Научная статья на тему 'Валентина Александровна Ермакова: служение профессии(к 100-летию саратовской театральной школы)'

Валентина Александровна Ермакова: служение профессии(к 100-летию саратовской театральной школы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Валентина Ермакова / Саратовский театр драмы / Саратовский театральный институт / ученики / спектакли / Фестиваль Ермаковой. / Valentina Ermakova / Saratov Drama Theater / Saratov Theatre Institute / students / performances / Ermakova Festival.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баголей Любовь Николаевна

В статье представлена панорама творческого пути выдающейся актрисы и педагога Валентины Александровны Ермаковой, внесшей значительный вклад в становление и развитие Саратовской театральной школы. В. А. Ермакова (1924–2003) —народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР (1987), профессор, лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Театральная педагогика», общественный деятель — член городского совета депутатов трудящихся,секретарь партийной организации Саратовского театра драмы (с 1978), председатель Саратовского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО), впоследствии союза театральных деятелей (СТД). Автор статьи определяет этапы формирования мастерства Ермаковой как процесс непрерывного профессионального и нравственного совершенствования. Основной акцент делается на творческой биографии актрисы и ее педагогический опыт. В поле исследования включены высказывания знаменитых учеников Валентины Александровны, которые помогают раскрыть феномен практического подхода к формированию духовного, эстетического и личностного роста студентов-актёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valentina Alexandrovna Ermakova: Serving to the Profession (to the 100th Anniversary of Saratov Theater School)

The article describes the creative path of an outstanding actress and teacher Valentina Alexandrovna Ermakova, who made a significant contribution to the formation and development of the Saratov Theater School. V. A. Yermakova (1924–2003) was People's Artist of the USSR, professor and public figure, member of the City Council of Workers' Deputies, secretary of the CPSU organization of the Saratov Drama Theater (since 1978), Chairman of the Saratov branch of the All-Union Theatrical Society, later of the Union of Theater Workers. She has a number of state awards: the State Prize of the RSFSR (1987), the Stanislavsky Prize in the category «Theater pedagogy» and many otheers. The author of the article defines the stages of Yermakova's skill formation as a process of continuous professional and personal improvement focusing on the creative biography of the actress and her teaching experience. The article includes statements of famous actors (pupils of Yermakova), which help to reveal the practical approach to the spiritual, aesthetic and personal development of students.

Текст научной работы на тему «Валентина Александровна Ермакова: служение профессии(к 100-летию саратовской театральной школы)»

Баголей Любовь Николаевна, доцент кафедры мастерства актёра Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Bagoley Lyubov Nikolaevna, Associate Professor at the Acting Department of the Theater Institute of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: Bagoley@mail.ru

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЕРМАКОВА: СЛУЖЕНИЕ ПРОФЕССИИ (К 100-ЛЕТИЮ САРАТОВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

В статье представлена панорама творческого пути выдающейся актрисы и педагога Валентины Александровны Ермаковой, внесшей значительный вклад в становление и развитие Саратовской театральной школы. В. А. Ермакова (1924-2003) — народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР (1987), профессор, лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Театральная педагогика», общественный деятель — член городского совета депутатов трудящихся, секретарь партийной организации Саратовского театра драмы (с 1978), председатель Саратовского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО), впоследствии союза театральных деятелей (СТД). Автор статьи определяет этапы формирования мастерства Ермаковой как процесс непрерывного профессионального и нравственного совершенствования. Основной акцент делается на творческой биографии актрисы и ее педагогический опыт. В поле исследования включены высказывания знаменитых учеников Валентины Александровны, которые помогают раскрыть феномен практического подхода к формированию духовного, эстетического и личностного роста студентов-актёров.

Ключевые слова: Валентина Ермакова, Саратовский театр драмы, Саратовский театральный институт, ученики, спектакли, Фестиваль Ермаковой.

