Научная статья на тему 'Валютные союзы ХХI века'

Валютные союзы ХХI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / MONETARY UNION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / WORLD COMMUNITY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / INTERNATIONAL MONETARY FUND / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / INTERNATIONAL COMMUNITY / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / EXCHANGE RATE / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагалов Григорий Лазаревич

Такие явления, как инфляция и нестабильность валютных курсов оказывают существенное влияние на мировую экономику. Преодоление этих явлений остается одной из основных проблем правительств стран мирового сообщества, международных экономических организаций, а также многих ученых экономистов. В этой связи актуальными становятся вопросы функционирования современных валютных союзов: Европейского валютного союза (ЕС); Западно-Африканского валютного союза (ЗАВС); Валютного Союза Центральной Африки (ВСЦА); Восточно-Карибского валютного союза (ВКВС). Цель. Рассмотреть институциональную структуру и развитие в последние годы Восточно-Карибского валютного союза, а также Западно-Aфриканского валютного союза (ЗАВС) и валютного Союза Центральной Африки. Методология. В статье использованы общие методы научного познания. Теоретической базой исследования послужили научные труды зарубежных ученых. Статистической базой послужили оценочные данные Международного валютного фонда. Результаты. Проведен сравнительный анализ основных экономических показателей членов - государств указанных союзов. Установлено, что страны, входящие в ВКВС, имеют значительное сходство в структуре экономики, что очень важно для образования валютного союза. Выделены основные проблемы формирования сбалансированного экономического роста стран - членов валютных союзов: низкий уровень интеграционных процессов, необходимость интенсивного развития финансового сектора, более полное обеспечение фискальной политики и др. Сделан вывод о том, что сотрудничество в рамках рассматриваемых валютных союзов осуществляется в самом широком спектре - в области промышленности и транспорта, энергетики и сельского хозяйства, природных ресурсов и культуры. Ликвидация таможенных барьеров, решение валютных проблем и создание единого рынка членов сообщества открывают реальные перспективы для строительства крупных предприятий. То же самое касается создания общей ин фраструктуры (системы дорог и подъездных путей, портов, аэродромов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monetary Unions of the 21st Century

Phenomena such as inflation and unstable exchange rates have a significant impact on the world economy. Overcoming these phenomena remains a major concern for the governments of countries of the world community, international economic organizations, and numerous academic economists. Therefore, issues related to the functioning of modern monetary unions such as the Economic and Monetary Union of the European Union (EMU), the West African Economic and Monetary Union (UEMOA), Central African Economic and Monetary Community (CEMAC), and the Eastern Caribbean Currency Union (ECCU) have become crucial. Aim. This study aims to examine the institutional structure and development of the ECCU, the UEMOA, and the CEMAC over recent years. Methods. This study uses general methods of scientific cognition. The works of foreign scientists serve as the theoretical basis of this study. Evaluation data from the International Monetary Fund serve as the statistical basis of this study. Results. A comparative analysis of the main economic indicators of the member countries of the unions mentioned above is performed. It is established that the ECCU member countries share a very similar economic structure, which is an important factor for the formation of a monetary union. Major problems in facilitating balanced economic growth of the member countries of monetary unions are identified, namely, the low level of integration processes, need for intensive development of the financial sector, more exhaustive implementation of fiscal policy, etc. The study concludes that in the examined monetary unions, cooperation is achieved in the broadest spectrum- in transportation, industry, energy, agriculture, natural resources, and culture. Elimination of customs barriers, the resolution of monetary problems, and creation of a single market for community members opens up very real prospects for the establishment of large enterprises. The same applies to the creation of common infrastructure (for example, road systems and access roads, ports, and airports).

