Научная статья на тему 'Вакфы и вакуфная собственность в Египте второй половины XVIII В. По материалам Д. Креселиуса'

Вакфы и вакуфная собственность в Египте второй половины XVIII В. По материалам Д. Креселиуса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшина М. Ю.

Статья посвящена вакфу Мухаммад-бея 'Абу-з-Захаба (1772-1775). Учредительный документ, или вакфия Мухаммад-бея, был исследован Д. Креселиусом в его работе, опубликованной в 1991 г. Этот материал содержит ценную информацию о сложных взаимоотношениях между мамлюками в XVIII в., о собственности, которую они контролировали, о том, какую поддержку они оказывали религиозной общине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Waqf and Waqf Property in Egypt in the Second Half of the 18th Century According to D. Crecelius' Materials

The subject ofthis paper is the waqf of Egyptian Mamluk Shaykh al-balad Muhammad Bey Abu al-Dhahab (1772-1775). Muhammad Bey's waqfiyya (founding document) was analyzed by D. Crecelius in his study, published in International Journal of Middle East Studies, 23 (1991). It provides valuable information for understanding interrelationships between Mamluks in the 18th century, the properties they controlled and the way in which they supported the religious community.

Текст научной работы на тему «Вакфы и вакуфная собственность в Египте второй половины XVIII В. По материалам Д. Креселиуса»

М. Ю. Илюшина

ВАКФЫ И ВАКУФНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЕГИПТЕ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. ПО МАТЕРИАЛАМ Д. КРЕСЕЛИУСА

Термином «вакф» ^а^ обозначают «неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей... право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта»1. Имущество, переданное в вакф, перестает быть собственностью дарителя, но и не становится собственностью того, кому подарено. Обычно под вакфом подразумевается «вакф хайри» (м>ад/ ккаггу), т. е. богоугодный, благотворительный вакф. Именно в этом значении употребляется термин «вакф» в данной работе. Средства вакфа чаще всего расходовались на содержание мечетей, школ, больниц, приютов, странноприимных домов. Вакуфная собственность, как правило, не облагалась налогами, не подлежала продаже, отчуждению и конфискации. Попечитель или управитель вакфа получал известную долю доходов с него. Учредитель вакфа мог лично управлять вакуфными владениями или назначить на эту должность управляющего. В таком случае передача собственности в вакф становилась «не только богоугодным, но и выгодным делом»2. Перевод собственности в категорию вакуфной получил широкое распространение в Египте в условиях нестабильной политической обстановки последней трети XVIII в. Во многих случаях он носил формальный характер, и на деле всеми доходами с вакфа распоряжались прежние владельцы3.

Один из крупнейших зарубежных исследователей мамлюкского Египта, профессор Калифорнийского государственного университета (США) Д. Креселиус в 1991 г. опубликовал статью, посвященную вакфу Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба (1772-1775)4. Работа профессора Д. Креселиуса основана на материалах каирских архивов и содержит ценную информацию для изучения истории Египта во второй половине XVIII в.

Дата, с которой начинается политическая биография Мухаммад-бея ’Абу-з-За-хаба, точно не установлена. Аль-Джабарти пишет, что Мухаммад-бей был приобретен в 1761/1762 г.5, С. Лузиньян относит это событие к 1756 г. и сообщает, что это был смелый и решительный черкес приблизительно 16 лет от роду, обладающий прекрасными физическими данными и навыками, необходимыми молодому воину. ‘Али-бей аль-Кабир (1767-1772), у которого не было сыновей, немедленно включил его в число своих при-ближенных6.

