Научная статья на тему 'Валерий Язев: «Необходима модернизация газохимических комплексов»'

Валерий Язев: «Необходима модернизация газохимических комплексов» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерий Язев: «Необходима модернизация газохимических комплексов»»

Ж ИНТЕРВЬЮ

БИОГРАФИЯ

Валерий Язев родился 29 октября 1949 г. в пос. Волим Пермской области. Окончил Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова, инженер-физик. Доктор экономических наук. Был председателем совета директоров ОАО «Корпорация «Ява». Избирался депутатом Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, депутатом Государственной думы второго, третьего, четвертого созывов. Перед избранием в Государственную думу пятого созыва был председателем Комитета по энергетике, транспорту и связи. Член президиума Генерального ^вета Всероссийской политической партии «Единая Россия» координатор межрегионального координационого совета партии по Уральскому федеральному округу. В Государственной думе пятого созыва избран заместителем председателя Государственной думы. Награжден орденом Почета, медалью «В память 850-летия Москвы», церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени. Президент Российского газового общества. Действительный член Общественной академии технологических наук Российской Федерации.

22 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Ж

Валерий Язев:

«Необходима модернизация газохимических комплексов»

Проделав нужные расчеты и нарисовав с десяток графиков, аналитики пришли к выводу: второй волны кризиса никак не миновать. Правда, те же самые расчеты свидетельствуют и об обратном: дно достигнуто, и худшее уже позади. Кажется, что это было вчера, но факт остается фактом — уже прошел почти год с тех пор, как до динамично развивающейся российской экономики добрались зубы глобального мирового финансового кризиса. Финансовый кризис в России переродился в промышленный кризис (падение производства на 17% за первое полугодие 2оо9 года). Есть ли выход, выживет ли такая отрасль экономики, как газохимия, об этом мы беседовали с заместителем председателя Государственной думы, президентом Российского газового общества Валерием Афонасьевичем Язевым.

— Валерий Афонасьевич, как вы считаете, в нынешней ситуации, есть ли перспективы развития газохимических производств в России?

— Энергетической стратегией России на период до 2020 г. намечено широкое развитие газохимических производств. Факторами такого роста будут диктуемый жизнью поворот от экспорта сырья к экспорту высокотехнологичной продукции газохимии, потребности российской экономики: развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, интенсификация сельского хозяйства, а также повышение уровня и качества жизни населения.

Если говорить о целях развития газохимии в России, их несколько. Прежде всего, это увеличение объемов производства газохимической продукции в 2-3 раза, резкое расширение спектра конечных продуктов и качества продукции нефтехимического производства. Для этого необходима модернизация существующих газохимических комплексов в европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, а также создание новых мощных газохимических кластеров на базе переработки попутного нефтяного и свободного конденсатного газа в Республике Татарстан, Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия).

Следующее важнее направление — строительство новых экспортноориентированных совмещенных газохимических заводов на терминалах магистральных газопроводов и нефтепроводов в ' "

приграничных и приморских ^ центрах. Они должны обеспечить производство высококачественных продуктов, в частности ПОЛИ- ~ меров, пластмасс; синтетических каучуков и др. Потребность газохимической промыш-

V

ленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2015 г. возрастет против уровня 2007 г. в 2-2,5 раза.

— Какими конкурентными преимуществами обладает Россия в газохимическом бизнесе на базе метана и легкого углеводородного сырья? Каковы основные проблемы отрасли?

— Основные конкурентные преимущества России в газохимическом бизнесе — наиболее крупные в мире запасы газа. Россия располагает огром-

Основные конкурентные преимущества России в газохимическом бизнесе — наиболее крупные в мире запасы газа. Россия располагает огромными запасами метана, этана, пропана, бутана — важнейших и высокоэффективных видов сырья для газохимии в составе природного, попутного нефтяного и свободного газа газоконденсатных месторождений

ными запасами метана, этана, пропана, бутана — важнейших и высокоэффективных видов сырья для газохимии в составе природного, попутного нефтяного и свободного газа газоконденсатных месторождений. По данным ВНИИ-ГАЗа, в России насчитывается 135 ' этансодержащих месторожде-‘ ний с запасами, составляющи-№ ми более 35% всех запасов «голубого топлива». К нашим плюсам относится также развитая научная и инженерная база, позволяющая опираться на собственные технологии.

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 23

Ж ИНТЕРВЬЮ

При этом надо понимать, что минусов, проблем, отбрасывающих отечественную газохимию назад, очень много. Во многом это связано с недостатком инвестиционных ресурсов. В развитии газохимии многие годы просто не видели объекта первоочередных инвестиций, продавать нефть и газ было намного выгоднее.

Следующая проблема — высокая энергоемкость наших газохимических производств. Низкие цены на газ в течение многих лет позволяли увеличивать объемы химической продукции, не вкладываясь ни в модернизацию производств, ни в энергосберегающие технологии. Стоило ценам вырасти, объемы производства стали снижаться и параллельно — падать рентабельность. Добавим к этому еще одну проблему — изношенность основных фондов. Следующая

V)

Низкие цены на газ в течение многих лет позволяли увеличивать объемы химической продукции, не вкладываясь ни в модернизацию производств, ни в энергосберегающие технологии. Стоило ценам вырасти, объемы производства стали снижаться и параллельно — падать рентабельность. Добавим к этому еще одну проблему — изношенность основных фондов

проблема — недобросовестная конкуренция производителей из развитых стран. Список можно продолжить.

