12.10. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА -ЧЕЛОВЕК
Вешкина Э.Ю., аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. Такая задача непосредственно поставлена перед нашим государством в Конституции Российской Федерации. В ней записано, что Россия провозглашена социальным государством, стратегическая цель которого - обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека. Базовой основой формирования условий повышения уровня и качества жизни населения является ускоренный рост социально-экономической эффективности общественного производства.
Ключевые слова: качество жизни, социальноориентированная экономика, социальное государство, социальное развитие, благосостояние населения
IN THE CENTER OF ATTENTION OF THE SOCIAL STATE - THE PERSON
Veshkina E.J., the post-graduate student of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation
Annotation: Such a problem is directly put to our government in the Constitution of the Russian Federation. There it is written down that Russia is proclaimed a social state, which strategic target is maintenance of worthy life and free development of a person. The base of forming conditions for increasing level and quality of life is an accelerated growth of social and economic efficiency of a social production.
Keywords: quality of life, socially-focused economy, social state, social development, well-being of the population
Современная модернизация экономики регионов России подошла к рубежу, за которым нет места стихийности и неуправляемости, что требует разработки и внедрения механизмов управления, адекватных стратегическим целям социально-экономического и инновационного развития страны.
Эволюция экономики, социальной структуры и институциональной инфраструктуры должна быть ориентирована на максимально полную и эффективную реализацию творческого потенциала и созидательной способности каждого индивида, на новые социальные инновационные грани труда. Инновации XXI века должны проникнуть во все клетки и блоки социально ориентированного организма экономики. Это поможет производной социализации капитала. Другими словами, необходимо организовать в экономике социально ориентированный инновационный маневр, который, несомненно, приведет к социализации труда и капитала.
Вопросы качества жизни вышли на первый план государственной, экономической и социальной политики. Сегодня в России основным приоритетом государства становится каждый конкретный человек. Сам человек должен стать не только потребителем национального
богатства, но и основным стратегическим ресурсом производства этого богатства. Все это требует серьезной модернизации и реструктуризации народного хозяйства на основе развития социально ориентированной инновационной экономики регионов Российской Федерации.
Последствия новейших экономических реформ для состояния российского общества, экономики и социального развития современной России привели нас к глубокому осознанию необходимости формирования принципиально новой социальной политики - такой политики социального развития, в которой человек должен стать ее главным приоритетом и главным активным субъектом. На инновационной основе предстоит осуществить такой социальный маневр, который способствовал бы действительной, реальной и эффективной социализации капитала. На сегодня, к сожалению, капитал у нас не социализирован, а индивидуализирован отдельной группой лиц. Поэтому в России огромный разрыв не только между бедными и богатыми, а также между богатыми людьми и со средним достатком.
Социализированный капитал более социально ориентирован и распределен между большим количеством людей. Ведь чем больше людей в обществе владеют капиталом, тем больше они имеют возможность создать больше капитала.
Поэтому социализированный капитал это не капитал ради капитала, а капитал ради человека, способного прирастить его, как для себя, так и для всего общества. Образуется такая цепочка. Человек - капитал человек - капитал человек - капитал - и так далее. Схематически это выглядит следующим образом (см. рис.1).
Где ч - человек, к - капитал Рис.1
Конечно, эта точка зрения относительна. Сторонники другой могут оппонировать тем, что и капитал создает капитал. Например, посредством банковского процента. Но, тем не менее, посредником выступает человек. Пусть и явно не заметный.
Проведенные в последнее десятилетие XX века научные комплексные исследования гуманитарных чрезвычайных ситуаций показали, что порожденные несбалансированным социально-экономическим развитием неравенства социальных групп: правовые,
этнические, религиозные, уровня доходов, образования, здоровья и другие социально значимые диспропорции являются главной причиной не только существенного замедления темпов самого экономического развития, но и резкого обострения социальных конфликтов. Демографический кризис, острые социальные проблемы, невысокие темпы и несбалансирован-
Вешкина Э.Ю. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОЦ. ГОСУДАРСТВА - ЧЕЛОВЕК
ность современного социального и экономического развития России за последнее десятилетие убедительно доказывают, что в XXI веке необходимо принципиально пересмотреть не только основные концепции экономического развития и социальной политики, но и методологию планирования и анализа социальноэкономического развития.
