ЗАРУБЕ!НЫЙ О).-
УДК 37.G34 ББК 44G.G51
ГСНТИ 14.91
Код ВАК 13.GG.G1
Е. В. Донгаузер
Екатеринбург
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вальдорфская педагогика; эмоционально-образная наглядность; художественный подход в преподавании; духовно-нравственное формирование личности.
АННОТАЦИЯ. Анализируются основные принципы вальдорфской педагогики и особенности художественного подхода в преподавании. В качестве общетеоретической базы исследования определены труды Рудольфа Штайнера и его последователей.
Е. V. Dongauser
Ekaterinburg
WALDORF EDUCATION: ARTISTIC IMAGE AS A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL
KEY WORDS: Waldorf pedagogy; emotional and imaginative visualization; artistic approach to teaching; spiritual and moral development of personality.
ABSTRACT. This article analyzes the basic principles of Waldorf education and features of artistic approach in teaching. As a general theoretical foundation of the research the works by Rudolf Steiner and his followers are used.
Р
удольф Штайнер в своей педагогике, как известно, стремился к созданию нового по сравнению со сложившимся к концу XIX в. типу мышления, для которого характерно органическое единство логико-рационального и эмоционально-образного компонентов. По замыслу автора вальдорфская школа — это общеобразовательная школа, «школа для всех», которая ориентирована на самые общие и объективные закономерности развития человека. Нелегкий путь к духовной свободе, основанный на знании возрастных особенностей психического развития ребенка — вот что коренным образом отличало вальдорфскую педагогику от традиционных учебных заведений начала века. Известно, что учение, духовная наука, лежащая в основе данной системы преподавания, — антропософия, основателем которой является Рудольф Штайнер. Считается, что, с одной стороны, вальдорфская педагогика нейтральна в религиозном и идеологическом отношении, т. е. равно приемлема и для людей любой веры, и для атеистов. С другой стороны, в одной из авторитетных книг по вальдорфской педагогике ясно говорится, что это не сумма методов преподавания, а особый образ жизни людей, объединенных общей духовной целью, что вальдорфский педагог должен постоянно изучать труды Р. Штайнера и приобретать соответствующий внут-
ренний опыт. Возражением на это утверждение является одна из мировоззренческих установок последователей Р. Штайнера и его педагогической системы: мы должны научиться понимать точку зрения других людей, уважать их принципы и благодаря этому жить друг с другом в полном взаимопонимании (приверженность собственной позиции и понимание позиции других) [і]. Тем более что сами приверженцы вальдорфской системы определяют антропософию ни в коем случае не как религию или готовую форму мыслей, а как путь к познанию мира и человека, который постигается с помощью упражнений внутреннего характера, необходим для самовоспитания и, как подчеркивает Р. Штайнер, может значительно усовершенствовать способность учителя к овладению методикой и к оценке внутреннего развития ребенка [Там же].
Нельзя не отметить, что перед нами не обычная система преподавания, которая в каких-то отношениях разработана лучше, чем другие: перед нами концепция, претендующая на знание глубинной сущности человека и его назначения на земле. Но-видимому, это одна из форм педагогики будущего, еще мало изученная, несмотря на постепенно растущую популярность и достаточную распространенность этой педагогической системы как в самой Германии,
© Донгаузер Е. В., 2012
так и во всем мире. Ведь, по мысли Р. Штайнера, «многим хотелось бы перестроить жизнь, не утруждая себя познанием ее истинных основ. Однако если хочешь оказывать влияние на будущее, нельзя удовлетворяться поверхностным знанием жизни — необходимо исследовать ее глубины» [З. С. 3]. Точно так же, «чтобы познать... существо развивающегося человека, нужно исходить из знания сокровенной природы человека вообще». И «важнейшие исходные пункты воспитания как бы сами собой обозначатся при рассмотрении существа развивающегося человека» [Там же. С. 5].
Вальдорфская педагогика исходит из того, что человек, рождаясь на свет, не начинается «с нуля», а «лишь постепенно проявляется с большей или меньшей полнотой, воплощается по мере того, как растет тело, созревают мозговые структуры» [2. С. 36]. Задача педагога состоит в том, что он подбирает учебный материал, воспитывает, влияет на всю жизнь коллектива, но ни в коем случае не воздействует напрямую на внутреннюю суть человека. Человеческая индивидуальность («Я») берет начало из сверхчувственных миров и, вступая в физическое бытие, через рождение привносит с собой определенные наклонности, которые никоим образом не вытекают из наследственности, не берутся из окружающей среды и которые могут полностью раскрыться лишь у взрослого человека. Педагог должен на основе внешних симптомов пытаться составить себе представление о возможностях, скрытых в самом существе человека [3].
