Научная статья на тему 'Валютная политика как условие формирования объекта криминалистического исследования в разработке методики расследования преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки'

Валютная политика как условие формирования объекта криминалистического исследования в разработке методики расследования преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГЕНТЫ И ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В МАКРОЭКОНОМИКЕ / РЕЗИДЕНТ И НЕРЕЗИДЕНТ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ / OBJECT OF CRIME RESEARCH / CURRENCY CONTROL / CURRENCY REGULATION / AGENTS AND BODIES OF CURRENCY CONTROL / LIBERALIZATION IN THE MACROECONOMIC / RESIDENT AND NON RESIDENT / WAYS OF COMMISSION OF THE CRIMES CONNECTED WITH NOT RETURN OF CURRENCY REVENUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старичков Максим Владимирович, Гвоздарёв Роман Анатольевич

Объектом исследования при разработке методики расследования преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки, является деятельность преступников по совершению данных преступлений. Такая деятельность протекает в определенной среде, сформированной сложившимися отношениями в сфере валютного регулирования и внешнеэкономической деятельности. Эти отношения не могут не оказывать влияние на формирование особенностей некоторых элементов механизма подобных преступлений. Авторами статьи проанализированы особенности таких отношений в целях получения информации о том, каким образом они могут оставить отпечаток на деятельности преступника и каким образом преступные действия могут оставить след в данной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXCHANGE POLICY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE OBJECT OF FORENSIC RESEARCH IN THE DEVELOPMENT OF METHODS FOR INVESTIGATING CRIMES RELATED TO NON-RETURN OF FOREIGN EXCHANGE EARNINGS

A research object when developing a technique of investigation of the crimes connected with not return of currency revenue are activities of criminals for commission of these crimes. Such activity proceeds in the certain environment created by the developed relations in the sphere of currency regulation and foreign economic activity. These relations cannot but have an impact on formation of features of some elements of the mechanism of similar crimes. The author of article made an attempt to analyze features of such relations to gain an impression how they can leave a print on activity of the criminal and how criminal acts can leave a mark in this environment.

Текст научной работы на тему «Валютная политика как условие формирования объекта криминалистического исследования в разработке методики расследования преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки»

УДК 343.98

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕВОЗВРАЩЕНИЕМ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

М.В. Старичков, Р.А. Гвоздарёв

Объектом исследования при разработке методики расследования преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки, является деятельность преступников по совершению данных преступлений. Такая деятельность протекает в определенной среде, сформированной сложившимися отношениями в сфере валютного регулирования и внешнеэкономической деятельности. Эти отношения не могут не оказывать влияние на формирование особенностей некоторых элементов механизма подобных преступлений. Авторами статьи проанализированы особенности таких отношений в целях получения информации о том, каким образом они могут оставить отпечаток на деятельности преступника и каким образом преступные действия могут оставить след в данной среде.

Ключевые слова: объект криминалистического исследования, валютный контроль; валютное регулирование; агенты и органы валютного контроля; либерализация в макроэкономике; резидент и нерезидент; способы совершения преступлений, связанных с невозвращением валютной выручки.

Любое отдельное научное учение имеет свой обособленный объект исследования, который делает эту науку уникальной и самостоятельной. Не является исключением и криминалистика. Профессор А.М. Кустов справедливо предлагает выделять четыре периода формирования современного подхода к определению предмета отечественной криминалистики [1, с. 71-77]. На четвертом этапе, который, по его мнению, начинается с 1990 года, продолжается по настоящее время и характеризуется завершением формирования общей теории криминалистики, новым подходом к природе науки, он считает необходимым существенно расширить предмет криминалистики и как следствие - сферу использования ее достижений. А.М. Кустов предлагает не ограничиваться областью уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений, но включить в ведение криминалистики еще и особенности административных правонарушений, гражданско-правовых проступков, арбитражное производство. Предлагая более широкий подход к определению объекта научного исследования криминалистики, он не отказывается от поведенческого характера сущности объекта. То есть по-прежнему предлагается рассматривать в первую очередь особенности деятельности преступников и правоохранительных органов.

Так, объектами криминалистического исследования общепринято считать, прежде всего, деятельность преступников по подготовке, совершению преступления и сокрытию его следов, по оказанию противодействия расследованию, а также деятельность правоохранительных органов по расследованию преступления [2, с. 45]. Для более тщательного рассмотрения

такой деятельности и выявления закономерностей, позволяющих сформировать наиболее эффективные рекомендации, необходимо увидеть процессы и явления, которые оказывают непосредственное воздействие на нее, влиянию которых она наиболее подвержена [3, с. 23-35].

Случаи преступного невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте как отдельная категория преступлений характеризуются в первую очередь тем, что они совершаются в сфере общественных отношений, находящихся под действием валютного регулирования. Эти отношения имеют свою специфику и особенности, которые не могут не оказывать влияние на элементы криминалистической характеристики такого рода преступлений.

