ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
О
Разуменский детский дом принял участие во Всероссийском конкурсе инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ««Каким должен быть детский дом сегодня?». В номинации ««Проект создания реабилитационного пространства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он занял третье место.
• дети-сироты • социальное партнёрство
• трудовое воспитание • профессиональное обучение
Разуменский детский дом — необычное образовательное учреждение для детей-сирот. Учредителем и создателем его выступило промышленное предприятие. Пятнадцать лет назад он был создан по инициативе генерального директора Белгородского завода ЖБК-1 Селиванова Ю.А. и администрации Белгородского района. Сегодня соучредителем нашего детского дома является Управление социальной защиты населения Белгородской области.
Возможности социального партнёрства — бизнеса (в лице Корпорации ЖБК-1) и органов исполнительной власти (в лице Управления социальной защиты населения области), могут быть эффективно использованы для подготовки выпускника детского дома к самостоятельной жизни, способствовать его успешной социальной интеграции, профессиональному самоопределению и жизнеустройству.
Уникальность детского дома заключается в том, что ребёнок-сирота с юных лет находится под постоянной опекой трудового коллектива завода — с момента поступления в детский дом до создания им семьи.
Одно из важнейших направлений сотрудничества детского дома и промышленного предприятия — реализация системы трудового воспитания и профессионального обучения воспитанников.
В жизнь — с профессией!
Опыт работы по трудовому воспитанию и начальной профессиональной подготовке выпускников детского дома
Андрей Геннадьевич Негомодзянов,
директор Разуменского детского дома Белгородской области
-0"
А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!
Проведённое собеседование с выпускниками детского дома, старшими воспитанниками позволило выявить проблемы, которые тревожат детей. Мы расположили их в порядке значимости:
• страх перед возможностью оказаться в незнакомой ситуации: в незнакомом коллективе, с незнакомыми людьми; перед необходимостью каждую минуту принимать самостоятельные решения;
• самостоятельное проживание, боязнь оказаться на улице или вернуться в биологическую семью;
• отсутствие возможности найти нормально оплачиваемую работу.
Сегодня в сложных экономических условиях наличие стабильной работы позволяет человеку занять достойное место в обществе, создать свою семью, обеспечить её нормальное существование. Для ребёнка-сироты — эта проблема является особенно актуальной.
В Разуменском детском доме имеется необходимая материальная база для реализации системы трудового воспитания: огород, теплица и парники, подсобное хозяйство детского дома. В летний период по договору с Центром занятости населения организуются трудовые отряды старших воспитанников.
Однако имеются значительные противоречия между возрастающими требованиями к социальной адаптации выпускника и недостаточным развитием материальной базы детского дома для организации современной системы трудовой подготовки.
В условиях этих противоречий возникла идея создания эффективной системы трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома, способствующей их последующей успешной социализации, с использованием возможностей социального партнёрства.
Новизна опыта заключается в том, что построена реальная система обучения профессии воспитанника ещё до выхода из детского дома с присвоением рабочей квалификации; система получения реального опыта трудоустройства и трудовой деятельности с оформлением трудовой книжки и других необходимых документов.
Разработанная система включает:
• организацию трудовой деятельности и профориентационной работы с воспитанниками школьного возраста, их ориентирование в мире профессий;
• мониторинг состояния здоровья соответственно выбранной профессии;
• систему психологического консультирования профессионального самоопределения;
• организацию начальной профессиональной подготовки и трудоустройства воспитанников старше 14 лет;
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
• организацию работы по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома.
Воспитанники старшего возраста проходят обучение в Учебно-курсовом комбинате ЖБК-1 (УКК ЖБК-1) по профессиям строительной направленности. Правовую основу данного вида образовательной деятельности составляет договор о социальном партнёрстве между детским домом и учебным комбинатом; обучение проводится безвозмездно, в порядке оказания благотворительной помощи.
Обучение ведётся по государственным программам начального профессионального образования. Продолжительность обучения — два года. Материальная и учебно-методическая база образовательного процесса соответствует требованиям крупнейшей строительной корпорации России, находится на высоком уровне. В программу подготовки включена оплачиваемая производственная практика на предприятиях корпорации ЖБК-1. По окончании обучения выпускники УКК сдают квалификационные экзамены. При условии успешной сдачи экзаменов и прохождения производственной практики выпускники получают квалификационные удостоверения — второй разряд рабочей специальности. Ежегодно в период летних каникул все воспитанники детского дома работают на строительных площадках корпорации ЖБК-1. Все они в строгом соответствии с трудовым законодательством трудоустроены через отдел кадров завода, имеют трудовые книжки; им идёт трудовой стаж.
Обучение в УКК ЖБК-1 является необходимой основой для дальнейшей профессиональной подготовки выпускника нашего детского дома. Оно значительно облегчает прохождение адаптационного периода в профессиональном училище или колледже. Об этом свидетельствуют благодарности нашим выпускникам — учащимся профессиональных училищ № 4, № 5, № 33 — за успешное овладение профессиями, учебную и трудовую дисциплину, культуру труда в период производственных практик.
Составляя перечень профессий, по которым планировалось проводить обучение в УКК, мы учитывали ряд факторов.
Анализ востребованности профессий на современном рынке труда Белгородской области, ежегодно предоставляемый нам Центром занятости населения, показал острую нехватку рабочих-профессионалов. Особенно в строительной отрасли, так как Белгородская область — это один из самых строящихся регионов России.
Именно по профессиям строительного профиля проходят обучение воспитанники в УКК: штукатур, маляр, плотник, каменщик, укладчик тротуарной плитки.
