Научная статья на тему 'ВАЛЕРИЙ ХАСАНОВ -ПРИРОДА ВПЕЧАТЛЕНИЙ'

ВАЛЕРИЙ ХАСАНОВ -ПРИРОДА ВПЕЧАТЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕРИЙ ХАСАНОВ / ЖИВОПИСЕЦ / ГРАФИК / ТАГИЛЬСКАЯ ШКОЛА / КАРТИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирных Лариса Леонидовна

Статья посвящена творчеству Валерия Хасанова, одного из ведущих художников Нижнего Тагила. Валерий Хасанов, родившийся в Узбекистане, всегда открыт к кардинальным творческим экспериментам. Он объединяет в своем творчестве национальные традиции и поиск современного языка искусства, находя в этом самовыражение своего внутреннего мира. Исследуются основы художественно-поэтического строя произведений Хасанова, определяемые прежде всего характером мироощущения автора, которое руководит общей направленностью его исканий, выражающихся в ярко проявленной эмоции. В фокусе внимания находится способность В. Хасанова подняться до субъективного восприятия окружающего мира, выразить личное чувство к обобщениям, к символу. Анализируется его цветовая мощь, служащая языком поэтики, делающая пространство каждого произведения примечательным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALERY KHASANOV - THE NATURE OF IMPRESSIONS

Tagil artist Valery Khasanov, who was born in Uzbekistan, is always open to radical creative experiments. He combines national traditions and the search for a modern language of art in his work, finding in it the self-expression of his inner world. The f oundations of the artistic and poetic structure of Khasanov's works are determined, first of all, by the nature of the author's worldview, which "guides" the general direction of his searches, expressed in a vividly manifested emotion. Khasanov rises to the subjective perception of the surrounding world, expressing a personal feeling for generalizations, for a symbol. Its color power, which serves as the "language" of poetics, makes the space of each work a remarkable phenomenon.

Текст научной работы на тему «ВАЛЕРИЙ ХАСАНОВ -ПРИРОДА ВПЕЧАТЛЕНИЙ»



В. Ю. Хасанов. Невод 2. Фрагмент. 1990. Холст, масло. 96x130

Собственность автора

Г

К Y; Khasanov. Seine 2. Fragment. 1990.

Canvas, oil. 96x130 Author's property

w

mm

'' ' ii .. I

DOI: 10.17516/2713-2714-0029 УДК 7.036

VALERY KHASANOV -

THE NATURE OF IMPRESSIONS

Larisa L. Smirnykh

Nizhny Tagil Museum of Fine Arts Nizhny Tagil, Russian Federation

Abstract: Tagil artist Valery Khasanov, who was born in Uzbekistan, is always open to radical creative experiments. He combines national traditions and the search for a modern language of art in his work, finding in it the self-expression of his inner world. The foundations of the artistic and poetic structure of Khasanov's works are determined, first of all, by the nature of the author's worldview, which "guides" the general direction of his searches, expressed in a vividly manifested emotion. Khasanov rises to the subjective perception of the surrounding world, expressing a personal feeling for generalizations, for a symbol. Its color power, which serves as the "language" of poetics, makes the space of each work a remarkable phenomenon.

Keywords: Valery Khasanov; painter; graphic artist; Tagil school; painting.

Citation: Smirnykh, L.L. (2022). Valery Khasanov - the nature of impressions. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, №2(11), p. 70-77.

ВАЛЕРИЙ XACAHOB -ПРИРОДА ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Статья посвящена творчеству Валерия Хасанова, одного из ведущих художников Нижнего Тагила. Валерий Хасанов, родившийся в Узбекистане, всегда открыт к кардинальным творческим экспериментам. Он объединяет в своем творчестве национальные традиции и поиск современного языка искусства, находя в этом самовыражение своего внутреннего мира. Исследуются основы художественно-поэтического строя произведений Хасанова, определяемые прежде всего характером мироощущения автора, которое руководит общей направленностью его исканий, выражающихся в ярко проявленной эмоции. В фокусе внимания находится способность В. Хасанова подняться до субъективного восприятия окружающего мира, выразить личное чувство к обобщениям, к символу. Анализируется его цветовая мощь, служащая языком поэтики, делающая пространство каждого произведения примечательным явлением.

