Научная статья на тему 'Варианты повышения экономической эффективности предприятия на основе управления затратами'

Варианты повышения экономической эффективности предприятия на основе управления затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / АНАЛИЗ / ECONOMIC EFFICIENCY / EXPENSES / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рюмина Н. Н.

Рюмина Н.Н. ВАРИАН ТЫ ПОВЫШЕНИ Я ЭКОНО МИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНО СТИ ПРЕД ПРИ ЯТИЯ НА ОСНО ВЕ УПРА ВЛЕНИ Я ЗАТРА ТАМИ. Проблема повышения экономической эффективности производства является актуальной для многих деревообрабатывающих предприятий в настоящее время в связи с жесткой конкуренцией между предприятиями, экономической нестабильностью, решение которой дает определенные возможности для дальнейшего благоприятного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ryumina N.N. VARIANTS OF INCREASING OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF MANAGEMENT OF EXPENSES. The problem of increasing of economic efficiency of manufacture is actual for many woodworking enterprises now, in connection with rigid competition between the enterprises, economic instability which decision gives certain opportunities for the further favorable development on the enterprise.

Текст научной работы на тему «Варианты повышения экономической эффективности предприятия на основе управления затратами»

ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Н.Н. РЮМИНА, асп. каф. финансов МГУЛ

verynchiknadusha@yandex. ru

Проблема повышения экономической эффективности производства в настоящее время является актуальной для многих деревообрабатывающих предприятий в связи с жесткой конкуренцией, экономической нестабильностью. Решение проблемы даст определенные возможности для дальнейшего благоприятного развития.

Эффективность производства - экономическая категория, в которой отражается действие многих объективных экономических законов и показана одна из важнейших сторон общественного производства - его результативность. Повышение экономической эффективности необходимо в связи с изменением стоимости производства, с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, усилением требований к качеству продукции и т.д.

Развитие науки, возрастающая заинтересованность в высоких конечных результатах позволяют наращивать объемы производства продукции, снижать издержки и повышать прибыльность.

Экономическая эффективность означает результативность производства, т.е. достижение максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.

Экономическая эффективность (Э) представляет собой сопоставление абсолютной величины эффекта (результата) с абсолютными величинами затрат и ресурсов. Общая формула эффективности имеет следующий вид

Э = Р / З, или Э= Ф / З, где Р - результат, эффект предприятия;

З - затраты предприятия;

Ф - факторы, ресурсы предприятия.

Уровень экономической эффективности показывает, ценой каких затрат (ресурсов) достигнут экономический эффект, и измеряется не каким-то одним показателем, а лишь системой показателей, каждый из которых отражает различные стороны и функции производства. Количество показателей, выбираемых для анализа или планирования экономической эффективности, может быть от 1 до 20 и более, в зависимости от цели. Основные показатели экономической эффективности деятельности предприятия представлены на рис 1.

К основным направлениям повышения экономической эффективности производства относятся:

- управление затратами (снижение или экономия затрат);

- научно-технический прогресс;

154

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

- автоматизация производства, внедрение прогрессивных технологий, создание и использование новых материалов, которые будут способствовать снижению трудовых ресурсов и материальных затрат, а также увеличению производимой продукции;

- режим экономии (ресурсосбережение);

- совершенствование организации труда и производства;

- совершенствование методов и форм планирования, управления, экономического стимулирования - всего хозяйственного механизма.

На сегодняшний день управление затратами является одним из актуальных направлений повышения экономической эффективности предприятия. Для большинства предприятий необоснованный и неконтролируемый рост затрат - одна из важных проблем, для решения которой необходимо разработать четкую программу по управлению затратами.

Необходимо различать такие понятия, как «затраты», «издержки», «расходы», «выплаты» предприятия и понимать их связь с эффективностью производства.

Затраты - это стоимость всех ресурсов, использованных в процессе производственнохозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с п.1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы - экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Экономически обоснованные расходы - это выраженные в денежной форме экономически оправданные затраты. Документально подтвержденные расходы - это затраты предприятия, подтвержденные соответствующими документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ. Следовательно расходы - это документально подтвержденные и экономически оправданные затраты, полностью перенесшие свою стоимость на реализованную продукцию за определенный период времени.

Издержки - это совокупность затрат на производство и реализацию продукции. Издержки включают специфические виды затрат: гарантийный ремонт, потери от брака, единый социальный налог и др.

Отметим, что все вышеназванные понятия следует разграничивать во избежание ряда распространенных ошибок в подходе к управлению затратами.Смешение терминов «затраты» и «выплаты» приводит к тому, что руководство предприятия пытается управлять затратами путем ограничения выплат кредиторам, что влечет увеличение стоимости ресурсов, используемых в производстве (объем затрат), при сохранении их объема, поскольку придется оплатить не только сами ресурсы, но и коммерческий кредит.

Управление затратами - это комплекс мероприятий, направленных на снижение и контроль затрат. Процесс создания системы управления затратами включает следующие этапы:

1. Установление связи между системами управления затратами и бюджетного управления.

2. Определение перспективных направлений снижения затрат.

3. Разработка плана мероприятий по снижению затрат.

Рассмотрим более детально каждый из этих этапов.

1. Установление связи между системами управления затратами и бюджетного управления.

