Научная статья на тему 'Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения'

Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТРИКА / ТАКСОН / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE / PSYCHOLOGICAL CLASSIFICATION OF OCCUPATIONS / PSYCHOLOGICAL SPACE / METRIC / TAXON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Надежда Евгеньевна

Представлены четыре разнородные метрики психологического пространства профессионального выбора. Показано, что при психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения подлинно индивидуальный подход возможен лишь при использовании индивидуально-субъективной метрики психологического пространства профессионального самоопределения. Вместе с тем на практике целесообразно использовать различные метрики данного пространства, ориентируясь при осуществлении профессионального выбора на определение долгосрочных вариативных индивидуальных стратегий профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The variability psychological space of professional self-determination

Are represented by 4 heterogeneous metrics of the psychological self-determination. It is shown, that at psychological and pedagogical accompaniment of the professional self-determination of a truly individual approach possible only with the use individually-subjective metric of psychological space of professional self-determination. However, in practice it is advisable to use various metrics of this space, focusing in the implementation of vocational choice on the definition of long-term variations of the individual strategies of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 4

ВАРИАТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Н.Е. Рубцова

(управление координации опытно-экспериментальных

и внепрограммных исследований Российской академии образования;

e-mail: urpu.rao.60@rambler.ru)

Представлены четыре разнородные метрики психологического пространства профессионального выбора. Показано, что при психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения подлинно индивидуальный подход возможен лишь при использовании индивидуально-субъективной метрики психологического пространства профессионального самоопределения. Вместе с тем на практике целесообразно использовать различные метрики данного пространства, ориентируясь при осуществлении профессионального выбора на определение долгосрочных вариативных индивидуальных стратегий профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, психологическая классификация профессий, психологическое пространство, метрика, таксон.

Актуальное состояние отечественной системы общего, профессионального и дополнительного образования заставляет искать новые пути и ориентиры организации психолого-педагогического сопровождения профессионального становления. Такое становление неразрывно связано с общей жизнедеятельностью человека и может приводить его либо к личностному развитию, либо, наоборот, к профессиональным деформациям личности, глубинным личностным и профессиональным кризисам, замедлению или стагнации личностного роста (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Е. Орел, Ю.П. Поваренков, C. Maslach, D. Super и др.). Профессиональное самоопределение является одной из важнейших стадий профессионального становления [1]. Вопрос "Каким быть?" на поверку оказывается не так уж и альтернативен вопросу "Кем быть?": профессиональная деятельность часто способствует избирательному развитию личностных качеств, профессиональное сообщество требует идентификации со своими специфическими нормами, но главное — осознание правильности выбора профессионального пути, удовлетворенность человека своим трудом, внутреннее ощущение профессиональной пригодности и иден-

тичности являются атрибутами общей удовлетворенности жизнью, адекватной самооценки, психологического комфорта и личностной гармонии в целом [2, 3].

В этом аспекте на первый план выдвигается задача адекватного, правильного профессионального выбора человека. Но что значит в данном контексте такая "правильность"? По каким критериям, нормам и эталонам ее следует оценивать с учетом того, что они не могут быть лишь строго объективными и с необходимостью включают субъективную часть, описываемую в терминах профессиональных интересов, предпочтений, установок и т.д.? К подобным вопросам ученые и практики обращались на протяжении длительного времени, в первую очередь в педагогике (Я.А. Коменский, К. Гельвеций, А. Дистервег, П. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и психологии (Е.А. Климов, В.Г. Лоос, Е.С. Романова, Л.Н. Соб-чик, А.Г. Шмелев, J.L. Holland, D. Super и др.). Вместе с тем приходится констатировать, что в сложных современных условиях, в том числе с учетом специфики нынешнего состояния российского общества, в области профессионального самоопределения обострилось противоречие между актуальными запросами практики и имеющимися в наличии возможностями существующей системы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления. Анализируя данную проблему, отметим несколько важных моментов. Во-первых, нередко наблюдается рассогласованность потребностно-мотивационной сферы и иных подсистем индивидных, субъектных и личностных качеств оптанта профессионального выбора. Другими словами, состояние его "я хочу" далеко не всегда адекватно состоянию его "я могу" или "я готов". Подобные по сути расхождения справедливо отмечает А.К. Осницкий, предлагая оценивать при осуществлении профессионального выбора не только "интересность" той или иной сферы труда, но и реальные возможности оптанта, а также его субъективную готовность преодолевать трудности выбираемого пути [4]. Другой важный момент состоит в нередком смысловом и практическом "разрыве" между профобучением и реальной профессиональной деятельностью. Другими словами, до окончания учебного заведения (вуза, колледжа и т.д.) состояние профессионального самоопределения человека может казаться адекватным ("хорошо учится", "учеба нравится" и т.п.). Но затем выясняется, что это далеко не так (например, в педвузах подобный

1 Оптант — человек, решающий проблему своего самоопределения, в данном случае — выбирающий профессию.