Ключевые слова: Валерий Хасанов; живописец; график; тагильская школа; картина.

Л. Л. Смирных

Нижнетагильский музей изобразительных искусств Нижний Тагил, Российская Федерация

каждого человека с ранних лет подсознательно складывается представление о «своем» мире. Туда входят солнце и звез-

Валерий Хасанов в самом начале своего творческого пути, пожалуй, более инстинктивно, чем осознанно, дал выход глубинной, никогда не покидающей его внутреннюю память восточной культуре и ее практикам. В своих произведениях

ды, реки и моря, пейзажи родных и дальних мест

- всё, что окружает человека...

автор, как и многие узбекские мастера, сторонится социальной критики, так как внутри него живут «особенности национальной ментальности, питающейся тысячелетними религиозными и философскими традициями, "восточный романтизм" и восточный тип поэтичного и цельного миросозерцания» [2]. Но, тем не менее, автор, открытый к кардинальным творческим экспериментам, совсем не отрицает поиски современного языка искусства.

Основы художественно-поэтического строя произведений Хасанова определялись не только традициями, но, прежде всего, характером его собственного взгляда на творчество, когда автор, например, в экспрессионистической манере письма создает на холсте восточные орнаментальные мотивы. Именно мироощущение Хасанова руководит общей направленностью его исканий, выражающихся и в ярко проявленной эмоции, и в отношении к классическим образцам, и в новой трактовке мотивов.

Художественный образ произведений Хаса-нов строит на собственных впечатлениях, полученных от натуры, поднимаясь до субъективного восприятия окружающего и выражая личное чувство к обобщениям, к символу. Художник завоевывает зрителя собственной энергетикой, выразительностью чрезвычайно разнохарактерных вариаций. Его цветовая мощь, служа языком поэтики автора, делает пространство каждой созданной им работы весьма примечательным явлением.

Творчество Хасанова выстраивается в некий путь развития. Яркие зрительные образы художника связаны с детством, прошедшим в Узбекистане: высокое чистое небо, огромный двор, детские игры, ощущение счастья... Учеба в школе, а в 9-10 классах - раз в неделю обязательное обучение в учебно-производственном комбинате, где подростки получали азы первой профессии; там случилась встреча с педагогом Верой Васильевной Ханиной, которая определила весь смысл его дальнейшей жизни.

В 1980-е гг. в период учебы на художественно-графическом факультете Нижнетагильского пединститута у будущего художника появилась возможность изучения различных художественно-образных систем. Его интересовал весь диапазон стилей, способных передать целостное восприятие окружающего: от реализма до постмодернистских высказываний. Мир будущего художника соотносился не только с современными

тенденциями в искусстве, но и уходил в прошлое культур разных народов. Валерий Хасанов стремился к созданию модели, которая бы точно отражала его мироощущение и стиль мышления.

К 1988 году, к моменту окончания института, в творчестве начинающего живописца ярко проступили национальные истоки. Но, сохраняя узбекские традиции, художник с самого начала открывает в себе полную независимость, проявившуюся в живой современной трактовке формы и цвета, ритма и композиционной организации различных сюжетных мотивов, в том числе приемов искусства западноевропейского модернизма (Матисс, Сезанн, Пикассо и др.). Именно в такой совокупности нашла свое воплощение суть его самовыражения.

При первом знакомстве с творчеством Валерия Хасанова, в котором большую часть занима-

В. Ю. Хасанов. Картина для Йозефа Бойса-Н. Мангкол. Восток-Запад. 1998. Холст, фанера, ДВПУ масло, акрил, темпера, пигменты, песок, желатин. 228,5x121

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

V. Y. Khasanov. Painting for Joseph Beuys-ll. Mangkol. East-West. 1998. Canvas, plywood, fiberboard, oil, acrylic, tempera, pigments, sand, gelatin. 228,5x121 Nizhny Tagil Museum of Fine Arts

