Научная статья на тему 'Формирование региональных валютных фондов на рубеже XX-XXI веков'

Формирование региональных валютных фондов на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ / GLOBAL GOVERNANCE / INTERNATIONAL MONETARY AND FINANCIAL INSTITUTIONS / REGIONAL MONETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Дарья Валерьевна

Призванные обеспечить мировую финансовую стабильность международные организации, прежде всего МВФ, были созданы в середине XX в. и далеко не во всем отвечают реалиям глобализирующейся экономики. Не находит должного отражения в глобальных институтах управления изменение мировой экономической конфигурации рост удельного веса развивающихся стран. Мировым сообществом предпринимаются различные меры, направленные на сглаживание возникших противоречий, среди которых важное место занимает подписание соглашений по образованию региональных валютных фондов. Такого рода инициативы в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке привели к формированию более гибкой децентрализованной системы, где МВФ отводится роль старшей организации, взаимодействующей на определенных условиях с создающимися региональными валютными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Дарья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Regional Monetary Funds at the turn of XX-XXIth Centuries

International organizations, particularly the IMF, designed to improve the global stability were established in the middle of XX century and do not fully reflect the realities of globalizing economy. Primarily, some changes in the global economic configuration, namely, dynamic growth of developing economies, are not represented in the global governance institutions. The world community tends to take various actions to smooth current imbalances, conclusion of regional monetary agreements being one of them. Such initiatives in Asia, Africa, Latin America and in the Middle East resulted in a more flexible decentralized structure, where the IMF acts as a senior organization cooperating on certain conditions with regional monetary funds.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных валютных фондов на рубеже XX-XXI веков»

УДК 339.7 Д. В. Смирнова

Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 2

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ ФОНДОВ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Призванные обеспечить мировую финансовую стабильность международные организации, прежде всего МВФ, были созданы в середине XX в. и далеко не во всем отвечают реалиям глобализирующейся экономики. В частности, изменения мировой экономической конфигурации — возрастающая экономическая мощь развивающихся стран и стран с переходной экономикой — не находят должного отражения в институтах глобального управления1. Так, к примеру, по данным на конец 2011 г., Китай располагает в МВФ 3,81% от общего количества голосов при том, что его доля в общемировом валовом продукте (рассчитываемом на основе ППС) составляет 14,351%. Аналогичные показатели по другим странам: Индия — 2,34% при доле 5,668%, Республика Корея — 1,37 и 1,973%, Бразилия — 1,72 и 2,928% и Мексика — 1,47 и 2,104% соответственно. Все это выглядит разительным контрастом на фоне показателей ряда стран Западной Европы: Нидерланды— 2,08% от общего числа голосов при доле 0,896% в мировом валовом продукте, Бельгия — 1,86 и 0,525% и Швейцария— 1,40 и 0,432% соответственно2 [1].

Неадекватная действительности структура управления МВФ [2] не способствует поддержанию его статуса общемирового гаранта стабильности. На это накладывается недовольство стран-членов проводимой МВФ политикой, требованиями Фонда о проведении в странах-заемщиках структурных реформ экономики, не принимающих во внимание национальные особенности, чрезмерная политизация Фонда и, как следствие, сокращение его роли как источника финансирования3. Среди предпринимаемых членами мирового сообщества мер, направленных на изменение существующего положения, важное место занимает подписание соглашений по образованию региональных валютных фондов4 [3].

1 Речь идет об увеличении представительств и права голоса развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международных финансовых институтах, прежде всего МВФ.

2 Права голоса и квоты крупных развивающихся стран было предложено пересмотреть в сторону их увеличения, однако это произойдет к январю 2013 г.

3 В докризисные годы из 250 млрд долл. США капитала МВФ было выдано кредитов на сумму лишь в 18 млрд долл. США [14, р. 36].

4 Существуют различные формы регионального сотрудничества в валютно-финансовой сфере, например деятельность региональных банков развития, интеграция финансовых рынков и образование валютных союзов, но они в данной статье не рассматриваются, так как их деятельность не пересекается непосредственно с функционированием региональных валютных фондов.

