должно произойти слияние образов, позиций, моделей мышления, субъектов вступающих во взаимодействие, что позволяет формировать целостное семантическое поле коммуникации.
Таким образом, в содержании статьи автор, отталкиваясь от понимания сущности процесса гуманитаризации, рассматривает язык и культурный текст как главные средства гуманитарного образования. Гуманитарное образование позволяет создать диалогическое пространство работы с культурным текстом, который понимается в широком онтологическом контексте (природа, человек, техника, Бог, искусство), через организацию коммуникативносмыслового процесса, единицей которого выступает слово. Процесс постижения смыслов слова происходит в дискурсе - главной единице коммуникативной стратегии обучения, - овладение которым выступает как один из путей инновационного преобразования школы.
Библиографический список
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996. 448 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 412 с.
3. Булгаков С. От марксизма к идеализму. СПб.,
1903.
4. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 250 с.
5. Калинаускас И. Н. Жить надо! СПб.: ИК Невский проспект, 2003. 320 с.
6. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт меж-парадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб, 2001. 288 с.
7. Лосский Н. О. История русской философии. Советский писатель, 1991. 480 с.
8. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. Наука, 1979. 303 с.
9. Фролова Н. Г., Фролов М. Г. Латынь вокруг нас. Греко-латинские словообразовательные элементы в русском языке. Специальный учебный словарь. Изд. 4-е испр. и доп. Красноярск, 2007. 192 с.
М.
М.
Elizova E. A.
HUMANITARIAN EDUCATION AND COMMUNICATIVE STRATEGY OF LEARNING
In the paper the author considers the language and the cultural text as main means of humanitarian education on the grounds of understanding the essence of the humanitarization process. This approach allows creating the dialogical space for work with the cultural text through organizing communicative and conceptual process where a word is a measurement unit. The communicative strategy exists in the form of discourse leading the participants beyond the state of language and into the sphere of super-subjective reality.
Keywords: humanitarian education, language, text, understanding, dialogue, discourse.
УДК 371.132 + 371.123 Бочкарева Р. А.
ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА
Ускорение темпов обновления знаний и ужесточение конкурентной борьбы на рынке труда приводят к необходимости поддержания имеющихся и формирования новых конкурентных преимуществ субъектов рынка труда, представленных актуальными компетенциями, в системе профессионального продолженного образования, основными видами которого являются: дополнительное и послевузовское профессиональное образование.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, модель компетенций, дополнительное и послевузовское профессиональное образование.
Согласно концепции непрерывного образо- создаваться новые, раскрывающиеся в профес-
вания, для поддержания конкурентоспособнос- сиональном образовании через развитие компе-
ти субъектов рынка труда должны постоянно тенций. Актуальность формирования конкурен-
удерживаться их конкурентные преимущества и тных преимуществ обусловлена: постоянным
Экономика образоваИия>оикйрёв2 Р1А||1вИ
ускорением темпов обновления знаний, существующим дисбалансом на рынке труда между спросом и предложением в профессиональноквалификационном разрезе, ужесточением конкурентной борьбы на рынке труда.
Целью исследования заключается в разработке и обосновании механизма формирования конкурентных преимуществ субъектов рынка труда в системе профессионального образования с позиции компетентностного подхода.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества субъектов рынка труда. Предметом - совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования конкурентных преимуществ в профессиональном образовании.
Конкурентные преимущества представляют собой качественные характеристики субъекта на рынке труда, выгодно отличающие его от конкурентов по выбранному критерию, которые можно экономически оценить и измерить. Они проявляются в прошлом на основе опыта, традиций, знаний субъекта, в настоящем через получение заработной платы по результатам труда и в будущем, как ориентир на развитие (саморазвитие) субъекта с целью получения эффективных результатов труда в перспективе. Таким образом, основным конкурентным преимуществом субъекта, востребованного на рынке труда, считаем обладание способностью соединять прошлое и будущее в настоящем по принципу приращения новизны [1, с. 116].
