УДК 376.1+612
ББК 4481.442.2+49(2)240.0
СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Н.А. Романович
Челябинский государственный университет
ASSISTANCE ТО PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG DISABLED PEOPLE AS AN IMPORTANT CONDITION OF HEALTH SAVING
N. Romanovich Chelybinsk State University
Рассматривается роль профессионального самоопределения в укреплении и сохранении биологического, психологического и социального здоровья на этапе поступления в вуз: учтена специфика профессионального самоопределения для молодых инвалидов, раскрыто содержание профориентационной программы для молодых инвалидов, реализуемой на этапе поступления в вуз, учитывающая состояние здоровья оптантов; рассматривается педагогическое содействие как условие их рационального профессионального выбора.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, содействие профессиональному самоопределению, молодые инвалиды, психологическое, биологическое, социальное здоровье.
The role of professional self-determination in improving and saving of biological, psychological and social health at the stage of entering the university is considered. The specific character of professional self-determination for young disabled people is taken into account. The content of professionally oriented program for young disabled people which is realized at the stage of entering the university and considering the health state of is disclosed. Pedagogical assistance as a condition of their reasonable professional choice is reviewed.
Keywords: professional self-determination, assistance to professional self-determination, young disabled people, biological, psychological and social health.
Здоровье - комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты. В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению. Выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования здоровья [1]. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. Все перечис-
ленные уровни здоровья являются взаимно обусловленными.
Анализ научных работ показывает, что одним из важных факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление всех перечисленных уровней функционирования здоровья человека, считается его рациональное профессиональное самоопределение. Существенным условием является учет психофизиологических особенностей человека - это особенности его психики, развития, строения организма, состояния физического здоровья. Содействие в профессиональном самоопределении должно осуществляться на надежной научной психолого-педагогической основе, поскольку вопрос правильного выбора профессии и ус-
пешной профессиональной деятельности имеет не только общественное, но и личное значение, так как обеспечивает сохранение здоровья человека.
Профессиональное самоопределение предполагает готовность к самостоятельному и адекватному выбору профессии, что включает в себя психологическую готовность - это адекватная самооценка, волевая организация личности, готовность к труду, условиям конкуренции (обеспечивает психологический аспект здоровья), физическую готовность - это формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, развитие физических качеств и качеств, компенсирующих недостатки физического развития (обеспечивает биологический аспект здоровья) и социальную готовность - это адаптация к своему социальному статусу, навыки межличностного общения, работы в коллективе, бытовой ориентации (обеспечивает социальный аспект здоровья). Таким образом, перечисленные составляющие позволяют сделать своевременный профессиональный выбор, определиться с противопоказаниями к условиям профессионального обучения и трудовой деятельности на основе оценки соответствия психологического статуса требованиям профессии, дабы предотвратить возможности влияния этих факторов на состояние здоровья человека в будущем.
Теоретико-методологической базой процесса содействия профессиональному самоопределению явились: концепция социализации личности [5]; теория гуманистического и личностно ориентированного образования [7]; теория профессионального становления [3, 7].
Значимость профессионального самоопределения молодого человека возрастает, если у него имеются серьезные отклонения в здоровье, так как приходится учитывать еще и возможности к выполнению той или иной деятельности. Около 9 % населения страны, по данным минздравсоцразвития, на сегодняшний день являются инвалидами. Это примерно 13,2 миллиона человек. Важно помочь этой категории лиц найти свое место в жизни. Содействие в получении высшего образования обеспечивает полноценное участие в общественной жизни, освоение необходимых социальных ролей, выход на современный рынок труда, выполняя жизнеобеспечивающую функцию для молодых инвалидов. Несомненно, что при уже имеющихся нарушениях в состоянии физического здоровья данной категории лиц требуется укреплять
психическое и социальное здоровье, а это, в свою очередь, будет препятствовать ухудшению функционального состояния их здоровья. Теоретической основой для разработки данного вопроса стала известная теория Л.С. Выготского социальной ситуации развития, основанная на понятиях «первичных и вторичных нарушений». Он считал, что нарушение физического здоровья (первичные нарушения) приводит к диспропорции внутренней психологической структуры личности и к искажению социальных связей, нарушению социального здоровья. В связи с этим основным объектом педагогического содействия являются вторичные, психологические и социальные нарушения, возникающие опосредованно как результат первичных биологических нарушений. Образование, главным образом, направлено на предупреждение и своевременную коррекцию вторичных нарушений [2].
