Научная статья на тему 'В женской доле'

В женской доле Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Ульянова

Если в качестве ингредиентов взять бизнес-идею, любимое занятие и желание 1 приносить пользу обществу, с большей или меньшей вероятностью, вы получите 1 типичный «женский бизнес». Конечно же, «женский бизнес» — самый настоящий штамп. Однако штампы окружают женщин со всех сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В женской доле»

ТОЧКА РОСТА

женской

НАТАЛЬЯ УЛЬЯНОВА

Россию никогда нельзя было заподозрить в женской пассивности. Даже идиллический образ «кормящей женщины» в нашей реальности всегда можно было трактовать гораздо шире. Женщина в России — часто кормилец, всегда — многостаночник, и, как правило, готова взять на себя больше, чем нужно. Результаты показывает статистика: представительницы женского пола в России очень быстро перемещаются по карьерной лестнице. «Если посмотреть на женщин-руководителей, здесь мы впереди планеты всей, — напоминает консультант по женской карьере Вера Гаврилова. — 45% руководящих постов внутри российских компаний занимают женщины».

Впрочем, успешная карьера — далеко не предел. В последние годы женщины всё чаще направляют свою энергию в сторону бизнеса. По данным «Опоры России», индекс женской предпринимательской активности в стране необычайно высок и даже обратно пропорционален экономической ситуации в стране. В России положительно относятся к предпринимательству 96% женщин. При этом большая часть женщин (84%) хотела бы начать собственный бизнес. По мнению собеседников «Бизнес-журнала», на такие цифры, как ни парадоксально, могло повлиять некапиталистическое прошлое, которое в своё время уравняло в правах мужчин и женщин, упразднив образ домохозяйки и поставив женщин «к станку» плечом к плечу к представителям сильного пола. С точки зрения высшего образования у российских женщин тоже давно всё в порядке: в процентом отношении образованные женщины заметно превосходят мужчин. Кроме того, напоминает Эльнара Суляева, руководитель проекта «PRO Женщин»,

Если в качестве ингредиентов взять бизнес-идею, любимое занятие и желание приносить пользу обществу, с большей или меньшей вероятностью, вы получите типичный «женский бизнес». Конечно же, «женский бизнес» — самый настоящий штамп. Однако штампы окружают женщин со всех сторон.

приверженность к традиционным семьям, в которых старшее поколение активно участвует в воспитании детей: таким образом, женщины могут высвободить время для карьеры и собственного бизнеса.

ГЕРОИ СОЦТРУДА

Мотивы дам, открывающих бизнес, как правило, отличаются от стимулов более прагматичных мужчин. Конечно же, прежде всего свой бизнес даёт шанс поправить материальное положение, однако 42% опрошенных «Опорой России» женщин заявляют о желание приносить пользу обществу. Многие дамы вполне успешно это делают в рамках традиционно «мужских бизнесов», есть также примеры технологических стартапов, возглавляемых женщинами. И всё-таки в России до сих пор остаются типично женские ниши — такие, как индустрия красоты, образование, детский досуг и другие — куда, возможно, также в силу традиций, далеко не всегда стремятся мужчины. Так или иначе, в России социальный предприниматель — скорее, женщина. По данным фонда «Наше будущее» (поддерживает проекты социального предпринимательства), женские проекты составляют 60% от всех, которые когда-либо поддерживал фонд. «Возможно, причина — в том, что женщины чаще, чем мужчины, сталкиваются с социальными проблемами, например, в сфере дошкольного образования, — размышляет директор

28 бизнес-журнал | март | #3 2017

фонда Наталия Зверева. — В каком-то смысле социальный бизнес созвучен женщинам просто потому, что они в большей степени, нежели мужчины, вовлечены в саму социальную сферу: чаще всего именно они занимаются детьми, ухаживают за стариками... Соответственно, многие тонкости, специфику сферы они нередко знают изнутри». Вероятно, поэтому в отличие от «обычного» женский бизнес зачастую идёт «от обратного» — социальной ответственности, к которой рано или поздно приходит крупный бизнеса и которую способны на старте монетизировать предприимчивые женщины.