Конкурентоспособность субъекта на рынке труда - это его обладание конкурентными преимуществами, способностями и возможностями их создавать для удержания или улучшения позиций на рынке труда по критерию удовлетворения субъектом конкретной кадровой потребности экономики по сравнению с аналогами. Итак, конкурентоспособность - это совокупность конкурентных преимуществ, являющихся своевременными, востребованными и актуальными, которые определяются компетенциями, формируемыми профессиональным образованием.
Компетенция характеризуется с трех позиций: 1) как способность и готовность; 2) как система или набор качеств, потенциал субъекта; 3) как стандарт поведения. Применительно к рынку труда компетенции можно представить как совокупность характеристик субъекта, вклю-
чающих знания, умения, навыки, способности и др., которые необходимы для качественного выполнения трудовых функций. Анализу и классификации компетенций посвящены труды А. И. Субетто [7], И. А. Зимней, А. В. Хуторского, В. И. Байденко и др. Высоко оценивая заслуги российских ученых, для целей настоящего исследования считаем достаточным рассмотрение восьми бинарных групп компетенций, входящих в модель формирования конкурентных преимуществ [4, с. 155] (рис. 1.).
1. Общепрофессиональные компетенции (бакалавр) - это компетенции, необходимые субъекту рынка труда для выполнения простых и средней сложности трудовых функций с низкой степенью ответственности, основанные на «старых» знаниях.
2. Профессиональные компетенции (модель сферы деятельности) представляют собой компетенции более высокого порядка, основанные на «современных» знаниях, необходимые субъекту рынка труда для выполнения сложных трудовых функций, отличающихся высокой степенью ответственности и наличием творческой составляющей.
3. Научно-исследовательские компетенции (модель науки) объединяют компетенции, основанные на использовании и генерировании «нового» знания.
4. Образовательные компетенции (модель образовательного процесса) предполагают наличие у субъекта способности учиться всю жизнь, в том числе самостоятельно, и учить других.
5. Социальные компетенции отражают способности субъекта эффективно функционировать в социуме, адекватно проявляя свои личные и трудовые качества.
6. Личностные компетенции (модель личности) - это компетенции, отражающие врожденные и приобретенные характеристики субъекта, проявляющиеся в его жизни, в том числе трудовой.
7. Ценностно-мотивационные компетенции, фиксирующие духовно-нравственный компонент личности субъекта, его мотивы и ориентиры.
8. Экономические компетенции отражают материальный компонент бытия и представляют собой компетенции, необходимые субъекту рынка труда для участия в социально-экономических отношениях.
Экономика образования ♦ № 1, 2010|
(в)
Ценностно-
мотивационные
100>
Личностные
Среда образовательного учреждения: Миссия, организация, традиции. кадры, учебные
планы, программы, система менеджмента качества
и
' Входные параметры:
вектор развития общества, потребность в специалистах определенной квалификации, ресурсы вуза
V____________У
/Модель об-I разователь-ного процесса
п
/ Модель \ } Модель \
личности ) \ науки )
V 1
Социальные
Образовательные
Выходные
параметры:
специалист, обладающий конкурентными преимуществами
Г Деста б н л из и р угощн е фа к торы
■ (сопротивление инновациям) /
Личностные
Социальные
Эконом и ческие
Личностны
Научно-исследовательские
Общепрофес-
сиональные
Профессиональные
Ценностно-мотиваиионные 100>
Образовательные
Ценностно-
мотивационные
100^
Научно-исследовательские
Общепрофес-
сиональные
Профессиональные
Эконом и ческие
Научно-исследовательские
Общепрофес-
сиональные
Профессиональные
(Э.) Образовательные
Эконом и ческие
Рис. 1. Вариации формирования конкурентных преимуществ в профессиональном образовании
Вариативность формирования конкурентных преимуществ профессиональным образованием...