В. Ю. Хасанов. Бубен-3. 1995. Мешковина, масло, рельеф. 120x120

Собственность автора

V. Y. Khasanov. Drum-3. 1995. Burlap, oil, relief. 120x120

Author's property

ет живопись, многие его произведения воспринимаются как беспредметные композиции. Но беспредметных композиций в арсенале Хасанова нет. Его картины - о вечных истинах, о собственных переживаниях и впечатлениях. Точное жиз-неподобие для него не является обязательным: не повествовательный, а скорее ассоциативный характер имеют те параллели, которые возникают у зрителя при знакомстве с его работами, цветовое и пластическое решение которых подчинено ведущей образной идее. Так выстраивается модель мира Валерия Хасанова с безостановочным течением жизни, складывающаяся из «цвета натуры» и «цвета образа», одновременно утверждающая мгновенное и вечное.

Художник на протяжении всего времени практически каждую тему разворачивает в серию. Постигая суть и глубину изображаемых предметов или событий, он то акцентирует нюансы, то восходит до знака, то открывает нечто неожиданное. Развивая свою мысль формально, он корректирует цвет, фактуру, ритмы, композицию, но никогда не выходит за рамки задуманного образа.

С самого начала творческого пути автора не оставляют традиции восточного искусства, ярко проявляющиеся в особенностях его художественного высказывания. Находясь в границах генетической памяти, художник обращается к темам, которые не оставляют его никогда, сочетая при этом традиционные мотивы и некий космизм, придающий им значение архетипов и современно-вневременное звучание. Связь автора с этнической культурой проявляется на ассоциативном уровне.

Благодаря емким символам в работах живописца рождается медитативный настрой, состояние созерцательности.

Обращаясь к теме вееров, Хасанов запечатлевает некое пространство, в котором прошлое связано с настоящим и будущим, где ритм и цвет приобретают орнаментальную знаковость, состояние изменчивости неизменчивого. Автор никогда не цитирует буквально наследие национальной изобразительной классики, но, осмысляя традиционные национальные образы, он подает их в новой современной транскрипции. Именно в подобной связи надо отметить такую его выразительную особенность, как гиперболизацию предметов до огромных размеров, что нашло отражение в изображении традиционного узбекского веера из серии «Веер», выполненной автором в начале 2000-х гг.

Хасанов рассматривает веер не в прямом его назначении, а как произведение искусства, имеющее свою историю, философию, таящее много легенд, поверий. Отказываясь в композиции с изображением веера «Восточный» (2003) от стихотворных надписей, изящных изображений пейзажей, птиц, зверей, растений, автор то упивается яркостью восточного узорочья и насыщенной декоративностью цвета, то, уходя в монохромную гамму, наполняет экран полукруглой формы веера религиозными символами мусульман: купол мечети, само «тело» храма, яйцо в чаше, звезды... Перемежая узнаваемое с декоративным орнаментом в виде геометрических рисунков - зигзагообразной линией, кругами, многогранниками, в которых заложен магический смысл, - художник стремится отразить течение человеческой жизни.

В своем творчестве В. Хасанов постепенно отходит от строгой точности воссоздания натуры, главным для него становится передача собственных впечатлений, выступающих смыслом создаваемых им произведений, вместилищем рождающихся образов. Все предметы в его картинах легко узнаваемы, но автор не копирует натуру. Размышления приводят автора к определенной живописно-пластической концепции, выстраивающейся на основе ассоциативных параллелей.

Неслучайно в творчестве художника возникает триптих «Пиалы» (1990), ставший предметом образного воплощения и несущий сакральный смысл. В трехчастной композиции чаши, призванные пригласить к чаепитию, словно расположены в открытом пространстве, ибо плоскость стола, намеченного на первом плане и покрытого

красной скатертью, уходит из-под них. На первый взгляд, цвета изображения декоративны и практически лишены оттенков, предметы даны как целое, без подробностей. Но деформация форм, цветовое решение «героев картины» делают их одушевленными. У каждого свое лицо, свой характер, своя манера общения.

