Научная статья на тему 'ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ НИЖНЕГО ТАГИЛА'

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ НИЖНЕГО ТАГИЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НИЖНЕГО ТАГИЛА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / АРТ-ГРУППЫ / САМООРГАНИЗОВАННЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киященко Анна Сергеевна

В статье дается обзор различных форм объединений в современном искусстве Нижнего Тагила за последние 40 лет от сообщества преподавателей художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института (худ-графа) до арт-групп и художественных самоорганизаций. Прослеживается разнообразный характер объединений, способы их внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях отсутствия в городе специализированных институций современного искусства. Описывается процесс обеспечения - через художественные практики и совместную работу - преемственности поколений преподавателей-художников худграфа, которые вместе ездили на пленэры и работали в мастерских. Худграф показан как источник главных движущих сил тагильского современного искусства, каким он являлся до последнего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF COLLECTIVITY IN THE CONTEMPORARY ART OF NIZHNY TAGIL

The article provides an overview of various forms of associations in the contemporary art of Nizhny Tagil over the past 40 years, from the community of teachers of the Art and Graphic Faculty of the Nizhny Tagil Pedagogical Institute to art groups and artistic self-organizations. It traces the diverse nature of associations, the ways of their internal and external interaction in the absence of specialized institutions of contemporary art in the city. It describes the process of ensuring - through artistic practices and joint work - the continuity of generations ofteachers-artists of the Art and Graphic Faculty, who went to plein-airs together and worked in workshops. The faculty is shown as the source of the main driving forces of Tagil contemporary art, as it was until recently.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ НИЖНЕГО ТАГИЛА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0022

УДК 7.067

FORMS OF COLLECTIVITY IN THE CONTEMPORARY ART OF NIZHNY TAGIL

Anna S. Kiyashchenko

Nizhny Tagil, Russian Federation

Abstract: The article provides an overview of various forms of associations in the contemporary art of Nizhny Tagil over the past 40 years, from the community of teachers of the Art and Graphic Faculty of the Nizhny Tagil Pedagogical Institute to art groups and artistic self-organizations. It traces the diverse nature of associations, the ways of their internal and external interaction in the absence of specialized institutions of contemporary art in the city. It describes the process of ensuring - through artistic practices and joint work - the continuity of generations of teachers-artists of the Art and Graphic Faculty, who went to plein-airs together and worked in workshops. The faculty is shown as the source of the main driving forces of Tagil contemporary art, as it was until recently.

Keywords: contemporary art of Nizhny Tagil; Art and Graphic Faculty; art groups; self-organized art practices.

Citation: Kiyashchenko, A.S. (2022). Forms of Collectivity in the Contemporary Art of Nizhny Tagil. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 2 (11), p. 16-23.

А. С. Киященко

Нижний Тагил, Российская Федерация

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ НИЖНЕГО ТАГИЛА

В статье дается обзор различных форм объединений в современном искусстве Нижнего Тагила за последние 40 лет от сообщества преподавателей художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института (худ-графа) до арт-групп и художественных самоорганизаций. Прослеживается разнообразный характер объединений, способы их внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях отсутствия в городе специализированных институций современного искусства. Описывается процесс обеспечения - через художественные практики и совместную работу - преемственности поколений преподавателей-художников худграфа, которые вместе ездили на пленэры и работали в мастерских. Худграф показан как источник главных движущих сил тагильского современного искусства, каким он являлся до последнего времени.

Ключевые слова: современное искусство Нижнего Тагила; художественно-графический факультет; арт-группы; самоорганизованные арт-практики.

История современного искусства Нижнего Тагила не институциональна: здесь не было специализированных музеев или центров, а потому точкой входа в современный контекст искусства для художников долгое время был худграф (художественно-графический

факультет Нижнетагильского государственного педагогического института). Постоянную поддержку им оказывал Музей изобразительных искусств, активно взаимодействовавший, в частности, с Государственным центром современного искусства и его филиалами.