Дарья Валерьевна СМИРНОВА — аспирантка кафедры мировой экономики экономического

факультета СПбГУ В 2007 г. окончила бакалавриат, в 2009 — магистратуру восточного факультета СПбГУ. Сфера научных интересов — валютная интеграция и валютно-финансовые отношения.

© Д. В. Смирнова, 2012

144

Строго говоря, первая попытка такого рода имела место еще в конце 1970-х годов, когда в 1976 г. был учрежден Арабский валютный фонд (начал действовать с 1977 г.), объединяющий страны Ближнего Востока для покрытия дефицитов платежного баланса, содействия стабилизации обменных курсов валют, развития финансовых рынков и совершенствования экономических систем стран-членов. Эти задачи стоят перед фондом и по сегодняшний день. Учреждение Арабского валютного фонда обусловлено, скорее, политическими мотивами — были прецеденты «заморозки» активов арабских стран на счетах западных банков, поэтому такого рода региональные инициативы не получили дальнейшего распространения.

Новым импульсом для развития регионального сотрудничества в финансовой сфере стал Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. Страны Восточной Азии, вынужденные пойти на тяжелые структурные реформы экономики для получения необходимого финансирования от МВФ, решили отдать предпочтение региональному сотрудничеству. Именно тогда было выдвинуто предложение по созданию резервного фонда в Восточной Азии. Представленный руководством Японии проект Азиатского валютного фонда (АВФ) подразумевал учреждение независимого регионального института с общим объемом средств в 100 млрд долл. США для обеспечения стран-членов5 ликвидностью в случае возникновения проблем с платежным балансом. Однако идея учреждения такого рода резервного фонда оказалась неосуществима в сложившихся на тот момент условиях, прежде всего в свете оппозиции США и МВФ, так как представленный проект не подразумевал участия последних, а также отсутствия поддержки со стороны Китая, «без интереса которого ни одно экономическое соглашение не могло быть результативным» [4]. Уже тогда позиция Китая оказалась решающей.

Тем не менее процессы финансового сотрудничества в Восточной Азии продолжали динамично развиваться. Начиная с 2000 г. в рамках группы стран АСЕАН+36 был заключен ряд двусторонних соглашений, вводящих региональные обязательства финансирования, получивших название «Инициатива Чианг Май» (СМ1), по которым каждая из стран-членов могла купить иностранную валюту для покрытия дефицита платежного баланса в краткосрочном периоде и предупреждения развития кризисной ситуации. Однако данная инициатива оказалась не столь эффективной, как предполагалось изначально, так как была практически полностью зависима от выполнения программ МВФ7. В этой связи весьма показательно, что ни одно из соглашений не было активировано, даже когда некоторые страны Восточной Азии столкнулись с трудностями обеспечения ликвидности8.

5 В предполагаемый состав членов АВФ входили 10 стран: Китай, САР Гонконг, Япония, Республика Корея, Австралия, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Отличительной особенностью предложенного института было исключение США из состава его членов.

6 Группа стран АСЕАН+3 (группа стран АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония) как форум по развитию регионального сотрудничества появилась в 1997 г. по инициативе премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада.

7 Дело в том, что в связи с потенциальной проблемой недобросовестности заемщика и, следовательно, невозвратом предоставленных средств без выполнения программ МВФ заемщику было доступно только 20% от общего объема средств по двусторонним обязательствам стран сроком на 90 дней с возможностью однократного продления. Основной объем финансовых ресурсов предоставлялся при условии выполнения требований МВФ.