Наиболее актуально по этому поводу высказался А.Н. Алисов: «Во-первых, трансформирующаяся региональная экономика пока не имеет социальной направленности, функционирует в режиме «выживания». Во-вторых, региональная экономическая политика государства не стимулирует развитие социальных функций экономической деятельности субъектов хозяйствования. В-третьих, государство, как гарант социального благосостояния общества, не обладает эффективными механизмами воздействия на процессы формирования и развития экономики, нацеленной на повышение уровня жизни людей»1.
Именно человек во всем многообразии его потребностей является главной целью развития каждого государства и человеческого сообщества. Поэтому современное демократическое государство должно быть нацелено на сбалансированное, социально ориентированное развитие всех без исключения его регионов, при котором цели, приоритеты, задачи и основные пропорции развития социально ориентированной экономики оптимально сочетаются с целями, приоритетами, задачами и потребностями развития общества и человека. В социально ориентированной экономике человек должен стать активным субъектом сбалансированного, социально ориентированного развития, так как его главной жизненной потребностью была и остается потребность не в совершенствовании орудий труда и экономических отношений, а потребность выжить, осознать себя Человеком и воспроизвести новую человеческую жизнь.
Главной целью современного демократического государства должны стать сбалансированное, социально ориентированное развитие и создание условий, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей общества, непрерывное устойчивое развитие человеческого потенциала страны и каждого гражданина, реализация личных интересов в условиях свободы социального и интеллектуального выбора. При таком целеполагании социальный компонент развития становится центральным, предопределяющим систему целей, приоритеты и задачи сбалансированного, социально-экономического развития, нацеленность и мотивацию действий всех его участников.
В общей проблематике совокупности общественных и экономических реалий социальная структура рассматривается в различных аспектах:
• целей жизнедеятельности и мотиваций развития (целемотивационный аспект);
• жизненных ценностей и интересов (ценностный аспект);
• организации деятельности и развития (организационный аспект);
• функционирования социальной системы (функциональный аспект);
• обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности и адаптации к неблагоприятным (адаптационный аспект), а также в ряде других.
1 А.Н. Алисов. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. - М., 2004. С. 67-68.
Структурными компонентами социальной системы являются социальные группы - более или менее распространенные совокупности социальных субъектов, обладающие сходным социальным положением в обществе и сходными социальными характеристиками.
Описание, изучение и анализ социальной жизни имеет многовековую историю. Начиная с самых ранних этапов развития общественной мысли вопрос о соотношении государственных, общественных и личных (индивидуальных) интересов, о самой возможности разумного, рационального и справедливого сочетания личных интересов с интересами государства и общества всегда стоял остро. Сущность проблемы взаимосвязи государственных, общественных и личных интересов состоит в том, что интересы государства, общества и личности находятся в непрерывном взаимодействии и взаимозависимости, а не в состоянии строгой регламентации, субординации и подчинения.
Практически все исследователи проблемы жизненно важных интересов, выделяли и отмечали первостепенную значимость, приоритет и особую силу воздействия личных интересов на все процессы общественной жизни. Один из выдающихся французских социальных философов Клод Адриан Гельвеций главным мотивом всей деятельности человека считал себялюбие, полагая, что проповедь морали ничего не дает. Анализируя взаимосвязи общественных и личных интересов, К. А. Гельвеций писал: «Интерес всякого гражданина связан каким-либо образом со всеобщим интересом ... и каждое отдельное общество бывает движимо двумя различными родами интересов.
Первый, более слабый, свойственен не только ему, но и обществу в целом, то есть народу, второй, более сильный, есть исключительно только его частный ин-терес»2.
Рассматривая себялюбие и личные интересы как доминирующие. К. А. Гельвеций утверждал, что личные и общественные интересы почти никогда не совпадают, и индивидов мало волнуют интересы общества: «Самый многочисленный род людей, составляющий сам по себе почти все человечество,- писал он,-это люди, занятые исключительно своими интересами, никогда не думавшие об общем интересе»3.
В то же время К. А. Гельвеций осознавал и признавал не только эгоистический характер личных интересов, которым он отдавал предпочтение, но и большую объединительную, мотивационную роль общественных интересов: «Люди добры или злы в зависимости от того, объединяет ли их общий интерес, или разде-
4
ляют противоположные интересы» .
Еще в XVIII веке он прозорливо выявил и указал на коренную причин} многих неурядиц, потрясений и социальных конфликтов: «Следует жаловаться не на злобу людей, а на невежество законодателей, которые всегда частный интерес противопоставляют общему»5.
