Научная статья на тему 'Внешнеторговая политика России в условиях мирового кризиса'

Внешнеторговая политика России в условиях мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1426
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстоброва Надежда Александровна

Рассматриваются инструменты торговой политики в современном мире, влияние кризиса на мировую торговлю, формирование российских товарных потоков. Предлагается корректировка промышленной политики РФ как условие повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговая политика России в условиях мирового кризиса»

Н.А. Толстоброва

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА

Мировая экономика 2009 года всецело находится под влиянием финансово-экономического кризиса, порожденного проблемами ипотечного кредитования США, которые увеличивают бюджетный дефицит и неизбежно ведут к спаду международной торговли.

Инструменты торговой политики

Регулирование внешней торговли является одной из областей, в которой наиболее остро проявляется разрыв между традиционной теорией и практикой государственного экономического регулирования. В соответствии с теоретическими аргументами высокий уровень благосостояния граждан в общем случае обеспечивает политика свободной торговли страны, а не использование торговых барьеров. Несмотря на это, барьеры в той или иной форме применяются всеми странами.

Методы государственного регулирования внешней торговли подразделяются на две группы:

- тарифные барьеры - оказывают прямое влияние на цену товаров, являющихся предметом торговли, и косвенное влияние на объемы торговли, к ним относятся пошлины вывозная, транзитная и ввозная;

- нетарифные барьеры - наоборот, оказывают прямое влияние на объемы торговли и косвенное - на цены товаров. Это субсидии, таможенная оценка, квоты, законодательство, касающиеся приобретения отечественной продукции, стандарты, взаимные требования и ограничения на услуги.

Оценка влияния инструментов торговой политики на благосостояние страны может быть представлена следующим образом:

Инструмент Общее влияние на благосостояние страны

Малая страна Большая страна

Тариф 1) Чистые потери потребительской выгоды 2) Субсидирование неэффективного производства 3) Упущенные возможности полезного потребления 1) Чистые потери потребительской выгоды против улучшения условий торговли 2) Ухудшение условий торговли в остальном мире

Экспортная субсидия 1) Чистые потери чистого дохода государства 2) Субсидирование неэффективного производства 3) Упущенные возможности полезного потребления 1) Чистые потери чистого дохода государства плюс ухудшение условий торговли 2) Улучшение условий торговли в остальном мире

Экспортный налог 1) Чистые потери выгоды производителей 2) Упущенные возможности эффективного производства 3) Субсидирует возможности потребления 1) Чистые потери выгоды производителей против улучшения условий торговли 2) Ухудшение условий торговли в остальном мире

Мировая торговля товарами стала предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ явилось форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и нетарифных ограничений, последний раунд (Уругвайский) увенчался созданием Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году. ВТО является законодательной и институциональной основой международной торговой системы, механизмом многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Выбор оптимальных инструментов в торговой политике зависит от внешнеторговой операции. Ниже представлена классификация инструментов торговой политики

Экспортная субсидия - это денежные трансферты государства производителям. Экспортный налог - это налог, которым облагается экспорт какого-либо товара. Тарифные барьеры могут быть либо специфическими, либо зависеть от стоимости.

Методы Инструменты торговой политики Регулирует преимущественно

Т арифные Таможенные пошлины Тарифные квоты Импорт Импорт

Нетарифные Количественные Квотирование Лицензирование Добровольные ограничения Экспорт Экспорт Импорт Импорт

Скрытые Г осударственные закупки Требования о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы Импорт Импорт Импорт Импорт

Финансовые Субсидии Кредитование Демпинг Экспорт Экспорт Экспорт

Импортная квота - это ограничение на количество какого-либо товара, которое может импортироваться. Ограничение реализуется путем выдачи лицензии на импорт. Если лицензия выдается правительством страны-экспортера, квота становится добровольным экспортным ограничением.

Технические препятствия для торговли - это барьеры, которые ограничивают торговые потоки неформальным путём. К примеру, правительства могут изменить обычные стандарты по безвредности для здоровья и безопасности или таможенные процедуры таким образом, чтобы заставить иностранных экспортёров нести дополнительные издержки, тем самым ограничивая импорт.

