Научная статья на тему 'Преодолеет ли турция политический кризис'

Преодолеет ли турция политический кризис Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нефляшева Наима

«Смысл», М., 2007 г., май, с. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодолеет ли турция политический кризис»

гативные последствия относительно невелики, чем настаивать на бесперспективной стратегии. Однако одно из преимуществ супердержавы заключается в том, что она может пережить неудачи без нанесения катастрофического урона своим главным интересам и возможностям. Ситуация в Ираке даже близко не затронет эти приоритеты. Наиболее важно то, что уход из Ирака сегодня будет менее болезненным, чем через несколько лет, когда цена жизни, затрат и доверия к США окажется гораздо выше. Короче говоря, американский народ должен иметь высокую степень уверенности в том, что наше военное руководство способно организовать вывод войск из Ирака с минимальными потерями. Уход из Ирака должен быть всеобъемлющим, а не частичным. Кроме того, политикам в США необходимо извлечь полезный урок из иракской эпопеи. Ставка на избирательную войну под предлогом реализации интересов в сфере национального строительства стала актом глупости. Они должны поклясться, что больше никогда не повторят эту глупость в любой другой стране.

«Международная жизнь», М., 2007г., № 4, с. 21-34, 35-48.

Наима Нефляшева, кандидат исторических наук ПРЕОДОЛЕЕТ ЛИ ТУРЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Турцию, где, как считается, существует идеальный баланс ислама и секуляризма, в течение второй половины апреля постиг политический кризис, спровоцированный началом президентской избирательной кампании. 16 мая истек семилетний срок полномочий действующего президента Ахмета Недждета Сезера, и теперь на его место претендует представитель правящей исламистской партии. Состояние шока в двух столицах - Анкаре и Стамбуле -вызвали невиданные в истории страны протестные антиисламист-ские демонстрации, собравшие от 700 тыс. человек в Анкаре и до 1 млн. в Стамбуле. Мусульманский платок от ведущих французских модных дизайнеров - чашраф, которым покрывает голову супруга возможного президента, снова стал актуальным символом османской Турции. Женщина, носящая исламский головной платок, не может быть первой леди Турции. Так поговаривают в стам-

бульских кофейнях и в серьезных аналитических структурах. Четырехкилометровый национальный флаг, развернутый над головами стамбульских демонстрантов, не смог скрыть комплекса противоречий политической и избирательной системы Турции. Между правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и военным истеблишментом и секулярно ориентированными политиками очень сложные отношения. В конечном итоге их противоречия сводятся к противостоянию секуляризма и исламизма.

Турецкая избирательная система особенная. Турция - парламентская республика. Государством управляет глава правительства, а президент страны избирается парламентом, и его полномочия не простираются далее возможности отклонения парламентских законопроектов или отведения претендентов на высшие государственные посты. Президент является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право назначать судей и ректоров университетов. Со времен Ататюрка высший законодательный орган Турции называется Великим национальным собранием Турции (ВНСТ). Правительство формирует партия, победившая на выборах. С 5 ноября 2002 г. у власти находится партия умеренных исламистов, по существу - наследница партии «Рефах» (которая была запрещена Конституционным судом Турции в 1998 г. ПСР была сформирована всего за год до выборов, но сумела привлечь голоса 44,5% избирателей, оставив позади, таким образом, и партии правительственной коалиции (Партия националистического движения получила 8,5% голосов. Партия Отечества - 5,2, Демократическая левая партия - 1,8%), и другие 14 партий, участвовавшие в парламентском марафоне. Шокирующий успех ПСР в 2002 г. был принят как само собой разумеющийся на выборах в местные органы власти в 2004 г., когда партия набрала 42% голосов. В настоящее время ВНСТ состоит из 550 депутатов: ПСР (355 мест) вместе с Народно-республиканской партией (151 место) формируют двухпалатный парламент, в котором также имеют небольшое количество депутатских мандатов независимые депутаты и члены еще двух партий. Пятилетнее правление ПСР можно без преувеличения назвать ее «золотым веком»: правящей партии удалось добиться экономической стабилизации, обуздать инфляцию, расширить приток иностранных инвестиций, увеличить объем турецкого экспорта и доходы на душу населения.

В области внешней политики ПСР ориентирована на два направления - российское и американское. Так, партия отказалась

предоставить американским войскам свои территории как плацдарм для силовых операций против Ирака. Именно ПСР и правительство Р. Эрдогапа - лидера партии - войдут в историю страны как структуры, которые, преодолевая концепцию «привилегированного партнерства» А. Меркель, продвинули вопрос о вступлении Турции в ЕС. Говоря о перспективах членства Турции в Евросоюзе, Эрдоган подчеркнул: «Если Евросоюз не является сугубо христианским клубом или экономической единицей, а системой политических ценностей, то Турция должна стать ее частью. Мы думаем, что Турция в состоянии внести свой вклад в европейскую семью». Наиболее уязвимые места в политике правящих исламистов, осложняющие вступление в Евросоюз, - это симпатии к ХАМАС, неотрегулированность отношений с национальными меньшинствами в Турции и специфические подходы к свободе слова. Тем не менее именно исламистская идеология партии Эрдо-гана, а не несоответствие политических институтов планке ЕС, является серьезной подпиткой европейских страхов. Для жестких характеристик режима ПСР существует хороший повод: турецких исламистов, их учебные центры, молодежные лагеря, мечети финансируют несколько крупнейших саудовских холдингов. Управление по делам религии, министерство просвещения фактически стали государственными структурами, поощряющими открытие богословских факультетов и кафедр в государственных вузах. Происходят кадровые замещения - креатуры ПСР проникают везде -от системы здравоохранения до городских муниципалитетов.