В числе подобных проектов — идея социальных предпринимателей Тамары Шабуниной и Ольги Суколиной из Кемеровской области. Во время работы в одном из вузов Новокузнецка девушки увидели, насколько тяжело активным энергичным преподавателям дается уход на пенсию: чувствуя свою невостребованность, люди имеют обыкновение быстро сдавать. Сначала предпринимательницы планировали построить центр для пожилых сотрудников института, однако затем решили, что проблема касается многих, и открыли частный пансионат для пожилых, цель которого — социализация пенсионеров, оставшихся в одиночестве. В отличие от обычного дома престарелых, постояльцы «Берёзово» ведут активный образ жизни, занимаются туризмом, то есть «начинают новую жизнь». Ещё один яркий проект, поддержанный фондом «Наше будущее», — крестьянско-фермерское хозяйство «Велес» (Онежский район Архангельской области), основательница которого Ольга Зайцева с помощью бизнеса буквально спасла от умирания своё родовое село Верховье (в этом селе её семья жила ещё до революции). Семейная ферма, открытая Зайцевыми в 90-е, стала основным местом работы для односельчан. Постепенно, после долгого перерыва, в Верховье снова стали рождаться дети, открылась школа, клуб, библиотека, фельдшерский пункт и даже музей. «Благодаря непотопляемому энтузиазму Ольги Зайцевой и её близких за какие-нибудь 20 лет Верховье из хрестоматийно-умирающего села превратилось в настоящий культурный центр Онежского района», — комментирует Наталия Зверева.

ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Занимаясь своим бизнесом, женщины, как правило, стараются не только для себя: они часто ориентированы на то, чтобы изменить вокруг себя мир. По словам Эльнары Суляевой, когда год назад «Рыбаков Фонд» организовывал программу, рассчитанную на женщин, это обстоятельство стало важным мотивом. «Согласно статистике, 90% своего дохода женщины

тратят на семью и детей. А значит, инвестируя в женщин, мы инвестируем в общество», — объясняет Эльнара.

По статистике «Опоры России», ключевыми факторами, которые мешают женщинам начать бизнес, являются недостаточность средств (65%) и бизнес-образования (48%). Конечно, предпринимательская карьера требует и определённых качеств, и подходящих условий. Однако, как показывает практика, иногда для открытия своего дела достаточно совсем небольших вложений. Так что, по мнению собеседников «Бизнес-журнала», барьеры лежат, скорее, в области психологии. «Если женщина по-настоящему чего-то хочет, она обязательно этого добьётся, — считает Эльнара Суляева. — Как правило, открыть свой бизнес мешают неуверенность себе, страхи, а также отсутствие поддержки со стороны близких».

По мнению собеседников «Бизнес-журнала», идентифицировать себя предпринимателем женщинам часто мешают представления и штампы, навязанные обществом в целом и мужской «половиной» в частности. «Стереотипы, оценки и суждения (кто такая женщина, каково её предназначение и роль) насаждаются извне и далеки от того, чтобы быть подлинными, — объясняет Вера Гаврилова. — Однако очень часто именно они мешают женщине обрести внутреннюю свободу и ведут к заниженной самооценке». Особую лепту вносят мужчины, которые, с одной стороны, опасаются конкуренции со стороны женщин, с другой — сами являются заложниками традиций. «Одна моя клиентка недавно вышла на работу (в 1Т-компанию) после трёх месяцев декретного отпуска. Коллеги-мужчины встретили её словами: «Что ты тут делаешь?» Подобная реакция довольно распространена», — рассказывает Гаврилова.

Конечно же, никто не спорит, что между полами есть очень существенные различия. Особенно ярко они проявляются в момент рождения детей, когда женщине приходится намного больше времени уделять семье. Это обстоятельство, как правило, тормозит карьеру, а иногда заставляет женщин надолго отойти от дел.