Политико-экономический подход позволяет дать объяснение парадоксальным на первый взгляд феноменам, связанным с отклонением от политики свободной торговли и неэффективным выбором инструментов регулирования внешнеторговых потоков. Группы давления заинтересованы в осуществлении перераспределительной политики, благодаря которой они могут получать выгоду за счёт остальных экономических субъектов.

В течение 2001-2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации. Общие выводы независимых экспертов показывают, что присоедине-

ние России к ВТО не вызовет ни в одном из секторов экономики системных проблем. Создание четких международно-правовых рамок для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли будет содействовать развитию торговли и инвестиций [7].

Влияние характера кризиса на динамику международной торговли и состояние платежного баланса

Важным вопросом в условиях кризиса является необходимость предотвратить сокращение международной торговли. Кроме того, каждая страна вынуждена поддерживать свою экономику теми инструментами, которые имеются у нее в распоряжении. Хорошей иллюстрацией этого тезиса является опыт стран ЕС по поддержке своих банковских систем: одни страны существенно увеличили объем покрытия банковских депозитов, в то время как другие страны ЕС оставили условия для вкладчиков своих банков без изменений [5, с. 22-23]. В целом сокращение международной торговли в 2009 году прогнозируется на уровне 2 %. Продолжение экономического кризиса в мире сделает угрозу дальнейшего сжатия торговых операций вполне реальной [6].

Мировой опыт показывает, что развитие или сжатие международной торговли является важным определяющим условием для развития международной интеграции на финансовом уровне. В ответ на бегство капиталов, дестабилизацию валютных рынков многие страны, скорее всего, введут ограничения на движение капитала. Сокращение оборотов внешней торговли будет означать растущую вероятность того, что многие страны попытаются ограничивать движение по капитальному счету.

Безусловно, сворачивание международной торговли и ограничения на движение капиталов - это сценарий, который реализуется в том случае, если центральным банкам не удастся предотвратить дефляционный сценарий. Все усилия экономической политики США на данный момент направлены на то, чтобы сохранить инфляционные тренды. Если это удастся, то курс доллара опять начнет снижаться, цены на сырье расти, а капиталы опять развернутся в сторону стран развивающихся рынков.

Особый статус доллара в мировой экономике не создает для американских домохозяйств и фирм альтернативных инструментов

для хеджирования валютных рисков, поэтому бюджетно-денежная экспансия в США не привела в текущем периоде к ускорению обращения денег.

Реакция на финансовую экспансию в большинстве развивающихся стран, и особенно в России, может обернуться бегством от национальной валюты, ростом скорости обращения денег и инфляцией, а на фоне мировой рецессии из-за большой зависимости от импорта всё это будет неизбежно означать стагфляцию.

В экономической литературе уделяется большое внимание оценке современного кризиса. Одни рассматривают его как финансовый, называя звеном в цепочке кризисов [3, с. 9], другие приводят доказательства структурного и инновационного характера данного кризиса [5, с. 3-6]. При этом все сходятся в одном, что начался кризис в США ещё в 2007 году.

В этот период в России продолжался процесс дополнительной монетизации экономики, что в условиях открытой внешнему рынку экономики, системы финансовых потоков влекло за собой новые риски [2, с. 9]. Поэтому 2008 год стал драматичным не только для финансового сектора отечественной экономики, но и для реального.

Пик напряжения на банковских рынках начался в 2008 году, поэтому главным вопросом в текущем году будет изменение бюджетной политики на мировом уровне. Негативные новости по поводу состояния реального сектора экономики во многих странах поступили уже в прошедшем году. То одним, то другим отраслям будет требоваться государственная поддержка, уже растёт социальная стоимость кризиса. Замедление темпов роста приведет к сокращению доходной базы бюджетов. В этих условиях становится очевидно, что в ближайшие годы и развитые страны, и страны развивающихся рынков будут демонстрировать существенное увеличение бюджетных дефицитов.

