Научная статья на тему 'Валеологическая культура студентов ЮТИ ТПУ специальности «Горные машины и оборудование»'

Валеологическая культура студентов ЮТИ ТПУ специальности «Горные машины и оборудование» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH / VALEOLOGICAL EDUCATION STUDENTS / MOTOR ACTIVITY / ЗДОРОВЬЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Счастливцева Ирина Владиславовна

Приведены результаты анкетирования студентов первого курса ЮТИ ТПУ специальности 150402 «Горные машины и оборудование» на тему «Валеологическая культура студентов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALEOLOGIC CULTURE OF THE STUDENTS AT YURGA INSTITUTE OF TECHNOLOGY, PROGRAM 150402 «MINING MACHINES AND EQUIPMENT»

The paper summarizes the results of a survey made among the first year students of YIT TPU, program 150402 «mining machines and equipment» made with a purpose to analyze the students valeologic culture.

Текст научной работы на тему «Валеологическая культура студентов ЮТИ ТПУ специальности «Горные машины и оборудование»»

© И.В. Счастливцева, 2012

И.В. Счастливцева

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ЮТИ ТПУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 150402 «ГОРНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ»

Приведены результаты анкетирования студентов первого курса ЮТИ ТПУ специальности 150402 «Горные машины и оборудование» на тему «Валеологическая культура студентов»».

Ключевые слова: здоровье, валеологическая образованность студентов, двигательная активность.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе.

Но в современном мире чисто физический труд не играет существенной роли. Существуют формы труда, связанные с автоматическим производством, дистанционным управлением,

требующие минимальных физических нагрузок. Кроме того, сегодня широко распространяется интеллектуальный труд.

Умственный труд требует от человека напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы и отдыха, в который должны входить занятия физической культурой.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, поэтому так важны занятия физической культуры с раннего возраста и в подростковый период.

Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения [4].

Очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического состояния и подготовленности человека.

Правильное понимание здоровья человека дает представление о социально-биологической сущности человека [2]. В настоящее время все осознали, что здоровье не только, а часто не столько предопределяется психофизиологическими особенностями человека, сколько образом жизни в семье, уровнем воспитания в семье и образовательных учреждениях, уровнем культуры социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность человека [1,3].

Диаграмма 1. Основные жизненные ценности

Мною был проведен опрос на тему «Валеологическая культура студентов» среди учащихся первого курса ЮТИ ТПУ специальности 150402 «Горные машины и оборудование».

Возраст опрашиваемых 17—19 лет.

Для выявления ценностных ориентиров у студентов мною было предложено расставить места по значимости напротив предложенных основных жизненных ценностей. Выяснилось (диаграмма 1), что 68 % опрошенных указали на ведущую роль здоровья. 32 % студентов отодвинули здоровье на второстепенные позиции. Более значимыми для них оказались семья (5 %) и работа, учеба (27 %). Наряду с этим установлено, что большинство студентов (85 %) осознают ответственность за свое здоровье и понимают важность физической культуры в укреплении здоровья.

Анализируя мотивы поддержания здоровья, можно отметить, что ведущим стимулирующим фактором (диаграмма 2) является привлекательность (48 %). Другими менее значительными мотивами оказались: поддержание профессиональной работоспособности (38 %), намерение не обременять своих близких (24 %).

□ привлекательность

□ поддержание рабртоспособности

□ намерение не обременять своих близких

Диаграмма 2. Мотивы поддержания здоровья

Диаграмма 3. Факторы, влияющие на состояние здоровья человека (по их значимости)

Для определения валеологической грамотности студентов было предложено отметить факторы, влияющие на состояние здоровья человека (диаграмма 3). 59 % респондентов назвали основным фактором наследственность; 13 %-полноценное питание и 12 %-экологию. Наряду с этим очевидна недооценка психоэмоционального равновесия (6 %), закаливания (3 %) и двигательной активности (4 %) в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности человека.

Также определялся уровень осведомленности студентов в вопросах методики оздоровления своего организма. По результатам исследования выяснилось (диаграмма 4), что знакомы с методикой применения гигиенических факторов 90 % опрошенных, профилактики заболеваний — 70 %, организации рационального питания — 80 %, применения физических упражнений — 70 %, выполнения массажа — 65 %, проведения закаливающих процедур — 63 %, проведения аутотренинга — 15 %.

Следующим этапом исследования было определение активности студентов. Критерий активности их участия в организации здоровой жизнедеятельности организма представлен тремя аспектами: 1) проведение профилактических мероприятий; 2) организация двигательной деятельности; 3) использование приемов регулирования психоэмоционального состояния.

100 80 60 40 20 0

□ применение гигиенических факторов

□ профилактики заболеваний

□ организация рационального питания

□ применение физических упражнений

□ выполнение массажа

□ проведение закаливающих процедур

□ проведение аутотренинга

1

Диаграмма 4. Уровень осведомленности студентов в вопросах методики оздоровления своего организма

Степень участия студентов определена тремя уровнями. Первый уровень составили студенты, систематически выполняющие данные мероприятия, активно участвующие в процессе оздоровления. Студенты, принимающие участие в оздоровлении ситуативно, от случая к случаю, отнесены ко второму уровню. И третий уровень характеризует студенты, не принимающих участие в организации здоровой жизнедеятельности своего организма. По данным исследования первый уровень характерен для 25 % студентов, второй — для 33 % и третий — для 42 %.

□ недостаток

времени

^—г ^ ~ □ недостаток

ч знании и умении

1 сгг ^ □ материальные

трудности

□ лень

Диаграмма 5. Факторы, препятствующие оздоровлению студентов

В целях повышения психоэмоционального состояния студенты используют общение с природой — 47,7 %, музыку — 48,6 %, в конфликтных ситуациях переключение на другой вид деятельности — 55,2 %, помощь психолога — 2,9 %.

Изучение факторов, препятствующих оздоровлению студентов (диаграмма 5), позволило определить в качестве ведущего (56 %) недостаток времени. 30,9 % из числа респондентов указали на свою лень, 5 % — материальные трудности, 6,5 % — недостаток знаний и умений.

Таким образом, полученные в ходе исследований данные свидетельствуют о недостаточном уровне валеологической образованности и активности студентов специальности 150402 «Горные машины и оборудование». В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного формирования валеологической культуры студентов, определяющих условия для первичной ориентации в организации здорового образа жизни.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в РФ/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка; 2006, №5, с.2.

2. Вайнер Э.Н. Валеология. — М.: Флинта: Наука, 2002.

3. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005.Кукушин В.С.Трушкин А.Л.

4. Оглоблин К.А. Применение специальных инновационных курсов в подготовке педагогов физической культуры/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка; 2007, №6, с.69. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Счастливцева Ирина Владиславовна — старший преподаватель, irislavnasch@yandex.ru,

Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.