Опыт многих компаний показывает, что управление затратами эффективно только при его жесткой увязке с системой бюджетирования. Внедрение на предприятии системы бюджетирования - это первый шаг на пути к управлению затратами. При разработке бюджета предприятие ограничивает размер планируемых затрат и тем самым управляет ими. Бюджет компании разрабатывается с использованием нормативов затрат (нормирование) путем жесткого ограничения затрат структурных подразделений и установления менеджментом компании лимитов (лимитирование). Оптимальным является сочетание этих методов: лимитирование применяется к тем статьям затрат, для которых не установлены нормы (коммерческие и общехозяйственные расходы и т. д.). Также успешно функционируют предприятия, которые используют только нормирование или только лимитирование.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

155

ЭКОНОМИКА

Необходимым условием увязки систем бюджетирования и управления затратами является наличие единого органа управления - бюджетного комитета, председателем которого является генеральный директор предприятия. Это позволяет руководству участвовать в управлении затратами и определять ответственных за использование ресурсов.

Управление затратами начинается с составления первого варианта бюджета компании. Если этот вариант не устраивает менеджмент компании или собственников, то запланированные статьи бюджета, в том числе и затратные, корректируются.

Перед руководителями подразделений ставится задача выработать комплекс мероприятий, необходимых для снижения затрат до требуемого руководством уровня. Как показывает практика, оптимизировать затраты в большинстве случаев можно путем проведения организационных изменений в компании. Однако порой для снижения затрат могут потребоваться и более кардинальные меры: смена оборудования на более производительное, внедрение энергосберегающих технологий и т. д.

2. Определение перспективных направлений снижения затрат.

Для того, чтобы определить, какие затраты могут быть сокращены, целесообразно провести всесторонний анализ затрат предприятия. В настоящее время используются следующие виды анализа (или их сочетание):

- структуры затрат;

- сравнительный

- носителей затрат.

Анализ структуры затрат,

Предприятия применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. С помощью вертикального анализа определяют структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат предприятия в целом с выделением наиболее значимых статей.

По результатам вертикального анализа составляются диаграммы затрат с указанием доли каждой статьи в общих затратах предприятия.

В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции с предыдущим периодом (месяцем, кварталом, годом),

то есть определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.

После проведения вертикального и горизонтального анализов следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, то есть провести трендовый анализ. С его помощью осуществляется сравнение каждой позиции отчетности с предшествующим периодом и определяется тренд. Проведение трендового анализа позволяет определить возможные значения показателей в будущем (размер затрат, объем выручки и т. д.).

Сравнительный анализ.

Этот анализ осуществляется путем сопоставления наиболее значимых показателей компании с аналогичными показателями конкурентов или со среднеотраслевыми. Следует отметить, что при применении метода сравнения необходимо соблюдать принцип сопоставимости данных - это единство оценки сравнения анализируемых периодов, устранение влияния различий в методике расчета показателей и т.д. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы о конкурентоспособности предприятия, а также о наличии резервов снижения затрат. С помощью сравнительного анализа и анализа структуры затрат определяют направления оптимизации затрат. Для принятия конкретных управленческих решений используется методика выявления и анализа носителей затрат.

Выявление и анализ носителей затрат.

Носители затрат - это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на сумму затрат по той или иной статье. Все носители затрат можно условно разделить на три группы: конструкция производимого товара, технология производства и управление производством.

В каждой группе носителей затрат можно выделить следующие виды (рис. 2).

Для анализа носителей затрат используют диагностические анкеты, которые разрабатываются либо менеджерами, ответственными за разработку мероприятий по снижению затрат, либо сторонними консультантами. Анкетирование проводится среди сотрудников предприятия. Каждое структурное подразделение отвечает на вопросы, решение которых находится в его компетенции.

156

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Группы носителей затрат

В результате анкетирования выявляются те носители затрат, от которых можно отказаться без ущерба для качества продукции и сокращения объемов реализации или которые предприятиями используются неэффективно.

3. Разработка плана мероприятий по сокращению затрат на предприятии.

Необходимо не только разработать план по снижению затрат, но и назначить ответственных лиц за выполнение каждого мероприятия. Ответственными за управление затратами должны быть менеджеры компании, т.к. они владеют технологией, управляют производством и другими бизнеспроцессами, принимают решения в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. И самое главное - в управлении затратами должен быть заинтересован и участвовать генеральный директор компании и весь процесс управления затратами должен проходить под его руководством.

Для эффективного контроля затрат на предприятии необходимо:

- учитывать затраты;

- объяснить сотрудникам необходимость снижения затрат и разработать систему премирования за снижение затрат на предприятии;

- классифицировать затраты в зависимости от объемов производства.

Различают постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты не меняются при изменении производства (зарплата административно-управленческого персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на содержание основных средств (ГСМ, ремонт, электроэнергия), арендная плата, оплата услуг сторонних организаций (банков, страховых организаций

рекламных агентств, мобильной связи и пр.)). Переменные затраты предприятия напрямую зависят от объемов производства (стоимость материалов, сырья, зарплата основных производственных рабочих и т.п.);

- классифицировать затраты в зависимости от того, можно ли их корректировать, используя различные решения, без ущерба для предприятия;

- отслеживать не только структуру, но и причины возникновения этих затрат, что поможет своевременно предпринимать необходимые меры по ликвидации причин нежелательного роста затрат.

Повышение экономической эффективности производства, преодоление бесхозяйственности, управление производством являются основными задачами деятельности предприятия. Одним из направлений повышения экономической эффективности деятельности предприятия является управление затратами, в результате которого предприятие сможет не только удержать свои позиции на рынке в условиях конкуренции, но и создаст благоприятные условия для дальнейшего динамического развития производства.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.2) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). // Консультант плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.

2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности. учеб. пособие / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул.

- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

3. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - М.: ИКФ Омега-Л, 2003 - 528 с.

4. Бухгалтерский учет: официальные материалы.

- М.: ИНФРА-М, 2001 - 487 с.

5. «Налоги. Инвестиции. Капитал». - 2006. - № 4-6.

6. Финансовый менеджмент. - 2002. - № 5.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.