Кризис первоначально распространился на европейские страны, поскольку уровень финансаризации экономики этих стран значителен, при этом сохранялись высокие темпы роста в Китае, Индии и России. В моду вошла теория декаплинга, в соответствии с которой развивающиеся рынки должны выступить «мотором», который остановит кризис и выведет страны из начавшейся рецессии [5, с. 4]. Однако в августе - сентябре 2008 года кризис из финансового перерос в экономический и глобальный, охватив развитые и развивающиеся страны.

Отсутствие в национальной экономике институциональной среды, создающей условия для экономического роста, наличие дешевых денег ввиду снижения процентных ставок на Западе и рост цен на товары российского экспорта порождали эйфорию и значительный рост внешней задолженности частных заёмщиков. Пессимистические прогнозы никто не хотел воспринимать всерьёз на разных уровнях.

Реализовался самый жесткий сценарий: одновременно исчезли два главных источника роста российской экономики - упали цены на основные продукты российского экспорта и исчезли дешевые финансовые ресурсы на мировом рынке.

Кризис был прогнозируемым, его быстрое перетекание в реальный сектор экономики было неизбежно. Следовало учитывать, что формирование цен на нефть в современной экономике не зависит от действий её производителей и слабо реагирует на усилия членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Цена формируется на финансовых рынках и в головах финансовых брокеров, торгующих связанными с поставками нефти вторичными финансовыми инструментами, практически не имеющими отношения к реальному движению этого товара. В начале XXI века существенно усилилась роль виртуальных факторов в формировании важнейших хозяйственных пропорций. В. Мау утверждает, что формирование важнейших экономических индикаторов на рынках производных финансовых инструментов не может быть очень долгим, так как реальный дефицит или избыток материальных ценностей рано или поздно даст о себе знать [5, с. 7].

До недавнего времени считалось, что счет текущих операций России будет сбалансированным при 60 долларах за баррель, затем при 50 долларах, однако падение цены до 40 долларов за баррель значительно ухудшило ситуацию и ещё раз говорит о необходимости диверсификации отечественного экспорта. Конфликт с Украиной, вызвавший срыв поставок газа в Европу, формирование претензий окажет влияние на сбалансированность счёта текущих операций.

Что касается счета движения капитала, то и с этой точки зрения не все безнадежно. На данный момент рынки ориентируются на огромные платежи по внешнему долгу в размере 100-120 млрд долларов в 2009 году. Тем не менее эта сумма может оказаться существенно меньше. Во-первых, около трети российского корпоративного внешнего долга приходится на кредиты со стороны аффилированных

компаний и финансовых структур, которые, по всей видимости, смогут пролонгировать ранее выданные кредиты. Во-вторых возможен досрочный выкуп долговых инструментов с рынка. Скорее всего, общий объем платежей по внешнему долгу в 2009 году составит около 40-50 млрд долларов. Россия получила возможность привлечь дополнительные займы от Китая в размере 25 млрд долларов нефтяным компаниям, поэтому счет движения капитала может оказаться в следующем году сбалансированным [6].

Самая большая неопределенность связана с реакцией российских капиталов. Внутренняя утечка капитала, то есть, проще говоря, долларизация, является, пожалуй, самым важным фактором давления на рубль. За последние три месяца 2008 года, по оценкам, из рублей в валюту было переведено около 55 млрд долларов, из которых 15 млрд долларов составляло бегство из рубля населения, а оставшиеся 40 млрд долларов - бегство корпоративного капитала. Политика постепенного ослабления валютного курса, которую практикует ЦБ РФ, к сожалению, формирует устойчивое предпочтение иностранной валюте [3, с. 21]. Тем не менее, если курс доллара на мировом рынке начнет понижаться, отток российского капитала замедлится, и это также окажет стабилизирующее воздействие на валютный курс.

Утрата экономической и политической элитой (не случайно Б. Клинтон признал, что механизм кризиса начал работать в период его администрации) контроля за движением финансовых инструментов в условиях инновационного финансового бума повлияла на виртуализацию экономики. Финансовое предпринимательство стало основной сферой бизнес-элиты, критерием оценки бизнеса стала его капитализация, но данный вид предпринимательства всегда трактовался как экономическая игра.