"момент истины" нередко наступает уже во время первой же педагогической практики).

Кроме этого каждая отрасль педагогики и психологии подходит к решению вопросов профессионального самоопределения со своих позиций, что, с одной стороны, вполне естественно, но с другой — приводит к ограниченности таких подходов и к отсутствию взаимопонимания специалистов различного профиля. Требуется некая общая платформа, единая база, на которой можно будет интегрировать подобные подходы с целью совместного эффективного решения главной задачи — обеспечения профессионального самоопределения, удовлетворяющего теоретически обоснованным и эмпирически проверенным критериям и нормам. Ясно, что важную часть такой платформы должны составлять общие педагогические и психологические закономерности развития, обучения, воспитания. Помимо этого необходимой составляющей является общий междисциплинарный массив знаний, в том числе психологических, о самой профессиональной деятельности, ее актуальном состоянии и ведущих тенденциях развития. Без этого подходы к профессиональному самоопределению являются либо умозрительными, либо чисто эмпирическими, опирающимися на выявляемые post factum психологические особенности профессиональной деятельности, соответствующие тем или иным ее формальным (а не психологическим) разновидностям: профессиям, специальностям, должностям, квалификационным разрядам и т.п. Но отнюдь не случайно Е.А. Климов ввел понятие трудового поста [5 : 39] и акцентирует внимание на том, что такие крупные общности, как профессия, существуют только посредством множественных форм своей реализации на разнообразных трудовых постах конкретных предприятий и организаций (цит. по: [6 : 32]). При этом в ходе наших исследований установлено два примечательных факта: 1) в рамках одной и той же профессии, специальности, должности и даже специализации встречаются конкретные разновидности деятельности, весьма разнородные в психологическом плане; 2) наоборот, формально различные аналогичные классификационные деления могут включать разновидности деятельности, психологически весьма близкие.

Таким образом, для организации работы по психолого-педагогическому сопровождению различных этапов профессионального становления, начиная с профориентации и профессионального самоопределения, необходимо иметь общую, обзорную психологическую классификацию сферы профессионального труда, адекватную ее актуальному состоянию и ведущим тенденциям ее раз-

вития. Такая классификация разработана в рамках развиваемого нами нового теоретико-методологического подхода к построению подобных классификаций, получившего название "интегративно-типологического". Она представляет собой двухуровневую типологическую таксономию , реализуя полисистемное представление психологического содержания профессиональной деятельности, и включает 21 обобщенный психологический тип. Эти типы группируются в классификационные разряды более высокого уровня общности — метатипы (подробнее см.: [7 : 10]).

В ходе эмпирической проверки, проведенной на выборке из 2214 человек, установлено, что данные типы и метатипы обладают внутренней гомогенностью и внешней гетерогенностью, проявляемыми в специфике разноплановых психологических свойств субъектов труда: коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, социального взаимодействия и потребностно-моти-вационных. Это позволяет определить психологические "расстояния" между типами и метатипами, т.е. установить степень их сходства или различия. За счет этого появилась возможность определять степень психологического соответствия человека выделенным типам и метатипам деятельности.

В итоге систематизации и обобщения полученных результатов можно заключить, что психологическое пространство профессиональной деятельности обладает различными таксономич-ными свойствами, детерминируемыми выбором определенной метрики. Выделены четыре существенно различные метрики: нормативно-объективная метрика, фактическая коллективно-субъективная метрика, метрика эффективного выполнения профессиональной деятельности и индивидуально-субъективная метрика профессионального самоопределения и профессионального выбора. Нормативно-объективная метрика определяется объективными, регламентированными требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к свойствам субъекта труда. Это теоретическая, идеальная модель пространства профессионального самоопределения. Она задает общие, канонические ориентиры индивидуального профессионального развития и совершенствования сферы труда, к которым следует стремиться, но на практике по ряду причин (отсутствие операционализирован-ных психологических требований, ограниченность возможностей реального контингента работников и др.) существенно расходится с фактическим положением дел в сфере труда. Последнее

1 Таксономия — классификация, в которой определена мера сходства или различия ("расстояние") между выделенными группами, называемыми в этом случае "таксонами".