Хотя музей не фокусировался на актуальных практиках искусства, в конце 1990 - начале 2000-х именно его сотрудники инициировали и провели первые в городе научные чтения «Современное искусство: история, тенденции, перспективы развития» (1999), стали сооргани-заторами международного семинара-пленэра «Экология искусства в индустриальном ландшафте» (2001). Тогда удалось собрать российских и зарубежных художников и кураторов, осуществить взаимообмен, радикально повлиявший на творческую среду города того времени. Художественная жизнь Нижнего Тагила была столь яркой, что руководство ГЦСИ, по словам Леонида Бажанова, открывая сеть филиалов по всей стране, рассматривало Тагил как потенциальную точку в Уральском регионе, однако филиал был открыт в Екатеринбурге в 1999 году [7]. В ситуации отсутствия специализированных институций тагильские художники были и остаются сами себе и кураторами, и организаторами, и менеджерами.

Худграф

Исторически на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института всегда работали известные и оригинально мыслившие художники. Еще в 1970-е годы Олег Подольский, Владимир Наседкин, Евгений Бортников и Владимир Антоний, а позже Татьяна Бадани-на и другие преподаватели в своем творчестве вышли за рамки соцреализма и обратились к ос-

Поездка на пленэр

в Ферапонтова под

руководством

Владимира

Наседкина. 1985.

Архив Валерия

Хасанова,

Фонд персоналий

Нижнего Тагила

в RAAN - Сети

архивов российского

искусства

(URL: httpr.ll

russianartarchive.net/ru)

A trip to the open-air in Ferapontovo under the guidance of Vladimir Nasedkin. Valery Khasanov Archive, Nizhny Tagil Personalities Foundation in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// rnssianartarchive.net/rH)

воению мирового наследия модернизма, утверждали самоценность искусства [14, с. 34]. Этих мастеров считают костяком «тагильской художественной школы» (термин ввел в 1980-е годы московский искусствовед Анатолий Кантор для обозначения общности художников уральского города). Неоднозначный термин закрепился и распространился на следующие поколения.

Педагоги худграфа много общались не только в институте, но и в своих творческих мастерских, где часто собирались вместе рисовать обнаженную натуру, обращение к которой являлось своеобразной освобождающей практикой. Их сообщество было в почти непрого-воренной оппозиции к соцреалистическим по эстетике структурам Художественного фонда и Союза художников, членами которого они все же являлись. Молодых педагогов поддерживали музейщики-единомышленники, в частности Галина Курманаевская: вместе они устраивали выставки, значимость которых приходилось отстаивать перед местной властью [10, с. 108].

Преподаватели заражали своим видением и творческой энергией студентов, почти ровесников: они общались не только на занятиях, но и в многочисленных пленэрных поездках. Так, Владимир Наседкин в течение 12 лет (с 1979 года) ездил со студентами по всему Советскому Союзу - от Якутии до Латвии и от Соловков до Крыма [9]. Владимир организовывал эти путешествия как поездки на комсомольские стройки - так снимались многие вопросы от вышестоящих лиц, которые выделяли на это деньги. Наседкин не давил, никогда не рисовал за студентов, давал им возможность высказываться и искать собственный художественный язык. Многие из них остались потом преподавать на худграфе, обеспечив преемственность «тагильской школы».

В 1980-1990-е годы не только старшее ее поколение, но и молодые представители (Николай и Лариса Грачиковы, Валерий Хасанов, Рефат Мамутов и др.) после занятий со студентами на факультете шли в институтские мастерские на ул. Карла Маркса, где занимались собственным искусством, общались, показывали друг другу сделанное. Их объединяло стремление к отражению видимого мира в знаках, на грани с абстракцией, внимание к сложной композиции, богатой поверхности бумажного листа и холста, владение различными живописными и графическими техниками [14, с. 34].

Общественные организации

Для того чтобы действовать в поле современного искусства сообща, некоторые художники объединялись вполне официально. В 1997 году Владимир Наседкин и Татьяна Баданина переехали в Москву, но, продолжая участвовать в творческой жизни Тагила, вывели студенческие пленэры на новый уровень - создали организацию «ПИК. Путешествия. Искусство. Коммуникация». Они приглашали художников из Тагила, других городов и стран на симпозиумы в разных географических точках.