Представленная на рис. 1 модель формирования компетенций в профессиональном образовании [4, с. 155] отражает внутреннюю и внешнюю среду образовательного учреждения, входящие параметры, включающие потребности рынка труда в кадрах определенной квалификации в виде социального заказа, и выходные параметры, включающие выпускников, приобретенные конкурентные преимущества которых удовлетворяют заявленным кадровым потребностям экономики.
Внутри педагогической модели четко прослеживается вариативность процесса обучения, основанная на стрелочной модели «цель - результат» [3, с. 220], ориентированной на удовлетворение кадровой потребности экономики в рамках постоянного улучшения системы менеджмента качества. Организованный в зависимости от возможностей студента и целей его обучения, согласованных с требованиями рынка труда, образовательный процесс на выходе обеспечивает формирование одной из трех групп конкурентных преимуществ (диаграммы на рис. 1). Варианты (а) и (в) предполагают дополнительные усилия для формирования конкурентных преимуществ со стороны образовательного учреждения и субъекта обучения. Выпускник по варианту (б) с экономической точки зрения является наименее конкурентоспособным на рынке труда.
(а) Нацеленность на модель сферы деятельности в первую очередь формирует у выпускника компетенции из групп профессиональных и экономических, подготавливая его к производственной деятельности.
(б) Нацеленность только на соблюдение требований ГОС формирует у выпускника общепрофессиональные компетенций на среднем уровне освоения (50+1%), достаточном для выхода на рынок труда (бакалавриат).
(в) Нацеленность на модель науки формирует у выпускника научно-исследовательские, образовательные и ценностно-мотивационные компетенции, ориентируя его на научно-педагогическую деятельность.
Эффективность дополнительных усилий, вложенных в формирование конкурентных преимуществ, отражена на рис. 2., на котором изображена модель роста конкурентоспособности субъекта в системе профессионального образования и на рынке труда [5].
Необходимым условием роста конкурентоспособности субъекта является выполнение неравенства /(х(0)+Щ) >0, где 1@) - функция, характеризующая усилия, вкладываемые профессиональным образованием в подготовку субъекта, /(х) - функция, характеризующая возможности субъекта в системе профессионального образования (при х < 1) и на рынке труда (при х > 1) [2, с. 143].
Если во время обучения функции 1ф и —/(х) (пунктир на рис. 2б), не пересекаются, неравенство сохраняется, и происходит рост квалификации субъекта в системе профессионального образования (11 ^ -/(х)). Если усилий со стороны профессионального образования недостаточно (рис. 2а), то роста конкурентоспособности не происходит.
Рис. 2. Модель роста конкурентоспособности субъекта (х) через формирование конкурентных преимуществ в системе профессионального образования (I) и на рынке труда (12).
Эффективность профессионального образования определяется зависимостью [5, с. 100]:
12 = а-1, где а - коэффициент качества профессионального образования субъекта (на микроуровне); в виде интегрального коэффициента а характеризует конкурентоспособность образовательного учреждения (на мезоуровне). Принимая во внимание тот факт, что полученные за 5 лет знания выпускника обесцениваются за 2-3 года, можно рассчитать минимальное значение коэффициента а (а и2+3), при котором окупаются вложения в образование. Если а выпускника меньше минимального уровня, то ни он, ни образовательное учреждение, его подготовившее, не являются конкурентоспособными (рис. 2а). Тогда экономическая отдача государству и обществу от такого выпускника будет слабой, что соответствует одному из вариантов 2-4 кривой 12 на рис. 2а. Если а выпускника больше минимального уровня, то он и образовательное учреждение, его подготовившее, будут конкурентоспособными на рынке труда (рис. 2б, вариант 5 кривой 12).
