Научная статья на тему 'Б. Г. Ананьев и В. С. Мерлин: творцы века (к памятным датам)'

Б. Г. Ананьев и В. С. Мерлин: творцы века (к памятным датам) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Б. Г. Ананьев и В. С. Мерлин: творцы века (к памятным датам)»

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9(092)(045) Л.П. Колчина

Б.Г. АНАНЬЕВ И В.С. МЕРЛИН: ТВОРЦЫ ВЕКА (к памятным датам)

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черанов-ский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Ананьев был направлен на стажировку в Ленинградский институт мозга, а в 1928 г. после завершения учебы во Владикавказе окончательно переехал в Ленинград.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев выступил на одной из конференций с докладом «О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. ХХ в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А. А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем - в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психологическом каби-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

нете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинградском государственном университете кафедру психологии.

На рубеже 1940-1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил в речью, в которой обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания.

Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В то же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

Вторая группа исследований, наоборот, была сконцентрирована на изучении нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло проследить развитие индивидуальности на протяжении длительного времени.

В 1966 г. во многом благодаря инициативе и усилиям Б.Г. Ананьева в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ были открыты Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии, большое внимание уделявшие изучению природнообу-словленных, биологических основ человеческого поведения и личности.

В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить. Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и высших психических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, для воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Ленинградская научная школа психологии громко заявила о себе и стала ведущей по многим проблемам человека. После окончания факультета психологии ЛГУ в УГПИ г. Ижевска были распределены ученики Б.Г. Ананьева Павел Лейбович и Анна Михайловна Горфункели, которые внесли большой вклад в развитие кафедры педагогики и психологии, повышение ее авторитета среди руководства, профессорско-преподавательского состава и студенчества. Была создана и эффективно функционировала психофизиологическая лаборатория, работали четыре студенческих психологических кружка с различными направлениями исследований, немало студентов писали и защищали рефераты, курсовые, дипломные работы по психолого-педагогическим темам. Они активно применяли свои знания в работе, а впоследствии многие получили второе психологическое образование и стали педагогами-психологами образования. Некоторые из кружковцев защитили диссертации и сами стали преподавателями вузов: А.К. Байметов, Г.Н. Казанцева, М.Б. Прусакова, Л.П. Колчина, А. А. Баранов, О.Н. Бушмакина, А.В. Ишмуратов, С.Ф. Сироткин и многие их ученики, составляющие ныне костяк Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ и его кафедр.

Так, через поколения передаются и развиваются идеи Б.Г. Ананьева в Удмуртской Республике.

Вольф Соломонович Мерлин - доктор психологических наук, профессор, видный ученый, один из основоположников советской психологической науки, родился 22 января 1898 г. в г. Могилёве в семье учителя. После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию. Участвовал в I Всесоюзном съезде по внешкольному образованию в 1919 г.

В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования на педагогический факультет. В 1923-1924 гг. В.С. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К. Цеткин в Ленинграде. В 1924-1925 гг. он научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губ-политпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я. Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь. Результаты работы комиссии были доложены на I Всесоюзном съезде по проблемам поведения.

С 1932 по 1938 г. В.С. Мерлин работал в Саратовском педагогическом институте, продолжал изучать волевую деятельность и в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической науки первых лет советской власти, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф. Лазурского и М.Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей мерлинской школы, - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

С 1938 по 1948 г. В.С. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Им изучались проблемы координации движений у раненых и реа-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

билитации ослепших бойцов. Позднее это направление найдет блестящее отражение в монографии «Проблемы экспериментальной психологии личности» в главе «Психологические конфликты» - уникальной в своем роде работе, где теоретическое понимание личности реализуется в практической помощи человеку.

С 1948 по 1954 г. В.С. Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 г.). Здесь стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности.

С 1954 до 1982 г., то есть до последних дней, В.С. Мерлин заведовал кафедрой психологии в Пермском педагогическом институте, руководил психологической наукой Урала, собирал психологов России и СССР на интереснейшие и важнейшие по их вкладу в науку симпозиумы, конференции, обучал студентов и аспирантов, руководил уникальным направлением психологической науки в стране. Монография «Очерк психологии личности» (1959) была высоко оценена учёной общественностью.

В 1968-1970 гг. В.С. Мерлин опубликовал «Проблемы экспериментальной психологии личности», «Лекции по психологии мотивов человека», многочисленные статьи.

Превосходный педагог-новатор, В. С. Мерлин придавал большое значение учебно-методическим вопросам преподавания психологии, внедрял новые методы и формы обучения студентов, направленные на совершенствование психологической подготовки будущего учителя. Так, под руководством В.С. Мерлина выпущен сборник «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей», им написаны главы «Темперамент», «Характер» в двух изданиях учебника «Общая психология» (под ред. А.В. Петровского), создан первый крупный задачник по общей психологии «Сборник задач по общей психологии» (М.: Просвещение, 1974).

Многие статьи и монографии В.С. Мерлина переведены на европейские языки и изданы за рубежом. В.С. Мерлин был инициатором и организатором поведения в Перми многих научных форумов.

В 70-х гг. начинается новый этап в научной работе В.С. Мерлина и его учеников, который связан с изучением не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики - интегральной индивидуальности.

Энциклопедически образованный ученый, психолог-экспериментатор, чувствующий потребности общественной практики и по мере сил стремящийся разрешить их, В.С. Мерлин удивителен во многих своих чертах. Это и огромная работоспособность, и высочайшая требовательность к себе в научной, учебной, пропагандистской, словом, в любой работе, и бережное отношение к ученикам, их мнениям. Внимательное и доброе отношение к ученикам и сотрудникам при очень высокой требовательности, демократичная обстановка научных дискуссий - вот те условия, которые создали своеобразную научную психологическую школу В.С. Мерлина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.