Научная статья на тему 'В. С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны'

В. С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
827
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.С. МЕРЛИН / НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / V.S. MERLIN / SCIENTIFIC AND PRACTICAL RESEARCH RESULTS / THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова Елена Юрьевна

В статье описывается научная деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина в период Великой Отечественной войны. Анализируются социальные условия, личные обстоятельства, профессиональные задачи, стоящие перед ученым в рассматриваемый период. Научные и практические результаты исследований В.С. Мерлина сопоставляются с деятельностью его коллег, с целью создания общей картины развития советской психологии в период Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.S. MERLIN IN THE SOVIET PSYCHOLOGY DURING WORLD WAR II

The article describes the research activities of Wolf Solomonovich Merlin during the Great Patriotic War. The social conditions, personal circumstances, the professional challenges facing scientists in the period under review are analysed. V.S. Merlin’s scientific and practical research results are compared with the activities of his colleagues, to create a general picture of the development of Soviet psychology in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «В. С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны»

РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

УДК 159.9.07

Воронова Елена Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 238-63-72 e-mail: elenavoronova_12@mail. ru

В.С. МЕРЛИН В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Elena Y. Voronova

PhD, assistant professor of applied psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: elenavoronova_12@mail. ru

V.S. MERLIN IN THE SOVIET PSYCHOLOGY DURING WORLD WAR II

Аннотация. В статье описывается научная деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина в период Великой Отечественной войны. Анализируются социальные условия, личные обстоятельства, профессиональные задачи, стоящие перед ученым в рассматриваемый период. Научные и практические результаты исследований В.С. Мерлина сопоставляются с деятельностью его коллег, с целью создания общей картины развития советской психологии в период Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: В.С. Мерлин; научные и практические результаты исследований; период Великой Отечественной войны.

Abstract. The article describes the research activities of Wolf Solomonovich Merlin during the Great Patriotic War. The social conditions, personal circumstances, the professional challenges facing scientists in the period under review are analysed. V.S. Merlin’s scientific and practical research results are compared with the activities of his colleagues, to create a general picture of the development of Soviet psychology in the Great Patriotic War.

© Воронова Е.Ю., 2015

4

РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ

Key words: V.S. Merlin; scientific and practical research results; the period of the Great Patriotic War.

Советские психологи в период Великой Отечественной войны внесли свой весомый вклад в достижение победы над фашизмом. Оценивая социальную ситуацию в Советском Союзе периода 1940-50-х гг. Б.Г. Ананьев пишет: «Начиная с 1937-1938 гг. и до начала Великой Отечественной войны наблюдается все возрастающий подъем советской психологии, выражающийся как в разработке важных теоретических проблем психологической науки, так и в значительном количестве оригинальных конкретных исследований, открывающих новые явления и закономерности развития психики и сознания. За эти годы были опубликованы ценные работы в самых разнообразных областях психологии. Разнообразие проблем и методов исследования, проявление ряда творческих направлений в конкретизации марксистсколенинской теории в психологии свидетельствовали о том, что достигнутое к этому времени теоретическое единство советской психологии способствует многогранному расцвету нашей науки» [1].

В период Великой Отечественной войны Вольф Соломонович Мерлин жил и трудился в Свердловске. С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Этому предшествовал полный нравственных выборов и испытаний 10-летний период: переезд из Ленинграда в Саратов и из Саратова в Свердловск.

Это период тяжелых личных испытаний Вольфа Соломоновича. Его принципиальность и свободолюбие, проявляющиеся во всем, в первую очередь в профессиональной деятельности, приводят к необходимости разлуки и потере близких ему людей. Из-за травли педологической школы М.Я. Басова, к которой принадлежал и В.С. Мерлин, он вынужден был покинуть Ленинград и оставить жену и двоих детей. Они погибли во время блокады от прямого попадания снаряда в их квартиру. Второй брак с преподавателем русской литературы Саратовского государственного университета Г.Б. Курляндской также был не долгим. Этому способствовали запрет педологии как лженауки, временная безработица Вольфа Соломоновича и вынужденный переезд в Свердловск.

