Научная статья на тему 'Саратовская театральная школа'

Саратовская театральная школа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюция театральной жизни Саратова / ведущие театры / вклад в киноискусство России. / evolution of Saratov theatrical life / leading theaters / contribution to Russian cinema.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демченко Александр Иванович, Фомина Зинаида Васильевна

Истоки драматического театра на Саратовской земле обнаруживаются в конце XVIII века, когда в крупных дворянских имениях создавались крепостные труппы. В начале XIX столетия в Саратове возникают первые городские театры. Об уровне артистических сил к концу этого века говорят имена выдающихся актёров, выступавших тогда на саратовской сцене (П. Стрепетова, М. Савина, В. Качалов и другие). С начала ХХ столетия устанавливается режим стабильно работающих стационарных государственных театров, которые открываются не только в Саратове, но и в ряде других городов области. В центре зрительского внимания с тех пор находятся Театр драмы и Театр юного зрителя. Большую роль в становлении и развитии первого из них сыграл актёр и режиссёр И. Слонов, а с середины 1970-х годов режиссёр А. Дзе́кун. Ключевой фигурой для судьбы Театра юного зрителя явился режиссёр Ю. Киселёв, преемником которого стал Ю. Ошеров. История театрального образования городе берёт своё начало с 1920 года, когда были созданы Высшие государственные мастерские театрального искусства, преобразованные затем в Театральный техникум, а ещё позже в Саратовское театральное училище, на базе которого в 1983 году был открыт театральный факультет, вошедший в состав Саратовской консерватории — ныне Театральный институт. Свой примечательный вклад сделала художественная культура Саратова и в киноискусство страны: один из основоположников отечественной научно-популярной кинематографии А. Згуриди, актёры И. Мозжухин, Б. Бабочкин, Б. Андреев, О. Табаков, О. Янковский, Е. Миронов и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saratov Theater School

The origins of drama theater in Saratov could be traced to the late XVIII century, when serf theatre companies were formed in large noble estates. At the beginning of the XIX century, the first city theaters appeared in Saratov. The names of such outstanding actors as P. Strepetova, M. Savina, V. Kachalov who performed on the Saratov stage speak for the level of the city theatre. Since the beginning of the twentieth century permanent state theaters have been established in Saratov as well as in some other cities of the region. Since then, the Drama Theater and the Theater of Young Spectator have been in the center of the audience's attention. An important contribution to the formation and development of the Drama Theatre was paid by the actor and director I. Slonov, and since the mid-1970s by the Director A. Dzekun. The key figure of the Theater of Young Spectator was the Director Yu. Kiselev later succeeded by Yu. Osherov. The history of theater education in the city dates back to 1920, when the Higher state theater workshops were opened in Saratov. Then they were transformed into a Theater College, and later into the Saratov theater college which formed the basis for the Theater Department opened in 1983. Now it is the Theater Institute of the Saratov Conservatoire. Saratov also made a remarkable contribution to the country's cinematography: names of documentary director A. Zguridi, actors I. Mozzhukhin, B. Babochkin, B. Andreev, O. Tabakov, O. Yankovsky, E. Mironov, and many others are closely connected with Saratov theatre school.

Текст научной работы на тему «Саратовская театральная школа»

Демченко Александр Иванович, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, главный научный сотрудник и руководитель Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Demchenko Alexander Ivanovich, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Chief Researcher of Center for complex artistic research of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: alexdem43@mail.ru

Фомина Зинаида Васильевна, доктор философских наук, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Fomina Zinaida Vasilyevna, Dr. Sci (Philosophy), Professor of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: zinaf33@yandex.ru

САРАТОВСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА

Истоки драматического театра на Саратовской земле обнаруживаются в конце XVIII века, когда в крупных дворянских имениях создавались крепостные труппы. В начале XIX столетия в Саратове возникают первые городские театры. Об уровне артистических сил к концу этого века говорят имена выдающихся актёров, выступавших тогда на саратовской сцене (П. Стре-петова, М. Савина, В. Качалов и другие). С начала ХХ столетия устанавливается режим стабильно работающих стационарных государственных театров, которые открываются не только в Саратове, но и в ряде других городов области. В центре зрительского внимания с тех пор находятся Театр драмы и Театр юного зрителя. Большую роль в становлении и развитии первого из них сыграл актёр и режиссёр И. Слонов, а с середины 1970-х годов режиссёр А. Дзекун. Ключевой фигурой для судьбы Театра юного зрителя явился режиссёр Ю. Киселёв, преемником которого стал Ю. Ошеров. История театрального образования в городе берёт своё начало с 1920 года, когда были созданы Высшие государственные мастерские театрального искусства, преобразованные затем в Театральный техникум, а ещё позже в Саратовское театральное училище, на базе которого в 1983 году был открыт театральный факультет, вошедший в состав Саратовской консерватории — ныне Театральный институт. Свой примечательный вклад сделала художественная культура Саратова и в киноискусство страны: один из основоположников отечественной научно-популярной кинематографии А. Згуриди, актёры И. Мозжухин, Б. Бабочкин, Б. Андреев, О. Табаков, О. Янковский, Е. Миронов и многие другие.

Ключевые слова: эволюция театральной жизни Саратова, ведущие театры, вклад в киноискусство России.

SARATOV THEATER SCHOOL

The origins of drama theater in Saratov could be traced to the late XVIII century, when serf theatre companies were formed in large noble estates. At the beginning of the XIX century, the first city theaters appeared in Saratov. The names of such outstanding actors as P. Strepetova, M. Savina, V. Kachalov who performed on the Saratov stage speak for the level of the city theatre. Since the beginning of the twentieth century permanent state theaters have been established in Saratov as well as in some other cities of the region. Since then, the Drama Theater and the Theater of Young Spectator have been in the center of the audience's attention. An important contribution to the formation and development of the Drama Theatre was paid by the actor and director I. Slonov, and since the mid-1970s by the Director A. Dzekun. The key figure of the Theater of Young Spectator was the Director Yu. Kiselev later succeeded by Yu. Osher-ov. The history of theater education in the city dates back to 1920, when the Higher state theater workshops were opened in Saratov. Then they were transformed into a Theater College, and later into the Saratov theater college which formed the basis for the Theater Department opened in 1983. Now it is the Theater Institute of the Saratov Conservatoire. Saratov also made a remarkable contribution to the country's cinematography: names of documentary director A. Zguridi, actors I. Mozzhukhin, B. Babochkin, B. Andreev, O. Tabakov, O. Yankovsky, E. Mironov, and many others are closely connected with Saratov theatre school.

Key words: evolution of Saratov theatrical life, leading theaters, contribution to Russian cinema.

Саратов по праву гордится исключительной по числу и разнообразию плеядой ярких актёрских индивидуальностей — тех, которые родились, учились и играли на театральных сценах нашего города. Это касается любой из сфер актёрского искусства, будь то драматический театр, музыкальный театр или кинематограф.

Для примера можно назвать четыре крупнейшие фигуры, в равной мере прославившиеся как на театральных подмостках, так и на киноэкране: Борис Бабочкин, Олег Табаков, Олег Янковский, Евгений Миронов.

