Научная статья на тему 'ВАРИАНТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ВАРИАНТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПЛАН СЧЕТОВ / ОТЧЕТНОСТЬ / ПБУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринова Мария Николаевна

В 2013 году Президентом РФ были упрощенные правила в части формирования бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета для малых предприятий и предпринимателей, в связи с этим с статье рассмотрены способы рационального построения системы бухгалтерского учета в зависимости от особенностей функционирования экономических субъектов.In 2013 the simplified rules regarding formation of accounting reports and conducting accounting for small enterprises and businessmen were the Russian President, in this regard with article ways of rational creation of system of accounting depending on features of functioning of economic subjects are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Вестник АПК

_Бухгалтерский учет

= № (4)20/1, 2015. * ri

УДК:346.26:657.1

Татаринова М. Н. Tatarinova M. N.

ВАРИАНТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ALTERNATIVENESS OF THE ORGANIZATION OF REGISTRATION REFLECTION OF ECONOMIC OPERATIONS OF SMALL ENTERPRISES

Рассмотрены способы рационального построения системы бухгалтерского учета в зависимости от особенностей функционирования экономических субъектов в связи с тем, что в 2013 году были приняты упрощенные правила в части формирования бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета для малых предприятий и предпринимателей.

Ключевые слова: малое предпринимательство, формы бухгалтерского учета, план счетов, отчетность, ПБУ.

In 2013 the simplified rules regarding formation of accounting reports and conducting accounting for small enterprises and businessmen were the Russian President, in this regard with article ways of rational creation of system of accounting depending on features of functioning of economic subjects are considered.

Keywords: small business, forms of accounting, chart of accounts, reporting, PBU.

Татаринова Мария Николаевна - Tatarinova Maria Nikoiaevna -

кандидат экономических наук, Candidate of Economic Sciences,

доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета associate Professor, Department

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный of Accounting management accounting in chief

аграрный университет Stavropol State Agrarian University

Тел.: 8-906-411-01-40 Те!.: 8-906-411-01-40

Е-mail: vetrovamn@yandex.ru Е-mail: vetrovamn@yandex.ru

Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для решения важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее.

К малому предпринимательству относятся индивидуальные предприниматели, юридические лица внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, крестьянские (фермерские хозяйства) [1]. Следуем пояснить, что для юридических лиц существует ряд ограничений при получении статуса малых предприятий.

Во-первых суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица не должна превышать 25%.

Во вторых средняя численность работников для малых предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать 10о человек. Если средняя численность работников не превышает 15 человек, то это уже микропредприятие - разновидность малого предприятия. Однако Минэкономразвития настаивает на том, что это относится не только к юридическим лицам, но и к индивидуальным предпринимателям (Письмо от 15.10.2009 № Д05-4741).

В третьих выручка от продажи товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость основных средств за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 и составляют для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб. При этом ежегодно предельный размер выручки подлежит индексации.

Предельное значение выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства запланировано в ближайшее время увеличить в два раза, в том числе для микропредприятий - до 120 млн. руб., для малых предприятий - до 800 млн. руб. (Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»).

На сегодняшний день Правительством РФ установлены предельные значения только по выручке. Предельные значения по балансовой стоимости активов не определены. Однако если ссылаться на Налоговый кодекс 4.2 остаточная стоимость основных средств организаций находящихся на специальном режиме налогообложения не должна превышать 100 млн. руб.

В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ статус субъекта малого предпринимательства изменяется только, когда предельные значения соответствующих по-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

казателей превышены в течение двух последовательных календарных лет (Письмо Минэкономразвития России № Д05-4741) [1].

Мерки средних и крупных организаций, как показывает мировой опыт, неприменимы к субъектам малого предпринимательства в силу особенностей их функционирования [2]. Из ряда отличий рассмотрим факторы, которые непосредственно влияют на организации бухгалтерского учета.

Скромные финансовые возможности малого предприятия не позволяют привлекать высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям (в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту). К тому же бухгалтерский учет руководством организации часто воспринимается как средство для исчисления налоговых обязательств.

Специалист работающий на малом предприятии должен обладать всесторонними знаниями законодательства для осуществления своей деятельности.

Небольшой штат сотрудников и желание обеспечить взаимозаменяемость кадрового состава, приводит к необходимости постоянно саиообразовываться.

Говоря о субъектах малого предпринимательства, следует заметить, что для них актуален не только учет, констатирующий свершившиеся факты хозяйственной деятельности, но и тот, который будет давать возможность планировать хозяйственную деятельность на перспективу.

Исходя из этого, на наш взгляд, основной принцип организации бухгалтерского учета на малых предприятиях - это выполнение поставленных перед бухгалтерским учетом задач с максимальным упрощением процедур его ведения. При этом необходимо руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными законодательно.

