Научная статья на тему 'Вариативность проксонимических единиц в ток-шоу (на материале ток-шоу «НТВшники»)'

Вариативность проксонимических единиц в ток-шоу (на материале ток-шоу «НТВшники») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОК-ШОУ / ИНТЕРАКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ПРОКСИМАТИКА / ПРОКСОНИМ / ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОКСОНИМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яренчук Е. Э.

Развитие информационных и коммуникационных технологий обусловливает употребление в речи специфической лексики, представляющей интерес для изучения и анализа. В интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу проксонимами становятся лексические единицы, за которыми стоит оценочное, эмоциональное или иное видение ситуации. В контексте ток-шоу говорящий использует все многообразие вариантов проксонимических единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативность проксонимических единиц в ток-шоу (на материале ток-шоу «НТВшники»)»

УДК 801.3

ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОКСОНИМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОК-ШОУ «НТВШНИКИ»)

© 2012 Е. Э. Яренчук

соискатель каф. профессиональной коммуникации и иностранных языков e-mail: elenayarenchuk@gmail. com

Курский государственный университет

Развитие информационных и коммуникационных технологий обусловливает употребление в речи специфической лексики, представляющей интерес для изучения и анализа. В интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу проксонимами становятся лексические единицы, за которыми стоит оценочное, эмоциональное или иное видение ситуации. В контексте ток-шоу говорящий использует все многообразие вариантов проксонимических единиц.

Ключевые слова: ток-шоу, интерактивно-аналитический контекст, проксиматика, проксоним, вариативность проксонимических единиц.

Появление новых форм коммуникации, влекущих за собой изменение языка общения, влияет на употребление специфической лексики, представляющей интерес с точки зрения изучения и анализа ее употребления. Одной из таких форм речевого взаимодействия коммуникантов является телевизионный жанр ток-шоу, объединяющий в себе межличностную и массовую коммуникацию, отличающийся неформальностью и подвижностью коммуникации, максимально приближенный к повседневному общению.

Прежде всего следует отметить, что исследования средств массовой информации обусловлены, во-первых, «усложнением современных обществ и

соответствующим ему умножением человеческих контактов, потребностью в большем взаимопонимании людьми друг друга в постоянно усложняющихся обстоятельствах, во-вторых, ростом новых технологических средств, расширяющих возможности общения, в частности, диктующих совершенно новые формы использования языка, представляющих новый “информационный ресурс”» [Андреева 2008].

Действительно, современная эпоха характеризуется стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий. Результатом такого развития является утверждение телевидения - наиболее популярного из средств массовой информации - в качестве коммуникационной среды. Телевидение - это звукозрительное отражение мира, которое является определенной знаковой системой, созданной с целью коммуникации.

«Распространение средств массовой коммуникации, особенно телевидения, а теперь и интернета, создает фактически новую коммуникационную среду - особую виртуальную реальность. <...> События, происходящие в этой виртуальной сфере, становятся для человека не менее, а часто и более важными и значимыми, чем так называемая “реальная жизнь”. Сама повседневная реальность начинает восприниматься человеком сквозь призму тех значений, которые продуцируют средства массовой коммуникации. Человек сверяет свою жизнь с виртуальными моделями, формирует свое мнение, оглядываясь на информацию, которую предоставляют ему телевидение, радио, газеты» [Касьянов 2009: 20].

Как упоминалось выше, среди многочисленных жанров современного телевидения мы выделяем жанр ток-шоу, характер которого отличается

приближенностью к повседневному живому общению, актуальностью тем, живым языком, непринужденным поведением участников программы в эфире.

В настоящее время ток-шоу являются центром коммуникативного притяжения абсолютного числа телезрителей. В этой связи в качестве материала для исследования нами было выбрано ток-шоу «НТВшники» с телевизионного канала НТВ. Выбор данного ток-шоу обусловлен его когнитивной насыщенностью: оно предназначено для многомерной социальной репрезентации реальности. Генезис программ подобного рода лежит в активно-познавательном отношении человека к действительности. Они актуализируют результаты познания в самых разнообразных сферах - политической, экономической, социальной, культурной, научной и пр.

