Научная статья на тему 'От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России'

От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АДАПТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / БЛАГОПОЛУЧИЕ НАРОДА / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ГОСУДАРСТВО / СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL POLICY / ECONOMY ADAPTATION / WELL-BEING OF THE PEOPLE / SOCIAL ASPECTS / THE STATE / FREE DEVELOPMENT OF A PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вешкина Элла Юрьевна

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что без социальной ориентации экономика не может полноценно и полнокровно развиваться и совершенствоваться. Социальность это те родники, которые питают и насыщают полноводную реку, называемую экономикой, необъятной силой и мощью и формируют могущество государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SOCIALLY-FOCUSED TO SOCIALLY-ADAPTED RUSSIAn ECONOMY

Nowadays it doesn't raise doubts that without social orientation the economy can't adequately and fully develop and be improved. A sociality is those sources which feed and fill the deep river named economy with immense force and form power of the state.

Текст научной работы на тему «От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России»

12.8. ОТ СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДО СОЦИАЛЬНОАДАПТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Вешкина Элла Юрьевна, ведущий специалист, Департамент городского строительства города Москвы Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что без социальной ориентации экономика не может полноценно и полнокровно развиваться и совершенствоваться. Социальность -это те родники, которые питают и насыщают полноводную реку, называемую экономикой, необъятной силой и мощью и формируют могущество государства.

Ключевые слова: социальная политика, адаптация экономики, благополучие народа, социальные аспекты, государство, свободное развитие человека

FROM SOCIALLY-FOCUSED TO SOCIALLY-ADAPTED RUSSIAN ECONOMY

Veshkina Ella, leading specialist, Department of Urban Development of Moscow

Annotation: Nowadays it doesn't raise doubts that without social orientation the economy can't adequately and fully develop and be improved. A sociality is those sources which feed and fill the deep river named economy with immense force and form power of the state.

Keywords: social policy, economy adaptation, wellbeing of the people, social aspects, the state, free development of a person

Как ни парадоксально, но, несмотря на то, что идеи достижения социального благополучия народа уходят вглубь веков, впервые ярко выраженная нацеленность на создание социального государства закреплена лишь в последней Конституции Российской Федерации. Этим самым можно констатировать, что сделан первый реальный шаг от социальной ориентации до социальной адаптации экономики России.

Социальное государство - понятие, определяющее и характеризующее такое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В приведенном определении социального государства выражена озабоченность государства социальными проблемами и задачами, что очень важно в социально-психологическом плане, нацеленность на социальные аспекты развития. Разумеется, наивно думать, что в основополагающем документе, закрепляющем основы общественного и экономического строя страны, форму правления и государственного устройства, правовое положение личности, каковым является Конституция Российской Федерации, было бы уместно подробно излагать социальную политику, ее цели и основные задачи.

Социальным государством можно считать такое государство, которое:

• законодательно закрепляет правовые основы соци-

ально ориентированного развития;

• законодательно формулирует основы политики, направленной на создание и развитие условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• реально обеспечивает гарантии соблюдения законодательно закрепленных прав и свобод человека;

• совершенствует и развивает все отрасли социально-трудовой сферы;

• охраняет труд и здоровье людей;

• устанавливает и обеспечивает минимальный гарантированный размер оплаты труда;

• обеспечивает гражданам возможность свободной реализации человеческого потенциала и капитала, и на этой основе создавать материальное и социальное благополучие;

• при любых системных и структурных преобразованиях в обществе и экономике реализует активную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в развитие человека, достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан;

• признает и реализует систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, общества и государства при регулировании социально-экономических и социально-трудовых отношений;

• распределяет между всеми экономическими субъектами и собственниками средств производства социально справедливую налоговую нагрузку;

• осуществляет социальную адресную поддержку наиболее уязвимых и социально незащищенных слоев и групп населения;

• ориентируется на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций;

• практически содействует укреплению семьи, обеспечивает ее государственную поддержку, реально содействует материнству, отцовству и детству;

• создает благоприятные условия для реального участия работников, представителей политических и общественных организаций в выработке основных управленческих решений и социально-экономической экспертизе на всех уровнях власти и государственного управления.