В средней части композиции - дорожка с побежалостями, ставшая декоративно-яркой благодаря узору из разноцветных, хаотично набросанных штрихов. Боковые - более сдержанные. Художник намечает основные черты натурных объектов, изображая их на символическом разного тона коричневом фоне, оттеняющем краски холста. Несмотря на яркость и некую праздничность колорита, пиалы с выразительными элементами условного орнамента, став практически одушевленными, создают определенный строй, отражая тем самым драматизм внутреннего мира художника, драматизм самой жизни.

Другая авторская композиция «Молитва» (2003), упрощенная по языку, но в то же время многозначная, звучит как символ народной культуры. Автор никогда ничего не цитирует буквально из наследия, осмысляя принципы старых мастеров в современной редакции. Созданный художником холст сочетает в себе строгий канонический сюжет с настоящей артистичностью, с острой игрой национальной орнаментики и неповторимыми оттенками индивидуального стиля. На фоне абриса простого силуэта храма с невысоким куполом, окаймленного голубо-бирюзово-синей полосой традиционного узбекского орнамента, читается молитва, написанная изящной арабской вязью. Рожденная и призванная для разговора с Богом, являясь цветом воды, неба и счастья, молитва, предрекая надежду на будущее и духовный рост, позволяет человеку прикоснуться ко Всевышнему. Художник, следуя за классиками узбекской миниатюры, обладающими способностью переносить в высшие измерения тончайше изученный опыт национального бытия, использовал в данной композиции выношенные веками традиции пластики, колорита, ритмической организации пространства.

В любые периоды для искусства самым прямым свидетельством современности является достижение воли. Порой автор, обращаясь к натурным сюжетам, находит ключ к передаче зашифрованных понятий, касающихся самого человека и человеческого существования. На первый взгляд, композиция «Юбка-1» (1989), по сути, - чистая абстракция

из геометризированных желтых, охристых, красных, зеленых, черных росчерков, которые теснятся на бело-розово-серой поверхности юбки. Но здесь художником бегло проигрываются созвучия зримых впечатлений, подчиненных единому смыслу. Само название, данное живописцем, отсылает зрителя к конкретному женскому образу, сконцентрированному во фрагменте подола белой крутящейся юбки и, несомненно, связанному с художником. Легкость, беззаботность, игривость... Это состояние продолжается и в верхней части картины, где, как отпечаток, видится повтор главного мотива, но уже монотонного серо-белого без ярких контрастных пятен. А слева вверху - «драматический фрагмент» чувств самого автора, передающего с помощью кисти собственные эмоции.

Валерий Хасанов по мере своего мировосприятия работает сериями, воплощая в них собственные идеи, которые ему надо исчерпать, чтобы выговориться до конца. В 1990 году художник, по сути, никогда не расстающийся с природой, обращается к созданию серии «Невод», находя в этом образе глубокие, сакральные смыслы, классический пример своеобразного философского высказывания. Для сложных по состоянию произведений автор использует многослойную технику. Выполняя нижний слой одним тоном, он накладывает последующие, отличающиеся только большей насыщенностью, а также местами вводит яркие цветные оживки, оставляя нижний слой лишь частично просматриваемым. Результатом становится изысканная живописная поверхность, ощущение изменчивости мира.

Перед нами большой разлет пространства: оно охватывает горные высоты, полосу небосвода, светило, линию берега, некие строения, лодку... Образ представляется и завершенным, и длительно про-

В. Ю. Хасанов. ДляШаде. 2009. Холст, масло. 120x200

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

К Y. Khasanov. For Sade. 2009. Canvas, oil. 120x200 Nizhny Tagil Museum of Fine Arts

тяженным во времени. Художник рассматривает Невод как суть мироздания, из которого каждый черпает смысл собственной жизни. Невод как некая динамика ритма, чрезвычайная сложность цвета, то светлеющего, то затухающего в зеленых тонах, напоминает передышку между взлетами душевного напряжения. При длительном углубленном знакомстве более простой смысл отступает и подчиняется весомым началам, становящимся сутью христианского вероучения: Невод - сеть, закинутая в море и захватившая рыб разного рода, - рассматривается автором как Царство небесное, а рыбы олицетворяются с людьми, обращенными в христианскую веру.