Природа и механизмы великих потрясений всегда загадочны и до конца непостижимы. Ведущие экономисты и политики пытаются выразить своё отношение к современному кризису, определить его характер, ряд из них выдвигают позитивные суждения, вводя свои аргументы, другие занимаются нормативной экономикой, определяя ориентиры и инструменты экономической политики, что сделать значительно сложней.

Наибольший интерес вызывает трактовка В.Мау. Речь идет о раз-нонаправленности действия трёх факторов, которые следует учесть в борьбе с кризисом:

- во-первых, специфические проблемы американской экономики;

- во-вторых, системные, фундаментальные проблемы современного экономического развития;

- в-третьих, специфические российские обстоятельства [5, с. 7-12].

Формирование российских товарных потоков

Российские товарные потоки претерпели резкую переориентацию в период падения советского режима и с началом нового тысячелетия. Это изменение произошло в результате изменения относительных цен, которые были совершенно искажены при плановой экономике, а также из-за падения рынка стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1990 году основным советским экспортным товаром была продукция машиностроения и металлургии, которая составляла около 30 % всего экспорта. Доля сырьевых товаров, таких как нефть, была гораздо ниже - 13 %. Однако значение топливного экспорта было скрыто за искусственно низкими ценами. После того как цены выровнялись, стоимость углеводородного сырья существенно увеличилась. Значительное влияние на увеличение доли энергоносителей в российском экспорте до 55 % в 2002 году и 65 % в 2007 году оказали неконкурентоспособность отечественной машино-технической продукции на западных рынках, экономический развал в странах СНГ, интеграция стран Центральной и Восточной Европы с ЕС. Сегодня российский экспорт машин и оборудования составляет менее 6 % от общего дохода от экспорта. Сильная зависимость России от сырьевого экспорта создает ограниченную добавленную стоимость и делает торговый баланс страны уязвимым перед неустойчивостью мировых цен, а в конечном счете порождает кризисную ситуацию для всей национальной экономики. Следует учесть, что значительно возросла зависимость внутреннего рынка от импорта, большую долю которого составляют продукты обрабатывающей промышленности, особенно промежуточные и комплектующие. В 2007 году 51 % общего импорта составили машины и оборудование [1].

Г еографическое смещение торговых потоков было столь же радикальным в период либерализации экономики. В 1990 году 70 % всей вывозимой с территории РСФСР продукции направлялось в другие советские республики и в этом же регионе осуществлялось 47 % закупок. Торговля с Западом была ограничена, и иногда в основе её был бартерный обмен сырья на промышленные товары. К 2002 году на долю стран СНГ приходилось всего 14,7 % экспорта и 22,2 % импорта. В настоящее время Европейский союз, включая присоединившиеся страны, является крупнейшим торговым партнером, на долю которого приходится 55,8 % экспорта и 49,2 % импорта. Сокращение торговли со странами СНГ произошло из-за снижения спроса на этих рынках и распада рублевой зоны на несколько зон с неконвертируемой валютой.

Европейские соглашения, создающие области свободной торговли со странами Центральной и Восточной Европы, позволили им стать конкурентоспособными экспортерами продукции легкой промышленности и подключиться к процессу переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой. Российскому экспорту, в частности экспорту металлургической продукции, часто мешало применение торговых барьеров на Западе, в частности использование антидемпинговых мер. Только в 1995 году Россия и Евросоюз подписали двухстороннее соглашение о сотрудничестве, по которому ЕС обязался улучшить доступ на рынок российских товаров. Однако лишь в 2002 году ЕС и США признали существование в России рыночной экономики, что сделало применение антидемпинговых мер более трудным.

В отличие от европейских стран с переходной экономикой России до сих пор не удалось войти на мировой рынок продукции легкой промышленности с высокой добавленной стоимостью, что порождено более низким уровнем дохода на душу населения, чем в этих странах.