Проблема рационального соотношения и соответствия личных, общественных и государственных интересов всегда имела и имеет принципиальное значение в политике и жизнедеятельности всех государств во все исторические периоды. А.А. Прохожев справедливо утверждает, что «при формировании политики развития вредны всякие крайности, как игнорирование общественных интересов в угоду эгоизму индивидуализма, так и забвение личных интересов под предлогом,
2 См.: Гельвеций К. А. Сочинения, Т. 1, С. 215.
3 Там же, с. 185.
4 Там же, Т. 2, С. 263.
5 Там же, Т. 1, С. 203.
что общественные или государственные интересы включают в себя интересы и отдельных членов общества. Все эти крайности негативно отражаются на состоянии объективной реальности, тормозят ход общественного развития и, в конечном итоге, способны дискредитировать даже самые прогрессивные замыслы»6.
В анализе проблемы взаимосвязи и сбалансированного сочетания личных, общественных и государственных интересов полезно обратиться к Г. Гегелю, который писал: «... индивид должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным особенным делом. Индивид находит в качестве гражданина в исполнении этих обязанностей защиту своей личности и собственности, внимание к особенному благу и удовлетворение его субстанциальной сущности, сознание и чувство, что он член этого целого, и в этом исполнении обязанностей как свершений и дел на пользу государства государство обретает основу своей прочности и своего пребывания»7.
Изложенные рассуждения приводят нас к выводу о том, что надежное развитие любой государственной системы возможно лишь в условиях сбалансированного развития личности и общества. Для этого необходимо, чтобы политика развития государства в качестве первостепенных приоритетов определяла не экономические приоритеты, а интересы развития человека и общества, а общество, в свою очередь, должно обеспечивать практическую реализацию приоритетов развития человека и человеческого потенциала в процессах социально-экономического развития.
Таким образом, только в трехмерной системе интересов «государство - общество - личность» возможно в достаточно общей постановке сформулировать и научно обосновать проблему взаимозависимости и сбалансированного сочетания личных, общественных и государственных интересов. Только при таком подходе к решению поставленной проблемы выявляется системная взаимозависимость и необходимость сбалансированного сочетания личных, общественных и государственных интересов. Анализируя несогласованность, а нередко противоречия, интересов государства, общества и личности нельзя противопоставлять их. Неверно и такое подчинение одних интересов другим, при котором приоритеты государства превалируют над приоритетами общества, а государственные и социальные интересы противопоставляются и подавляют все личные интересы, либо наоборот: любой интерес личности предпочитается общественным и государственным интересам.
Учитывая принципиальное значение проблемы соотношения, рационального сочетания и взаимодействия личных, общественных и государственных интересов, рассмотрим основные системы предпочтений интересов, характерные для различных типов государств и социально-экономических систем.
Государства, различающиеся типом общественнополитических отношений и приоритетами социальноэкономического развития, политически и законодательно устанавливают различные системы предпочтений интересов.
6 Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности.— М.: Изд-во РАГС, 2002, С. 38.
7 См.: Гегель Г. Политические произведения — М.: Наука, 1978,
С. 236—237.
Государство, проводящем активную социальную политику, ориентированную на развитие личности и человеческого потенциала, целесообразна системная сбалансированность интересов личности, общества и государства, которая достигается в условиях социального партнерства и согласования жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Системное согласование приоритетов развития и системная сбалансированность интересов личности, общества и государства, рациональное сочетание долга и корысти, самопожертвования и эгоизма как государственного, общественного, так и личного, создают условия, необходимые для самоутверждения и всестороннего развития личности, обеспечивают «национальные интересы - совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства»8.
Сбалансированная социально-экономическая система, в которой оптимально сочетаются цели, приоритеты, задачи, основные пропорции, потребности и интересы развития человека, общества и государства обеспечивает национальные интересы и устойчивое прогрессивное развитие государства, общества и личности .
Завершая анализ проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности общественных и личных интересов отметим, что в гносеологическом аспекте именно системный подход и методы системного анализа развития триады «государство - общество - человек» обеспечивают возможность всестороннего, комплексного анализа данной проблемы, научного обоснования и практического применения такой системы приоритетов жизненно важных интересов и критериев развития, в которой при всей несомненной значимости личных интересов интересы личности, общества и государства взаимоувязаны, согласованы и сбалансированы.
Системная сбалансированность во всех областях жизнедеятельности и рациональная реализация всех личных, общественных и государственных интересов и приоритетов обеспечивают, по нашему мнению, сбалансированность социальных процессов, устойчивость развития государства и социально-экономической системы.
Главной целью и главным фактором социально-экономического развития являются люди, экономически активное население и их способность к труду, являющиеся основной производительной силой общества.