Первый симпозиум прошел в селе Чусовом летом 1999 года. Представление о пребывании на природе у Наседкина и его соратников значительно отличалось от традиционного: если обычно художники воспринимали пленэр как работу с нормой этюдов в день, то у «пиковцев» поощрялись лень и расслабление, которое необходимо было достигнуть для единения с природой и ритмами места [6]. На выходе получались нетипичные пленэрные работы, например «Живопись. Версия V» - огромное живописное полотно Сергея Брюханова, вписанное в природный ландшафт. Симпозиумы не всегда были местом для реализации проектов: иногда художники вдохновлялись и набирали материал, а работы создавали позднее в своих мастерских.

Для развития в Тагиле актуальных направлений в 2000 году художники Сергей и Диана Брюхановы, Олег Лысцов создали организацию «Авторы Явлений». В партнерстве с музеем они устроили выставку «Экология пустоты» и семинар-пленэр «Экология современного искусства в индустриальном ландшафте», с которых началось включение художественных практик в различные городские пространства. В качестве двигателя современного искусства эта организация проработала недолго, и с середины 2000-х годов она стала заниматься социальными, культурными и образовательными проектами под руководством Татьяны Камешковой.

Некоммерческий фонд «Коллекция» был основан в 2007 году художниками Николаем и Ларисой Грачиковыми, бизнесменом Александром Захаровым для сохранения наследия тагильских классиков (Евгения Вагина, Вилена Мухаркина, Алексея Константинова и др.) и современников. Они организуют выставки, издают альбомы художников, а в начале своей деятельности устраивали заграничные пленэры. На сегодняшний день это единственная функционирующая,

помимо Союза художников, общественная организация, но и она в последние годы заметно снизила свою активность.

Арт-группы

Сама по себе объединяющая институтская среда в условиях деятельной художественной сцены города делала студентов инициативными: они участвовали в музейных событиях, посещали студии преподавателей и собирались в своих институтских мастерских, включались в проекты преподавателей-художников. Так начали появляться в Нижнем Тагиле первые самоорганизованные арт-группы.

После участия в симпозиуме 2001 года возникли группы «Зер Гут» и «Консерватор», плотно взаимодействовавшие между собой. Участники «Зер Гут» (Евгений Гольцов, Владимир Селезнев, Иван Снигирев) не только создавали совместные проекты, но и устраивали вечеринки с пер-формансами и показами видео-арта в местных клубах, в частности в клубе «Руслан» [11]. В 2002 году они защитили на худграфе беспрецедентную групповую дипломную работу - документацию однодневной выставки «Опыт создания мифа» в заброшенном доме около музея ИЗО. Чтобы символически вернуть лицо зданию, художники отлили со своих лиц и развесили тысячу масок. Экспозиция состояла из объектов, живописи, фото- и видеоработ, осмысляющих, что такое искусство и кто такой художник сегодня. «Зер Гут» представила свой проект как вызов системе художественного образования и пониманию произведения как работы одиноко-

Документация акции Сергея Брюханова «Живопись. Версия V» на Международном симпозиуме-пленэре «Живая форма», 1999 год. Архив Сергея Брюханова, Фонд персоналий Нижнего Тагила в RAAN - Сети архивов российского искусства (URL: httpr.ll russianartarchive.net/ru)

Documentation of Sergey

Bryukhanov's action "Painting. Version V" at the International Open-air Symposium "Living Form", 1999. Sergey Bryukhanov Archive, Nizhny Tagil Personalities Foundation in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// rnssianartarchive.net/rH)

го художника-гения [3, с. 8]. После окончания вуза художники переехали в Екатеринбург, где успешно встроились в систему российского современного искусства.