Итак, как видим, ориентиры построения социального государства отмечены. Теперь нужен второй шаг -узаконить их.

Без законодательно утвержденного документа, будь то Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, Федеральный закон или какой-либо другой правовой акт, содержащий четкое и конкретное изложение основных концептуальных положений социальной политики, ее целей, приоритетов, задач и механизмов реализации на федеральном, региональном уровнях и в органах местного самоуправления, вопрос о том, насколько соответствует реальная государственная политика в каждый конкретный период времени намерениям государства, остается открытым и дискуссионным. Теперь слово за сенаторами и депутатами всех уровней. Они должны сократить дистанцию между социально-ориентированной и социально-адаптированной экономикой.

Ведь формирование социального и производственного самоуправления на Руси и в России проходило

через общину, вече, земские соборы, институты земства и возникшие в результате Великой Октябрьской социалистической революции Советы народных депутатов. Сейчас эти функции реализует Федеральное собрание Российской Федерации в составе Госдумы и Совета Федерации, а на местах соответствующими представительными органами власти. В основе идеи создания социального государства - развивающиеся через вековую историю России социальные традиции служения народу и Отечеству, общественного согласования интересов, контроля за органами власти и обогащением власть имущих в ущерб интересам общества. Именно эта идея может служить надежной основой политики и практики социального государства в России.

Если в западных государствах реализация прав и свобод человека, как правило, осуществлялась на основе принципов индивидуализма сверху, через институты государства и церкви в интересах имущего меньшинства, то в России на протяжении веков она воплощалась в жизнь через коллективизм русской общины, которая на самом нижнем социальном слое обладала такими демократическими инструментами и правами, как совместное владение землей, полное самоуправление, гласное единодушное решение дел на сходке, невмешательство центральной власти.

Еще в XVI веке византийский летописец Прокопий Кесарийский писал, что славянские племена «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»1. Уникальный продуктивный высоко-духовный потенциал, работающий на идеи социального государства, несло в себе православие, которое сумело сохранить и пронести через века адекватное христианское понимание свободы и равенства, выработать и развить идеи свободного коллективного единения людей разных социальных сословий, любви к общим духовным и нравственным ценностям и идеалам, идею целеустремленного созидательного творчества.

В XIX и XX веках социально-политические проблемы и конфликты стали приобретать глобальные масштабы, процессы социализации государств и межгосударственных (международных) объединений стали охватывать индустриальные страны и колонии. Мощнейшим взрывом, резко ускорившим такие процессы в XX веке, стала Великая Октябрьская социалистическая революция, которая породила качественно новые механизмы и инструменты социального государства на принципиально новой основе - советской социальнополитической системы и весомых результатов социальной политики советского государства.

В 30-е годы в Советской России и в других промышленно развитых странах, начались интенсивные теоретические поиски новых социально-политических технологий. Историческая, национальная, социокультурная специфика в каждой конкретной стране по-своему отражалась в конкретных социальных новациях, формах и механизмах взаимодействия общественных и государственных институтов. Целью и главной задачей этих процессов было общее стремление избежать крупномасштабных социальных конфликтов путем согласования интересов различных социальных групп, создания эффективных социальнополитических механизмов на национальном и между-

народном уровнях.

Здесь важно отметить, что русский национальный стереотип политического, социального и экономического поведения в своей основе всегда был ориентирован на принципы мирного сосуществования и сотрудничества с гуманистическими культурами, идеологиями и религиями народов Евразии, систему высокой духовности, нравственности и коллективизма. СССР в отличие от ранее существовавших империй: Римской, Британской, Германской был такой империей, которая защищала составлявшие его народы и этносы от внешних угроз и вымирания, и в определенном смысле заботилась об их экономическом и социальном развитии.

Марксистская наука XIX века и первых десятилетий двадцатого выработала много новаторских, теоретически ценных концепций и социальных программ, успешно реализованных в первые годы советской власти. В научных обоснованиях, экономических, социальных и инженерных расчетах первого в мире долгосрочного Государственного плана электрификации России (плана ГОЭЛРО), НЭПа, первого пятилетнего плана в СССР даны блистательные образцы теоретически выверенных социально ориентированных планов развития государства. Объективности ради отметим, что указанные долгосрочные программы и первые социально нацеленные пятилетние планы молодого советского государства являли собой образцы социально ориентирующего развития, которые были разработаны и успешно реализованы задолго до появления подобных программ в Европе.

