Научная статья на тему 'Александр соловьянов: «Как сбалансировать пряник и кнут?»'

Александр соловьянов: «Как сбалансировать пряник и кнут?» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр соловьянов: «Как сбалансировать пряник и кнут?»»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр Соловьянов,

профессор Российского института нефти и газа им. И.М. Губкина, доктор химических наук

Родился 17 июня 1944 г. в с. Васильково Борисово-Судского р-на Вологодской обл. В 1967 г. закончил Московский физико-технический институт по специальности «Химическая физика». Академик АЕН РФ, зам. председателя Госкомэкологии России, президент Венской конвенции, вице-президент Монреальского протокола, главный редактор журнала «Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе». Результаты научных исследований в области физической химии полимеров и органической химии, а также дальнейшей профессиональной деятельности представлены в 250 публикациях (в том числе 15 патентов), часть из которых посвящена вопросам охраны окружающей среды, обеспечению промышленной и экологической безопасности, охране труда, экономике природопользования, созданию систем управления и др. Заслуженный работник Минтопэнерго России, лауреат Национальной экологической премии 2004 г.

50 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ПОЗИЦИЯ

Александр Соловьянов:

«Как сбалансировать пряник и кнут?»

Вопрос об увеличении уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ) является стратегическим для России, поскольку ПНГ — существенный источник наполнения сырьевой базы газохимического комплекса страны, а также весьма важный фактор в локальной энергетике. До сих пор в России нет закона о попутном нефтяном газе. Регламентные нормы, определяющие порядок действий хозяйствующих субъектов с этим видом ресурса, разбросаны по разным законам, постановлениям, и общая картина непонятна. А ведь по оценкам специалистов, ежегодный объем сжигания попутного газа в мире составляет более 100 млрд м3, в том числе не менее 20 млрд м3 в России. Эта проблема может быть разрешена только комплексными совместными усилиями целого ряда министерств. В настоящее время эксперты Российского газового общества(РГО) завершают работу над целевой программой «Разработка концепции стратегии развития, переработки, использования ресурсов нефтяного попутного газа». На актуальные вопросы, связанные с проблемой утилизации ПНГ, нам ответил один из разработчиков этой стратегии доктор химических наук, профессор Российского института нефти и газа им. И.М. Губкина, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии А.А. Соловьянов.

— Александр Александрович, в феврале 2оо8 г. цены на ПНГ наконец-то были либерализованы. Как в результате этого меняется баланс интересов недропользователей и газопереработчиков?____

— Рыночные цены на ПНГ должны быть приблизительно в равной степени выгодны и его производителям, и его потребителям. Объясню почему: на себестоимость ПНГ значительно влияют условия его добычи и подготовки на промысле; кроме того, в зависимости от инфраструктуры производитель может нести значительные расходы при доставке ПНГ потребителю — все это теперь позволительно учесть в продажной цене. С другой стороны, стоимость переработки ПНГ, например в зависимости от его состава, также может быть разной. У переработчика могут возникать проблемы с доставкой полученных продуктов конечному потребителю, могут меняться и потребности в продуктах переработки и цены на них. Все это сейчас можно учесть в закупочных ценах. При этом при наличии нескольких поставщиков потребитель, в принципе, имеет возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант, аналогичные возможности имеет и производитель при наличии нескольких потребителей. Одновременно должно выигрывать и государство, поскольку конкуренция за потребителя является стимулом для внедрения нефтедобывающими компаниями

энергосберегающих технологий, снижающих себестоимость добычи углеводородов.

— Какие еще меры помимо либерализации рынка ПНГ могли бы способствовать улучшению окупаемости проектов по утилизации попутного газа?__________

— Считаю, что эти меры должны иметь стимулирующий экономический характер. Например, если все-таки будет введен налог на добычу ПНГ (сейчас он равен нулю), то его можно сделать минимальным для предприятий, реализующих проекты по использованию ПНГ. Можно снизить налог на прибыль или отложить его изъятие на какой-то

рыночные цены на попутный нефтяной газ должны быть приблизительно в равной степени выгодны и его производителям, и его потребителям

срок, чтобы частично компенсировать затраты добывающего или перерабатывающего предприятия на создание инфраструктуры или производств по использованию ПНГ. Можно снизить или вообще снять таможенные пошлины на оборудование, закупаемое для создания соответствующих производств. Можно на период строительства снизить ставки платежей для добывающих предприятий за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании газа на факелах. В целом таких мер может быть реализовано достаточно много, и их принятие зависит от решений Правительства Российской Федерации.