VALENTINA ALEXANDROVNA ERMAKOVA: SERVING TO THE PROFESSION (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF SARATOV THEATER SCHOOL)

The article describes the creative path of an outstanding actress and teacher Valentina Alexandrovna Ermakova, who made a significant contribution to the formation and development of the Saratov Theater School. V. A. Yermakova (1924-2003) was People's Artist of the USSR, professor and public figure, member of the City Council of Workers' Deputies, secretary of the CPSU organization of the Saratov Drama Theater (since 1978), Chairman of the Saratov branch of the All-Union Theatrical Society, later of the Union of Theater Workers. She has a number of state awards: the State Prize of the RSFSR (1987), the Stanislavsky Prize in the category «Theater pedagogy» and many otheers. The author of the article defines the stages of Yermakova's skill formation as a process of continuous professional and personal improvement focusing on the creative biography of the actress and her teaching experience. The article includes statements of famous actors (pupils of Yermakova), which help to reveal the practical approach to the spiritual, aesthetic and personal development of students.

Key words: Valentina Ermakova, Saratov Drama Theater, Saratov Theatre Institute, students, performances, Ermakova Festival.

Профессиональный опыт Саратовского театрального образования, которому в 2020 г. исполнилось 100 лет, опирается на творчество театральных практиков — ведущих актёров и режиссёров Саратовских театров, для которых одним из важных аспектов в становлении творческой личности являлось воспитание преданности театральному делу — направление на самосовершенствование и творческий поиск как ресурс оттачивания актёрского мастерства. Одним из самых знаменитых педагогов Саратовской театральной школы была замечательная саратовская актриса, народная артистка СССР (1981), кавалер ордена Дружбы народов (1986), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), профессор Валентина Александровна Ермакова. Свою жизнь Валентина Александровна посвятила развитию театрального искусства в Саратове, её творческий путь воплощает живую связь времён и преемственность лучших традиций русского театра (фото 1).

С 1971 г. Валентина Александровна преподавала актёрское мастерство сначала в театральном училище имени И. А. Слонова, а потом на театральном факультете Саратовской государственной консерватории. За препо-

Фото 1. Валентина Александровна Ермакова (19242003)

давательскую деятельность Валентина Александровна была удостоена премии имени К. С. Станиславского в номинации «Театральная педагогика» (2002). Имя Валентины Ермаковой хорошо известно в театральном мире. Она была актрисой и педагогом высочайшего уровня. До последних дней своей жизни оставаясь истинной актрисой, она умела разглядеть талант в юных дарованиях и передать им из рук в руки славную актёрскую традицию, науку о служении — сакральное знание о театре, актёре, о базовых закономерностях жизни. Она щедро делилась опытом с учениками, которые являются сегодня ведущими артистами Российских театров, имена и работы многих из её учеников сегодня знает вся страна.

Встреча с Валентиной Александровной для многих становилась судьбоносной. Она оказывала огромное влияние на студентов, прививала могучую тягу к познанию, любовь к истине и давала установку на самосовершенствование. Она демонстрировала учащимся высокую культуру межличностных отношений — справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью. В предисловии к книге «На что ушла моя жизнь» Олег Павлович Табаков (народный артист СССР, художественный руководитель Московского Художественно театра) пишет о Ермаковой: «Она прошла полный курс подъёмов, бед, взлётов и падений. И дело не в том, каких официальных званий она достигла, а в том, что вовремя поняла, что жизнь на ней не кончается, что "серебряный шнур" театра не должен оборваться, что достоинство художника заключается и в том, чтобы сделать всё для передачи его в руки тех, кто приходит после» [3, с. 6]. Сегодня выпускники мастерской Валентины Александровны работают во многих театрах России и за её пределами: Юлия Филиппова в Брянском драматическом театре, Наталья Вавилина в Астраханском театре драмы, Павел Рудаков в Новгородском театре драмы, Анна Вартанян в Санкт-Петербурге в театре имени В. Ф. Ко-миссаржевской, Константин Петрушин в Краснодарском театре драмы, Игорь Поснов в Калужском драматическом театре, заслуженный артист России Владимир Кустарников в Ульяновском театре драмы, Александр Тихонов в Тюменском театре драмы, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Марий Эл, директор Академического русского театра драмы Юрий Синьковский в Йошкар-Оле, Денис Аверьянов в Самарском театре драмы, Маша Горелик в Иерусалимском театре «Микро». В Саратовских театрах служат её выпускники: Владимир Смирнов (театр «Версия»), Андрей Степанов, Любовь Баголей, Валерий Малинин, Олег Клишин (Театр драмы им. И. А. Слонова), заслуженный артист России Игорь Михайлович Баголей (директор Саратовского ТЮЗа им. Ю. П. Киселёва). Среди выпускников Валентины Александровны заслуженная артистка России, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Анастасия Светлова; заслу-