Однако в то же самое время благодаря возникшей паузе у человека появляется шанс посмотреть на свою жизнь другими глазами и, возможно, многое изменить. Как раз в этот момент у женщин часто появляются новые ресурсы: приходится быть намного более активными и решать одновременно столько задач, что в этом ряду открытие своего бизнеса уже не представляется чем-то сверхъестественным. «Многозадачность — это женское свойство. Работа, семья, уход за собой — всегда требует очень жесткого тайм-менеджмента, — объясняет Анна

Резниченко, член совета «Женской ассоциации Сколково». — Конечно же, свой бизнес требует большого вовлечения в процесс. Однако, по сути, это всего лишь ещё одна задача».

Если к этому времени человек успел получить образование (или имеет перспективное хобби), накопить связи и отточить лидерские качества в корпорации, вынужденная остановка может стать очень хорошим плацдармом для нового рывка. Зачастую именно так и рождается «женский» бизнес. Чаще всего именно молодые мамы смотрят в сторону «детских» бизнесов: открывают интернет-магазин игрушек, центры образования или досуга для детей. Как правило, в собственном районе, то есть в шаговой доступности от дома и семьи. «Типичная ситуация: мама не может найти в округе детский сад или развивающий центр, который соответствовал бы её требованиям, и организует его самостоятельно, — рассказывает Наталия Зверева. — Многие развивающие центры с инклюзией открылись именно по этой схеме: в семье появляется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, мама ищет возможности для его реабилитации и развития и в итоге сама организует подобный центр».

Для того чтобы преодолеть сомнения и найти в себе силы для первого шага, эксперты советуют активно расширять круг знакомств и искать единомышленников — участвуя в программах, рассчитанных на развитие женщин, тренингах или получая новое образование. «Для женщин очень важно чувствовать общность и получить поддержку извне. Дружелюбная среда всегда освежает, возбуждает, мотивирует», — считает Вера Гаврилова.

опять КАНИКУЛЫ

Виктория Катаева из Раменского (Московская область) давно подыскивала «хороший лагерь» для своего ребёнка. Тем временем дочь выросла, а идея осталась. «Это вечная проблема родителей — занять детей во время каникул, причем так, чтобы это было безопасно, интересно, и при этом кормили вкусной едой», — объясняет Виктория. Клуб дневного пребывания «Киноканикулы» предпринимательница открыла два года назад аккурат к летним каникулам. По совету знакомого она обошла окрестные школы и рассказала о проекте, который сразу пришелся ко двору. После этого пошли первые «клиенты». Для того чтобы открыть лагерь, пришлось взять небольшой потребительский кредит в 200 тысяч рублей, — на покупку видеотехники и мебели. С помещением помогли дружественные предприниматели.

У клуба-лагеря киношная специализация: за время каждой смены дети успевают написать сценарий, поучаствовать в съёмках, смонтировать отснятый материал и в результате сделать фильм. Такая концепция появилась не на пустом месте. Виктория — журналист с двадцатилетним стажем и до сих пор остается штатным сотрудником журнала «Караван историй». По долгу службы она знакома с большим количеством актёров, в том числе известных «сериальных», которые охотно подключились к проекту и стали приезжать на мастер-классы. «Для детей общение с людьми, которые прежде встречались только в кино, — прекрасный стимул к творчеству, — объясняет Виктория. — Тем более, что артисты делятся не только секретами мастерства, но и помогают детям сориентироваться в жизни. Рассказывают, как добиваться целей и не опускать руки в случае неудач. Помогли и местные знакомства. «Киноканикулы» мы проводим с замечательным человеком, автором проекта «Переменка» в Раменском» (студия, похожая на «Ералаш») Юрием Лупповым, собравшим команду профессионалов, которые преподают в каникулы детям основы кино».