Еще в 90-е годы активизировалась деятельность суфийских братств. Самые известные из них - это целые индустрии с огромными финансовыми и суперсовременными информационными возможностями, контролирующие мечети, вакуфы, учебные заведения, интернаты и студенческие общежития. Президент страны Сезер в течение нескольких лет последовательно блокировал некоторые парламентские законопроекты, расширяющие сферу исламского влияния в образовательной системе и бытовой культуре. Среди этих проектов: отмена запрета на ношение мусульманской одежды в государственных и судебных учреждениях, расширение преподавания ислама в школе и, наконец, объявление супружеской неверности уголовным преступлением. Единственный игрок, способный противостоять разрушению системы кемалистской светскости, - это военный истеблишмент. Армия в Турции - особая социальная сила, хранитель традиций Ататюрка и аристократиче-

ской элиты, основной гарант светского режима. Кроме того, турецкие военные - это корпоративная экономическая структура, контролирующая 17% экономики страны.

Трижды в истории страны - в 1960, 1971, 1980 гг. - военные совершали перевороты. В 1997 г. под давлением «людей меча» Конституционный суд инициировал уход правительства первого исламского премьер-министра Н. Эрбакана. Генерал Я. Бюйюка-ныт, начальник Генштаба с августа 2006 г., по уровню своих полномочий, многообразию механизмов влияния на парламент и правительство является фигурой, конкурирующей с премьер-министром. В 2004 г. министр иностранных де, член ПСР А. Поль с гордостью говорил об ограничении власти военных как о политическом прорыве: «Мы ограничили влияние военных настолько, что теперь впервые в нашей истории влиятельный Совет национальной безопасности возглавляет не генерал, а гражданское лицо, профессиональный дипломат».

Кампания президентских выборов обнажила комплекс существующих противоречий. Несмотря на поддержку партии, Эрдоган не выставил свою кандидатуру: 14 апреля в Анкаре прошли 300-тысячные митинги с призывами к премьеру отказаться от претензий на президентский пост. Действующий президент Сезер, как и военные, негативно воспринял то, что его преемником может стать кандидат от ПСР, так как расценивает возможное сосредоточение постов президента, главы государства, председателя парламента в одних руках как угрозу превращения политического ислама в ислам радикальный: «В складывающихся условиях мы просто обязаны защищать страну и народ от исходящих ей угроз и рисков». А. Поль, глава турецкого МИДа, стал новым кандидатом от правящей партии. Пятидесятишестилетний выходец из Кайсери, образцовый семьянин и доктор наук, за четыре года на посту министра иностранных дел заработал среди своих коллег по цеху репутацию умеренного политика. 27 апреля первый тур президентских выборов был бойкотирован светской оппозиционной Народно-республиканской партией Д. Байкала: Гюль не набрал необходимых голосов, получив в отсутствие кворума 357 голосов - на заседание парламента пришел 361 депутат вместо 367. Конституционный суд Турции, куда обратились оппозиционеры, конечно, отменил результаты первого тура голосования. Повторное голосование было назначено на 6 мая, однако, когда стало очевидным, что оппозиция продолжит бойкотировать выборы, Гюль снял свою кандидатуру.

Чтобы выйти из политического кризиса, Эрдоган предложил внести поправки в Основной закон, проект которых с трудом был принят в первом чтении конституционной комиссией ВНСТ. В новом варианте Конституции президент будет избираться всеобщим голосованием на пятилетний срок, а срок парламентских полномочий будет сокращен до четырех лет. Кроме того, выдвигать своих кандидатов на пост главы государства смогут только партии, преодолевшие на парламентских выборах, предваряющих выборы президентские, рубеж 10%. Сезер, само собой, уже заявил о своем будущем вето этих законопроектов. Поправки стимулировали переговорный процесс между ведущими оппозиционными партиями, что и привело к перегруппировке политических сил. На правом фланге появилась Демократическая партия, объединившая Партию Верного Пути (М. Агар) и Партию Отечества (Э. Мумджу), на левом ожидается объединение между НРП (Д. Байкал) и ДЛП (3. Сезер). Согласно турецкой Конституции, если парламент не может выбрать президента, то формально он распускается, но продолжает выполнять свои функции до избрания нового состава ВИСТ. Парламентские выборы назначены на 22 июля. Новый парламент будет выбирать нового президента. Очевидно, ведущим кандидатом, отвечающим требованиям всего спектра политических сил, будет уже другой человек. Вероятно, что в данных обстоятельствах - наличие устойчивых традиций антиклерикализма, сохранение влияния армии и, самое главное, переговорный процесс с ЕС - пятого военного переворота не произойдет.

«Смысл», М., 2007г., май, с. 50-53.

М. Уткин,

кандидат исторических наук ИСЛАМ В ИНДОНЕЗИИ

Жители индонезийской провинции Аче, расположенной на северной оконечности острова Суматра, в иерархии наиболее ревностных поборников ислама в его «чистой» форме занимают особое место. Они рассматривают себя в качестве единственных правоверных мусульман во всей Индонезии. Это в значительной мере отражает фактическую ситуацию в регионе и является одной из видимых причин того, что в провинции действует движение «Свободный Аче» под лозунгом создания «независимого исламского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.