Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА
'

ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легкая атлетика / скоростно-силовые качества / спринтерский бег / вариативные средства / track and field / speed-strength qualities / sprinting / variable means

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

Раскрыты ключевые вопросы реализации экспериментальной методики применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленной на повышение результативности в спринтерском беге. Представлена структура недельного микроцикла подготовительного периода в экспериментальной и контрольной группах. Приведено статистическое подтверждение эффективности данной методики на основе результатов исследования общей и специальной подготовленности юношей 15–16 лет до и после эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIABILITY OF MEANS IN TRAINING YOUNG SPRINTERS AS A FACTOR IN IMPROVING ATHLETIC PERFORMANCE

The key issues of the implementation of the experimental methodology of using variable training means for track and field athletes aimed at improving their performance in sprinting are revealed. The structure of the weekly microcycle of the preparatory period in the experimental and control groups is presented. Statistical confirmation of the effectiveness of this methodology is provided based on the results of the study of general and special training of 15–16 year old young men before and after the experiment.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА »

УДК 796.422.12 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-79-86

ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА

В.В. Борисова, С.А. Архипова

Раскрыты ключевые вопросы реализации экспериментальной методики применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленной на повышение результативности в спринтерском беге. Представлена структура недельного микроцикла подготовительного периода в экспериментальной и контрольной группах. Приведено статистическое подтверждение эффективности данной методики на основе результатов исследования общей и специальной подготовленности юношей 15-16 лет до и после эксперимента.

Ключевые слова: легкая атлетика, скоростно-силовые качества, спринтерский бег, вариативные средства.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@,ramЫer.т, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., директор института, зав. кафедрой, Arkhipov [email protected] Россия, Тула, Тульский государственный университет

Легкая атлетика - это совокупность различных упражнений, требующих при своем выполнении развития часто трудносовместимых физических качеств и двигательных навыков. Одним из наиболее сложных видов легкой атлетики считается бег на короткие дистанции. Это обстоятельство связано с тем, что спринтер в условиях дефицита времени должен с филигранной точностью максимально проявить основные для данного вида двигательные качества и свойства нервной системы. Применяемые средства и методы в процессе спортивной подготовки должны быть адекватными индивидуальным особенностям легкоатлета, с тем расчетом чтобы происходило полноценное восстановление спортсмена к последующим тренировочными занятиям в подготовительном периоде или к соревнованиям - в соревновательном тренировочном цикле.

THE VARIABILITY OF MEANS IN TRAINING YOUNG SPRINTERS AS A FACTOR IN IMPROVING A THLETIC PERFORMANCE

Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 @ram-bler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Arkhipova S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professort, director of institute, head of chair, Arkhipov777@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University

The key issues of the implementation of the experimental methodology of using variable training means for track and field athletes aimed at improving their performance in sprinting are revealed. The structure of the weekly microcycle of the preparatory period in the experimental and control groups is presented. Statistical confirmation of the effectiveness of this methodology is provided based on the results of the study of general and special training of 15-16 year old young men before and after the experiment.

Key words: track and field, speed-strength qualities, sprinting, variable means.

В спортивной и научно-методической литературе существуют такие понятия, как «скоростной барьер», «силовой барьер» и т. п. Считаем, что все они имеют физиологический и психологический механизм, что позволяет говорить об «адаптационном барьере» [1, 4, 5] как объективном состоянии в динамике становления и развития тренированности [2, 9].

Современная технология планирования нагрузок в тренировочном процессе по легкой атлетике требует тщательной проработки. Так, возрастающие с каждым годом объемы тренировочной работы в беге на короткие дистанции не всегда могут обеспечить высокий результат из-за адаптации спортсменов к данным нагрузкам. Дальнейшее повышение объемов нагрузок зачастую приводит к ухудшению соревновательного показателя. В связи с этим возникает необходимость совершенствования тренировочного процесса в спринтерском беге в легкой атлетике [3, 6, 8].

Предполагаем, что проблему повышения результативности в данном виде двигательной деятельности позволяет решить использование вариативных средств тренировки.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленную на повышение результативности в спринтерском беге.

