МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
БИОГРАФИЯ
Родился 18 января 1941 года в г. Орджоникидзе (Владикавказ) Северо-Осетинской АССР. Окончил в 1965 г. Томский политехнический институт им. С.М. Кирова. Прошел путь от ученика электросварщика Специализированного управления монтажных работ треста «Таджикгидрострой» Минэнерго СССР на строительстве Муминобадского гидроузла до генерального директора Минусинского электротехнического комплекса (Красноярский край). С января 1991 г. работал в различных московских организациях в должности заместителя генерального директора. В 1997 г. назначен первым заместителем генерального директора ООО «Межрегионгаз» ОАО «Газпром», затем — директором программ — начальником Управления перспективного развития. С января 2000 по май 2004 г. — заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии РФ. Автор трех изобретений в области технологии машиностроения, защищенных авторскими свидетельствами.
46 ГАЗОХИМИЯ МАРТ-АПРЕЛЬ 2009
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU
ИНТЕРВЬЮ
Импульс для развития
инновационной
экономики
«Обеспечение глубокой переработки углеводородного сырья — главная задача развития нефтегазового комплекса», — так считает вице-президент Российского газового общества Жилин Олег Фёдорович, с которым мы беседовали на Первом международном газохимическом форуме.
— Олег Федорович, главной задачей Российского газового общества является содействие устойчивому развитию газовой отрасли РФ и повышению надежности газоснабжения российских потребителей. А уделяете ли вы внимание проблемам развития в нашей стране производства продукции газопереработки?
— Сегодня первичное сырье доминирует в структуре российского экспорта углеводородов. В глубокую переработку на газоперерабатывающих заводах вовлечено всего лишь около 7% объемов добытого природного газа. В течение последнего десятилетия за рубеж из России ежегодно вывозится более половины объема добываемой нефти, около 30% природного газа и другого углеводородного сырья. Сжигание в факелах неиспользованного нефтяного попутного газа ежегодно приводит к потере более 360 млрд руб. Сравнение с ведущими мировыми странами по объемам выпуска химической продукции явно не в нашу пользу.
Уменьшение объемов экспорта первичного сырья с эквивалентной заменой на экспорт продуктов его глубокой переработки может дать мощный импульс развитию отечественной инновационной экономики.
В случае увеличения глубины переработки, перевода газохимического комплекса на другую технологическую базу отрасль на тех же сырьевых ресурсах могла бы заработать в несколько раз больше. Однако в России за последние 20 лет, предприятий по переработке природного газа в товары повышенного спроса с высокой добавленной стоимостью практически не строилось.
— Какие на ваш взгляд основные факторы, сдерживающие развитие процессов глубокой переработки углеводородного сырья?
— Факторы известны:
■ отсутствие на государственном
уровне комплексного подхода к решению проблем эффективного использования углеводородного сырья;
■ несовершенство законодательной базы и отсутствие правового механизма, ориентирующего газоперерабатывающие компании на повышение глубины переработки углеводородного сырья и внедрение энергосберегающих технологий;
■ несовершенство действующих экономических механизмов, призванных стимулировать приток и использование инвестиций для
технической реконструкции материально-технической базы комплексной переработки углеводородного сырья на инновационной основе;
■ медленное формирование и развитие корпоративных вертикально-интегрированных структур, в наибольшей степени обеспечивающих концентрацию финансовых средств на создание мощностей по комплексному использованию углеводородного сырья.
Анализ Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г., утвержденной приказом Минпромэнерго России от 14 марта 2008 г. № 119, показывает, что она недостаточно увязана с планами переработки углеводородного сырья нефтегазовыми компаниями страны. В качестве углеводородного сырья для нужд российской химической промышленнос-
ти, как и прежде, закладываются продукты переработки нефти, в то время как переработка природного и нефтяного (попутного) газа практически не рассматривается.