К десятилетнему юбилею детского дома руководство управляющей компании ЖБК-1 приняло решение о том, что любой выпускник Ра-зуменского детского дома — от 14 лет и до достижения им пенсионного возраста (в случае его желания) — будет трудоустроен на за-
А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!
воде по его профессии. Гарантированная работа — это важнейшее условие стабильной жизни человека и его семьи, поэтому профиль обучения в УКК для наших выпускников учитывает кадровые потребности корпорации ЖБК-1.
Непременное условие выбора профиля обучения в УКК для ребёнка — это его желание, его собственная мечта о будущем. Для того чтобы помочь воспитаннику сориентироваться в мире профессий, в Разуменском детском доме разработана и реализуется программа трудового воспитания и профориентации «Выбор». Основой программы является система психологического сопровождения профессионального самоопределения воспитанника старшего возраста. На основе тщательно разработанной системы психологической диагностики, проведения занятий психологического практикума воспитанник совместно с психологом и воспитателем составляет индивидуальную программу профессионального самоопределения.
Обучение в УКК по той профессии, которая вызывает интерес у ребёнка и соответствует его психологическим особенностям, — часть этой программы. То есть решение о том, какую профессию будет получать именно этот юный гражданин, учитывает не только его склонности и желания, но и его возможности. В том числе возможности физические — состояние здоровья.
Медицинская служба детского дома задолго до начала обучения ребёнка в УКК ведёт мониторинг состояния его здоровья. Основу мониторинга составляют требования профессиограммы выбранной воспитанником профессии. Перечень особых требований к здоровью работника той или иной профессии установлен соответствующими нормативными документами. Именно по этим критериям анализируется состояние здоровья наших воспитанников, назначаются лечебные и общеукрепляющие курсы. К обучению в комбинате допускаются воспитанники только на основе медицинского заключения-допуска врачебной комиссии.
Программа профессионального самоопределения воспитанника детского дома включает следующие этапы:
• Учащийся учебного комбината — ученик на заводе ЖБК-1.
• Рабочий II разряда завода ЖБК-1.
• Начальное или среднее профессиональное учебное заведение.
• Гарантированное трудоустройство на завод ЖБК-1.
Ну, а если интересы и склонности ребёнка, психологические особенности его личности лежат в совершенно иной плоскости, чем строительство, или состояние здоровья не позволяет идти в строители? Конечно, Разуменский детский дом предоставляет возможность своему выпускнику осуществить свою мечту в жизни. Да и сегодняшние возможности корпорации ЖБК-1 — это не только строительство, но и комбинат бытового обслуживания, комбинат питания, служба управления персоналом, отделы маркетинга и рек-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ламы, медицинская служба и т.д. Так что, какой бы жизненный путь ни выбрал выпускник детского дома, он всегда сможет получить помощь и поддержку корпорации. Ведь он находится под опекой наставников — большого трудового коллектива.
Воспитанница Баздерова Анастасия, которая просто грезит профессией медсестры (да и состояние здоровья не позволяет нашей Насте заниматься тяжёлым физическим трудом), прошла обучение в медицинской службе завода по индивидуальной программе, в этом году успешно заканчивает второй курс медицинского колледжа Белгородского государственного университета. Практический опыт, полученный Настей ещё до поступления в колледж, помог ей убедиться в правильности профессионального выбора.
Воспитанница Соловьёва Анна — студентка педагогического колледжа, а в летнее время — помощник воспитателя Разуменского детского дома.
Но вовсе не обязательно, выпускнику детского дома, получившему профессию плотника, продолжать обучение по этой же специальности. Главное, что у ребёнка формируются навыки трудовых отношений, культуры труда.
Сотрудничество детского дома и учебно-курсового комбината даёт ребёнку шанс стать достойным членом социума, предоставляя ему гарантированную работу и жильё.
Таким образом, за время работы над проблемой: «Создание эффективной системы трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома как фактора, способствующего их успешной социализации, с использованием возможностей социального партнёрства» коллектив педагогов и воспитанников Разуменского детского дома достиг определённых результатов.
Высокая степень социализации наших выпускников — за пять лет реализации системы трудового воспитания и профессиональной подготовки воспитанников из стен нашего детского дома вышли 24 выпускника. Все они продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях города или трудоустроены.
Получение профессии выпускником в стенах детского дома. За
время сотрудничества детского дома и Учебно-курсового комбината ЖБК-1 квалификационные удостоверения получили 18 воспитанников (100% обучавшихся в УКК), продолжили профессиональное обучение по профилю комбината более 70% выпускников.
Полученная профессиональная подготовка — основа обучения в профессиональном учебном заведении, облегчающая выпускникам прохождение адаптационного периода.
А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!
Создание эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускника Разуменского детского дома. Сопровождение ведут персональные педагоги-кураторы детского дома, наставники завода ЖБК-1, крестные родители наших выпускников. И после выхода из детского дома наши выпускники получают поддержку завода, в том числе гарантированное обеспечение работой.
Создание стабильной системы временного трудоустройства воспитанников старше 14 лет. В летний период все воспитанники старше 14 лет работают на предприятиях корпорации ЖБК-1, в течение учебного года — в отрядах по благоустройству на договорной основе с Центром занятости населения.
В процессе работы над проблемой мы детально разработали вопросы программно-методического, нормативно-правового, материально-технического обеспечения системы трудового воспитания и профессионального самоопределения старших подростков, которые могут успешно использоваться как в практике нашего детского дома, так и другими заинтересованными организациями.
В рамках региональной программы «Белгородчина — территория без сирот» в 2011 году на базе нашего детского дома запускается пилотный проект «Шаг в будущее» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в социальной гостинице. Инициатором данной программы выступило Управление социальной защиты населения Белгородской области. Программа будет реализована за счёт денежных средств областного бюджета и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.