По результатам исследования Института экономики переходного периода, около трети российских предприятий не сталкиваются с импортом вообще. Максимум предприятий, на равных конкурирующих с импортом, в пищевой промышленности (87 % из тех, кому приходится конкурировать), металлургии (64 %) и машиностроении (52 %). Более качественный импорт преобладает на рынках химии

и нефтехимии (57 %), лесообрабатывающей отрасли (48 %) и машиностроении (42 %). Собственную продукцию чаще всего считают более высокой по качеству представители стройиндустрии (19 %), а реже -машиностроители (5 %) [7].

Отраслевое и географическое распределение российской торговли является отражением свойств её экономической структуры, формируемой скорее на основе экономического планирования, нежели на основе рыночной экономики. Если сравнить структуру российской экономики со средней структурой рыночных экономик с аналогичным уровнем развития (эталон), то можно обнаружить, что доля занятых в промышленности (включая добывающие отрасли) намного превышает эталон. Это отражает перекос в сторону индустриализации в Советском Союзе, несмотря на то, что в переходный период доля занятых в промышленности сократилась с 42 до 30 %. Широкое использование трансфертных цен не позволяет эффективно распределять добавленную стоимость между различными видами деятельности в России.

На долю занятых в сфере рыночных услуг сегодня приходится 27 % от общей занятости. За период реформ возросло число занятых (до 30 %) в сфере нерыночных услуг: правительство, здравоохранение, жильё, что вызвано запоздалостью и неэффективностью процесса монетизации льгот.

Кризис подтолкнул процесс экономической интеграции ряда стран СНГ, вошедших в Евразийское сообщество.

Корректировка промышленной политики как условие повышения конкурентоспособности

Чтобы Россия могла укрепить свою конкурентную позицию как страна с открытой рыночной экономикой, необходима существенная корректировка структуры экономической деятельности [9, с. 159-160].

Формирование промышленной политики, способствующей конкурентоспособности в условиях глобальной экономики стало для России одним из самых сложных решений. По уровню транснационализации бизнеса отечественные крупнейшие компании значительно отстают от зарубежных, поэтому влияние государства на экономику в России может быть более значительным.

Основной принцип формирования новой промышленной структуры, определенный Всемирным банком таков: правительство в обязательном порядке должно обеспечить стабильные макроэкономические условия, благоприятные для ведения бизнеса, ясные, прозрачные и нейтральные нормативные положения и нейтральные стимулы для всех фирм и отраслей [9, с. 161].

Длительное время в российской промышленной политике этот принцип был приоритетным, но он привел к ослаблению национальной экономики из-за сырьевой ориентации в условиях длительного роста цен на мировом рынке на сырьевые ресурсы. Реализация этого принципа оказалась невозможной для российской экономики ввиду высокой степени монополизации промышленного производства и сохранения его дефицитного характера.

Политика приоритетных отраслей для такой обширной экономики, как российская, была наиболее значима. Кризис заставил обсуждать формы помощи «системообразующим» предприятиям для предотвращения социально-политической дестабилизации. Но возникают проблемы определения критериев отнесения предприятий к данной категории. Очень много проблем с градообразующими предприятиями.

С опозданием начался так называемый процесс «чеболизации экономики», приведший накануне кризиса к созданию корпораций, для обеспечения конкурентных преимуществ в производстве судостроения и авиационной промышленности. Процесс чеболизации трактуют как «приватизацию прибылей и национализацию убытков», что, несомненно, ведет к бюджетной экспансии.

Зависимость России от динамики наиболее развитых стран мира привела к неоптимальным структурным сдвигам в реальном секторе экономике, низкому уровню её диверсификации, росту валютных рисков. Ключевым направлением экономической политики должно стать формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса, что неизбежно должно учитываться во внешнеторговой политике государства.

Выбор экономической политики на 2009 год напрямую зависит от того, насколько правильный диагноз будет поставлен российской экономике. Совершенно очевидно, что в последние годы ощущался недостаточно высокий инвестиционный рост и слишком быстрый рост потребления. Нехватка свободных мощностей в экономике означает, что постепенная девальвация курса национальной валюты не

даст существенных преимуществ внутренним производителям, которым требуются «длинные деньги» для инвестиций в наращивание мощностей [3, с. 20].