К сожалению, литература о саратовской театральной школе пока что весьма невелика. Преобладают книги, посвящённые отдельным деятелям [2, 8, 9, 11,

13], мемуары [10] или статьи, только по касательной затрагивающие её историю [7]. Более широко освещена музыкально-театральная деятельность [1, 3, 12, 14]. И только изредка встречаются издания, претендующие на достаточную полноту охвата театральной жизни [4, 15], среди которых выделяются труды В. Дьяконова [5, 6]. Предлагаемая статья — из числа опытов подобного рода.

Истоки драматического театра на Саратовской земле обнаруживаются в конце XVIII века, когда в крупных дворянских имениях создавались крепостные труппы. Этим были известны усадьбы Куракиных, Голицыных, Нарышкиных, Столыпиных, Бахметьевых, Кожиных.

В начале XIX столетия по инициативе Г. Гладкова, а затем губернатора А. Панчулидзева в Саратове возникают первые городские театры. Их репертуар отвечал самым взыскательным требованиям: «Гамлет» и «От-елло» Шекспира, «Разбойники» и «Вильгельм Телль» Шиллера, драмы Пушкина и Лермонтова, комедии Мольера и Фонвизина, пьесы Грибоедова и Гоголя.

В середине XIX века в городе работали два профессиональных театра — городской и загородный (летний), а к 1870 году действовало уже четыре — два зимних и два летних. Это был период многочисленных, сменявших друг друга театральных антреприз (наибольший след оставили товарищества П. Медведева, В. Горин-Горяй-нова, М. Бородая, Н. Собольщикова-Самарина).

К концу XIX столетия настоятельно вынашивалась идея общедоступной сцены, и в 1897 году был открыт Народный театр, в котором для самой широкой аудитории регулярно, 3-4 раза в неделю, шли драматические спектакли.

К тому времени общая театральная афиша Саратова была весьма впечатляющей: помимо классики — давней и недавней (от Шекспира и Гоголя до Островского, Льва Толстого и Сухово-Кобылина), новая и новейшая драматургия (А. Чехов, М. Горький — почти все их пьесы, Л. Андреев и Г. Ибсен, Г. Гауптман, Г. Зудерман).

Об уровне артистических сил красноречиво говорит большой перечень выдающихся актёров, выступавших тогда на саратовской сцене. Выделим три имени.

Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (18501903) первая в театре раскрыла глубину переживаний и духовную силу русской женщины. Свойственные ей искренность, исключительная эмоциональность, бурный темперамент оставили неизгладимый след в театральной жизни России.

Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы («Горькая судьбина» Писемского) и Катерины («Гроза» Островского). А. Островский писал: «Как природный талант, это явление редкое, феноменальное. Её среда — женщины низшего и среднего классов общества; её пафос — простые, сильные страсти».

Талант Стрепетовой в полной мере раскрылся именно в Саратове, где она выступала в 1870-е годы и где её по-настоящему заметили и оценили.

Мария Гавриловна Савина (1854-1915) стала ведущей актрисой саратовской сцены в 1873 году. Она ярко воплотила черты волевого, деятельного, жизнеутверждающего характера своих современниц, смелость и глубину их чувств. В совершенстве владела искусством сжатой, исчерпывающей характеристики персонажа, которую отличала острота и филигранная отточенность.

Начиная с комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше», А. Островский доверял ей исполнение главных ролей почти во всех своих новых пьесах. В числе других вершин её искусства — Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя), Верочка и Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева).

Василий Иванович Качалов (1875-1948) после Сара-

това играл с 1900 года в МХТ. Это был актёр высокой интеллектуальной культуры, огромного сценического обаяния. Острый аналитик, художник философского восприятия жизни, он основывал своё искусство не только на силе эмоционального воздействия, но и на темпераменте мысли, на способности воспроизвести драму сознания, раскрыть конфликты идей и убеждений, владеющих его героями.

Не замыкаясь в рамках определённого амплуа, создавал яркие, характерные образы, исполненные то высокого драматизма, то комедийной остроты и тонкого юмора. Среди лучших ролей: Гамлет и Юлий Цезарь («Гамлет» и «Юлий Цезарь» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Берендей и Глумов («Снегурочка» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Иван («Братья Карамазовы» Островского), Тузенбах и Трофимов («Три сестры» и «Вишнёвый сад» Чехова), Барон («На дне» Горького), Бранд («Бранд» Ибсена), Иоганн Фокерат («Одинокие» Гауптмана), Вершинин

(«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова).

***

С начала ХХ века устанавливается режим стабильно работающих стационарных государственных театров, которые открываются не только в Саратове, но и в ряде других городов области. На рубеже нынешнего столетия к ним присоединились муниципальные артистические коллективы малого «формата» (например, в Саратове — «АТХ», «Версия», «Балаганчикъ», Театр пластической драмы и «Самокат», который стал первым в стране профессиональным театром магии и фокусов).

В центре зрительского внимания с давних пор находятся два театра, по достоинству получившие звание академических — Театр драмы и Театр юного зрителя.

Театр драмы — один из старейших театров страны, ведущий свою историю с 1803 года. Он всегда оставался верным лучшим традициям русского театрального искусства, окончательно сформировался в 1920-е годы как один из лучших в провинции России. Нынешнее здание театра открыто в 1968-м.

Большую роль в становлении и развитии Театра драмы сыграл актёр и режиссёр Иван Артемьевич Слонов (1882-1945). Впервые вышел на сцену в 1903 году, с 1915-го в Саратове, которому он отдал три самых плодотворных десятилетия своей жизни, став одним из выдающихся деятелей театральной провинции.

В общей сложности в его актёрском активе было свыше 400 самых разноплановых ролей классического и современного репертуара. Лучшими считались Гамлет («Гамлет» Шекспира), Фердинанд («Коварство и любовь» Шиллера), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Фёдор Иоаннович («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Карандышев и Мурзавецкий («Бесприданница» и «Волки и овцы» Островского), Раскольников («Преступление и наказание» Достоевского), Протасов («Живой труп» Л. Толстого), Вершинин («Три сестры» Чехова), Желтков («Гранатовый браслет» Куприна), Тот («Тот,

кто получает пощёчины» Андреева).

Большое впечатление производили его точные, артистически выполненные зарисовки исторических лиц — Пушкин, Кутузов, Брусилов, Чапаев и особенно Николай I («Декабристы» Лернера).

Как актёра, Слонова отличали эмоциональная сила, яркий темперамент, искренность и непосредственность исполнения. Он мастерски сочетал интенсивность чувств с тонким психологическим анализом. Для него была характерна детальная разработка рисунка роли, его строгость, чёткость и выразительность. Одна из улиц центральной части Саратова носит имя И. А. Слонова, и в 2003 году оно было присвоено Театру драмы.

Ввиду неординарных качеств творческой личности, Слонов с самого начала фактически являлся художественным руководителем Саратовского театра. Помимо постановки ряда спектаклей («Гроза» и «Лес» Островского, «Живой труп» Л. Толстого, «Любовь Яровая» Тренёва, «Аристократы» Погодина и др.), он неустанно работал над формированием единого исполнительского стиля в коллективе.

Благодаря ему на необходимую высоту поднялась режиссура, целенаправленной стала репертуарная политика, по его настоянию назначались режиссёры и приглашались актёры. Благодаря усилиям Слонова и его единомышленников с 1930 года Театр драмы переживал расцвет. В это время на его сцене выступали Б. Андреев, Е. Астахова, С. Бржевский, А. Василевский, Н. Гурская, П. Карганов, С. Муратов, Г. Несмелов, А. Петрова, М. Рудина, Г. Сальников, Д. Смирнов. В. Соболева, Е. Степная, Д. Степурина, А. Стрижова и др.