Мухаммад-бей сделал успешную карьеру и к 1768 г. стал одним из самых влиятельных и сильных мамлюков в Египте7. Он начал формирование своего «дома» (Ъеу1) и использовал все возможности, чтобы пополнить личную казну. Предпринимательская активность ’ Абу-з-Захаба создала ему экономическую базу для укрепления политических позиций. Возможно, именно опираясь на приобретенное финансовое влияние, ’Абу-з-За-хаб в 1772 г. вынудил ‘Али-бея аль-Кабира покинуть страну и фактически стал лидером бейликата — (shaykh а1-Ъа1аё)8. После этого он не только возобновил выплату ежегодной дани Османской империи и пообещал великому везирю вернуть долги за предыдущие три года, но и принял в Каире нового пашу, присланного из Стамбула. Это был Халиль-паша.

© М. Ю. Илюшина, 2008

Его торжественное вступление в должность состоялось 8 июня 1773 г. Однако его власть носила чисто номинальный характер9. У паши не оставалось ни одного козыря в сложной политической игре против мамлюков, и он не вмешивался в их дела.

Как сообщал французский вице-консул в Александрии, не было никаких сомнений в том, что Халиль-паша просто подписывает указы, которые считает нужным издать Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб. В 1774 г. Мухаммад-бей продвинулся в этом направлении еще дальше. Он сумел получить от Порты фирман, по которому должность наместника Египта занял его ставленник — Мустафа Тукан ан-Наблуси. Во время его пребывания в Египте было издано множество документов, позволивших ’Абу-з-Захабу овладеть имуществом своих врагов и использовать деньги, предназначенные для султанской казны, в личных целях10.

Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб восстановил контакты с улемами, прерванные его предшественником ‘Али-беем, конфликтовавшим с духовенством, принимал их советы и внимательно относился к их просьбам, выстраивая свою политику не только с их поддержкой, но и в их интересах. ’Абу-з-Захаб собрал богатую библиотеку, поощрял научные занятия теологов и правоведов, устанавливал именные пенсии учителям и преподавателям университета аль-Азхар11. Среди шейхов, которым Мухаммад-бей особенно благоволил, аль-Джабарти называет Имама Саййида ‘Али ибн ан-Наджиба, Саййида Бадр-ад-Дина, Хасана ал-Кафрави и ‘Али ас-Са‘иди. Последний был особенно близок к ’Абу-з-Захабу, часто посещал его и никогда не получал отказа в выполнении своих многочисленных просьб12.

За баснословную сумму в 100 000 серебряных дирхемов Мухаммад-бей приобрел у шейха Мухаммада Муртады (ум. в 1791 г.) его фундаментальный словарь «Тадж аль-‘ Арус» и позднее поместил книгу в основанной им библиотеке при медресе, благодаря чему и студенты, и шейхи получили доступ к этому знаменитому сочинению. Как огромные, так и совсем небольшие вакфы были учреждены ’Абу-з-Захабом в пользу мусульманской общины. Например, доходы с небольшого участка земли в провинции Г арбия были предназначены для суфийской обители ас-Садат ал-Вафайа, расположенной в Старом Каире, из них 2000 нисф фидда ежегодно шло на фонтан и воду, 1000 — на одежду для служащих, 2000 — на большой праздник рождения шейха — основателя обители и 2500 — на еженедельное чтение Корана13.

В конце 1773 г. в одном из центральных районов Каира Мухаммад-бей ’ Абу-з-Захаб начал строительство мечети, медресе и помещений для студентов — такии (takiyya)14. Впервые большие религиозные комплексы, в которых были объединены не только мечеть и медресе, но и помещение для студентов или суфийская обитель, появились при султане аз-Захире Баркуке (1382—1389)15. Для содержания нового религиозного комплекса Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб основал вакф, в который вошли обширные земельные наделы и городская собственность. Учредительный документ — вакфию (waqfiyya) — подписали наиболее авторитетные каирские улемы, среди которых были верховный судья и глава потомков Пророка, а также влиятельные представители мамлюкской военно-политической элиты, в первую очередь, амир аль-хадж (amir al-hajj)16 ’Исм‘аил-бей17. Длинный список высокопоставленных лиц, засвидетельствовавших учреждение вакфа, занимает первые одиннадцать страниц документа, детальному описанию которого посвящена указанная работа профессора Д. Креселиуса18.