Считается далее, что различные способности и свойства человеческой души проявляются не все разом и не в любом порядке, какой выберет воспитатель. Природные силы на каждом возрастном этапе концентрируются на каком-то определенном направлении, и педагог должен сотрудничать с этой естественной потребностью, а не перечить ей ради надуманных концепций. Эта избирательная восприимчивость порождается, по Р. Штайнеру, тем, что в каждый период жизни ребенок с особой интенсивностью овладевает определенной группой собственных свойств и сил, которые он принес в этот мир. Такое поэтапное развитие подчинено 7-летним циклам, причем этот ритм сохраняет значение и в жизни взрослого человека. Конечно, вальдорфская педагогика предлагает не жесткое «расписание», а основные вехи; индивидуальность может нарушать общие законы, и педагог должен быть чутким к таким ситуациям.
Истинным средством всестороннего воспитания и развития человека в любом
возрасте, по Р. Штайнеру, является воспринимаемая эмоционально, переживаемая в воображении «духовно-образная наглядность», благодаря которой пробуждаются желательные интеллектуальные, моральные и эмоциональные силы. Правильное развитие внутренней жизни чувств достигается при помощи иносказаний и аллегорий; «в особенности полезным будет все, что строится на заимствованных из истории изображениях характерных типов людей» [3. С. 13]. Важным для формирования внутренней жизни чувств является также углубление в тайны и красоту природы. С особой заботой следует отнестись к воспитанию эстетического вкуса и пробуждению художественного чувства. «Многого лишен на всю жизнь тот, кому не было оказано благодеяние музыкального воспитания. А при полном отсутствии музыкального чувства и от него останутся совершенно сокрытыми целые области в бытии мира» [Там же. С. 26]. Разумеется, не следует пренебрегать и другими искусствами: «пробуждение чувства формы по отношению к архитектурным стилям, по отношению к пластическим и графическим образам, пробуждение чувства гармонии цветов (в живописи) — ничто не должно быть упущено в программе воспитания» [Там же. С. 27].
Важными факторами в формировании нравственности являются в вальдорфской педагогике воспитание эстетического вкуса и пробуждение художественного чувства. Искусство в вальдорфской педагогике присутствует постоянно, но не как самоцель: оно вплетено в преподавание всех дисциплин. Вальдорфские педагоги также видят в образе лучшее средство усвоения любого материала, считают, что художественный образ как облегчает человеку трудный переход из мира жизненных реалий в мир знаков, так и помогает изучению истории, физики, химии, технических устройств, небесных явлений. Да и сам подход в преподавании всех дисциплин должен быть художественным и «крайне важно не только вести все преподавание художественно, но и заниматься собственно художественными предметами — живописью, лепкой, музыкой, и так, чтобы все это стало действительно внутренним достоянием человека» [4.
С. 30]. И «общение между учителем и учеником полностью погружено в сферу художественного. Поэтому очень многое из того, что учитель предпринимает в отношении индивидуальности ребенка, приобретает интуитивный, инстинктивный характер» [Там же. С. 32]. Внутреннее чувство, ощущение каждого ученика, его проблем и трудностей, искреннее стремление понять и
помочь — вот что отличает последователей Р. Штайнера в их взаимоотношениях с воспитанниками. И конечной целью преподавателя вальдорфской школы, его художественного подхода к воспитанию является стремление пробудить в учениках «прочувствованные знания», «прочувствованную жизнь» — у неравнодушного учителя будут неравнодушные ученики. Разве это не одно из важнейших последствий обучения и воспитания? Ведь способность к общей радости, состраданию, сочувствию лежит в основе всех социальных ценностей.