8 К примеру, Республика Корея, столкнувшись с проблемой оттока капитала вследствие кризиса и вероятностью опустошения внутренних резервов, заключила своп с США размером в 30 млрд

Кроме того, в 2000 г. в Конституции Африканского союза (статья XIX) была поставлена потребность в учреждении регионального валютного фонда9 как необходимого финансового института для дальнейшего развития интеграционных процессов в Африке [5], которые обусловлены наличием на данном континенте двух валютных союзов, вместе образующих зону франка КФА. Основные направления деятельности данного института сводятся к предоставлению краткосрочной и среднесрочной ликвидности для покрытия дефицита платежного баланса, а также к выпуску гарантийных обязательств, позволяющих усилить права заимствования стран-членов. Центральный вопрос при учреждении Африканского валютного фонда — его взаимодействие с МВФ: будет ли региональное учреждение дублировать функции последнего и провоцировать проблему недобросовестности заемщика или проводить согласованную с МВФ политику [6]. Военные действия на Севере Африки в 2010-2011 гг., однако, приостановили процесс финансовой интеграции в регионе, отложив учреждение регионального валютного фонда на неопределенный период.

Наиболее сильное влияние на процессы регионального сотрудничества оказал разразившийся в 2008-2009 гг. глобальный финансовый кризис, который продемонстрировал несостоятельность МВФ в предвидении кризисов, и как результат — в обеспечении финансовой стабильности, а также предпочтении нужд развитых стран. Неспособность Фонда отвечать интересам всех членов в равной степени привела к пролиферации региональных финансовых соглашений и укреплению существующих.

С одной стороны, в Латинской Америке с 2008 г. начал действовать предложенный президентом Венесуэлы Уго Чавесом «Банк Юга», который представляет региональный резервный фонд, направленный на устранение экономической зависимости от развитых стран. В отличие от схожих инициатив в других регионах, не предполагается никакой обусловленности выполнения требований МВФ". На данный момент объем резервов ограничен 20 млрд долл. США, однако Уго Чавес предложил увеличить совокупные финансовые ресурсы до 200 млрд долл. за счет возврата вложенных вне региона денежных средств, что может повысить значимость данного фонда на мировой финансовой арене [7].

С другой стороны, в 2010 г. двусторонние соглашения группы стран АСЕАН+3 были объединены в рамках региональной «Инициативы многосторонности Чианг Май» (СМ1М) с совокупным объемом средств в 120 млрд долл. В мае 2011 г. начал работу регулирующий орган — «Организация макроэкономических исследований АСЕАН+3» (AMRO), в компетенцию которого входит проведение регулярного анализа макроэкономических показателей с целью предупреждения возникновения дисбалансов развития, а также ведение контроля за исполнением странами-членами взятых на себя обязательств. Для получения основного объема средств заемщик должен выполнить программу МВФ, что вызвано потребностью исключить проблему

долл. США, вместо того чтобы обратиться к странам региона в рамках «Инициативы Чианг Май». Несмотря на незначительный объем (при совокупных резервах Республики Корея на то время свыше 200 млрд долл.), данное соглашение оказало стабилизирующее действие на экономику страны.

9 В действительности процесс учреждения Африканского валютного фонда затянулся на достаточно длительный срок с 1963 г., пока ожидалось проведение третьего арабо-африканского саммита в Ливии [6].

1° Политика МВФ по предоставлению кредитования наиболее сурово сказалась на странах Латинской Америки, так что большинство стран региона досрочно погасили займы перед Фондом и отозвали своих представителей.

146

его недобросовестности и возможность невозврата средств [8]. Однако как только AMRO получит необходимый опыт в области валютно-финансового регулирования, связь с МВФ в области выдачи денежных средств будет сведена к минимуму и появится возможность говорить о действительном появлении Азиатского валютного фонда как альтернативного МВФ кредитора в кризисной ситуации.

Такого рода региональные инициативы привели к формированию более гибкой децентрализованной системы, где МВФ в основном отводится роль «старшей» организации, взаимодействующей на определенных условиях с создающимися региональными валютными фондами в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Более того, в свете долгового кризиса в странах Европейского союза, возможного дефолта Греции и выхода ее из зоны евро был поставлен вопрос об учреждении Европейского валютного фонда [9; 10].