адекватно отражает фактическая коллективно-субъективная метрика, определяемая психологическими свойствами фактического контингента субъектов труда. Это метрика утилитарно "реального": используя ее, оптант гарантированно не будет отличаться от большинства актуальных субъектов труда, выполняющих деятельность заданного типа (будет в этом смысле "таким, как все"). Несмотря на очевидное наличие определенной объективной части, по своей сути эта метрика в значительной степени субъективная, определяемая теми возможностями и ограничениями, которыми обладает реальный контингент субъектов труда в нашей стране. Вместе с тем в вопросах профессионального самоопределения нецелесообразно ориентироваться только на данную метрику. Такой путь, очевидно, является тупиковым как для каждого человека, так и для общества. В связи с этим выделена метрика эффективного выполнения профессиональной деятельности, которая определяется по психологическим свойствам не большинства, а только наиболее эффективных представителей того или иного типа деятельности. По характеру она является объективно-субъективной, так как, с одной стороны, в значительной степени определяется объективными требованиями деятельности, а с другой — упомянутые наиболее эффективные работники в конечном итоге выбираются все из того же, отнюдь не идеального контингента трудовых ресурсов. Тем не менее эта метрика уже принципиально иная. Используя ее, оптант будет гарантированно ориентироваться на высшие профессиональные достижения.

Но при осуществлении работы по поддержке профессионального самоопределения указанная метрика задает лишь внешние, объективные по отношению к оптанту ориентиры. Они с необходимостью должны быть соотнесены с субъективными, внутренними ориентирами и индивидуально-психологическими особенностями оптанта. Индивидуально-субъективная метрика профессионального самоопределения и профессионального выбора определяет возможность и предпочтительность выбора различных типов деятельно -сти именно для данного человека, на основе фактического уровня развития его различных психологических свойств, а также его субъективных представлений, интересов, склонностей, предпочтений, ценностных ориентаций и т.д. Эта метрика принципиально субъективна — в общем случае она своя, особенная у каждого оптанта профессионального выбора (что не исключает, разумеется, возможности наличия схожих или даже совпадающих подобных метрик у разных людей), она является проекцией общего психологического пространства профессиональной деятельности в индивидуальный психологический мир конкретного

человека. Поэтому основная задача педагога или профконсуль-танта — не просто информировать оптанта о требованиях различных типов деятельности, но и сориентировать его в плане его собственного положения по отношению к ним, возможных траекторий движения в этом субъективном пространстве, связанных как с выбором профессиональной деятельности, так и с возможным развитием необходимых психологических качеств.

Предлагаемый индивидуальный подход к профконсультиро-ванию в принципе согласуется с позициями ряда других авторов (И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, А.К. Осницкий, I. Gati, B. Gorman, K. Raphael, D. Winer и др.). Он снабжает педагогов и психологов критериальными ориентирами и методическими средствами для определения набора индивидуальных траекторий профессионального развития, обеспечивающего возможности широкого и альтернативного самостоятельного и осознанного профессионального выбора. Указанная метрика задает специфицированные индивидуально-типологическими, субъектными и личностными особенностями человека расстояния между профессиональными типами. Именно ее необходимо использовать в первую очередь для прикладного применения построенной классификации профессиональной деятельности. Только в особых случаях целесообразно применять общую, номотетическую метрику, например, когда ведется еще только первичное профессиональное просвещение и оптанты затрудняются с осмыслением собственных предпочтений, или когда отсутствуют их индивидуальные психодиагностические данные. Но как только педагог или психолог получает в свое распоряжение психодиагностическую информацию о респонденте, ситуация коренным образом меняется: теперь можно формировать и использовать при консультации индивидуальное пространство профессионального выбора, обладающее собственной психологической метрикой, основанной на индивидуально-психологических особенностях испытуемого.