В результате сегодня Россия, крупнейшая газодобывающая страна, по объемам производства продукции газохимии уступает многим странам, импортирующим природный газ, причем из России же. Ситуация эта должна быть изменена. Способы изменения описаны в Энергетической стратегии, мы уже говорили об этом выше.

— Какие инновации могут повлиять на развитие газохимического бизнеса в ближайшем будущем и в перспективе?

— Перечислю лишь некоторые возможные инновации:

— создание и реализация новейших отечественных технологий конверсии природного и попутного газа в сырье для производства широкой гаммы полимеров и каучуков;

— создание и реализация энергохимических кластеров, включающих высокоэффективные модульные ядерные энергетические установки и газохимические комплексы с широким ассортиментом производимой продукции;

— переход транспортных средств на новые виды топлива — водород, диметиловый эфир, синтетические топлива.

— По объему сжигания попутного нефтяного газа Россия прочно заняла первое место среди нефтедобывающих стран мира. Сегодня предпринимается много усилий, направленных на решение этой проблемы. Но готовы ли

24 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Ж

компании в условиях кризиса инвестировать в проекты, связанные с ПНГ?

— Кризис нанес удар по всем отраслям экономики и видам деятельности в России. Не осталась в стороне от его воздействия и нефтегазовая отрасль. В таких условиях любая компания распределяет имеющиеся в ее распоряжении ресурсы в соответствии с важностью задач, которые необ-

Для решения проблемы эффективного использования нефтяного попутного газа разработан и внесен в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа», одним из соавторов

которого я являюсь

ходимо решать. До последнего времени проблема эффективной утилизации ПНГ стояла у нефтегазовых компаний не на первом месте, что объяснялось недостаточной четкостью и жесткостью требований по использованию ПНГ, а также недостаточной эффективностью предлагавшихся государством соответствующих стимулов.

В настоящее время ситуация в части требований и стимулов в отношении компаний меняется в лучшую сторону. В первую очередь следует отметить в этой связи постановление Правительства РФ от 08.01.2009 г. «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», в котором установлен целевой показатель сжигания ПНГ в размере не более 5% от объема его добычи, порядок расчета с 1 января 2012 г. выплат за выбросы вредных веществ, образующихся при сжигании ПНГ.

Кроме того, в Госдуме в настоящее время ведется комплексная работа, нацеленная на снижение уровня сжигания попутного газа в факелах. Все это в совокупности должно подталкивать компании к утилизации ПНГ даже в кризисное время, а уж тем более по его завершении.

— Валерий Афонасьевич, а как вы считаете постановление правительства в котором повышение платы за сверхлимитное сжигание ПНГ вводится уже с 1 января 2012 г., выполнимо?

— Если отвечать буквально на заданный вопрос, то можно сказать, что данное постановление принято и выполнять его придется. Тем более что все мы знаем, как умеет председатель российского правительства жестко спрашивать с нарушителей существующего порядка, в том числе и экономического, невзирая на должности и общественное положение. Если ли же смотреть шире и рассматривать достижение основной цели — снижения объемов сжигания попутного газа в факелах, то, думается, и здесь заметный результат будет достигнут. Если немного отвлечься, посмотрите, к примеру, насколько улучшилось поведение водителей на пешеходных переходах, стоило только

ужесточить наказание за непропускание пешеходов. Думаю, в общих чертах то же самое произойдет и в отношении использования ПНГ в случае проведения последовательной и систематической работы в этом вопросе.

— Как заместитель председателя Государственной думы, президент Российского газового общества, какие вы видите законодательные меры для решения проблемы ПНГ?

— Для решения проблемы эффективного использования нефтяного попутного газа разработан и внесен в Государственную думу проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа», одним из соавторов которого я являюсь.

Предлагаемый законопроект содержит ряд норм организационного характера, которые позволят навести порядок в деле утилизации и переработки ПНГ, подтолкнут компании к принятию правильных решений.

Поправки, определяющие, что же такое «нефтяной (попутный) газ» и «эффективное использование нефтяного (попутного) газа» предлагается внести в Закон «О газоснабжении в Российской

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 25

Ж ИНТЕРВЬЮ

Федерации». Поправки в Закон «О недрах» определят порядок установления уровня эффективного использования нефтяного (попутного) газа. Стратегическая задача здесь — достижение уровня эффективного использования НПГ в размере 95% от его общего объема. Одна из приоритетных задач, решаемых законопроектом, — создание экономически выгодных условий для тех, кто будет эффективно использовать НПГ.