Текст научной работы на тему «Валютные союзы ХХI века»

Валютные союзы ХХ! века*

Monetary Unions of the 21st Century

Шагалов Григорий Лазаревич

главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН (Москва), доктор экономических наук, профессор 117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47

Grigoriy L. Shagalov

Market Economy Institute of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 47, Moscow, Russian Federation, 117418

в о

ос <

УДК 339.74 ^

О О

Такие явления, как инфляция и нестабильность валютных курсов оказывают существенное влияние на мировую экономику. Преодоление этих явлений остается одной из основных проблем правительств стран мирового сообщества, международных экономических организаций, а также многих ученых экономистов. В этой связи актуальными становятся вопросы функционирования современных валютных союзов: Европейского валютного союза (ЕС); Западно-Африканского валютного союза (ЗАВС); Валютного Союза Центральной Африки (ВСЦА); Восточно-Карибского валютного союза (ВКВС). Цель. Рассмотреть институциональную структуру и развитие в последние годы Восточно-Карибского валютного союза, а также Западноафриканского валютного союза (ЗАВС) и валютного Союза Центральной Африки. Методология. В статье использованы общие методы научного познания. Теоретической базой исследования послужили научные труды зарубежных ученых. Статистической базой послужили оценочные данные Международного валютного фонда. Результаты. Проведен сравнительный анализ основных экономических показателей членов — государств указанных союзов. Установлено, что страны, входящие в ВКВС, имеют значительное сходство в структуре экономики, что очень важно для образования валютного союза. Выделены основные проблемы формирования сбалансированного экономического роста стран — членов валютных союзов: низкий уровень интеграционных процессов, необходимость интенсивного развития финансового сектора, более полное обеспечение фискальной политики и др. Сделан вывод о том, что сотрудничество в рамках рассматриваемых валютных союзов осуществляется в самом широком спектре — в области промышленности и транспорта, энергетики и сельского хозяйства, природных ресурсов и культуры. Ликвидация таможенных барьеров, решение валютных проблем и создание единого рынка членов сообщества открывают реальные перспективы для строительства крупных предприятий. То же самое касается создания общей ин-

* РФФИ, проект 15-06 0935а.

фраструктуры (системы дорог и подъездных путей, портов, аэродромов). Ключевые слова: валютный союз, интеграционные процессы, мировое сообщество, международный валютный фонд, международное сообщество, валютный курс, фискальная политика

Phenomena such as inflation and unstable exchange rates have a significant impact on the world economy. Overcoming these phenomena remains a major concern for the governments of countries of the world community, international economic organizations, and numerous academic economists. Therefore, issues related to the functioning of modern monetary unions such as the Economic and Monetary Union of the European Union (EMU), the West African Economic and Monetary Union (UEMOA), Central African Economic and Monetary Community (CEMAC), and the Eastern Caribbean Currency Union (ECCU) have become crucial. Aim. This study aims to examine the institutional structure and development of the ECCU, the UEMOA, and the CEMAC over recent years. Methods. This study uses general methods of scientific cognition. The works of foreign scientists serve as the theoretical basis of this study. Evaluation data from the International Monetary Fund serve as the statistical basis of this study.

Results. A comparative analysis of the main economic indicators of the member countries of the unions mentioned above is performed. It is established that the ECCU member countries share a very similar economic structure, which is an important factor for the formation of a monetary union. Major problems in facilitating balanced economic growth of the member countries of monetary unions are identified, namely, the low level of integration processes, need for intensive development of the financial sector, more exhaustive implementation of fiscal policy, etc. The study concludes that in the examined monetary unions, cooperation is achieved in the broadest spec-trum—in transportation, industry, energy, agriculture, natural resources, and culture. Elimination of customs barriers, the resolution of monetary problems, and creation of a single market for community members opens up very

g real prospects for the establishment of large

^ enterprises. The same applies to the creation

° of common infrastructure (for example, road

Sic systems and access roads, ports, and airports).

Keywords: monetary union, integration pro-

È5 cesses, world community, International Mon-

Ï etary Fund, international community, exchange

^ rate, fiscal policy

m

о Как известно, в настоящее время (по данным ^ МВФ) в мире функционирует четыре валютных ^ союза: Европейский валютный союз (ЕС), За-0 падно-Африканский валютный союз (ЗАВС), Валютный союз Центральной Африки (ВСЦА) и Восточно-Карибский валютный союз (ВКВС).

Европейский валютный союз описан в ряде монографий и в многочисленных статьях. Что касается остальных валютных союзов, то по ним в отечественной литературе существует очень скудная информация. В данной статье мы, опираясь на разнообразные, в основном англоязычные, источники, рассмотрим институциональную структуру и развитие трех остальных валютных союзов.

