М. Ю. Илюшина
ВАКФЫ И ВАКУФНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЕГИПТЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. ПО МАТЕРИАЛАМ Д. КРЕСЕЛИУСА
Термином «вакф» ^а^ обозначают «неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей... право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта»1. Имущество, переданное в вакф, перестает быть собственностью дарителя, но и не становится собственностью того, кому подарено. Обычно под вакфом подразумевается «вакф хайри» (м>ад/ ккаггу), т. е. богоугодный, благотворительный вакф. Именно в этом значении употребляется термин «вакф» в данной работе. Средства вакфа чаще всего расходовались на содержание мечетей, школ, больниц, приютов, странноприимных домов. Вакуфная собственность, как правило, не облагалась налогами, не подлежала продаже, отчуждению и конфискации. Попечитель или управитель вакфа получал известную долю доходов с него. Учредитель вакфа мог лично управлять вакуфными владениями или назначить на эту должность управляющего. В таком случае передача собственности в вакф становилась «не только богоугодным, но и выгодным делом»2. Перевод собственности в категорию вакуфной получил широкое распространение в Египте в условиях нестабильной политической обстановки последней трети XVIII в. Во многих случаях он носил формальный характер, и на деле всеми доходами с вакфа распоряжались прежние владельцы3.
Один из крупнейших зарубежных исследователей мамлюкского Египта, профессор Калифорнийского государственного университета (США) Д. Креселиус в 1991 г. опубликовал статью, посвященную вакфу Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба (1772-1775)4. Работа профессора Д. Креселиуса основана на материалах каирских архивов и содержит ценную информацию для изучения истории Египта во второй половине XVIII в.
Дата, с которой начинается политическая биография Мухаммад-бея ’Абу-з-За-хаба, точно не установлена. Аль-Джабарти пишет, что Мухаммад-бей был приобретен в 1761/1762 г.5, С. Лузиньян относит это событие к 1756 г. и сообщает, что это был смелый и решительный черкес приблизительно 16 лет от роду, обладающий прекрасными физическими данными и навыками, необходимыми молодому воину. ‘Али-бей аль-Кабир (1767-1772), у которого не было сыновей, немедленно включил его в число своих при-ближенных6.
Мухаммад-бей сделал успешную карьеру и к 1768 г. стал одним из самых влиятельных и сильных мамлюков в Египте7. Он начал формирование своего «дома» (Ъеу1) и использовал все возможности, чтобы пополнить личную казну. Предпринимательская активность ’ Абу-з-Захаба создала ему экономическую базу для укрепления политических позиций. Возможно, именно опираясь на приобретенное финансовое влияние, ’Абу-з-За-хаб в 1772 г. вынудил ‘Али-бея аль-Кабира покинуть страну и фактически стал лидером бейликата — (shaykh а1-Ъа1аё)8. После этого он не только возобновил выплату ежегодной дани Османской империи и пообещал великому везирю вернуть долги за предыдущие три года, но и принял в Каире нового пашу, присланного из Стамбула. Это был Халиль-паша.
© М. Ю. Илюшина, 2008
Его торжественное вступление в должность состоялось 8 июня 1773 г. Однако его власть носила чисто номинальный характер9. У паши не оставалось ни одного козыря в сложной политической игре против мамлюков, и он не вмешивался в их дела.
Как сообщал французский вице-консул в Александрии, не было никаких сомнений в том, что Халиль-паша просто подписывает указы, которые считает нужным издать Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб. В 1774 г. Мухаммад-бей продвинулся в этом направлении еще дальше. Он сумел получить от Порты фирман, по которому должность наместника Египта занял его ставленник — Мустафа Тукан ан-Наблуси. Во время его пребывания в Египте было издано множество документов, позволивших ’Абу-з-Захабу овладеть имуществом своих врагов и использовать деньги, предназначенные для султанской казны, в личных целях10.
Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб восстановил контакты с улемами, прерванные его предшественником ‘Али-беем, конфликтовавшим с духовенством, принимал их советы и внимательно относился к их просьбам, выстраивая свою политику не только с их поддержкой, но и в их интересах. ’Абу-з-Захаб собрал богатую библиотеку, поощрял научные занятия теологов и правоведов, устанавливал именные пенсии учителям и преподавателям университета аль-Азхар11. Среди шейхов, которым Мухаммад-бей особенно благоволил, аль-Джабарти называет Имама Саййида ‘Али ибн ан-Наджиба, Саййида Бадр-ад-Дина, Хасана ал-Кафрави и ‘Али ас-Са‘иди. Последний был особенно близок к ’Абу-з-Захабу, часто посещал его и никогда не получал отказа в выполнении своих многочисленных просьб12.