Ряд поправок, предлагаемых к внесению в Законы «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», призваны усилить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономических процессах, связанных с эффективным использованием нефтяного (попутного) газа

С этой целью в Законе «О газоснабжении в Российской Федерации» прямо предусматривается преимущественное право поставщиков и покупателей отбензиненного сухого газа, полученного при переработке нефтяного (попутного) газа, на заключение договоров на его транспортировку.

В Закон «О таможенном тарифе» предлагаются изменения, освобождающие от таможенных пошлин ввозимое технологическое оборудование, позволяющее осуществлять эффективное использование нефтяного (попутного) газа.

Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривают возможность применения специального коэффициента при расчете амортизации для целей

налогообложения налогом на прибыль в отношении оборудования, применяемого для эффективного использования нефтяного (попутного) газа, а также предусматривают предоставление льготы по налогу на имущество в отношении такого оборудования. При обеспечении уровня эффективного использования нефтяного (попутного) газа плательщики НДПИ смогут использовать специальный понижающий коэффициент для расчета суммы налога при добыче нефти.

Ряд поправок, предлагаемых к внесению в Законы «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», призваны усилить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономических процессах, связанных с эффективным использованием нефтяного (попутного) газа.

При этом важно отметить, что мы планируем меры не только поощрительного, но и ограничительного, и даже запретительного характера. Например, ответственность за выброс в воздух вредных веществ без специального разрешения либо нарушение условий этого разрешения, сопряжен-ны с несоблюдением уровня эффективного использования ПНГ.

Надеюсь, с принятием и реализацией этого закона нам удастся наконец снизить вред, причиняемый окружающей среде сжиганием и выбросом ПНГ в атмосферу, улучшив таким образом экологические условия проживания населения нефтегазодобывающих регионов. Необходимость вовлечения в экономический оборот больших объемов нефтяного (попутного) газа позволит создать новые рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты, повысить экономическую активность субъектов малого и среднего предпринимательства, дать дополнительный

26 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Ж

импульс к развитию соответствующих секторов нефтехимической промышленности.

Решение задачи по рациональному использованию НПГ имеет и определенное политическое значение. Оно позволит государству заявить о своей способности эффективно решать проблемы, существовавшие на протяжении многих лет.

Крайне важным фактором при этом будет нахождение баланса между интересами общества и государства и участников рынка.

— Идея создания Евразийского энергетического форума, выдвинутая Российским газовым обществом, сейчас обсуждается в энергетических кругах России, Азии и Европы. Расскажите об этом подробнее. Как будет развиваться международное сотрудничество в этом направлении, в частности с Ираном?

— Когда мы высказываем неудовлетворенность состоянием энергетического регулирования, представленного Энергетической хартией, то чувствуем, что эту нашу озабоченность, наши аргументы в пользу развития мировых энергетических регулятивных отношений начинают все больше разделять и некоторые наши европейские и азиатские партнеры. В международном энергетическом диалоге все более важной становится роль общественной дипломатии. Гражданское общество всех стран волнует состояние энергетической безопасности, хотя бы потому, что эта безопасность напрямую отражается на температуре в домах зимой, огне в газовых плитах и просто на кошельке граждан.

Российское газовое общество, как общественная организация, выступило с инициативой создания Евразийского энергетического форума (ЕЭФ) — международной неправительственной организации по энергетическому сотрудниче ству, позволяющей услышать голос всего энергетического бизнеса Евразийского континента, сосредоточившего в себе основные мировые энергопотоки, без деления на Европу, Россию, СНГ и т.д. и объединяющей всю энергетическую цепь от производства, транзита до потребления энергии. Именно на площадке такого форума мы могли бы консолидировать позиции евразийского энергетического бизнеса и общественных объединений по острым вопросам обеспечения энергобезопасности, в том числе стабильности и бесперебойности поставок энергии, безопасности энерготранзита, принципов благоприятствования взаимных инвестиций, единых норм промышленной безопасности и охраны труда. К голосу ЕЭФ смогли бы прислушиваться политики и представители законодательной и исполнительной ветвей власти государств

Решение задачи по рациональному использованию ПНГ имеет и определенное политическое значение. Оно позволит государству заявить о своей способности эффективно решать проблемы, существовавшие на протяжении многих лет

V)

Евразии. Касаясь вашего вопроса по Ирану, хочу сказать, что Иран никто не стирает с евразийской энергетической карты — это тоже евразийская региональная энергетическая держава.

Прошедшая летом в Москве встреча представителей энергетических компаний Евразии, собравшая более 50 участников из 17 государств от Тихого до Атлантического океана, сформировала рабочую группу по подготовке 1-й Евразийской энергетической конференции, которая пройдет в Москве в начале декабря 2009 г. На этой конференции, как мы рассчитываем, евразийский энергетический бизнес и общественные организации смогут обсудить как вопросы обеспечения энергетической безопасности, так и проблемы взаимных инвестиций в энергетику, развития глобальных инфраструктурных проектов, экологии и охраны труда. На 1-й Евразийской энергетической конференции будет официально учрежден Евразийский энергетический форум как знак торжества идеологии сотрудничества и взаимной глобальной ответственности. РХ

— Большое спасибо, Валерий Афонасьевич, за содержательную беседу.

Беседовала Вера Олищук

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.