Научная статья на тему 'В жизнь - с профессией!'

В жизнь - с профессией! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Негомодзянов Андрей Геннадьевич

Опыт работы Разуменского детского дома Белгородской области (одного из победителей Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?») по трудовому воспитанию и начальной профессиональной подготовке воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Going to life - with a career!

Experience of Razumenskiy orphanage in Belgorod region (it is one of the winners of All-Russian Competition of innovative projects to improve the activities of organizations for orphans and children left without parents, «What should be the children's Home today?») within labor education and initial professional training of students.

Текст научной работы на тему «В жизнь - с профессией!»



ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

О

Разуменский детский дом принял участие во Всероссийском конкурсе инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ««Каким должен быть детский дом сегодня?». В номинации ««Проект создания реабилитационного пространства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он занял третье место.

• дети-сироты • социальное партнёрство

• трудовое воспитание • профессиональное обучение

Разуменский детский дом — необычное образовательное учреждение для детей-сирот. Учредителем и создателем его выступило промышленное предприятие. Пятнадцать лет назад он был создан по инициативе генерального директора Белгородского завода ЖБК-1 Селиванова Ю.А. и администрации Белгородского района. Сегодня соучредителем нашего детского дома является Управление социальной защиты населения Белгородской области.

Возможности социального партнёрства — бизнеса (в лице Корпорации ЖБК-1) и органов исполнительной власти (в лице Управления социальной защиты населения области), могут быть эффективно использованы для подготовки выпускника детского дома к самостоятельной жизни, способствовать его успешной социальной интеграции, профессиональному самоопределению и жизнеустройству.

Уникальность детского дома заключается в том, что ребёнок-сирота с юных лет находится под постоянной опекой трудового коллектива завода — с момента поступления в детский дом до создания им семьи.

Одно из важнейших направлений сотрудничества детского дома и промышленного предприятия — реализация системы трудового воспитания и профессионального обучения воспитанников.

В жизнь — с профессией!

Опыт работы по трудовому воспитанию и начальной профессиональной подготовке выпускников детского дома

Андрей Геннадьевич Негомодзянов,

директор Разуменского детского дома Белгородской области

-0"

А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!

Проведённое собеседование с выпускниками детского дома, старшими воспитанниками позволило выявить проблемы, которые тревожат детей. Мы расположили их в порядке значимости:

• страх перед возможностью оказаться в незнакомой ситуации: в незнакомом коллективе, с незнакомыми людьми; перед необходимостью каждую минуту принимать самостоятельные решения;

• самостоятельное проживание, боязнь оказаться на улице или вернуться в биологическую семью;

• отсутствие возможности найти нормально оплачиваемую работу.

Сегодня в сложных экономических условиях наличие стабильной работы позволяет человеку занять достойное место в обществе, создать свою семью, обеспечить её нормальное существование. Для ребёнка-сироты — эта проблема является особенно актуальной.

В Разуменском детском доме имеется необходимая материальная база для реализации системы трудового воспитания: огород, теплица и парники, подсобное хозяйство детского дома. В летний период по договору с Центром занятости населения организуются трудовые отряды старших воспитанников.

Однако имеются значительные противоречия между возрастающими требованиями к социальной адаптации выпускника и недостаточным развитием материальной базы детского дома для организации современной системы трудовой подготовки.

В условиях этих противоречий возникла идея создания эффективной системы трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома, способствующей их последующей успешной социализации, с использованием возможностей социального партнёрства.

Новизна опыта заключается в том, что построена реальная система обучения профессии воспитанника ещё до выхода из детского дома с присвоением рабочей квалификации; система получения реального опыта трудоустройства и трудовой деятельности с оформлением трудовой книжки и других необходимых документов.

Разработанная система включает:

• организацию трудовой деятельности и профориентационной работы с воспитанниками школьного возраста, их ориентирование в мире профессий;

• мониторинг состояния здоровья соответственно выбранной профессии;

• систему психологического консультирования профессионального самоопределения;

• организацию начальной профессиональной подготовки и трудоустройства воспитанников старше 14 лет;

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

• организацию работы по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома.