В последующей истории Театра драмы заметно выделился период, когда в его стенах два десятилетия работал режиссёр Александр Иванович Дзёкун (род. 1945). С середины 1970-х и по середину 1990-х годов он поставил свыше 50 спектаклей разных жанров — от классической трагедии до фарса.

Среди них наибольшую известность получили «Гекуба» Еврипида, «Макбет» Шекспира, «Ревизор» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дядюшкин сон» Достоевского, «Чайка» Чехова, «Чудаки» Горького, «Собачий вальс» Андреева, «Фортуна» Цветаевой, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Багровый остров» Булгакова, «14 красных избушек», «Христос и мы» и «Чевенгур» А. Платонова, «Жили-были мать да дочь» Абрамова, «Лисички» Хеллман, «Великолепный рогоносец» Кроммелинка, «Ужасные родители» Кокто, «Додо» Петона, «Крематор» Фукса, «Брат мой Чичиков» Садур.

Приведённый перечень красноречиво демонстрирует кардинальное расширение репертуара главным образом за счёт современной драматургии. Дзекун стремился к созданию зрелищного театра острой формы, тяготеющего к гротеску, условности. Его постановкам были присущи глубокая разработанность материала, строгость и лаконизм сценических средств выразительности. В своём поиске он опирался преимущественно на многоплановых актёров из творческой молодёжи.

Работы Дзекуна вызвали широкий резонанс, они заставили говорить критику о Саратовском театре драмы как о ярком, самобытном явлении в театральной жизни России.

Во второй половине ХХ века ядро труппы на разных этапах составляли Н. Алисова, Г. Аредаков, В. Аукшты-кальнис, Г. Банников, Р. Белякова, А. Галко, Л. Гришина, В. Ермакова, В. Калисанов, Ю. Каюров, Е. Колоградский, Н. Мерц, А. Михайлов, Л. Муратова, Ю. Сагьянц, С. Соснов-ский, В. Федотова, Л. Шутова, Я. Янин, О. Янковский и др. Сегодня в репертуаре театра активно заняты И. Баго-лей, Е. Блохина, Э. Данилина, В. Мамонов. В. Назаров, Е. Торгашова.

Театр юного зрителя является старейшим в стране и мире профессиональным детским театром. Он был открыт в 1918 году как Драматический школьный театр спектаклем «Синяя птица» Метерлинка. На исходном этапе его репертуар составляли произведения русской и зарубежной классики.

В 1937-м коллектив получает здание, которое является памятником архитектуры модерна (1903), втрое увеличивает состав труппы и значительно обогащает все творческие силы. Ставятся спектакли для аудитории разного возраста — от сказок («Конёк-горбунок» Ершова, «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Красная шапочка» и «Снежная королева» Шварца) до пьес проблемной тематики («Скупой» и «Проделки Скапена» Мольера, «Недоросль» Фонвизина, «Бедность не порок» Островского). В 2011 году открылось новое здание ТЮЗа.

С 1943 по 1996 годы во главе театра стоял Юрий Петрович Киселёв (1914-1996), и это была целая эпоха в истории коллектива. До Саратова он окончил студию при Московском камерном театре А. Я. Таирова, сценическую деятельность начал с 1930 года, работал в молодёжных театрах Москвы и ряда других городов страны.

В Саратове поставил 132 спектакля, в том числе «Осада Лейдена» Штока, «Алёша Пешков» Груздева и Форш, «Три сестры» Чехова, «В дороге» Розова, «Обыкновенная история» Гончарова, «Традиционный сбор» Розова, «Сказ о времени далёком и близком» Акулова, «Мальчики» Розова, «Валентин и Валентина» Рощина, «В списках не значился» Васильева, «Никто не поверит» Полонского, «Гнездо глухаря» Розова, «Вечный муж» Достоевского, «Маленький лорд Фаунтлерой» Бернет (список приведён в хронологическом порядке с 1944 по 1996 год).

Выдающийся режиссер выработал принципы того, что стали обозначать как «семейный театр» или «театр-дом», и особой эстетики театрального искусства, адресованного в первую очередь юношеской аудитории, в соответствии с чем творческая платформа и репертуар получили отчётливо педагогическую направленность.

Под его руководством Саратовский ТЮЗ стал одним из лучших детских театров страны. Киселёв являлся одним из основателей и активных деятелей Международной ассоциации детских театров. Юрий Петрович обладал также уникальным талантом педагога, воспитал несколько поколений талантливых актёров

(среди его лучших учеников — З. Спирина, В. Ермакова, С. Лаврентьева, Ю. Ошеров, В. Краснов, Т. Джураева). Имя Ю. П. Киселёва носит одна из улиц города, и оно присвоено Саратовскому ТЮЗу.

Гордость театра в разные годы составили актёры О. Балакин, В. Краснов, О. Кутина, С. Лаврентьева, Т. Лыкова, В. Начинкин, В. Немцева, Ю. Ошеров, Н. Пантелеева, Е. Росс, А. Соловьёв, З. Спирина, Г. Цинман.

С 1995 года главным режиссёром театра являлся Юрий Петрович Ошеров (1942-2019). С 1963 года и до последних дней выступая в качестве актёра (более 70 разноплановых ролей), он уже с 1972-го ставил спектакли (более 30), среди которых выделяются «Маленькая Баба-Яга» Пройслера, «Приключения Незнайки» Носова, «Сотворившая чудо» Гибсона, «Семь суббот на неделе» Маара, «Волшебное зелье» Есилевской, «Много на свете не княжеских детей...» Достоевского, «Строитель Сольнес» Ибсена, «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Конёк-горбунок» Прокофьевой и Са-пгира, «Мальчики» Розова, «Дюймовочка» Андерсена, «Серенький К.» Ольшанского, «Тряпичная кукла» Гибсона (отмечены постановки с 1980 по 2014 год).

И уже с 1969 года Ю. П. Ошеров вёл педагогическую работу. Несколько выпусков молодых актёров из его

мастерской сегодня составляют основу труппы театра.

***

Саратовская театральная школа — из старейших в России. Однако история театрального образования в нашем городе берёт своё начало только с 1920 года, когда были созданы Высшие государственные мастерские театрального искусства. В 1923-м они преобразованы в Театральный техникум, несколько позже переименованный в Саратовское театральное училище.

Этот начальный период был связан прежде всего с преподавательской деятельностью И. А. Слонова, который возглавил местную театральную школу, заложив её большие традиции. В 1933 году, в 30-летний юбилей сценической деятельности Слонова, его имя (ещё прижизни!) было присвоено Театральному училищу.

За довоенное время саратовская театральная школа дала стране множество известных актёров театра и кино, в том числе народных артистов СССР Б. Андреева и Р. Ершова, народного артиста РСФСР Г. Сальникова.

В связи с начавшейся Великой Отечественной войной училище было закрыто. Вновь открыто в 1960 году, в 1965-м ему возвращено имя И. А. Слонова.

Здесь работали народные артисты СССР В. Ермакова и Ю. Киселёв, народные артисты России А. Галко, Г. Ареда-ков и Р. Белякова, заслуженные деятели искусств России В. Давыдов, Д. Лядов и Г. Банников, заслуженные артисты России А. Василевский, А. Быстряков и Ю. Сагьянц. В преподавании они опирались на традиции актёрской школы русского театра, заложенные К. С. Станиславским и продолженные И. А. Слоновым и его соратниками.