Значительное внимание уделяется в вакфие подробному описанию зданий, которые принадлежали Мухаммад-бею и были снесены или реконструированы, чтобы освободить место для строительства мечети, школы и прилегающих помещений. Информация, которую

содержит эта часть документа, позволяет проследить процесс перевода вакуфных владений в категорию частной собственности. Большая часть построек в центральной части Каира, где планировалось возвести новую мечеть, входила в вакф султана аль-’Ашрафа Кансуха ал-Гури (15Q1—1517). Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб обменял их на деревню Атамина, и получил, таким образом, в свое полное распоряжение здания, являвшиеся ранее вакуфной собственностью. Акт обмена имел название «истибдаль» (’istibdal) и заверялся верховным судьей19. В XVIII в. распространилась практика обмена вакуфной собственности, например, недвижимого имущества, на наличные деньги, которые использовались для покупки другой собственности. Термином «истибдаль» стали обозначать «продажу» вакуфной собственности, а термином «ибдаль» (’ibdal) — «покупку» собственности для вакфа2(). Этим способом воспользовался агент Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, Мухаммад Бадави, чтобы перевести остальные строения этой части Каира, входившие в более мелкие вакфы, в собственность своего патрона21. Он же скупал для Мухаммад-бея недорогие кофейни и лавки в районе центрального рынка, которые в совокупности приносили значительный доход22.

Следующий раздел документа содержит полную опись собственности, включенной в вакф Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба. В первую очередь, это земли в провинциях Г арбийа и Г ирга. Султан ‘ Абд ал-Хамид I утвердил подписанные ставленником Мухамад-бея — османским наместником в Египте ан-Наблуси бумаги, согласно которым все налоги с этих земель, которые ранее получало государство, т. е. Османская империя, перенаправлялись в вакф Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба23. Далее в вакфие указаны более тридцати торговых точек в районе аль-Азхар в Каире, а также доходы от кайсарии (qaisariyya)24 Синан-паши в Булаке и Хан аз-Заракиша — трехэтажного здания в центре египетской столицы. Кайсария в Булаке, расположенная всего в нескольких шагах от порта, где шла разгрузка прибывавших в город судов, с 177Q г. находилась под контролем ‘Али-бея аль-Кабира. Он обновил постройку, в которой были открыты 23 магазина, и этот торговый комплекс приносил большую прибыль. За символическую плату (она называлась хикр (hikr)), которая передавалась в государственную казну, Мухамад-бей ’Абу-з-Захаб взял в аренду на 9Q лунных лет принадлежавшее ранее ‘Али-бею аль-Кабиру право на получение ренты с кайсарии Синан-паши. Халиль-паша узаконил эту сделку специальным фирманом, который впоследствии утвердил султан Мустафа Хан25. Шестьдесят четыре документа, оформленных в суде, и несколько фирманов подтверждают, что Мухаммад-бей являлся владельцем указанных в вакфие объектов, либо имел право на получение с них прибыли. Все сделки были заключены в период с 1772 г. по 1774 г. Тогда же вышли и соответствующие законодательные акты26.

Отдельная часть учредительного документа посвящена организации работы религиозной школы — медресе. Согласно вакфие, стипендию должны были получать

16 шейхов школы, 18 преподавателей и 164 студента. Преподаватели получали по 14 нисф фидда каждый день и 1Q ардеббов пшеницы ежегодно. Студенты — по 7 нисф фидда и 1Q ардеббов пшеницы. Шейхи — от 2Q до 15Q нисф фидда и от 3Q до 15Q ардеббов

пшеницы27.

В вакфие Мухаммад-бея было указано, что в школе будут преподавать шейхи трех мазхабов — ханафитского, маликитского и шафиитского. Ханбалитский мазхаб в документе не упомянут. Три ханафитских шейха должны были обучать тридцать семь студентов, шесть маликитских становились наставниками шестидесяти трех студентов, а на семь шейхов шафиитского мазхаба приходилось шестьдесят четыре студента. Мухаммад-бей лично позаботился о том, чтобы в его медресе работали лучшие улемы Каира28. Согласно

учредительному документу, количество учеников в основанной им школе было больше, чем в медресе прославленных мамлюкских султанов Баркука и Барсбая29.

