Научная статья на тему 'Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ'

Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL REQUIREMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Э. Б., Зинурова Р. И., Маслова З. Б.

В статье проводится сравнительный анализ двухуровневой подготовки в странах Европы, США и России. Сопоставление происходит на основе выявления социального заказа на результаты и процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the comparison of multilevel education in foreign countries EU, USA and Russia. The main indicator of research is social requirement for results and process of education.

Текст научной работы на тему «Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ»

УДК 316

Э. Б. Гаязова, Р. И. Зинурова, З. Б. Маслова

ВАРИАТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: социальный заказ, Образование.

В статье проводится сравнительный анализ двухуровневой подготовки в странах Европы,

США и России. Сопоставление происходит на основе выявления социального заказа на результаты и процесс обучения.

Keywords: social requirement, Education.

The paper deals with the comparison of multilevel education in foreign countries - EU, USA and Russia. The main indicator of research is social requirement for results and process of education.

Базовой целью Болонского процесса выступает формирование общеевропейского образовательного пространства. Это пространство выступает определенным субполем социального поля мирового сообщества, но в то же время это одна из социокультурных особенностей реализации двухуровневой подготовки в нашей стране. Сейчас мы можем говорить не только о формировании единого рынка образовательных услуг, но и единого рынка труда. В связи с этим для России также актуализируется создание модели образования, понятной и приемлемой в Европе. Социокультурной основой реализации двухуровневой подготовки в России, на наш взгляд, является определенная Болонской декларацией возможность и необходимость сохранения национальных признаков образования [1].

Сравнительный анализ моделей двухуровневой подготовки в странах Европы и США на основе соотношения социального и государственного запроса на трансформации в системе профессионального образования позволяет выявить социокультурные особенности высшего образования различных стран. Данное соотношение в рамках исследования выступает социокультурным основанием классификации национальных моделей двухуровневой подготовки. Сходства и различия в системе многоуровневого профессионального образования анализируются исходя из определения и содержания государственного и социального заказов на бакалавров и магистров этих стран. Критериями сравнения становятся: типы бакалавриата и магистратуры, степень взаимодействия бизнес-сообщества, государства и социального сектора в образовательном пространстве, ведущая и/или вспомогательная роль государственного сектора в реализации двухуровневой подготовки, общая нацеленность на удовлетворение запросов общества.

В реформировании европейской системы высшего образования большую роль сыграла Болонская декларация со всеми вытекающими последствиями. Момент подписания декларации стал первым этапом формировании общеевропейского пространства, одной из задач которой выступает создание понятной, прозрачной системы обучения, основанной на двух основных циклах и третьем научном уровне. Некоторые страны выбрали путь интенсивного реформирования - Дания, Финляндия и Италия. В Италии реформа направлена на то, чтобы привести всю архитектуру итальянского высшего образования в соответствие с возникающим в Европе пространством высшего образования. Путь «радикального» реформирования дал достаточно смешанные результаты, обнажив ряд потенциальных проблем реализации двухуровневой системы. Среди них - риск непризнания бакалаврской степени на рынке труда и весьма ограниченный круг специальностей, по которым возможно получение степени бакалавра. В 1988 году Дания, начиная с 1994 года - Финляндия ввели степени бакалавра, заявив позднее, что реформа не была до конца успешной, поскольку подавляющее большинство студентов продолжили обучения на степень магистра, а работодатели не проявили должного интереса к обладателям степени бакалавра [2].

269

Определяя модели высшего образования в странах Европы, необходимо оговориться -некоторые страны уже имели традиционную систему двухуровневой подготовки, некоторым же пришлось вводить таковую вместо существующих, что показано в таблице 1.

Таблица 1 - Введение двухуровневой системы подготовки в странах Европы

Страна Двухуровневая система Примечания

Австрия Бакалавриат введен, в 2006 г. переход осуществился полностью

Великобритания Традиционна

Венгрия Заменила существующую в 2007 г. Сохранение традиционных программ в некоторых областях

Германия Введена с 1998 г.

Дания Введена в конце 1980-х гг.

Ирландия Традиционна

Италия Введена полностью в 1999-х - 2003-х гг.

Нидерланды Введена в 2002 г. Продолжают существовать моноуровневые программы, например, в медицине

Норвегия Принята в 2001 г., введена в 2007 г. Медицина, технология, психология, ветеринария исключены из двухуровневой системы подготовки

Польша Введена с 1990 г.

