Научная статья на тему 'Валютная политика и ее влияние на конкурентоспособность фирм'

Валютная политика и ее влияние на конкурентоспособность фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМ / WTO / MONETARY POLICY / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метлина Анастасия Евгеньевна

Вхождение России в ВТО меняет среду конкуренции, создавая для российских фирм дополнительные возможности и угрозы. В статье рассматривается влияние валютной политики на конкурентоспособность российских фирм, ориентированных на внутренний и внешние рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY POLICY AND ITS IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF FIRMS

Russia’s joining WTO changes the environment of competition, creating for Russian firms additional opportunities and threats. The paper examines the impact of monetary policy on the competitiveness of Russian firms oriented on internal and external markets.

Текст научной работы на тему «Валютная политика и ее влияние на конкурентоспособность фирм»

УДК 339. 137. 2

А. Е. Метлина

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМ

Вхождение России в ВТО меняет среду конкуренции, создавая для российских фирм дополнительные возможности и угрозы. В статье рассматривается влияние валютной политики на конкурентоспособность российских фирм, ориентированных на внутренний и внешние рынки.

Ключевые слова: ВТО, валютная политика, конкуренция, конкурентоспособность фирм.

Рынок - это конкурентная среда, где хозяйственные субъекты находятся в состоянии необходимого состязания, соперничества или борьбы за ограниченные экономические ресурсы (такие как материальные ресурсы, финансы, кадры и т. д.), в результате чего обеспечивается их наиболее эффективное распределение и продуктивное использование. Способность хозяйствующего субъекта выступать наравне с конкурирующими субъектами рыночных отношений [1] отражает такой показатель, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта определяется его способностью создавать или извлекать конкурентные преимущества в реально сложившихся условиях рыночной среды и конкуренции. Конкурентные преимущества - это ресурсы, которыми располагает или владеет хозяйствующий субъект и может выгодно использовать для того, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность.

Понятие конкурентоспособности используется в оценке различных хозяйствующих субъектов: товара, фирм (предприятий, организаций, компаний и т. д.), отраслей, регионов, а также стран. Все уровни конкурентоспособности [2, с. 32] взаимосвязаны и зависимы между собой.

Конкурентоспособность фирмы напрямую зависит и основывается на конкурентоспособности продукции. В числе основных показателей конкурентоспособности товара выделяют: качество

(надежность, безопасность, эстетичность, эргономичность и т. д.), цена (степень ее привлекательности для покупателя и самой фирмы), товарный бренд (наличие, степень и характер известности имени продукта). Однако в основе потребительского выбора заложена ценность товара. Категория потребительской ценности включает субъективные показатели соответствия товара потребностям потребителя, его психофизическим особенностям восприятия и потребления, его финансовым возможностям и т. д.

Конкурентоспособность фирмы определяется наличием конкурентоспособной продукции, а также показателями эффективности организации и управления производственной, коммерческой, маркетинговой, финансовой деятельностью фирмы.

Конкурентоспособность отраслей и регионов зависит от степени концентрации в них конкурентоспособных фирм. Однако эта зависимость является и обратной, т. е. конкурентоспособные фирмы появляются, если острасли/регион создают/ет для этого условия наибольшего благоприятствования. Такая производственно-территориальная организация позволяет создать базу для реализации крупномасштабных инновационных проектов, которые даже крупная компания не способна в одиночку освоить. В рамках такого территориального или отраслевого кластера формируется существенный ресурсный потенциал, развивается необходимая инфраструктура, создаются условия (налоговые, правовые, таможенные, административно-управленческие и пр.) наибольшего благоприятствования.

Задача создания конкурентоспособных национальных фирм, способных успешно конкурировать на мировых ранках, актуальна и для страны в целом. Поскольку конкурентоспособность страны, ее экономическая и политическая мощь на мировой арене определяется участием ее национальных компаний в международной торговле, их способностью удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам, задавать условия конкуренции и формировать перспективы развития.