Современные демократические государства, нацеленные на сбалансированное социально ориентированное развитие, в качестве главных приоритетов определяют развитие человека и расширяющееся воспроизводство человеческого потенциала, а непрерывное высококачественное образование, рассматривают как один из ключевых факторов такого развития
При выходе из традиционной социально-экономической «плоскости» и переходе в современную системную триаду «человек - общество - государство» кардинально меняются представление и оценка роли и социальных приоритетов знания, культуры и образования, духовности и нравственности в процессах социально-экономического развития и развития личности.
Разделяя позицию американского исследователя Р. Кроуфорда, мы полагаем, что ключевая роль в процессе развития современного общества принадлежит
8 Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности.— М.: Изд-во РАГС, 2002, С. 39.
Вешкина Э.Ю. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОЦ. ГОСУДАРСТВА - ЧЕЛОВЕК
знанию. По его мнению, новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире.
Радикальные изменения, происходящие в современных процессах социального развития, выступают как синергетический результат сложных взаимодействий государства, общества, экономики и граждан. Современный характер таких изменений настоятельно требует изменения статуса образования во всей системе общественного развития.
По этому поводу актуально высказался А.Н. Алисов: «Здесь следует особо подчеркнуть, что трансформация переходной экономики регионов в социальную рыночную экономику - процесс длительный и сложный, требующий активного воздействия со стороны, как государственных так и муниципальных органов управления на основе научно обоснованной концепции» .
На современном этапе развития многие экономисты заняты поиском резервов в дальнейшем географическом расширении рынков и глобализации мировой экономики. В новом XXI веке еще серьезно не осознается, не исследуется и не используется тот мощный синергетический потенциал, который заключен в рациональном взаимодействии экономики и образования, включая системное сочетание современных образовательных услуг с новыми информационными технологиями. В современной России проблема взаимосвязанного, сбалансированного развития различных секторов производства общественных благ, интеллектуальных продуктов и социальных услуг становится одной их самых острых, и до сих пор лишь немногие исследователи уделяют этой проблеме должное внимание. Важно отметить при этом, что равнодоступность качественного образования для всех социальных групп является одним из условий социального равенства.
Социальная ориентированность и инновационность развития России должна реально и эффективно осуществляться на всех уровнях государственного управления, местного самоуправления и в развитии каждого хозяйствующего субъекта. Что касается процессов развития экономики и социально-трудовой сферы, то здесь фундаментальная современная проблема государственного регулирования - изменение самой направленности развития, переориентации процессов развития от либеральных ценностей и приоритетов к целям и приоритетам развития социального государства, социальной рыночной экономики и человека. Именно на это настроены модернизационные процессы, активно проводимые в настоящее время руководством нашего государства. Все это идет в контексте ведущих тенденций развития современной цивилизации, которые характеризуются глобализацией жизни всего человечества. Это проявляется в завершении освоения пространства всех континентов, активном развитии производственной, экономической, социальной инфраструктур, всепоглощающем распространении коммуникационных сетей транспорта, ин-
9 А.Н. Алисов. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. - М., 2004. С. 20.
тернета, сотовой связи, а также в создании единого информационного пространства.
Наступает качественно новый этап в общественном разделении труда в связи с возрастанием стремления региональных социумов к гармоничному развитию по «мировым стандартам» с одновременным укреплением межрегиональных и международных связей, все более обретающих черты органической интеграции в «пространственном развитии». Глобализация проникает в регионы, а гармоничная регионализация не позволяет при этом подавлять специфическое разнообразие региональных социумов.
Стратегическими чертами качества управления, осуществляемого федеральными органами, являются развитие его способности:
- проводить государственное строительство федеративного типа с максимальной социально-экономической и общественно-политической эффективностью для нынешних и будущих поколений россиян;
- разрабатывать и реализовывать комплекс мер, гарантирующих социальную государственно-политическую и экономическую целостность страны в средне-и долгосрочной перспективе;
- обеспечивать создание правовых, экономических, инфраструктурных и организационных условий для интенсивного саморазвития субъектов Российской Федерации;
- эффективно использовать геополитические выгоды и преимущества регионов и страны в целом, осуществлять заградительные меры, предотвращающие экономическую экспансию в РФ и угрозы интересам отечественных товаропроизводителей;
- реализовывать концепцию усиления социальной ориентации экономики, повышения конкурентоспособности производственного потенциала, диверсификации народного хозяйства, существенного превышения показателей, достигнутых в народном хозяйстве России в предреформенный период;
- углублять «регионализацию» государственного управления, всесторонне использовать единство и разнообразие условий и ресурсов республик в составе РФ, областей и краев, автономных образований, городов и районов, их возможностей наращивать внутренние накопления, осуществлять технологические прорывы;
- преодолевать чрезмерную дифференциацию уровней жизнеобеспечения населения регионов, городов и районов на основе принципов социальной справедливости, стандартизации и адресности помощи;
- последовательно переносить на региональный уровень проведение отдельных направлений реформ, прежде всего связанных с функционированием систем жизнеобеспечения, развитием социального комплекса, охраной окружающей среды и т. п.