Воспитанники старшего возраста проходят обучение в Учебно-курсовом комбинате ЖБК-1 (УКК ЖБК-1) по профессиям строительной направленности. Правовую основу данного вида образовательной деятельности составляет договор о социальном партнёрстве между детским домом и учебным комбинатом; обучение проводится безвозмездно, в порядке оказания благотворительной помощи.

Обучение ведётся по государственным программам начального профессионального образования. Продолжительность обучения — два года. Материальная и учебно-методическая база образовательного процесса соответствует требованиям крупнейшей строительной корпорации России, находится на высоком уровне. В программу подготовки включена оплачиваемая производственная практика на предприятиях корпорации ЖБК-1. По окончании обучения выпускники УКК сдают квалификационные экзамены. При условии успешной сдачи экзаменов и прохождения производственной практики выпускники получают квалификационные удостоверения — второй разряд рабочей специальности. Ежегодно в период летних каникул все воспитанники детского дома работают на строительных площадках корпорации ЖБК-1. Все они в строгом соответствии с трудовым законодательством трудоустроены через отдел кадров завода, имеют трудовые книжки; им идёт трудовой стаж.

Обучение в УКК ЖБК-1 является необходимой основой для дальнейшей профессиональной подготовки выпускника нашего детского дома. Оно значительно облегчает прохождение адаптационного периода в профессиональном училище или колледже. Об этом свидетельствуют благодарности нашим выпускникам — учащимся профессиональных училищ № 4, № 5, № 33 — за успешное овладение профессиями, учебную и трудовую дисциплину, культуру труда в период производственных практик.

Составляя перечень профессий, по которым планировалось проводить обучение в УКК, мы учитывали ряд факторов.

Анализ востребованности профессий на современном рынке труда Белгородской области, ежегодно предоставляемый нам Центром занятости населения, показал острую нехватку рабочих-профессионалов. Особенно в строительной отрасли, так как Белгородская область — это один из самых строящихся регионов России.

Именно по профессиям строительного профиля проходят обучение воспитанники в УКК: штукатур, маляр, плотник, каменщик, укладчик тротуарной плитки.

К десятилетнему юбилею детского дома руководство управляющей компании ЖБК-1 приняло решение о том, что любой выпускник Ра-зуменского детского дома — от 14 лет и до достижения им пенсионного возраста (в случае его желания) — будет трудоустроен на за-

А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!

воде по его профессии. Гарантированная работа — это важнейшее условие стабильной жизни человека и его семьи, поэтому профиль обучения в УКК для наших выпускников учитывает кадровые потребности корпорации ЖБК-1.

Непременное условие выбора профиля обучения в УКК для ребёнка — это его желание, его собственная мечта о будущем. Для того чтобы помочь воспитаннику сориентироваться в мире профессий, в Разуменском детском доме разработана и реализуется программа трудового воспитания и профориентации «Выбор». Основой программы является система психологического сопровождения профессионального самоопределения воспитанника старшего возраста. На основе тщательно разработанной системы психологической диагностики, проведения занятий психологического практикума воспитанник совместно с психологом и воспитателем составляет индивидуальную программу профессионального самоопределения.

Обучение в УКК по той профессии, которая вызывает интерес у ребёнка и соответствует его психологическим особенностям, — часть этой программы. То есть решение о том, какую профессию будет получать именно этот юный гражданин, учитывает не только его склонности и желания, но и его возможности. В том числе возможности физические — состояние здоровья.

Медицинская служба детского дома задолго до начала обучения ребёнка в УКК ведёт мониторинг состояния его здоровья. Основу мониторинга составляют требования профессиограммы выбранной воспитанником профессии. Перечень особых требований к здоровью работника той или иной профессии установлен соответствующими нормативными документами. Именно по этим критериям анализируется состояние здоровья наших воспитанников, назначаются лечебные и общеукрепляющие курсы. К обучению в комбинате допускаются воспитанники только на основе медицинского заключения-допуска врачебной комиссии.