Федеральным законом № 292-фЗ от 2 ноября 2013 года предусмотрены упрощенные правила в части ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности для малых предприятий и предпринимателей. Рассмотрим в связи с этим появившиеся возможности оптимизации системы бухгалтерского учета данных субъектов [3].

Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять следующие формы бухгалтерского учета [4]:

- полная форма (присутствует двойная запись, ведутся регистры бухгалтерского учета активов);

- сокращенная форма (присутствует двойная запись, регистры бухгалтерского учета активов не используются);

- простая форма (двойная запись не применяется). Предназначена только для микропредприятий.

Субъектам малого предпринимательства, совершающим не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющим затратного производства продукции (работ, услуг), реко-

мендуется применять простую форму бухгалтерского учета, без использования регистров бухгалтерского учета. В этом случае все хозяйственные операции отражаются только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Которая является регистром как аналитического так и синтетического учета, на основании её можно определить наличие имущества организации на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность [5].

Если малое предприятие осуществляет производство продукции (работ, услуг), то рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. В этом случае факты хозяйственной деятельности регистрируются в комплекте упрощенных ведомостей, каждая из которых, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Вся информация собирается в сводной шахматной ведомости на основании которой составляется бухгалтерская и налоговая отчетность.

Целесообразно организацию бухгалтерского учета для малого предприятия начать с разработки рабочего плана счетов. Для этого необходимо соблюсти требование рациональности и сократить количество синтетических счетов. Рассмотрим возможность оптимизации на рисунке 1.

В целях оптимизации рабочего план счетов малого предприятия считаем целесообразным вести один счет 51 «Расчетные счета», который объединит счета 51, 52, 55, 57. Однако если в организации есть движение валютных средств отказываться от ведения счета 52 «Валютные счета» нельзя. Так же рекомендуется вместо счетов 80, 82, 83 вести счет 80 «Уставный капитал».

Проанализировав конкретные условия хозяйствования, а именно количество поставщиков, подрядчиков, покупателей и заказчиков, подотчетных лиц, учредителей и т.д., можно рекомендовать вместо счетов 60, 62, 71, 73, 75, 76, 79 применение счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Такая практика подойдет только в случае выделения субсчетов и аналитических счетов.

Большинство субъектов предпринимательской деятельности ведет учет с применением программных средств, которые настроены на полноценное ведение счетов 90, 91, 99. Поэтому применение счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99 приведет к необходимости конфигурации программного продукта. Возможность такой оптимизации нужно решать исходя из условий финансово-хозяйственной деятельности.

Далее разрабатывая систему бухгалтерского учета для малого предприятия нужно не забывать о ряде послабляющих моментах [6].

Начнем с того, что только руководитель малого предприятия может вести бухгалтерский учет самостоятельно (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ряд федеральных стандартов малые предприятия могут не применять в связи с отсут-

в

естник АПК

_Бухгалтерский учет

= № (4)20/1, 2015. * ' '

Производственные Заменяемые счета:

запасы: счет 07 «Оборудование к установке»;

Счет 10 «Материалы» г—1 счет 10 «Материалы»;

счет 11 «Животные на вынашивании и откопме»

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг): Счет 20 «Основное производство»

Заменяемые счета:

счет 20 «Основное производство»;

счет 23 «Вспомогательные производства»;

счет 25 «Общепроизводственные расходы»;

счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

счет 28 «Брак в производстве»;

счет 29 «Обслуживающие производства и

хозяйства»

Денежные средства в Заменяемые счета:

банках: ч—1> счет 51 «Расчетные счета»;

Счет 51 «Расчетные счет 52 «Валютные счета»;

счета» счет 55 «Специальные счета в банках»;

счет 57 «Переводы в пути»

Капитал: Заменяемые счета:

Счет 80 «Уставный К=9 счет 80 «Уставный капитал»;

капитал» счет 82 «Резервный капитал»;

счет 83 «Добавочный капитал»

Финансовые результаты: Заменяемые счета:

Счет 99 «Прибыли и N-✓ счет 90 «Продажи»;

убытки» счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

счет 99 «Прибыли и убытки»

Рисунок 1 - Рекомендуемая оптимизация плана счетов для субъектов малого бизнеса

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ствием объекта учета. Например, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н). Отказавшись от ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» можно учитывать доходы и расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Так же, все проценты по полученным кредитам и займам малые предприятия вправе учитывать как прочие расходы.

Малым предприятиям разрешено исправлять текущим периодом все существенные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности. Основанием является пункт 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н).

Большим плюсом для малого предприятия является, то, что бухгалтерский учет можно вести кассовым методом. Это удобно особенно для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно требованиям которой налогооблагаемую базу необходимо рассчитывать кассовым методом. При этом методе полученные авансы надо ставить в доход, а выданную предоплату необходимо списывать в расходы только когда контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс).