Выпуски этого времени дали театру и кинематографу таких мастеров, как народный артист СССР О. Янковский, народные артисты России Г. Аредаков, А. Хаустов,

Г. Мадзяева, Т. Шкрабак, Л. Коршунова, Е. Миронов, В. Качурина, С. Сосновский, В. Федотова, Т. Кондратьева и многие другие.

В 1983 году на основе имеющего богатейшие традиции Саратовского театрального училища имени И. А. Слонова был открыт театральный факультет, вошедший в состав Саратовской консерватории — таким образом, среднее театральное образование естественно переросло в высшее.

В 2008-м он отметил своё 25-летие, а в 2010 году реорганизован в Театральный институт Саратовской консерватории, что своей целью имело ещё более упрочить позиции саратовской театральной школы, превратить эту образовательную структуру в настоящую творческую лабораторию, дать импульс к открытию новых специальностей.

Возглавляла факультет со дня его основания Наталья Петровна Горюнова, она же стала директором Института.

Театральный институт осуществляет подготовку по специальностям «Артист драматического театра и кино», «Артист театра кукол», «Артист музыкального театра» и имеет три кафедры — мастерства актёра, сценической речи и пластического воспитания.

Кафедра мастерства актёра создана в 1984 году. Её заведующей со дня основания является народная артистка России Римма Ивановна Белякова. Она окончила школу-студию МХАТ у О. Н. Ефремова, с 1968-го в Саратовском театре драмы сыграла более 40 ролей: Нина («Маскарад»), Ольга («Три сестры»), Настасья Филипповна («Идиот») и др. Снималась в кино. Преподавать начала с 1970 года в Саратовском театральном училище, за годы работы в Театральном институте выпустила более десяти актёрских курсов, поставила свыше тридцати дипломных спектаклей, часть которых находилась в репертуаре саратовских театров.

В разные годы на кафедре преподавали народная артистка СССР В. Ермакова, народные артисты России А. Галко, Г. Аредаков, Ю. Ошеров, А. Соловьёв и Т. Кондратьева, заслуженные деятели искусств России Г. Банников и Г. Шугуров, заслуженные артисты России А. Кузнецов, Э. Данилина, В. Мамонов, И. Баголей и др. В большинстве своём это театральные личности, получившие широкое общественное признание, удостоенные различных почётных наград, обладающие огромным опытом актёрской работы и режиссуры.

Многие из них начинали свой педагогический путь ещё в Театральном училище имени И. А. Слонова: лауреат Государственной премии России Валентина Александровна Ермакова (1924-2003) с 1972 года, Владимир Захарович Федосеев (1932-2010) — с 1973-го, «Лучший актёр года» (по версии журнала «Театральная жизнь» за 1988 год), лауреат Международной премии К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» Александр Григорьевич Галко (1938-2016) — с 1978-го, художественный руководитель Академического театра драмы имени И. А. Слонова Григорий Анисимович Аредаков — с 1983-го.

Пожалуй, раньше всех (с 1968 года) начал работать в Театральном училище Георгий Петрович Банников (1928-2010), который с 1981-го являлся художественным руководителем и главным режиссёром Саратовского театра оперетты и за четверть века поставил все значительные классические и современные оперетты. Он был инициатором создания в Театральном институте отделения «Артист музыкального театра», возглавлял его и выпустил около 50 артистов, работающих в различных театрах и концертных организациях.

Несколько позднее было создано одно из лучших в стране отделение театра кукол, которым руководит лауреат фестиваля «Золотой Арлекин» Татьяна Петровна Кондратьева.

На кафедре ведутся такие курсы, как «Мастерство актёра», «Режиссура», «История театра», «История литературы», «История кинематографа», «История изобразительного искусства», «Психология творчества», «Грим». Специальность в актёрском образовании, как главный предмет, органично соединяет все знания, навыки и умения, полученные студентами в ходе изучения остальных дисциплин.

Основной формой итоговой аттестации выпускников является участие в дипломных спектаклях, материалом которых служат лучшие образцы классического и современного репертуара.

Для примера можно назвать студенческие спектакли сезона 2010/2011 года: классика — «Поздняя любовь» А. Островского, современная драматургия — «Звёзды на утреннем небе» А. Галина и «Лейтенант с острова Инишмор» М. Мак-Донаха, мюзикл — «Целуй меня, Кэт!» К. Портера, пластические спектакли — «Dance-class Алексея Зыкова», «Сонеты Шекспира» (драматический балет) и «Прощаясь с вами, мы танцуем» (спектакль-концерт).

В 1990 году была организована кафедра сценической речи. Её возглавил старейший педагог Театрального училища имени И. А. Слонова Виктор Григорьевич Кульченко (работал там в 1961-1966-м, а затем с 1976-го). В 2010-м его на этом посту сменила Александра Ивановна Спирина, которая преподаёт сценическую речь уже более трёх десятилетий. Кроме того, педагоги кафедры ведут музыкальные дисциплины (сольное пение, вокальный ансамбль и т. д.).

И, наконец, в 2004 году создана кафедра пластического воспитания актёра. Это было сделано по инициативе Н. П. Горюновой, которая уже с 1973-го преподавала танец и сценическое движение в Театральном училище и приоритетом своей педагогической работы всегда считала соединение развития пластических возможностей с задачами воспитания драматических артистов.

Она и возглавила кафедру, подбирая её состав, исходя из многопрофильного набора учебных курсов: физическая культура, основы сценического движения, классический танец, модерн-джаз танец, бытовой танец ХХ века, народно-сценический танец, бальный танец, акробатика, сценический бой с оружием и без оружия и т. д. Всем этим квалифицированно и с большой результативностью занимаются А. Зыков (с 2009 года

заведующий кафедрой), М. Ликомидова, А. Фёдоров, М. Жилова, А. и И. Борисовы.

За прошедшие годы сделано двадцать семь выпусков актёров драматического театра, шесть выпусков актёров театра кукол, шесть выпусков актёров музыкального театра и один экспериментальный выпуск актёров пластической драмы.

Почти три десятилетия существования театрального факультета, ныне Театрального института — это огромный опыт, основанный на соединении больших традиций и инновационных педагогических инициатив, и это красноречивое свидетельство того, что саратовская театральная школа по праву считается одной из самых

известных и перспективных в России.

***

Теперь затронем сферу, прочно связанную с театром — киноискусство в его соприкосновениях с художественной культурой Саратова.

Как и подавляющее большинство других периферийных центров страны, наш город не располагал студиями для производства художественных фильмов. Зато уже с 1918 года здесь велись документальные съёмки, и со временем была организована Нижне-Волжская студия кинохроники, которая вела систематическую и плодотворную репортажную работу в масштабах очень большого региона. Так, в послевоенное время на экраны ежегодно выходило до 40 документальных фильмов.

И может быть закономерно, что именно в Саратове начинал свою деятельность один из основоположников отечественной научно-популярной кинематографии Александр Михайлович Згуриди (1904-1998). Грек по национальности, он родился в Саратове и по окончании университета работал в лаборатории научных фильмов при Государственном институте микробиологии и эпидемиологии, где в 1931 году снял свой первый научно-популярный фильм «Стронгилиды», рассказывающий о заболеваниях лошадей.