Восточно-Карибский валютный союз (ВКВС) — это наименьший из четырех мировых валютных союзов, существующих в мире. Он включает в себя восемь островных государств, общее население которых составляет около 1 млн человек. Интересно, что ВКВС, по мнению многих экспертов, представляет собой своеобразную миниатюру проблем, с которыми сталкивается ЕС (в области растущего фискального дефицита, недостатка в финансовой интеграции, проблем с внешним долгом и в области финансового сектора) [1]. Этот валютный союз объединяет страны Карибского бассейна (табл. 1). В табл. 2 приводятся общие характеристики государств — членов ВКВС и ассоциированных с ним стран, а в табл. 3 — финансово-экономические показатели развития.

Таблица 1

Страны — члены Восточно-Карибского валютного союза

№ п/п Страна

1 Ангилья

2 Антигуа и Барбуда

3 Доминикана

4 Гренада

5 Монтсеррат

6 Сент-Китс и Невис

7 Сент-Люсия

8 Сент-Винсент и Гренади-

ны

Следует подчеркнуть, что использование общей валюты — важная и экономически обоснованная стратегия для восьми островных государств. Страны — члены союза никогда не ставили под сомнение необходимость использования общей валюты. Учитывая, что он

объединяет небольшие по размеру территории и численности населения государства, валютный союз является наилучшим выбором. Важно отметить, что страны, входящие в ВКВС, имеют долгую историю использования системы валютного совета (currency board), имеющей ряд общих с валютным союзом черт.

Общей валютой ВКВС является карибский доллар. Последний долгое время был привязан к британскому фунту стерлингов, а с 1976 г. — к доллару США (по курсу 1:2,7169). После создания Европейского валютного союза восточнокарибский доллар привязан уже к евро. Использование общей валюты — карибского доллара — позволило странам ВКВС достичь относительно низких показателей инфляции (порядка 2%). Кроме того, тесные связи с США обеспечили развитие финансового сектора стран — членов ВКВС.

Экономики стран, входящих в ВКВС, характеризуются значительным структурным сходством, что очень важно для образования валютного союза. Валютное объединение позволяет небольшим по размеру странам активно использовать выгоды от экономии на масштабе, а также диверсифицировать риски. Если одна из стран подвергнется удару внешнего экономического шока или естественной катастрофы, другие государства — члены ВКВС имеют возможность более эффективно использовать собственные ресурсы для оказания ей помощи. Кроме того, в силу небольшой величины островных государств эти страны могут обеспечить (на региональном уровне) более эффективное удовлетворение общественных услуг. Важно и то, что страны — члены валютного объединения выступают с единых позиций на международной арене. Это позволяет лучше представлять интересы участников ВКВС на глобальном уровне.

Наши исследования показывают, что основным драйвером экономического роста в странах — членах ВКВС является туризм, особенно из США. В частности, мы можем отметить интенсивное строительство отелей и игровых площадок для участников и гостей Кубка мира по крикету в 2007 г., что способствовало расширению мощностей туристического сектора, особенно в Антигуа и Барбуда, а также в Сент-Люсии. Значительное финансирование осуществлялось на базе грантов для строительства крикетных стадионов и сопряженного с ним развития общественной инфраструктуры. Важно подчеркнуть, что экономический рост в рассматриваемых странах происходил, несмотря на высокие цены на нефть (известно, что члены ВКВС относятся к числу наиболее нефтезависимых стран).

С другой стороны, одновременно происходило размывание торговых преференций с ЕС,

<

сг

ш

©

о

ОС <

X

ч

ш

сг

V

О со О

0

1

<

х ©

Таблица 3

Основные экономические и финансовые показатели стран — членов ВКВС и ассоциированных с ним

государства в 2010-2015 гг., изменение в % за год

Национальный доход и цены реальной ВВП Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

ВВП -3,3 -0,1 0,2 0,5 1,3 1,9

Дефлятор ВВП 2,3 2,1 2,7 1,3 1,5 2,1

Потребительские цены 2,5 3,6 2,9 0,9 1,2 1,8

Монетарный сектор — финансовые обязательства по отношению к частному сектору 2,3 2,8 4,0 4,7 2,7 4,0

