Научная статья на тему 'Василий Васильев как исследователь китайской истории'

Василий Васильев как исследователь китайской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
750
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Востоковедение / Цинский Китай / Российская Империя / История Китая / буддизм / В. П. Васильев / Oriental Studies / Qing China / Russian Empire / History of China / Buddhism / V. P. Vasiliev

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Рамиль Миргасимович, Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Дацышен Владимир Григорьевич

Масштаб личности и творческого наследия В. П. Васильева, его выдающаяся роль в развитии российского и европейского китаеведения во многом ярко и драматично оценена его соратниками и современными исследователями. К сожалению, сегодня отсутствует фундаментальная академическая монографическая работа, посвященная академику В. П. Васильеву. Также полно не выявлено, систематизировано и введено в научный оборот сохранившееся рукописное наследие казанского, пекинского и санкт-петербургского периодов его жизнедеятельности. На основе разнообразных материалов представляется важным в год 200-летнего юбилея В. П. Васильева отдать дань уважения его памяти, продолжившего российские традиции служения науке об истории и культуре народов Китая. Статья посвящена наследию В. П. Васильева (1818 – 1900) как историка Китая. Объем его наследия настолько велик и оригинален, что в полной степени так и не было востребовано российской и европейской синологией. В. Васильев в1838 г. окончил Восточное отделение Казанского университета, в 1839 г. защитил магистерскую диссертацию о монгольском буддизме. В 1840 – 1850 гг. он находился в Пекине в составе Православной духовной миссии. После возвращения, в 1850 – 1855 гг. занимал должность зав. кафедры китайской и маньчжурской словесности Казанского университета, а далее был переведен на вновь основанный Факультет восточных языков в университете в Санкт-Петербурге. В. П. Васильев стал одним из первых профессоров-китаистов, который осуществлял преподавание специальных по истории Китая. В 1886 г. он был избран академиком Императорской Академии наук. Статья основана на комплексе исторических методов. Ее материалы представляют интерес для исследователей китаеведов и историков развития востоковедения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеев Рамиль Миргасимович, Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Дацышен Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vasily Vasiliev as a researcher of Chinese history

The scale of the personality and creative heritage of V. P. Vasilyev, his outstanding role in the development of Russian and European Sinology in many ways clearly and dramatically appreciated by his colleagues and modern researchers. Unfortunately, today there is no fundamental academic monographic work dedicated to academician V. P. Vasiliev. Also, the preserved manuscript heritage of Kazan, Beijing and St. Petersburg periods of its activity has not been fully revealed, systematized and put into scientific circulation. On the basis of various materials, it is important to pay tribute to the memory of V. P. Vasilyev, who continued the Russian tradition of serving the science of the history and culture of the peoples of China, in the year of his 200th anniversary. The article is devoted to the heritage of V. P. Vasilyev (1818 – 1900) as a historian of China. The volume of its heritage is so great and original that it was not fully demanded by the Russian and European Sinology. Vladimir Vasiliev in 1838 he graduated from the Oriental Department of the University of Kazan in 1839, he defended a thesis on Mongolian Buddhism. In 1840 – 1850 he was in Beijing as a part of Orthodox spiritual mission. After his return, in 1850 – 1855 he held the position of head. Department of Chinese and Manchurian literature of Kazan University, and then was transferred to the newly founded faculty Of Oriental languages at the University in St. Petersburg. V. P. Vasilyev became one of the first professors-sinologists, who carried out the teaching of special on the history of China. In 1886 he was elected academician of the Imperial Academy of Sciences. The article is based on a set of historical methods. Its materials are of interest to researchers of sinologists and historians of the development of Oriental studies in Russia.

Текст научной работы на тему «Василий Васильев как исследователь китайской истории»

УДК 94(510)

Василий Васильев как исследователь китайской истории

Р.М. Валеев,

valeev200655@mail.ru Казанский Федеральный Университет,

Казань, Россия Д. Е. Мартынов, dmitrymartynov80@mail.ru Казанский Федеральный Университет,

Казань, Россия В. Г. Дацышен, Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Россия

Аннотация

Масштаб личности и творческого наследия В. П. Васильева, его выдающаяся роль в развитии российского и европейского китаеведения во многом ярко и драматично оценена его соратниками и современными исследователями. К сожалению, сегодня отсутствует фундаментальная академическая монографическая работа, посвященная академику В. П. Васильеву. Также полно не выявлено, систематизировано и введено в научный оборот сохранившееся рукописное наследие казанского, пекинского и санкт-петербургского периодов его жизнедеятельности. На основе разнообразных материалов представляется важным в год 200-летнего юбилея В. П. Васильева отдать дань уважения его памяти, продолжившего российские традиции служения науке об истории и культуре народов Китая.