С 1932-го, опираясь на технические ресурсы московских студий, выпустил множество фильмов из жизни животных. Лучшие среди них — «Сила жизни» (1941), «Лесная быль» (1950), «Зачарованные острова» (1965), «Лесная симфония» (1967), «Зачем бабируссе клыки» (1979, совместно с Н. Клдиашвили), «Крепыш» (1982).

О маршрутах этого неутомимого путешественника и исследователя мира природы, сценариста и режиссёра сами за себя говорят, например, такие названия его лент, как «По Волге», «В степях Крыма», «В песках Средней Азии», «В глубинах моря», «В Тихом океане», «Во льдах океана», «Тропою джунглей», «Дикая жизнь Гондвана», «Рикки-Тикки-Тави».

Хотя все фильмы Згуриди основаны на научных наблюдениях, он стремился вписать эти наблюдения в художественный сюжет, придавая ему форму повести или сказки. В 1968 году создал на Центральном телевидении передачу «В мире животных» и вёл её до 1975-го.

Что касается игрового кинематографа, сделаем его обзор на примере наиболее известных актёров, имевших

прямое отношение к Саратовскому краю. Естественным будет движение от имени к имени в соответствии с возрастной хронологией.

Иван Ильич Мозжухин (1889-1939) родился в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии. С детства выступал в любительских спектаклях, затем работал в провинциальных театрах, а также в театральной труппе московского Введенского народного дома. В кино снимался с 1908 года, быстро добился успеха и к началу 1910-х становится звездой российского дореволюционного кинематографа.

С 1920 за рубежом, сотрудничал с киностудиями Франции, США, Германии, в том числе поставил по собственному сценарию фильм «Пылающий костёр» (1923), в котором сыграл главную роль. В общей сложности снялся более чем в ста фильмах.

Лучшие роли: скрипач Трухачевский («Крейцерова соната») и адмирал Корнилов («Оборона Севастополя») — обе 1911, гвардейский офицер, он же Маврушка («Домик в Коломне», 1913), Чёрт («Ночь перед Рождеством», 1914), доктор Рено («Жизнь в смерти», 1914), Ставрогин («Николай Ставрогин», 1915), Германн («Пиковая дама», 1916) и как общепризнанная вершина — князь Касаткин («Отец Сергий», 1918).

Обладая великолепным даром перевоплощения, Мозжухин с лёгкостью менял репертуар — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, романтические герои-любовники и эксцентрические персонажи. В отличие от многих актёров немого кино, которые чрезмерно манипулировали мимикой и жестом, ему были присущи сдержанность и лаконизм в выражении чувств. Неотразимый эффект производили огромные мозжухинские «глаза со слезой», как магнит притягивающие зрителя.

Размышляя о специфике «великого немого», этот крупнейший актёр отечественного дореволюционного кино писал: «Уже определилось одно неоспоримое достоинство и сущность кинематографа — это его лицо, его глаза, говорящие не менее языка... Стоит актёру загореться во время съёмки, забыть всё, творя так же, как и на сцене, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из самого далёкого угла электротеатра, откроет с полотна публике всю свою душу. И она поймёт его без единого слова, без единой надписи».

Борис Андреевич Бабочкин (1904-1975) родился в Саратове, учился здесь в Реальном училище, после Гражданской войны поступил в студию при Саратовском городском театре, играл в спектаклях молодёжного театра экспериментальных пьес («ТЭП» под руководством А. Роома).

Затем были Ленинградский театр сатиры, БДТ, Московский театр имени Е. Вахтангова, Театр-студия киноактёра, Московский театр имени А. С. Пушкина и Малый театр. Актёрские работы в театре: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Самозванец («Борис Годунов» Пушкина), Огнёв («Фронт» Корнейчука), Клаверов («Тени» Салтыкова-Щедрина) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как режиссёр выступил с 1939 года, и его постановки отличало искусство создания ансамбля, выявление характерности персонажа. Крупнейшие постановки: «Дачники» Горького (1939 — БДТ, играл роль Власа; 1964 — Малый театр, роль Суслова) и «Иванов» Чехова (1959, сыграл Иванова).

В кино Бабочкин с 1927 года. Мировую известность принесло ему создание образа Чапаева в одноимённом фильме (1934). Актёру удалось соединить эпическую легендарность с глубоко понятой индивидуальностью народного героя, добиться необычайной живости и колоритности в обрисовке его натуры. Достоверности изображения содействовало и то обстоятельство, что во время Гражданской войны Бабочкин служил в той армии, в состав которой входила Чапаевская дивизия.

Помимо этой знаменитой ленты было ещё более 20 фильмов, в которых, как и в театральных работах, актёр демонстрировал большое мастерство перевоплощения, разнообразие красок, широту творческого диапазона (публицистическая драма, трагедия, сфера тонких лирических настроений, острая характеристичность). Автор книги «В театре и кино» (1969), о нём

снят документальный фильм «Борис Бабочкин» (1970).

***

Сергей Николаевич Филиппов (1912-1990) родился в Саратове. Был рабочим в городе и области, занимался в хореографической студии при одном из клубов Саратова. После окончания балетного отделения Ленинградского эстрадно-циркового техникума в 1933 году поступил в эстрадный театр-студию, а в 1935-м перешёл в Ленинградский театр комедии. В кино с 1937 года и с 1965-го он работал только на киностудии «Ленфильм».

Снимался в фильмах «Музыкальная история», «Новые приключения Швейка», «Золушка», «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Крепостная актриса», «Новые приключения неуловимых», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «За спичками», «Ослиная шкура», «Собачье сердце» и многих других (названы ленты с 1940 по 1988 год).

Наделённый специфической внешностью (худоба при высоком росте, длинные руки, грубые черты лица), Филиппов был ярко комедийным актёром, в игре которого острый эксцентризм сочетался с бытовой характерностью. Обладая незаурядной интуицией и будучи очень наблюдательным от природы, он воспроизводил всевозможные недостатки в своих персонажах резко и метко, используя приёмы окарикатуривания в опоре на богатейшую мимику и гротескную выразительность. Вошёл в историю кино прежде всего как талантливый мастер эпизодических ролей.

Борис Фёдорович Андреев (1915-1982) родился в Саратове, окончил здесь Театральный техникум и выступал на сцене Театра драмы. С 1939 в основном снимался в кино. Долгое время его ведущим амплуа были образы современников — простых парней, внешне грубоватых, но наделённых душевной щедростью, широтой русского

характера и добродушием (фильмы «Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Максимка» и др.).

В работах с середины 1950-х годов Андреев переходит к психологически более сложным образам, наполненным эмоциональной силой («Большая семья», «Поэма о море», «Жестокость», «Повесть пламенных лет», «Пусть к причалу», «Оптимистическая трагедия», «Дети Ванюшина»).

Евгений Алексеевич Лебедев (1917-1997) родился в городе Балаково. Участвовал в художественной самодеятельности, а затем, уже подвизаясь на сцене, учился в московском Центральном техникуме театрального искусства (ныне ГИТИС) и в училище Камерного театра (позже преобразовано в Московское городское театральное училище). С 1940 года переменил немало театральных трупп, а с 1956-го и до конца жизни работал в Ленинградском БДТ, будучи ближайшим единомышленником Г. Товстоногова.