Потеря актуальности конкурентных преимуществ субъекта со временем отражается на снижении его конкурентоспособности, которая может быть скорректирована в профессиональном образовании (рис. 3). На рис. 3а показана стадия «мяг-
кого» формирования конкурентных преимуществ субъекта, соответствующая уровню общепрофессионального образования и бакалавриата: активная кривая (жирная линия) конкурентоспособности меньше пассивной кривой (тонкая линия), отражающей цели обучения. На рис. 3б система конкурентоспособности субъекта переходит в стадию «жесткого» формирования конкурентных преимуществ, когда активность субъекта превышает пассивность. В точке смены режима (а) ^ (б) происходит качественный скачок, способствующий росту конкурентоспособности субъекта [6]. Ниже представлена производная от логистической кривой роста конкурентоспособности субъекта (штриховая линия), характеризующая скорость изменения функции, согласно которой рост конкурентных преимуществ субъекта является цикличным процессом. Ориентируясь на сохранение и приумножение конкурентных преимуществ, субъект обращается в систему профессионального продолженного образования.
Термин «продолженное образование» (США) в России используется редко, поэтому в литературе отсутствует его определение. На наш взгляд, продолженное профессиональное образование -это «более жесткое» (чем ближе к рынку труда, тем жестче режим) формирование конкурентных преимуществ в рамках профессионального обра-
/
Рис. 3. Механизм формирования конкурентоспособности (х) субъекта в профессиональном образовании в течение всей его жизни
Экономика образования ♦ № 1, 20101
161
зования взрослых, уже имеющих базовое профессиональное образование (начальное, среднее специальное, высшее). В структуру продолженного образования входят: дополнительное профессиональное образование (ДПО: повышение квалификации и переподготовка кадров); послевузовское профессиональное образование (ППО: аспирантура и докторантура); элементы высшего профессионального образования (ВПО: магистратура, второе высшее).
По сравнению с базовым продолженное профессиональное образование имеет ряд отличий: более сжатые сроки обучения, высокая степень специализации, направление обучения либо на производственную, либо на научно-исследовательскую деятельности.
Приращение конкурентных преимуществ по варианту (а) (рис. 1), ориентированному на модель сферы деятельности, происходит в системе ДПО, отличающегося высокой мобильностью и разнообразием программ обучения, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей рынка труда. По варианту (в), ориентированному на модель науки, формирование дополнительных конкурентных преимуществ происходит в системе ППО, нацеленном на подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.
Таким образом, в рамках концепции непрерывного образования взрослых в системе профессионального продолженного образования, отличающегося гибкостью и вариативностью процесса обучения, становится возможным формирование разнообразных конкурентных преимуществ, востребованных на рынке труда. Ориентация на качество и эффективность образования повышает роль прогнозирования кадровой потребности и мониторинга ее изменения, что усиливает прогностический компонент кон-
курентоспособности, выделяя как важнейшее конкурентное преимущество способность субъекта соединять в профессиональной деятельности прошлое и будущее в настоящем.
Библиографический список
1. Бочкарев А. И., Бочкарева Р. А., Бочкарева Т. С. Формирование инновационной культуры в профессиональном образовании. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. 324 с.
2. Бочкарева Р. А. Синергетизм экономики и качества в интеграции высшего и дополнительного профессионального образования на рынке труда // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сборник статей VI международной заочной научной конференции (май). Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. С. 141-147.
3. Бочкарева Р. А., Бочкарева Т. С. «Золотое правило» механики и «золотая середина» обменных экономических отношений // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сборник статей всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2006. С. 218-223.
4. Бочкарева Т.С. Мультидисциплинарные дидактические комплексы как средство формирования инновационной культуры студентов вузов. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 6. С. 150-160.
5. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Изд-во Еди-ториал УРСС, 2003. 288 с.
6. Пермяков О. Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 422 с.
7. Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке). СПб.; М.; Кострома: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, КГУ им. Н.А. Некрасова; Смольный университет РАО, 2007. 150 с.
Bochkareva R. А.
VARIABILITY OF FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES BY VOCATIONAL TRAINING ON A LABOUR MARKET
Acceleration of rates of updating of knowledge and toughening of competitive activity on a labour market lead to necessity of maintenance available one and formations of new competitive advantages of subjects of the labour market presented actual competences, in system of the vocational continued training which main views are: additional and after institute of higher education vocational training.
Keywords: competitive advantages, competitiveness, model competence, additional and after institute of higher education vocational training.