Статья посвящена наследию В. П. Васильева (1818 - 1900) как историка Китая. Объем его наследия настолько велик и оригинален, что в полной степени так и не было востребовано российской и европейской синологией. В. Васильев в1838 г. окончил Восточное отделение Казанского университета, в 1839 г. защитил магистерскую диссертацию о монгольском буддизме. В 1840 - 1850 гг. он находился в Пекине в составе Православной духовной миссии. После возвращения, в 1850 - 1855 гг. занимал должность зав. кафедры китайской и маньчжурской словесности Казанского университета, а далее был переведен на вновь основанный

Факультет восточных языков в университете в Санкт-Петербурге. В. П. Васильев стал одним из первых профессоров-китаистов, который осуществлял преподавание специальных по истории Китая. В 1886 г. он был избран академиком Императорской Академии наук. Статья основана на комплексе исторических методов. Ее материалы представляют интерес для исследователей китаеведов и историков развития востоковедения в России.

Ключевые слова: Востоковедение, Цинский Китай, Российская Империя, История Китая, буддизм, В. П. Васильев.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с государственной программой повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета и проектом РФФИ 17-01-00209 / 17 «Научное наследие русских востоковедов XIX века: О. М. Ковалевский и В. П. Васильев».

Для цитирования: Валеев Р. М., Мартынов Д. Е., Дацышен В. Г. Василий Васильев как исследователь китайской истории. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2019; 39 (3): 20-35.

Введение

На этапе становления университетского китаеведения в России не только формировались разнообразные сведения и знания о народах и культуре Китая, органичной стала и образовательная и научная деятельность преподавателей и практиков. В XIX - начале XX вв. формировались институциональная система китаеведения, учебно-методические, научные и мировоззренческие принципы университетской работы синологов, и в целом были заметны тенденции и особенности его развития. Факты, события и наука о Китае являлись значимой составляющей российской академической и университетской ориенталистики.

В истории российского китаеведения особое место занимает Василий Павлович Васильев. На протяжении всей второй половины XIX в. он был движущим духом тоуе^) университетского китаеведения. В истории российской синологии следует выделить особый васильевский период (1840 - 1900 гг.).

В 1883 г. в университетской актовой речи «Современное положение Азии - китайский прогресс» В. П. Васильев пророчески отметил: "Китай имеет все данные, чтобы достигнуть самой высшей точки умственного, промышленного и вместе политического прогресса. Его принцип глубокого уважения к науке, стремление

всего народа учиться с необыкновенным напряжением, не стесняясь количеством лет, показывает, что там может вырасти нация самая образованная в свете, что она может создать ученых, которые могут не только разрабатывать науку сообща с остальным миром, но даже не остановятся на общем уровне" (Васильев, 1883).

Будучи лингвистом и профессором китайского языка В. П. Васильев был и крупнейшим специалистом по истории Китая, признанным исследователем истории Центральной и Восточной Азии. Он сам в автобиографии отмечал: "иначе я взглянул... на историю Китая" (Бартольд, 1977). Не случайно, уже при жизни В. П. Васильев был назван современниками «Нестором синологии».

Методы

Материалы статьи преимущественно основаны на применении биографического и критического методов. Использовался также историко-генетический и историко-сравнительный методы.

Результаты

В. П. Васильев родился в Нижнем Новгороде, в семье мелкого чиновника, сына сельского священника. В 14 лет он окончил Нижегородскую гимназию и в 1834 г. поступил на медицинский факультет Казанского университета. Но судьба распорядилась иначе, в связи с тяжелым материальным положением В. П. Васильев добился перевода на восточное отделение философского факультета Казанского университета на казенное содержание. Таким образом, будущий академик учился на первой российской и европейской университетской кафедре монгольской словесности, открытой в 1833 г. В. П. Васильев не изучал в университете китайский язык, так как кафедра китайской словесности была открыта в Казанском университете лишь в 1837 г. В 1838 г. В. П. Васильев сдал выпускные экзамены по монгольскому и тибетскому языкам, истории монгольской литературы, буддизму, всеобщей истории и истории Востока.

Будущий академик уже в годы студенчества смог получить серьезные знания по истории Китая и Центральной Азии.