Финляндия Введена в 1990-х гг., с августа 2005 г. - во всех областях Степень бакалавра с 2005 г. является обязательной

Франция Введена в 1999 г., принята полностью в 2006 г. Добавлена степень профессиональноориентированного лиценциата

Чехия Введена в 1998 г. Возможность получения магистра напрямую, после 4-6 летнего обучения в некоторых областях

Швеция Настоящее время Состоит из 5 общих и более 50 видов степеней

К числу «медленных реформаторов» относится большинство стран континентальной Европы. В Германии Поправка 1998 года к Закону о высшем образовании предоставила университетам право вводить новые степени бакалавра и магистра. Срок обучения на соискание степени бакалавра составляет от 6 до 8 семестров, магистра - от 2 до 4 семестров. В том случае, когда эти курсы являются последовательными этапами длительной программы обучения, их совокупная продолжительность не может превышать 10 семестров [3]. Новые курсы могут заменять традиционные или функционировать параллельно с ними, однако дополнительные государственные средства на это не выделяются. Высшие учебные заведения должны принимать меры, чтобы студенты завершали обучение в отведенные сроки. Законом также предусматривается введение системы накопления и передачи кредитов. В Австрии приняты аналогичные германским поправки к закону о высшем образовании: введение на добровольной основе бакалавриата взамен существующих программ, кредитная система, присвоение степени бакалавра после 3-4 лет обучения и магистра еще через год. Тем не менее, практика показывает, что подобные шаги чаще всего затрагивают лишь относительно небольшую часть национальных систем высшего образования.

Около половины стран, входящих в Болонский процесс, еще до принятия декларации имели двухуровневую систему подготовки (Великобритания, Мальта, Болгария, Дания, Латвия, Польша, Турция, Греция). Можно выделить так называемый средний уровень стран-

участниц, где традиционна двухуровневая подготовка, но она не совсем соответствует общеевропейским принципам (Бельгия, Хорватия, Финляндия, Франция, Норвегия, Португалия, Сербия). Иные страны начали вводить двухуровневую систему в ответ на подписание Болонской декларации (Австрия, Эстония, Италия, Лихтенштейн, Нидерланды, Румыния, Россия и т. д.).

Таблица 2 - Особенности реализации двухуровневой системы подготовки в европейских странах

Страна Бакалавр (кредиты) Магистр (кредиты)

Австрия 3 года =180 1,5- 2 года = 90-120

Великобритания 3 года = 180 1 или 2 года = 60-120

Венгрия 3 года = 180 2 года =120

Германия 3-4 года = 180-240 1-2 года = 60-120

Дания 3 года = 180 2 или 3 года = 120-180

Ирландия 3-4 года = 180-240 1-3 года = 60-180

Италия 3 года = 180 2-3 года = 120-180

Нидерланды 3 года (академическое образование) = 180 4 года (профессиональное образование) = 240 1-3 года = 60-180

Норвегия 3 года = 180 2 года =120

Польша бакалавр, лиценциат, инженер - 3 года = 180 2 года = 60-120

Финляндия 3-3,5 года = 180-210 4,5-5 лет = 270-300

Франция лиценциат - 3 года = 180 2 года =120

Чехия 3-4 года = 180-240 1-3 года = 60-180

Швеция 2 года = 120 4 года = 240

Система высшего образования в США достаточно гибка, к примеру, степень бакалавра предполагает 4 года обучения, два из которых являются ознакомительными, дающими общие знания. Последние два года внимание уделяется специальным предметам. В отличие от российской системы образования, в большей степени регламентируемой государственными образовательными стандартами, в американском высшем образовании автономия вузов заключается даже в определении продолжительности и времени каникул. Особенностью правового регулирования вопросов образования в США определяется федеральным уровнем и уровнем штатов. Если общие вопросы регулирования образования, аккредитации возложены на федеральный уровень, то каждый штат самостоятельно определяет круг регулируемых отношений [3].

Американское высшее образование не структурировано, так как в отличие от российской, образование в США не регламентируется единым стандартом. А.Н. Козырин [3] выделяет шесть групп вузов:

1. университеты, обеспечивающие получение ученых степеней вплоть до самой высокой - докторской;

2. университеты и колледжи, предполагающие обучение по программам общей гуманитарной подготовки и специализированным профессиональным программам (получение ученой степени вплоть до магистра);

3. гуманитарные колледжи с четырехлетним сроком обучения (степень бакалавра);

4. двухгодичные колледжи и институты (выдается диплом младшего специалиста или сертификат об окончании);

5. профессионально-технические школы и специализированные учебные заведения.

