Научная статья на тему 'Социальная политика как императив интересов личности, общества и государства'

Социальная политика как императив интересов личности, общества и государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1588
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SOCIAL POLICY / ECONOMIC INTERESTS / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Ольга Викторовна

Сложная структура общества, неоднородность его развития, социальное неравенство определяют различие в интересах социальных групп и слоев. Интересы различных социальных групп могут быть схожими, различными, а иногда даже противоречащими друг другу. Национальные интересы могут быть определены как отражающие единые интересы всех социальных групп общества. Главные национальные интересы страны это интересы в социальной сфере, заключающиеся в увеличении благосостояния населения. Посредством социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания прав граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy as the imperative of interests of a person, society and state

The difficult structure of a society, its heterogeneity of the development, social inequality define distinction in interests of social groups and layers. Interests of various social groups can be similar, various, and sometimes even contradicting each other. National interests can be defined as reflecting uniform interests of all social groups of the society. The main national interests of the country are interests in the social sphere, dynamics of human well-being. By means of social policy in market economy the social justice rule is realized assuming a certain measure of alignment of citizens' rights, creation of the system of social guarantees and equal starting conditions for all levels of population.

Текст научной работы на тему «Социальная политика как императив интересов личности, общества и государства»

димо учитывать опыт развитых стран, разработки в области теории социальной экономики, которые должны стать основой новой российской социально направленной экономической политики.

1. Орлов И. Государство социального гуманизма: от социальной экономики к экономической социальности // Общество и экономика. 2007. № 11-12. С. 238.

2. Стиглиц Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку // Экономическая наука в современной России. 2001. № 4. С. 144.

3. Лапшин В.Ю. Функционирование и развитие рынка труда в современных условиях России: проблема девиации: монография. Тамбов, 2006. С. 194.

4. Кармышев Ю.А. Инновационные аспекты в социально-экономическом развитии депрессивных регионов России: монография. Тамбов, 2004. С. 64, 336.

5. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминирующая экономических интересов. М.,1997. С. 7.

6. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. М., 2001. С. 468.

7. Пороховский А.А., Хубиев К.А. Формирование российской модели социальной рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. № 4. С. 9.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Stepchenko E.V. Social vector in the process of postindustrial economic system formation. The article analyses the essence of the socially-oriented model of the market economy from the point of view of achieving high level and quality of life of the population. The revealed characteristics, interrelations of the socially-oriented market economy model highlight the crucial significance of human abilities, creative work and innovative development in the formation of stable socially-oriented market economy.

Key words: social development, socially-oriented market economy, innovative development, human abilities, social partnership.

УДК 3GG.331

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИМПЕРАТИВ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

© О.В. Рудакова

Сложная структура общества, неоднородность его развития, социальное неравенство определяют различие в интересах социальных групп и слоев. Интересы различных социальных групп могут быть схожими, различными, а иногда даже противоречащими друг другу. Национальные интересы могут быть определены как отражающие единые интересы всех социальных групп общества. Главные национальные интересы страны - это интересы в социальной сфере, заключающиеся в увеличении благосостояния населения. Посредством социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания прав граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Ключевые слова: социальная политика, экономические интересы, национальные интересы.

На основе выявления носителя потребностей и интересов различают интересы личные, общественные и государственные. Под личностью понимается единичное человеческое существо в его самостоятельности и, одновременно, включенности в отношения с подобными, обладающее разумом, волей и характером. Личность - это человек с его специфическими особенностями и устойчивой системой социальных связей [1]. Экономические интересы индивидуума в своей совокупности уникальны, хотя можно утвер-

ждать, что часть интересов индивидуумов достаточно близка по своей сути. Общество представляет собой совокупность людей, объединенных общими целями, конкретноисторическими материальными и духовными условиями жизни. Все общественные интересы обусловлены личным или персонифицированным интересом, любая деятельность осуществляется людьми, которые исходят из своих интересов. Именно та часть интересов индивидуумов, которая совпадает, и образует экономические интересы общества. Справед-

ливо утверждается, что «главный интерес общества - квинтэссенция реальных личных интересов, объективно ведущих к прогрессу и социально-экономической гармонизации» [2]. Однако общественный интерес не в состоянии включить в себя все богатство индивидуальных интересов, а отдельный интерес не отразит в себе полноту общественных интересов. Поэтому нельзя утверждать, что экономический интерес общества - сумма экономических интересов индивидуума. Общество - целостная, исторически устойчивая система совместной жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных групп, каждая из которых имеет свою систему ценностей, свои интересы. Сложнейшая структура общества, глубокая неравномерность развития, социальное неравенство обусловливают различие интересов социальных слоев. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, но, иногда, несовместимыми. В этой системе интересов государство понимается как совокупность институтов управления (в узком смысле) и как организация населения, занимающая определенную территорию и подчиняющаяся одной и той же власти (в широком смысле). Следует согласиться с тем, что «...есть нечто более высокое над индивидуальными, групповыми и классовыми интересами, что обозначается как общенародный интерес - интерес государства как целого» [3].

