апрель №4 (2tt)
7
7. Приказ Роспотребнадзораот 28 октября 2014 г. № 1077 «Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2015 год».
8. Посадская М. Риск-ориентированный контроль формирования и реализации кредитной политики //Внутренний контоль в кредитной организации. 2010. № 1.
9. Регламент Европейского Парламента и Совета (ЕС) от 29 апреля 2004 г. № 882/2004 «О проведении ведомственного контроля с целью проверки соблюдения законодательства о пищевых продуктах и кормовых средствах, а также положений о здоровье животных и их защите».
10. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
11. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании».
Контактная информация:
Литвинова Ольга Сергеевна, тел.: 8 (495) 954-73-56, e-mail: pitan@fcgsen.ru
Contact information: Litvinova Olga, рИопе: 8 (495) 954-73-56, e-mail: pitan@fcgsen.ru
-V-
УДК 615.372:578.824.11
ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКЕ БЕШЕНСТВА 130 ЛЕТ
В.К. Ястребов
ФБУН «Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций»
Роспотребнадзора, г. Омск, Россия
В статье излагаются основные этапы развития концепции об аттенуации микробов и вирусов для создания невосприимчивости к возбудителям болезней. Описана история и современное состояние вакцинопрофилактики бешенства.
Ключевые слова: бешенство, вирус, аттенуация, антирабическая помощь.
V.K. Yastrebov □ THE VACCINAL PREVENTION OF RABIES IS 130 YEARS OLD □ FSSE «Omsk Scientific Research Institute of Natural Focal Infections» of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Omsk, Russia.
The article outlines the main stages in the development of the concept of attenuation germs and viruses to create immunity to disease agents. Describes the history and current status of vaccine prevention of rabies.
Key words: rabies, virus, attenuation, antirabies care.
В истории развития науки известно много крупных открытий, но немногие из них можно сопоставить с тем, что сделал Луи Пастер (1822—1895 гг.) — основоположник современной микробиологии и иммунологии. Работы Пастера по оптической асимметрии молекул легли в основу стереохимии. Он открыл природу брожения, опроверг теорию самозарождения микроорганизмов, изучил этиологию многих инфекционных заболеваний, разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры (1879 г.), сибирской язвы (1881 г.), бешенства (1885 г.), ввел методы асептики и антисептики. В 1888 г. создал научно-исследовательский институт микробиологии (Институт Пастера).
В 2015 г. исполняется 130 лет со дня первого применения Пастером разработанной им живой вакцины против бешенства. Подлинная история учения о живых вакцинах начинается с первой удачной попытки Эдварда Дженнера (1796 г.) иммунизировать людей против оспы живым ви-
русом оспы коров. Говоря современным научным языком, Дженнер использовал иммунологическое родство вирусов оспы коров и натуральной оспы человека. Но ведь в то время еще не существовали такие науки, как иммунология и генетика микроорганизмов. Во времена Дженнера был известен только факт, что переболевшие коровьей оспой доярки не заболевают натуральной оспой.
Эдвардом Дженнером было установлено, что искусственная прививка коровьей оспы (вакцина) человеку вызывает лишь местную реакцию и предохраняет от заболевания натуральной оспой. Сделанное открытие и послужило основой для разработки современных методов вакцинации против оспы.
После наблюдений, проведенных в добактерио-логический период, и открытия Дженнера стало ясно, что для предохранения от болезни нужно использовать возбудителя заразной болезни, но было еще совершенно не развито другое положение, лежащее в основе вакцинации, — необходимость
0
ЗНиСО апрель №4 №)
ослаблять возбудителя до такого состояния, чтобы он сохранил свои предохранительные свойства, но утратил вирулентность. Первые представления о возникновении ослабленных микроорганизмов получил Луи Пастер в 1880 г. «Случай, Бог изобретатель» позволил сделать Пастеру одно из величайших открытий. Пастер выделил культуру возбудителя холеры кур, которую поддерживал частыми пересевами на мясном бульоне. Однажды культура возбудителя холеры кур была оставлена в термостате в течение нескольких недель без пересева на новые среды. Она потеряла способность даже в высоких дозах убивать кур. Для Пастера этот случай был неудавшимся в ходе работы экспериментом, поэтому через несколько дней этим же курицам была привита свежая вирулентная культура вибриона куриной холеры. Результат повторной прививки был парадоксальным: курицы оказались невосприимчивыми к заражению этой культурой. На основании данного опыта у Пастера возникло предположение о возможности получения ослабленных культур для создания невосприимчивости у животных и человека к инфекционным заболеваниям, подобно тому как прививка коровьей оспы предохраняла человека от заболевания оспой. Данное предположение блестяще подтвердилось на опыте. Так был найден способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей, который оказался применимым ко многим инфекционным болезням и сыграл значительную роль в борьбе с ними.