Во второй половине XX столетия после длительного периода мобилизационной экономики нашей стране начали возникать предпосылки, необходимые для ускоренного развития социально ориентированной экономики, и характерные признаки государства, проводившего социально ориентированную политику. В качестве одной из таких характерных тенденций советского государства можно проанализировать представленный в таблице рост объема общественных фондов потребления, который дает наглядное представление о социальной направленности его политики.

Таблица 1

Выплаты и льготы, полученные населением СССР из общественных фондов потребления, млрд. руб 2____________

Годы Всего На душу населения (руб.)

1940 4,6 24

1950 13,0 72

1960 27,3 127

1965 41,9 182

1970 63,9 263

1977 99,8 385

1978 105,5 404

1979 110,2 418

1980 116,5 438

Следует отметить, что по тем временам, когда средняя заработная плата не превышала 100 рублей в ме-

1 История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12т. — 2 Источник: Мы и планета. Цифры и факты.— М.: Политиздат,

М., 1966. С. 344— 345. 1982. С. 173.

сяц, 438 рублей в год на человека, причем бесплатных, это была большая сумма. На нее можно было бы нормально, безбедно прожить восемь месяцев. Сейчас о таком подарке от государства никто и не мечтает. Однако в последующий период в России возник огромный экономический, социальный и информационный диспаритет и асимметрия, которые подорвали созданные в лучшие советские годы предпосылки развития социально ориентированной экономики и значительно ослабили человеческий потенциал нашей страны, являющейся ядром социального государства.

Форсированный перевод России в условия рыночной экономики, осуществлявшийся методами «шоковой терапии» в борьбе с инфляцией и дефицитом бюджета, привел к существенному ухудшению основных показателей, характеризующих уровень и качество жизни. Резко возросла численность безработных, ощутимо снизилась реальная заработная плата и покупательная способность населения.

Гарантируемый государством минимальный размер оплаты труда утратил экономический и социальный смысл, поскольку он обеспечивает менее 20% стоимости прожиточного минимума. Не реализуется принцип равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях. У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы реформ примерно у 60% населения уровень жизни упал, у 25-30% - изменился незначительно и лишь у 15-20% вырос, в том числе у 3-5% россиян этот рост оказался очень значительным3.

Вот как оценивает социальные результаты реформ известный российский экономист, профессор В.И. Кушлин: «Уже в начале реформ (1992г.) в связи с одномоментным отпуском на свободу розничных цен (при отсутствии компенсационных мер со стороны властей) население практически потеряло сбережения в Сберегательном банке, а ведь они составляли 216,4 млрд. руб. на конец 1990 г., или 33,6% по отношению к годовому валовому внутреннему продукту (ВВП).

В период 1992-2002 гг. относительная доля расходов на социальные цели (выраженная в процентах к ВВП) возросла. При этом рост относительной доли расходов на социальные цели сопровождался ростом численности работников всех отраслей социальной сферы как в абсолютном, так и в относительном выражении (в процентах от общего числа занятых в экономике).

На современном этапе развития России ее государственная политика экономического развития еще недостаточно учитывает социальные потребности населения страны. Такое мнение разделяют многие ведущие российские экономисты, в числе которых ректор Академии труда и социальных отношений Н.Н. Гриценко: «Основой эффективности социальной политики социального государства является социальное рыночное хозяйство. У нас его еще нет... Мы еще не осмыслили, что живем в социальном государстве, в котором социальные стандарты и нормативы качества жизни являются целью всех экономических преобразований, их социальным ориентиром» 4.

3 Бобков В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России// Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ.— М. : Наука, 2000. С. 147—148.

4 См.: Гриценко Н. Н. Проблемы формирования социального государства в России// Социально—экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ.— М.: Наука, 2000. С. 53, 55.

Анализируя современное состояние и развитие российского государства, известный российский ученый, профессор Б.В. Ракитский пишет: «Российская Федерация - социальное государство. Так записано в действующей Конституции. Практика пока что существенно расходится с этим положением Конституции. Надо приводить практику в соответствие с конституционными нормами. Отсюда (и из крайне неблагополучной социальной практики) острая злободневность продвижения России к демократической социальной государ-ственности»5.