Само же искусство, художественные дисциплины как таковые в вальдорфской педагогике выступают и как средство целостного развития учеников, и как движущие силы духовно-нравственного формирования личности. Занятия искусством, которые начинаются еще в дошкольный период, где им отводится роль главного средства развития фантазии, воспитывают у детей способность воплощать свои замыслы, выдержку, терпение, волю. Участие в театральных постановках (с разыгрывания несложных сценок в 1 классе и до участия в спектакле выпускного класса по классическим пьесам мировой драматургии) приносит ценный опыт согласованных действий ради общей цели. Искусство учит вживаться в предмет и в материал, рождает желание «принимать участие» во всем окружающем; насыщает свойственную детям потребность в образах. И здесь не идет речь о «детском искусстве». Как отмечает Франц Карлгрен, «когда мы говорим о художественной деятельности детей, мы подразумеваем совершенно иное. Чтобы постичь тонкость обращения с глиной, овладеть нюансами лирического хорового пения или гармонией инструментального произведения, необходимы выдержка и терпение. Все подобные занятия художественной деятельностью и развитие творческих способностей служат тренировкой воли. Если взрослому все равно, что избрать в качестве предмета для упражнений, то ребенку нужно нечто прекрасное, нужна радость при выполнении задания. Любое занятие искусством, если его преподносят живо, с фантазией, отвечает этому требованию. Идущие от учителя импульсы, его доброе участие в процессе творческой деятельности детей постоянно поддерживают в них неизменную глубокую заинтересованность в работе» [1. С. 56]. Подчеркивается, что искусство — это воплощение как мира вещей, так и царства души, которое способно формировать, воспитывать человека на уровне инстинктов.
Не раз отмечалось, что занятия искусством оказывают воспитательное воздействие на человека. Но не всегда удается
увидеть, насколько это воздействие оказывается глубоким и продолжительным. Так все, что остается в области бессознательного, нельзя поколебать. Это, например, положительная или отрицательная внутренняя установка по отношению к окружающему миру, к людям, к самому себе. Воспитатели же могут содействовать превращению дремлющих в глубине инстинктов в постоянное качество: например, желание принимать участие во всем, что нас окружает, посвящать ему какое-то время и пытаться его воплотить. Самый лучший способ позаботиться о развитии такого глубинного инстинкта — это занятия искусством. В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в решение проблемы, важной не потому, что в случае успеха возможны особые материальные преимущества, а потому, что она интересна в чисто человеческом плане. Единственно художественная деятельность оказывает на человека такое разностороннее и глубокое внутреннее впечатление. Даже по чисто «телесному» участию никакой другой вид деятельности не приближается к тем результатам, которые дает, например, разучивание на музыкальном инструменте какого-либо произведения или воплощение роли в театральном спектакле. Таким путем в вальдорфской педагогике закладывается основа роста и развития интереса к жизни, к людям, способность к общей радости и состраданию, терпение и воля.
В заключение анализа необходимо отметить, что воспитание в вальдорфской школе, несомненно, направлено на целостное развитие человека. Это, как известно, авторская модель, в центре которой находится ребенок, а воспитание основано на всестороннем учете его индивидуальных особенностей и потребностей. Благодаря глубокому знанию возрастных особенностей человека, которые способны ориентировать педагогов в практической работе, цели воспитания как бы «вычитываются» из данного ребенка. То есть воспитательные отношения концентрируются внутри самой личности, сокровенную природу которой необходимо изучать и направлять в процессе становления развивающегося человека.
Важнейшие принципы вальдорфской педагогики — свобода и творчество, где свобода — цель, а не метод воспитания, которое должно представлять собой приготовление к духовной свободе, сознательный и нелегкий путь к ней. Педагогические отношения строятся на любви, взаимопонимании и сотрудничестве, а также на личностном воздействии педагога, не затрагивающем собственного «Я» ученика и способ-
ствующем формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность когда-нибудь смогла стать его полновластным хозяином.
Ход развития молодого человека может легко исказиться, и для действенного руководства становлением детей нужно знание, как на самом деле развивается человек. И даже краткий обзор вальдорфской концепции позволяет почувствовать, что за приведенной схемой и в самом деле стоит некое знание скрытых от глаз законов во-
площения человека, которые определяют как общие цели воспитания и образования, так и практическую реализацию этих идей, начиная от деталей занятий по любому предмету и до общей организации учебной жизни. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что в вальдорфской воспитательной системе действительно созданы условия для свободного творческого процесса самореализации и самоопределения личности человека путем художественного подхода ко всему процессу обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. КАРЛГРЕН Ф. Воспитание к свободе. М.: Московский центр вальдорфской педагогики ; Парсифаль, 1995.
2. МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Вальдорфская педагогика. Взгляд извне // Искусство в школе. 1994. № 3.
3. ШТАЙНЕР Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993.
4. ШТАЙНЕР Р. Педагогика, основанная на познании человека : 7 лекций, прочитанных в Торки (Англия) с 12 по 20 авг. 1924 г. М.: Парсифаль, 1996.
5. ШТОКМАЙЕР К., ШТАЙНЕР Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ. М. : Парсифаль, 1995.
6. VOM LEHRPLAN der Freien Waldorfschule. Bearbeitet von Caroline von Heydebrand. Stuttgart : Freies Geistesleben, 1978.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Гапагузова