Одним из средств обобщения Валерия Хаса-нова стала монументальность его композиций, отличающихся откровенной и выразительной архитектоникой: показ в формате холстов главного - крупным планом. Столкновением вертикальных и горизонтальных ритмов художник как бы подводит зрителя к мысли о существовании устойчивости тех героев, которые выделены из общего контекста и несут в себе определенное аксиологическое начало.

Отказываясь от бытового описания, автор, обратившийся к созданию диптиха «Купол», в образном строе которого преобладает строгая сдержанность, склоняется к философскому осмыслению события - гибели Надиры, узбекской поэтессы первой половины XIX века, зверски убитой в результате междоусобных войн. Так, в основу произведения Хасанова легло впечатление, полученное от реального исторического факта. Но художник отказывается идти по пути воспроизведения конкретного эпизода: он видит свою задачу в обобщении.

Мысля широкими категориями, автор в левой части диптиха, носящей соименное ему название, изображает мусульманскую мечеть с полумесяцем, отраженным дважды: на куполе - черным, предвещающим трагедию, и на небе - красно-зеленым, олицетворяющим божественное покровительство и возрождение. Создатель образа четко, внутри себя, выявляет конструкцию изображаемого, придавая форме одухотворенность и эмоциональную значимость. Через собственные размышления он подходит к рождению образа, становящегося постоянным источником переживания.

Драматически резко читается высвеченная из полумрака фигура Надиры, что во второй части диптиха звучит как сигнал: уберечь, защитить

хрупкий мир! Хасанов философствует с кистью в руках, идя к глубоким умозаключениям через живописное освоение реальности при помощи уплотнения мазка, погашения цветовой гаммы и визуальной утяжеленности красочных масс.

На фоне входа в храм стоит, словно свеча, Надира... Контурные очертания фигуры, отличающиеся внутренней напряженностью, позволяют ощутить ее энергию чувств, тогда как ритм, организующий пространственную структуру, подчеркивает достоинство и внушительность образа. Художник насыщает краски ассоциативной сущностью, подчеркивающей поэтическую выразительность. Здесь ритмический строй становится основой логической конструкции, а цвет - способом передачи состояния, мироощущения... Главная героиня Надира, утрачивая индивидуальные приметы, обретает общезначимость образа-символа.

Подавляющая часть картин Хасанова, если их воспринимать как некие знаки, предполагает новый взгляд в интерпретации их тем, событий жизни. Именно эта смысловая неоднозначность лежит в основе произведения, посвященного Йо-зефу Бойсу - знаменитому немецкому художнику, одному из главных теоретиков постмодернизма.

Хасанов, следуя идее перформанса Й. Бойса под названием «Евразия» об утопическом единстве мира, делит пространство своей картины на две части - Запад и Восток. Верхняя - Восток, в виде геометризированной плоскости, повернутой углом вверх и срезанной вертикальными краями композиции, с характерными для него символами и надписью MANGKOL, нижняя - в виде огромного католического креста с отметкой WEST. Разобщение между Востоком и Западом можно понимать как противопоставление восточного человека-интуитивиста западнику-интеллектуалу или же, по словам самого Бойса, как Европу, разделенную на Восток и Запад. Противоборствуя разобщенности и желая объединить Восток и Запад в единое целое, художник скрепляет созданные им символы единым розовом фоном. Такая, на первый взгляд, абстрактная форма высказывания стала ответом Валерия Хасанова на перфор-манс Й. Бойса.

Транслируя практически все образы через цветовые гармонии или дисгармонии, художник и в картине «Для Шаде» не отступает от своего творческого кредо. В 2009 году, на который приходится один из пиков популярности самой певицы и ее музыкальной группы, в творчестве Хасанова

рождается монументальная композиция «Для Шаде». Художник, разделяя поверхность холста на вертикальные знаковые сегменты, словно передает через цвет историю музыкальной карьеры знаменитой британской певицы, которая смогла заразить своим пением множество фанатов.