Группа «Консерватор» (Роман Бахитов, Иван Копылов, Дмитрий Крестьянинов, Дмитрий Кушкин, Сергей Чебыкин) в 2005 году организовала студенческий фестиваль «Территория-пространство-свежо», где участники представляли и реализовывали свои проекты на природе [8]. Художники устраивали акции и перформансы в общественных пространствах, например пер-форманс «Зима против Весны» в баре «Руслан»: снег таял в ведрах, а две девушки, одетые одна в красное, другая - в синее, дрались в боксерских перчатках [4]. По словам Юлии Гниренко, художники «Консерватора» предпочитали играть с формой, нежели создавать рефлексию, ведь этому их никто не учил [ 1 ].

Действительно, современному искусству на худграфе системно никогда не учили, однако были прецеденты. Например, курс по современному искусству Олега Лысцова и Юлии Гниренко в начале 2000-х, после которого появилась группа 8181га (Ксения Кошурникова, Марина Никонова, Ксения Сабанина, Светлана Усольце-ва, Анастасия Хаперская). В 2004 году совместно с Дмитрием Кушкиным художницы представили в женском туалете худграфа проект «ФотоЬох» о самосознании мечтательных девушек-школьниц в столкновении с грубостью реальной жизни [16]. Центральной в экспозиции была видеоработа «Любимый?» о девушке, кото-

Открытие галереи «Кубива». 20 сентября 2014 года.

Архив группы ЖКП, Фонд персоналий Нижнего Тагила в RAAN - Сети архивов российского искусства (URL: https:// russianartarchive.net/ru)

Opening of the "Kubiva" Gallery. September 20, 2014. Archive of the "Life as a performance" Group, theNizhny Tagil Personalities Foundation in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// rnssianartarchive.net/rH)

рая готовится к свиданию в унылых интерьерах комнаты общежития под музыку метал-группы.

Арт-группа «Лаборатория событий», которая действовала на различных площадках Тагила целых десять лет - с 2007 по 2017 год, тоже берет свое начало на худграфе. Ее организаторы - студентки Елена Ионова и Дарья Цветкова -вовлекали в свои проекты людей из разных кругов: музыкальных, театральных, поэтических. Девушки вдохновились опытом другого объединения, не связанного с худграфом, - группой «Игра в..», участники которой с 2004 провели ряд театральных представлений и хеппенингов на улицах города. Со временем проект стал театрально-образовательным [5].

Арт-объединения носили разный характер: «Зер Гут», «Консерватор», 8181га - художественные группы, участники проектов которых - в поле современного искусства в Тагиле и за его пределами. «Лаборатория событий» - группа, соединяющая в себе два начала: организационное и художественное, перформативно-теа-тральное. «Лаборанты» устраивали выставки и фестивали с участием других художников, в рамках которых показывали собственные перформансы и спектакли. При этом каждый участник группы, которых за 10 лет было около 35, выступал в качестве самостоятельной художественной единицы, мог заниматься графикой, живописью, фотографией, музыкой, поэзией, драматургией. Среди важных долгосрочных проектов «Лаборатории событий» можно выделить молодежный фестиваль современного искусства «Полет Г» и «Ночи кино» - действа, которые происходили в основном в кинотеатре «Красногвардеец», включали выставки, перформансы и показы нескольких фильмов подряд. Каждая «Ночь» была объединена одной темой, например «Ночь плохого кино» или «Ночь французского кино».

В 2011 году состоялся еще один важный курс по современному искусству на худграфе - лекции Владимира Селезнева в рамках проекта «АРТ-ПОДГОТОВКА» Уральского ГЦСИ. Его слушательницы - Анна Минеева, Мария Белова и Юлия Климовских - в 2012 году вместе с друзьями и преподавательницей истории искусств Ксенией Кошурниковой образовали группировку ЖКП («Жизнь Как Перформанс»). Художники ставили своей целью выстроить сцену современного искусства в городе. Основное поле их работы - улица как площадка для легальных и

нелегальных интервенций. С 2013 по 2017 год ЖКП осуществляли проект «Работа/Дело»: собирали инсталляции в виде масштабных слов «РАБОТА» и «ДЕЛО» из строительного и прочего мусора, который красили в красный цвет. Они занимались этим с утра до конца стандартного рабочего дня, чтобы обратить внимание на труд представителей творческих профессий и опровергнуть предубеждение о том, что художники - бездельники [14, с. 230].

