венность, безусловно, осознавала заимствованный характер образовательной системы России.
Итак, к середине XIX в. российская педагогическая мысль была существенно озабочена негативными последствиями «безнационального образования» и находилась в поиске теоретических основ и путей реализации своего национального образования.
Осуществленное исследование позволяет признать актуальным изучение тех оснований национального образования России, которые сформировались в отечественной педагогической мысли до середины XIX в., а весь спектр ретроспективных и современных тенденций применительно к конкретно-историческим обстоятельствам становления и развития теории национального образования глубоко и органично взаимосвязанным.
А.В. ТРЯПИЦЫН ( Санкт-Петербург)
ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ЗА РУБЕЖОМ
Исследование проблемы профессиональной подготовки в современном мире требует рассмотрения образования в контексте социокультурной ситуации, сложившейся на пороге XXI в. Важной особенностью этой ситуации является изменение парадигмы социального развития, отражающей переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, начало эпохи постмодернизма.
В этой ситуации действенной социально-политической детерминантой развития образования являются интенсивные интеграционные процессы как важная составляющая развития современного мира. А.П. Лиферов рассматривает интеграцию в современном мировом образовании как часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Международная интеграция в образовании -это результат развития и углубления процесса интернационализации, когда преоб-
ладающими формами сотрудничества были двусторонние отношения. Для интеграции за счет согласованной международной образовательной политики характерны взаимное сближение; взаимодополняемость и взаимозависимость национальных систем; синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими наднациональными институтами; постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого мирового образовательного пространства.
Л.М. Бахтин неоднократно отмечал, что мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются.
В отличие от предшествующего периода международного сотрудничества, когда интернационализация образования шла как бы вслед за интернационализацией экономики, в современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, а процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса в любой другой сфере.
Современный уровень интеграционных процессов в европейском образовании характеризуется следующим:
- стремлением к выработке смыслового инварианта в понимании ценностноцелевого назначения образования в современном мире (в том числе и профессионального) ;
- межкультурным взаимодействием специалистов в области образования в решении актуальных глобальных проблем развития образования, которое приводит к взаимообогащению национальных образовательных традиций при сохранении их культурного своеобразия.
Особое место в понимании механизмов интеграционных образовательных процессов отводится «европейскому измерению в образовании», которое выражается, в частности, и в форме развития интен-
сивного межкультурного взаимодействия в подготовке специалистов. Анализ европейского измерения в образовании, характеризующего основные задачи современной европейской школы и пути их решения, позволил охарактеризовать феномен европейского измерения в управлении школой.
Европейское измерение в управлении образованием, определяющее основные направления деятельности и подготовки школьных администраторов, определено в работе посредством следующих сущностных характеристик европейской образовательной политики:
• Ориентация на достижение трех основных групп стратегических целей:
- качества/эффективности: «повышение качества и эффективности систем образования и подготовки»;
- справедливости: «обеспечение всеобщего доступа к образованию и подготовке»;
- управления: «открытие систем образования и обучения для более широкого мира».
• Выработка согласованных ценностных ориентиров в понимании школы как социального института, которые определяют подходы к разработке правовой, экономической и собственно педагогической стратегий развития национальной системы образования.
• Взаимодействие с общественностью как самостоятельным и активным субъектом образовательной политики.
Эти основные характеристики современного европейского измерения в управлении образованием обусловливают изменение функций и роли руководителя педагогического коллектива. В таких условиях он разрабатывает политику руководства персоналом, устанавливает бюджет, а также определяет внутришкольную образовательную политику пути создания проектов развития школы, управление партнерскими (в том числе международными) связями и т. д. К основным направлениям деятельности современного руководителя школы в контексте европейского измерения правомерно отнести следующие:
- оценку и управление качеством образования;
- привлечение общественности к школьному управлению;
- сохранение и развитие педагогических ценностей европейской школы;
- создание условий для повышения заинтересованности школьников в продолжении обучения.
Европейское измерение в управлении образованием определяет и содержание подготовки управленческих кадров для сферы образования, которая реализуется в европейских странах в различных формах. Можно выделить следующие основные пути подготовки специалистов в области управления школой:
• Первый путь характеризуется тем, что руководитель приходит на эту должность «из учителей» и получает менеджерскую подготовку на курсах, организованных либо при университетах, либо местными органами управления образованием.