Соглашаясь с мнением Б.В. Ракитского, отметим, что главной целью кардинальных преобразований в современной России должна стать социальная ориентированность всего государственного, экономического и общественного развития страны, его направленность на создание социального государства, социальной рыночной экономики и эффективное использование ресурсов человеческого капитала.

Такие позитивные перемены в российском государстве происходят.

Во-первых, следует отметить принципиальную позицию бывшего Президента Российской Федерации В.В. Путина, а ныне Председателя Правительства Российской Федерации по проблеме построения социального рыночного хозяйства в стране: «Мы ведь хотим строить социальное рыночное хозяйство так, как это происходит в Европе. Это значит, что мы признаем, что частная собственность, рыночная экономика является гораздо более эффективной, единственно возможной по сравнению с административной экономикой, плановой экономикой. Это значит, что частный собственник ведет более эффективно хозяйство, но государство создает экономически эффективную и социально обоснованную налоговую систему и получает в доход государства больше ресурсов для решения социальных задач»6.

Во-вторых, ощутимыми и обнадеживающими являются решения и практическая деятельность Государственного Совета при Президенте Российской Федерации по проблемам развития экономики и социальнотрудовой сферы России.

В-третьих, большое практическое значение имеют законодательные инициативы руководства страны, нацеленные на значительное усиление влияния государства в процессе социально-экономического развития, решение острых текущих социальных проблем, а в перспективе - на планомерное развитие всей социально-трудовой сферы России.

Как видим, новые черты управления, осуществляемого в субъектах РФ, городах и регионах, заключаются в его возможности:

- обеспечивать устойчивое социально-экономическое функционирование и развитие регионов в едином экономическом, социальном, образовательном, информационном пространстве России (в настоящем и будущем) посредством расширения соответствующих форм взаимовыгодной интеграции, прежде всего, с регионами страны, а также ближним и дальним зарубежьем;

- последовательно отказываться от абсолютизации антикризисной направленности менеджмента. Все больше осознается, что изменить ситуацию можно лишь посредством прорыва к новому вектору развития. Поэтому при-

5 См.: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.— М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. С. 575.

6 Цит. по: В. Путин: «Никакой деприватизации не будет» // Независимая газета от 5 ноября 2003 г. С. 3.

оритетное значение приобретает научное обоснование целей, источников ресурсов и методов устойчивого развития регионов на перспективу;

- преодолевать тенденции выхолащивания сути рыночных реформ, подмены цивилизованной модели территориальной социально-экономической организации административной системой автаркического типа;

- обеспечивать всестороннюю интеллектуализацию и рост наукоемкости управления;

- адаптироваться к быстрым изменениям во внешней и внутренней среде экономики и социальной сферы, геополитическим подвижкам;

- создавать условия для развития самоуправления, самоорганизации, предприимчивости в хозяйственной деятельности и социальной сфере в городах и районах;

- обеспечивать возрастающую «прозрачность» организационных, экономических, финансовых и бюджетных отношений, их соответствие российскому законодательству и международным нормам;

- всесторонне обосновывать управленческие решения на базе новейших научных данных и передового опыта, современного информационного и аналитического обеспечения, технического оснащения органов власти, подготовки и переподготовки специалистов и т. п.;

- сформировать и воспроизводить емкую и устойчивую экономическую базу управления посредством развития экономического оборота, эффективного использования ресурсов, конкурентных преимуществ регионов, создания условий для возрастания налогооблагаемых доходов, оптимизации доли региональной (и муниципальной) собственности и т. п.

В связи с этим, сошлюсь на утверждение А.Н.Алисова, раскрывающее сущность социальной адаптации экономики Российской Федерации: «Эффективность социально-экономического развития регионов России, а значит, уровень и качество жизни населения каждого из них в XXI веке будет в решающей мере зависеть от того, обеспечит ли формирующаяся система регионального управления экономическую активность социума территорий, каждого гражданина регионального сообщества».7

Мобилизующие силы социально-ориентированной экономики области, региона, страны - социальный потенциал. Если он задействован и постоянно совершенствуется, государство обязательно станет социальным.