Ориентируясь на теорию социальной ситуации развития, мы считаем, что трудовая деятельность создает финансовую основу независимости человека, делая его уверенным в себе. По этим причинам работа является даже более важной для людей с ограниченными возможностями здоровья, чем для других людей. Кроме того, в процессе работы инвалиды приобретают социальный статус работника, специалиста, общественно полезной личности вместо статуса социального иждивенца, объекта социальной помощи. Поэтому одним их наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов, проявляющихся в укреплении и сохранении психического и социального здоровья, является их оптимальное профессиональное самоопределение и как следствие получение полноценного профессионального образования.
Востребованность в получении высшего образования молодыми инвалидами возрастает с каждым годом и, следовательно, увеличивается роль содействия профессиональному самоопределению молодых инвалидов на стадии выбора вуза и профессии. Качественный профессиональный выбор, обеспечивающий укрепление здоровья молодого инвалида, невозможен без организованной педагогической помощи в вопросе профессионального самоопределения. Устранение существующего противоречия между настоятельной жизненной необходимостью выбора профессии инвалидом, требованием сознательности и самостоятельности выбора и незнанием инвалидом правил выбора профессии, своих индивидуаль-
ных возможностей и психофизиологических особенностей, дезинформацией о мире профессий, мы видим возможным на этапе поступления в вуз.
Отечественный опыт и анализ литературы свидетельствуют о недостаточной разработанности проблемы содействия профессиональному самоопределению молодых инвалидов и необходимости рассмотрения совершенствования помощи молодым инвалидам в этом вопросе.
Опираясь на исследования Е.А. Климова,
Н.С. Пряжникова, мы рассматриваем профессиональное самоопределение молодых инвалидов как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических и физиологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда в конкретной социально-экономической ситуации с учетом психофизиологических особенностей личности [4, 6].
На базе специально созданного структурного подразделения в Челябинском государственном университете - Региональном центре образования инвалидов в 2003-2009 году было проведено научное исследование, связанное с эффективностью организованного содействия профессиональному самоопределению молодых инвалидов, поступающих в университет. Оно подразумевало реализацию разработанной профориентационной программы, предполагающей поэтапное осуществление педагогического содействия молодым инвалидам в профессиональном самоопределении, готовящихся к поступлению в вуз, на этапах профотбора, профессиональной диагностики, профессионального просвещения, профессионального выбора при реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Анализ практической работы автора в этом направлении позволил определить содержание профориентационной программы, ориентированной на активизацию позиции самих инвалидов, а также на взаимодействие с ними педагогов, психологов, медиков с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать специальность для будущей профессии. Первый этап профотбора предполагал знакомство с молодыми инвалидами в рамках предварительного собеседования. Разработана анкета, позволяющая получить общие сведения о них, первичных интересов и намерений, наличии профессионального выбора. В зави-
симости от степени оформленности профессионального плана выделены группы, для которых составляется тот или иной план коррекционных мероприятий. Важным моментом на этом этапе имеет мнение медицинской комиссии, учитывающее данные индивидуальной программы реабилитации и физического состояния здоровья, установлено соответствие ограниченных физических возможностей молодого человека избираемой специальности. Психолого-педагогические заключения и рекомендации медицинских специалистов являются основанием последующего процесса содействия.
Прогнозирование трудовых возможностей исходит, с одной стороны, из функционального состояния человека (в динамике), а с другой - из спектра требований, которые могут быть ему предъявлены жизнью и работой, ее характером и условиями. Основополагающим моментом профориентирования поэтому является этап профессиональной диагностики. Для рационального определения в выборе будущей профессии, необходимо выяснить актуальное и потенциальное состояние отдельных психологических функций и интегральных психологических образований (интеллекта, личности), обеспечивающих ту или иную степень успешности усвоения определенных профессиональных умений и навыков. Этот этап посвящен уточнению и формированию адекватных профессиональных установок, мотивов, интересов и ценностных ориентаций, а также знакомству с теорией изучения психологии личности, резервами психики человека, возможностями их развития и использования с целью реализации компенсационных механизмов. Поэтому этап профессиональной диагностики тесным образом связан с этапом профессионального просвещения. На данном этапе использовался самоанализ, самонаблюдение, методы активизации профессионального самоопределения: игровые профориентационные упражнения и опросники, бланковые игры и др. Принимая во внимание социально-экономические условия страны, важно учесть востребованность профессии на рынке труда, скорректировать образ предполагаемой профессии и его соответствие физическим возможностям. Дополнительно функцию профессионального просвещения выполняли разработанные автором профес-сиограммы специальностей ЧелГУ. Результатом профориентационной работы явился
профессиональный выбор, полученный путем достижения соответствия между спонтанным, произвольным характером профессионального самоопределения молодого инвалида и его потенциальными и реальными профориентационными возможностями.