• Второй путь - получение университетского образования по управлению и соответствующего диплома (бакалавра, магистра).В качестве самостоятельного направления выделяется подготовка по программам МВА.
Отличительные черты курсовой подготовки такие:
- отбор желающих обучаться на курсах (предполагает проверку уровня управленческой подготовки, анализ профессиональной карьеры и личностных качеств);
- в содержании курсовой подготовки преобладает предметный подход, ориентированный на формирование умений решать типичные профессионально-управленческие задачи: построение педагогического процесса, управление персоналом, финансирование школы, организация социального партнерства, проведение переговоров (консультаций) с управленцами более высокого уровня. Содержание курсовой подготовки может меняться в зависимости от потребностей курсантов в повышении квалификации, выявленных в результате аттестации школы, в этом случае слушатель может выбирать те темы, которые являются для него наиболее значимыми для совершенствования управления школой;
- оценка результативности курсов производится по результатам дальнейшей управленческой деятельности и самооценки развития собственного управленческого опыта слушателя.
Общие характеристики магистерской подготовки школьных администраторов могут быть представлены следующим образом:
- на магистерские программы принимаются как имеющие опыт работы лица, так и студенты бакалавриата;
- содержание магистерской подготовки сочетает в себе освоение теоретических курсов и самостоятельную проектную (исследовательскую) деятельность; основное содержание подготовки связано с углублением и развитием знаний о школе как социальном институте в гражданском обществе, что и определяет в качестве обязательных в различных программах подготовки следующие темы: «Проблемы качества образования», «Связи с общественностью», «Развитие лидерских качеств и управление персоналом», «Развитие исследовательских умений в области управления образованием»;
- оценка результативности магистерских программ производится либо на основе сдачи экзаменов, на которых проверяется знание основных теоретических положений изучавшихся курсов и умения применить их при решении профессиональных задач, либо путем защиты магистерской диссертации проекта.
Особую и все возрастающую роль в развитии форм подготовки специалистов в области управления образованием играют международные организации, проекты и ассоциации, отличительной особенностью которых является направленность на реализацию европейского измерения в управлении образованием.
Специфика этих международных форм подготовки управленцев для сферы образования заключается в ориентации на обогащение имеющегося управленческого опыта, что позволяет школьному администратору стать осознанным и действенным субъектом образовательной политики на разных уровнях - общеевропейском, национальном, региональном и местном.
Основные формы международного сотрудничества в подготовке школьных администраторов правомерно объединить в две группы:
П е р в а я - международное сотрудничество в области школьного образования, не ориентированное непосредственно на повышение квалификации школьных администраторов, школьные обмены, про-
екты, ориентированные на отдельные аспекты школьного образования, позволяющие повышать квалификацию педагогов в контексте европейского измерения образования.
Вторая - международное сотрудничество, цель которого заключается в организации непосредственной подготовки школьных администраторов, предполагающее участие в:
- (или ознакомление) деятельности международных организаций, разрабатывающих разноуровневые программы подготовки управленцев;
- работе международных ассоциаций школьных администраторов;
- работе проектов ЕС по проблемам управления школой, в диссеминации результатов международных проектов.
В настоящее время в зарубежных странах активизируется деятельность различных организаций, разрабатывающих политику в области подготовки управленческих кадров в сфере образования. Например, в Великобритании существует Национальный центр развития подготовки школьных менеджеров (NDCSMT), задача которого - анализ существующих в данной области проблем и разработка соответствующих рекомендаций по подготовке менеджеров; в США работают различные организации, отвечающие за подготовку директоров школ, например, в штате Флорида - это Совет по менеджменту в образовании. В Германии поддержку подготовке школьных менеджеров осуществляет целый ряд организаций - Всеобщий Союз руководителей школ Германии, Немецкое общество управления образованием, Общество содействия педагогическим исследованиям.