Рейтинг конкурентоспособности стран определяется на основе двух индексов: индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и индекса конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI) [3]. По данным Всемирного экономического форума, на 2012 г. Россия находится на 67-м месте (причем рейтинг страны за последние несколько лет неуклонно снижался: в 2011 г. - 66-я позиция в рейтинге, в 2010 г. - 63-я).

Важнейшим показателем в критериях оценки конкурентоспособности страны является состояние внешней торговли. Целью вступления России в ВТО стало поддержание интеграции страны во всемирную торговую систему. Присоединение к ВТО позволит:

- устранить барьеры в торговых отношениях России с другими странами;

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 12 (127)

- усилить влияние национальных компаний на международных рынках;

- сформировать более выгодные условия для сотрудничества и пр.

Однако существуют и определенные угрозы, связанные со снижением конкурентоспособности российских предприятий и увеличением рисков.

Современная мировая торговля построена таким образом, что в конкуренции нередко побеждает не тот, кто предлагает более качественный товар, а тот, кто лучше защитил свои интересы [4]. Страны заботятся о создании на своих территориях условий наибольшего благоприятствования для бизнеса, и в первую очередь это касается малого и среднего экспортно-ориентированного и инновационного бизнес. В числе поддерживающих мероприятий: таможенная и налоговая политика, система страхования и т. д. [5, 6].

Экспорт/импорт тесно связан с валютным регулированием и контролем. Валютная политика позволяет реализовать интересы государства:

- влиять на конъюнктуру внутреннего рынка;

- сглаживать колебания курса рубля к иностранным валютам;

- управлять валютными резервами государства;

- регулировать движение капиталов (иностранных инвестиций, вложение капиталов в иностранные активы) и пр.

Изменение валютного курса влияет на торговый и платежный баланс страны. Внешнеторговый баланс отражает соотношение стоимости экспорта и импорта товаров и услуг, включая фактически оплаченные и поставленные в кредит.

При положительном сальдо торгового баланса возникает тенденция к повышению курса национальной валюты. И наоборот, если торговый баланс ухудшается, то это является показателем того, что страна больше расходует денег за границей, чем получает, т. е. на валютном рынке со стороны участников торговых операций увеличивается предложение национальной валюты и растет спрос на иностранную, что создает условия для формирования тенденции к падению курса национальной валюты.

Такие страны, как США и Великобритания, имеют отрицательный торговый баланс за счет переноса трудоемких производств за пределы государства. В стране сосредоточены капиталоемкие и высокотехнологичные отрасли экономики, что привлекает существенные объемы капитала со всего мира в виде портфельных или прямых инвестиций.

В целях поддержания высокого экспорта и повышения конкурентоспособности национальных компаний правительства склонны реализовывать мероприятия по искусственному ослаблению курса национальной валюты. Тогда девальвация созда-

ет благоприятные условия для повышения деловой активности и развития бизнеса.

В слаборазвитых странах отрицательное сальдо торгового баланса связано с низкими показателя экспорта из-за низкой конкурентоспособности национальных товаров и слабой конкурентоспособности национальных компаний как на международном, так и внутреннем рынке. Девальвация в этом случае не позволяет преодолеть барьер низкой конкурентоспособности, и экспорт не увеличивается. Девальвация валюты становится причиной инфляции внутри страны. В результате происходит снижение реальной покупательной способности национальной валюты. Страны оказываются не способными расплачиваться по импортным закупкам. Предприятия, вынужденные закупать детали, оборудование, технологии, оказываются неконкурентоспособными из-за роста издержек и цен на продукцию.

Преимущества девальвации оказываются выгодными только для экспортно-ориентированных компаний. Экспортер при обмене вырученной иностранной валюты на свою обесцененную валюту получает девальвационный доход.

Россия крайне узко представлена в мировой торговле. 70.3 % в товарной структуре экспорта России (по состоянию на 2011 год [7]) приходится на минеральную продукцию (сырая нефть, продукты переработки и газ); 11.1 % - металлы; импорт: машины, оборудование и транспортные средства -48 %; продукция химической промышленности -15 % и 14 % - сельскохозяйственное сырье. Курс доллара по отношению к рублю имеет положительный тренд (исключая кризисный период 20082009 гг., в этот период курс доллара в 2008 г. отметился резким падением, а уже в 2009 г. ростом [8]).

