholicism: The Story of Catholic Christianity. Oxford [et al.], Oxford University Press, 2015. 448 p.
Poliakova N. V. The problem of the "sovereignty" of the order of Malta: historical conflicts and the current state. Pechat' i slovo Sankt-Peterburga (Peterburgskie chteniya — 2012): v2 ch. St. Petersburg, SPbGUTD Publ., 2013, vol. 2, pp. 194-200. (In Russian)
Pope Francis discussed with king Abdullah the situation around Jerusalem. Blagovest-in-fo. 20.12.2017. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76253 (accessed: 27.03.2019). (In Russian)
Rashkova R. T. Catholicism. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 239 p. (In Russian) Russia-Vatican (to the 25th anniversary of the establishment of official relations). Historical and documentary Department of the Russian foreign Ministry. URL: https://idd.mid.ru/informacion-no-spravocnye-materialy/-/asset_publisher/WsjViuPpk1am/content/rossia-vatikan-k-25-letiu-us-tanovlenia-oficial-nyh-otnosenij-?inheritRedirect=false (accessed: 10.04.2019). (In Russian)
Stremidlovskii S. Does the Vatican have a political plan for Syria? News agency REX. 2.09.2013a. URL: http://www.iarex.ru/articles/40651.html (accessed: 10.04.2019). (In Russian)
Stremidlovskii S. Vatican opposed the dismemberment of Syria. News agency REX. 13.11.2013b. URL: http://www.iarex.ru/articles/43123.html (accessed: 11.04.2019). (In Russian)
Stremidlovskii S. Vatican wants more understanding of its efforts in Syria. News agency REG-NUM. 10.05.2018. URL: https://regnum.ru/news/polit/2412860.html (accessed: 2.03.2019). (In Russian)
The Church's response to the humanitarian crisis in Syria and Iraq. Vatican News. 14.09.2018. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2018-09/otvet-cerkvi-nagumanitarnyy-kri-zis-v-sirii-i-irake.html (accessed: 10.03.2019). (In Russian)
The report off the chairman of the Department for external Church relations of the Moscow Patriarchate, rector of the Church postgraduate and doctoral school named Cyril and Methodius, Metropolitan of Volokolamsk Hilarion at the conference "Dialogue of cultures and civilizations" at the Moscow state linguistic University. Russian Orthodox Church: Department for external Church relations. 15.03.2019. URL: https://mospat.ru/ru/2019/03/15/news171589/ (accessed: 19.03.2019). (In Russian)
Vatican and Christian hierarchies in Syria condemn us missile attack. Empire: information and analytical portal. 20.04.2017. URL: http://www.imperiyanews.ru/details/4a8af659-f325-e711-941b-2e815323a23f (accessed: 28.03.2019). (In Russian)
tfOjWTBKC. 2020. TOM 16, № 1
Yudin A. The institution of the papacy. Postnauka: online magazine. 11.03.2013. URL: https:// postnauka.ru/faq/10173 (accessed: 2.04.2019). (In Russian)
Zonova T. V. Vatican diplomacy in the context of the evolution of the European political system. Moscow, ROSSPEN Publ., 2000. 200 p. (In Russian)
Received: August 6, 2019
Accepted: November 15, 2019
For citation: Poliakova N. V. The Role of the Vatican in the Modern Ethno-Confessional Processes in the Middle East. Political Expertise: POLITEX, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 128-138. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.108 (In Russian)
ЛОЛИТЭКС. 2020. Том 16, № 1