женный артист России Максим Матвеев; заслуженный артист России, актёр театра Наций Владимир Калинов; заслуженная артистка России, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Галина Тюнина и — гордость Валентины Александровны — народный артист России, художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Витальевич Миронов.

Актёрская биография Валентины Александровны является процессом «жизнетворчества», нравственного «самосотворения», пользуясь терминологией Ю. Лот-мана [2]. Юная провинциальная девушка Валентина без труда поступает в Московское театральное училище имени М. С. Щепкина, но выдерживает в чужом городе всего один семестр. Болезнь ног и отёки на фоне голода вынуждают её вернуться в Саратов, где она поступает в студию при Саратовском ТЮЗе под руководством Юрия Петровича Киселёва. Первым педагогом Валентины Александровны по мастерству актёра был Александр Семёнович Чертов, который во время Великой Отечественной войны приехал в Саратов из Вахтанговского театра. А. С. Чертов закончил студию, которая существовала при театре имени Е. Б. Вахтангова у Б. Е. Захавы1, поэтому исповедовал «особый, вахтанговский вариант системы Станиславского, который до сих пор оплодотворяет творческую и педагогическую практику многих деятелей советского театра» [1, с. 57].

Следует отметить, что для театра им. Е. Б. Вахтангова «фундаментом направления как феномена художественной культуры являлась триада слагаемых: идея преображения мира, вытекающая из революционного мировоззрения; опора на мифологическое творчество, корнями уходящее в народную культуру; синтез искусств, синкретизм формы, сплавляющий разные компоненты в органическую целостность» [4, с. 231]. Е. Вахтангов ввёл в театральную эстетику понятие «фантастический реализм», особое внимание уделял развитию сценических жестов, воспринимаемых как «глаза души». Валентина Александровна умело использовала навыки, полученные в театральной студии в период обучения, для создания многочисленных сценических образов. «Александр Семёнович (Чертов) потом в течение всей жизни рассказывал своим многочисленным ученикам, как чётко и точно она умела работать, не теряя импровизационности, с восторгом вспоминал её выразительные руки, её умение фиксировать жест» [5, с. 33] Она наделяла своих персонажей характерными, только им одним присущими жестами. Она умело пользовалась понятием характер и характерность на практике, понимала, что такое пластический рисунок роли. «Она умела, как умеют настоящие артисты, рассказывая о человеке, становиться им на какое-то время <...> и на время становилась пекарихой Пелагеей, и все профессиональные жесты её героинь были так убедительны. И это было в ней от старой актёрской школы. <...> И перевоплощалась не только внутренне, но и внешне. Это теперь мало кто может. Это от многого

1 Ученик Евгения Вахтангова, советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, доктор искусствоведения.