Среди множества ролей, сыгранных в этом театре, к наиболее выдающимся работам относятся Рогожин («Идиот» Достоевского), Монахов («Варвары» Горького), Артуро Уи («Карьера Артуро Уи» Брехта), Бессеменов («Мещане» Горького), Холстомер («История лошади» Толстого), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Фирс («Вишнёвый сад» Чехова).

Начиная с 1952 года, много снимался в кино: «Два капитана», «Поднятая целина», «Поезд милосердия», «Иду на грозу», «Последний месяц осени», «В огне брода нет», «Странные люди», «Сюжет для небольшого рассказа», «Блокада», «Кентавры», «Синдикат-2» и т. д., в том числе в экранизациях литературной классики («Таланты и поклонники», «Достигаев и другие», «Каменный гость», «Преступление и наказание», «Я готов принять вызов», «Свадьба в Малиновке», «Исполнение желаний»).

Уже в первые годы профессиональной деятельности раскрылась поразительная разносторонность дарования Лебедева. Так, на сцене Тбилисского ТЮЗа он с равным успехом играл Павла Корчагина и Сергея Тюленина, героев комедий Фонвизина и Островского и даже Бабу-Ягу в сказке Черняка «Василиса Прекрасная». Ему была присуща острая характерность, нередко доведённая до гротеска и сочетающаяся с внутренним лиризмом, точность социальных оценок, эмоциональная приподнятость, тщательная разработка речевой окраски образа.

На родине в его честь назван театр — Балаковский драматический театр имени Е. А. Лебедева. На доме в Балаково, где он жил в 1964-1997 годах, открыта мемориальная доска.

Юрий Иванович Каюров (род. 1927), как и Е. А. Лебедев, начинал в художественной самодеятельности. По окончании Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского, в 1952 году приглашён в Саратовский драматический театр, где играл полтора десятилетия, создав немало запоминающихся образов в спектаклях классического и современного репертуара: Незнамов и Карандышев («Без вины виноватые» и «Бесприданница» Островского), Марат («Мой бедный

Марат» Арбузова), Алексей («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Часовников («Океан» Штейна) и другие. Возглавлявший в те годы театр Н. Бондарев навсегда остался одним из самых любимых театральных режиссёров Каюрова.

В 1961 году он дебютировал в кино в роли молодого Ленина (фильм «В начале века»). Работа над этим образом составила целую эпоху и в творческой жизни актёра, и в отечественном кинематографе, а также в театральном искусстве: фильмы «Сквозь ледяную мглу», «Исход», «Кремлёвские куранты», «Почтовый роман», «Посланники вечности», «Ленин в Париже».

Крупнейшая работа в этом ряду — «Шестое июля», где он стремился передать напряжённую логику ленинской мысли в сложной обстановке политического кризиса 1918 года и присущий вождю страстный темперамент бойца. Были в кино и другие роли, в том числе центральные («Пропавшая экспедиция», «Пламя», «Строгая мужская жизнь», «Белый снег России», «Ночное происшествие»).

С 1967 года Каюров в Малом театре, куда его поначалу пригласили на роль Ленина (спектакль «Джон Рид»). Но по-настоящему его талант раскрылся в классическом репертуаре (Островский, Чехов, Горький) и в отдельных ролях из современной драматургии: Сафонов («Русские люди» Симонова), Захаров («Хрустальный ключ» Бондаревой), Полоний («Убийство Гонзаго» Йорданова). ***

Олег Павлович Табаков (1935-2018) параллельно учёбе в одной из средних школ Саратова занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Дворца пионеров, которым руководила Н. И. Сухостав, ставшая «крёстной матерью» для 160 актёров. С 1953 года учился в Школе-студии МХАТ, после создания О. Ефремовым в 1959-м в её рамках Студии молодых актёров (впоследствии преобразована в театр «Современник») становится её ведущим артистом, а с 1983 года он в МХАТ (с 2001-го художественный руководитель этого театра).

Среди спектаклей с его участием выделяются «Голый король» Шварца, «Всегда в продаже» Аксёнова, «Обыкновенная история» Гончарова, «Ревизор» Гоголя, «В поисках радости» Розова, «Балалайкин и К°» Салтыкова-Щедрина, «Скамейка» Гельмана. Активно работал в сфере театральной режиссуры, в том числе, начиная с 1976 года, поставил более сорока спектаклей за рубежом (Великобритания, Венгрия, Финляндия, Германия, Дания, Австрия, США).

В кино Табаков с 1957 года, то есть одновременно с началом профессиональной деятельности в театре. В первых работах его герои — молодые правдолюбцы, не терпящие мещанства, лицемерия, компромиссов («Саша Комлев вступает в жизнь», «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо», «Шумный день»). Эта линия была продолжена темой становления личности молодого человека, деятельно участвующего в жизни («Молодо-зелено», «Гори, гори, моя звезда»).

А далее последовала трудноисчислимая череда

кинолент (в общей сложности свыше ста), в которых актёрский дар Табакова предстал в исключительном богатстве граней: «Живые и мёртвые», «Случай с По-лыниным», «Сердце России», «Семнадцать мгновений весны», «Розыгрыш», «Открытая книга», «Полёты во сне и наяву», «Человек с бульвара Капуцинов», «Царская охота», «Ближний круг», «Ширли-мырли», «Что сказал покойник», «Президент и его внучка» и т. д.

Отдельное место занимают экранизации литературной классики («Накануне», «Война и мир», «Выстрел», «Лев Гурыч Синичкин», «Каштанка», «Неоконченная пьеса для механического пианино»), в ряду которых крупнейшей работой стал фильм «Несколько дней изжизни И. И. Обломова».

Будучи актёром широкого творческого диапазона, сыграв в том числе на своём веку десятки как максималистов, так и приспособленцев, Табаков, с одной стороны, владел всеми оттенками комедийного исполнительства (от лёгкой буффонности и добродушного шаржа до резкой пародийности и гротеска), а с другой — мог проявить себя как мастер драматического подтекста, психологической точности и глубины характера. В любом случае этому всегда сопутствовали яркий артистизм, поразительная пластичность и органическая слитность с персонажем.

Олег Павлович издавна вёл интенсивную и плодотворную педагогическую деятельность. Уже в 1974 году он организовал собственную студию (с 1992-го именуется Театром под руководством О. Табакова), с 1986-го являлся ректором Школы-студии при МХАТ, а в 2008-м открыл Театральный колледж — уникальную школу-пансион для одарённых детей всей страны. К 80-летию выдающегося уроженца Саратова в нашем городе установлена памятная скульптура.

Олег Иванович Янковский (1944-2009) после окончания Саратовского театрального училища с 1967 по 1973 год работал в нашем Театре драмы. Любопытные свидетельства оставил писатель Г. Горин. Отмечая, что Янковский играл людей прямых, жёстких, волевых, он квалифицировал их как «волжские характеры».

Относительно фильма «Тот самый Мюнхгаузен», сценаристом которого был Горин, он заметил любопытную деталь: «Во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом». Это не было лишним, когда актёр играл в памятной для саратовцев пьесе Симонова «Парень из нашего города».

Но вернёмся к театральной карьере Янковского. С 1973 года и до конца жизни он в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1990 — Театр Ленком). Среди множества спектаклей, поставленных в основном чрезвычайно ценившим его М. Захаровым, в первую очередь обращали на себя внимание те, где Янковский представал в совершенно неожиданном качестве. Так, в пьесе Шатрова «Синие кони на красной траве» он играл Ленина без грима, без привычной картавости, как человека усталого, больного и мучающегося приближением конца жизни. В спектакле «Шут Балакирев»

Горина Пётр Великий предстал натурой исключительно мощной, буйственного размаха, невероятной широты характера. Шекспировский Гамлет (постановка Г. Панфилова) оказывался не искателем истины, не безумцем и не притворяющимся безумцем, а холодным, трезво мыслящим аналитиком.

