Научная статья на тему 'Особенности и предпосылки развития социально ориентированной экономики на региональном уровне'

Особенности и предпосылки развития социально ориентированной экономики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / SOCIAL AND BUSINESS FACTORS' INTERRELATION / SOCIETY'S WELL-BEING / THE SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вешкина Э. Ю.

Экономические и социальные процессы в регионе имеют единую естественнонаучную основу, внутренне взаимосвязаны, их разграничение носит в известной степени условный характер. Известно, что экономическое развитие являлось основой достижения тех или иных социальных результатов на всех этапах развития общества. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики возрастает значение обратной связи, которая выражается в том, что рост экономической эффективности все в большей мере становится производной от эффективности социальной, то есть от степени социальной ориентации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and social developments in the region have a single natural science foundation, their distinction is relative. It is known that economic development has been the foundation for achieving particular social outcomes at all stages of development. However, in a market economy increases the value of the feedback that means that the increase of economic efficiency is increasingly becoming derivative of the social effectiveness, that is, the degree of social orientation of the economy.

Текст научной работы на тему «Особенности и предпосылки развития социально ориентированной экономики на региональном уровне»

УДК - 338.003.1

ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Э.Ю. Вешкина

Экономические и социальные процессы в регионе имеют единую естественнонаучную основу, внутренне взаимосвязаны, их разграничение носит в известной степени условный характер. Известно, что экономическое развитие являлось основой достижения тех или иных социальных результатов на всех этапах развития общества. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики возрастает значение обратной связи, которая выражается в том, что рост экономической эффективности все в большей мере становится производной от эффективности социальной, то есть от степени социальной ориентации экономики.

Ключевые слова: социальное государство, взаимосвязь социальных и экономических факторов, благосостояние общества.

В социальном государстве основным объектом и субъектом всех отношений становится человек, который представляет собой единство двух сторон: с одной стороны, он является носителем рабочей силы — важнейшего фактора производства, с другой - это личность, обладающая комплексом физических, морально-психологических, социально-политических, профессиональных и др. качеств, а также материальных и духовных потребностей и запросов, формирование и удовлетворение которых определяется развитием материального и нематериального производства, всей системой общественных отношений. Производство, человек или региональный социум, условия их жизнедеятельности - все эти звенья взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы, т.е. представляют собой определенное единство. Изменение любой из его составляющих ведет к изменению всей системы. В этом заключается объективная основа единства экономических и социальных процессов, необходимости обеспечения прямой взаимозависимости уровней экономического и социального развития региона и страны в целом.

В самом общем виде взаимосвязь экономических и социальных факторов состоит в том, что направленность социального развития региона определяется уровнем развития его экономики. Таким образом, решение конкретных социальных проблем зависит от экономических возможностей каждого конкретного региона, а социальные факторы, в свою очередь, оказывают активное воздействие на эффективность развития регионального хозяйства.

Практика показывает, что в большинстве регионов современной России такая взаимозависимость отсутствует, что отрицательно сказывается на экономической и социальной эффективности развития их хозяйства, не позволяет сократить число регионов реципиентов государственного бюджета. В 2002 - 2003 годах из 89 регионов России более 60 не могли обеспечить не только развитие, но даже функционирование социальной сферы за счет собственной финансовой экономической базы: для большинства регионов трансферты и дотации стали практически единственным источником обеспечения жизнедеятельности населения. Так в 14 регионах они составляют более 50% бюджетных доходов. В некоторых регионах (Корякский, Эвенкийский, Агинский, Бурятский автономные округа) сумма всех собственных доходов составляла менее 10% минимальной бюджетной обеспеченности. Для большинства регионов-реципиентов государственного бюджета доля финансовой помощи составляет 25% [1,с.15].

