Научная статья на тему 'Учебные занятия танцами как средство психофизического, профессионального и культурного развития студентов'

Учебные занятия танцами как средство психофизического, профессионального и культурного развития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / STUDENTS' HEALTH / HEALTHY LIFE-STYLE / PHYSICAL EDUCATION / ENCULTURATION / SUBJECT POSITION / MOTION AND DANCING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин М.Н., Филиппова С.Н

Обосновано актуальное направление практической работы кафедр и преподавателей физической культуры по формированию здорового образа жизни студентов средства ми двигательно-танцевальных программ. Основой совершенствования занятий фи зической культурой является антропопедагогический принцип максимального учета индивидуально-личностных и групповых интересов молодежи на основе их творческого мотивирования. Опрос студентов показал востребованность занятий танцами, а дан ные пульсовой диагностики выявили их выраженное тренирующее влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин М.Н., Филиппова С.Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dance exercises as the means of psychophysical, professional and cultural development of the students

In the article there are substantiated actual areas of practical work by calisthenics instructors concerning breeding of students’ healthy life-style (DHL) with motion and dancing programs during lessons of physical culture. Anthropopedagogical principle of maximal taking-intoaccount of individual and group interests of the youth in the contemporary higher school is the methodological basis of the proposed areas. Results of interrogations have shown students’ high demand for dancing exercises as an innovative component of Physical Education curriculum

Текст научной работы на тему «Учебные занятия танцами как средство психофизического, профессионального и культурного развития студентов»

7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

8. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию.

Становление человека / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной; пер. с англ. М.: Прогресс; Уни-верс, 1994. 480 с.

УДК 378.17:379.8

М.Н. МИТИН, С.Н. ФИЛИППОВА

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ТАНЦАМИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Обосновано актуальное направление практической работы кафедр и преподавателей физической культуры по формированию здорового образа жизни студентов средствами двигательно-танцевальныш программ. Основой совершенствования занятий физической культурой является антропопедагогический принцип максимального учета индивидуально-личностных и групповых интересов молодежи на основе их творческого мотивирования. Опрос студентов показал востребованность занятий танцами, а данные пульсовой диагностики выявили их выраженное тренирующее влияние. Ключевые слова: здоровье студентов, здоровый образ жизни, физическая культура, инкуль-турация, субъектность, танцевальные программы.

In the article there are substantiated actual areas of practical work by calisthenics instructors concerning breeding of students' healthy life-style (DHL) with motion and dancing programs during lessons of physical culture. Anthropopedagogical principle of maximal taking-into-account of individual and group interests of the youth in the contemporary higher school is the methodological basis of the proposed areas. Results of interrogations have shown students' high demand for dancing exercises as an innovative component of Physical Education curriculum. Keywords: students' health, healthy life-style, Physical Education, enculturation, subject position, motion and dancing programs.

Демографические проблемы современной России привели к снижению в несколько раз количества детей и молодежи в стране, ухудшению их здоровья. Поэтому физическая культура в вузах призвана превратиться в ведущую дисциплину, ответственную за формирование культуры здоровья новых поколений, поскольку «двигательная ак-

© Митин М.Н., Филиппова С.Н., 2016

тивность дарует человечеству саму жизнь. Работая мышцами, он не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект» [1]. Преподаватели физической культуры в меняющейся парадигме физического воспитания детей и молодежи становятся не только проводниками и пропагандистами развития здоровья и здорового образа жизни, но и инноваторами в разработ-

ке новых практик психофизического и социально-культурного развития подрастающих поколений [2].

Здоровье как общества, так и человека в его физических, психологических и социальных составляющих опирается на духовно-нравственную культуру личности и социальных групп. В современной России произошло падение значимости и влияния этих культурных регуляторов поведения людей, в том числе молодежи. В нашей стране культура в ее широком понимании имеет уникальное по важности влияние на жизнь общества и человека, организуя ценностно-смысловую основу их жизнедеятельности, поэтому возрождение роли культуры в жизни молодежи - важное общее дело. Вклад в него физической культуры как научно-практической сферы подготовки молодежи к труду и жизнедеятельности в обществе будет стремительно возрастать. Однако с потерей массовости занятий физической культурой утрачивается ее влияние на приобщение молодых к двигательной активности, оздоровлению, соревнованию как важнейших составляющих здорового образа жизни. Распространено безразличие семьи и образовательной сферы к формированию здорового образа жизни детей и молодежи, что, суммируясь с социальными кризисами, приводит к ухудшению показателей здоровья молодого поколения Российской Федерации [4].