В кино Янковский пришёл в 1968 году с той ролью, которая сразу же сделала его знаменитым — Генрих Шварцкопф («Щит и меч»). Потом большой чередой прошли почти 80 фильмов, и выделим среди них те, которые стали для него этапными.

Его Волшебник («Обыкновенное чудо», 1976) обладает способностью творить чудеса, но при этом остаётся вполне реальным человеком — эгоистичным, властным, подчас даже жестоким, но в то же время мудрым.

Его Мюнхгаузен («Тот самый Мюнхгаузен», 1979) — отнюдь не привычный для нас барон-враль, это умный, тонкий, ироничный и мужественный человек, не пасующий перед лицемерами и ханжами.

Граф Пален («Бедный, бедный Павел», 2003) — маститый вельможа, зрелый государственный муж, который с опасностью для своей жизни ведёт сложнейшую политическую игру во имя спасения России от сумасбродств царя-безумца.

Каренин («Анна Каренина», 2009) — человек большого ума и глубокого внутреннего понимания того, как и что должно быть в жизни, поэтому все акценты в фильме смещены в его сторону.

Конечно же, отдельного разговора заслуживают такие разноплановые ленты с участием Янковского, как «Служили два товарища», «Премия», «Мой ласковый и нежный зверь», «Ностальгия», «Дом, который построил Свифт», «Влюблён по собственному желанию», «Полёты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Крейце-рова соната», «Убить дракона», «Цареубийца», «Роковые яйца», «Ревизор», «Царь», но подытожим сказанное. Ему был присущ поразительный дар в равной степени убедительно создавать диаметрально противоположные характеры: живые, неординарные и инертные, находящиеся на обочине жизни. Он мог быть лидером и аутсайдером, интеллигентом-аристократом и плейбоем, играл и цельных, мужественных людей, и людей мятущихся, не видящих цели в жизни, с изломанной судьбой.

Сильнейшим его достоинством была способность глубоко раскрыть неоднозначность, сложность, противоречивость образа, который он нередко строил на контрастном сочетании непосредственности и самоиронии, искренности и притворства, азарта и опустошённости. При всей свойственной ему сдержанности исполнительской манеры он умел наполнить своё существование на сцене и экране интригующей, заразительной, красноречивой жизнью.

Один из «секретов» этого умения М. Захаров видел в том, что «у него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, "сгорать", не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет».

В Саратове с 2011 года на базе Театра драмы имени И. А. Слонова, где когда-то играл Олег Янковский, регулярно проводится Всероссийский театральный фестиваль его имени.

***

Александр Яковлевич Михайлов (род. 1944) после окончания Дальневосточного института искусств (Владивосток) долгое время работал в Саратовском драматическом театре, с 1985 года в Малом театре. Наиболее примечательные сценические работы — Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого) и Дорн («Чайка» Чехова).

В кино с 1974 года, снялся в более чем пятидесяти фильмах: «Это сильнее меня», «Приезжая», «Риск — благородное дело», «Похищение "Савойи"», «Белый снег России», «Белый ворон», «Фронт в тылу врага», «Бешеные деньги», «Мужики!..», «Свидание», «Домой», «Одиноким предоставляется общежитие», «Отряд специального назначения», «Любовь и голуби», «Змеелов», «Победа» и другие. В 1992 году дебютировал как кинорежиссёр («Только не уходи.»).

Многие его персонажи — люди нынешних дней, показанные в кульминационные моменты их жизни. Располагая данными романтического героя, вовсе не замыкается в этом амплуа, работая в разных жанрах, создавая многоплановые характеры и стремясь проставить точные социальные акценты.

Владимир Алексеевич Конкин (род. 1951), как в своё время и Олег Табаков, в школьные годы был участником Театра детского и юношеского творчества «Молодая гвардия» при Саратовском городском Дворце пионеров (руководитель Н. И. Сухостав). После окончания Саратовского театрального училища имени И. А. Слонова работал в различных театрах. С 1979 года он в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой, с успехом выступал в спектаклях «Казанский университет», «Батальоны просят огня», «Товарищи-граждане», «Старший сын».

Первая же его работа в кино («Как закалялась сталь», 1973) принесла начинающему актёру широкую известность. Создал яркий образ сильного, целеустремлённого молодого человека, преданного высоким идеалам. Его Корчагин отличался от прежних экранизаций романа Островского романтичностью, психологизмом и чувством современности.

В последующем были фильмы «Романс о влюблённых», «Марина», «Побег из дворца», «Аты-баты, шли солдаты», «Кавказская повесть», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Отцы и дети», «Исчадие ада», «Принцесса на бобах», «Романовы — венценосная семья», «Время жестоких», «Сармат» и др. Особенно запомнился зрителям Володя Шарапов в его тандеме-поединке с Жегловым — Владимиром Высоцким («Место встречи изменить нельзя», 1979).

Ведущие качества актёрского амплуа Конкина долгое время связывались в основном с приподнятой героикой в её сочетании с внутренним лиризмом и интелли-

гентностью облика. Позднее он активно развивал круг исполнительских средств, не чуждаясь комедийных и острохарактерных красок.

Евгений Витальевич Миронов (род. 1966) — уроженец Саратова, но долгое время жил с родителями в военном городке Татищево-5 (ныне посёлок Светлый Саратовской области). После окончания Саратовского театрального училища имени И. А. Слонова (выпуск В. А. Ермаковой) совершенствовался в Школе-студии МХАТ (мастерская О. П. Табакова).

Работал в Театре-студии под руководством Олега Табакова, с 2001 года активно сотрудничает с МХАТ имени А. П. Чехова, с 2006-го является художественным руководителем Государственного театра наций. В числе его выдающихся сценических работ — Гамлет, Хлестаков, Самозванец, Иван Карамазов, Орест, Треплев, Мышкин, Иудушка Головлёв, Ван Гог, Калигула.

В кино снимается с 1988 года: «Жена керосинщика», «Делай — раз!», «Перед рассветом», «Затерянный в Сибири», «Зверь ликующий», «Карпатское лето», «Любовь», «Анкор, ещё анкор!», «Лимита», «Как живёте, караси?», «Последняя суббота», «Трамвай в Москве», «Мусульманин», «Ревизор», «Двадцать минут с ангелом», «Змеиный источник», «Мама», «В августе 1944-го», «Дневник его жены», «Идиот», «В круге первом», «Охота на пиранью», «Космос как предчувствие», «Побег» и др.

Это поистине универсальный актёр необычайно широкого диапазона, обладающий всеохватывающей палитрой эмоциональных и психологических красок. Его отличают чувство строгой меры и вкус к тщательной проработке всех деталей роли.

Ныне это, возможно, самый востребованный из российских актёров. В титрах фильма «Идиот» его фамилия не случайно идёт отдельно, режиссёр Владимир Бортко и коллеги по исполнительскому составу называли его во время съёмок не иначе как великий актёр.