Переход к реальным положительным процентным ставкам мог бы помочь сформировать внутренний финансовый ресурс, но такая модель роста будет успешной только в условиях сокращения государственного присутствия в экономике. Таким образом, основным приоритетом ближайших лет является выход на траекторию инвестиционного роста, отражающего новые возможности частного сектора и опирающегося на внутренние частные сбережения. Этот диагноз означает, что расходование государственных средств должно идти медленными темпами, а темп роста потребления должен замедлиться до тех пор, пока не будет оправдан ростом производительности труда.

С.М. Дробышевский выделил четыре сферы воздействия антикризисной политики властей: спасение банковской системы; меры денежно-кредитной политики; поддержка реального сектора; поддержка населения [5, с. 22-23]. Все они окажут непосредственное воздействие на внешнеторговую политику России, в которой приоритет будет отдан политико-экономическому подходу, имеющему эндогенный характер выработки решений в сфере регулирования торговли, ввиду нестабильности мировых финансовых институтов.

Мир, по мнению В. Мау, может столкнуться с двумя параллельно разворачивающимися моделями кризиса, требующими противоположных подходов. Борьба с дефляцией в западном мире будет выталкивать инфляцию во внешний для него мир, в развивающиеся экономики. А они, копируя рецепты борьбы с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции [5, с. 20].

Консолидация реального сектора может привести к росту государственного участия в экономике, а существенный объем государственных вливаний ускорит инфляцию и не позволит сформировать частные сбережения. В этих условиях сценарий ослабления национальной валюты со временем станет вновь неизбежным под давлением утечки капитала.

Последние восемь лет быстрого экономического роста в России, но роста «без развития», как утверждали некоторые экономисты, вскружили головы многим бизнесменам да и государственным деятелям. Поэтому не будет преувеличением сказать, что 2009 год станет

годом отрезвления, стабилизации в экономике эксперты ожидают только в конце года [8].

Руководители многих стран в последнее время выражают озабоченность возрастанием тенденций торгового протекционизма, особенно после одобрения 11 февраля «Плана Обамы» по стимулированию национальной экономики, предусматривающего выделение 789 млрд долларов. Возможность «торговой войны» ставит под угрозу глобальную торговлю.

Протекционизм - это экономическая политика государства, направленная на поощрение собственных товаропроизводитетелей, это защита внутреннего рынка страны от внешней конкуренции. Следует учитывать противоречивое влияние данной внешнеторговой политики. В краткосрочной перспективе умеренный протекционизм полезен для освоения и развития отечественного производства, но отсутствие длительное внешней конкуренции лишает производителя стимула развивать продукт, а покупателя - свободного выбора из-за действия высоких таможенных пошлин.

В условиях глобализации и интернационализации внешнеэкономическая деятельность, несмотря на кризис, должна осуществляться в соответствии с принципами ВТО:

- режим наибольшего благоприятствования;

- режим недискриминации;

- национальный режим;

- преференциальность;

- тарифный режим;

- принцип последовательности тарифных уступок;

- принцип связанности;

- принцип «прозрачности» (транспарентности).

Библиографический список

1. Внешняя торговля товарами Российской Федерации [эл. ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru.

2. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России / М. Ершов // Вопросы экономики. - 2008. - № 12. - С. 4-26.

3. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию /А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 9-27.

4. Маневич В.Е. Внешние монетарные факторы макроэкономических процессов в России / В.Е. Маневич, Ю.В. Ерохин // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 3 (42). - С. 7-21.

5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / В. Мау // Вопросы экономики. - 2009. -№ 2. - С. 4-23.

6. Орлова Н. Российская экономика 2009: лечение голоданием / Н. Орлова // Банковское обозрение. - 2009. - № 1.

7. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО [эл. ресурс]. - Режим доступа: http: //www.wto.ru.

8. Спад в российской промышленности продлится до апреля / 16.02.2009. РИА Новости [эл. ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rian.ru.

9. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: рук. / под ред. Дэвида Г. Тара. - М.: Весь мир, 2006. - 588 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.