Задачи исследования:

- раскрыть ключевые вопросы реализации экспериментальной методики применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленной на повышение результативности в спринтерском беге;

- разработать структуру недельного микроцикла подготовительного периода для юных легкоатлетов-спринтеров;

- оценить эффективность разработанной методики на основе результатов исследования общей и специальной подготовленности юношей 15-16 лет до и после эксперимента.

В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что применение вариативных средств в подготовительном периоде подготовки спринтеров в учебно-тренировочном процессе будет способствовать повышению показателей развития специальных двигательных качеств спортсменов и улучшению их спортивного результата.

Методика и организация исследования. В соответствии с поставленной целью в исследовании использовались стандартные для такого рода работ научные методы [7].

Исследование подразумевало проведение педагогического эксперимента. Он состоял из двух этапов - констатирующего, где осуществлялся анализ данных литературных источников, и формирующего, который заключался во внедрении в процесс спортивной тренировки легкоатлетов-спринтеров экспериментальной методики применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленной на повышение результативности в спринтерском беге.

Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2023 года. Его основу составили:

- участники эксперимента - 20 юношей 15-16 лет;

- база эксперимента - МБУ СШОР «Легкая атлетика» города Тулы;

- экспериментальная группа - 10 чел.;

- контрольная группа - 10 чел.;

- экспериментальная программа включала показатели общей и специальной физической подготовленности бегунов-спринтеров 15-16 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Во время проведения эксперимента обе группы принимали участие в учебно-тренировочном процессе, включающем 7-дневные микроциклы.

В каждом микроцикле проводилось по 5 тренировочных дней с контрольным тестированием в один из них, а затем было предоставлено два дня для отдыха (табл. 1).

В контрольной группе тренировки проводились по стандартной программе, которая была утверждена на методическом совете спортивной школы.

Таблица 1

Структура недельного микроцикла подготовительного периода в экспериментальной и контрольной группах

Вид деятельности День недели

Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

Тренировка ш ^яя

Отдых 1

Для достижения высоких результатов в спринтерском беге применили инновационный подход в тренировке легкоатлетов в экспериментальной группе, суть которого заключалась в целенаправленном развитии основных двигательных способностей бегунов-спринтеров через использование разнообразных вариативных средств тренировки.

Ведущая идея предлагаемой программы заключается в решении задач подготовительного периода с использованием вариативных средств подготовки.

Основной акцент в экспериментальной методике был сделан на распределение времени работы по развитию скоростно-силовых двигательных качеств в общем объеме специальной и общефизической подготовок бегунов-спринтеров 15-16 лет.

Так, основываясь на педагогических наблюдениях для достижения высоких результатов в беге на короткие дистанции у подростков 15-16 лет, удалось установить оптимальное соотношение тренировочных занятий, способствующих увеличению скорости и силы. Оно составило 40-50 % от общего объема средств, направленных на развитие всех двигательных качеств спортсменов.

Одним из главных условий в экспериментальной методике было использование традиционных вариативных средств развития скоростно-силовых качеств спортсменов-бегунов на короткие дистанции.

Оказывая влияние на развитие специальных (скоростно-силовых) двигательных способностей спортсменов экспериментальной группы на подготовительном этапе за счет использования разноплановых вариативных средств, стремились обеспечить достижение ими максимального спортивного результата.

Повышение работоспособности и интенсификация восстановительных процессов достигалось за счет использования нагрузок разной интенсивности.

До начала исследования уровень развития двигательных качеств был одинаковым в обеих группах, о чем свидетельствует отсутствие значимых различий, установленных в процессе проведения констатирующего эксперимента.

В ходе педагогического эксперимента было проведено изучение развития координационных и специальных способностей в нескольких направлениях. Проба Ромберга была использована для оценки статической координации, а также для выявления скрытых моторных компонентов быстроты. Кроме того, проводились тесты на оценку скоростно-силовых и беговых способностей, которые позволили оценить специальную двигательную подготовленность (табл. 2, рисунок).