Анализ деятельности национальных центров содействия развитию управленческой подготовки в сфере образования свидетельствует о том, что большинству администраторов школ таких европейских стран, как Британия, Франция, Германия, Швеция, Норвегия, знакомо ощущение нестабильности, возрастающего давления все новых и новых трудностей в работе. Дилемма «настоящее - будущее» постоянно держит руководителя в напряжении, т. к. именно от него зависят не только внедрение новшеств, но и поддержание стабильности, столь необходимой для образовательного процесса.
Во всех без исключения странах директора школ испытывают недостаток времени для того, чтобы поразмышлять, заняться планированием и рефлексией. По большей части их рабочее время занято каждодневными проблемами, требующими немедленного разрешения. Расширение требований к руководителю во многом обусловлено и ростом экономических трудностей, и увеличивающейся отчетностью перед местным сообществом. Все большее значение придается его маркетинговым умениям, способности создать имидж школы, повысить ее репутацию в общине.
Для решения этих и других общих проблем на основе анализа международного опыта в области методологии управления образованием в 1992 г. была создана Европейская сеть исследований и подготовки менеджеров образования (European Network for Research and Teaching in Educational Management). В задачи этой организации входят квалификация менеджерской компетентности, отбор школьных лидеров, а также изучение влияния различных моделей управления обществом на руководство школой.
Приведем примеры международного сотрудничества в области современного образовательного менеджмента. Так, в Амстердаме в рамках проекта ERASMUS создана Европейская школа образовательного менеджмента. Обучение в ней ведется с помощью консультаций и заочной формы получения знаний. Учащиеся набираются из стран ЕС по ряду направлений: школьные лидеры, инспектора, старшие учителя, специалисты по организации и менеджменту, при этом обязательно учитывается и используется в процессе подготовки «национальный опыт участников».
Критериями отбора служат имеющиеся практические навыки и теоретические знания по управлению образованием, а также способность внести вклад в решение национальных задач развития образования. Программа обучения рассчитана на 4 недели, по одному модулю в неделю. Четыре модуля программы фокусируют внимание на следующих аспектах: управление ресурсами; школьный менеджмент и политический контроль; управление процессами учения и обучения; управление взаимодействием с общиной. Оценка проводится в конце каждого модуля с учетом специфики опыта каждого обучаемого.
Обучение строится на базе четырех университетов и продолжается в течение двух лет.
Еще одним примером в рамках программы TEMPUS, также базирующейся на 4 университетах, является проект «Развитие школ для демократии в Европе» (Developing Schools for Democracy in Europe). В него входят расширение исследований, консультации по вопросам подготовки руководителей в странах Центральной и Восточной Европы, работа над учебными программами и публикации.
В этом проекте прослеживаются сильные связи между деятельностью на местах и деятельностью на уровне Европы. Каждый из базовых университетов поддерживает тесные контакты с местными органами подготовки, местными или региональными центрами профессионального развития, менторами в школах. Такая новая форма партнерства свидетельствует о смещении акцентов в менеджерской подготовке в Европе; возможно, впервые для обучения используются местные ресурсы.
Для решения проблем планирования и управления образованием специально создан Международный институт планирования образования ЮНЕСКО (ПРЕ). Программы подготовки в ПРЕ разработаны по актуальным проблемам управления и планирования образования и делятся на шесть больших категорий:
• Программа углубленной подготовки.
• Программа стажеров.
• Мастерские и специальные курсы.
• Семинары и форумы по образовательной политике.
• Концепция и распространение дидактических материалов.
• Программа углубленной подготовки.
Ежегодная Программа углубленной подготовки по планированию и управлению в образовании на базе Международного института планирования образования разработана в 1965 г. для всех стран - членов ЮНЕСКО. До настоящего времени в рамках этой Программы прошли подготовку около 1300 кандидатов из 151 страны.
Ценностно-целевое назначение ее можно представить следующим образом:
- стимулирует перспективы сравнения организации, финансирования и развития образования между различными странами;
- является инструментом, позволяющим анализировать проблемы, тенденции
и эволюцию стратегических изменений в образовании;
- обучает участников методам и технике планирования, управления и пило-тажам системами образования;
- подготавливает членов к лидерству в области планирования и реализации планов, программ и образовательных проектов.