Анализируя принципы оформления вербального текста в ток-шоу, следует отметить, что для него характерны:

- наличие стандартных композиционных звеньев (приветствие телеведущего, введение в тему, вопросно-ответный характер программы);

- взаимодействие вербального компонента и оптических знаков в студии;

- стремление участников выделить важную информацию или оспорить точку зрения оппонента всеми возможными способами (интонация, жестикуляция, перебивание, выкрики);

- раскованное поведение участников ток-шоу, возможность высказывания собственного мнения, спонтанная, неподготовленная речь.

Таким образом, в жанре ток-шоу формируется особая среда сообщительности -живое общение участников происходит на основе вербального текста, который в свою очередь зависит от мышления продуцента, осуществляющего корректировку текстовой структуры в зависимости от обстоятельств, целей, предложенных тем. Легкая и отвлекающая природа ток-шоу, особые обстоятельства общения, речевое поведение коммуникантов и направленность на телезрителей в настоящем ток-шоу создают новый тип контекста, который является новой формой функционирования языка. Учитывая его развлекательный характер и особую среду сообщительности, мы будем называть такой контекст интерактивно-аналитическим.

В контексте ток-шоу «НТВшники» вербализация ситуации может быть довольно сложной и неожиданной - ток-шоу предполагает наличие информации, которая «не может восприниматься человеком безразлично, она обязательно предполагает переживание. На уровне лексем это проявляется в положительной или отрицательной характеристике человека, события, предмета, явления и т.д.» [Лебедева 2002: 188]. Человек, выбирая нужную лексему, ориентируется на свои знания, переживания, ситуацию и использует разные языковые средства для выражения одного и того же содержания, в связи с чем вербализация ситуации значительно усложняется.

Мы полагаем, что исследование функционирования лексических единиц в телевизионном ток-шоу может способствовать большему выявлению специфики феномена проксонимии. Мы рассматриваем лексическую единицу с позиций говорящего человека, с опорой на его знания, опыт и языковое сознание, которые, в свою очередь, проявляются в интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу «НТВшники».

В основе настоящего исследования лежит теория проксиматики -психолингвистическая теория близости значения слов, разработанная С.В. Лебедевой (Лебедева 2002). С.В. Лебедева утверждает: «Теория проксиматики объясняет множественность оснований для установления общности значения слов как единиц индивидуального лексикона через обусловленность единой информационной базой индивида и опору на разные формы репрезентации образа мира как продукта переработки многостороннего индивидуального и социального опыта человека.

Установление близости значения слов детерминировано особенностями индивидуального опыта и, в силу этого, вариативно, близость слов по значению асимметрична» [Лебедева 2009: 62].

Продуктом проксиматики является «проксоним» (термин С.В. Лебедевой). Предложенный термин обозначает специализированные знаки, то есть общепринятые синонимы, квасинонимы, парасеманты и т.д., также неспециализированные знаки, изначально не ориентированные на выражение близости значения, однако приобретающие это свойство вследствие функционирования в определенных условиях (в контексте) [Лебедева 2002].

Согласно теории проксиматики выбор проксонима (проксонимической единицы) может быть обусловлен не только индивидуальным опытом, но и ситуативным или социальным контекстом. При этом подходе учитывается влияние на языковую семантику коммуникативной ситуации, ролевой структуры общения, социальных факторов и условий функционирования языка, всего многообразия познаваемого человеком мира, образующего информационную основу коммуникации [Арнольд].

Таким образом, объектом исследования выступает проксонимическое варьирование в лексиконе индивида; предметом - продукты совместной речевой деятельности участников телевизионного ток-шоу «НТВшники».

В основе нашей работы лежит следующая гипотеза: выбор проксонимической единицы индивидом детерминируется интерактивно-аналитическим контекстом ток-шоу «НТВшники».