Кроме того, мне нравится идея финансового участия государства в строительстве инфраструктурных объектов, необходимых для транспортировки ПНГ или продуктов его первичной подготовки на предприятия, занимающиеся дальнейшим переделом или на энергогенерирующие предприятия. В последующем эти инфраструктурные объекты могут быть выкуплены компаниями, составляющими технологическую цепочку.

— Что может послужить мотивацией к развитию газохимии ПНГ (кроме ожидаемого роста цен на ПНГ)?

— Основные направления экономического стимулирования создания газохимических производств я уже обозначил ранее. К этому мож-

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 51

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«я считаю, что суровые санкции за сжигание пнг на факелах следует применять лишь к тем компаниям, которые откровенно не захотят заниматься утилизацией пнг»

но еще добавить, например, снижение таможенных пошлин на экспортируемую газохимическую продукцию, особенно если для ее производства использованы сложные наукоемкие технологии. Весьма эффективным может быть и экономическое стимулирование государством деятельности организаций, занимающихся разработкой и внедрением наукоемких газохимических технологий — низкопроцентное кредитование, выделение грантов, опять же льготный налоговый режим.

— Необходим ли особый налоговый режим для стимулирования развития мощностей по наиболее глубокой переработке ПНГ?____

— Я безусловный сторонник налоговых льгот предприятиям, развивающим отечественную газохимию, поскольку в дальнейшем наши производители газохимической продукции с лихвой вернут в казну то, что им дало государство.

— Какие технологии глубокой пе-

реработки ПНГ, на ваш взгляд, сегодня являются наиболее перспективными?_________________

— Лично я считаю наиболее перспективными и интересными технологические цепочки GTL (газ в жидкость). Здесь имеется широкий простор для создания и развития наукоемких технологий, особенно для разработки новых эффективных каталитических систем. Имея прекрасные каталитические школы в системе Российской академии наук, например в Институте катализа им. ГК. Борескова СО РАН, Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, можно выйти на получение широкой гаммы органических продуктов, которые востребованы и в России, и за рубежом.

— Внесены ли в проект Федераль-

ного закона «О комплексном использовании нефтяного попутного газа при добыче нефти» положения о признании ПНГ самостоятельным объектом налогового регулирования? Будет ли ПНГ внесен в бюджетную классификацию как самостоятельный ресурс?______

— Проекта Федерального закона «О комплексном использовании нефтяного попутного газа при до-

быче нефти» пока еще нет. Однако существует концепция закона, в целом одобренная Правлением РГО. При ее обсуждении вопрос о признании ПНГ самостоятельным объектом налогового регулирования, естественно, рассматривался. Общее мнение сводится к тому, что ввести налоговые платежи на добычу ПНГ без каких-либо компенсирующих льгот означает лишить нефтедобывающее предприятия стимула добывать ПНГ или наращивать добычу этого ценного углеводородного сырья. Поэтому в проекте закона должна быть целая система экономических механизмов, главной целью которых будет создание у нефтедобывающих предприятий стимулов для широкомасштабного использования ПНГ.

— Помогут ли более суровые санкции за сжигание ПНГ в решении проблем его утилизации? Не повлечет ли рост санкций ухудшение экономики инвестиционных

проектов по утилизации ПНГ?_

— Я считаю, что суровые санкции за сжигание ПНГ на факелах следует применять лишь к тем компаниям, которые откровенно не захотят заниматься утилизацией ПНГ, даже если государство создаст необходимые стимулирующие экономические механизмы. Вводить эти санк-

52 ГАЗОХИМИЯ I сентябрь-октябрь 2008 года

ПОЗИЦИЯ

ции на начальном этапе, ничего не предлагая взамен, означает только ухудшить жизнь компаний и толкать их на поиск различных путей ухода от «государева ока», в том числе нелегитимных.