Таким образом, сырьевые компании по-прежнему остаются основными экспортерами, извлекающими высокие девальвационные доходы. Проводимая валютная политика в полной мере отвечает интересам экспортноориентированных сырьевых компаний. Тогда как конкурентоспособность национальных компаний, действующих на внутреннем рынке, претерпевает следующее: 1) снижается покупательная способность национальных валют; 2) высоки темпы инфляции; 3) растут издержки производства; 4) снижается покупательная способность населения - потребителей; 5) увеличивается конкурентное давление со стороны дешевого импорта.

Вступление в ВТО таит угрозу закрепления России в статусе поставщика дешевых ресурсов. Следует ожидать, что экспорт природный ресурсов будет только расти, поскольку, во-первых, потребности со стороны основных стран-потребителей только увеличиваются, во-вторых, растет желание удешевить ресурсы, в-третьих, рост экспорта отве-

чает экономическим интересам страны-экспортера, и в России это - сырье. Одновременно с этим следует ожидать рост импорта в страну дешевой продукции. Россия для стран-участниц ВТО - это прежде всего емкий потребительский рынок.

Курс на модернизацию и инновационное развитие российской экономики требует проведения активной валютной политики, нацеленной на поддержание и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Однако в соответствии с валютной политикой Банк России планирует сократить прямое вмешательство в курсообразование и до 2015 г. перейти к режиму плавающего валютного курса. Сохраняя за

собой право проведения валютных интервенций на внутреннем валютном рынке, Банк России сможет оказывать влияние на динамику курса валют.

Рост зависимости внутренней экономики от мировых рынков приведет к возрастанию курсовых рисков, которые будут перенесены на экономических агентов, что может негативно отразиться на деловой активности [9]. Желательно, чтобы в проводимой государством валютной политике в основе были заложены долгосрочные стратегии инновационного пути развития России и поддержка предприятий высокотехнологичных отраслей, создающих продукцию высокой добавленной стоимости.

Список литературы

Большой экономический словарь / под ред . А. Н . Азрилияна . 2-е изд . , доп . и перераб. М . : Институт новой экономики, 1997 . 261 с . Метлина А. Е . Эволюция конкурентной среды и ее влияние на конкурентоспособность фирм: дис.. . . канд . экон . наук. Томск: Том . гос . ун-т, 2010 . 184 с .

The Global Competitiveness Index 2011-2012: Contributing to Long-Term Prosperity amid the Global Economic Crisi . URL: http://www.weforum . org/documents/GCR09/index . html

Последствия присоединения России ко Всемирной торговой организации . URL: http://wto-inform ,ru/upload/brochure/brochure_wto . pdf Зверев А . Защита внутреннего рынка и поддержка экспортеров в Германии // Экономист . 2010 . № 6 . С . 57-63 .

Шакиров А. Р . Состояние и перспективы развития системы соглашений о свободной торговле США // Междунар . экономика . 2010 . № 7 . С . 22-33.

Федеральная служба государственной статистики . Внешняя торговля . Товарная структура импорта Российской Федерации . URL: http:// www. gks . ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#

Курсы валют с 1995-2012 гг . Банк России . URL: http://www. cbr. ru/Currency_base/dynamics

Акельев Е . С . , Ермушко Ж . А. Формирование валютных союзов: плюсы и минусы // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. № 12 . С . 9-14 .

Метлина А. Е., кандидат экономических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 631061.

E-mail: metlina@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 08.11.2012.

3.

7 .

A. E. Metlina

MONETARY POLICY AND ITS IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF FIRMS

Russia’s joining WTO changes the environment of competition, creating for Russian firms additional opportunities and threats. The paper examines the impact of monetary policy on the competitiveness of Russian firms oriented on internal and external markets.

Key words: WTO, monetary policy, competition, competitiveness of firms.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: metlina@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.