зависит — от школы, от таланта» [3, с. 56]

Будучи студенткой второго курса, Валентина Александровна уже играла роли в театре. С 1948 г. она продолжила работать в качестве актрисы на сцене Саратовского ТЮЗа, где сыграла Любовь Шевцову в спектакле «Молодая гвардия», поставленном Юрием Киселёвым. Н. Свищёва отметила в своей статье, что «молодая актриса была создана для этой роли, в ней она смогла дать всю волю своему таланту и одухотворённой страсти» [3, с. 143]. В том же году состоялась премьера легендарной сказки «Аленький цветочек»2 (1948), который стал для Саратовского ТЮЗа знаковым спектаклем и по сей день идёт в репертуаре театра, являясь его визитной карточкой. За 70 с лишним лет сменилось много Алёнушек, но Ермакова была первой актрисой, которая сыграла эту роль (фото 2). Многие актёрские работы Ермаковой запомнились саратовскому зрителю: это и Варя Бурмина (фото 3) из спектакля «Парень из нашего

Фото 2. Алёнушка в спектакле «Аленький цветочек». Саратовский ТЮЗ (1948 г/

Фото 3. Варя Бурмина в спектакле «Парень из нашего города». Саратовский ТЮЗ (1948 г.)

города» по пьесе К. М. Симонова, и Катя Татаринова в спектакле по роману В. Каверина «Два капитана», и Агния в спектакле по пьесе Н. Островского «Не всё коту масленица», и шекспировская Джульетта (фото 4), и Наташа в «Трёх сёстрах». Её героини были наделены большой внутренней активностью. Для многих Саратовских зрителей её театральные работы стали поводом связать свою жизнь с театром. Олег Табаков признавался, что Валентина Ермакова имеет самое прямое отношение к формированию его первых детских «удивлений», испытанных перед жизнью и театром: «Она играла Алёнушку в "Аленьком цветочке" Саратовского ТЮЗа, и все сказочные преувеличения оказывались уместными; она появлялась Джульеттой в белом венчике на голове и открывала школьнику искусство страсти нежной» [3, с. 6].

Фото 4. Джульетта в спектакле «Ромео и Джульетта». Саратовский ТЮЗ (1952 г.

Со временем актриса выросла из потенциального репертуара театра юного зрителя и была готова к более зрелым ролям. В 1955 г. Ермакова едет работать в Ташкентский русский драматический театр, а через год переезжает в Сталинград (Волгоград) в драмати-

Постановка В. Давыдова.

ческий театр, где главным режиссёром был Николай Александрович Покровский. Покровский открыл ещё одну сторону таланта Валентины Александровны, дав ей попробовать себя в комедийных и характерных ролях. Покровский был первым режиссёром, который осуществил постановку спектакля «Бег» по пьесе М. Булгакова — Ермакова сыграла в нём Серафиму. В 1958 г. Валентине Александровне было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

В сентябре 1960 г. Валентина Александровна вернулась в Саратов, но уже в Театр драмы имени Карла Маркса (ныне имени И. А. Слонова). Здесь она получила большое количество ролей, признание и известность. Можно назвать лишь некоторые из её ролей: Кира («Убийца» И. Шоу), Антонина («Егор Булычёв» М. Горького), Рози-на («Женитьба Фигаро» Бомарше), Лидия («Варвары» М. Горького), Мария («Мария Тюдор» В. Гюго), Наталья Петровна («Месяц в деревне» И. Тургенева) (фото 5), Александра Соколова («Член правительства» Е. Вино-градской), Элинор («Замок Шинон» Д. Голдмена), Селе-стина («Селестина» по пьесе Ф. де Рохаса). В Саратовском театре драмы Ермакова обрела актёрскую зрелость, к ней пришла известность. Но блестящая страница её творческой биографии началась в 1974 г. с приходом в театр драмы режиссёра Александра Дзекуна. В первом же спектакле Дзекуна на саратовской сцене Ермакова создаёт образ Реджины Гидденс в спектакле «Лисички» по пьесе Л. Хеллман. «В центре внимания актрисы в "Лисичках" стал не конкретный характер, а образ, — делится впечатлением Н. Свищева. — Вероятно, это стремление всегда жило в ней. Воплощению его раньше мешали и собственная инерция, и инерция партнёров, и, главное, инерция режиссёров, их приверженность традиционным, а в сущности, устаревшим, выхолостившимся формам. Спектакль Дзекуна предлагал новый взгляд на многие вещи, в том числе и на актёра» [3, с. 145].