Таблица 2

Результаты исследования общей и специальной подготовленности юношей 15-16 лет после эксперимента

№ п/п Контрольные тесты Группа Статистические параметры

n М m t Р

1 Бег на 30 метров с ходу, с Э 10 3,29 0,22 2,95 <0,05

К 10 3,35 0,18

2 Бег на 60 метров с низкого старта, с Э 10 7,50 0,11 3,18 <0,05

К 10 7,54 0,31

3 Прыжок в длину с места, см Э 10 266 25,10 1,18 >0,05

К 10 269 12,05

4 Тройной прыжок в длину с места, см Э 10 751 8,2 2,21 <0,05

К 10 747 14,05

5 10 приседаний за наименьший период времени, с Э 10 11,3 0,87 1,04 >0,05

К 10 11,2 0,89

6 Простая двигательная реакция, см Э 10 15 0,67 0,40 >0,05

К 10 14 0,63

7 Проба Ромберга, с Э 10 48 0,53 1,23 >0,05

К 10 44 0,70

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Номер теста

Прирост результатов общей и специальной двигательной подготовленности юношей 15-16 лет, %: 1 - бег на 30 метров с ходу, 2 - бег на 60 метров с низкого

старта, 3 - прыжок в длину с места, 4 - тройной прыжок в длину с места, 5 -10 приседаний за наименьший период времени, 6 - простая двигательная реакция, 7 - проба Ромберга

Положительная динамика показателей свидетельствует об улучшении результатов юных бегунов на короткие дистанции в экспериментальной и контрольной группах. Однако у юношей, занимавшихся по экспериментальной программе, средний результат в тесте на простую двигательную реакцию улучшился на 16,6 %, а показатель в пробе Ромберга - на 20 %, в то время как их сверстники из контрольной группы улучшили свои результаты на 6,6 и 18,9 % соответственно.

По параметрам скоростно-силовых качеств существенных изменений по сравнению с исходным уровнем почти не наблюдалось. При сравнении результатов юношей экспериментальной и контрольной групп дос -товерных различий в прыжке в длину с места и приседании за наименьший период времени по окончании педагогического эксперимента не выявлено. В тройном прыжке в длину с места юноши экспериментальной группы продемонстрировали достоверно более высокий результат по сравнению с их сверстниками из контрольной группы.

Для исследования различных проявлений скоростных способностей использовались тесты «Бег на 30 метров с ходу» и «Бег на 60 метров с низкого старта».

В результате проведенного педагогического исследования у юношей экспериментальной группы наблюдалось улучшение результатов в беге на 30 метров с хода на 0,16 секунды, что составляет 4,6 % от изначального времени. В то же время у участников контрольной группы

L

./

р-

s— ¡л_

/ H У

1 2 3 4 5 6 7

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

улучшение составило 0,07 секунды, что равняется 2,0 %. В беге на 60 метров с низкого старта отмечается схожая тенденций.

По окончании подготовительного периода достоверно более высокие показатели во всех беговых упражнениях зафиксированы у юношей экспериментальной группы.

Заключение. Отметим, что в тренировочном процессе легкоатлетов-спринтеров целесообразно использовать вариативные средства подготовки, а именно упражнения из других видов спорта, аутогенную и идео-моторную тренировки, средства восстановления и др., которые соответствуют характеру и направленности двигательной активности в данном виде спорта. Это способствует развитию необходимых двигательных качеств, что, в свою очередь, помогает увеличить эффективность работы и результативность при занятиях спринтом.

На основе результатов исследования доказана эффективность экспериментальной методики применения вариативных средств тренировки легкоатлетов, направленной на повышение результативности в спринтерском беге.

Список литературы

1. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 224 с.

2. Дмитренко Л.М., Голубева Ю.О. Исследование методики подготовки спринтеров на этапе углубленной специализации // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: основы приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма: сб. материалов Третьей Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. С. 47-49.

3. Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Комарова И.Г. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 76-78.

4. Методика физической подготовки обучающихся на занятиях легкой атлетикой на основе метода круговой тренировки / А.В. Стафеева [и др.] // Глобальный научный потенциал. 2023. № 10(151). С. 75-77.

5. Мирзалиева З.Б., Вопилин И.И., Ахапкин В.Н. Специальная физическая подготовка студентов-бегунов на короткие дистанции // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары: ИД «Среда», 2023. С. 231-233.