Наряду с другими факторами, не позволяющими на современном этапе более четко согласовывать экономические и социальные интересы на региональном уровне, на наш взгляд, следует выделить следующие:

- недооценка, а нередко игнорирование проблемы взаимодействия экономических и социальных процессов,

- влияния социальных факторов на развитие экономики;

- недостаточность теоретической разработки проблемы развития социальных функций экономики регионов;

- отсутствие методологии и методики управления процессом формирования и развития социально ориентированной экономики в регионах, что подтверждает актуальность всестороннего исследования закономерностей взаимодействия экономических и социальных процессов в целях создания научной базы управления процессом социализации экономики.

На современном этапе развития российского общества, когда произошла глубокая

деформация социальных функций экономики, прежде всего, следует выделить две основные предпосылки развития социально ориентированной экономики региона. Первая состоит в необходимости восстановления и усиления взаимодействия экономических и социальных процессов за счет расширения поля этого взаимодействия и углубления их взаимопроникновения, вторая - в возрастании роли социальных факторов в развитии рыночной экономики.

Конституционное положение об устойчивом росте уровня и качества жизни населения, выдвинутое в качестве стратегической цели государства на современном этапе и на перспективу, предъявляет повышенные требования к масштабам и эффективности развития экономики. Поэтому в настоящее время в стране нет другого пути, кроме быстрого роста производительности труда, повышения социально-экономической эффективности общественного производства.

Необходимость становления и развития социально-ориентированной рыночной экономики регионов диктуется и переходом многих из них к постиндустриальной стадии развития, что обусловливает значительное возрастание роли субъективного фактора в развитии производства. Внедрение новейших технологий, усложнение средств производства требуют от него более глубокой подготовки, высоких личных качеств для формирования и развития которых нужны более совершенные условия труда, учебы, быта, т.е. повышенный уровень развития социальной сферы. Каждая отрасль современной экономики связана с социальным развитием. Эффективность производства в значительной степени связана с инновационными процессами, ноу-хау, что, в свою очередь, зависит от состояния системы образования, науки, управления и т.д. В то же время осуществление социальных программ в регионах, наряду с решением социальных проблем, должно быть нацелено на стимулирование роста производительности труда, эффективности производства, повышения конкурентоспособности экономики страны и каждого региона.

В процессе трансформации экономики регионов в социально ориентированную рыночную экономику будет возрастать платежеспособный спрос населения и объем потребляемых материальных благ, что обусловливает необходимость расширения их структуры и повышения качества. Возрастающие потребности станут важнейшим фактором развития производства. Кроме того, характер потребления в значительной мере определяет полноту реализации той части экономического эффекта, которая направляется обществом на решение социальных проблем. Социальные процессы имеют огромное влияние на развитие экономики. Это обратная связь наиболее ярко проявляется в социально ориентированной рыночной экономике, в которой развитие человека, рост его благосостояния является целью и главным приоритетом.

Абстрагируемся от реального положения населения сегодняшней России и представим себе, что доходы россиян вдруг возросли до уровня стран Западной Европы или США. Как на это отреагирует наша экономика? Наша экономика с её устаревшими основными фондами, отсталыми технологиями и неконкурентоспособной продукцией рухнет в одночасье. Кто же станет покупать недоброкачественную продукцию российских предприятий (например, автомобиль «Волга» или «Жигули»), если ваши доходы позволяют приобрести высококачественную продукцию зарубежных фирм (например, автомобиль БМВ или Мерседес)? Вопрос носит чисто риторический характер и ответ на него очевиден.

Таким образом, трансформация экономических и социальных процессов в регионе должна осуществляться гармонично, на основе их тесного взаимодействия. Такие условия создает социально ориентированная рыночная экономика, развитие которой является основным фактором роста благосостояния регионального социума, а социум региона - стратегическим ресурсом развития экономики и устойчивого роста социально - экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Необходимо заметить, что социально-экономическая политика в регионе должна быть конкретизирована с учетом его специфики, то есть на основе общегосударственной экономической и социальной политики следует вырабатывать региональную социально-экономическую политику, отвечающую своеобразию территориальных условий. Во-вторых, специфика социальноэкономического развития каждого региона требует дифференциации форм и методов управления. В-третьих, в настоящее время наиболее актуальной проблемой является поиск более эффективных форм согласования интересов всех субъектов управления экономикой региона, направленных на достижение главной цели функционирования его хозяйства. В-четвертых, формирование новой концепции управления экономикой регионов, нацеленной на усиление взаимосвязей экономических и социальных процессов, возрастание роли социального развития, требует значительного улучшения подготовки кадров и специалистов по стратегическому управлению региональным развитием.