ЖКП, следуя логике своего названия, ускользает от точного описания и может быть представлено по-разному, в зависимости от того, кто интерпретирует. По мнению художников Анны и Виталия Черепановых, ЖКП - это арт-группа из четырех человек (Анна и Виталий, Ксения Кошурникова и Алексей bubb Токмаков), у которой есть дата создания и дата распада. По такой логике группа закончила своё существование в 2017 году. Это подтверждает, например, тот факт, что группу создали четыре человека и все интервью от лица ЖКП давали только они [13].

Другое мнение, которого придерживаются живущие в Тагиле участники, ЖКП - это общность друзей, единомышленников, следующих принципу «Жизнь Как Перформанс»: группировка может притягивать всё новых людей и не может перестать существовать, ведь ее участники живут и работают в соответствии с заявленным принципом. Эту версию подтверждают архивные материалы - документы с расширенным перечнем участников [2].

Как сказано выше, у современного искусства в Тагиле нет и не было центра, поэтому для только входящих в контекст может показаться, что в этом поле ничего не происходит. Так было со студентами худграфа Алисой Горшениной, Сергеем Власовым и Егором Нестеровым. В 2013 году они объединились в группу Second Hand и стремились в первую очередь быть организаторами событий, чтобы наполнить жизнью инертную, как им казалось, среду. Они устроили «Арт-тусу» с выставкой, концертом и поэтическими выступлениями в кинотеатре «Урал», где познакомились с другими художниками города. Постепенно с организаторской деятельности Second Hand переключились на художественную практику, в основе которой лежал принцип вторичного использования. В рамках фестиваля «Этномир» в здании бывшего ДК Железнодорожников художники представили один из их самых ярких проектов - тотальную инсталля-

цию в виде интерьеров якобы существовавшего Уральского завода по производству искусства. Презентовав еще ряд проектов в Тагиле и за его пределами, группа распалась в 2016 году.

Художественные самоорганизации

Участники двух самых долгоиграющих тагильских арт-групп ЖКП и «Лаборатории событий» устраивали свои официальные и неформальные интервенции в различные пространства города, но разными путями пришли к открытию собственных независимых площадок.

Художники группы ЖКП в 2014 году сняли двухэтажный гараж и открыли галерею-мастерскую «Кубива». Первые проекты представляли собой то или иное состояние мастерской ЖКП: художники работали в «Кубиве» и в определенный момент понимали, что нужно оставить все как есть и открывать выставку. Кроме выставок, художники устраивали концерты, организацией которых занимался бывший участник «Лаборатории событий» Аркадий Фридман. По словам Виталия Черепанова, к 2015 году «Кубива» стала известна как центр андеграунда Урала, не галерея в привычном смысле, а цельное произведение искусства [12, с. 158]. ЖКП закрыли «Кубиву» в 2017 году, а все ее наполнение распродали на аукционе во дворе Уральского филиала ГЦСИ.

«Лаборатория событий» в течение долгого времени кочевала по кинотеатрам и выставочным залам города и открыла свое пространство только в 2015 году, хотя нуждалась в нем с момента основания группы. Арт-пространство «Яйцо» в бывшей мастерской скульптора в под-

Документация перформанса «И» группы

«Лаборатория

событий»

в рамках

фестиваля

«Полёт F».

24 июня 2012 года.

Архив

«Лаборатории событий», Фонд Нижнетагильского музея изобразительных искусств в RAAN - Сети архивов российского искусства (URL: https:// russianartarchive.net/ru)

Documentation of the performance "And" the group "Laboratory of Events" within the framework of the festival "Flight F". June 24, 2012. The archive of the "Laboratory of Events", the Foundation of the Nizhny Tagil Museum of Fine Arts in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// rnssianartarchive.net/rH )

Инсталляция «Дело» группы ЖКП. 2013 год. Архив группы ЖКП, Фонд персоналий Нижнего Тагила в RAAN - Сети архивов российского искусства (URL: https://russian artarchive.net/ru)

The installation "Case" of the "Life as a performance" group. 2013. Archive of the "Life as a performance" Group, the Nizhny Tagil Personalities Foundation in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// russianartarchive.net/ru )

вале жилого дома стало культурным центром, где проходили выставки, перформансы, вечера поэзии и рисования с натуры. В «Яйце» группа «Лаборатория событий» закончила свое существование, но появилась перформанс-труппа «Звучащее тело». «Яйцо» работало всего около года и закрылось в 2016 году.