Понижение уровня здоровья и мотивации занятий физической культурой как учебной дисциплиной в школах и вузах Российской Федерации наблюдается при возрастании требований рынка труда к уровню работоспособности, результативности и производительности специалистов. Причем раз-

решение противоречий в приобщении молодежи к культуре здоровья, разработку методов его формирования средствами двигательной активности нельзя сводить исключительно к устранению инфраструктурных недостатков и повышению доступности занятий физической культурой.

В современном информационном обществе с его императивом личностной субъектности приобретают значимость антропопедагогические, индивидуально ориентированные психофизические и социокультурные направления воспитания молодежи. Учитывая эти общественные потребности, на кафедре физической культуры (заведующий кафедрой М.Н. Митин) Института делового администрирования МГПУ (г. Зеленоград) разработана новая концепция и учебные программы занятий физической культурой студентов в системе «колледж - вуз», включающая в учебно-методический комплекс дисциплин блок занятия танцами. Учебно-методический комплекс дисциплин основан на анализе значимости факторов, влияющих на здоровье молодежи:

• гипокинезия - патогенный для здоровья жителей мегаполисов, деформирующий образ жизни населения, особенно детей и молодежи;

• чрезмерное психоэмоциональное напряжение, вызванное учебными нагрузками по новым стандартам образования, сложностями профессионализации студентов.

Двигательная активность является базовой биологической потребностью человека, важнейшим фактором нормального развития на детской, подростковой и юношеской стадиях онтогенеза. Информационное общество и техногенные изменения экологии го-

родской среды порождают гипокинезию как нездоровый из-за малоподвижности, дефицита двигательной активности образ жизни населения мегаполиса. Гипокинезия способствует ускоренному формированию психоэмоционального напряжения в ситуациях учебной деятельности.

Поэтому государственным приоритетом для специалистов физической культуры становится активизация двигательной активности обучающихся за счет разнообразных слож-нокоординированных видов движений. Тренировка нервно-мышечной и костно-суставных систем и обеспечивающих психомоторику нейрофизиологических функций центральной нервной системы и головного мозга оказывает коррекционное и реабилитирующее воздействие на наиболее частые в России причины нарушения здоровья молодежи [5]. Оздоровление учащихся способствует повышению качества образования: улучшается познавательная активность, умственная работоспособность, нормализуются эмоциональные процессы.

Необходимо признать, что существенный вклад в динамику снижения качества образования в Российской Федерации вносит ухудшение состояния здоровья студентов. Основу этого неблагоприятного процесса составляет патологическая последовательность событий на уровне организма, психики и социальных отношений человека, имеющая вид самовоспроизводящегося причинно-следственного цикла: психоэмоциональное напряжение - трудности саморегуляции и самоконтроля - нежелание и затрудненность движений - состояние гипокинезии - снижение физической и умственной работоспособности - сниже-

ние мотивации учебной активности и занятий физической культурой - психофизическая дезадаптация - острые и хронические болезни - понижение здоровья - трудности профессионализации - ограничения трудоспособности - социальная маргинализация.

Многолетнее участие авторов в процессе традиционного физического воспитания выявило необходимость замены определенного блока тренирующих занятий по физической культуре специально разработанными танцевально-двигательными упражнениями и программами. Они имеют направленное психофизическое воздействие и приводят к снижению эмоциональной реактивности и психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности у обучающихся, формируют такие физические качества, как гибкость, координация движений, а также силовые и темповые составляющие.

Разработанная технология предусматривает поэтапное, планируемое программой занятий овладение студентами элементами, а затем и усложняющейся системой танцевальных движений. В процессе занятий двигательные навыки и умения приобретают характер стереотипии и автоматизмов. Обучающиеся переходят от техники танца к использованию все более эмоционально насыщенного образного языка танцевальных движений, который является культурным кодом мироотно-шения и общения людей. Это отвечает базовым культурным потребностям молодежи, у которой в этом возрасте формируются рефлексивные процессы самопознания и самовыражения, а танец служит средством постижения и эмоционально-двигательной, эстетически выразительной презентации своей индивидуальности.

Воспитательно-педагогическую ценность представляет конструктивное влияние танцев на формирование личности, которая обучается средствам общения, самоорганизации, жизне-творчества. В условиях снижения роли культурных регуляторов поведения приобщение к танцевальной культуре, по нашим наблюдениям, может быть профилактикой деструктивных и девиантных типов поведения молодежи [3].