Валютная политика, которую осуществляет Российская Федерация, как одно из стратегических направлений внешнеэкономической политики [4, с. 146] играет значительную роль в стабилизации экономики, защите национальной валюты от конкуренции со стороны международных валют. Она включает в себя две основные составляющие - это валютное регулирование и валютный контроль. Такое положение четко сформировано на законодательном уровне [5]. Так, согласно статье 39 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда [6] и с законодательством Российской Федерации [7].

Валютное регулирование - это деятельность органов государственной власти, которая обращена на соблюдение участниками отношений правил реализации валютных операций. Валютный контроль - это комплекс правовых, правоприменительных мер по контролю над соблюдением валютного законодательства. Необходимость обеспечивать правильность ведения и соблюдения законодательства в сфере осуществления валютных операций является главной целью валютного контроля.

Одной из основных целей валютного регулирования является удержание стабильного курса национальной валюты. Валютный контроль требуется для необходимости соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, что очень важно в связи с существованием такого явления, как бегство капитала.

Либерализация в макроэкономике подразумевает свободное без ограничения перемещение товарно-материальных ценностей между участниками отношений, являющимися налогоплательщиками различных государств. Такое положение, с одной стороны, позволяет им более эффективно взаимодействовать. С другой стороны, свобода и отсутствие ограничений при перемещении валюты между государствами влечет такое явление, как отток капитала. Государства, являющиеся эмитентами резервной валюты, получают в таких условиях неограниченные возможности оказывать воздействие на состояние экономики других государств, что ставит последних в сильно зависимое, беспомощное положение. Внутренний рынок и субъекты

внешнеэкономических отношений могут начать испытывать дефицит в иностранной валюте, что неизбежно приведет к бесконтрольному обесцениванию национальной валюты, как это произошло при дефолте 1998 года [8, с. 59 - 64]. Дефицит обращающихся внутри государства денежных средств или их значительное резкое удешевление существенно тормозит или вообще блокирует многие не только экономические, но и социальные процессы.

Одной из ограничительных мер, направленных на предотвращение такого негативного явления, выступает правило, по которому участник экспортно -импортных отношений, являющийся резидентом, при переводе денежных средств за границу на счет нерезидента обязан обеспечить поступление в Россию товаров, за которые они были уплачены. И наоборот, если за территорию России вывозятся материальные ценности в виде товаров, то обратно в экономику должны обязательно поступить денежные средства, соразмерные их объему. Если обязательства по сделке не были исполнены, то в Российскую Федерацию должны быть возвращены денежные средства. Это является одной из мер, призванных поддерживать присутствие во внутренней экономике значительного количества иностранной валюты.

В диспозиции статьи 193 Уголовного кодекса Российской Федерации используются такие термины, как «резидент» и «нерезидент». Признаки субъектов экономических отношений, которые могут являться резидентами и нерезидентами, определяет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Упрощенно, к первым относятся российские граждане и зарегистрированные в России юридические лица, включая органы власти, а также иностранцы или апатриды, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство. К нерезидентам относятся все остальные, то есть, упрощенно, это иностранные юридические и физические лица.

В нашей стране валютный контроль выполняет Правительство Российской Федерации совместно с агентами и органами валютного контроля, согласно Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Органами валютного контроля являются Центральный Банк Российской Федерации, органы исполнительной власти федерального уровня, но только в установленных законодательно рамках, а также органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством России. Под агентами следует понимать банки Российской Федерации, подконтрольные Центробанку России, и другие ассоциации и организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти, в том числе государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» [9, с. 71-82].

Таким образом, в объективной действительности существуют правоотношения в сфере обращения иностранной валюты внутри Российской Федерации и во внешнеэкономической деятельности. В этих отношениях присутствует добросовестная деятельность коммерческих и иных организаций, являющихся резидентами и нерезидентами, контрольная деятельность

налоговых и таможенных органов - органов валютного контроля и деятельность агентов валютного контроля - банковских организаций, уполномоченных Центральным банком России. Это поверхностное упрощенное описание среды, в которой совершается преступление исследуемой нами категории.

Рассмотрим теперь основные формы преступной деятельности в узком смысле, то есть типичные способы совершения преступлений, предусмотренных статьями 193 и 193.1 УК РФ, чтобы получить представление, каким образом элементы типичного механизма подобных преступлений могут отразиться на элементах среды, с которыми они взаимодействуют. Кроме того, это позволит получить представление, каким образом данная среда может повлиять на преступное поведение. В свое время профессор Ю.П. Гармаев уделил большое внимание этому вопросу [10, с. 39-60].