Транслировать смыслово эту композицию можно по-разному. Вероятно, каждый сегмент - это один из жизненно-творческих этапов, принесших певице головокружительный успех. Но, возможно, это стилистическое направление группы, которое сочетает в себе разные музыкальные жанры - соул, джаз, ритм-н-блюз, фанк-рок и софт-рок. Центральный сегмент с надписью SADE звучит как апофеоз популярности самой певицы, пришедшийся на 2009 год, которая, безупречно сочетая различные музыкальные жанры, прославилась своим уникальным стилем.

Яркая цветовая палитра с элементами восточного орнамента и сыплющимися звездами славы создана наложением друг на друга нескольких красочных слоев, просматривающихся частично, в том числе светящимся белым. Эта экспрессионистического характера живопись рождает необыкновенные гармонии и энергию, ассоциирующуюся с триумфальным шествием по миру популярной солистки рок-группы Шаде.

Еще одним важным направлением в наследии художника стала тема «Бубны». Первый лист с изображением бубна в творчестве Хасанова появился в конце 1980-х гг. Распознав свойства бубнов, несущих магический смысл символов об установлении ими связи между человеком и природой, о вхождении в резонанс со Вселенной и духами, Хасанов выполнил несколько серий «Бубны». Разрабатывая эту тему и графике, и в живописи, автор пытался донести глубинный смысл контактирования человека с природой, с миром.

В конце 1980 - первой половине 1990-х гг. художник обращается к линогравюре и, отходя от ее традиционного начала, находит собственный язык высказывания. Его штрих начинает жить на поверхности листа. Условная натурность, светотень, застывшие движения, особый ритмический строй взаимоотношений. В них есть глубина пространства, некое предстояние и особое напряжение образов.

С середины 1990-х гг. Валерий Хасанов «проживает» каждую композицию, бесконечно открывая мир через малое. Путешествуя по разным местам - дальним районам Севера, Сибири и

Приполярного Урала, Хакасии, - он вглядывается в натуру, которая предстает перед ним первозданным необжитым краем: горами, уходящими в небо, дремучим лесом, дикими зверями. Начинается поиск средств изображения «мифологической реальности» в новом пространстве.

Такова одна из серий «Бубны», выполненная Хасановым в 1995 году. Автор не уточняет географического места их происхождения, но сам строй, еще имеющий условное натурное начало, свидетельствует о пребывании художника в суровом крае.

Не единожды побывав на Севере, Хасанов проник в мышление самих жителей, визуализируя их образ существования знаками. В квадратную плоскость серо-охристого холста впи-

сан соотносящийся с растянутой шкурой зверя круг, заполненный символами, объединенными трехчастной композицией: в центральной горизонтальной плоскости - зигзагообразная линия, напоминающая очертания чумов; в верхней плоскости - луна, в нижней - тропы и хвойные деревья, схематично обозначенные автором. В этих композициях Хасанов отражает собственный взгляд, в котором проявляется фольклорно-ми-фологический срез, обозначенный им на уровне сюжета, пластики, в ощущении пространства и ритмики.

Если в ранних сериях Хасанова еще есть точное видение натуры и цвета, то, что он усвоил в самом начале своего пути, то, погружаясь в мир тайный и особый, автор словно высвобождается от тривиальной реальности.

В. Ю. Хасанов. Пиалы.

Триптих. 1990. Холст, масло. 130x200

Собственность автора

К Y. Khasanov. Bowls. Triptych. 1990. Canvas, oil. 130x200

Author's property

Бубен для автора - это «туго натянутый холст, его звуки - это краски, уводящие нас за его рамки и создающие то мистическое бесконечное пространство, откуда трудно возвращаться вновь» [!]•

Сама тема бубнов на долгое время становится для него одной из главных. Валерий Хасанов на своем веку повидал немало бубнов. Шаманский бубен - вещь сакральная: он рассматривается как оберег, вобравший знания о духовной природе вещей и обладающий магическими свойствами, и как проводник в иные миры, но в то же время

- это жизнь народа, его традиции и верования, его культура. Как в пространство живо-лисного полотна вписывается история жизни, так в центрической основе магического предмета запечатлеваются судьбы людей, подчиненных разумному соединению с природой. В них автор, вобрав знания о духовной природе вещей, словно переводит мифологическое сознание на язык современного творчества. «Во многих культурах бубен

- важный атрибут, как музыкальный инструмент, как магический символ. Поэтому и стал рисовать разные варианты, чтобы разобраться, что это такое. Каждый шаман свой бубен расписывает самостоятельно. При этом вкладывает личные эмоции, отражает собственное видение мира. Вселенная, солнце, звезды, люди и звери - с помощью символов я как художник общаюсь со зрителем», - говорит автор [3].