За баснословную сумму в 100 000 серебряных дирхемов Мухаммад-бей приобрел у шейха Мухаммада Муртады (ум. в 1791 г.) его фундаментальный словарь «Тадж аль-‘ Арус» и позднее поместил книгу в основанной им библиотеке при медресе, благодаря чему и студенты, и шейхи получили доступ к этому знаменитому сочинению. Как огромные, так и совсем небольшие вакфы были учреждены ’Абу-з-Захабом в пользу мусульманской общины. Например, доходы с небольшого участка земли в провинции Г арбия были предназначены для суфийской обители ас-Садат ал-Вафайа, расположенной в Старом Каире, из них 2000 нисф фидда ежегодно шло на фонтан и воду, 1000 — на одежду для служащих, 2000 — на большой праздник рождения шейха — основателя обители и 2500 — на еженедельное чтение Корана13.
В конце 1773 г. в одном из центральных районов Каира Мухаммад-бей ’ Абу-з-Захаб начал строительство мечети, медресе и помещений для студентов — такии (takiyya)14. Впервые большие религиозные комплексы, в которых были объединены не только мечеть и медресе, но и помещение для студентов или суфийская обитель, появились при султане аз-Захире Баркуке (1382—1389)15. Для содержания нового религиозного комплекса Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб основал вакф, в который вошли обширные земельные наделы и городская собственность. Учредительный документ — вакфию (waqfiyya) — подписали наиболее авторитетные каирские улемы, среди которых были верховный судья и глава потомков Пророка, а также влиятельные представители мамлюкской военно-политической элиты, в первую очередь, амир аль-хадж (amir al-hajj)16 ’Исм‘аил-бей17. Длинный список высокопоставленных лиц, засвидетельствовавших учреждение вакфа, занимает первые одиннадцать страниц документа, детальному описанию которого посвящена указанная работа профессора Д. Креселиуса18.
Значительное внимание уделяется в вакфие подробному описанию зданий, которые принадлежали Мухаммад-бею и были снесены или реконструированы, чтобы освободить место для строительства мечети, школы и прилегающих помещений. Информация, которую
содержит эта часть документа, позволяет проследить процесс перевода вакуфных владений в категорию частной собственности. Большая часть построек в центральной части Каира, где планировалось возвести новую мечеть, входила в вакф султана аль-’Ашрафа Кансуха ал-Гури (15Q1—1517). Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб обменял их на деревню Атамина, и получил, таким образом, в свое полное распоряжение здания, являвшиеся ранее вакуфной собственностью. Акт обмена имел название «истибдаль» (’istibdal) и заверялся верховным судьей19. В XVIII в. распространилась практика обмена вакуфной собственности, например, недвижимого имущества, на наличные деньги, которые использовались для покупки другой собственности. Термином «истибдаль» стали обозначать «продажу» вакуфной собственности, а термином «ибдаль» (’ibdal) — «покупку» собственности для вакфа2(). Этим способом воспользовался агент Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, Мухаммад Бадави, чтобы перевести остальные строения этой части Каира, входившие в более мелкие вакфы, в собственность своего патрона21. Он же скупал для Мухаммад-бея недорогие кофейни и лавки в районе центрального рынка, которые в совокупности приносили значительный доход22.
Следующий раздел документа содержит полную опись собственности, включенной в вакф Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба. В первую очередь, это земли в провинциях Г арбийа и Г ирга. Султан ‘ Абд ал-Хамид I утвердил подписанные ставленником Мухамад-бея — османским наместником в Египте ан-Наблуси бумаги, согласно которым все налоги с этих земель, которые ранее получало государство, т. е. Османская империя, перенаправлялись в вакф Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба23. Далее в вакфие указаны более тридцати торговых точек в районе аль-Азхар в Каире, а также доходы от кайсарии (qaisariyya)24 Синан-паши в Булаке и Хан аз-Заракиша — трехэтажного здания в центре египетской столицы. Кайсария в Булаке, расположенная всего в нескольких шагах от порта, где шла разгрузка прибывавших в город судов, с 177Q г. находилась под контролем ‘Али-бея аль-Кабира. Он обновил постройку, в которой были открыты 23 магазина, и этот торговый комплекс приносил большую прибыль. За символическую плату (она называлась хикр (hikr)), которая передавалась в государственную казну, Мухамад-бей ’Абу-з-Захаб взял в аренду на 9Q лунных лет принадлежавшее ранее ‘Али-бею аль-Кабиру право на получение ренты с кайсарии Синан-паши. Халиль-паша узаконил эту сделку специальным фирманом, который впоследствии утвердил султан Мустафа Хан25. Шестьдесят четыре документа, оформленных в суде, и несколько фирманов подтверждают, что Мухаммад-бей являлся владельцем указанных в вакфие объектов, либо имел право на получение с них прибыли. Все сделки были заключены в период с 1772 г. по 1774 г. Тогда же вышли и соответствующие законодательные акты26.