При изучении практики расследования подобных преступлений можно определить следующие распространенные формы преступного поведения:

1. Резидент по внешнеторговому контракту в качестве предоплаты за поставку товара перечисляет денежные средства нерезиденту, товар не поставляется, а предоплата не возвращается нерезидентом;

2. Заключается контракт на поставку товаров по необоснованно завышенной стоимости. Товар при этом не облагается налогами и таможенными пошлинами. Часть товара ввозится на территорию Российской Федерации, что является маскировочными действиями, учитывая несоизмеримую разницу между стоимостью, указанной в контракте, и фактической стоимостью товара;

3. Резидент передает нерезиденту товары без предоплаты или с незначительной предоплатой. Нерезидент получает в свой адрес товары, но денежные средства резиденту не перечисляет.

4. Резидент перечисляет средства на счет нерезидента и в связи с этим предоставляет агенту валютного контроля документы с заведомо ложными сведениями об основаниях, целях и назначении перевода [11, с. 10].

Перемещение товаров через государственную границу не обходится без участия таможенных органов [12, с. 80 - 83], а денежные расчеты не могут осуществляться без обращения к услугам банков. Соответственно, именно эти организации призваны осуществлять непосредственный контроль над соблюдением правил внешнеэкономической деятельности. Подразделения таможни наряду с налоговыми службами являются органами валютного контроля, а уполномоченные Центробанком России банковские и приравненные к ним организации являются агентами валютного контроля [13, с. 68 - 74]. В этих организациях аккумулируется информация о внешнеторговых отношениях. Поэтому взаимодействие с такими организациями является одним из ключевых направлений деятельности правоохранительных органов, призванных защищать отношения, связанные с валютной политикой государства [14, с. 392 - 397]. Как показывает практика, во всех изученных случаях возбуждения уголовных дел по признакам

преступления, предусмотренного ст. 193 или 193.1 УК РФ, первичная информация поступала в правоохранительные органы из таможенной службы. Данные органы обычно выступают источником сообщения о совершенном преступлении, на основании которого составляется рапорт об обнаружении признаков преступления и проводится предварительная проверка.

Список литературы

1. Кустов А.М. Этапы развития предмета и объектов криминалистики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3. Ч. 2. С. 71 - 77.

2. Гаврилин Ю.В., Головин А.Ю., Тишутина И.В. Криминалистика в понятиях и терминах. М.: Издательство «Книжный мир», 2006. 384 с.

3. Варданян А.В., Грибунов О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2017. № 2 (81). С. 23 - 35.

4. Безверхая О.Н. Валютная политика как необходимое стратегическое направление внешнеэкономической политики России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 2. С. 146-148.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: ФЗ от 10.12.2003 № 173-Ф3 (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

6. Статьи Соглашения Международного валютного фонда: приняты 22.07.1944, вступили в силу 27.12.1945 (с изм.) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

8. Потапов В.С. Дефолт 1998 года и его последствия // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития». Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 59 - 64.

9. Куделич М.И. «Фабрика проектного финансирования»: проблемы и риски для бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 6. С. 71 - 82.

10. Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. 176 с.

11. Абаноков С.К. Статья 193 Уголовного кодекса Российской Федерации: спорные вопросы теории и практики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6 - 2. С. 10 - 13.

12. Медведенко О.В. Совершенствование валютного контроля в Российской Федерации путем передачи таможенным органам функции органа

валютного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 80 - 83.

13. Панкова Е.В., Кэрэуш Н.И., Лепехин Н.Д. Коммерческий банк как агент валютного контроля // Сборник научных трудов студентов кафедры «Финансы и банковское дело». 2017. С. 68 - 74.

14. Пермяков А.Л. Взаимодействие следователя с органами государственной власти при расследовании мошенничества в сфере экономики // Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции «Деятельность правоохранительных органов в современных условиях». Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. С. 392 - 397.

Старичков Максим Владимирович, канд. юрид. наук, доц., начальник кафедры, maximstar@narod. ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России,

Гвоздарёв Роман Анатольевич, начальник кабинета специальных дисциплин, roning80@gmail.com, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

FOREIGN EXCHANGE POLICY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE OBJECT OF FORENSIC RESEARCH IN THE DEVELOPMENT OF METHODS FOR INVESTIGATING CRIMES RELATED TO NON-RETURN OF FOREIGN EXCHANGE EARNINGS

M.V. Starichkov, R.A. Gvozdaryov

A research object when developing a technique of investigation of the crimes connected with not return of currency revenue are activities of criminals for commission of these crimes. Such activity proceeds in the certain environment created by the developed relations in the sphere of currency regulation and foreign economic activity. These relations cannot but have an impact on formation of features of some elements of the mechanism of similar crimes. The author of article made an attempt to analyze features of such relations to gain an impression how they can leave a print on activity of the criminal and how criminal acts can leave a mark in this environment.

Key words: object of crime research; currency control; currency regulation; agents and bodies of currency control; liberalization in the macroeconomic; resident and non resident; ways of commission of the crimes connected with not return of currency revenue.

Starichkov Maksim Vladimirovich, Cand. Jurid. Sciences, Associate Professor, Head of the Department, maximstar@narod.ru, Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Gvozdaryov Roman Anatolyevich, Head of the Cabinet of Special Disciplines, roning80@gmail.com, Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.