Чистые международные активы, в том числе: 13,4 -4,4 29,3 31,2 8,5 0,1

Центрального банка коммерческих банков 15,8 8,8 11,5 3,9 3,9 0,7

-33,7 -90,0 43,2 188,0 52,8 5,3

Внешний сектор

Экспорт, ФОБ 8,8 -5,7 6,8 1,3 2,3 4,1

Импорт, ФОБ 4,5 0,4 0,1 0,2 1,5 3,4

% от ВВП

Баланс текущих операций -20,2 -18,6 -17,6 -16,7 16,3 -16,1

Внешнее финансирование -33,1 -32,9 -31,6 -31,1 -30,6 -30,4

Капитальные и финансовые активы, в том числе: Зарубежные прямые инвестиции валовые международные резервы ВКВС (на конец года), млн долл. США

10,0 8,1 9,2 11,8 10,4 10,4

926,1 1007,6 1124,7 1168,6 1213,6 1205,2

По числу месяцев импорта товаров и услуг текущего года 3,6 3,9 4,4 4,5 4,6 4,4

Источник: данные ВКВС и оценки МВФ (включая ошибки и пропуски).

Таблица 2

Общая характеристика государств — членов ВКВС и ассоциированных с ним стран (по данным на 2015 г.)

№ п/п Общая характеристика членов ВКВС Дата присоединения Население, тыс. чел. Территория, км2 ВВП, млн долл. ВВП на душу населения, долл. США Валюта Официальный язык

1 Ангилья (Ангил-ла) Ноябрь 1995 г. 13,5 96,0 108 8800 Восточно- карибский доллар Английский

2 Антигуа и Барбуда 18 июня 1981 г. 86,3 442,6 1709 210 Восточно- карибский доллар Английский

3 Доминикана 18 июня 1981 г. 72,7 751,0 952 13 102 Восточно- карибский доллар Английский

4 Гренада 18 июня 1981 г. 110,0 344,0 1142 115 Восточно- карибский доллар Английский

5 Монтсеррат 18 июня 1981 г. 5,9 102,0 99 8 500 Восточно- карибский доллар Английский

6 Сент-Китс и Невис 18 июня 1981 г. 5,3 261,0 892 21 Восточно- карибский доллар Английский

7 Сент-Люсия 18 июня 1981 г. 173,8 606,0 1237 10 560 Восточно- карибский доллар Английский

8 Сент-Винсент и Гренадины 18 июня 1981 г. 120 389,0 1237 10 663 Восточно- карибский доллар Английский

9 Британские Виргинские острова 22 ноября 1984 г. 29,5 151,0 853 42 300 Доллар США Английский

10 Мартиника 4 февраля 2015 г. 386,5 1128,0 10 700 277 Евро Французский

5 что отрицательно действовало на экономику е островных государств, в которых большое зна-^ чение имеют производство и экспорт сахарного ^ тростника и бананов.

Следствием этого стало повышение инфля-£ ции: в 2010 г. она достигла 2,5%, а в 2011 г. — ^ 3,6%. Но через некоторое время рост цен за-^ медлился. В 2012 г. инфляция составила 2,9%, ^ а в 2013 г. она снизилась до 0,9%. ^ Как отмечалось, основным драйвером эко-| номического роста в странах — членах ВКВС является туризм, особенно из США. Что очень важно, в этой отрасли, как и в других областях услуг, существует потенциал для будущего роста. Следует отметить, что начиная с 1990-х гг., т. е. еще до мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., экономический рост в странах ВКВС замедлился. Это связано с рядом шоков, включая эрозию торговых преференций с ЕС, которыми страны — члены ВКВС пользовались в течение ряда лет, а также шоком от ухудшения условий торговли и сокращения внешней финансовой помощи [2].

В настоящее время члены ВКВС столкнулись с необходимостью изменений в парадигме экономического роста. В прошлом роль публичного сектора была доминирующей. Однако в настоящее время, по мнению экономистов ВКВС и МВФ, необходимо ограничить уровень использования публичного сектора: на первый план в обеспечении экономического роста в настоящее время выходит частный сектор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного развития ВКВС также требуется более интенсивное развитие финансового сектора и более полное обеспечение фискальной координации. Участники ВКВС заключили соглашение о зоне свободной торговли, а их ближайшей задачей в области внешнеэкономической политики является создание полноценного таможенного союза. Затем ставится более высокая задача — создание наряду с валютным союзом также и экономического союза.