Значительные средства были выделены на содержание мечети и такии, при этом имаму выплачивали по 50 нисф фидда ежедневно и выдавали 50 ардеббов пшеницы в год, а хранителю библиотеки — 60 нисф фидда в день и 60 ардеббов пшеницы в год. Имамом мечети был назначен Хасан аль-Кафрави (ум. в 1788 г.). В медресе он возглавлял шифиит-ский мазхаб. Каждое утро Хасан аль-Кафрави вместе с муфтиями маликитов и ханбалитов должен был находиться в специально выстроенном помещении для вынесения фетв. Аль-Джабарти лаконично отмечает характерную деталь: «Было обусловлено, что взяток они брать не будут. При жизни Мухаммад-бея они выполняли это»30.

Управитель вакфа, или назир (паггг — эта должность была пожизненно закреплена за Мухаммад-беем ’Абу-з-Захабом), получал 125 тысяч нисф фидда и 500 ардеббов пшеницы в год, а также прибыль с вакуфной собственности, оставшуюся после выплаты всех необходимых сумм31.

Мухаммад-бей включил в вакф свою личную библиотеку, предоставив ее в распоряжение наставников и студентов медресе. Хранитель библиотеки нес полную ответственность за сохранность книг, выдавал и собирал их ежедневно, следил за тем, чтобы книги оставались в хорошем состоянии. В случае утери книги, он был обязан восполнить утрату из своих личных средств. Имя автора и название каждой книги было внесено в специальный реестр. Большую часть собрания составляли сочинения по ханафитскому, шафиитскому и маликитскому мазхабам, хадисы и комментарии к ним, труды по теологии. Точные науки, история и литература были представлены всего несколькими томами32.

В архитектурном плане мечеть Мухаммад-бея повторяет облик мечети Синан-паши в Булаке. Минарет расположен в ее юго-западном углу, украшен пятью луковичными главками и представляет собой, за исключением некоторых деталей, точную копию минарета мечети султана аль-Гури, расположенной неподалеку. С южной стороны мечеть отделена стеной от двухэтажного комплекса такийи, имеющей просторный внутренний двор. Фасад мечети Мухаммад-бея ’ Абу-з-Захаба выполнен в типично мамлюкском стиле, однако в некоторых элементах декора и внутреннего убранства прослеживается османское влияние33.

Мечеть Мухаммад-бея остается открытой и в настоящее время, студенты университета аль-Азхар используют помещения такии, однако в полном объеме и в соответствии с учредительным документом комплекс функционировал всего несколько месяцев — до июня 1775 г., когда Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб умер, предположительно от лихорадки, которая свирепствовала в его лагере34.

Вакфы были и остаются источником финансирования многих религиозных, образовательных, благотворительных и медицинских учреждений мусульманского мира; доходы от вакфов идут на поддержание памятников истории и шедевров архитектуры, позволяют решать целый ряд социальных и гуманитарных задач. Важным приобретением учредителя вакфа являлся статус пользующегося уважением, благочестивого члена общества. Для мамлюкского бея, даже верховного правителя — шейх аль-балада, который мог быть лишен власти в результате насильственных действий конкурентов, это был способ укрепить свой авторитет. Постройка большой мечети и основание медресе ставили его в один ряд с прославленными правителями прошлого, сохраняли его имя в памяти потомков и давали надежду на милость и снисхождение Всевышнего.