В первой половине - середине XIX века в казанском университетском востоковедении история и культура народов Центральной и Южной Азии стали объектом научного исследования. В Казанском университете сформировались и развивались монголоведе-

ние, калмыковедение, китаеведение, маньчжуроведение и санскритология. Благодаря трудам востоковедов - О. М. Ковалевского (1800 - 1878), А. В. Попова (1808 - 1865), архимандрита Даниила (1798 - 1871), И. П. Войцеховского (1793 - 1850), В. П. Васильева (1818 - 1900), П. Я. Петрова (1814 - 1875), Ф. Ф. Боллензена (род. ок. 1813 г.) и др. преподавание и изучение языков, истории, этнографии и культурного наследия народов Монголии, Калмыкии, Бурятии, Китая и Индии получили в казанском востоковедении систематический и интенсивный характер. Были предприняты официальные меры начать изучение тибетского языка и письменности, новоиндийских языков. В частности, в апреле 1835 г. в связи с определением в Первую Казанскую гимназию пяти молодых бурят, в том числе ламы Г. Никитуева отмечалось, что "Россия приобретет ту славу, что ученые ее первые в Европе начнут разрабатывать богатую, но еще неприступную для изысканий сокровищницу языка Тибетского" (Государственный архив Республики Татарстан. Ф.92. Оп.1. Д.4340. Л.3 об.). Выпускник В. Васильев стал первым, который должен был в Пекине изучить тибетский язык в составе духовной миссии в 1840 - 1850 г.).

Историю Китая исследовал первый заведующий кафедрой китайского языка и словесности архимандрит Даниил (Д. П. Сивил-лов). Читал он историю студентам по «собственному конспекту», утвержденному Советом факультета. О содержании курса истории Китая этого преподавателя можно судить по его публикациям переводных работ в «Ученых записках Казанского университета». В годы работы в университете Даниил (Сивиллов) опубликовал такие работы, как: «Перевод с китайского языка из книги под заглавием "Драгоценное зеркало для просвещенного ума"»; «Всеобщая история Китая» ; «Древняя история Китая». Следующий заведующий китайской кафедрой, О. П. Войцеховский (1793 - 1850), также сам читал лекции по истории Китая.

Оставленный в университете для приготовления к профессорскому званию В. П. Васильев был направлен в Пекин для продолжения изучения тибетского языка. Руководство Казанского университета в 1838 г. приняло решение "об отправлении в Пекин с будущею Духовною Миссиею трех воспитанников Казанского Университета, и именно кандидатура Васильева, для изучения

языков Тибетскаго и Санскритскаго; Навроцкаго, для языков Мон-гольскаго, Манджурскаго и Тюркестанскаго и Рушко, для языка Китайскаго, с тем, чтобы они, по возвращении могли быть преподавателями тех языков в Университете". Однако министр иностранных дел граф К. В. Нессельроде разрешил отправить в Пекин лишь одного выпускника университета.

Российское правительство направляло В. П. Васильева в Китай учить тибетский язык. Но в «Наставлении отправляющемуся в Пекин Г. Васильеву» предписывалось особое внимание уделить изучению Китая. В этом документе, в частности, говорилось: "1. Казанский университет, отправляя своего воспитанника, Г. Васильева, в Пекин... имеет ввиду со временем приобрести в нем отличного преподавателя географии, истории, религии и древностей народов, населяющих восточную полосу Азии... Г. Васильев, не довольствуясь известными уже данными, обязан в местных рудниках отыскивать новые факты, которые могут подкрепить или объяснить прежние, или навести на совершенно новую точку зрения, потому что еще не все китайские летописи были рассмотрены ориенталистами... Г. Васильев должен себя утешать богатою жатвою на поприще истории... 5. После изучения языков первое место занимает изучение истории Тибета... 6. Но сочтется достойным усилий Г. Васильева, если он посвятит себя изучению истории образованности Индии, Китая и Тибета в разные годы их существования". Профессор О. М. Ковалевский предписывал стажеру: "не ограничиваясь одною теориею языков, руководствует своих питомцев к практическому их употреблению, а объясняя историю и литературу важнейших азиатских народов".

В. П. Васильев поехал в Китай в составе XII Духовной миссии во главе с архимандритом Поликарпом (Тугариновым). В ее состав были будущие выдающиеся исследователи Китая Гурий (Карпов) и Палладий (Кафаров). Кроме того, вместе с В. П. Васильевым приехали в Пекин В. В. Горский, А. А. Татаринов, И. И. Захаров, И. А. Гошкевич и другие. XII Российская духовная миссия выехала на родину летом 1850 г.