Отметим, что в странах Восточно-Карибского региона сложилось общее мнение, в соответствии с которым для обеспечения жизнеспособности ВКВС необходима более глубокая интеграция. Однако, как и в Европе, чтобы осуществить реформы, необходимо желание национальных правительств в полной мере использовать для обеспечения устойчивого экономического роста свой политический капитал. Создание условий для обеспечения устойчивого экономического роста является важнейшей задачей для государств — членов ВКВС.

Участники ВКВС также сталкиваются с проблемами фискального дефицита, недостаточной фискальной интеграции, вызовами в области финансового сектора. Первостепенное значение для успешного развития ВКВС имеют трудноразрешимые проблемы крупного внешнего

долга в ряде государств. Например, в Сент-Китс и Невис общий внешний долг достигает 200% от ВВП. Поэтому островные государства решили реструктурировать внешний долг и реализовать, с помощью Международного валютного фонда программу экономического роста, опирающуюся на внутренние факторы. Первоначально планируется снизить показатель государственного долга до 100% от ВВП, а затем — до 60% от ВВП (по аналогии с Маастрихтским договором). Это позволило бы не только добиться снижения волатильно-сти экономического роста, но и укрепило его основы. В начале 2000-х гг. экономический рост во многих островных государствах был на высоком уровне. Рост был наиболее мощным за последние 15 лет. Например, в 2005 г. он составил 5,6%. Поддерживался рост развитием туризма.

Государства — члены ВКВС входят в Организацию Восточно-Карибских государств, которая была создана 18 июня 1981 г. одновременно с подписанием Бассетерского договора. Она является наследницей политической организации ЗАИГ (Западно-Индийских ассоциированных государств), функционировавшей с марта 1965 г. по июнь 1981 г.

Государства ВКВС пользуются услугами Восточно-Карибского центрального банка, главной целью которого является обеспечение стабильности общей валюты — восточнокарибского доллара — и обеспечение интеграции банковской системы островных государств. Центральный банк ВКВС находится на территории государства Сент-Китс и Невис. В ЦБ заняты представители всех восьми островных государств. Руководящим органом Центрального банка является совет директоров, члены которого назначаются каждым из государств — участников ВКВС. Совет директоров несет ответственность за политику и общее руководство ЦБ, а также формирует Монетарный совет, по рекомендациям которого осуществляется эмиссия восточнокарибского доллара. Центральный банк также обеспечивает сохранение и накопление международных валютных резервов.

В работе «Оптимальные резервы в Восточно-Карибском валютном союзе» рассматривается и оценивается адекватность валютных резервов Восточно-Карибского центрального банка [3]. Для этих целей используется эконометриче-ская модель, разработанная О. Жанном [4]. На основе проведенных расчетов авторы пришли к выводу, что международные резервы, которые держит Восточно-Карибский центральный банк, в целом вполне адекватны для купирования различных шоков, возникающих в связи с дефицитом текущего баланса и баланса по капитальным позициям платежного баланса. В принципе, считается, что международные

валютные резервы достаточны, если они могут покрывать 60% международных валютных обязательств страны. Этим требованиям в полной мере соответствует объем международных валютных резервов, которыми обладает Восточно-Карибский центральный банк.

Одной из важнейших его целей является активное содействие экономическому росту на территориях государств — участников ВКВС. Национальные хозяйства Восточно-Карибского региона относятся к экономикам с самой высокой монетизацией в мире. Банковские активы региона превышают 200% ВВП.

После глобального экономического и финансового кризиса регион Восточных Карибских островов столкнулся с необходимостью решения нескольких проблем: необходимо было создавать рабочие места на основе экономического роста, реформировать банковскую систему, урегулировать государственный долг и повысить темпы экономического роста. Перед политиками и экономистами встала исключительно важная задача проведения серьезных реформ в целях укрепления валютного союза, а также создания условий для ускорения экономического роста. Восточно-Карибские островные государства являются членами Международного валютного фонда, осуществляющего регулярные консультации со странами — членами ВКВС.