Публичная проверка эффективности вакцинации против сибирской язвы, проведенная в 1881 г., блестяще подтвердила ценность метода, предложенного Пастером. С самого начала исследования Пастер столкнулся с большими трудностями, так как возбудителя бешенства обнаружить не удалось. Однако и здесь гений Пастера нашел выход из, казалось бы, безвыходного тупика: им было доказано, что мозг больного животного так же вирулентен, как если бы это был настоящий возбудитель заболевания.
Таким образом, Луи Пастер установил важнейший факт ослабления вирулентности микроорганизмов под влиянием изменений внешних условий и создал учение об активной иммунизации, проводимой с помощью аттенуированных возбудителей инфекционных болезней — микробов и вирусов.
Вакцинный штамм вируса бешенства Пастер получил путем многократных пассажей через мозг кролика дикого штамма вируса бешенства, выделенного из мозга коровы. В результате серийных пассажей от кролика к кролику инкубационный период экспериментального заболевания постепенно уменьшался и уже после 21-го пассажа он сократился с 14 до 8 дней. После 50 пассажей на
кроликах инкубационный период стабилизировал- ^ ся. Подсушивание мозговой ткани дополнительно Е5 ослабило вирулентность вируса. Наследственно 5т измененный вариант вируса бешенства утратил Ет патогенность для собак, обезьян и человека при >з= введении под кожу. Пастер считал наступившие изменения вирулентности стойкими [3].
В ходе дальнейшей работы Пастером было ^ установлено, что высушивание зараженного мозга приводит к полной потере им вирулентности, а 5 последовательные пассажи зараженного мозга от ^ животного к животному привели к сокращению ^с инкубационного периода болезни до шести дней, что в несколько раз меньше инкубационного периода у человека. Последнее обстоятельство позволяло надеяться, что при введении вакцины укушенному человеку невосприимчивость разовьется быстрее, чем само заболевание. ~
Эксперименты, проведенные на собаках, под- ^ твердили правильность этого суждения, а 6 июля ^ 1885 г. человечество узнало, что искусанный бе- ^ шеной собакой и обреченный на смерть 9-летний ^ уроженец Эльзаса Жозеф Мейстер спасен от гибели пастеровскими прививками. Произошло одно из величайших достижений в области медицины: открытие эффективного средства профилактического лечения болезни, которая считалась неизлечимой в течение тысячелетий.
Своеобразный метод лечебно-профилактической иммунизации против бешенства оказался возможным вследствие продолжительности инкубации гидрофобии у человека. Однако в случаях короткой инкубации курс антирабических прививок не обеспечивает защиту, поэтому в каждом случае применения вакцины стоит задача как можно быстрее создать иммунитет. Так, Пастер назвал свой метод «лечением» и предложил курс ежедневных прививок.
В отношении Луи Пастера уместны слова американского биохимика Альберта Сент-Дьерди (1893—1986 гг.): «Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову».
Гениальность Пастера еще более поразительна, если учесть, что он не был медиком, а имел физико-химическое образование. Необходимо отметить важную черту в деятельности Пастера: все его исследования исходили из запросов жизни, а достигнутые результаты широко использовались на практике. Именно связь теории с практикой так характерна для деятельности Пастера. По этому поводу он писал: «Не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существует наука и ее применение к жизни, связанные между собой, как плод с тем деревом, на котором он созрел».
Будучи страстным патриотом, Пастер всю жизнь стремился своей деятельностью принести
апрель №4 (2tt)
9
^ пользу горячо любимой Родине — Франции. Родина и наука были для Пастера одним неразрывным целым, и это единство он определил замечательными словами, когда говорил, что >з= «наука не имеет родины, но ученые ее имеют».