К достоинствам американской вузовской системы следует отнести высокую адаптивность к потребностям рынка труда, к чему стремится российская система образования

на данный момент. Многоступенчатость системы высшего образования позволяет студенту менять профиль своего обучения при переходе с одной ступени на другую. Наличие же накопительной кредитной системы позволяет ему прерывать свое обучения и возобновлять по своему усмотрению.

Власть в американском частном высшем образовании находится в руках правлений (а не министерств), которые обычно называются «советами попечителей», состоящих из людей, занимающих высокое положение и часто обладающих достаточным состоянием, чтобы заниматься благотворительностью в пользу вузов и благодаря своему социальному положению влиять на других членов общества делать аналогичные пожертвования. Эти государственные правления избираются непосредственно, либо назначаются губернатором и одобряются законодательным органом штата. Такие правления представляют не только общественный интерес, но и интересы какого-то конкретного колледжа или университета [3].

Современная система образования в Великобритании состоит из четырех ступеней: начального, среднего, последующего и высшего образования [3]. Базовым нормативноправовым актом для Великобритании в области образования выступает Закон об образовании 1996 года. Образовательные системы Шотландии и Северной Ирландии являются самостоятельными. Интересным фактом остается открытость информации о тех или иных профессиях, рынке труда, востребованности определенной профессии, чего мы не можем на данный момент добиться в России.

Вузы Великобритании можно классифицировать следующим образом:

1. Колледжи присваивают ученые степени (только бакалавр), но являются узкоспециализированными (живопись и дизайн, музыка, театральное искусство, образование).

2. Политехнические институты, в которых приобретаются инженерные специальности.

3. Университетские колледжи, являющиеся частью университетов.

Бакалаврские программы рассчитаны в среднем на 3-4 года обучения (в Англии и

Уэльсе - 3 года, в Шотландии - 4 года). Существует несколько типов степени бакалавриата -гуманитарных наук, естественных наук, технических наук, права, медицины. Есть степени, для получения которых необходим еще и опыт практической работы. Для получения степени в области медицины, зубоврачебного дела и архитектуры нужно учиться до 7 лет.

Говоря о системе управления высшим образованием, необходимо отметить схожесть системы с российской - в Англии вопросы управления образованием определяет Департамент образования и навыков, который занимается утверждением государственного учебного плана, распределением финансов, инспектированием образовательных учреждений, аккредитацией вузов. За образование в Британии отвечает правительство. Свою деятельность оно осуществляет совместно с Департаментом по образованию и труду в Англии; Национальным собранием в Уэльсе; Департаментом образования и Департаментом высшего и дальнейшего образования, подготовки и занятости в Северной Ирландии.

Престижным на данный момент является образование, полученное в Ирландии. Высшее образование можно получить:

в государственных университетах (выпускники получают степени бакалавра, магистра, доктора);

в государственных технологических колледжах (выпускники получают национальные сертификаты и дипломы, а в некоторых колледжах - также степени бакалавра и магистра);

в государственных педагогических колледжах (присваивают степени бакалавра и

магистра);

в негосударственных колледжах (присваивают дипломы, степени бакалавра и магистра, профессиональную квалификацию).

В отличие от университетов, колледжи и профессиональные институты больше нацелены на практику, потребности рынка, они готовят студентов к работе. Причем, среди

специалистов в бизнесе, технологиях, промышленности, сфере услуг такое образование и диплом колледжа ценится выше, чем университетские степени.

Уровень получаемого образования в Шотландии высок и ценится студентами, работодателями и органами сертификации. Колледжи предлагают академические и профессиональные квалификации. Колледжи по специальному образованию дают обширные знания на всю жизнь. Они отвечают требованиям, предлагая академическую, специальную и профессиональную квалификации почти по всем предметам.

Обычная продолжительность обучения в вузе на степень бакалавра - 4 года. Первые два года, как и во всех развитых странах мира, они изучают широкий круг базовых предметов, а затем еще два года посвящают специальным дисциплинам по выбранному ими профилю. Шотландским университетам присуща гибкость учебных планов. Выпускникам могут присваивать двойные степени, например, в области бухгалтерского учета и экономики. Некоторые учебные заведения (как и в Великобритании) предлагают так называемые сэндвич-курсы, дающие возможность получить опыт практической работы уже во время учебы.