К построению экономического и валютного союза по образцу уже созданного в Европе стремятся и два африканских валютных союза. На африканском континенте хозяйственное сближение стран осуществляется в основном в пределах определенных регионов. Вначале африканские экономические группировки создавались в рамках территориальных объединений, существовавших в колониальный период.

Валютный союз бывших французских колоний в Западной Африке был создан в 1973 г. Через 21 год (в 1994 г.) он был преобразован в Западно-Африканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС), участниками которого являются такие страны, как Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д-Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Страны — участницы валютного союза учредили Центральный банк государств Западной Африки (ЦБЗА). Они договорились согласовывать денежно-кредитную политику друг с другом, определили единые правила эмиссии общей денежной единицы, использования общих золотовалютных резервов, контроля за внешними расчетами, совместного регламентирования деятельности коммерческих банков.

Страны ЗАВС используют общую валюту — франк африканского содружества (КФА). Банкноты, эмитируемые Центральным банком государств Западной Африки, имеют единый для всего союза образец. Однако

каждое местное отделение ставит на выпуска- 5 емых в обращение в данной стране купюрах © присвоенную ему литеру-шифр. Банкноты, ^ выпускаемые местными отделениями, обя- ^ зательны к приему в любой стране. Каждое ^ местное отделение ЦБЗА по предъявлении £ ему купюр с шифрами других стран долж- ^ но направить их в ЦБ государств Западной ^ Африки, изъяв их из обращения в данной ^ стране и заменив их собственными денежны- ^ ми знаками. Банкноты ЦБЗА были взаимно | обратимы во французские франки, а также в денежные знаки участников еще одного регионального объединения — Валютного союза Центральной Африки. В настоящее время они обратимы в евро.

Единая валюта Западно-Африканского экономического и валютного союза — франк КФА — в течение долгого времени (46 лет) была привязана к французскому франку (50 КФА за один французский франк). Однако с 12 января 1994 г. курс КФА был снижен и зафиксирован на уровне 100 КФА за французский франк. Жесткая привязка франка КФА к французскому франку напоминала систему валютного управления [5].

Казначейство бывшей метрополии — Франции — гарантирует полную свободу конверсии единой валюты по установленному паритету. Данная гарантия обеспечивается посредством предоставления на эти цели казначейством Франции Центральному банку государств Западной Африки кредитов во французских франках (теперь в евро) через специальные операционные счета. Отсюда ясно, что обеспечением эмиссии франка КФА служат не столько ресурсы выпускающего его банка, сколько средства французского казначейства. По сложившейся практике эмиссия КФА обычно более чем на 60% покрывается иностранными активами.

Центральный банк государств Западной Африки осуществляет кассовые операции по валютным авуарам стран — членов валютного союза; осуществляет валютный контроль в рамках валютного союза, правила которого едины для всей зоны франка. В частности, валютное законодательство зоны франка требует поддержания свободы валютных переводов внутри группировки и использования инструментов валютного контроля на операции вне зоны. Руководит деятельностью ЦБЗА административный совет, состоящий из двух представителей Франции и двух представителей от каждого африканского государства. Решение принимается 6/7 голосов, но ряд важных вопросов решается только с согласия Франции (например, Франция располагает правом контроля за соблюдением правил денежной эмиссии).

5 Центральный банк государств Западной Аф-е рики обладает крупным пакетом акций субре-^ гионального инвестиционного института — ^ Западно-Африканского банка развития. Здесь ^ прослеживается определенная аналогия зоны £ франка с механизмом МВФ-МБРР. ^ Западно-Африканский банк развития начал ^ функционировать в 1976 г. Согласно уставу ^ он призван содействовать сбалансированному ^ экономическому росту стран — членов валют-| ного союза.

Интеграционные связи внутри стран Западно-Африканского союза находятся на низком уровне, что лишает валютную кооперацию его участников надежной базы. Осознание этого факта заставило африканские страны в 1990-х гг. принять меры к расширению сотрудничества не только в монетарной сфере, но и в более широких экономических областях. Была поставлена задача создания единого внутреннего рынка путем формирования таможенного союза, гармонизации хозяйственного права, использования общей структурной политики, сближения фискальной политики, что позволило бы подвести прочный фундамент под общую денежную политику.