Программа профессионального самоопределения воспитанника детского дома включает следующие этапы:

• Учащийся учебного комбината — ученик на заводе ЖБК-1.

• Рабочий II разряда завода ЖБК-1.

• Начальное или среднее профессиональное учебное заведение.

• Гарантированное трудоустройство на завод ЖБК-1.

Ну, а если интересы и склонности ребёнка, психологические особенности его личности лежат в совершенно иной плоскости, чем строительство, или состояние здоровья не позволяет идти в строители? Конечно, Разуменский детский дом предоставляет возможность своему выпускнику осуществить свою мечту в жизни. Да и сегодняшние возможности корпорации ЖБК-1 — это не только строительство, но и комбинат бытового обслуживания, комбинат питания, служба управления персоналом, отделы маркетинга и рек-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ламы, медицинская служба и т.д. Так что, какой бы жизненный путь ни выбрал выпускник детского дома, он всегда сможет получить помощь и поддержку корпорации. Ведь он находится под опекой наставников — большого трудового коллектива.

Воспитанница Баздерова Анастасия, которая просто грезит профессией медсестры (да и состояние здоровья не позволяет нашей Насте заниматься тяжёлым физическим трудом), прошла обучение в медицинской службе завода по индивидуальной программе, в этом году успешно заканчивает второй курс медицинского колледжа Белгородского государственного университета. Практический опыт, полученный Настей ещё до поступления в колледж, помог ей убедиться в правильности профессионального выбора.

Воспитанница Соловьёва Анна — студентка педагогического колледжа, а в летнее время — помощник воспитателя Разуменского детского дома.

Но вовсе не обязательно, выпускнику детского дома, получившему профессию плотника, продолжать обучение по этой же специальности. Главное, что у ребёнка формируются навыки трудовых отношений, культуры труда.

Сотрудничество детского дома и учебно-курсового комбината даёт ребёнку шанс стать достойным членом социума, предоставляя ему гарантированную работу и жильё.

Таким образом, за время работы над проблемой: «Создание эффективной системы трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома как фактора, способствующего их успешной социализации, с использованием возможностей социального партнёрства» коллектив педагогов и воспитанников Разуменского детского дома достиг определённых результатов.

Высокая степень социализации наших выпускников — за пять лет реализации системы трудового воспитания и профессиональной подготовки воспитанников из стен нашего детского дома вышли 24 выпускника. Все они продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях города или трудоустроены.

Получение профессии выпускником в стенах детского дома. За

время сотрудничества детского дома и Учебно-курсового комбината ЖБК-1 квалификационные удостоверения получили 18 воспитанников (100% обучавшихся в УКК), продолжили профессиональное обучение по профилю комбината более 70% выпускников.

Полученная профессиональная подготовка — основа обучения в профессиональном учебном заведении, облегчающая выпускникам прохождение адаптационного периода.

А.Г. Негомодзянов. В жизнь — с профессией!

Создание эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускника Разуменского детского дома. Сопровождение ведут персональные педагоги-кураторы детского дома, наставники завода ЖБК-1, крестные родители наших выпускников. И после выхода из детского дома наши выпускники получают поддержку завода, в том числе гарантированное обеспечение работой.

Создание стабильной системы временного трудоустройства воспитанников старше 14 лет. В летний период все воспитанники старше 14 лет работают на предприятиях корпорации ЖБК-1, в течение учебного года — в отрядах по благоустройству на договорной основе с Центром занятости населения.

В процессе работы над проблемой мы детально разработали вопросы программно-методического, нормативно-правового, материально-технического обеспечения системы трудового воспитания и профессионального самоопределения старших подростков, которые могут успешно использоваться как в практике нашего детского дома, так и другими заинтересованными организациями.

В рамках региональной программы «Белгородчина — территория без сирот» в 2011 году на базе нашего детского дома запускается пилотный проект «Шаг в будущее» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в социальной гостинице. Инициатором данной программы выступило Управление социальной защиты населения Белгородской области. Программа будет реализована за счёт денежных средств областного бюджета и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.