Во время пребывания в Пекине В. П. Васильев сформировался как китаевед. В китайской столице был сделан задел для будущих исследований по истории Китая. Молодой китаист привез из Пе-

кина в Казань большую коллекцию сочинений на китайском, маньчжурском, тибетском, монгольском, калмыцком и санскритском языках, в количестве 849 названий в 2737 томах и 14447 тетрадях. На родине молодой китаевед возглавил китайско-маньчжурскую кафедру (1850 - 1855 гг.), и продолжил традицию изучения истории Китая. В своих лекциях Васильев сохранил разработанный им метод исторического исследования - идти от географии к истории, а от истории - к другим наукам и словесности.

Талант исследователя истории Китая В. П. Васильев смог раскрыть уже в Петербургском университете.

В 1851 - 1854 гг. указы Николая I «О прекращении преподавания восточных языков в Казанском императорском университете и о создании в Петербурге Азиатского института» (ноябрь, 1851 г.) и «О прекращении преподавания восточных языков в Казанском императорском университете» (22 октября (ст. ст.), 1854 г.) предопределили новую правительственную политику по созданию ведущего университетского востоковедного центра в Санкт-Петербурге в Российской империи во второй половине XIX - начале XIX вв.

В 1855 г. профессор В. П. Васильев, вместе с другими востоковедами, преподавателями и студентами, были переведены на Факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Тогда же были перевезены восточные фонды библиотеки Казанского университета. Профессор китайского языка В. П. Васильев возглавил кафедру китайского языка. При этом он стал и первым лектором оригинального учебного курса лекций по истории Китая и стран Центральной и Восточной Азии.

После переезда в Санкт-Петербург в 1857 г. выпускник Казанского университета и профессор столичного университета В. П. Васильев, выделяя значимость собранных восточных рукописей и книг, а также роли библиотечных фондов писал: "Библиотека Санкт-Петербургского университета может считать свое существование еще только месяцами. Она привезена вся в целости недавно из Казани, по случаю... открытия в Санкт-Петербургском [университете] расширенного преподавания восточных языков, между которыми нашли место китайский, маньчжурский и монгольский. Следовательно, история нашей библиотеки, за исключением шкафов, вся принадлежит Казани" (Васильев, 1857)

В обобщающем исследовании по истории отечественного китаеведения говорится: "Преподавание восточных языков и китайской литературы Васильев совмещал с чтением лекций по истории Китая, придавая своим работам в этой области столь же важное значение, как и трудам по изучению буддизма... Основными разделами его курса были «первые времена китайской истории» (по XII в. до н. э.) и последующие исторические события в династийной хронологии от периода Western and Eastern Zhou (XII-III вв. до н. э.) до правящей (с 1644 г.) Китаем маньчжурской династии Qing". В программе В. П. Васильева в курс лекций по литературе, например, входили такие разделы: "в) древнее образование в Китае, предшествовавшее конфуцианству; ...д) значение конфуцианства; е) жизнь Конфуция и история распространения его учения до первых времен ханьской династии включительно". Следует отметить, что курс лекций В. П. Васильева по истории китайской и маньчжурской литературы, читавшийся полвека, не имел аналогов в мире, более того, нигде в западных университетах подобные курсы в то время не читались. С 1879 г. В. П. Васильев возобновил чтение курса истории Китая в Петербургском университете.

В своей работе профессор-китаевед опирался на богатую источниковую базу. В числе книг академика В. П. Васильева, сохранившихся в библиотеке Санкт-Петербургского университета сохранились: «Qingding Shu Jing chuanshuo huizuan. Высочайше утвержденный свод толкований "Книги историй" ("Shujing")» 1730 г.; «Yupizi tongjiang angmu xubian. Высочайше утвержденное продолжение "Всеобщего зерцала, правлению помогающего"» 1708 г. издания; «Shengwuji. Записки о священных войнах» китайского историка XIX в. Вэй Юаня (1794 - 1857) 1842 г. издания, по военная истории Цинской династии; «Shiji. Исторические записки» и комментарии к «Shiji», а также много другой исторической литературы. Профессор В. П. Васильев уже не имел возможности поработать в Пекине, но он плодотворно сотрудничал с европейскими синологическими центрами. В 1870 г. русский китаевед изучал китайские, маньчжурские и тибетские фонды библиотек Вены, Мюнхена, Лондона и Берлина, встречался с известными европейскими учеными-синологами (Дуглас, Фицмайер, Саммерсон, Шат-

тали). В 1881 г. В. П. Васильев принял участие в работе V Международного конгресса ориенталистов в Берлине.