После закрытия самоорганизованных пространств и отъезда из города важных культурных единиц с 2017 по 2019 год в Тагиле стало крайне мало публичных инициатив в современном искусстве. Стабильно открывались лишь многочисленные фотопроекты куратора Евгения Комухина на разных площадках Центральной городской библиотеки. Всё изменилось летом 2019 года, когда тагильская часть группировки ЖКП открыла в гараже около парка «Народный» галерею «Народная». Там прошел ряд персональных выставок тагильских художников и концертов местных музыкантов. По словам Ксении Кошурниковой, открытие «Народной» было спонтанным желанием сплотить оставшиеся в городе творческие силы и аккумулировать вокруг себя единомышленников [12, с. 164]. Галерея закрылась в октябре того же года. Происходящее в галерее и вокруг нее режиссер Вадим Костров сохранил в своем документальном фильме «Народная» [15].

Самоорганизованные площадки, как и группы, которые их создали, носили разный харак-

тер. «Кубива» была в первую очередь местом современного искусства и андеграундной музыки, события могли посещать все желающие, но участвовать в них - немногие, по крайней мере механизм потенциального участия не был ясен зрителям. Ценность «Кубивы», казалось, внутри Тагила понимали меньше, чем за пределами города. Если на улице ЖКП стремились к взаимодействию с разными агентами городского пространства, то в «Кубиве» художники фокусировались на сотворчестве с друзьями и единомышленниками .

В выставках и событиях «Яйца» мог участвовать кто угодно с любого рода искусством: «Лаборатория событий» всегда придерживалась стратегии полной открытости.

Организаторы «Народной», участники ЖКП, и показывали свои работы, и находились в поиске новых художников Нижнего Тагила, устраивали тематические события, направленные на вовлечение зрителей с разным опытом, а удобное расположение привлекало в галерею случайных прохожих.

Атомизация

После славной истории тагильских объединений предыдущих лет нынешняя ситуация может разочаровывать: из-за слияния Нижнетагильского пединститута с другим екатеринбургским вузом на худграфе осталось немного преподавателей, их мастерские давно располо-

жены в разных точках города, студенты больше не устраивают событий, многие инициаторы групп уехали, а предпосылок для появления новых групп нет. Однако стремление общаться и создавать среду вместе никуда не делось, пусть характер взаимодействия и изменился, как и вообще логика развития тагильского искусства.

Термин «тагильская школа» со временем становится все более туманным. Если раньше центром по производству художников был худграф, то новые персоналии зачастую никак с факультетом не связаны. Это либо выпускники Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (Лена Белова, Арсений Кулак и др.), либо самоучки без какого-либо художественного образования (ЯПЁС, Меня зовут Саша и др.). Художники и художницы выстраивают связи, дружат, делают совместные проекты. Нет центра в виде факультета, нет самоорганизованных пространств. Музей функцию центра не выполняет, так как привлекает молодую аудиторию только редкими выставками современного искусства. Постоянного пространства для выставок у работающих в поле современного искусства в городе нет, как и почти нет собственных мастерских у молодых художников и художниц.

Множество художественных практик становится видимым в соцсетях, которые художники, как правило, активно наполняют, а также в архивном проекте tagilart.zip (с 2020), самоорганизованной инициативе Квартирале в Тагиле в рамках 2-й Уральской квартирале (2022) и на выставке «Тагильская школа. Художники и явления» в рамках программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2021).

Литература

1. Блябляс, О., Гниренко, Ю. Оттолкнувшись от Урала // pH. - 2003. - URL: https://russianartarchive. net/ru/catalogue/document/L36427 (дата обращения 20.05.2022).