Свободный в своем творчестве художник изображает все, как видит и чувствует. Форма и цвет бубнов, становясь носителями особых смыслов, наделяются автором экспрессией, несущей энергетический заряд. Звуки бубнов, вибрирующих на поверхностях напряженными мазками, оборачиваются игрой разно-тоновых коричнево-бордовых пятен. Автор воплощает в самой фактуре живописной поверхности токи жизни, ее подвижные ритмы, которые создают живое ощущение пространства. Возникает идея бесконечности и взаимосвязанности всего живого, обозначенного на уровне знака, приобретающего цвет и лаконичную выразительность. Организующим началом произведений художника становится обостренное ритмически-цветовое соотношение, отвечающее образному коду автора, которое проявляется на уровне сюжета, пластики, в ощущении пространства...

Валерий Хасанов - мастер непростой. Его картины, как правило, неожиданны, в них отражен его собственный «авторский образ мира»: о чело-

веке и его месте на земле, о самом себе и своих идеалах, о духовных ценностях и собственной жизненной позиции... Это все звучит откликом во всем строе его работ. В созданных художником произведениях есть та экспрессия, которая, обостряясь, оставляет от натуры только слепок, интерпретированный автором по-своему. Так выражается его осознанное представление об искусстве, открывающем мир через малое.

Непросто определить, в каком стиле работает Хасанов, - его работы многослойны. Порой его произведения кажутся беспредметными, порой в них просматриваются элементы реальности, часто они стилизованы или ассоциативны. Но, тем не менее, все образы художника почерпнуты из жизни. В произведениях Валерия Хасанова нет раз и навсегда устоявшегося способа видеть. Художник всегда в свободном поиске...

Литература

1. Еркинова, Р. М. Шаманские образы в творчестве Г. И. Чорос-Гуркина : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - URL: https://cheloveknauka.com/ shamanskie-obrazy-v-tvorchestve-g-i-choros-gurkina (дата обращения 4.05.2022).

2. Чухович, Б. Sub rosa: от микроистории к «национальному искусству» Узбекистана. - URL: https:// www.academia.edu/32722592/Sub_rosa (дата обращения 10.06.2021).

3. Шаманский бубен художника Азата Миннекаева. - URL: https://karhu53.livejournal.com/1778535.html (дата обращения 06.05.2021).

References

1. Erkinova R. M. Shamanskie obrazy' v tvorchestve G. I. Choros-Gurkina [Shaman images in G. I. Choros-Gurkina's works]. Extended abstract of Candidate (Arts) Dissertation, available at: https://cheloveknauka.com/ shamanskie-obrazy-v-tvorchestve-g-i-choros-gurkina (accessed 4.05.2022).

2. Chuxovich B. Sub rosa: ot mikroistorii k "nacional'nomu iskusstvu" Uzbekistana [Sub rosa: from micro history to a "national art" of Uzbekistan], available at :http s ://www. academia.edu/32722592/Sub_ro sa (accessed 10.06.2021).

3. Shamanskij buben xudozhnika Azata Minnekaeva [Shaman's drum of the artist Azat Minnekaev], available at :http s ://karhu53.1ivej ournal.com/1778 5 35.html (accessed 06.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе

Смирных Лариса Леонидовна - хранитель коллекции «Живопись», Нижнетагильский музей изобразительных искусств

E-mail: larisasmirnyh@mail.ru

Smirnykh Larisa Leonidovna

Curator of the collection "Painting", Nizhny Tagil Museum of Fine Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.