Отдельная часть учредительного документа посвящена организации работы религиозной школы — медресе. Согласно вакфие, стипендию должны были получать
16 шейхов школы, 18 преподавателей и 164 студента. Преподаватели получали по 14 нисф фидда каждый день и 1Q ардеббов пшеницы ежегодно. Студенты — по 7 нисф фидда и 1Q ардеббов пшеницы. Шейхи — от 2Q до 15Q нисф фидда и от 3Q до 15Q ардеббов
пшеницы27.
В вакфие Мухаммад-бея было указано, что в школе будут преподавать шейхи трех мазхабов — ханафитского, маликитского и шафиитского. Ханбалитский мазхаб в документе не упомянут. Три ханафитских шейха должны были обучать тридцать семь студентов, шесть маликитских становились наставниками шестидесяти трех студентов, а на семь шейхов шафиитского мазхаба приходилось шестьдесят четыре студента. Мухаммад-бей лично позаботился о том, чтобы в его медресе работали лучшие улемы Каира28. Согласно
учредительному документу, количество учеников в основанной им школе было больше, чем в медресе прославленных мамлюкских султанов Баркука и Барсбая29.
Значительные средства были выделены на содержание мечети и такии, при этом имаму выплачивали по 50 нисф фидда ежедневно и выдавали 50 ардеббов пшеницы в год, а хранителю библиотеки — 60 нисф фидда в день и 60 ардеббов пшеницы в год. Имамом мечети был назначен Хасан аль-Кафрави (ум. в 1788 г.). В медресе он возглавлял шифиит-ский мазхаб. Каждое утро Хасан аль-Кафрави вместе с муфтиями маликитов и ханбалитов должен был находиться в специально выстроенном помещении для вынесения фетв. Аль-Джабарти лаконично отмечает характерную деталь: «Было обусловлено, что взяток они брать не будут. При жизни Мухаммад-бея они выполняли это»30.
Управитель вакфа, или назир (паггг — эта должность была пожизненно закреплена за Мухаммад-беем ’Абу-з-Захабом), получал 125 тысяч нисф фидда и 500 ардеббов пшеницы в год, а также прибыль с вакуфной собственности, оставшуюся после выплаты всех необходимых сумм31.
Мухаммад-бей включил в вакф свою личную библиотеку, предоставив ее в распоряжение наставников и студентов медресе. Хранитель библиотеки нес полную ответственность за сохранность книг, выдавал и собирал их ежедневно, следил за тем, чтобы книги оставались в хорошем состоянии. В случае утери книги, он был обязан восполнить утрату из своих личных средств. Имя автора и название каждой книги было внесено в специальный реестр. Большую часть собрания составляли сочинения по ханафитскому, шафиитскому и маликитскому мазхабам, хадисы и комментарии к ним, труды по теологии. Точные науки, история и литература были представлены всего несколькими томами32.
В архитектурном плане мечеть Мухаммад-бея повторяет облик мечети Синан-паши в Булаке. Минарет расположен в ее юго-западном углу, украшен пятью луковичными главками и представляет собой, за исключением некоторых деталей, точную копию минарета мечети султана аль-Гури, расположенной неподалеку. С южной стороны мечеть отделена стеной от двухэтажного комплекса такийи, имеющей просторный внутренний двор. Фасад мечети Мухаммад-бея ’ Абу-з-Захаба выполнен в типично мамлюкском стиле, однако в некоторых элементах декора и внутреннего убранства прослеживается османское влияние33.