Фото 5. Наталья Петровна в спектакле «Месяц в де-зевне». Саратовский театр драмы (1975 гу

С одной стороны, Валентина Александровна владела ярко выраженной техникой театральной выразительности, с другой, она наделяла театральные образы богатым человеческим «нутром», используя яркую театральность для выражения внутреннего содержания. На актрису такого уровня Дзекун решается ставить «Гекубу» Еврипида. И Ермакова доказывает, что готова к высочайшей вершине театрального искусства — трагедии. Ермакова использует весь актёрский опыт и техническую оснащённость — пластику, невероятно яркие жесты, сильный темперамент, умение работать с гекзаметром, — находит приподнятость и разнообразие психологических характеристик в тексте, умело работает с ритмом.

Следует отметить, что Валентина Александровна занималась развитием театрального искусства в Саратове как актриса, педагог и общественный деятель. Она была долгие годы секретарём партийной организации Саратовского театра драмы (с 1981), была председателем Саратовского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО), которое впоследствии было переименовано в Союз Театральных деятелей (СТД). В 1969 г. была выбрана в городской совет депутатов трудящихся, в 1980 г. была избрана вторично. Благодаря руководящей должности ей не раз приходилось спасать театр от многих глупостей и недальновидных решений. В общественную жизнь Валентина Александровна, как многие творческие люди того времени, пошла не столько из желания делать карьеру, сколько из необходимости отстаивать творческие взгляды и принципы. Не все принимали образ жизни Валентины Александровны. Её боялись, боготворили и ненавидели, но она была всегда искренней в своих действиях. В одном из интервью ГТРК «Саратов» Ермакова объяснила, что обнаружила в себе предрасположенность к партийной работе исключительно из желания «сделать что-то для партии, для своей страны» и, разделяя идеи своих родителей, членов партии, была убеждена, что «много было тех, кто жил искренне, искренне верил, и социализм хотел построить правильный. Без ошибок» [3, с. 33].

Понимание противоречивости времени, в котором пришлось жить, помогало Валентине Александровне в работе. В 1975 г. в театре драмы прошла премьера спектакля «Жили-были мать да дочь» по повестям Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька» (режиссёр Александр Дзекун), за который в 1984 г. Ермакова и Дзекун были удостоены Государственной премии СССР. Спектакль «Жили-были мать да дочь» вскрывал страшные смысловые пласты своего времени. Это история о трагическом пути разрушения русской деревни, о великом подвиге русской бабы, о системе, которая выпивает из человека все силы; история про труд, который вместо радости превращается в проклятье, про рабскую зависимость трудящегося человека от крючкотворства бухгалтера. Ермакова создаёт на сцене противоречивый образ. С одной стороны, её героиня — деревенская пекариха Пелагея — талантливый человек, которому природа дала способность к созиданию и бесконечное трудолюбие

77

(фото 6). С другой стороны, Пелагея живёт по законам, где выживает сильнейший, и Ермакова с этой позиции оправдывает свою героиню. Она показывает человека, в котором собственнический инстинкт объясняется страхом остаться голодным, голым, босым, желанием обеспечить жизнь дочери. В результате накопление превращается в смысл жизни.

Фото 6. Пелагея в спектакле «Жили-были мать да дочь». Саратовский театр драмы (1984 г.'

Фото 7. О. И. Янковский (Мишем) и В. А. Ермакова (герцогиня Мальборо) в спектакле «Стакан воды». Саратовский театр драмы (1968 г."

