Инновационные процессы в образовании
ВАРИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. И. Санина, А. М. Маскаева
Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия, связанные с вариативным обучением, и представлен авторский взгляд с учетом современного положения и развития системы образования.
Ключевые слова: вариативное обучение, вариативная образовательная система, вариативность, индивидуальная образовательная траектория, выбор.
Summary. The article examines the basic concepts of variable training and presents the authors' view taking into account the modern position and development level of the education system.
Keywords: variable training, variable educational system, variability, individual educational trajectory, choice.
Современная образовательная ситуация в России характеризуется реформаторскими тенденциями. Происходящие в России социально-экономические перемены, резкий рост объемов научной информации, кризис традиционной практики образования кардинально изменили образовательную ситуацию в стране. Создание новой концепции образования, которая учитывала бы интересы как общества в целом, так и каждого отдельного человека является актуальной задачей. Для решения данной задачи необходимо пересмотреть цели образования, что предусмотрено в проекте «Национальной доктрины» образования РФ [1]. В ней говорится, что «образование в пределах временного горизонта до 2025 г должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги с тем, чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой
гуманистической эпохи, адекватную мотивам творческого самовыражения».
В справке Госсовета России отмечается, что «в общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую ста-
4 / 2010
Преподаватель XXI
7
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
новление подлинной гражданственности и патриотизма» [2, с. 5].
В конце XX столетия было принято несколько важных федеральных законов, решений Правительства РФ, направленных на модернизацию системы образования. Утверждены и одобрены Национальная доктрина образования, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Программа опережающего развития начального профессионального образования в РФ на 2002-2006 гг.». Принятие этих документов стало новым шагом в формировании современной образовательной политики России, модернизации системы образования и механизмов реализации вариативности образования. В свою очередь вариативное обучение можно рассматривать как одно из направлений модернизации образования, как средство осуществления изменений в сфере образования и смещение целей образования на уникальную личность учащихся.
Реформа образования, начавшаяся в 80-х гг. XX столетия, обозначала пути развития вариативного образования. В это время происходит переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию. В 1990-х гг. стали появляться и закрепляться нетрадиционные системы образования: альтернативные школы, педагогические системы (Вальдорфская школа, педагогика М. Монтессори, С. Френе), авторские школы (школа самоопределения А. Н. Тубельского, школа завтрашнего дня Д. Ховарда, адаптивная школа Е. А. Ямбурка, школа «Диалога культур В. С. Библера); а также разрабаты-
ваться различные образовательные программы: «Развитие», «Истоки», «Радуга», «Одаренный ребенок», целью которых является личностно-ориентированная направленность и гуманизация обучения и воспитания.
Законом РФ «Об образовании», образовательными программами, базисными учебным планом предусмотрены их вариативность и инвариантность. По мнению Б. С. Гершунского «...при всех различиях, гибкости, динамичности и вариативности организационных форм получения образования того или иного уровня как в государственных, так и в альтернативных (негосударственных, частных) учебных заведениях, а также в системе неформального образования и самообразования, именно государство устанавливает образовательный стандарт (образовательный ценз, образовательный уровень), который должен быть безусловно обеспечен учебным заведением и достигнут личностью для получения соответствующего документа об образовании» [3, с. 290]. Получается, что с одной стороны, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим условиям внешней среды, а с другой - должна быть стабильной и целостной в своей психолого-педагогической основе. Под вариативной образовательной системой мы понимаем такую образовательную систему, которая допускает изменения некоторых своих элементов при сохранении основы (структуры).
Б. С. Гершунский отмечает, что «требование вариативности предполагает, прежде всего, возможность выбора из всего спектра образовательных возможностей именно той, которая в наибольшей мере соответствует инте-
Преподаватель XX
4 / 2010
8
ф
Инновационные процессы в образовании
ресам человека, его индивидуализированной, а, следовательно, во многом неповторимой образовательной траектории» [там же, с. 279]. А. Г Асмолов определяет вариативное образование как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития [4]. Ю. П. Громыко считает, что вариативное образование - это вариант личностно-ориенти-ро ван ного образования, базирующегося на принципах индивидуализации и дифференциации и предоставляющего возможности обучения по индивидуальным вариантам учебных планов и программ [5]. В педагогическом энциклопедическом словаре [6] понятие вариативности в образовании раскрывается как результат реализации принципа и политики развития вариативности образования - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.
В. В. Пикан проанализировала различные трактовки понятия «вариативное образование» и пришла к выводу, что они ориентированы на разные уровни образовательной системы (государственный, региональный, образовательного учреждения, образовательного процесса), и что «.вариативность взаимосвязанной образовательной деятельности учителя и учащихся, педагогическое управление обучением всех, но различными способам, в единстве базовых образова-
тельных целей, непосредственно на учебном занятии в научном плане, разработан менее всего» [7, с. 16].
Для образования термин «вариативность» достаточно молодой. По мере развития науки и практики понятие «вариативность» тоже изменяется, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых условий и требований. Находясь в процессе формирования понятийного аппарата, на сегодняшний день мы рассматриваем вариативность как возможность выбора индивидуальной образовательной траектории учащимся в зависимости от социально-экономических и индивидуально-личностных факторов. В качестве социально-эконо ми че ских факторов выступают сложившиеся социальные и экономические условия, в которых существует современное общество, а также те требования, предъявляемые обществом к выпускнику, которые позволяют ему полноценно и плодотворно существовать в современном мире. Это своего рода внешние факторы, оказывающие влияние на выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории. В каче- 9 стве внутренних факторов выступают индивидуально-личностные факторы, которые позволяют рассматривать как личностные особенности учащихся (восприятие, память, мышление, характер и т.д.), так и их индивидуальные предпочтения (интересы, взгляды, убеждения).
Для вариативного обучения главным понятием является выбор. Обучающий и обучаемый могут выбирать: образовательное учреждение (школа с углубленным изучение предмета, лицей, гимназия, колледж, альтернативное ОУ и т.п.), учебный план, программу, предметы, элективные курсы, про-
4 / 2010
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
10
цесс обучения (формы, методы, приемы, средства, темп и время обучения), технологии обучения и воспитания. Причем выбор той или иной составляющей обучения подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений (наилучших для данных условий).
Возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории обеспечивают дифференциация, индивидуализация обучения, а также личностно-ориентированное обучение, которые являются средствами реализации вариативного обучения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе [8, с. 31].
Как замечает В. И. Панов, последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся [9]. Таким образом, можно заключить, что реализация идей вариативного обучения позволит продвинуться вперед в реформировании такой сложной сферы, как образование.
Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Зан-кова и школьная практика. Сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова. - Москва, Самара: Корпорация «Федоров», 2001. - 264 с. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. -М.: Московская Академия Развития Образования, 1996. - 545 с. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - 608 с., ил. - Т. 1. [А - М]. - 1993. Пикан В. В. Управление вариативным образовательным процессом в школе: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2005. - 38 с.
Управление качеством образования: Прак-тикоориентированная монография и методическое пособие / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. М. Матрос и др. / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое сообщество России, 2000. - 448 с. Панов В. И. Дидактические и психологические основания современных образовательных систем // Дополнительное образование. - 2003. - № 6. - С. 3-7. ■
3.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета. - 2000. - № 41. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. - № 2 (173) январь. - 2002. - С. 2-50. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. - М.: Совершенство, 1998. -432 с.
Преподаватель XX
4 / 2010
ф