В 1864 г. В. П. Васильев защитил докторскую диссертацию «Сведения о маньчжурах во времена династий Yuan и Ming». В 1866 г. В. П. Васильев был избран членом-корреспондентом Академии наук. В январе 1886 г. состоялось «Постановление общего собрания АН об избрании Васильева ординарным академиком "по литературе и истории азиатских народов"».

Всю свою жизнь В. П. Васильев активно сотрудничал с различными организациями и учреждениями в части изучения Китая. Например, к нему обращались за консультациями и содействием для обработки китайских материалов сотрудники старейшего в Сибири Минусинского музея. В. П. Васильев пропагандировал идеи необходимости распространения знаний о Востоке в русском обществе. Об этом, в частности, говорит и его «Представление в факультет Восточных языков об издании журнала» с обоснованием необходимости издания специального востоковедного журнала в Санкт-Петербургском университете «Азиатское Обозрение». Однако инициатива В. П. Васильева не нашла поддержки.

Академик В. П. Васильев был членом различных общественных организаций. В 1887 г. он стал почетным членом Императорского Русского Археологического Общества. В. П. Васильев был так же членом Императорского русского географического общества, Общества востоковедов и других общественно-научных организаций.

Академик В. П. Васильев был в первую очередь филологом и религиоведом, однако, даже с учетом того, что большинство научных работ не были опубликованы, заметным был его вклад в дело изучения истории Центральной и Восточной Азии.

За долгие годы преподавания в университете В. П. Васильев подготовил много исследователей истории Китая. В работе по истории отечественного востоковедения отмечается: "Всячески поощряя интерес студентов к истории, Васильев стремился привить им навыки критического осмысления источников посредством анализа текстов (Sima Qian, Zhu Xi, Du Zhao, Wei Yuan и других китайских историографов). По его предложению студентом Л. Зыбиным в 1889 г. был выполнен частичный перевод на рус-

ский язык известной китайской летописи «Zizhi tongjiang а^ти». Многие исторические сюжеты, посвященные Центральной Азии включались в тематику курсовых студенческих работ".

Ученик В. П. Васильева выпускник Иркутской гимназии студент М. Н. Суровцов первым сделал перевод «Liaoshi». Точнее, "это была первая и единственная попытка создать общий очерк истории этноса киданей на основе самого авторитетного источника -«Liaoshi» («История династии Liao»)". Выпускная дипломная работа, за которую М. Н. Суровцов в 1872 г. получил ученую степень кандидата, называлась «О владычестве киданей в Средней Азии: историко-политический обзор деятельности киданей от начальных известий о появлении народа и основания им династии Liao до падения сей последней на Западе». Первым исследователем Chunqiu стал другой ученик В. П. Васильева - Н. Н. Монастырев.

Во второй половине XIX в. В. П. Васильев был признанным лидером всего российского китаеведения. Ведущие русские историки Китая во второй половине XIX в. неизменно указывали на его помощь и поддержку. В изданиях того времени были типичны такие замечания: "В заключение не могу не высказать глубокой признательности моему наставнику В. П. Васильеву, без содействия которого сочинение мое, за неимением средств, вероятно, не появилось бы в свет".

Первые научные работы по истории Китая В. П. Васильев опубликовал уже после переезда в Санкт-Петербург. В 1857 г. были напечатаны «Описание Маньчжурии», где имелись сведения об истории этого региона, а также важный и интересный исторический источник - «Записка о Нингуте» начала XVIII в.

В 1859 г. в «Записках императорского Археологического общества» была опубликована фундаментальная работа В. П. Васильева «История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо-Татарах». Необходимость данной работы синолог объяснил во введении: "...между историей народов Средней Азии и эпохой Чингисхана находится пропуск на пространстве трех столетий, так что, читая историю древних народов мы находимся в неизвестности, что с ними сделалось впоследствии, и от того самое выступление на историческом поприще

Монголов представляется в каком-то полумраке". В. П. Васильев отмечает, что многие пробелы в знании истории вызваны отсутствием переводов официальных историй династий Liao и Jing, он пишет: "мы решились, по возможности, пополнить сказанный недостаток, если не изданием перевода оригинальных сочинений, то, по крайней мере, очерком главного их содержания. Сверх того, мы считаем неизлишним присоединить к этому краткому обозрению небольшие статьи... что написаны частными лицами, жившими недалеко от описываемой ими эпохи".