— Как вы представляете использование принципа «кнута и пряника» для повышения объемов утилизации ПНГ, создания мощностей по его сбору с месторождений и транспортировке на ГПЗ?

— Самое главное в решении проблемы рационального использования ПНГ — это демонстрация государством на практике того, что оно действительно рассматривает полномасштабное использование ПНГ как одну из важнейших социальноэкономических задач, как одно из направлений повышения энергоэффективности российской экономики. На федеральном уровне должны быть приняты разнообразные меры, прежде всего экономические, направленные на поддержку предприятий, реализующих проекты по переработке и использованию ПНГ. Государство должно начать инвестировать бюджетные средства в эти проекты. Это условно можно назвать «пряником». С другой стороны, государство должно установить действенный контроль над всеми процессами, в которых присутствует ПНГ, прежде всего его добычи и сжигания. Отсутствие внимания к решению проблемы эффективного использования ПНГ должно караться различными способами — штрафами, приостановкой или прекращением действия лицензий на природопользование, лишением налоговых льгот и др. Это все условно можно назвать «кнутом». Но здесь важно так гра-

мотно сбалансировать «пряник» и «кнут», чтобы предприятие считало для себя единственно правильным и экономически рентабельным действием утилизацию ПНГ без его сжигания. Естественно, должен быть предусмотрен вариант, когда в конкретных условиях некоторого месторождения ПНГ экономически просто невыгодно утилизировать, и это не должно вызвать со стороны государства карательных мер. В общем, все это должен вобрать в себя и учесть упомянутый закон.

— Почему именно РГО проявляет такую большую активность в решении проблемы повышения уровня рационального использования ПНГ?_____________________

— РГО объединяет самые разнообразные организации и структуры, участвующие в добыче, переработке, транспортировке и использовании углеводородных газов, инвестиционные группы, производителей машиностроительной продукции для газовой и нефтяной промышленности. Все они прекрасно понимают, что ситуация, сложившаяся с ПНГ, нетерпима для такого государства, как Россия, и имеют собственное видение того, как эту ситуацию разрешить. В ходе встреч представителей этих структур и возникла идея инициировать выработку и реализацию наиболее эффективных мер по повышению уровня использования ПНГ. Для этой цели была создана рабочая группа, которая в ходе разностороннего анализа пришла к выводу о слабости российской нормативно-правовой базы, обеспечивающей решение проблемы, и необходимости разработки специального законодательного акта как документа, имеющего высшую регуляторную силу.

Беседовала Татьяна Шкерина

АНОНС: ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ

СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема полноценного использования такого ценного углеводородного сырья, каким является попутный нефтяной газ (ПНГ), до сих пор не получила эффективного решения в Российской Федерации, чему причиной являются многочисленные организационные, правовые, экономические и технические обстоятельства. В результате, даже по приблизительным оценкам, в России на факелах ежегодно сгорает не менее 20 млрд м3 ПНГ, экономический и экологический ущерб от чего составляет несколько сотен миллиардов рублей. В предлагаемой читателю монографии «Стратегия использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации» проведен разносторонний анализ положения дел с обращением с ПНГ в стране — его правовой статус и регулирующая обращение с ним нормативноправовая база; статистические данные по объемам добычи, использования и сжигания ПНГ на факелах в разрезе нефтегазодобывающих компаний и регионов; экономические и экологические последсг-вия сжигания ПНГ на факелах; технологии и оборудование, применяемые для учета ПНГ и использования его на промыслах; состояние и перспекги-вы использования ПНГ для производства газохимической продукции; экономика типовых проектов по использованию ПНГ в зависимости от условий его добычи, транспорта и переработки. Рассмотрены также экономические и административные механизмы, регулирующие эту проблему в крупнейших нефтегазодобывающих странах. На основании проведенного анализа сформулированы предложения, учитывающие интересы государства и предприятий, реализация которых должна привести к повышению уровня использования ПНГ в стране. Издатель ЗАО «Метапроцесс».

сентябрь-октябрь 2008 года I ГАЗОХИМИЯ 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.