6. Миронов Д.Л., Егоров В.Н., Попов Э.М. Анализ эффективности различных подходов к скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 132-138.

7. Планирование тренировочных заданий в микроциклах подготовки юных бегунов на средние дистанции при развитии локальной выносливости / Г.Н. Германов [и др.] // Sport. Olimpism. Sanatate: congresul stiintific international. 2022. С. 364-371.

5 5 5

8. Смышнов А.М. Особенности скоростно-силовой подготовки спринтеров на этапе начальной специализации // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2021: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 159-161.

9. Федоров Д.Н., Кисельман А.В. Развитие скоростной выносливости у обучающихся 8-х классов при изучении раздела «Легкая атлетика» предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе // Наука и производство: состояние и перспективы: сб. материалов докл. XXI Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Кемерово: Изд-во КГУ, 2023. С. 346-348.

References

1. Germanov G.N. Dvigatel'nye sposobnosti i fizicheskie kachestva. Razdely teorii fizicheskoj kul'tury [Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical education]: a textbook for universities. M.: Yurait Publishing House, 2023. 224 p.

2. Dmitrenko L.M., Golubeva Yu.O. Issledovanie metodiki podgotovki sprinterov na etape uglublennoj specializacii [Study of the methodology of training sprinters at the stage of advanced specialization] // Physical education, sport, health and longevity: the basics of introducing the younger generation to the ideals and values of Olympism: collection of materials of the Third All-Russian with international participation scientific and practical conf. Rostov n/D: Publishing house of Southern Federal University, 2014. P. 47-49.

3. Maksimenko I.G., Maksimenko G.N., Komarova I.G. Skorostnaya i skorostno-silovaya podgotovlennost' sportsmenov, specializiruyushchihsya v razlichnyh vidah sportiv-nyh igr [Speed and speed-strength preparedness of athletes specializing in various types of sports games] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 7. P. 76-78.

4. Metodika fizicheskoj podgotovki obuchayushchihsya na zanyatiyah legkoj atletikoj na osnove metoda krugovoj trenirovki [Methodology of physical training of students in athletics classes based on the circuit training method] / A.V. Stafeeva [et al.] // Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential]. 2023. No. 10(151). P. 75-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mirzalieva Z.B., Vopilin I.I., Ahapkin V.N. Special'naya fizicheskaya podgotovka studentov-begunov na korotkie distancii [Special physical training of students-short-distance runners] // Pedagogy, psychology, society: from theory to practice: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conf. with international participation. Cheboksary: ID "Sreda", 2023. P. 231-233.

6. Mironov D.L., Egorov V.N., Popov E.M. Analiz effektivnosti razlichnyh pod-hodov k skorostno-silovoj podgotovke yunyh legkoatletov-sprinterov [Analysis of the effectiveness of various approaches to speed-strength training of young sprinters] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2016. Iss. 4. P. 132-138.

7. Planirovanie trenirovochnyh zadanij v mikrociklah podgotovki yunyh begunov na srednie distancii pri razvitii lokal'noj vynoslivosti [Planning training tasks in microcycles of training young middle-distance runners during local endurance development] / G.N. Ger-manov [et al.] // Sport. Olimpism. Sânâtate: congresul stiintific international. 2022. P. 364371.

8. Smyshnov A.M. Osobennosti skorostno-silovoj podgotovki sprinterov na etape nachal'noj specializacii [Features of speed-strength training of sprinters at the stage of initial specialization] // Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2021: collection of materials of the All-Russian scientific-practical conf. Cheboksary: ID "Sreda", 2021. P. 159-161.

9. Fedorov D.N., Kisel'man A.V. Razvitie skorostnoj vynoslivosti u obucha-yushchihsya 8-h klassov pri izuchenii razdela «Legkaya atletika» predmeta «Fizicheskaya kul'tura» v obshcheobrazovatel'noj shkole [Development of speed endurance in 8th grade students when studying the section "Athletics" of the subject "Physical Education" in a comprehensive school] // Science and production: state and prospects: collection of materials of reports. XXI All-Russian student scientific and practical conference with international participation. Kemerovo: Publishing house of KSU, 2023. P. 346-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.