Анализ факторов региональной специфики, оказывающих существенное влияние на трансформацию экономики регионов в социально ориентированную рыночную экономику, позволяет выделить из них наиболее существенные:

- природно-ресурсный потенциал;

- природно-климатические условия и геополитическое положение региона;

- достигнутый уровень социально-экономического развития;

- степень освоенности и заселенности территории;

-демографические, этнографические, исторические и другие особенности[7,с.58].

Природные ресурсы являются необходимой предпосылкой и основным условием формирования региональных социально-экономических комплексов и в течение длительного времени играют исключительно важную роль в их развитии. Ресурсный потенциал определяет место региона в общенациональном разделении труда, отраслевую структуру его хозяйства, объемы и темпы роста производства. При этом следует подчеркнуть, что на характер воздействия экономических и социальных факторов регионального развития особое влияние оказывает степень освоенности природно-ресурсного комплекса региона. В освоенных регионах, как правило, воздействие природных ресурсов на его экономическое и социальное развитие относительно слабее, чем в ресурсодобывающих. Объясняется это, в частности, более сложной отраслевой структурой производства, повышением удельного веса наукоемких отраслей, развитой непроизводственной сферой. По мере продвижения регионов к стадии постиндустриального развития их зависимость от природных ресурсов относительно снижается.

В последние годы прошлого века, в процессе перехода к рынку и развала отечественной экономики, в ресурсодобывающих регионах также произошло значительное снижение экономической эффективности. Это отрицательно повлияло на социально-экономическое развитие всех регионов. Решение проблемы состоит в ускоренном расширении и развитии в экономически и социально оправданных пропорциях отраслей обрабатывающей промышленности и новых видов деятельности, в техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий. Таким образом, специфика природно-климатических условий предъявляет специфические требования к социальной сфере региона, а последняя для своего развития нуждается в более высокой экономической эффективности производства и собственного функционирования.

Географическое положение региона относится к факторам, влияние которых на трансформацию экономики существенно, полностью не устранимо, но по мере развития регионального хозяйства также будет ослабевать. В этом отношении географический фактор имеет определенное сходство с природно-климатическим, но закономерности изменения его влияния на экономику более сложны. В частности, это влияние во многом зависит от развития средств коммуникации.

Группа факторов, отражающая демографические, этнографические и исторические особенности регионов, нуждается в конкретном рассмотрении применительно к каждому из них, это необходимо учитывать, при разработке концепции стратегического планирования социальноэкономического развития северных регионов России. Этнографические и исторические особенности в целом относительно устойчиво воздействуют на взаимодействие социальных и экономических процессов. Причем по мере развития социума это воздействие должно постепенно ослабевать.

Решения федеральных органов в области региональной экономической и социальной политики - исходная предпосылка эффективного использования всех факторов экономического и социального развития регионов. Сам же процесс социально-экономического развития региона является результатом трудовой деятельности экономически активного населения, которая, в свою очередь, является объектом воздействия, с одной стороны государственного регионального органа управления, а с другой - органов управления всех хозяйствующих субъектов региона.

Одним из немаловажных факторов на пути к социально-ориентированной экономике является взаимодействие государства и бизнеса. Каждый из этих институтов использует в своих целях и интересах разнообразные факторы, формы и методы деятельности: одни из них -политического, конституционно-правового, прямого регулирующего и силового характера, другие

- экономического, ресурсного, финансового и иного плана. В силу совокупности многообразных факторов в сложной системе интересов и взаимоотношений между государством и бизнесом действует своеобразная система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из сторон устанавливать свой единоличный контроль над обществом и законодательно регулируемыми процессами экономического развития без грубых нарушений конституции и действующего

законодательства.