Регулирование социально ориентированной инновационной экономики современной России, ее федеральных округов и регионов - субъектов Федерации нуждается в теоретической, методологической и практической корректировке.
В системе пространственного развития принципиальное значение имеет оптимальное сочетание территориального и отраслевого аспектов развития на всех уровнях организации жизнедеятельности социумов. Назрела необходимость разработки единой методологии пространственного развития страны, федеральных округов, субъектов Федерации и муниципальных образований в их составе.
Список литературы:
1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. - М., 1993;
2. Алисов А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. - М., 2004;
3. Беккер Г.С. Человеческое поведение: Экономический подход. Избранные труды по экономической теории/ Пер. с англ. - М., 2003;
4. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство - М., 2003;
5. Гегель Г. Политические произведения — М.: Наука, 1978;
6. Гельвеций К.А. Сочинения, Т. 1 - М., 1973
7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год / Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. - М, 2002;
8. Докторович А.Б. Социально-ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. - М, 2003;
9. Конституция Российской Федерации;
10. Критский М.М. Человеческий капитал.: изд-во ЛТУ, 1991;
11. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния/ Пер. с англ. - М., 1989;
12. Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности.— М.: Изд-во РАГС, 2002;
13. Эдхард Л. Благосостояние для всех/ Пер. с нем. - М., 2001.
References:
1. Avtonomov V. S. The person in a mirror economic teo-rii. -М, 1993;
2. Alisov A.N.management development of socially focused economy of region. - М, 2004;
3. Bekker G. S. Human behavior: the Economic approach. The selected works under the economic theory / of the Lane with English - М, 2003;
4. Volgin N.A., Gritsenko N.N., Sharkov F.I.social the state - М, 2003;
5. Gegel Political products — М: the Science, 1978;
6. Gellvetckiy K.A.composition, Т. 1 - М, 1973
7. The report on development of human potential in the Russian Federation for 2001 / Under the general ред. Prof. S.N.Bobyleva. - m, 2002;
8. Doktorovich A.B.socially society development: theories and methods of system research. - m, 2003;
9. The constitution of the Russian Federation;
10. Kritsky M. of M. the Human capital.: publishing house LTU, 1991;
11. Pigu A.S.economic the theory of well-being / of the Lane with English - М, 1989;
12. Prochogev А.А. The person and a society: laws of social development and safety. — М: Publishing house RAGS, 2002;
13. Edhard L.Blagosostojanie for all Lanes with it. - М, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Э.Ю.Вешкиной «В центре внимания социального государства - человек»
Данная статья поднимает одну из самых актуальных проблем современной России - качество жизни человека. В настоящее время уже стало очевидным, что без социально-ориентированной, да к тому же и инновационной экономики, достичь высокого качества жизни людей невозможно. Прошлое России, при котором интересы, потребности и нужды людей по большому счету игнорировались, и на первый план выдвигалось только производство, довели россиян до того, что в международных рейтингах, по многим параметрам характеризующих жизнедеятельность, мы занимаем последние места в списках вместе с самыми отсталыми странами мира.
Чтобы кардинально изменить такую ситуацию, вопросы социально-ориентированной экономики, качества жизни человека должны стать приоритетными в деятельности государственных органов, общественных структур и бизнеса. Это, на мой взгляд, все очень хорошо усвоила Э.Ю. Вешкина и довольно грамотно и убедительно изложила в своей статье. Один, на мой взгляд, из главных тезисов статьи, рассуждение о необходимости и оперативности создания «социализированного капитала», который «более социально ориентирован и распределен между большим количеством людей». Для наглядного оформления своих выводов, автор схематически представляет процесс создания социализированного капитала.
Это и многие другие достоинства статьи позволяют мне заключить, что данный материал вполне готов для публикации в журнал «Бизнес в законе».
Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, профессор д.э.н. В. А. Кострюков