Проект удалось вывести на самоокупаемость лишь к прошлому году. И сейчас, несмотря на затратность кинопроизводства, компания приносит прибыль. «Главное, выйти в ноль, — заключает Виктория. — Потом уже можно заниматься финансовым планированием». Впрочем, сделать это было непросто, поскольку основной принцип ценообразования предприни-

мательницы — «не задирать цены». «Главное — приносить пользу, — объясняет она. — И я надеюсь, у нас это получается. На прошлых каникулах, после премьеры фильма, снятого детьми, родители плакали: главную роль сыграла девочка, которая раньше была очень закрытой, она почти ни с кем не разговаривала, а после опыта съёмок стала общаться, как другие дети!» Сейчас Виктория подумывает о том, чтобы перерегистрировать свою компанию в НКО: так можно будет получать гранты и часть услуг оказывать бесплатно.

Большой проблемой для развития бизнеса является сезонность. «Работаем от каникул до каникул», — улыбается Виктория. Идею организовать свою кино-теле-школу, которая работала бы круглый год, реализовать сложно: дети слишком загружены в школе, чтобы посвящать себя кино. Так что свои дальнейшие планы Виктория связывает с киноканикулами. Сейчас она подыскивает площадку для полноценного летнего лагеря, в котором детей будут обучать различным творческим профессиям. «Немного похож на «советские» лагеря профориентации, только с творческим уклоном», — уточняет предпринимательница.

уйти в ТЕНЬ

Мария Васильева никогда не была связана с бизнесом, и даже экономического образования у нее нет. Мария — актриса. Она успела поработать в нескольких театрах, однако так сложилось, что на время девушка устроилась в департамент культуры Москвы. Впрочем, уже через три месяца решила вернуться в профессию и... именно в этот момент она поняла, что ждет ребёнка, а значит, о театральной карьере придется на время забыть. В то же самое время нужно было срочно придумывать, чем зарабатывать на жизнь: «в положении» искать работу непросто и за пределами театрального сообщества. Решение организовать собственный театр пришло довольно быстро: идею подал муж. К этому моменту у Марии уже накопился подходящий опыт. Помимо прочего она успела поработать в «Домашнем театре», участвовала в теневых постановках, выездных спектаклях и мастер-классах для детей. Так что в ожидании рождения ребёнка девушка принялась делать картонных кукол и обдумывать сценарий для своего первого спектакля — «Дюймовочка». Проект Марии почти не потребовал затрат. Основные вложения в размере 10-15 тысяч рублей пошли на покупку штативов и теневого экрана. Лампы, подходящие для теневых постановок (такие не найти в магазинах) сделал муж. Когда наступило время выйти из тени, Мария пригласила на подмостки знакомых актёров, а сама появлялась на сцене вплоть до седьмого месяца беременности.

Собственной площадки у ИП Марии Васильевой нет — проект «Всюду театр» работает только на выезде. Впрочем, несмотря на то, что первые продажи оказались довольно успешными, поначалу выезжать удавалось нечасто. «Первое время страдала административная часть, — признаётся предприимчивая актриса. — Однако, когда я пришла в проект «PRO Женщин», я познакомилась с девушками, которые пришли из разных сфер. Новые знакомые очень помогли, и постепенно всё выровнялось. За это время я научилась продавать и теперь сама готовлю команду продажников». Основные продажи спектаклей (их уже три) идут через Фейсбук, в том числе личную страницу Марии. Разработка театрального сайта также не потребовала вложений: он сделан на бесплатной платформе. Заниматься соцсетями и заполнять контент сайта было тоже нетруд-

но, ведь основное образование предпринимательницы — литературное.