Немецкий режиссёр Питер Штайн, поставивший с Евгением Мироновым спектакли «Гамлет» и «Оре-стея», охарактеризовал его игру лаконичной фразой:

«Дальше — только космос».

***

В добавление к сказанному приведём в хронологическом порядке перечень тех известных деятелей театральной культуры Саратова, каждый из которых достоин отдельного разговора.

Медведев Пётр Михайлович (1837-1906) — театральный антрепренёр.

Бородай Михаил Матвеевич (1853-1929) — театральный антрепренёр.

Карганов Павел Александрович (1883-1961) — актёр.

Муратов Степан Михайлович (1885-1957) — актёр.

Несмелов Григорий Наумович (1890-1952) — актёр, режиссёр.

Начинкин Василий Никифорович (1896-1958) — актёр.

Стрижова Анна Николаевна (1898-1971) — актриса.

Плотников Сергей Николаевич (1903-1990) — актёр.

Соболева Валентина Константиновна (1903-1993) — актриса.

Доронин Виталий Дмитриевич (1909-1976) — актёр.

Сальников Георгий Иванович (1909-1983) — актёр.

Микоша Владислав Владиславович (1909-2004) — оператор и режиссёр кино.

Янин Яков Иванович (1917-1998) — актёр.

Ершова Вера Андреевна (1917-2006) — актриса.

Венгеров Владимир Яковлевич (1920-1997) — кинорежиссёр.

Слабневич Игорь Михайлович (1921-2007) — кинооператор.

Ермакова Валентина Александровна (1924-2003) — актриса.

Спирина Зоя Георгиевна (1926-1986) — актриса.

Горелик Лев Григорьевич (1928-2012) — артист эстрады.

Балакин Олег Александрович (1938-1981) — актёр.

Галко Александр Григорьевич (1938-2016) — актёр.

Гришина Людмила Николаевна (род. 1939) — актриса.

Краснов Владимир Александрович (род. 1940) — актёр.

Лаврентьева (Ошерова) Светлана Васильевна (род. 1941) — актриса.

Аредаков Григорий Анисимович (род. 1944) — актёр

Федотова Валентина Александровна (род. 1947) — актриса.

Кондратьева Татьяна Петровна (род. 1952) — актриса.

Сосновский Сергей Валентинович (род. 1955) — актёр.

Литература

1. Акишин В. Саратов. Театр оперетты // Музыкальная жизнь. 2011. № 11. С. 21-28.

2. «Ах, как бы начало вернуть». Олег Янковский в Саратове. Саратов: Софит, 2014. 224 с.

3. Демченко А. «Гойя»: любовь и творчество против ударов судьбы // Балет. 1998. № 7. С. 42-51.

4. Демченко А. Художественная культура Саратовского края. Музыка, театр и кино. Саратов: СГК, 2017. 85 с.

5. Дьяконов В. Театральная провинция — столицам. Саратов: Новый ветер, 2009. 303 с.

6. Дьяконов В. Театральное отражение эпох. Саратовские театры ХХ столетия. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2001. 381 с.

7. Зорин А. Театральный Достоевский. Проблема сценичности полифонического романа // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 64-69.

8. Кто летел над этой землей. Книга об Александре Галко.

Саратов: Софит, 2017. 203 с.

9. «На что ушла моя жизнь». Книга о Валентине Ермаковой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 160 с.

10. Орленко С. Театр моей жизни. Саратов: Слово, 1994. 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Памяти В. З. Федосеева: Сборник статей. Саратов: СГК, 2012. 104 с.

12. Полозова И. Репертуар провинциального музыкального театра в конце XVIII — начале ХХ века на примере Саратова // Вестник Саратовской консерватории. 2019. № 2. С. 55-61.

13. Прозоров В. «Обычай мудрости храня...» О ТЮЗе Ю. Киселева. Саратов: [б. и.], 2000. 256 с.

14. Театр как судьба. Книга о Саратовском областном театре оперетты и Г. П. Банникове. Саратов: Амирит, 2018. 308 с.

15. Энциклопедия Саратовского края. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2011. 443 с.

References

1. Akishin V. Saratov. Teatr operetty [Saratov. Operetta theatre] // Muzykal'naya zhizn' [Musical life]. 2011. № 11. Pp. 21-28.

2. «Ah, kak by nachalo vernut'». Oleg YAnkovskij v Saratove [«Ah, as if the beginning to return». Oleg Yankovsky in Saratov]. Saratov: Sofit, 2014. 224 p.

3. Demchenko A. «Gojya»: lyubov' i tvorchestvo protiv udarov sud'by [«Goya»: love and creativity against the blows of fate] // Balet [Ballet]. 1998. № 7. Pp. 42-51.

4. Demchenko A. Hudozhestvennaya kul'tura Saratovskogo kraya. Muzyka, teatr i kino [Art culture of the Saratov region. Music, theater, and cinema]. Saratov: SGK, 2017. 85 p.

5. D'yakonov V. Teatral'naya provintsiya — stolitsam [Theatrical province to capitals]. Saratov: Novyj veter, 2009. 303 p.

6. D'yakonov V. Teatral'noe otrazhenie epoh. Saratovskie teatry XX stoletiya [Theatrical reflection of epochs. Saratov theaters of the XX century]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izd-vo, 2001. 381 p.

7. Zorin A. Teatral'nyj Dostoevskij. Problema stsenichnosti poli-fonicheskogo romana [Theatrical Dostoevsky. Problem of the scenic nature of a polyphonic novel] // Vestnik Saratovskoj konservatorii.

Voprosy" iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. Pp. 64-69.

8. Kto letel nad etoj zemlej. Kniga ob Aleksandre Galko [Who flew over this land. A book about Alexander Galko]. Saratov: Sofit, 2017. 203 p.

9. «Na chto ushla moya zhizn'». Kniga o Valentine Ermakovoj [«What took my life». The book about Valentina Ermakova]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. 160 p.

10. Orlenko S. Teatr moej zhizni [Theater of my life]. Saratov: Slovo, 1994. 154 p.

11. Pamyati V. Z. Fedoseeva: Sbornik statej [In memory of Vladimir Fedoseyev. Collection of articles]. Saratov: SGK, 2012. 104 p.

12. Polozova I. Repertuar provincial'nogo muzykal'nogo teatra v konce XVIII — nachale XX veka na primere Saratova [Repertoire of provincial musical theater from the late XVIII until early XX century: a case study of Saratov Musical Theatre] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy" iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 2. Pp. 55-61.

13. Prozorov V. «Obychaj mudrosti hranya...» O TYUZe Yu. Kisel-eva [«Keeping the custom of wisdom.» About Theatre of Young

Spectator named after Yu. Kiselyov]. Saratov, 2000. 256 p.

14. Teatr kak sud'ba. Kniga o Saratovskom oblastnom teatre operetty i G. P. Bannikove [Theater as a fate. A book about the Saratov regional operetta theater and G. P. Bannikov]. Saratov: Amirit,

2018. 308 p.

15. Enciklopediya Saratovskogo kraya [Encyclopedia ofthe Saratov region]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izd-vo, 2011. 443 p.

Информация об авторах

Александр Иванович Демченко E-mail: alexdem43@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., 1

Зинаида Васильевна Фомина E-mail: zinaf33@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., 1

Information about the authors

Aleksandr Ivanovich Demchenko E-mail: alexdem43@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirov Av., 1

Zinaida Vasilyevna Fomina E-mail: zinaf33@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirov Av., 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.