Участники Программы углубленной подготовки изучают факторы, которые способствуют спросу и предложению качественного образования (в частности, демографические изменения, технологические инновации, экономические ресурсы, организационные процессы, изменяющиеся ценности, понятия качества и соответствия), а также акцентируют внимание на теоретическом понимании и развитии профессиональных компетентностей; учатся вести переговоры с различными собеседниками как на национальном, так и на международном уровне.
Предполагается, что в недалеком будущем Программа углубленной подготовки ПРЕ будет предназначена для подготовки:
- ответственных лиц за планирование и управление в образовании, вовлеченных в процесс реализации решений, принятых в Дакаре, который состоит в развитии или усилении национальных планов и в обеспечении их финансирования или реализации;
- специалистов ключевых сфер планирования и управления образованием (неформальное образование, система информации по управлению образования (ЕМ^), контроль за качеством образования, финансовое управление, управление человеческими ресурсами и т.д.);
- администраторов, которые знают, как решать насущные проблемы, например, избавление от нищеты, распространения СПИДа, а также другие срочные проблемы, заставляющие разрабатывать конкретный план действий и конкретные решения.
Программа углубленной подготовки имеет несколько важных характеристик:
1.Форма единого набора:
- объединение кандидатов любых национальностей;
- все имеют опыт планирования и управления в образовании;
- различие в происхождении и их опыта предлагает перспективы сравнения - это то, что позволяет дать большую выгоду в обмене взаимного опыта.
2. Единая идентичность, а это означает, что программа:
- основывается на теории, оставаясь исключительно практической направленности;
- имеет сравнительный характер, т. к. основана на изучении конкретных случаев и примеров из области инноваций и отрицательного опыта в разных странах и областях;
- ориентирована на будущее и основывается, в первую очередь, на обсуждении (экспертизе) новых идей и инновационных подходов в области планирования и администрирования;
- ориентирована на принятие решений, основанных на исследованиях и важных для разработки образовательной политики.
3. Единая социальная организация, т. е.:
- участие в Программе обязывает добровольно работать в тесном сотрудничестве с людьми разных национальностей и различными политическими течениями (такая обстановка благоприятствует открытости мышления и восприятию различных культур);
- подготовка сопровождается различной деятельностью - конференции, дебаты, индивидуальная и командная работа, упражнения;
- учебные поездки включают элементы сравнения путем наблюдения;
- интенсивность взаимодействия в группе в течение долгого периода способствует формированию общей идентичности и принадлежности к мировой организации (сети) на протяжении всей жизни;
- стажеры формируют мировую сеть, которая предлагает услуги государствам-членам ЮНЕСКО и оказывает поддержку практической деятельности и исследованиям, которые проводит Международный институт планирования образования.
Содержание Программы углубленной подготовки предлагает общий блок, состоящий из модулей, которые раскрывают современные проблемы и новые цели образования, а также диагностику сферы образования. В процессе овладения этим содержанием идет процесс формирования компетентности в области построения об-
разовательной политики, управления программами и проектами, взаимодействия с многочисленными сферами или с внешними партнерами.
Во втором семестре Программа делится на специальные модули, которые призваны развивать способности стажера, анализировать стратегии и программы развития образования, реализовывать различные методы планирования и управления. Одновременно выполняется дипломная работа по всей Программе.
В конце курсов выдается сертификат ПРЕ, где детально описывается педагогическая деятельность стажера, в которой он принял участие по Программе.
Международный диплом по планированию и управлению образования присуждается участникам, которые успешно освоили все модули и защитили дипломную работу. В дальнейшем планируется выдавать диплом Международного мастера по планированию и управлению в образовании. Следует отметить, что в высшем образовании многих европейских стран, например в Германии, Франции и др., имеются квалификации магистра (magistre или magister) и мастера (master или mastere), которые соответствуют различным образовательным программам. Квалификация второй ступени высшего образования, используемая в контексте Болонского процесса, по мнению ряда исследователей (В. Сенашко, Г. Ткач, Ю.С. Давыдов), более всего соответствует квалификации, обозначаемой в европейских языках термином master (мастер). Данная квалификация по форме и по содержанию вполне может соотноситься с квалификацией российского дипломированного специалиста, в то время как существующая в настоящее время в РФ степень магистра (научно-ориентированная квалификация) от нее существенно отличается.