Валентина Александровна смело шла на риск, работала на грани возможного. Давая оценку созданным ею образам, можно сформулировать общую тему её творчества как невостребованность мощного внутреннего мира женщины. Сценические героини Валентины Александровны были отчаянными бойцами, ради достижения цели они были готовы к предательству, вероломству, коварству, но, наконец, приходили к пониманию бесполезности усилий, борьбы будь то Герцогиня Мальборо из «Стакана воды» Скриба (фото 7) или крестьянка Пелагея Амосова из спектакля «Жили-были мать да дочь» по роману Ф. Абрамова, которую считают вершиной актёрской карьеры В. А. Ермаковой. Ермакова наделяла всех своих героинь трагическим смыслом, поэтому воплощённые ею персонажи были так притягательны.

За годы работы преподавателем актёрского мастерства Валентина Александровна выпустила 5 курсов. Студенческие дипломные спектакли она ставила на сценах Саратовского театра драмы и ТЮЗа. Спектакли пользовались огромным зрительским успехом. Дипломные спектакли мастерской В. А. Ермаковой:

— выпуск 1986 г.: А. Островский «Бешеные деньги»,

}

Д. Вассерман «...А этот выпал из гнезда»;

— выпуск 1990 г.: А. Островский «Бедность — не порок», Ж. Ануй «Оркестр», И. Фридберг «Арена»;

— выпуск 1998 г.: О. Уальд «День рождения инфанты», Б. Шоу «Избранники судьбы», М. Горький «Дети», Г. Горин «Кин IV»;

— выпуск 2002 г.: А. Пушкин «Дон Гуан», Г. Горин «Королевские игры», Г. Бламстейн «Божий клоун».

Валентина Александровна уделяла огромное внимание подбору сценического материала, в котором студент мог существовать ярко, мощно и драматично. В дипломных спектаклях она уделяла большое внимание пластическому решению образа, выстраивала мизансцены и делала это мастерски, каждая мизансцена являлась психологическим оправданием того или иного диалога, сцены. Часто видя беспомощность студентов, показывала, как надо играть. Она требовала максимального эмоционального включения и предельной искренности. Возможность пропустить репетицию, мастерство исключалась — она сама не болела и другим не позволяла. Подражая ей, ученики невольно формировались духовно гармоничными, способными к решению профессиональных задач любой сложности. Галина Тюнина, вспоминая студенческие годы, отметила, что В. А. Ермакова прежде всего была актрисой и обладала врождённой актёрской природой, «и школу свою, школу жизни, она передавала из себя. Всё, что она прошла, чему научилась сама, на своём собственном опыте отношений с режиссёрами и актёрами, она передавала лично каждому. Не то что бы у неё была разработана система или метод. Она просто и буквально рассказывала тебе свои тайны» [3, с. 106].

Воспоминания Максима Матвеева сконцентрированы на отношении Ермаковой к работе, на необычайной ответственности мастера, которая заставляла её появляться за кулисами за два часа до спектакля, чтобы настраиваться. Это «особое отношение к актёрскому делу» передавалось её ученикам, став одним из главных заветов, без которого «невозможно добиться настоящей глубины, и любви» [3, с. 139], и формируя убеждение

78

о недопустимости циничного отношения к профессии. По сей день чувство ответственности перед Валентиной Александровной помогает Матвееву в работе, он признаётся: «Вспомнишь про неё — и как-то сразу подбираешься, подтягиваешься, спина выпрямляется — и ты готов к выходу на сцену» [3, с. 142].

Игорь Баголей, поделившись воспоминаниями о Валентине Ермаковой, отметил, что «от неё исходило доверие, но, чтобы это доверие заслужить, нужно было пройти её школу — школу мужества, если можно, так сказать. Потому что она приучала к тому, что театр — это место, где нужно уметь держать удар» [3, с. 127]. Она учила жить на высоком градусе. Для неё самым важным была работа, работа, работа (фото 8).