Современная эпидемическая ситуация по бешенству остается напряженной. По данным ^ ВОЗ, в мире ежегодно умирало от бешенства от 35 до 55 тыс. человек. В России в 2000—2013 гг. 5 заболели бешенством 175 человек, в стране в ^ этот период регистрировалось от 4 до 22 случаев
гидрофобии [2, 5]. —у К настоящему времени научные данные о возбудителе бешенства значительно расширились. Согласно существующей таксономии, вирус бешенства относится к роду Lyssavirus семейства Rhabdoviridae. Род Lyssavirus объединяет семь ге-~ нотипов и четыре неклассифицированных вируса, ^^ причем экология шести генотипов лиссавирусов ^ связана с летучими мышами [4]. ^ Вирус бешенства — единственный из вирусов, ^ который поражает всех теплокровных животных, в том числе человека, в глобальном масштабе с летальностью 100 % случаев. В последние десятилетия возросла угроза распространения бешенства среди животных в России, следствием чего явилось увеличение количества лиц, пострадавших от нападения и укусов как диких, так и домашних животных, а также рост обращаемости людей за антирабической помощью.
В результате число обратившихся за антирабической помощью в России ежегодно составляло 405 тыс. человек, из них около 25 % приходилось на детей до 14 лет [1]. Источником заражения для большинства умерших от гидрофобии являлись собаки и кошки. При этом в 2000—2011 гг. собаки были источниками инфекции в 43,6 % случаев. Дикие животные были источниками заражения для людей в 37,1 % случаев. В этот же период (2000—2011 гг.) не обратились за антирабической помощью 60,4 % пострадавших от укусов животных. Увеличился показатель дефектов в оказании медицинской помощи — 70,7 %.
В последние годы увеличилось число отказов от антирабических прививок и достигло 63 %, что свидетельствует об отсутствии настороженности в отношении бешенства [5]. Антирабическая помощь состоит из местной обработки раны, введения антирабической вакцины или комбинированного применения антирабического иммуноглобулина и вакцины.
Для лечебно-практической иммунизации в практике здравоохранения России широко применяется вакцина антирабическая культуральная концентрированная очищенная инактивированная сухая (КОКАВ) из штамма «Внуково-32», производства ФГУП ПИПВЭ им. М.П. Чумакова и ФГУН «НПО «Микроген» в г. Уфе «Иммунопрепарат». В
соответствии с Международными требованиями ВОЗ иммуногенная активность данной вакцины должна быть не менее 2,5 МЕ/доза, что позволяет сократить курс иммунизации с 24 до 6 инъекций. Вакцина представляет собой ослабленный вирус бешенства (Внуково-32), выращенный в культуре клеток сирийского хомяка. Кроме того, в России зарегистрирована зарубежная вакцина Рабипур фирмы «Chiron Behring» (Германия), содержащая инактивированный вирус бешенства, выращенный на культуре куриных фибробластов, активностью более 2,5 МЕ.
Из других зарубежных препаратов интерес представляют антирабические вакцины, приготовленные из штамма Wistar, Rabies PM/W1 38-1503-3M, выращенного в культуре клеток Vero (вакцина Верораб) или в культуре диплоидных клеток человека (вакцина ХДСБ). Эти вакцины выпускаются фирмой «Aventis Pasteur» (Франция) во флаконах (один флакон содержит одну дозу вакцины) со шприцем с 0,5 мл растворителя (для подкожных и внутримышечных инъекций).
В России выпускается гетерологичный анти-рабический иммуноглобулин, представляющий собой гаммаглобулиновую фракцию сыворотки крови лошадей, иммунизированных антигеном фиксированного вируса бешенства штамма «Москва 3253». Наряду с этим в России зарегистрирован антирабический иммуноглобулин из сыворотки крови человека, который готовится из плазмы доноров, вакцинированных антирабической вакциной «Имоган РАЖ» производства французской фирмы «Aventis Pasteur» [6].
Мероприятия по профилактике бешенства в России регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами [7] и другими нормативными документами. Согласованная деятельность медицинских и ветеринарных специалистов является залогом обеспечения снижения эпизоотической активности очагов бешенства и предупреждения заболеваний человека гидрофобией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Генералов С.В. и др. Клеточные культуры в производстве гетерологичного антирабического иммуноглобулина / С.В. Генералов, Е.Г. Абрамова, А.К. Никифоров, Ж.В. Матвеева //Проблемы особо опасных инфекций. 2011. № 4 (10). С. 76—79.