Первая часть исторического исследования В. П. Васильева, «История Киданей», начинается со следующего: "Название Киданей (Qidan) является в первый раз при династии Tuoba или Nan-Wei. По словам «Liaodongzhi» («Описание Liaodong»), приводимых в «Wudaishijizhu» (LXXII, 3), при конце пяти династий Кидане назывались еще Taiyan Qidan...". По тексту выделяются следующие разделы: «Прибавление к истории Киданей (Из Qidanguozhi, XXII)», «Прибавление о Shiwei», «Прибавление о Xia», «Дорожник Huqiao», «Падение Цзиньской династии» (Jing) и т.д. В своей работе В. П. Васильев выдвигает собственные решения спорных вопросов, например, он пишет: "Мнение наше о происхождении названия Монгол разнится от толкований, принятых другими". В конце основной части дается следующее заключение: "Мы набросали лишь, в общем обозрении истории Средней Азии, главные данные, которые необходимо иметь перед глазами при дальнейших исследованиях; а эти исследования найдут для себя материалы во множестве других источников, которые мы оставляем нетронутыми". В «Приложении» к основному тексту даны переведенные В. П. Васильевым еще в Пекине "краткие статьи о Киданях, Чжурчжэнях и Монголах, помещеные в китайском сборнике «Gujin shuohai». Сборник этот составлен при Минской династии, в 1544 году, каким-то Lu-ji... ". Самым старым из приложенных текстов была работа ученого эпохи Сун (Song) Ye Longli 1179 г. под названием «Qidanguozhi». Таким образом, исследование В. П. Васильева не только освещало белые пятна истории, но обозначило качественно новый этап в развитии дореволюционной российской историографии истории Китая.

Фундаментальная монография В. П. Васильева «История и древности Восточной части Средней Азии...» была и остается огромным вкладом синолога в мировую науку. Советские историки отмечали: "Труд Васильева - это извлечения из китайских официальных историй («Liao-shi»), «Yuan-shi» и частных летописей. Чтобы сделать его доступным массовому читателю, Васильев приводит текст не дословно, как это делал Бичу-рин, а давал пересказ, близкий к подлиннику, снабжая его своими критическими пояснениями и дополнениями. Работа была высоко оценена современниками". Важной составляющей общей картины исторических исследований В. П. Васильева стали «Описание Маньчжурии» и «Записка о Нингуте».

Все исторические исследования В. П. Васильева были выполнены на основе переводов самых разных исторических сочинений, от «zhengshi» и «zizhitongjian» до «tongzhi» и различных частных сочинений. Исследователь Г. Я. Смолин писал, что интересы его "с самого начала не ограничивались лишь источниками письменными. Речь может идти, в частности, о таких объектах этих штудий, как памятники вещественные... Речь может идти также о данных языка как носителя познавательно-исторической информации". В качестве исторического источника В. П. Васильев привлек также разные материальные памятники. В 1854 г. синолог систематизировал и описал коллекцию китайских монет, 1113 штуки, неоднократно обращался синолог к китайской эпиграфике. Будучи исследователем, В. П. Васильев особое внимание уделял критике исторического источника. Его ученики отметили, что он был "один из первых, если не первый европейский ученый, который относился с серьезной критикой к китайским источникам и текстам". Исследователи особо подчеркивают: "Источниковедческие изыскания проходят красной нитью сквозь всю дальнейшую творческую деятельность В.П. Васильева-синолога".

Обсуждение

В российской историографии вклад В. П. Васильева в изучение истории Китая отмечался не часто. Хотя уже в 1918 г. в «Известиях Российской Академии наук» была опубликована статья об исторических трудах первого русского академика-синолога. В. В. Бартольд писал: "Гениальный исследователь Дальнего Восто-

ка... придавал своим трудам по истории Китая такое же значение, как трудам по изучению буддизма" (Бартольд, 1977). Но первый советский академик-синолог В. М. Алексеев, назвавший В. П. Васильева "изжившим себя к концу жизни могиканином" (Rudova, Alekseev, 1988). не уделял серьезного внимания своему предшественнику, как историку Китая. Патриарх российского китаеведения писал: "Как известно, с учебником китайской истории доселе дело обстоит плачевно. нужда в таком учебнике большая, особенно для русских читателей, ибо на их языке, если не упоминать бесконечно устарелых, да и ничтожных самих по себе, очерков Авенариуса, Тужилина и рукописных переводов Иакинфа, это дело еще и вовсе не предпринималось". Автор фундаментального исследования, «Очерки истории русского китаеведения», П. Е. Скачков, закрепил сложившуюся традицию признания формирования «национальной китаеведческой школы» В. П. Васильевым. Много внимания этому китаеведу уделяется фундаментальной работе В. Н. Никифорова «Советские истории о проблемах Китая».