Фото 8. В. А. Ермакова и А. И. Дзекун на занятиях в театральном училище

Валентины Александровны нет с нами уже 18 лет, но память о ней хранится в работах её учеников, которые продолжают служение театральной традиции, заложенной великим мастером.

В 2012 г. стартовал Фестиваль Саратовской театральной школы имени В. А. Ермаковой. Изначально фестиваль задумывался с целью подведения итогов научной и художественно-творческой деятельности театрального института. Сегодня цели и форма фестиваля расширяются. В 2019 г. состоялся III «Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени народной артистки СССР В. А. Ермаковой», который включил: показ дипломных спектаклей студентов театрального института, показ спектаклей выпускников Саратовской театральной школы, которые успешно работают в различных театрах России и зарубежья, мастер-классы и научно-практические конференции, конкурс студенческих работ малых

форм театральных вузов России «Театральные фрагменты». Сегодня в задачи фестиваля входят: популяризация Саратовского театрального образования, сохранение традиций, изучение современных систем актёрского образования, активизация культурной жизни Саратова и работа с потенциальными абитуриентами. Одной из важнейших задач остаётся стремление сохранить тот «ген» служения искусству, который был открыт В. А. Ермаковой. Поэтому необходимо донести до тех, кто придёт после нас, что служение профессии стало образом жизни наших педагогов, способом выражения мудрости, накопленной человечеством, что служение — это единственный способ вырваться из плена дилетантизма и стать настоящим профессионалом.

Портрет В. А. Ермаковой хотелось бы завершить словами её ученика, народного артиста России, художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова: «Конечно, Валентина Александровна была очень одинока. Думаю, с ней было очень сложно именно потому, что она была таким сильным и темпераментным человеком, и так фанатично преданным театру. У неё не было и не могло быть личной жизни. В том смысле, что её личной жизнью был театр. Это тоже на меня наложило отпечаток. С этим крестом либо так, либо никак. Нельзя работать артистом до шести вечера. Или, наоборот, работать им с шести до девяти. А дальше идти домой. Невозможно. Нет — All the time» [5, с. 104]. Многим запомнилась её неизменная позиция: «Только не ждите, что кто-то придёт и скажет вам — спасибо. Просто работайте и всё» (фото 9).

Фото 9. В. А. Ермакова и её последний курс 2002 г. Крайний слева — Максим Матвеев

СПАСИБО, Валентина Александровна!

Литература

1. Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М.: Всероссийское театральное общество, 1982. 402 с.

2. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987.

336 с.

3. На что ушла моя жизнь: Книга о Валентине Ермаковой / Составитель и редактор О. Харитонова. М.: Новое литературное

79

обозрение, 2010. 160 с. 5. Чертова Т. А. Рыцарь театра. Саратов: Аквариус, 2008.

4. Смирнов-НесвицкийЮ. А. Вахтангов. Л.: Искусство, 1987. 152 с. 248 с.

References

1. Zahava B. E. Vospominaniya. Spektakli i roli. Stat'i [Memories. tel' i redaktor O. Haritonova. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, Performances and roles. Articles]. M.: Vserossijskoe teatral'noe 2010. 160 p.

obshchestvo, 1982. 402 p. 4. Smirnov-Nesvitskij Y. A. Vahtangov [Vakhtangov]. L.: Iskusst-

2. Lotman Y. M. Sotvorenie Karamzina [Creation of Karamzin]. vo, 1987. 248 p.

M.: Kniga, 1987. 336 p. 5. Chertova T. A. Rytsar' teatra [Knight of the Theater]. Saratov:

3. Na chto ushla moya zhizn': Kniga o Valentine Ermakovoj Akvarius, 2008. 152 p. [What took my life: A book about Valentina Ermakova] / Sostavi-

Информация об авторе

Любовь Николаевна Баголей E-mail: bagoley@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Lyubov Nikolaevna Bagoley E-mail: bagoley@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.