Программа подготовки стажеров. Стажерами обычно являются администраторы среднего или высшего звена и профессионалы в сфере образования национального, регионального или городского уровней. Перед приездом на курсы большинство из них принимают участие в подготовке, адаптации и реализации политики образовательных реформ, некоторые работают в качестве чиновников на уровне правительства. Почти все из них по окончании подготовки возвращаются в свои
страны. Большинство остаются в сферах планирования и управления образованием и достигают больших постов. Некоторые бывшие стажеры являются министрами образования, другие занимают важные посты в управлении своих стран.
Это более гибкая и краткосрочная программа, адресованная кандидатам, которые в связи со своими профессиональными обязанностями не могут участвовать в Программе углубленной подготовки. С 1990 г. Программа подготовки стажеров принимает каждый год от 25 до 30 участников. По ее окончании стажеры получают право организовывать подготовку своего подчиненного персонала по проблемам исследований и содержанию подготовки в ПРЕ.
Мастерские и специальные курсы. Одним из приоритетов ПРЕ является подготовка специалистов в сфере планирования и управления образованием в рамках общей стратегии развития человеческих ресурсов.
Развитие этой Программы зависит от национальных властей и возможностей в дальнейшем использовать ее участниками полученные знания на практике.
ПРЕ предлагает также мастерские и курсы сроком до недели для специальных групп (например, для специалистов служб помощи развитию) по конкретным темам. Кроме того, каждый год организуется летний университет по развитию практических компетентностей в сфере планирования и управления. Курсы адресованы участникам развитых и развивающихся стран и имеют практическую направленность.
«Виртуальный институт». Дистанционное образование посредством новых технологий информации и коммуникации практикуется во многих учебных заведениях мира, что позволяет разнообразить подготовку. ПРЕ планирует не только исследование проблемы влияния информационных технологий на планирование и управление образованием, но и широкое использование дистанционного обучения в дополнение к основной образовательной программе. «Виртуальный институт» создан как альтернатива традиционному обучению. Новая программа нацелена на развитие индивидуальных талантов. Институт готов создать Сеть Бывших Уча-
щихся (СБУ), чтобы усилить неформальные обмены информацией, общение и постоянное взаимообучение.
Одна из основных задач ПРЕ - научить тех, кто планирует, кто принимает решения, осуществлять настоящие стратегические реформы, исправлять ошибки, идентифицировать проблемы, которые могут быть решены определенными средствами.
Функция ПРЕ - разработать подходы, которые могут помочь управленцам четко определять цели образования, находить средства для их достижения, использовать все данные, необходимые разработки образовательной политики, мобилизовать фонды, структурировать средства для проведения проектов. Другими словами, речь идет о средствах управления развитием образования с учетом препятствий и вызовов современного общества.
Вместе с тем, чтобы профессия директора влияла на развитие системы образования, необходимо начать процесс создания более эффективной международной сети общения в ассоциациях на основе общих моральных ценностей и принципах, основными среди которых являются следующие:
- управление школой - это основной элемент улучшения качества образования;
- управление школой - это особая сфера деятельности, отличающаяся от преподавания, поэтому требует специальных компетенций;
- функции директора требуют определенного статуса, профессиональных объединений, качественной первоначальной и продолжающейся подготовки;
- объединение директоров в ассоциации позволяет развивать более эффективную систему образования, облегчает коммуникацию, обмен опытом и взаимную подготовку;
- директор учебного заведения должен концентрировать свои усилия на международном уровне в целях профессионального развития, обогащения своих профессиональных компетенций;
- международные ассоциации директоров должны быть связаны с международными организациями по развитию образования.
Управлять современным учебным заведением - это значит не только представлять государственные интересы, но и
определять направление развития школы, объединять энергию учащихся, родителей, персонала, социальных партнеров и реализовывать образовательные проекты. Руководитель учебного заведения - лидер (лоцман) в образовательном сообществе, поскольку он:
• объединяет своих коллег с целью совершенствования своего профессионального мастерства;
• организует школьную среду, которая обеспечивает успехи учащихся;
• мобилизует энергию школьного сообщества в целях реализации новаторского образовательного проекта;
• лоцман в международном направлении, т. к. представляет значение образования, которое пересекает национальные границы.