В современный период в российской ориенталистике научная биография В. П. Васильева привлекает внимание многих исследователей. Однако специальных работ, посвященных вкладу этого синолога в изучение истории, пока недостаточно. Среди исследователей можно отметить петербургского китаиста Г. Я. Смолина, утверждавшего: "Многочисленные опубликованные, а также насчитывающие едва ли не в двое большем количестве оставшиеся неизданными... труды В. П. Васильева - синолога способны дать наглядное представление о его огромной и плодотворной работе над самыми различными источниковедческими темами и сюжетами... ".

В западной синологии заметно возрастает интерес к наследию В. Васильева как историка Китая, буддийских и мусульманских регионов Центральной и Восточной Азии (Бонгард-Левин, Вигасин, 1984; Brophy, 2016; Israeli, 2002; Lim, 2013; Taveime, 2004; Voskresenskii, 1998; Walravens, 2009).

Выводы

Таким образом, выдающийся российский китаевед стал крупнейшим исследователем истории средневекового и нового Китая. Но потомки редко обращаются к богатому научному наследию си-

нолога. Отечественные китаеведы отмечают: "Трагедия В. П. Васильева как ученого... опередившего свое время в условиях, когда для развития этого успеха еще не было достаточно подготовленной почвы, усугублялось тем, что он, несмотря на все его усилия, так и не сумел воспитать равных себе преемников, создать полноценную научную школу русской синологии... Ученики В. П. Васильева не только не опередили своего учителя... но просто не достигли его уровня". Несмотря на признание В. П. Васильева современниками, советские историки мало обращались к переводам академика В. П. Васильева из династийных историй. Российский академик Б. Я. Владимирцов, бывший воспитанник факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, писал: "в нашем распоряжении нет даже переводов официальных китайских династийных историй <^иап^Ы» и «М^^Ы»".

Выдающийся российский ученый С. Ф. Ольденбург писал о В. П. Васильеве: "Жизнь его сложилась особенно, на всей ней лежит отпечаток его яркой, своеобразной личности; Василий Павлович дал очень много русскому востоковедению и востоковедению вообще, его имя навсегда занесено в историю науки, и если, тем не менее, я решаюсь назвать его жизнь драмой ученого, то делаю это потому, что убежден, что самое важное, самое ценное из работы Васильева не увидело света и при том не по его вине" [С. Ольденбург. Памяти Василия Павловича Васильева и о его трудах по буддизму 1918 - 1919 гг. // Азиатский сборник. Из известий Российской Академии наук. 1918. Петроград, 1918. С. 531 - 548].

Заключение

Работы В. П. Васильева стали неотъемлемой частью современной историографии древней, средневековой и новой истории Китая, на них обязательно указывали последующие за ним российские китаеведы. Например, в работах С. М. Георгиевского нередко встречаются ссылки на мнение В. П. Васильева.

Литература

Бартольд В. В. Исторические и географические труды В. П. Васильева, Опера «Омния», т. IV 9: «Работы по истории востоковедения». Москва: «Наука», 1977, с. 619-628.

Бонгард-Левин Г. М., Вигасин А. А. Образ Индии: изучение древнеиндийской цивилизации в СССР. Москва: «Прогресс». 1984, с. 270.

Васильев В. П. Современное положение Азии - китайский прогресс. Санкт-Петербург, 1883, с. 22.

Васильев В. П. Записка о восточных книгах в С.-Петербургском университете // Русский вестник. 1857, т. 11, № 7, с. 322.

Куликова А. М. Востоковедение в российских законодательных актах (конец XVII века-1917). Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 1993, с. 448.

Brophy D. Uyghur Nation. Harvard University Press, 2016. 361 pp.

Israeli R.Islam in China: Religion, Ethnicity, Culture, and Politics. Lexington Books, 2002. 339 pp.

Lim S.S. China and Japan in the Russian Imagination, 1685-1922: To the Ends of the Orient. London: Routledge, 2013. 223 pp.

Rudova M., Alekseev V. Chinese popular prints. Aurora Art Publishers, 1988. 214 pp.

Taveirne P. Han-Mongol Encounters and Missionary Endeavors: A History of Scheut in Ordos (Hetao) 1874-1911. Leuven University Press, 2004. 684 pp.

Voskresenskii A.D. Russia, China and Eurasia: A Bibliographic Profile of Selected International Literature. Nova Science, 1998. 209 pp.

Walravens, H. "Vasilij Pavlovic Vasil'ev (1818-1900) Zu Leben und Werk des russischen Sinologen", Oriens Extremus, vol. 48, pp.199-249, 2009.