Необходимо отметить, что в процессе занятий танцами используется как традиционная танцевальная культура разных народов мира, так и современные танцы. Тем самым создается мотивация двигательной активности молодежи, по нашим наблюдениям, не только оздоровительно-развивающей направленности, но и привлекательной возможности художественного выражения чувств и мыслей динамичным языком движений.

На танцевальных занятиях реализуется трехуровневая модель формирования студентов в образовательном пространстве вуза:

• приведение в соответствие с возрастными нормами физического раз-

вития, физической подготовленности и адаптационных ресурсов;

• прогрессирование социализации, инкультурации (встраивание в культуру), профессионально важных качеств;

• художественно-эстетическое творческое самовыражение.

Студенты учатся преодолевать скованность, зажатость, психическое напряжение, приводящее к мышечной за-крепощенности и ригидности крупных мышечных групп, освобождаются от психологической пассивности, инертности, боязни трудностей, неприятных ощущений и утомления при двигательных нагрузках.

Для выявления отношения студентов к танцам, включенным в учебную программу занятий физической культурой, был проведен опрос учащихся колледжа 1-4-го курсов и студентов 1-5-го курсов (всего 165 респондентов). Результаты опроса сгруппированы в 2 блока: I блок - ответы, показывающие отношение студентов к занятиям танцами (рис. 1, рис. 2, табл. 1) II блок - оценка респондентами трудностей, вызванных танцевальными занятиями и участием в танцевальном конкурсе вуза (рис. 3, табл. 2).

Помогут ли занятия танцами в будущей профессии?

«Не знаю»

Нейтрально

Нет

Да

Помогают ли занятия танцами узнать людей в процессе коллективной работы?

«Не знаю»

Нет

Да

Рис. 1. Влияние занятий танцами на профессиональную подготовку и формирование коммуникативных качеств

Отношение к танцам как неотъемлемой части деятельности вуза

«Не знаю» Нейтрально

Отриц

оложит.

Отношение к тому, что занятия танцами входят в учебный план

Нейтрально

Отриц.

Положит.

Рис. 2. Оценка студентами места танцев в учебном плане и имидже вуза

Возникают ли трудности при работе в танцевальном коллективе?

Да

Нет

Трудности совмещения учебного процесса с танцами, конкурсом

«Не знаю»

Да

Нет

Рис. 3. Оценка студентами трудностей, вызванных танцевальными занятиями и участием в танцевальном конкурсе вуза

Данные свидетельствуют, что более половины студентов осознают занятия танцами как профессионально-прикладной вид физкультурной деятельности, формирующий профессионально важные качества для специалистов в сфере управления. 69% обучающихся положительно оценили развитие коммуникативных способностей под влиянием танцевальных занятий.

Результаты опроса показывают, что более половины студентов видят в танцах дополнительный способ профессионального развития. Позитивно оценивают психологические эффекты заня-

тия танцами в 2 раза больше студентов, чем отрицают их воздействие. Одобряют танцы как инновационную деятельность, рассматривая их как «бренд» вуза, в 2 раза больше обучающихся, чем относящихся к ним нейтрально, а негативно оценивают танцы всего 2 человека из 165 обследованных. Количество одобряющих включение танцевальных занятий в учебную программу доминирует в 6,7 раза над числом студентов, отвергающих это нововведение, а респондентов с нейтральным отношением в 2 раза меньше, чем одобряющих учебные занятия танцами.

Таблица 2

Оценка студентами трудностей, вызванных танцевальными занятиями и участием

в танцевальном конкурсе МГАДА

Таблица 1

Различные аспекты отношения студентов МГАДА к занятиям танцами

Вопрос Одобрительное отношение Отрицательное отношение Нейтральное Не знаю

Помогут ли занятия танцами в будущей профессии? 56 % Накопление опыта общения, развитие управленческих способностей 7% Нет 32% Нет связи танцев и профессии 5%

Помогают ли занятия танцами узнать людей в процессе коллективной работы? 69% Да, помогают 20% Нет — 11%

Отношение к танцам как неотъемлемой части деятельности вуза 59% Замечательно, танцы -неотъемлемая часть жизни вуза 2% 26% 13%

Отношение к тому, что занятия танцами входят в учебный план 67% Положительное и скорее положительное 10% 23% -

Вопрос Имеются трудности Трудности отсутствуют Не знаю

Возникают ли трудности при работе в танцевальном коллективе? 25% 75% -

Трудности совмещения учебного процесса с танцами, конкурсом 29% 60% 11%

Анализ затруднений, возникающих при необходимости интенсификации общения молодежи, в том числе с людьми противоположного пола, показывает, что этот танцевально-коммуникативный опыт считают удачным в 3 раза больше студентов, чем их сверстников, имеющих коммуникативные затруднения. В этом случае занятия танцами имеют психодиагностическое и психотренин-говое влияние, позволяющее уменьшить или устранить возрастные и личностные трудности общения у молодежи.

