Научная статья на тему 'В Турции опасаются прихода исламистов к власти'

В Турции опасаются прихода исламистов к власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесников Евгений

«НГ-религии», М., 16 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Турции опасаются прихода исламистов к власти»

сторон. Они подчас противоречат друг другу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансированности интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тупого узла проблем во многом зависит от активизации региональных структур. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без ее обеспечения в Центрально-Азиатском регионе в целом.

«Эхо», Баку, 14 июня 2007 г.

Евгений Колесников,

журналист

В ТУРЦИИ ОПАСАЮТСЯ ПРИХОДА ИСЛАМИСТОВ К ВЛАСТИ

В Турецкой Республике в начале мая 2007 г. развернулась борьба за светскость государства. Сначала парламентское меньшинство провалило избрание министра иностранных дел страны Абдуллы Гюля президентом. Затем сам Гюль, не дожидаясь повторного голосования, снял свою кандидатуру с выборов под давлением общественности, обвинявшей его в «приверженности исламизму». В свою очередь, командование турецких Вооруженных сил выразило обеспокоенность тем, что «светскому характеру государства в Турции угрожают фундаменталисты».

Абдулла Гюль - представитель правящей Партии справедливости и развития (ПСР), возглавляемой премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. ПСР - фактическая правопреемница исламистской Партии добродетели, запрещенной Конституционным судом страны. Исторически сложилось так, что турецкая армия воспринимает себя в качестве стража светского характера государства. Для нее Эрдоган и Гюль - прямые политические наследники исламиста Неджметтина Эрбакана, вынужденного уйти в отставку с поста премьер-министра в 1997 г. как раз под давлением армии. Шаги навстречу Западу и ЕС, сделанные правительством Эрдогана, - не более чем уловка «исламистов». Но шило в мешке не утаишь: стоит ПСР заполучить президентское кресло, как Эрдоган, Гюль и компания покажут зубы. И тогда прощай, светская Турция!

Что произойдет? Будет покончено с таким столпом турецкого секуляризма, как запрет на публичное выражение своей религиоз-

ной принадлежности. Мусульманки смогут ходить на работу или на занятия в университете в хиджабах. Известно, что именно этот запрет вынудил дочерей турецкого премьера получать высшее образование в США. Для противников ПСР хиджабы, которые носят супруги Эрдогана и Гюля - зловещее предзнаменование «триумфа фундаментализма». Ислам получит «постоянную прописку» в государственных школах. Дипломы выпускников медресе и светских вузов будут уравнены, при трудоустройстве у них будут одинаковые возможности. Сомнительно, что молодой имам хатыб с его опытом коранических и шариатских штудий будет чувствовать себя как рыба в воде в современном офисе, но у Эрдогана, выпускника медресе, такие проекты есть. Кроме того, правительство введет жесткие ограничения на торговлю алкоголем и проституцию, а внебрачные половые связи станут уголовно наказуемым преступлением. Закон об уголовной ответственности за «прелюбодеяние» правительство Эрдогана уже пыталось «протолкнуть» в 2004 г., но безуспешно.

Фундамент светского государства, заложенный в 20-е годы прошлого века основателем Турецкой Республики Мустафой Ке-малем Ататюрком, будет разрушен. Этого от ПСР ожидают не только военные, но и судьи, часть государственных чиновников, многие представители СМИ, социал-демократы из Народно-республиканской партии (НРП). «Нет шариату!» - кричали участники организованных НРП демонстраций, прокатившихся по Стамбулу в начале мая. По мнению сопредседателя объединенной парламентской комиссии ЕС и Турции голландца Йоста Лагендийка, налицо конфликт между «городским истеблишментом» и «провинциальной культурой», носители которой в большинстве своем и составляют электорат ПСР. Религиозность - удел провинциалов.

В 1999 г. Эрдоган отсидел четыре месяца в тюрьме за «разжигание религиозной розни», а британская газета «Гардиан» 12 лет назад опубликовала такое высказывание Абдуллы Гюля: «Республика исчерпала себя. Мы хотим изменить систему светского государства». Сегодня Гюль открещивается от своих слов, а Йост Ла-гендийк и большинство западных обозревателей и аналитиков в один голос утверждают, что «бывшие исламисты перевоспитались». «Турецким парадоксом» назвало немецкое издание «Шпигель» ситуацию, в которой сторонники «политического ислама» выступают за евроинтеграцию Турции, а «борцы за светскость государства» - против. Конфликт между армией и правительством на

Западе объясняют тем, что вооруженные силы Турции выступают за силовое решение курдской проблемы, а Партия справедливости и развития - за переговоры и уступки.

Может быть, турецкая «борьба за светскость государства» -не что иное, как противостояние политических элит с использованием популярных лозунгов? Или же «городской истеблишмент» и армия действительно ставят заслон на пути исламистской угрозы? Это станет ясно лишь в том случае, если кресло президента все-таки займет представитель Партии справедливости и развития. Пока этого не произошло. Однако парламент уже проголосовал за то, чтобы президента впредь избирал народ, а не депутаты. А Абдулла заявил, что мог бы сегодня рассчитывать на поддержку 70% населения. Как поведет себя армия, если президент-«исламист» будет избран непосредственно народом?

«НГ-религии», М., 16мая 2007 г.

Евгений Примаков,

академик

СОБЫТИЯ В ТУРЦИИ: ПОРА БЫ ЗАДУМАТЬСЯ

Последние события в Турции как-то не обратили на себя пристального внимания российских средств массовой информации, особенно электронных. Мне представляется это неоправданным. События начались с выдвижения правящей Партии справедливости и развития, исповедующей исламскую идеологию, кандидатом на пост президента министра иностранных дел Абдуллу Гюля. По конституции Турции выборы президента осуществлялись парламентом. 27 апреля состоялся первый тур выборов. Было объявлено, что Гюль прошел, но, как оказалось, при отсутствии кворума. Конституционный суд отменил результаты первого тура голосования. Тогда парламент принял поправки к Конституции, согласно которым выборы президента теперь должны впервые состояться путем прямого голосования турецких избирателей. Гюль вновь заявил, что намерен выставить свою кандидатуру, теперь уже на всенародные выборы.

В Турции вспыхнуло массовое противодействие выдвижению Гюля на пост президента. Сначала 750-тысячная демонстрация прошла в Стамбуле. Далее в третьем по численности населения го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.