Сведения об авторах:

Валеев Рамиль Миргасимович - Казанский Федеральный Университет; valeev200655@mail.ru;

Мартынов Дмитрий Евгеньевич - Казанский Федеральный Университет, dmitrymartynov80@mail.ru;

Дацышен Владимир Григорьевич - Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Россия

Vasily Vasiliev as a researcher of Chinese history Valeev R. M., Martynov D. Ye., Datsyshen V. G.

Summary

The scale of the personality and creative heritage of V. P. Vasilyev, his outstanding role in the development of Russian and European Sinology in many ways clearly and dramatically appreciated by his colleagues and modern researchers. Unfortunately, today there is no fundamental academic monographic work dedicated to academician V. P. Vasiliev. Also, the preserved manuscript heritage of Kazan, Beijing and St. Petersburg periods of its activity has not been fully revealed, systematized and put into scientific circulation. On the basis of various materials, it is important to pay tribute to the memory of V. P. Vasilyev, who continued the Russian tradition of serving the science of the history and culture of the peoples of China, in the year of his 200th anniversary.

The article is devoted to the heritage of V. P. Vasilyev (1818 - 1900) as a historian of China. The volume of its heritage is so great and original that it was not fully demanded by the Russian and European Sinology. Vladimir Vasiliev in 1838 he graduated from the Oriental Department of the University of Kazan in 1839, he defended a thesis on Mongolian Buddhism. In 1840 - 1850 he was in Beijing as a part of Orthodox spiritual mission. After his return, in 1850 - 1855 he held the position of head. Department of Chinese and Manchurian literature of Kazan University, and then was transferred to the newly founded faculty Of Oriental languages at the University in St. Petersburg. V. P. Vasilyev became one of the first professors-sinologists, who carried out the teaching of special on the history of China. In 1886 he was elected academician of the Imperial Academy of Sciences. The article is based on a set of historical methods. Its materials are of interest to researchers of sinologists and historians of the development of Oriental studies in Russia.

Keywords: Oriental Studies, Qing China, Russian Empire, History of China, Buddhism, V. P. Vasiliev.

Acknowledgments: The work was carried out in accordance with the state program for improving the competitiveness of Kazan Federal University and the RFBR project 17-01-00209 / 17 "The Scientific Heritage of the Russian Orientalists of the XIX Century: O. M. Kovalevsky and V. P. Vasiliev".

References

Bartold V. V. Istoricheskiye i geograficheskiye trudy V. P. Vasilyeva, Opera «Omniya», t. IV 9: «Raboty po istorii vostokovedeniya». Moskva: «Nauka», 1977, s. 619-628.

Bongard-Levin G. M., Vigasin A. A. Obraz Indii: izucheniye drevneindiyskoy tsivilizatsii v SSSR. Moskva: «Progress». 1984, s. 270.

Brophy D. Uyghur Nation. Harvard University Press, 2016. 361 pp.

Israeli R.Islam in China: Religion, Ethnicity, Culture, and Politics. Lexington Books, 2002. 339 pp.

Kulikova A. M. Vostokovedeniye v rossiyskikh zakonodatelnykh aktakh (konets XVII veka-1917). Sankt-Peterburg: «Peterburgskoye Vostokovedeniye», 1993, s. 448.

Lim S.S. China and Japan in the Russian Imagination, 1685-1922: To the Ends of the Orient. London: Routledge, 2013. 223 pp.

Rudova M., Alekseev V. Chinese popular prints. Aurora Art Publishers, 1988. 214 pp.

Taveirne P. Han-Mongol Encounters and Missionary Endeavors: A History of Scheut in Ordos (Hetao) 1874-1911. Leuven University Press, 2004. 684 pp.

Vasilyev V. P. Sovremennoye polozheniye Azii - kitayskiy progress. Sankt-Peterburg, 1883, s. 22.

Vasilyev V. P. Zapiska o vostochnykh knigakh v S.-Peterburgskom universitete // Russkiy vestnik. 1857, t. 11, № 7, s. 322.

VoskresenskiiA.D. Russia, China and Eurasia: A Bibliographic Profile of Selected International Literature. Nova Science, 1998. 209 pp.

Walravens, H. "Vasilij Pavlovic Vasil'ev (1818-1900) Zu Leben und Werk des russischen Sinologen", Oriens Extremus, vol. 48, pp. 199-249, 2009. (In German)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors

Valeev Ramil - Kazan Federal University; valeev200655@mail.ru

Martynov Dmitry - Kazan Federal University, dmitrymartynov80@mail.ru; Kazan, Russia

Datsyshen Vladimir - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Дата поступления 21.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.