Список литературы:

1. Алисов А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. - М., 2004;

2. Антология экономической классики, В 2 т. - М., 1991 -1992;

3. Бекл Д. Г рядущие постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999;

4. Бобков В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России// Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ.— М. : Наука, 2000.

5. Бобков В.Н. Система потребительских бюджетов и возможность ее использования в социальной политике. Уровень жизни населения регионов России.- М.: вЦуЖ, 2000-17-8.

6. В. Путин: «Никакой деприватизации не будет» // Независимая газета от 5 ноября 2003 г.

7. Волгин НА., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство.

- М., 2003.

8. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. - М., 2001;

7 А.Н.Алисов. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. - М., 2004, С.38.

9. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М., 2004;

10. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.— М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

11. Гриценко Н. Н. Проблемы формирования социального государства в России// Социально—экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ.— М.: Наука, 2000.

12. Докторович А.Б. Социально-ориентированное развитие общества: теории и метода системность исследования. - М., 2003;

13. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12т. — М., 1966.

14. Конституция Российской Федерации;

15. Мы и планета. Цифры и факты.— М.: Политиздат, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М., 1996;

17. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М., 1996.

Reference list:

1. Alisov A. Managing the development of a socially oriented economy in the region. - M., 2004;

2. Anthology of economic classics, in 2 volumes - M., 1991-1992;

3. D. Beckl Coming post-industrial society. Experience in social forecasting. - M., 1999;

4. Bobkov V. Problems of improving the level and quality of life in Russia, //Socio-economic problems of the transitional society: From the practice of CIS countries .- M.: Nauka, 2000;

5. Bobkov V. The system of consumer budgets and the possibility of its use in social policy. Living standards in Russian regions .- M.: VTSUZH, 2000-17-8;

6. Putin: “There will be no de-privatization”// Nezavisimaya Gazeta from 5 November 2003;

7. Volgin N. Gritsenko N., Sharkov F. Welfare state. - M., 2003;

8. Gaponenko A. Strategy for Socio-Economic Development: country, region, city. - M., 2001;

9. Gaponenko A., Pankrukhin A. Strategic management. - M., 2004;

10. State regulation of the market economy: Textbook / gen. ed. V. Kushlina, N.Volgina.- Moscow: NPO “Economy”, 2000.

11. Gritsenko N. Problems of the welfare state in Russia//Socio-economic problems of the transitional society: From the practice of CIS countries .- M.: Nauka, 2000;

12. Doktorovich A. Socially-oriented development of society: the theory and methods of systems research. - M., 2003;

13. History of the USSR from ancient times to present day. In 12 volumes

- M., 1966;

14. The Constitution of the Russian Federation;

15. We and the planet. Facts and Figures .- M.: Politizdat, 1982;

16. Labor economics and socio-labor relations, Ed. GG Melikyan, RP Kolosova. - M., 1996;

17. Ehrenberg R. Smith R. Modern Labor Economics. Theory and public policy. - M., 1996.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Э.Ю.Вешкиной «От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России» подкупает не только своим удачным заголовком, указывающим на одну из главных задач современного управления всем народно-хозяйственным и социальным комплексом Российской Федерации, но и содержанием. В нем предельно конкретно сформулирована сущность современного социального государства, показаны исторические истоки его формирования, корректно рассмотрены ошибки руководства тогдашней страны, приведшие к диспаритету и асимметрии, разрушившие созданный фундамент социально-ориентированной экономики. Несмотря на это, автор статьи оптимистично смотрит на будущее России и предлагает конкретные пути не только построения действительной, а не формально социально-ориентированной экономики, но и быстрейшей ее адаптации. Другими словами, автор указывает на возможные варианты эффективной реализации в нашей стране социального государства. Очень многое при этом зависит от решения социальных программ в регионах, благополучия каждого конкретного человека.

Многие выводы и оценки, содержащиеся статье, убеждают в том, что статья может быть напечатана в журнале «Бизнес в законе».

Завкафедрой экономики

агробизнеса и внешнеэкономических связей

Оренбургского государственного

аграрного университета

Профессор В.ОДжораев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.