Проведенный опрос также выявил проблему недостаточности умений самоорганизации при совмещении различных видов деятельности. Для их устранения необходимы как занятия тайм-менеджментом со студентами, так и анализ динамики умений самоорганизации в процессе учебной деятельности и физического воспитания.

Таким образом, танец является эффективным комплексным организационно-образовательным методом воздействия на эмоциональное, психомо-

торное, эстетическое и культурное развитие молодежи. Физическое воспитание с помощью сложнокоординиро-ванной двигательной активности оказывает благотворное нормализующее и интегрирующее влияние на студентов в образовательном пространстве вуза. Позитивное регулирующее влияние танцев на нервно-психические функции особенно важно для повы-

Данные показывают, что двигательные нагрузки на организм в активной фазе занятий танцами оптимальные и находятся на субмаксимальном уровне, оказывая тем самым тренирующее воздействие на мышечную и сердечнососудистую систему. Причем у учащихся колледжа, на 1-1,5 года младших по возрасту, косвенные показатели выносливости ниже, чем у студенток вуза.

Низкая мотивация двигательной активности учащихся препятствует выполнению необходимого объема движений, для достижения которого занятия в спортивном зале должны быть дополнены самостоятельными тренировками. Опросы показывают, что регулярно самостоятельно занимается физическими упражнениями всего 10-15% обучающейся молодежи. Занятия танцами, как показал опыт работы кафедры физического воспитания ИДА, существенно повышает мо-

шения адаптации студентов к учебным нагрузкам, профилактики утомления и переутомления в процессе учебной деятельности.

Нами было проведено пилотное измерение методом пульсометрии с использование кардиомонитора марки «Ро1аг^Т-4™». Обследовано 20 студенток 1-го курса вуза и колледжа. Результаты представлены в табл. 3.

тивацию и удовлетворенность занятиями физической культурой у студентов вуза, при росте в 2-3 раза объема двигательной активности при сочетании обязательных и самостоятельных занятий. Такого разнообразия и объема двигательной активности студентов трудно добиться при выполнении общепринятой программы физического воспитания.

Модернизация учебных программ, по нашему мнению, может и должна идти путем введения двигательно-танцевальных занятий. Эта методика отвечает современным психолого-педагогическим подходам активизации субъектного, заинтересованного, самостоятельного, творческого включения студента в учебный процесс. Одновременно студенты участвуют в эстетической, культурной деятельности, что способствует как психомоторному, так и личностному культурному и профессиональному развитию, ког-

Таблица 3

Функциональные показатели ЧСС во время занятий танцами

Учреждение Число обследованных ЧСС рабочее уд/сек ЧСС максимальное уд/сек Время (мин) удержания пульса в диапазоне 124-170 уд/сек

Вуз 10 144 ± 12,3 183 25

Колледж 10 136 ± 8,5 184 22

да наряду с социализацией происходит интенсивное формирование культурных регуляторов поведения и деятельности, интенсифицируется процесс инкультурации студентов. В конечном счете усвоение культуры движения и поведения формирует культуру здоровья молодежи. Включение в образовательные стандарты по физической культуре нового поколения как значимых вариативных компонентов, танцевально-двигательных программ занятий обоснованно претендует на то, чтобы формировать собственную инновационную нишу в образовательном пространстве вузов, что видно на примере ИДА - одного из пионеров развития этого направления. Совершенство-

вание физического воспитания с помощью танцевально-двигательных программ МГАДА соответствует критериям субъектности, социализации, ин-культурации, психофизического развития, профессионализации, иннова-ционности.

Таким образом, предлагаемое дополнение программ физической культуры танцевально-двигательным учебным блоком направлено на повышение результативности работы по физическому воспитанию в вузах с учетом современных социально-культурных изменений в стране, вызвавших понижение здоровья и психофизических кондиций, ослабление культурных регуляторов жизнедеятельности молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982.

2. Гришина Г.А., Проходовская Р.Ф. Здоровье студента. Иркутск, 2006.

3. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков

средствами физкультуры и спорта. М.: Советский спорт, 2012.

4. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Медицина XXIвека. М.: ОЛМА, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.