Своего рода кульминационным моментом в развитии бизнеса стала потеря мужем работы: условия стали хуже, и пришлось уволиться. Мария поставила цель продать столько спектаклей, чтобы сохранить семейный бюджет, и все получилось: «отбить» прежнюю зарплату мужа удалось всего за две с половиной недели. После такого успеха супруг тоже подключился к проекту. «Конечно, он всегда был рядом: без моральной и технической поддержки ничего не получилось бы. Сейчас муж занимается продажами, а также планирует участвовать в новом музыкальном спектакле. Он музыкант — барабанщик, хотя и

и проекта «PRO Женщин». «В отличие от многих участниц программы, у меня не было своей идеи, я чувствовала себя лузером», — признаётся предпринимательница. Однако в какой-то момент на одном из тренингов её осенило, Кира поняла, в чем её предназначение. «Немного пафосно, но это любовь и забота», — объясняет она.

Впрочем, пирожки, с помощью которых Кира решила мо-нетизировать свою миссию, в её жизнь пришли не случайно: Кира родом из Чувашии, где это блюдо является непременным атрибутом семейных праздников. «В нашей семье всегда их пекли, причём родители всегда говорили, что мои — самые вкусные», — улыбается Кира. Сейчас, выпекая свои пирожки, предпринимательница старается сохранять «тот самый вкус»: тесто делается только вручную, а пирожки выпекаются по принципу «много начинки — мало теста».

Бизнес пошёл с августа 2016 года, когда Кира впервые показала свои кулинарные достижения на одном из фестивалей еды. Первые вложения составили 50 тысяч рублей. После того, как пошли заказы, она зарегистрировала компанию и стала расширять ассортимент — начала выпекать «актуальные» имбирные пряники и открытые пироги. Свою продукцию девушка производит в арендованном цехе в компании двух поваров, а продвигает свой бизнес через малобюджетные интернет-каналы. Основные заказчики — частные лица, организующие «пати» в детских садах и школах. Однако развитие бизнеса Кира прежде всего связывает с b2b, откуда недавно пришёл первый крупный заказ: к 23 февраля в одной из московских компаний нужно было накормить 200 человек.

Конечно же, с одной стороны, «пирожковая» ниша пересекается с кейтеринговыми услугами. Но отличия всё-таки есть, прежде всего, они заключаются в ценовой категории, которая оставляет пирожкам много места для манёвров: к примеру, Кира рассчитывает войти в число поставщиков «конкурентов» и тем самым увеличить свои обороты. Несмотря на первые успехи, Кира признаётся, что работать над собой приходится до сих пор: так просто уверенность в себе не даётся. «И все вокруг меня поддерживают — и родители, и молодой человек, и даже его мама-предпринимательница. Я постоянно общаюсь с женщинами-бизнесменами и ищу истории успеха, ко- щв торые могли бы меня вдохновить». НИ

работал до этого торговым представителем». Пока дела идут в гору: за декабрь (с пиковым новогодним спросом) «Всюду театр» продал около пятидесяти спектаклей. По принципу сарафанного радио количество заказов растёт с каждым новым выездом, так что в дальнейшем Мария надеется расширить свою команду, снять с себя административные обязанности и окончательно вернуться в профессию.

пирожки со смыслом

История Киры Михайловой и её «Новой пирожковой» началась с поиска себя. Четыре года назад, во время учебы в университете, Кира устроилась в крупную логистическую компанию. Карьера быстро пошла в гору, однако, несмотря на открывающиеся перспективы, она вдруг поняла, что не хочет тратить жизнь на карьеру наёмного менеджера. «Я не видела в этом своей миссии», — объясняет она. В этот момент, по совместительству с учебой и работой Кира решила открыть свой бизнес — начала закупать оптом купальники в Китае и продавать их через интернет. Однако очень быстро поняла, что продажи — её слабое место. Для того чтобы восполнить пробел, она, недолго думая, устроилась в другую логистическую компанию менеджером по продажам. На тренировку новых навыков ушел год, а самым большим достижением в качестве продажника стал контракт на 1,5 млн рублей. Зарабатывая на жизнь продажей купальников, параллельно Кира принялась искать свою нишу: с помощью тренингов, работы с психологами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.