Но, несмотря на личные обстоятельства, В.С. Мерлин оставался преданным своему учителю М.Я. Басову и тематике его исследований - исследованию воли человека. В период с 1936 по 1950 г. в советской психологии личность трактовалась как результат учения и воспитания, поэтому исследование воли было очень актуальным. Его кандидатская диссертация «Волевая деятельность и условный рефлекс» (защищенная в 1938 г.) посвящена этой проблеме. В предвоенный 1939 год выходит статья Мерлина «Психологические основы воспитания сдержанности». Судя по количеству ссылок на нее, статья становится общеизвестной [8].

Вопрос о воспитании сдержанности трактуется В.С. Мерлиным как случай более общей проблемы воспитания воли: «В сдержанности проявляется одно из основных направлений волевого усилия - усилие, направленное

5

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

на задержку или подавление какого-либо действия или внешнего

проявления, при этом подавляемое действие или внешнее его проявление импульсивно, т.е. оно возникает без предварительного обдумывания или сознательной цели. Вот почему воспитание сдержанности является не только необходимым условием сознательной дисциплины в школе, но и необходимым моментом в воспитании коммунистической личности» [8].

На основе наблюдений в ходе экспериментов с учащимися по формированию у них сдержанности В.С. Мерлин делает следующие выводы:

«Воспитание сдержанности нельзя свести к воспитанию одного изолированного качества воли. Воспитание сдержанности тесно и неразрывно связано с воспитанием характера, с воспитанием коммунистической личности. Для того чтобы определенный воспитательный прием был достаточно эффективен, он должен опираться на соответствующее свойство характера.

При воспитании сдержанности для нас важен не только самый факт сдержанности, но и его мотив. Если ученик сдержан только потому, что боится, как бы его дома не поругали, то социальная ценность такой сдержанности ничтожна. При воспитании сознательной дисциплины для нас важна не сдержанность вообще, а сдержанность, основанная на коммунистических мотивах поведения, на социалистическом отношении к труду, на понимании социального значения учебной работы и т. д.» [8].

В октябре 1941 г. МГУ был эвакуирован в Свердловскую область, в небольшой поселок Кауровку, расположенный на берегу реки Чусовой. Там помещался эвакуационный госпиталь, научным руководителем которого был назначен А.Н. Леонтьев. Начальником медицинской части этого госпиталя был П.Я. Гальперин, там же работали заведующие экспериментальными лабораториями В.А. Запорожец, старшие научные сотрудники Я.З. Неверович, А.Г. Комм, доцент Свердловского института В.С. Мерлин, С.Я. Рубинштейн, старший лаборант Т.О. Гиневская и др. [2]. По воспоминаниям А.Н. Леонтьева, в Свердловске в 1942 г. находился и Б.М. Теплов.

П.Я. Гальперин и Т.И. Гиневская изучали зависимость движений пораженной конечности от характера поставленной задачи; В.С. Мерлин и А.Г. Комм - особенности координации нарушенных движений; Я.З. Неверович - перестройку двигательных систем в процессе восстановительной трудотерапии; А.В. Запорожец - роль установок больного в структуре его двигательных нарушений и в ходе реабилитации функций поврежденной конечности и т.д. Исследовательская работа органически сочеталась с научнопрактической деятельностью, с разработкой и апробацией новых способов восстановительной терапии.

Таким образом, в 1942 г. В.С. Мерлин, занимаясь педагогической работой в институте, становится научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске. Вольф Соломонович оказывал психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. В это время он занимался поиском решения проблемы координации движений у раненых (1942) и способов реабилитации ослепших бойцов (1942-1945).

6

РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ

Определяя генеральное направление и исходные теоретические позиции предпринимаемых исследований, А.Н. Леонтьев основывался на учении Л.С. Выготского о системном характере психофизиологических функций и на концепции Н.А. Бернштейна о построении движения. Он указывал, что двигательные нарушения при травмах верхних конечностей носят сложный системный характер, обусловленный не только непосредственно дефектами костно-мышечного аппарата, но и вызванными ранением деформациями систем афферентации и координации двигательного акта, а также порожденными болезненным состоянием установками раненого. Системное понимание дефекта требовало и системного подхода к его реабилитации как к сложному процессу последовательной компенсации и восстановления афферентационных и координационных механизмов движения больного, связанному с перестройкой его установок и мотивов поведения [2].