Как крупнейший экспортер природного газа и одновременно один из крупнейших его потребителей, Россия более других стран заинтересована в быстром прогрессе в области газохимии. Сделав ставку на более глубокую и комплексную переработку природного газа, а также на увеличение в экспорте доли про-
дуктов его переработки, Россия может значительно расширить свою долю на гораздо более прибыльном по сравнению с рынком первичных энергоресурсов рынке дорогостоящих химических продуктов и экологически чистых моторных топлив. Именно в этой области Россия имеет наибольшие шансы уже в ближайшие годы выйти на рынок высоких технологий.
Стратегическую задачу развития глубокой переработки углеводородного сырья невозможно решить без модернизации действующих и строительства новых предприятий в местах, приближенных к добыче природных ресурсов. Для этого необходимо придать развитию газохимии статус приоритетного направления государственной промышленной политики, объединяющего в единую технологическую цепочку газодобывающие и газоперерабатывающие компании.
Уменьшение объемов экспорта первичного сырья с эквивалентной заменой на экспорт продуктов его глубокой переработки может дать мощный импульс развитию отечественной инновационной экономики
МАРТ-АПРЕЛЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 47
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
РИС. ОБЪЕМЫ ВЫПУСКА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА В 2006 ГОДУ, МЛРД ДОЛЛ.
США Китай Германия Франция Канада Россия
— Какую лепту внесло РГО в рамках своей деятельности по разработке федеральных законов содействия развития газопереработки?
— В рамках комплексного подхода в 2007-2008 гг. в РГО была реализована целевая программа «Разработка Концепции стратегии развития переработки и использования ресурсов нефтяного попутного газа в РФ», подготовлена и издана монография «Стратегия использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации», разработана Концепция проекта федерального закона, направленного на развитие комплексного использования нефтяного (попутного) газа при добыче нефти.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
В КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ЗАКОНОПРОЕКТА О НПГ
Итогом всей этой работы стала подготовка проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа».
Уже на начальном этапе разработки законопроекта по итогам экспертного обсуждения было принято решение отказаться от подготовки отдельного федерального закона, предметом которого являлись бы отношения в сфере эффективного
Сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, развитие в нашей стране переработки углеводородного сырья как никогда актуально, по меньшей мере, по нескольким причинам:
■ это поможет восполнить наметившееся в настоящее время снижение спроса на природный газ у нас в стране и в европейских странах — потребителях российского газа;
■ экспорт продукции высокого передела может принести гораздо большую валютную выручку по
«Развитие газоперерабатывающей отрасли — это создание новых рабочих мест, пополнение местных бюджетов, дополнительный вклад во внутренний валовый продукт страны»
□ Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»;
□ Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
□ Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
□ Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
□ Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
□ Налоговый кодекс Российской Федерации;
□ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
□ Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
□ Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
□ Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ «Об экспорте газа»;
□ Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
использования нефтяного (попутного) газа, и внести ряд отдельных поправок в уже действующие нормативные правовые акты, объединив эти поправки в проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа». Указанные поправки предполагают внесение изменений в 11 нормативноправовых актов.
Законопроект прошел несколько циклов экспертного обсуждения в Российском газовом обществе и 9 февраля текущего года был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ депутатами Государственной Думы Ю. А Липатовым, В. К. Марковым и В. А Язевым, а также членами Совета Федерации В. К. Гусевым, Н. И. Рыжковым и В. В. Соколовским.
сравнению с экспортом первичного углеводородного сырья;
■ развитие газоперерабатывающей отрасли — это создание новых рабочих мест, пополнение местных бюджетов, дополнительный вклад во внутренний валовый продукт страны.
В нынешней ситуации чрезвычайно важно не останавливать уже начатые инвестиционные программы. Их приостановка сегодня может привести к потерям уже потраченных средств и необходимости вложения гораздо больших средств в будущем. Понимая существующие финансово-экономические трудности многих компаний, тем не менее, нужно надеяться, что накопленный потенциал развития не будет растрачен впустую и российская газоперерабатывающая промышленность сумеет выйти на новый уровень. ГХ Материал подготовила Елена Володина
48 ГАЗОХИМИЯ МАРТ-АПРЕЛЬ 2009