Цель работы состоит в выявлении специфики проксонимических сближений в лексиконе участников телевизионного ток-шоу «НТВшники».

Зачастую в интерактивно-аналитическом контексте выбор той или иной проксонимической единицы становится неожиданным и, по нашему мнению, в первую очередь отражен знаниями и опытом индивида. А.А. Залевская отмечает: «Для человека значение слова функционирует не само по себе, а как средство выхода на личностно переживаемую индивидуальную картину мира во всем богатстве ее сущностей, качеств, связей и отношений, эмоционально-оценочных нюансов и т. д.» [Залевская 1999: 134]. Действительно, в процессе речи участники ток-шоу используют такие единицы, которые отражают их «внутренний мир», осведомленность в обсуждаемой области. Как утверждает С.В. Лебедева, «при описании общности значения слов человек фактически выходит за пределы лексико-семантической системы языка и начинает пользоваться своей системой знаний о мире, т.е. выявлять и сравнивать признаки предметов и явлений реальной действительности» [Лебедева 2002: 116].

Мы полагаем, что очень часто проксонимами становятся лексические единицы, за которыми стоит оценочное, эмоциональное или иное видение ситуации. Действительно, в интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу выбор проксонимической единицы обусловлен специфическим содержанием перцептивно-когнитивно-аффективного опыта каждого конкретного индивида. В качестве примера можно привести следующий текст (Ток-шоу «НТВшники», тема «Кому нужна интеллигенция», 30.10.2011):

- Хотелось бы услышать Ваше мнение насчет того, почему все-таки наша интеллигенция всегда молчит при встречах с властью и ведет себя, ну, как бы вот то, что называется «для мебели»?(А. Хреков)

- Безусловно, к святому разряду интеллигенции ряд писателей не имеет никаких оснований относиться, потому что люди не ставят перед собой задач, как верно заметил Ваш соведущий, сомневаться, если не сомневаются, значит, они не являются

интеллигенцией, в силу этого они сидят и с любовью смотрят на президента, а президент смотрит на них немигающим, ласковым взглядом. (З. Прилепин)

В настоящем примере мы можем выделить следующий проксонимический ряд: молчит - ведет себя - для мебели - сидят - с любовью смотрят. Данные лексические единицы обозначают образ действия, манеру поведения определенной группы людей (в данном случае интеллигенции) в определенной ситуации (на встрече с властью). Вербальный компонент настоящего диалога определяется коммуникативными установками говорящего в ситуации «для меня, здесь и сейчас». Необходимость передачи отношения к явлению, проявления пренебрежения к поведению тех или иных слоев общества (в данном случае интеллигенции) обусловливает выбор проксонимических единиц, которые, в свою очередь, продиктованы мнением говорящего, его знаниями о предмете, его эмоциональным состоянием.

Действительно, «проксиматика исходит из того, что неожиданная и

непредсказуемая близость значения объясняется сложностью человека как личности. Развитие личности предполагает процесс постоянного обогащения, “роста” ее информационной базы и ее лексикона. Человек обладает как “общими” знаниями, присущими социуму, так и личностными, которые находятся в процессе их постоянного взаимодействия. Человеческая деятельность постоянно заставляет его опираться на “образ мира”, вызывая определенные чувства, переживания, отношения, оценки, что не может не отражаться в языке» [Лебедева 2006: 63]. Для иллюстрации вышесказанного приведем пример (Ток-шоу «НТВшники», тема «Кому нужна интеллигенция», 30.10.2011):

- Надо понимать, что интеллигенция — это даже не... это не болезнь, это не свойство, это некий симптом, некое проявление вроде прыщей, потому что, когда власть ведет себя уже совсем безобразно и это безобразное поведение власти становится банальностью, рутиной, нормой, в ответ возникает некая реакция действительно наиболее образованной части общества, которая спекается в такую идеологическую секту с очень размытыми установками, с очень размытыми идолами и представлениями о жизни, но, тем не менее, это действительно идеологическая секта там со своими богами типа Сахарова, Лихачева. (А. Невзоров)

В рассматриваемом примере адресант на просьбу охарактеризовать интеллигенцию использует такие проксонимы, как интеллигенция - симптом -проявление вроде прыщей, что обусловлено его индивидуальным опытом, его индивидуальным знанием, его собственным восприятием мира, предметов и явлений, их проявлениями и функциями.