В рамках реабилитационной и исследовательской работы, организованной сотрудниками МГУ, весьма интенсивное исследование динамики координации движений пораженной конечности было проведено В.С. Мерлиным. Он поставил перед собой задачу изучить с этой стороны произвольные движения вольногимнастического типа и сравнить их с движениями, аналогичными по своему геометрическому рисунку и анатомическим образующим, но иными по своей психологической характеристике.

Движения требуют не только симультанной координации, но также и координации, автоматизмы которой обеспечивают правильное развертывание движения во времени - одновременность начала движения одних звеньев конечности и определенную последовательность включения других. Исследование В.С. Мерлина и было направлено на изучение именно временной координации.

Это исследование, опирающееся на точную методику записи, которая дает возможность ввести в эксперимент целые ряды повторяющихся движений, позволило подойти к выяснению вопроса о зависимости между объемом движения и степенью его координированности. Полученные в этой серии результаты показали, что в условиях, когда движения больной конечности совершаются в небольших объемах, показатели степени

их дискоординированности значительно уменьшаются, падая в отдельных случаях до нормы (средний показатель - 0,10); и наоборот, при увеличении объема движения до возможного предела дискоординация резко возрастает (средний показатель - 0,30) [6].

Таким образом, результаты этой серии опытов позволили В.С. Мерлину сформулировать правило зависимости степени дискоординации от его объема: чем более объем движения пораженной руки приближается к своему пределу, тем более ее движение дискоординируется, тем менее управляемой она становится.

Совершенно особое значение, по признанию А.Н. Леонтьева, имел «основной факт, установленный исследованием В.С. Мерлина, - тот факт, что когда движение пораженной руки приобретает как бы “инстинктивный”,

7

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

“невольный” характер, то степень его координированности возрастает во много раз и становится почти нормальной» [3]. Эти факты на тот момент не вписывались в теорию деятельности, но в будущем найдут объяснение в теории индивидуального стиля деятельности.

Часть материалов этих практических работ были изложены в докладе В.С. Мерлина «Динамика координационных нарушений движения после травмы руки» (Труды конференции по восстановлению функций) и опубликованы в Ученых записках МГУ (1947) [6], а также представлены в докладе Вольфа Соломоновича на совещании по вопросам психологии личности в АПН СССР [5].

Работа по реабилитации в результате ранения ослепших бойцов, осуществляемая с 1942 по 1945 г., была обобщена лишь в 1968-1970 гг. в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности». В ней В.С. Мерлин пишет: «Фактический материал, который мы анализируем в дальнейшем, получен нами в специальном исследовании, произведенном в 1943-1945 гг. на базе специального эвакогоспиталя для военноослепших. Автор проводил в этом госпитале воспитательную и психотерапевтическую работу. Для исследования были отобраны 35 больных с полной потерей зрения в результате ранения. Были отобраны лишь те больные, у которых в анамнезе не было показаний о нервнопсихологических заболеваниях до ранения, а также о тяжелой контузии или коммоции после ранения. У некоторых из отобранных больных (7 случаев) инвалидность, помимо слепоты, была связана также с поражением конечностей (ампутацией пальцев, руки, ноги и т.п.). Основная задача воспитательной и психотерапевтической работы заключалась в преодолении депрессивного состояния, в привитии навыков ориентировки, самообслуживания, и на более поздней стадии - трудовых и профессиональных навыков, в формировании социально-нравственных мотивов. В госпитале имелись учебные кабинеты, мастерские и специальный цех завода, оборудованный автоматическими станками и полуавтоматами. В ходе психотерапевтической работы собирался анамнез, фиксировались беседы и наблюдения за больными» [7].

Результатом этой работы стало описание особенностей фаз проживания конфликта ослепшими, видов их мотивации и вариантов выхода из конфликта. Так, в процессе реабилитации ослепших были выявлены две тенденции интериоризации мотивов: усиление полового и пищевого влечения или

интеллектуальных интересов, которые определяются свойствами личности ослепшего. «Существенную роль в активизации материальных потребностей играют объективные причины. Всякое расхождение между мотивами, актуализировавшимися в слепоте, и предконфликтными мотивами говорит о преобладающей роли в мотивации объективной ситуации конфликта. В этих случаях образование новых мотивов представляет собой реакцию на создавшуюся в конфликте объективную ситуацию. Таким образом, в этих случаях преобладают реактивные тенденции личности. Наоборот, в тех случаях, когда в конфликтах ослепших, несмотря на резкое изменение объективной ситуации деятельности, господствующие мотивы остаются теми же, что и до слепоты, преобладают активные тенденции личности» [7].