Мечеть Мухаммад-бея остается открытой и в настоящее время, студенты университета аль-Азхар используют помещения такии, однако в полном объеме и в соответствии с учредительным документом комплекс функционировал всего несколько месяцев — до июня 1775 г., когда Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб умер, предположительно от лихорадки, которая свирепствовала в его лагере34.
Вакфы были и остаются источником финансирования многих религиозных, образовательных, благотворительных и медицинских учреждений мусульманского мира; доходы от вакфов идут на поддержание памятников истории и шедевров архитектуры, позволяют решать целый ряд социальных и гуманитарных задач. Важным приобретением учредителя вакфа являлся статус пользующегося уважением, благочестивого члена общества. Для мамлюкского бея, даже верховного правителя — шейх аль-балада, который мог быть лишен власти в результате насильственных действий конкурентов, это был способ укрепить свой авторитет. Постройка большой мечети и основание медресе ставили его в один ряд с прославленными правителями прошлого, сохраняли его имя в памяти потомков и давали надежду на милость и снисхождение Всевышнего.
Трагическая гибель Мухаммада-бея ’Абу-з-Захаба в 1775 г. ознаменовала конец короткого периода внутренней стабильности в Египте. Эмиры дома Каздугли начали
раздел наследства и борьбу за власть. Страна погрузилась в хаос35. Вакфия Мухаммад-бея содержит все возможные свидетельства и документальные подтверждения законности, неприкосновенности и незыблемости учрежденного вакфа. Однако в неспокойной политической обстановке последней трети XVIII в. это не спасло вакф от разорения. В течение первого года после смерти учредителя вакфа большая часть средств была перенаправлена сторонним получателям. Медресе и такия пришли в упадок, а занятия были приостановлены еще до того, как Мурад-бей и ’Ибрахим-бей, возглавившие группировку личных мамлюков ’Абу-з-Захаба, были вынуждены покинуть столицу под давлением ’Исм‘аил-бея старшего, который объединил под своим командованием остатки мамлюков, разгромленных и изгнанных из Каира ‘Али-беем36.
В 1777 г. ’Исма‘ил-бей был провозглашен шейх аль-баладом. Мурад-бей и ’ Ибрахим-бей нашли убежище в Верхнем Египте. Они перекрыли доступ продовольствия и налоговых сборов в столицу. Это коснулось и обширных земель в Гарбие и Гирге, которые были включены в вакф ’Абу-з-Захаба. Средства на содержание мечети, медресе и такии поступали теперь только от немногочисленных городских объектов, сохранившихся в вакуфной собственности. Положение не изменилось и после того, как Мурад-бей и ’Ибрахим-бей победителями вернулись в Каир37.
Вакфия Мухаммад-бея ’ Абу-з-Захаба, документ, исследованию которого посвящена работа профессора Д. Креселиуса, содержит ценную информацию для изучения социальной и политической истории Египта второй половины XVIII века. В этот период доходы от вакуфной собственности в Османской империи были эквивалентны одной третьей части всех налоговых поступлений в казну султана38. Сохраняющий свою актуальность и в настоящее время институт вакфа играл значимую роль в жизни египетского общества. Учреждение вакфов — законный и надежный механизм, дающий гарантии экономической безопасности и обеспечивающий благоприятный налоговый режим для собственников в обмен на помощь и поддержку, которые они оказывают религиозной общине и социуму в целом. На деле, о чем свидетельствует судьба мечети, медресе и такии Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, принципы функционирования вакфа и условия, зафиксированные в вакфии, часто нарушались. В последней трети XVIII в. земля в Египте фактически стала предметом купли-продажи, пришел в движение «механизм социального обновления египетского общества»39. Для легализации сделок активно использовались различные операции с вакуфной собственностью, которые отражены в специальной документации, в том числе в учредительных документах — вакфиях.
Вакфия представляет собой источник информации широкого спектра. В первой части документа, где названо полное имя учредителя вакфа, а также со всеми регалиями перечислены свидетели, удостоверившие законность акта, содержится материал, позволяющий установить происхождение и семейные связи того или иного исторического лица, а также должность, которую он занимал в конкретный отрезок времени. Профессор Д. Креселиус отмечает, что соответствующие страницы вакфии ’Абу-з-Захаба могут служить своеобразным справочником «Кто есть Кто в Каире» за 1774 г.40
Вакфия содержит перечень всех документов (часто с приложением подлинников), подтверждающих право собственности учредителя на объекты, переданные в вакф. Эти документы дают возможность проследить, каким образом названные объекты перешли в собственность учредителя. Такая информация проливает свет на характер взаимоотношений между отдельными собственниками — мамлюками, улемами, османскими военными, бедуинскими шейхами, купечеством — и представляет интерес для изучения политической,
социальной, экономической истории, а также вопросов практического применения норм мусульманского права. Вакфия Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба раскрывает экономическую основу могущества этого мамлюкского лидера, проясняет некоторые моменты его политической карьеры и взаимоотношений с влиятельными шейхами аль-Азхара.