Задачей педагогического исследования была оценка эффективности разработанной профориентационной программы с молодыми инвалидами на этапе поступления в вуз.
В исследовании применялся широкий спектр методов: беседа, опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, анализ медицинской документации, рекомендаций медицинской комиссии по зачислению в вуз, тестирование, формирующий эксперимент, методы математической и статистической обработки.
Констатирующий эксперимент был ориентирован на изучение практики довузовского процесса работы, рассмотрение его этапов, учебных планов, программ, определение исходного уровня профессионального самоопределения (наличие профессионального выбора) молодых инвалидов на начальном этапе эксперимента. Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья оценивалось на основе выделенных критериев и уровней: теоретический, практический и личностный. Теоретический уровень предполагал владение теоретическими знаниями, необходимыми для овладения специальностью; практический - владение знаниями о профессии, содержании профессиональной деятельности, наличие соответствующих способностей; личностный - наличие профессионального выбора, его соответствие интересам, возможностям здоровья и качествам личности.
Итак, в соответствии с разработанными критериями и уровнями профессионального самоопределения было проведено обследование молодых инвалидов на этапе поступления в вуз. Результаты исследования представлены в таблице.
Данные констатирующего эксперимента
показали, что большинство молодых инвалидов имели низкий уровень знаний, необходимых для овладения специальностью; они частично информированы о содержании деятельности будущей профессии, необходимые способности развиты недостаточно; отмечалось несоответствие или частичное соответствие профессионального выбора интересам, физическому здоровью и качествам личности инвалидов, присутствовали сомнения в правильности профессионального выбора или отсутствие этого выбора. Таким образом, молодые инвалиды на начальном этапе эксперимента преимущественно имели средний и низкий уровень профессионального самоопределения, чтЬ впоследствии могло отразиться на формировании «здоровой личности».
Анализ результатов, полученный в ходе проведения формирующего эксперимента, проявляющихся в повышении уровней профессионального самоопределения молодых инвалидов при реализации разработанной профориентационной программы, свидетельствует о положительной динамике. Данное обстоятельство подтверждает эффективность проведенной экспериментальной работы и необходимость на этапе поступления в вуз осуществления педагогического содействия в профессиональном самоопределении молодым инвалидам, в совокупности направленного на развитие физической, психологической и социальной готовности к выбору профессии.
Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится развитию социальных компетенций в сочетании с сохранением здоровья: психолого-педагогиче-скому содействию обучающимся в образовательных учреждениях. Поэтому на основе специально созданного подразделения в ЧелГУ организовано взаимодействие субъектов до-
Характеристика изменений критериев профессионального самоопределения молодых инвалидов в период исследования (%)
Уровень
Критерий Высокий Средний Низкий
Нач. этап Закл. этап Нач. этап Закл.этап Нач. этап Закл.этап
Теоретический 14 29 38 68 48 3
Практический 12 61 46 39 42 -
Личностный 20 67 42 28 38 5
вузовской подготовки, принимающих участие в профессиональном самоопределении слуша-телей-инвалидов (педагогов, родителей, специалистов различных ведомств: учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения), обеспечивающих комплексный характер профессионального самоопределения. Методика педагогического содействия профессиональному самоопределению абитуриентов-инвалидов на этапе поступления в вуз уже в течение ряда лет применяется в ЧелГУ. Несомненно, что одна из задач в условиях социально-экономического положения в нашем обществе - это оптимальное профессиональное самоопределение молодых инвалидов, которое является важным фактором, влияющим на сохранение и укрепление психического, социального, а в дальнейшем и физического здоровья. А от состояния здоровья молодого человека зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет.
Литература
1. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. -М.: Академия, 2001. - 352 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. -С. 63-64.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. -336 с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А. Климов. -М.: Академия, 2005. - 304 с.
5. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание/И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 209 с.
6. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — М.: Академия, 2005. - 496 с.
7. Савиных, В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: моногр. / В.Л. Савиных. - Курган: Зауралье, 2000. - 335 с.
Поступила в редакцию 10 ноября 2010 г.