Общесистемная социально-экономическая оценка показывает, что в области

взаимодействий государства и бизнеса речь идет, во-первых, о действиях государства, которые бизнес не может не ожидать и не учитывать; во-вторых, о решениях и действиях, которые бизнес может не учитывать и не оценивать - прежде всего, социальных последствий своих экономических решений; и, в-третьих, о решениях, которые должны приниматься государством и бизнесом согласованно, а потому являются предметом политического процесса принятия решений.

Западный опыт учит, что введение социальной отчетности ведущими мировыми корпорациями с конца 70-х годов прошлого века и регулярная отчетность западных компаний о расходах на социальные проекты не только существенно улучшили их имидж в глазах клиентов, но и привлекли к ним внимание инвесторов. Сегодня социально-этический маркетинг становится новой составляющей концепции функционирования компаний, для которых социальные инициативы приобретают определенную значимость в числе факторов, предопределяющих их прибыльность и коммерческий успех[3,с.75].

«Российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает»[9,с.4]. Государство определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом, который заключается, прежде всего, в участии в «социальных программах государства в целом».

Благосостояние всего общества невозможно обеспечить односторонними усилиями либо правительства, либо частных организаций, в связи с чем целесообразно покончить с противостоянием власти и бизнеса и перейти к конструктивному диалогу между ними. Руководству корпораций следует проводить сбалансированную политику, уравновешивая конкурирующие интересы, и устанавливать такие приоритеты, которые учитывают интересы как инвесторов, рабочих, потребителей, поставщиков и конкурентов, так и национальных, местных общин, добровольных организаций.

Проведенный анализ особенностей и предпосылок развития социально ориентированной экономики в регионах России позволяет сделать ряд важных выводов:

- за годы проведения радикальных реформ в хозяйстве регионов произошла деформация социальных функций экономики, уровень взаимодействия экономических и социальных факторов в региональном развитии снизился по сравнению с дореформенным уровнем;

- решение важнейшей народнохозяйственной проблемы — вывод хозяйства регионов России на траекторию устойчивого развития и обеспечение на этой основе поступательного роста уровня жизни населения, и ликвидации бедности - следует искать на путях трансформации экономики регионов в социально ориентированную рыночную экономику;

- в настоящее время в регионах страны созданы необходимые условия и предпосылки для экономических преобразований, в то же время отсутствие целостной концепции и научно обоснованных рекомендаций не позволяет органам регионального управления реализовать эти благоприятные условия.

- вопреки распространенному мнению, экономические интересы не противоречат, а служат стимулом к реализации долгосрочных социальных программ;

- тесное взаимодействие экономических и социальных факторов регионального развития -в условиях социально ориентированной рыночной экономики социум региона становится стратегическим фактором экономического роста, а экономический рост - базовой основой повышения благосостояния населения региона.

Economic and social developments in the region have a single natural science foundation, their distinction is relative. It is known that economic development has been the foundation for achieving particular social outcomes at all stages of development. However, in a market economy increases the value of the feedback that means that the increase of economic efficiency is increasingly becoming derivative of the social effectiveness, that is, the degree of social orientation of the economy.

The key words: The social state, social and business factors’ interrelation, society’s well-being.

Список литературы

1. Алисов A.H. Региональный и муниципальный менеджмент. В кн.: Общий и

специальный менеджмент. М.: РАГС, 2002.

2. Алисов А.Н. Управление социально ориентированной экономикой регионов России. // Государственная служба. 2003. №1(21).

3. Анфимова А.Ю. Управление развитием социальных функций малых и средних предприятий в экономике Московского региона. Монография, ИСЭ. М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.

4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.:ОМЕГА.Л, 2004.

5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: «Финансы и стаитстика», 2002.

6. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: «Экономика», 1998.

7. Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию РФ// Российская газета № 93 (3207) от 17 мая 2003 г.

Об авторе

Вешкина Э.Ю. - аспирантка РАНХиГС при Президенте РФ, консультант Департамента градостроительной политики города Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.