Трагическая гибель Мухаммада-бея ’Абу-з-Захаба в 1775 г. ознаменовала конец короткого периода внутренней стабильности в Египте. Эмиры дома Каздугли начали

раздел наследства и борьбу за власть. Страна погрузилась в хаос35. Вакфия Мухаммад-бея содержит все возможные свидетельства и документальные подтверждения законности, неприкосновенности и незыблемости учрежденного вакфа. Однако в неспокойной политической обстановке последней трети XVIII в. это не спасло вакф от разорения. В течение первого года после смерти учредителя вакфа большая часть средств была перенаправлена сторонним получателям. Медресе и такия пришли в упадок, а занятия были приостановлены еще до того, как Мурад-бей и ’Ибрахим-бей, возглавившие группировку личных мамлюков ’Абу-з-Захаба, были вынуждены покинуть столицу под давлением ’Исм‘аил-бея старшего, который объединил под своим командованием остатки мамлюков, разгромленных и изгнанных из Каира ‘Али-беем36.

В 1777 г. ’Исма‘ил-бей был провозглашен шейх аль-баладом. Мурад-бей и ’ Ибрахим-бей нашли убежище в Верхнем Египте. Они перекрыли доступ продовольствия и налоговых сборов в столицу. Это коснулось и обширных земель в Гарбие и Гирге, которые были включены в вакф ’Абу-з-Захаба. Средства на содержание мечети, медресе и такии поступали теперь только от немногочисленных городских объектов, сохранившихся в вакуфной собственности. Положение не изменилось и после того, как Мурад-бей и ’Ибрахим-бей победителями вернулись в Каир37.

Вакфия Мухаммад-бея ’ Абу-з-Захаба, документ, исследованию которого посвящена работа профессора Д. Креселиуса, содержит ценную информацию для изучения социальной и политической истории Египта второй половины XVIII века. В этот период доходы от вакуфной собственности в Османской империи были эквивалентны одной третьей части всех налоговых поступлений в казну султана38. Сохраняющий свою актуальность и в настоящее время институт вакфа играл значимую роль в жизни египетского общества. Учреждение вакфов — законный и надежный механизм, дающий гарантии экономической безопасности и обеспечивающий благоприятный налоговый режим для собственников в обмен на помощь и поддержку, которые они оказывают религиозной общине и социуму в целом. На деле, о чем свидетельствует судьба мечети, медресе и такии Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, принципы функционирования вакфа и условия, зафиксированные в вакфии, часто нарушались. В последней трети XVIII в. земля в Египте фактически стала предметом купли-продажи, пришел в движение «механизм социального обновления египетского общества»39. Для легализации сделок активно использовались различные операции с вакуфной собственностью, которые отражены в специальной документации, в том числе в учредительных документах — вакфиях.

Вакфия представляет собой источник информации широкого спектра. В первой части документа, где названо полное имя учредителя вакфа, а также со всеми регалиями перечислены свидетели, удостоверившие законность акта, содержится материал, позволяющий установить происхождение и семейные связи того или иного исторического лица, а также должность, которую он занимал в конкретный отрезок времени. Профессор Д. Креселиус отмечает, что соответствующие страницы вакфии ’Абу-з-Захаба могут служить своеобразным справочником «Кто есть Кто в Каире» за 1774 г.40

Вакфия содержит перечень всех документов (часто с приложением подлинников), подтверждающих право собственности учредителя на объекты, переданные в вакф. Эти документы дают возможность проследить, каким образом названные объекты перешли в собственность учредителя. Такая информация проливает свет на характер взаимоотношений между отдельными собственниками — мамлюками, улемами, османскими военными, бедуинскими шейхами, купечеством — и представляет интерес для изучения политической,

социальной, экономической истории, а также вопросов практического применения норм мусульманского права. Вакфия Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба раскрывает экономическую основу могущества этого мамлюкского лидера, проясняет некоторые моменты его политической карьеры и взаимоотношений с влиятельными шейхами аль-Азхара.