В отношении бухгалтерской отчетности малые предприятия так же имеют преимущества. Бухгалтерскую отчетность можно формировать в трех вариантах.

Самым распространенным является формирование отчетности по общим правилам [7]. То

Литература

1. Российская Федерация. Законы. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http: // www. consultant. ru / poisk / 30.06.2015 /

2. Адаменко А. А. Роль инвестирования в деятельности субъектов малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 276-278.

3. Ерёмченко Т. С., Ясменко Г. Н. Особенности формирования учетной политики субъектами малого бизнеса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 103. С. 1086-1096.

4. Гришанова С. В., Ельчанинова О. В., Ветрова М. Н. Внешние эффекты производства // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 276-278.

есть в бухгалтерскую отчетность будет входить баланс и все приложения к нему, пояснения и аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Так же, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом разрешено информацию приводить по укрупненным группам статей, без дополнительной расшифровки. Приложения и пояснения необходимо предоставлять если по мнению бухгалтера это требуется.

В-третьих, формы баланса и отчета о финансовых результатах упрощенны, согласно приложению № 5 к приказу № 66н [8]. В упрощенных формах, в отличие от общепринятых, показатели сильно укрупнены. Актив баланса состоит из одного раздела, который содержит пять показателей вместо 17 и итоговый показатель - баланс. Пассив содержит один раздел, вместо трех и шесть показателей (в обычной форме - 18) плюс итоговый.

В случае изменения принципов ведения бухгалтерского учета на малом предприятии необходимо внести изменения в учетную политику организации с начала нового года и оформить приказом или распоряжением руководителя [9].

Подводя итог можно сказать, что низкая эффективность деятельности малых предприятий России во многом обусловлена отсутствием информационной осведомленности руководства по причине отсутствия конкретных показателей, законодательным требованием организовать и вести бухгалтерский учет без четких рекомендаций. В настоящее время малый бизнес необходимо развивать не количественно, а качественно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Russian Federation. Laws. «On development of small and medium entrepreneur-ship in the Russian Federation» Federal law of 24.07.2007 № 209-FZ (ed. from on 29.06.2015) // Access of the reference and legal system «Consultant Plus» - Mode of access: http: // www. consultant. ru / poisk / 30.06.2015.

2. Adamenko A. A. the Role of investment in activity of subjects of small business // Economics and entrepreneurship. 2012. № 1. P. 276-278.

3. Eremchenko T. S., Jasminko G. N. Peculiarities of formation of accounting policy small businesses // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2014. № 103. P. 1086-1096.

4. Grishanova S. V., Yelchaninova O. V., Vetro-va N. M. Externalities of production // Nikon read. 2011. № 16. P. 276-278.

5. Vetrova M. N., Grishanova S. V. Organization of activity of small business: legislative framework and legal regulation // Journal

в

= № (4)20/1, 2015:

Бухгалтерский учет

5. Ветрова М. Н., Гришанова С. В. Организация деятельности малого предпринимательства: законодательные рамки и нормативное регулирование // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 23.

6. Яковенко В. С., Кузьмишкина Л. А. Реформация активов бухгалтерского баланса торгового предприятия в управленческий инвентаризационный баланс // KANT. 2011. № 2. С. 115-118.

7. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Яковен-ко В. С. Оценка ресурсного потенциала предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 4 (16). С. 288-294.

8. Костюкова Е. И., Костюков К. И. Модернизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Аграрная наука. 2006. № 9. С. 2-4.

9. Костюкова Е. И., Яковенко В. С. Совершенствование учетной политики для повышения эффективности управления активами торговых организаций // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 46. С. 11-18.

10. Мануйлов А. А. Конкурентные преимущества предприятия // Yong Science. 2014. № 3. С. 98-102.

157

of Financial: Finance, taxes, insurance, accounting. 2011. № 6. P. 23.

6. Yakovenko V. S., Kosmischen L. A. The reformation of the assets of the balance sheet of commercial enterprise in the management of the inventory balance // KANT.

2011. № 2. P. 115-118.

7. Sklyarov I. Yu., Sklyarov Yu.M., Yakovenko V. S. Assessment of the resource potential of entrepreneurial activity in the agricultural sector of the Stavropol territory // Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol. 2014. № 4 (16). P. 288-294.

8. Kostyukova E. I., Kostyukov K. I. Modernization of accounting and financial statements// Agrarian science. 2006. № 9. P. 2-4.

9. Kostyukova E. I., Yakovenko V. S. Improvement of accounting policies for increase of effective management of assets of trade bodies // The International accounting.

2012. № 46. P. 11-18.

10. Manuylov A. A. Competitive advantages of the enterprise // Yong Science. 2014. № 3. P. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.