Особое место в вакфие занимает описание собственности, вошедшей в вакф. Подробная характеристика участка земли включает в себя сведения о почвах, посадках, ежегодных урожаях и налогах, а также растениях и животных. Если речь идет о здании, в документе точно указано место его расположения и размеры, перечислены помещения, в нем находящиеся, назначение каждого из них, архитектурные особенности постройки и детали декора41. Для возведения мечети, медресе и такии Мухаммад-бей ’Абу-з-Захаб приказал расчистить территорию в самом центре старого Каира. Здания, которые были снесены, являлись частью собственности Мухаммад-бея. Их подробное описание содержится в учредительном документе и может служить источником уникальной информации
об утраченных памятниках42.
Вакфия определяет, каким образом будет осуществляться управление вакфом и кто станет попечителем вакуфной собственности. По решению Мухаммад-бея после его смерти должность попечителя вакфа должна была перейти к старшему из его мамлюков, в случае гибели последнего—к следующему по старшинству и так далее. Когда ни одного из мамлюков Абу-з-Захаба не останется в живых, попечительство над вакфом, согласно учредительному документу, должен принять на себя дафтардар (ёаАагёаг)^. Информация о порядке наследования позволяет прояснить характер взаимоотношений эмира или бея и его освобожденных рабов, раскрыть принципы функционирования мамлюкского «дома» и его структуру, а также особенности формирования военно-политической мамлюкской элиты Египта.
Исследование вакфии Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, которое провел Д. Креселиус, демонстрирует особую важность вакуфных учредительных документов как источника для изучения истории, права, архитектуры, политики и экономики Египта в османский период.
1 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 45.
2 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. СПб., 2007. С. 172. Должность управителя вакфа приносила большие доходы. Кроме того, она давала возможность увеличивать размеры собственности. К вакфам, учрежденным в пользу мечетей Верхнего Египта и Каира, к концу XVIII в. относилась 1 /5 всех обрабатываемых земель. На протяжении всего XVIII в. мамлюкские беи конкурировали с улемами и османскими офицерами, добиваясь контроля за вакуфной собственностью. Им удавалось удерживать в своих руках несколько наиболее прибыльных вакфов. ‘Али-бей аль-Кабир, например, получил в управление вакфы мечетей Синан-паши, султана Мурада и университета аль-Азхар. Во второй половине XVIII в. мамлюкские беи из дома Каздугли сосредоточили в своих руках огромные финансовые средства, поступавшие из разных источников. Стоимость только движимого имущества (деньги, драгоценности и проч.), которое разделили между собой наследники Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба, составляла полтора миллиона нисф фидда. См.: Ацамба Ф. М. Господствующий класс в социальной структуре египетского города (конец XVIII-начало XIX в.) // Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987. С. 212; Crecelius D. The Roots of Modem Egypt. Minneapolis, 1981. P. 133, 138.
3 Зеленев Е. И. Мусульманский Египет. СПб., 2007. С. 191.
4 Crecelius D. The Waqf of Muhammad Bey Abu al-Dhahab in Historical Perspective // International Journal of Middle East Studies. 1991. Vol. 23. P 57-81. Работа профессора Д. Креселиуса основана на материалах двух каирских архивов — Министерства вакфов и Шариатских судов.
5 Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. ‘Аджа’иб аль-’асар фи-т-тараджим ва-л-’ахбар. Бейрут, б.г. S. 48Q.
6 Лузиньян С. История о возмущении Али-бея против Оттоманской порты с различными новыми известиями о Египте, Палестине, Сирии и Турецком государстве, также о путешествиях их Алеппа в Бальзору. М., 1789. С. 49.