Особое место в вакфие занимает описание собственности, вошедшей в вакф. Подробная характеристика участка земли включает в себя сведения о почвах, посадках, ежегодных урожаях и налогах, а также растениях и животных. Если речь идет о здании, в документе точно указано место его расположения и размеры, перечислены помещения, в нем находящиеся, назначение каждого из них, архитектурные особенности постройки и детали декора41. Для возведения мечети, медресе и такии Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб приказал расчистить территорию в самом центре старого Каира. Здания, которые были снесены, являлись частью собственности Мухаммад-бея. Их подробное описание содержится в учредительном документе и может служить источником уникальной информации

об утраченных памятниках42.

Вакфия определяет, каким образом будет осуществляться управление вакфом и кто станет попечителем вакуфной собственности. По решению Мухаммад-бея после его смерти должность попечителя вакфа должна была перейти к старшему из его мамлюков, в случае гибели последнего—к следующему по старшинству и так далее. Когда ни одного из мамлюков Абу-з-Захаба не останется в живых, попечительство над вакфом, согласно учредительному документу, должен принять на себя дафтардар (ёаАагёаг)^. Информация о порядке наследования позволяет прояснить характер взаимоотношений эмира или бея и его освобожденных рабов, раскрыть принципы функционирования мамлюкского «дома» и его структуру, а также особенности формирования военно-политической мамлюкской элиты Египта.

Исследование вакфии Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, которое провел Д. Креселиус, демонстрирует особую важность вакуфных учредительных документов как источника для изучения истории, права, архитектуры, политики и экономики Египта в османский период.

1 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 45.

2 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. СПб., 2007. С. 172. Должность управителя вакфа приносила большие доходы. Кроме того, она давала возможность увеличивать размеры собственности. К вакфам, учрежденным в пользу мечетей Верхнего Египта и Каира, к концу XVIII в. относилась 1 /5 всех обрабатываемых земель. На протяжении всего XVIII в. мамлюкские беи конкурировали с улемами и османскими офицерами, добиваясь контроля за вакуфной собственностью. Им удавалось удерживать в своих руках несколько наиболее прибыльных вакфов. ‘Али-бей аль-Кабир, например, получил в управление вакфы мечетей Синан-паши, султана Мурада и университета аль-Азхар. Во второй половине XVIII в. мамлюкские беи из дома Каздугли сосредоточили в своих руках огромные финансовые средства, поступавшие из разных источников. Стоимость только движимого имущества (деньги, драгоценности и проч.), которое разделили между собой наследники Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, составляла полтора миллиона нисф фидда. См.: Ацамба Ф. М. Господствующий класс в социальной структуре египетского города (конец XVIII-начало XIX в.) // Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987. С. 212; Crecelius D. The Roots of Modem Egypt. Minneapolis, 1981. P. 133, 138.

3 Зеленев Е. И. Мусульманский Египет. СПб., 2007. С. 191.

4 Crecelius D. The Waqf of Muhammad Bey Abu al-Dhahab in Historical Perspective // International Journal of Middle East Studies. 1991. Vol. 23. P 57-81. Работа профессора Д. Креселиуса основана на материалах двух каирских архивов — Министерства вакфов и Шариатских судов.

5 Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. ‘Аджа’иб аль-’асар фи-т-тараджим ва-л-’ахбар. Бейрут, б.г. S. 48Q.

6 Лузиньян С. История о возмущении Али-бея против Оттоманской порты с различными новыми известиями о Египте, Палестине, Сирии и Турецком государстве, также о путешествиях их Алеппа в Бальзору. М., 1789. С. 49.

7 CreceliusD. The Roots... P. 57-58.

8 Титул «шейх аль-балад», который получал лидер бейликата, появился в первой половине XVIII в. По свидетельству С. Лузиньяна, во второй половине XVIII столетия шейх аль-балад назначает всех янычарских офицеров (включая агу, кятходу и чауша), «полицейских чиновников», собирателей пошлин, может лишать жизни и отменять смертное наказание, «... одним словом, все почти состоит в его власти». См.: Лузиньян С. Указ. соч. С. 28. Указ о назначении Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба на эту должность вышел 18 сентября 1773 г., после смерти ‘Али-бея. См.: CreceliusD . The Roots... P. 1Q6.

9Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 44Q.

1Q CreceliusD. The Roots... P. 113.

11 Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Религия и власть: Ислам в Османском Египте (XVIII — первая четверть XIX в.). М., 1996. С. 46.

12Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 484.

13 CreceliusD. The Roots. P. 142-143.

14 В османский период термин «такия» обычно употреблялся наравне с термином «ханака» (khanaqa) для обозначения дервишеской обители, однако в учредительном документе Мухаммад-бея не упомянуты расходы на дервишей или суфийские братства и такия понимается как помещение для студентов.

15Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 19.

16 Во второй половине XVIII столетия амир аль-хадж (командир каравана паломников, ежегодно отправлявшихся в Мекку) назначался из числа приближенных шайх аль-балада и занимал вторую после него позицию в иерархии беев.

17 Crecelius D. The Waqf. P. 57-58.

18 Вакфия № 9QQ, дафтархана, Министерство вакфов, Каир. Профессор Д. Креселиус опубликовал перевод этого документа в 1978-1979 гг.. См.: Journal of the American Research Center in Egypt. № XV P. 83-1Q5; № XVI. P. 125-146.

19 CreceliusD. The Waqf... P. 58, 61-62.

2QАш-Шафи ‘и Мухаммад Махмуд. Аль-васийа ва-л-вакф фи-л-фикх аль-’ислами. Аль-’Искандарийа, 1994. С. 229.

21 Crecelius D. The Waqf. P. 58, 61-62.

22 CreceliusD. The Roots. P. 135-136.

23 Crecelius D. The Waqf. P. 59-6Q.

24 Кайсария — крытый рынок.

25 Crecelius D. The Waqf. P. 6Q.

26 Ibid. P. 59.

27 Ibid. P. 64. Нисф фидда или пара — основная единица денежного обращения в османском Египте. В 1698 г. вес этой монеты составлял Q,689 г, при семидесятипроцентном содержании серебра. За 16 пара можно было купить 1 ардебб (около 182 литров или 155-175 кг) ячменя, а за 25 — 1 ардебб пшеницы. В то же время в 17Q4 г., когда уровень воды в Ниле слишком быстро опустился после разлива, цены выросли. 1 ардебб пшеницы стоил 14Q пара, бобы — столько же, чечевица — 2QQ пара, ячмень — 1QQ, рис—4QQ. C 1698 г. по 1798 г. вес пара упал до Q,225 г, а содержание серебра в нем снизилось до 35 %. См.: Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Указ. соч. С. 139, 14Q; Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 52.

28 Crecelius D. The Waqf. P. 64, 68.

29 Медресе султана аз-Захира Баркука (1382-1389) была рассчитана на сто двадцать пять студентов, а школа, основанная султаном аль-’Ашрафом Барсбаем (1422-1438), могла принять шестьдесят студентов. См.: Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 133,14Q.

3QАл-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). М., 1978. С. 271.

31 Crecelius D. The Waqf. P. 67.

32 Ibid. P. 69-7Q.

33Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 165-166.

34 Crecelius D. The Roots. P. 166; Crecelius D. The Waqf. P. 77.

35 CreceliusD. The Roots. P. 179-18Q.

36 Crecelius D. The Waqf. P. 64, 71.

37 Ibid. P. 72.

38 Kuran T. The Provision of Public Goods under Islamic Law: Origins, Contributions, and Limitations of the Waqf System // USC CLEO Research Paper. 2QQ1. July. № CQ1-13. P. 11.

39 ЗеленевЕ. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI — начало XX в.). СПб., 2QQ3. С. 55.

4Q Crecelius D. The Waqf. P. 57.

41 Crecelius D. The Organization of Waqf Documents in Cairo // International Journal of Middle East Studies. 1971. Vol. 2. P. 267.

42 CreceliusD. The Waqf... P. 58.

43 Ibid. P. 74. Дафтардар — глава финансового ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.