Складывающаяся мировая архитектура, в которой МВФ поддерживает многосторонние инициативы в сфере валютно-финансового сотрудничества [11], отвечает текущим тенденциям становления мультиполярного мира с несколькими экономическими центрами. МВФ является уникальной организацией в мире по количеству и разнообразию состава стран-членов, сохраняя при этом статус кредитора последней инстанции в случае возникновения финансовых кризисов. Если действия регионального института окажутся безрезультатными, его участники могут обратиться за помощью к МВФ, а среди международных финансовых организаций нет альтернативы последнему [12]. В то же время региональные финансовые институты — неотъемлемая часть системы глобального управления, и они подрывают авторитет и статус МВФ как кредитора последней инстанции. В этой связи реформирование системы управления Фонда «является чрезвычайно необходимым, так как равнозначно укреплению легитимности организации как таковой» [13], потому что МВФ является неотъемлемой частью мировой финансовой архитектуры. Существует потребность как изменения структуры Фонда с целью учета интересов крупных развивающихся стран, так и развития региональных финансовых институтов, обладающих потенциалом более адекватного и своевременного реагирования в случае возникновения кризисной ситуации в странах-членах.

Литература

1. IMF Quotas // IMF Factsheet. 2011. September 13. URL: http://www. imf. org/external/np/exr/ facts/quotas. htm (дата обращения: 04.12.2011).

2. Global Governance 2025: at a Critical Juncture // EUISS-NIC Report. 2010. December 15. URL: http://www.iss.europa.eu/publications/detail/article/global-governance-2025-at-a-critical-juncture (дата обращения: 04.12.2011).

3. Thimann C., Just C., Ritter R. Strengthening the Governance of the IMF: How a Dual Board Structure Could Raise the Effectiveness and Legitimacy of a Key Global Institution // MPRA Paper. 2009. N 15656. June 10.

4. Pradumna B. R. Asian Monetary Fund: Getting nearer? // RSIS commentaries. 2011. May 13.

N 79.

5. The creation of the African Monetary Fund // Официальный сайт Африканского союза. URL: www. africa-union. org (дата обращения: 04.12.2011).

6. Africa: the Creation of the African Monetary Fund // African Bulletin. 2010. 15 December. URL: http://www. african-bulletin. com/news/754-africa-the-creation-of-the-african-monetary-fund-. html (дата обращения: 04.12.2011).

7. Bank of the South: the Real Challenge // Theprisma. 2011. September 25. URL: http://www. theprisma.co.uk/2011/09/25/southern-integration-forms-the-bank-of-the-south (дата обращения: 04.12.2011).

8. Kenen P. B. Reform of the International Monetary Fund // Council on foreign relations. 2007. May. N 29. URL: http://www. cfr. org/imf/reform-international-monetary-fund/p13276 (дата обращения: 04.12.2011).

9. Desai R. M., Vreeland J. R. Global Governance in a Multipolar World: the Case for Regional Monetary Funds // International Studies Review. 2011. N 13. P. 109-121.

10. Reshaping Global Economic Governance and the Role of Asia in the Group of Twenty (G20) // ADB, Peterson Institute for International Economics. 2011. April. URL: http://www.adb.org/documents/ reports/reshaping-economic-governance-g20/reshaping-economic-governance-g20.pdf (дата обращения: 04.12.2011).

11. Tackling Current Challenges // Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/exter-nal/about/onagenda. htm#multilateralism (дата обращения: 04.12.2011).

12. Truman E. M. The Outlook for International Monetary System Reform in 2011: Preliminary Report Card // Policy Brief, Peterson Institute for International Economics. 2011. May. N PB11-4.

13. Kawai M., Petri P. A. Asia's Role in the Global Economic Architecture // ADBI Working Paper Series. 2010. August. N 235. URL: http://www.adbi.org/working-paper/2010/08/04/4025.asia.role. global. financial.architecture (дата обращения: 04.12.2011).

14. IMF Annual Report 2007 // Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/external/ pubs/ft/ar/2007/eng/ (дата обращения: 04.12.2011).

Статья поступила в редакцию 5 марта 2012 г.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.