Таким образом, определенные нами в процессе сравнения модели профессиональной подготовки можно классифицировать по социокультурному основанию соотношения государственного и социального запроса на трансформации в системе высшего профессионального образования. Данная классификация позволяет нам идентифицировать российскую модель двухуровневой подготовки на основе ее сравнения с европейскими и американской, а также определить ее социокультурную специфику. Отечественная система имеет особенные взаимоотношения с государством, иную степень автономии, большое разнообразие регионов. Российская модель подготовки относится к типу соотношения «государство -> общество», так как финансированием, стандартизацией образования, определением контрольного заказа приема в вузы, аккредитацией, ранжированием вузов, контролем выпуска и поступления в вузы, открытием новых направлений подготовки, и другими жизненно важными процессами функционирования учреждений высшего профессионального образования занимается государство. Наблюдается и определенная автономия общественного сектора, включая бизнес-сообщество, однако данный вид партнерства находится в самой начальной стадии и, по сути, инициируется и регламентируется государством.

Система образования Великобритании характеризуется преобладанием государственного сектора, однако, государственно-общественные трансакции можно характеризовать как «государство = общество» - несмотря на уровневый аппарат управления системой образования (Министерство занятости - отделы Департамента образования и науки - Центральный совет по профессиональной подготовке - отраслевые советы), университеты и колледжи могут самостоятельно выходить на уровень работодателей для консультаций. Влияние государства обозначается участием в создании государственных, полугосударственных и общественных организаций, исполняющих роль координирующих органов, которые определяют потребность в специалистах и требования, которые к ним предъявляются [4]. В то же время, отраслевые советы формируются не только чиновниками, но и представителями бизнес-сообществ, профсоюзов. Более половины колледжей используют собственные источники информации и обзоры местных служб занятости с целью определения потребностей рынка труда. К примеру, в консультативном комитете по строительству Кингзуейского колледжа из 28 членов 15 - представители компаний, объединений предпринимателей; в комитете по электронному машиностроению из 22 членов таких представителей 12 [5].

Модель подготовки в США можно характеризовать как «общество -> государство», так как здесь отсутствует единая государственная система управления образованием - это право делегировано правлению каждого штата.

В случае наличия и формирования идентичной модели образования во всех европейских странах становится нецелесообразным стремление к академической мобильности

студентов и преподавателей, так как именно своеобразие, традиции той или иной образовательной системы обогащают содержание образовательных программ и умножают компетенции выпускников. Социокультурные особенности реализации моделей профессиональной подготовки в изученных странах лежат в основе различий двухуровневого образования. В этой специфике состоит интерес к зарубежному образованию, что является также одним из конкурентных преимуществ любой страны.

Исследование выполнено при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по проектам № 2.2.1.2/7235 «Структура и содержание социального заказа на инновационное образование в российской высшей школе в условиях перехода на многоуровневую профессиональную подготовку», № 2.1.3/7294 «Роль корпоративных университетов в обеспечении

инновационного развития региона (на примере ПРИФО)».

Литература

1. Тузиков А.Р. Инновационное образование в российской высшей школе - опыт социологического исследования / А.Р. Тузиков, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 18. - С. 278-284.

2. Зинурова Р.И. Корпоративный университет как коммуникативное поле науки, образования и производства / Р.И. Зинурова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 18. - С. 273-278.

3. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран / Под. ред. проф. А.Н. Козырина. М, 2007. 320 с.

4. Гаргай В.Б. Кто и как готовит кадры для системы повышения квалификации учителей в Великобритании? //

Сибирский учитель - научно-методический журнал. 2002. № 6 (22). иКЬ:

http://www.sibuch.ru/article.php?no=108 (дата обращения: 19.02.2009).

5. Великобритания: профессиональные навыки здесь значат больше, чем диплом. - Социальный проект "Профориентация", Благотворительный фонд "Развитие Украины". иКЬ:

http://www.profosvita.org.ua/ru/about/license.html (дата обращения: 5.11.2008).

© Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, star13@front.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, директор ИУЭСТ, rushazi@rambler.ru; З. Б. Маслова - мл. науч. сотр. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, starella@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.