Индивидуальный опыт и переживания говорящего, находящие свое выражение в интерактивно-аналитическом контексте программы «НТВшники», обусловливают использование глагола спекаться (словарное значение которого - делаться годным для употребления в пищу посредством продолжительного нагревания на огне, на чём-либо раскалённом, в печи, в духовке и т.п.) в значении становиться, делаться, собираться, что отражает высокую субъективную характеристику ситуации говорящим. С опорой на контекст индивид выражает свое отношение к обсуждаемой проблеме и делает возможным использование словосочетания спекаться в идеологическую секту в качестве проксонима слова реакция.

Говоря об интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу «НТВшники», еще раз отметим, что во главе угла стоит человек мыслящий, выражающий свое отношение к обсуждаемой проблеме, в силу чего близкими по значению могут становиться лексические единицы, близость значения которых не зафиксирована в словарях и других справочных пособиях. Вербализация ситуации может быть настолько неожиданной, что могут использоваться даже такие лексические единицы, которые не

входят в словарный состав русского языка, тем не менее их значение легко раскрывается в контексте ток-шоу:

- Но всерьез говорить о ее будущем или настоящем вот сейчас - вроде бы как бы власть не определилась, будет ли она омерзительной до конца. Если выяснится, что она будет все-таки и омерзительной, и очень гнетущей, и очень банальной; если все то, что продолжается, будет продолжаться, тогда немедленно в качестве рефлекса общества возникнет вот это интеллигентское движение, оно оформится, и тогда все вот эти вот кухонно-бурчательные потенциалы России снова будут включены, снова заработают, - не надо думать, что это на что-нибудь повлияет. (А. Невзоров. Ток-шоу «НТВшники», тема «Кому нужна интеллигенция», 30.10.2011.)

Совершенно очевидно то, что говорящий использует словосочетание кухонно-бурчательные потенциалы в качестве проксонима словосочетания интеллигентское движение с целью выразить свое презрительное и уничижительное отношение к данному слою общества. Это служит доказательством истинности того, что индивид оперирует такими проксонимическими единицами, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают функционирование того или иного предмета или явления действительности, даже если не входят в состав языка.

Проксонимические сближения в интерактивно-аналитическом контексте ток-шоу «НТВшники» обусловлены, прежде всего, субъективной характеристикой слова. Проксонимическая единица в контексте ток-шоу выбирается говорящим в зависимости от его субъективного отношения к предмету, психоэмоционального состояния, знания и опыта. В контексте ток-шоу говорящий может использовать все многообразие вариантов проксонимических единиц в ситуации «для меня, здесь и сейчас».

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология: векторы новой парадигмы //

Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3) [Сайт]. ЦКЬ: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.01.2012).

Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. [Сайт]. ЦКЬ: http://www.classes.rU/grammar/128.Arnold-research/html/7.html (дата обращения 27.01.12).

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Изд-во Российского

государственного гуманитарного ун-та, 1999. 382 с.

Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. Ростов на/Д: Феникс, 2009. 427 с.

Лебедева С.В. Близость значения слов в индивидуальном сознании: дисс. ... докт. филол. наук. Тверь, 2002. 311 с.

Лебедева С.В. Проксиматика: вопросы теории // Актуальные проблемы современного иноязычного образования: сб. науч. ст.; Курск. гос. ун-т. Курск, 2006. 130 с.

Лебедева С.В. Синонимы или проксонимы? Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2002.

202 с.

Лебедева С.В. Содержание и специфика термина «проксиматика» // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 62-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.