2. ЖКП. Девятое состояние : пресс-релиз // Сеть архивов российского искусства. - 2015. - URL: https:// russianartarchive.net/ru/catalogue/document/E23116 (дата обращения 28.04.2022).

3. Иногда кратчайший путь - самый длинный : каталог выставки / Арт-галерея Президентского центра Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2018. - 95 с.: ил.

4. Канашова, Л. Процесс расконсервации // ZAART. -2004. - № 3. - С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Киященко, А. Аудиоинтервью с Александром Бабиным от 11 мая 2019 года.

6. Киященко, А. Аудиоинтервью с Владимиром Наседкиным и Татьяной Баданиной от 6 апреля 2019 года.

7. Киященко, А. Аудиоинтервью с Леонидом Бажано-вым от 21 марта 2019 года.

8. Киященко, А. Интервью с Сергеем Чебыкиным и Ксенией Болотовой для проекта tagilart.zip от 20 августа 2020 года: [рукопись].

9. Кубенский, Э., Наседкин, В. Форма-Р #3. Живая форма. - Екатеринбург : TATLIN, 2001. - 16 с.: ил.

10. Курманаевская, Г.Л. Художественно-графический факультет в контексте художественной жизни Нижнего Тагила 60-90-х гг. XX столетия // Ученые записки Нижнетагильского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный педагогический институт, 2001. - С. 10-13.

11. Литовских, А. «Во мне есть почвенник» : [интервью с художником Владимиром Селезневым]. - 2018. - URL: http://aroundart.org/2018/05/24/seleznyov/ (дата обращения 11.03.2019).

12. Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000-2020 : каталог проекта / Музей современного искусства «Гараж». - Москва : Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2020. - 256 с.: ил.

13. Петракова, А. Группа «Жизнь как перформанс», или ЖКП: «Мы хотим выставляться именно в Нижнем Тагиле» // The Art Newspaper Russia: новости искусства. - 2017. - URL: http://www.theartnewspaper.ru/ posts/5102/ (дата обращения 6.04.2019).

14. Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала : каталог выставки / Уральский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО. - Екатеринбург : Издательские решения, 2018. - 300 с.: ил.

15. Режиссер Вадим Костров: «Арт-тусовка не дает Нижнему Тагилу утратить свободу и волю». - 2015.

URL: https://tagilcity.rU/news/society/l 3-02-2020/ rezhissyor-vadim-kostrov-art-tusovka-ne-dayot-nizhnemu-tagilu-utratit-svobodu-i-volyu (дата обращения 28.04.2022).

16. Соколовская, М. Дебютанты // ZAART. - 2004. -№ 5. - С. 22.

References

1. Blyablyas О., Gnirenko Yu. Ottolknuvshis' ot Urala [Pushing off from the Urals]. pH, 2003, available at: https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/ L36427 (accessed 20.05.2022).

2. ZhKP. Devyatoe sostoyanie: press-reliz [Life as a performance. Ninth condition: press-release]. Russian Art Archive Network, 2015, available at: https:// russianartarchive.net/ru/catalogue/document/E23116 (accessed 28.04.2022).

3. Inogda kratchajshij put' - samy'j dlinny'j: katalog vy' stavki [Sometimes the shortest way is the longest: the exhibition's catalogue]. Art Gallery of the Presidential center of B. Yeltsin. Yekaterinburg, 2018, 95 p.

4. Kanashova L. Process raskonservacii [A process of depreservation], ZAART, 2004, no. 3, p. 8.

5. Kiyashhenko A. Audiointerv'yu s Aleksandrom Babiny'm ot 11 maya 2019 goda [Audio interview with Alexander Babin dated May 11, 2019].

6. Kiyashhenko A. Audiointerv'yu s Vladimirom Nasedkiny'm i Tat'yanoj Badaninoj ot 6 aprelya 2019 goda [Audio interview with Tatyana Badanina dated April 6,2019].

7. Kiyashhenko A. Audiointerv'yu s Leonidom Bazhanovy'm ot 21 marta 2019 goda [Audio interview with Leonid Bazhanov dated March 21, 2019].