В процессе становления и развития общественной мысли всегда остро стоял вопрос о соотношении личных, общественных и государственных интересов. В трудах основателей теории интереса подчеркивалась первостепенная значимость и особая сила воздействия на все процессы общественной жизни личных интересов: «Интерес всякого гражданина связан каким-либо образом с всеобщим интересом.» [4]. Первооснову жизнедеятельности составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом. Государство в этой системе интересов рассматривается как инструмент, обеспечивающий наилучшие условия для развития граждан, общества и самого государства, обусловливаемые всем спектром действующих объективных и субъективных факторов. Несовпадение интересов отдельных граждан и социальных групп обусловливает возможность

неоднозначного влияния государства на безопасность и благосостояние индивидов. Поэтому важное значение имеет рассмотрение степени приоритетности личных, общественных и государственных интересов, а также их согласования. Именно поэтому появляется объективная необходимость со стороны управленческих структур в нахождении разумного, приемлемого для различных социальных сил компромисса. Мировая практика не знает стран, где отказываются от поддержки социального сектора, проведения активной социальной политики.

Национальные интересы являются синтетической категорией, не совпадающей с близкими ей понятиями государственных и общественных интересов. Национальные интересы можно определить как совокупность жизненно важных общих интересов всех социальных групп общества. Концепцией национальной безопасности национальные интересы России определяются как «...совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в т. ч. во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями» [5]. Национальные интересы представляют собой выражение коллективной воли нации, реализующей себя в долгосрочной перспективе посредством политики государства внутри страны и на международной арене. Национальные интересы - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью жизненных потребностей страны и отражающий определенную стадию развития национального самосознания и взаимодействия страны и остального мира. Важнейшие национальные интересы страны - это интересы в социальной сфере, в наиболее общей форме выражающиеся в повышении благосостояния населения. Национальные интересы в социальной сфере, ориентированные на обеспе-

чение высокого уровня жизни народа, находят свое выражение в реализации социальной политики. Именно в национальных интересах в социальной сфере наиболее полно должна достигаться сбалансированность интересов личности, общества и государства. Посредством социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Для достижения конечной цели социальной политики необходимо первостепенное условие - устойчивое развитие национальной экономики, основой которого является национальная безопасность.

При изучении таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, особую значимость приобретает познание сущности и взаимозависимости между двумя важнейшими функциями общественного бытия - функцией существования и развития и функцией самосохранения и безопасности. Фактически, развитие, понимаемое сегодня как повышение благосостояния, и безопасность представляют две стороны процесса жизнедеятельности человеческого общества. Составляющие процесса формирования благосостояния населения представлены на рис. 1. Национальные интересы, как

«совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства», состоят, в первую очередь, в обеспечении национальной безопасности. Что касается устойчивости, то она, наряду с безопасностью, является важнейшей характеристикой общественной системы. По определению ООН, устойчивое общественное развитие - это такое развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений. Устойчивое развитие общества обеспечивается за счет повышения благосостояния своих членов и обеспечения их безопасности. С точки зрения функционирования экономики социальная политика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития общества и накопления национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности и системы национальной безопасности страны. В этой связи социальная политика концентрирует и цели экономического развития, и цели национальной безопасности. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста, поскольку экономический рост, не сопровождающийся ростом благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности и, как следствие, нарастанию угроз

Благосостояние населения

Социальная справедливость

Социальная политика

I

Устойчивое общественное развитие

Национальная безопасность

Т.

Национальные интересы

Личные интересы Общественные интересы Государственные интересы

Рис. 1. Составляющие процесса формирования благосостояния населения

национальной безопасности. Социальная политика - это система взаимоотношений основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защиты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества.

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику. Следует согласиться с тем, что «будучи важнейшим институтом общества, оно [государство] выступает в качестве «ответственного» за коллективные интересы, реализация которых требует бюджетных ресурсов» [6]. Государственная социальная политика - это деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Социальная политика - одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить стабильность общественной системы. Государство обязано создавать благоприятные условия для безопасной и благополучной жизнедеятельности людей, обеспечивая экономический рост и социальную устойчивость общества. Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней записано: «Государству необходимо принимать все меры для обеспечения жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей и наемных работников и их семей» [7]. Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защиты населения,

является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства. Независимо от форм собственности любое общество, находящееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных благ. «Всеобщая декларация прав человека», принятая резолюцией 217 А(111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., провозгласила в ст. 25: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [8].

Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и, особенно, в предоставлении и осуществлении социальных гарантий. Однако государство не является единственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, т. к. прибыль предприятий является источником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников. Сегодня в мире все большее и большее распространение получает концепция социально ответственного бизнеса (КСО). КСО прочно вошла в корпоративное управление в США и Канаде еще в 50-60-х гг. прошлого века. В Европе КСО официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала т. н. «Зеленую книгу о КСО». Корпоративная социальная ответственность (КСО) - концепция интеграции заботы о социальном и экологиче-

ском развитии в бизнес-операциях компаний, во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, должен стремиться к достижению стабильности в обществе и социальной защищенности его членов. Польза от социально ответственного бизнеса для общества очевидна. Основная проблема заключается в том, насколько выгодна самому бизнесу деятельность подобного рода. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Однако в мир бизнеса пришло понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно. Грамотно вложенные в социальные программы средства являются реальной помощью обществу и приносят пользу самому бизнесу (укрепление репутации и имиджа компании, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества управления бизнесом).

В силу объективной ограниченности имеющихся ресурсов и возможностей воздействия при проведении государственной экономической политики среди национальных интересов определяются приоритетные, т. е. те, для обеспечения которых должны выделяться ресурсы в первую, вторую и последующие очереди. И вот здесь уже начинается национальная специфика: где-то реализуется отчетливо выраженная социальная политика, а где-то еще во главу угла ставится создание современной конкурентоспособной экономики и т. д. В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ. В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем, можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества, означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы. Экономические

потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Потери в социальной сфере еще более ощутимы. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная, стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения человеческого потенциала страны, для чего необходимо проведение активной социальной политики. Реформы, в их избранном варианте, привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Социальные результаты экономических преобразований оказались крайне негативными для уровня жизни человека и диаметрально противоположными мировым тенденциям развития.

Анализ последствий проводимой российским правительством социальной политики (с точки зрения их соответствия требованиям национальной безопасности) свидетельствует о недостаточном понимании ее важности. В России так и не была выработана общенациональная социальная программа, которая, сообразуясь с приоритетами экономической безопасности и учитывая реалии переходной экономики, минимизировала бы наиболее опасные последствия кризиса. Осуществляемые в России преобразования не сняли проблему согласования интересов и требуют радикально новых подходов к ее решению. На сегодняшний день обособились и образуют сложное, противоречивое переплетение интересы труда, капитала и управления. Следует согласиться с тем, что «особую остроту проблеме преодоления рассогласованности ключевых интересов придает то обстоятельство, что в обществе не сформированы механизмы, позволяющие предотвращать такое положение, когда, считаясь номинально первичными, интересы государства и хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов» [9]. Среди причин, по которым «Россия не сумела в прошлом и может не суметь сегодня превратиться в одного из лидеров мировой экономики» ряд авторов называют «постоянные уступки группам, пытающимся сохранить свои рентные доходы в ущерб созидательным слоям общества» [10]. Экономические преобразования должны стать выгодными всем социальным субъектам, содержать в себе реализацию общих ин-

тересов. Весь смысл реформ, в конечном счете, состоит в учете многообразных интересов, в воздействии на них с помощью государственных и общественных институтов.

Повышение благосостояния населения -важнейшая задача социальной политики. Сегодня социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. В настоящее время возникла необходимость принятия неотложных мер по стабилизации уровня жизни населения России, совершенствованию распределительных отношений. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить, прежде всего, из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования - государственный бюджет. В сложившихся обстоятельствах государству следует сосредоточиться не на поисках мер по сокращению бюджетных расходов, а на выработке разумной политики финансирования социального сектора [6]. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Представляется, что смещение акцента в реформах на социальную политику должно подразумевать, прежде всего, усиление внимания к вопросам социальной безопасности и минимизации социальных рисков.

1. Прохожев А.А. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006.

2. Генкин А.С. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопр. экономики. 1993. № 6. С. 148.

3. Абалкин Л.И. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. 1998. № 9. С. 7.

4. Гельвеций К. Соч. М., 1973. Т. 1.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. URL: www.scrf.gov.ru/ documents/1.html.

6. Рубинштейн А.Я. Стратегия «социального императива» // Вопр. экономики. 2008. № 3. С. 69-70.

7. About main objectives and norms of social policy: The convention 117 SQUANDERER. URL: www.ilo.ru/standards/conv/conv117.html. Загл. с экрана.

8. The general declaration of human rights. URL: www.un.org/russian/events/humanrights/2007/u dhr60flyer. Загл. с экрана.

9. Мусин М. Проблема согласования интересов // Экономист. 2005. №5. С. 55.

10. Григорьев Л., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции // Вопр. экономики. 2008. № 1. С. 61.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Rudakova O.V. Social policy as the imperative of interests of a person, society and state. The difficult structure of a society, its heterogeneity of the development, social inequality define distinction in interests of social groups and layers. Interests of various social groups can be similar, various, and sometimes even contradicting each other. National interests can be defined as reflecting uniform interests of all social groups of the society. The main national interests of the country are interests in the social sphere, dynamics of human well-being. By means of social policy in market economy the social justice rule is realized assuming a certain measure of alignment of citizens’ rights, creation of the system of social guarantees and equal starting conditions for all levels of population.

Key words: social policy, economic interests, national interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.