Результаты исследования вариативного психологического пространства профессионального самоопределения использовались для определения степени психологического соответствия требованиям педагогической профессиональной деятельности, а также для разработки индивидуальных траекторий профессионального развития студентов в педагогическом колледже № 1 имени К.Д. Ушин-ского г. Москвы. При составлении индивидуальной траектории профессионального развития студентов учитывались результаты психологического исследования ценностно-смысловой сферы и структуры мотивации учебной деятельности, индивидуальных затруднений в профессиональном становлении на этапе профессио-

нальной подготовки, профессиональной направленности лично -сти, психологического климата и степени сплоченности учебной группы, а также диагностики самооценки и потребности в личностном росте, межличностных отношений, состояния стресса и стрессоустойчивости, что позволило повысить показатели социально-психологической адаптированности и удовлетворенности жизнью в педколледже.

В образовательном процессе высшей школы результаты исследования использовались в практике психологической и учебно-воспитательной работы со студентами факультета психологии Российского государственного социального университета для разработки индивидуальных траекторий профессионального развития студентов. При составлении данных траекторий, помимо результатов психологического изучения ценностно-смысловой сферы личности и структуры мотивации учебной деятельности, индивидуальных затруднений в профессиональном становлении на этапе профессиональной подготовки, психологического климата и степени сплоченности учебной группы, самооценки и потребности в личностном росте, межличностных отношений и т.д., учитывались критериальные нормы психологического соответствия различным типам профессиональной деятельности, а также результаты психодиагностики профессиональной направленности личности по методике "ИНЛ" [10].

Таким образом, открываются новые возможности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, связанные с выявлением вариативных индивидуальных траекторий профессионального развития. В профконсультационной работе приоритетным должен быть идиографический подход. Поэтому типовые подобные траектории следует использовать лишь как опору, начальное основание для анализа особенной ситуации конкретного оптанта, а не пытаться "подогнать" всех консультируемых под готовую "сетку" типовых траекторий развития.

Выводы

1. Психологическое пространство профессионального самоопределения допускает различные полисистемные представления, обусловленные, в частности, выбором метрики, задающей степень психологического сходства (или различия) между разновидностями профессиональной деятельности.

2. Выделены четыре разнородные метрики указанного пространства: нормативно-объективная, фактическая коллективно-субъективная, эффективного выполнения деятельности, индивидуально-субъективная.

3. При организации психолого-педагогического сопровождения подлинно индивидуальный подход возможен лишь при использовании индивидуально-субъективной метрики психологического пространства профессионального самоопределения. Вместе с тем на практике целесообразно использовать различные метрики данного пространства, ориентируясь при осуществлении профессионального выбора на определение долгосрочных вариативных индивидуальных стратегий профессионального становления.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003. 336 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

3. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. 347 с.

4. Осницкий А.К. Психологическая поддержка учащихся в личностном и профессиональном самоопределении // Личность и профессия / Под ред. J1.M. Митиной. М.: Издательский центр "Академия", 2005. С. 108-131.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 200 с.

6. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 384 с.

7. Рубцова Н.Е. Интегративно-типологическая классификация профессиональной деятельности // Вестник Ярославского университета, 2008. № 8. С. 45-50.

8. Рубцова Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности для целей профориентации // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2012. N° 1. С. 103—117.

9. Рубцова Н.Е., Темиров Т. В. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения // Мир психологии, 2008. № 2. С. 211-221.

10. Рубцова Н.Е. Методика ИНЛ "Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности": Учебно-методич. пособие. Ярославль: НПЦ "Психодиагностика", 2010. 42 с.

THE VARIABILITY PSYCHOLOGICAL SPACE

OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

N.E. Rubthova

Are represented by 4 heterogeneous metrics of the psychological self-determination. It is shown, that at psychological and pedagogical accompaniment of the professional self-determination of a truly individual approach

possible only with the use individually-subjective metric of psychological space of professional self-determination. However, in practice it is advisable to use various metrics of this space, focusing in the implementation of vocational choice on the definition of long-term variations of the individual strategies of professional self-determination.

Key words: professional self-determination, professional choice, psychological classification of occupations, psychological space, metric, taxon.

Сведения об авторе

Рубцова Надежда Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, главный специалист управления координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований Российской академии образования (г. Москва), соискатель по кафедре психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, научный консультант — доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования A.B. Карпов. Тел.: 8-920-154-21-16; e-mail: urpu.rao.60@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.