В настоящее время созданы и успешно работают ряд международных ассоциаций школьных администраторов. Рассмотрим более подробно цели деятельности франкоязычной Международной ассоциации директоров школьных учебных заведений (AFIDES), которые определяются следующим образом:
• приобщать новых членов к общим ценностям, обмену опытом педагогической профессиональной ответственности;
• способствовать организации деятельности, направленной на развитие;
• развивать понимание преимуществ развития профессии на международном уровне;
• использовать опыт директоров учебных заведений, которые находятся на пенсии.
Для развития профессиональной компетентности директоров, членов Ассоциации предлагается увеличить международную сеть обмена информацией, различные средства коммуникации, использовать новые технологии для развития партнерства, организовывать виртуальные форумы и реальные международные встречи, конференции.
Важнейшая цель Ассоциации - создать международную сеть преподавателей в системе непрерывного образования директоров. Директор, занимая важную стратегическую позицию в системе образования, способствует международному сотрудничеству в образовании, в решении таких современных проблем, как борьба со СПИДом, доступ девочек в систему образования, воспитание культуры мира, за-
щита прав человека, развитие демократии и др. Международные ассоциации с национальными секциями способствуют установлению партнерства в образовании.
Таким образом, изучение опыта международного сотрудничества в подготовке школьных администраторов позволит не только решить задачи модернизации управления образованием, но и найти новые пути включения отечественной системы образования в европейские образовательные интеграционные процессы.
Е.В.ПИСКУНОВА ( Санкт-Петербург)
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ
Современная практика реформ образования в развитых странах возникла в связи с социальными, культурными, экономическими и политическими изменениями, проявившимися в период так называемой Прогрессивной Эры (1980-е - начало 1990-х годов). Этим и обосновывается выбор периода анализа. К этому времени в развитых странах завершился процесс экстенсивного развития образования; переход на интенсивный путь развития потребовал учителя нового типа, способного обеспечить новое качество обучения и воспитания в условиях массовой школы.
Сложность задач современного учителя определяется следующим: расширились контингенты учащихся и изменился их социальный состав; от учителя ожидается выполнение дополнительных функций -изучать индивидуальные особенности и условия жизни учащихся, заботиться об их здоровье, поддерживать связь с родителями и общественностью.
В положении и деятельности учителя проявился ряд серьезных противоречий между увеличивающимся объемом научной информации и традиционным способом ее предъявления; растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их
квалификации; ростом объективной значимости профессии учителя и фактической недооценкой его труда со стороны общества.
Главный акцент образовательной и воспитательной стратегии сегодня - развитие самостоятельности, социальной инициативы и гражданской позиции учащихся.
Новые требования к подготовке учителей обусловлены особенностями социализации детей и юношества, динамичными изменениями всего социокультурного контекста образования.
Подготовка учителей строится в соответствии со следующими принципами:
• Перманентность в подготовке и повышении квалификации учительских кадров.
• Территориальная сбалансированность системы подготовки.
• Типизация подготовки учительских кадров для различных уровней образования.
• Ограничение феминизации профессии.
• Фундаментализация подготовки и высокая степень профессионализации знаний и умений.
• Дифференциация и индивидуализация в условиях диверсифицированной структуры.
В большинстве зарубежных стран система педагогического образования характеризуется явлением дуализма. Дело в том, что система подготовки учительских кадров в развитых странах существует с конца XVIII - начала XIX в. Она формировалась в тот период, когда начальные школы создавались для обучения народных масс, а средние были элитарными, в них обучались дети знатных семей. Соответственно педагоги для начальной и средней школы готовились по-разному. Учителя для начальной школы обучались в двух-, трехлетних училищах, колледжах на базе неполной средней школы; они получали знания по основным предметам начального обучения (чтение, письмо, счет, краеведение, ручной труд) и овладевали методикой преподавания. Учителем средней школы можно было стать по окончании университета, который, однако, не предполагал профессионально-педагогическую подготовку. Так, во Франции педагоги средней школы назывались не учи-