8. Kiyashhenko A. Interv'yu s Sergeem Cheby'kiny'm i Kseniej Bolotovoj dlya proekta tagilart.zip ot 20 avgusta

Проект УЗПИ группы Second Hand. 26 декабря 2015 года. Архив

Алисы Горшениной, Фонд персоналий Нижнего Тагила в RAAN - Сети архивов российского искусства (URL: https:// russianartarchive.net/ru)

The project of the Second Hand UZPI group. December 26, 2015. Alice Gorshenina Archive, Nizhny Tagil Personalities Foundation in the RAAN Network of Archives of Russian Art

(available at: https:// rnssianartarchive.net/rH )

2020 goda: [rukopis'] [Interview with Sergey Chebykhin and Kseniya Bolotova for the tagilart.zip project dated August 20, 2020: manuscript].

9. Kubenskij E., Nasedkin V. Forma-R #3. Zhivaya forma [Forma-R #3. A living form]. Yekaterinburg, TATLIN, 2001, 16 p.

10. Kurmanaevskaya G. L. Xudozhestvenno-graficheskij fakul'tet vkontekstexudozhestvennoj zhizni Nizhnego Tagila 60-90-x gg. XX stoletiya [The Art and Graphic Faculty in the context of life in Nizhny Tagil in the 60-90s of the 20th century]. Ucheny'e zapiski Nizhnetagil'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Gumanitarny'e nauki. Nizhny Tagil, Nizhny Tagil State Pedagogical Institute, 2001, pp. 10-13.

11. Litovskix, A. «Vo mne est' pochvennik» : [interv'yu s xudozhnikom Vladimirom Seleznevy'm] [There's a national loyalist in me: interview with the artist

Vladimir Seleznev].2018, available at: http://aroundart. org/2018/05/24/seleznyov/ (accessed 11.03.2019).

12. Otkry'ty'e sistemy'. Opy'ty' xudozhestvennoj samoorganizacii v Rossii. 2000-2020: katalog proekta [Open systems. An experience of an art self-organization in Russia. 2000-2020: the project's catalogue]. The Garage Museum of Contemporary Art. Moscow, Publishing program of the Garage Museum of Contemporary Art, 2020,256 р.

13. Petrakova A. Gruppa «Zhizn' как performans», ili ZhKP: «My' xotim vy'stavlyat'sya imenno v Nizhnem Tagile» [The group "Life as a performance": "We want to make exhibitions namely in Nizhny Tagil]. The Art Newspaper Russia: art news, 2017, available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5102/ (accessed 6.04.2019).

14. Priruchaya Pustotu. 50 let sovremennogo iskusstva Urala: katalog vy'stavki [Taming a void. 50 years of a contemporary art of the Urals: the exhibition's catalogue]. Ural'skij filial GCzSI v sostave ROSIZO, Yekaterinburg, Izdatel'skie resheniya, 2018, 300 p.

15. Rezhisser Vadim Kostrov: "Art-tusovka ne daet Nizhnemu Tagilu utratit' svobodu i volyu" [Director Vadim Kostrov: "An art community don't let Nizhny Tagil loose freedom and will"]. 2015, available at: https:// tagilcity.ru/news/society/13-02-2020/rezhissyor-vadim-kostrov-art-tusovka-ne-dayot-nizhnemu-tagilu-utratit-svobodu-i-volyu (accessed 28.04.2022).

16. Sokolovskaya M. Debyutanty' [Debutants]. ZAART, 2004, no. 5, p. 22.

Об авторе

Киященко Анна Сергеевна - искусствовед, независимый исследователь искусства (Нижний Тагил) E-mail: [email protected]

Kiyashenko Anna Sergeevna

Art critic, independent researcher of art (Nizhny Tagil)

Открытие выставки художника ЯПЁС, галерея «Народная». 8 августа 2019 года. Нижний Тагил. Фото

Антона Корежаткова

Opening of the exhibition of the artist YAPES, gallery "Narodnaya". August 8, 2019. Nizhny Tagil. Photo

by Anton Korezhatkov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.