2. Инфекционная заболеваемость в субъектах Российской Федерации за 2012—2013 гг.: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М.: ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора. 2014. С. 4—12.
3. Нечаев С.В. История микробиологии. Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. М.: «Медицина». 1966. Т. Х. С. 23—29.
10
ЗНиСО апрель №4 (2tt)
4. Вирусы и вирусные инфекции человека и животных: Руководство по вирусологии / Под ред. Д.К. Львова. М.: «Медицинское информационное агентство». 2013. 1000 с.
5. Симонова Е.Г. и др. Современные тенденции и особенности контроля за ситуацией по бешенству в Российской Федерации / Е.Г. Симонова, О.С. Ха-дарцев //Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2014. № 2. С. 65—68.
6. Учайкин В.Ф. и др. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. М.: «Геостар-Мед». 2001. С. 183—187.
7. Профилактика бешенства среди людей: СП 3.1.7.2627-10.
Контактная информация:
Ястребов Владимир Константинович, тел.: 8 (3812) 60-62-81, e-mail: mail@oniipi.org
Contact information: Yastrebov Vladimir, phone: 8 (3812) 60-62-81, e-mail: mail@oniipi.org
-V-
УДК 616.155.39:612.1:574.2(470.56)
УРОВЕНЬ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ У БОЛЬНЫХ ГЕМОБЛАСТОЗАМИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ С РАЗЛИЧНОЙ
АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ
В.М. Боев1, С.А. Лебеденко2
1ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург, Россия 2ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница», г. Оренбург, Россия
Проведенная оценка содержания микроэлементов выявила наиболее высокий уровень висмута, кадмия, лития и никеля в крови у больных гемобластозами, проживающих в регионах Оренбургской области с повышенной антропогенной нагрузкой. Ключевые слова: микроэлементы, гемобластозы.
V.M. Boyev, S.A. Lebedenko □ THE LEVEL OF MINERAL NUTRIENTS IN PATIENTS WITH HEMATOLOGICAL MALIGNANCIES LIVING IN AREAS OF ORENBURG REGION WITH VARIOUS ANTHROPOGENIC LOAD □ SBEI HPE «Orenburg State Medical Academy» of the Ministry of Healthcare of Russia, Orenburg, Russia; SBHE «Orenburg Regional Clinical Hospital» Orenburg, Russia.
The mineral nutrients content evaluation revealed the highest level in blood of bismuth, cadmium, lithium and nickel in hematological malignancy patients living in Orenburg oblast areas with increased anthropogenic impact.
Key words: mineral nutrients, hematological malignancies.
В настоящее время установлено, что заболеваемость населения злокачественными новообразованиями и лимфопролифератив-ными заболеваниями крови является одним из критериев оценки качества среды обитания. Большой интерес представляют региональные особенности онкопатологии, обусловленные эколого-социальными факторами. В ранее проведенных исследованиях установлено, что уровень антропогенной нагрузки и заболеваемость гемобластозами взрослого населения на наиболее урбанизированных территориях Оренбургской области более выражены, чем в сельских регионах. В то же время недостаточно представлены материалы по оценке влияния гигиенических факторов на уровень злокачественных заболеваний крови у взрослых [1, 2]. Одним из подходов в данном направлении является определение уровня
микроэлементов, как в окружающей среде, так и в биосредах организма [6]. Установлено, что уровень токсичных и дисбаланс эссенциальных микроэлементов в объектах окружающей среды, питьевой воде и продуктах питания также более выражен в Центральном и Восточном регионах Оренбургской области [1]. Известно, что дисбаланс микроэлементов может приводить к дестабилизации функционирования кроветворения и иммуногенеза с последующим нарушением работы иммунной системы [3, 7—9]. В связи с этим определение уровня микроэлементов может использоваться как для изучения патогенеза ге-мобластозов, так и для прогнозирования данной патологии с учетом антропогенного химического воздействия на организм.
Целью работы явилась оценка содержания микроэлементов в крови больных гемобластозами,