Договор о Западно-Африканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС) был подписан 10 января 1994 г. и вступил в силу с 1 августа того же года. Во исполнение договора были созданы организационные структуры, управляющие развитием ЗАЭВС. Высшим органом союза является Конференция глав государств и правительств, которая проводится как минимум один раз в год. Совет министров стран Западной Африки заседает четыре раза в году. Он ответственен за претворение в жизнь решений Конференции глав государств и правительств стран ЗАЭВС, а также принимает решения относительно представленных ему предложений региональной Комиссии по банкам. Последняя не только осуществляет банковский надзор за коммерческими банками, действующими в союзе, но и вырабатывает рекомендации по всем вопросам экономической политики, за исключением тех, которые находятся в компетенции Центрального банка. К другим институтам ЗАЭВС относятся Региональный суд, Торговая палата и Межпарламентский комитет.

Договор о создании Западно-Африканского экономического и валютного союза предусматривает меры по либерализации торговой политики стран — членов союза по отношению друг с другом. Упомянутый договор предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных ограничений в торговле между странами — членами ЗАЭВС, гармонизацию торговой политики по отношению к третьим странам и установление единого внешнего тарифа. Однако пока еще импортные пошлины

в странах достаточно высоки, особенно в Буркина-Фасо, Кот-де-Ивуаре и Сенегале.

Страны региона работают также над тем, чтобы гармонизировать косвенные налоги. Комиссия по банкам разработала свои предложения по согласованию налога на добавленную стоимость, акцизов и налогов на нефтепродукты. Эти предложения были подготовлены при техническом содействии МВФ.

В соответствии с договором об экономическом и валютном союзе западноевропейские страны осуществляют координацию в области макроэкономической политики. Они определили общие правила действия в монетарной области, осуществляют согласование фискальной политики. Ставится задача постепенно ликвидировать все внутренние и внешние неплатежи.

В целях обеспечения согласованной финансовой политики страны разработали и осуществляют мониторинг за специальными индикаторами, призванными характеризовать конвергенцию в осуществлении этой политики. К этим индикаторам относятся:

• доля выплат по заработной плате в налоговых поступлениях не должна превышать 50% поступлений;

• доля государственных инвестиций, финансируемых из внутренних источников, в налоговых поступлениях должна быть не менее 20% поступлений;

• отношение первичного бюджетного профицита к налоговым поступлениям должно быть не менее 15% поступлений;

• уменьшение объемов внешних неплатежей;

• уменьшение объемов внутренних неплатежей.

Еще одним достаточно эффективным региональным объединением является Валютный союз Центральной Африки (ВСЦА), объединяющий Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканскую Республику, Чад и Экваториальную Гвинею. Страны, вошедшие в ВСЦА, обязались согласовывать свою валютную политику, приняли единые правила, определяющие эмиссию общей денежной единицы, контроль за внешними расчетами и общими золото-валютными резервами, организацию банковского дела и кредитования экономики.

В целом Валютный союз Центральной Африки функционирует аналогично Западно-Африканскому валютному союзу. Однако члены ВСЦА располагают несколько большими правами в области эмиссии и получения кредитов. Центральный банк валютного союза государств Центральной Африки (БГЦА) может предоставлять национальным правительствам авансы, соотношение которых с объемом бюджетных доходов вдвое выше, чем в ЗАВС, и равно 40%. Наряду с этим БГЦА, в отличие

от соседнего коллективного эмиссионного института, предоставляет правительствам стран-членов также займы долгосрочного характера (до 10 лет).

Особенностью функционирования ВСЦА является также более низкий, чем в ЗАВС, уровень покрытия эмиссии и кредитования валютными резервами, который составляет 25% (против 65% в ЗАВС).

Используемые в ЗАВС и ВСЦА франки КФА являются достаточно зрелой валютой: юридически они могут выполнять функции мировых денег. Франки КФА обслуживают денежное обращение всех стран — членов валютных союзов, при определенных условиях могут конвертироваться в международные средства платежа по установленному курсу, а также могут использоваться как средство накопления. Эти денежные единицы имеют материальную форму — они выпускаются в виде банкнот и монет.