7 CreceliusD. The Roots... P. 57-58.
8 Титул «шейх аль-балад», который получал лидер бейликата, появился в первой половине XVIII в. По свидетельству С. Лузиньяна, во второй половине XVIII столетия шейх аль-балад назначает всех янычарских офицеров (включая агу, кятходу и чауша), «полицейских чиновников», собирателей пошлин, может лишать жизни и отменять смертное наказание, «... одним словом, все почти состоит в его власти». См.: Лузиньян С. Указ. соч. С. 28. Указ о назначении Мухаммад-бея ’Абу-з-Захаба на эту должность вышел 18 сентября 1773 г., после смерти ‘Али-бея. См.: CreceliusD . The Roots... P. 1Q6.
9Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 44Q.
1Q CreceliusD. The Roots... P. 113.
11 Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Религия и власть: Ислам в Османском Египте (XVIII — первая четверть XIX в.). М., 1996. С. 46.
12Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 484.
13 CreceliusD. The Roots. P. 142-143.
14 В османский период термин «такия» обычно употреблялся наравне с термином «ханака» (khanaqa) для обозначения дервишеской обители, однако в учредительном документе Мухаммад-бея не упомянуты расходы на дервишей или суфийские братства и такия понимается как помещение для студентов.
15Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 19.
16 Во второй половине XVIII столетия амир аль-хадж (командир каравана паломников, ежегодно отправлявшихся в Мекку) назначался из числа приближенных шайх аль-балада и занимал вторую после него позицию в иерархии беев.
17 Crecelius D. The Waqf. P. 57-58.
18 Вакфия № 9QQ, дафтархана, Министерство вакфов, Каир. Профессор Д. Креселиус опубликовал перевод этого документа в 1978-1979 гг.. См.: Journal of the American Research Center in Egypt. № XV P. 83-1Q5; № XVI. P. 125-146.
19 CreceliusD. The Waqf... P. 58, 61-62.
2QАш-Шафи ‘и Мухаммад Махмуд. Аль-васийа ва-л-вакф фи-л-фикх аль-’ислами. Аль-’Искандарийа, 1994. С. 229.
21 Crecelius D. The Waqf. P. 58, 61-62.
22 CreceliusD. The Roots. P. 135-136.
23 Crecelius D. The Waqf. P. 59-6Q.
24 Кайсария — крытый рынок.
25 Crecelius D. The Waqf. P. 6Q.
26 Ibid. P. 59.
27 Ibid. P. 64. Нисф фидда или пара — основная единица денежного обращения в османском Египте. В 1698 г. вес этой монеты составлял Q,689 г, при семидесятипроцентном содержании серебра. За 16 пара можно было купить 1 ардебб (около 182 литров или 155-175 кг) ячменя, а за 25 — 1 ардебб пшеницы. В то же время в 17Q4 г., когда уровень воды в Ниле слишком быстро опустился после разлива, цены выросли. 1 ардебб пшеницы стоил 14Q пара, бобы — столько же, чечевица — 2QQ пара, ячмень — 1QQ, рис—4QQ. C 1698 г. по 1798 г. вес пара упал до Q,225 г, а содержание серебра в нем снизилось до 35 %. См.: Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Указ. соч. С. 139, 14Q; Аль-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Op. cit. S. 52.
28 Crecelius D. The Waqf. P. 64, 68.
29 Медресе султана аз-Захира Баркука (1382-1389) была рассчитана на сто двадцать пять студентов, а школа, основанная султаном аль-’Ашрафом Барсбаем (1422-1438), могла принять шестьдесят студентов. См.: Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 133,14Q.
3QАл-Джабарти ‘Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). М., 1978. С. 271.
31 Crecelius D. The Waqf. P. 67.
32 Ibid. P. 69-7Q.
33Behrens-Abouseif D. Op. cit. P. 165-166.
34 Crecelius D. The Roots. P. 166; Crecelius D. The Waqf. P. 77.
35 CreceliusD. The Roots. P. 179-18Q.
36 Crecelius D. The Waqf. P. 64, 71.
37 Ibid. P. 72.
38 Kuran T. The Provision of Public Goods under Islamic Law: Origins, Contributions, and Limitations of the Waqf System // USC CLEO Research Paper. 2QQ1. July. № CQ1-13. P. 11.
39 ЗеленевЕ. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI — начало XX в.). СПб., 2QQ3. С. 55.
4Q Crecelius D. The Waqf. P. 57.
41 Crecelius D. The Organization of Waqf Documents in Cairo // International Journal of Middle East Studies. 1971. Vol. 2. P. 267.
42 CreceliusD. The Waqf... P. 58.
43 Ibid. P. 74. Дафтардар — глава финансового ведомства.