8

РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ

Выявленные В.С. Мерлиным у ослепших активные тенденции, характерные для личности с преобладанием нравственно-трудовых мотивов, в первых двух фазах конфликта, ослепших играют прямо противоположную роль. С одной стороны, они противодействуют деградации мотивов, с другой -они замедляют восстановление целенаправленной продуктивной деятельности. После того как в 3-й фазе конфликта восстанавливаются мотивы целенаправленных трудовых действий, активные тенденции личности начинают играть положительную роль, так как они придают устойчивый характер поставленным целям и задачам, регулирующим поведение вопреки случайным внешним обстоятельствам.

Таким образом, В.С. Мерлиным был выявлен универсальный механизм реабилитации личности, находящейся в конфликте, который в дальнейшем использовался им в психологической помощи людям с трудовыми и любовными конфликтами.

Для В.С. Мерлина, как и для всех его коллег, период Великой Отечественной войны был периодом полной самоотдачи. По выражению А.Н. Леонтьева, отношение к восстановительному госпиталю у сотрудников было как к своему любимому детищу. В неотправленном письме С.Л. Рубинштейну от 10 апреля 1943 г. Леонтьев пишет об этом госпитале: «Дни его жизни оказались плодотворны как годы» [2].

Особое место в исследованиях советских психологов во время Великой Отечественной войны заняло изучение нарушений психических функций при локальных поражениях головного мозга, вызванных ранениями, и исследование путей восстановления этих функций. Работы С.Г. Геллерштейна (1942), Л.В. Занкова (1942), А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца (1945), А.Р. Лурия (1948) положили начало особому направлению в изучении психической деятельности, развившемуся в специальную отрасль психологической науки -нейропсихологию. Наряду с большим практическим значением они имели и важное теоретическое значение. Исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца [3], направленные на восстановление движений, доказали правильность положения о предметном характере человеческой деятельности.

В исследованиях А.Р. Лурия убедительно доказано выдвинутое Л.С. Выготским, а затем в физиологии П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном положение о том, что всякая сознательная деятельность - это сложная функциональная система совместно работающих аппаратов мозга, в ее построение каждый участок мозга вносит свой вклад. Предложенные А.Р. Лурия пути восстановления внутренней речи (перенесение разрушенного внутреннего действия вовне) и гипотеза Л.В. Занкова о действенной роли (в восстановлении речи) образов слов (любой модальности) оказались очень действенными [9].

Значительное число работ было посвящено изучению ночного зрения, повышения слуховой чувствительности (исследования К.Х. Кекчеева, Л.А. Шварц), маскировки (Б.Г. Ананьев), психологических проблем летного дела (К.К. Платонов, Л.М. Шварц, Е.В. Гурьянов).

9

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Большой интерес вызвала опубликованная в эти годы работа Б.М. Теплова «К вопросу о практическом мышлении» (1945), касающаяся природы практического интеллекта, умственной деятельности организатора военной и хозяйственной деятельности.

Общее дело сближало психологов, помогало поиску общих подходов к решению проблем. Плеяда блестящих психологов — представителей разных научных школ имела возможность в суровых условиях не только вести научные дискуссии, но и немедленно проверять свои идеи на практике, а главное — сообща помогать людям.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психол. труды. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. -232 с.

2. Запорожец А.А., Эльконин Д.Б. Вклад ранних исследований А.Н. Леонтьева в развитие теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та. - 1979. - № 4. - С. 14-24. - (Сер. 14. Психология).

3. Леонтьев А.В., Запорожец А.В. Восстановление движения. - М.: Советская наука, 1945.

4. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. -М., 1948.

5. Мерлин В.С. Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений //Доклад на совещ. по вопросам психологии личности. -М.: Изд-во АПН СССР, 1956.

6. Мерлин В.С. О координации движений при ранении верхней конечности // Учен. зап. МГУ. -1947. - Т. 2, вып. 3. - С. 87-96.

7. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Учен. зап. ПГПИ. - Пермь, 1968. - Т. 59, вып. 5. - С. 3-160.

8. Мерлин В.С. Психологические основы воспитания сдержанности // Советская педагогика. - 1939. - № 11/12. - С. 138-148.

9. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М.: Педагогика, 1975. - С. 213.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.