Однако эти коллективные африканские валюты имеют свою специфику. Как отмечалось, основой их обеспечения выступают французские франки (в настоящее время — евро). Золотых запасов развивающиеся страны зоны франка не имеют, и их собственные валютные резервы находятся, по нашему мнению, на невысоком уровне. При этом большая часть этих резервов должна накапливаться на счетах во французском казначействе: до 65% — члены ЗАВС и до 80% — члены ВСЦА.

Франция широко представлена в эмиссионных институтах рассматриваемых валютных союзов и гарантирует конверсию выпускаемой данными банками валюты в евро, а через них в любую другую свободно обратимую валюту. Курс франков КФА в настоящее время привязан к единой европейской валюте — евро. Франция гарантирует странам — членам валютных союзов стабильность курса и кредиты для достижения равновесия платежных балансов. По существу, евро в настоящее время играет для африканских стран роль параллельной валюты, служащей для внешних расчетов.

Благодаря твердому соотношению курсов валют и процентных ставок стран — членов зоны франка африканским государствам долгое время удавалось избежать такого явления, как бегство капиталов в государства с развитой экономикой.

Достаточно эффективный механизм функционирования валютных союзов зоны франка, в которых Франция играет структурообразующую роль, позволяет сохранить стабильность национальных валют на протяжении многих

лет и успешно купировать последствия внеш- 5 них шоков. ©

Следует сказать, что, к сожалению, боль- ^ шинство созданных в Африке в разное время i региональных организаций оказались малоэф- ^ фективными вследствие унаследованной еще £ от колониального периода экономической от- ^ сталости, узкой, часто монокультурной специ- g ализации экономики, не носящей взаимодо- ^ полняющего характера. Существенное отста- ^ вание континента в уровне своего развития | по сравнению с другими регионами развивающихся стран отрицательно сказывается на интеграционных процессах в Африке. Негативно влияют на развитие интеграции политическая неустойчивость, этнические конфликты, доходящие до военных столкновений, особенно в Центральной и Восточной Африке.

Литература

1. Schipke A., Cebotari A., Thacker N. et al. The Eastern Carribbean economic and currency union: Macroeconomics and financial systems. Washington, DC: IMF Publ. 2013. 546 p.

2. Eastern Caribbean Currency Union faces similar challenges to euro area. IMF Survey. May 9, 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ pubs/ft/survey/so/2013/int050913a.htm.

3. Dehesa М., Pineda E., Samuel W. Optimal reserves in the Eastern Caribbean currency union // IMF Working Paper. April 2009. N 09/77. 20 p.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2009/ wp0977.pdf.

4. Jeanne O. International Reserves in Emerging Market Countries: Too Much of A Good Thing? // Brookings Papers on Economic Activity. 2007. Vol. 1. P. 1-79: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/view-doc/download?doi=10.1.1.315.8516&rep=rep1&type=pdf.

5. Hernandez-Cata E., François C. A. The West African Economic and Monetary Union: Recent developments and policy issues // IMF Occasional Paper. 1998. N 170.

References

1. Schipke A., Cebotari A., Thacker N. et al. The Eastern Carribbean economic and currency union: Macroeconomics and financial systems. Washington, DC. IMF Publ., 2013. 546 p.

2. Eastern Caribbean Currency Union faces similar challenges to euro area. IMF Survey, May 9, 2013. Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2013/ int050913a.htm.

3. Dehesa M., Pineda E., Samuel W. Optimal reserves in the Eastern Caribbean currency union. IMF Working Paper, April 2009, no. 09/77. 20 p. Available at: https://www. imf.org/external/pubs/ft/wp/2009/wp0977.pdf.

4. Jeanne O. International Reserves in Emerging Market Countries: Too Much of A Good Thing? Brookings Papers on Economic Activity, 2007, vol. 1. pp. 1-79. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1. 315.8516&rep=rep1&type=pdf.

5. Hernandez-Cata E., François C. A. The West African Economic and Monetary Union: Recent developments and policy issues. IMF Occasional Paper, 1998, no. 170. 33 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.