Научная статья на тему 'В пространстве медиакультуры'

В пространстве медиакультуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Термин «медиакультура» появился сравнительно недавно, однако его корни уходят вглубь генезиса человеческого общества, к истокам цивилизации. В монографии Н.Б.Кирилловой анализируется путь развития медиакультуры как социального феномена в его исторических культурологических, философских и педагогических аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В пространстве медиакультуры»

Книжная полка

В пространстве медиакультуры

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на книгу: Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

Современный информационный мир стремительно развивается, пополняется все новыми техническими новшествами, бурно развивающимися технологиями, способствующими глобальной коммуникации. Медиа услужливо предлагают разнообразные способы проникновения в мир информации, поток которой неуклонно растет.

Термин «медиакультура» появился сравнительно недавно, однако его корни уходят вглубь генезиса человеческого общества, к истокам цивилизации. В монографии Н.Б.Кирилловой анализируется путь развития медиакультуры как социального феномена в его исторических культурологических, философских и педагогических аспектах.

Фундаментальное исследование, проведенное автором, рассматривает медиакультуру как «совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности».

В главе «Медиагенезис» представлен анализ основных подходов к проблеме медиа, позиций Р.Барта, М.Маклюэна, С.Жижека и других видных деятелей в области медиакультуры; приведена историческая репрезентация генезиса культуры в целом.

Не оставлены без внимания и семиотические методы изучения, анализа медиакультуры. Можно согласиться с автором, что, несмотря на специфические особенности фотографической, кинематографической и телевизионной культуре кадра, «общим признаком для языка фотографии, кино и телевидения является не только универсальность его изначальной клеточки - кадра, но и его событийность», которая, в свою очередь, определяет динамику развития медиапроизведения.

На наш взгляд, очень верной представляется мысль автора о том, что медиакультура играет уникальную роль в социальной системе. Полифункциональность медиакультуры обеспечивается ее влиянием на все стороны развития человеческого общества. Медиакультура, выступая фактором социальной модернизации, является способом освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах.

Культурологический анализ и синтез явлений медиакультуры, представленный в издании, подчеркивает значимость глобальных процессов,

происходящих в постиндустриальную эпоху, меняющих взгляд человека на культуру, политику, искусства...

Безусловно, особый интерес представляет раздел, посвященный медиаобразованию в контексте социальной модернизации современного общества. Автором приведены трактовки основных медиаобразовательных понятий, основные цели и задачи медиапедагогики, кратко представлены основные теории медиаобразования, принятые в разных странах мира. Думается, что новая книга Н.Б.Кирилловой «Медиакультура: от модерна к постмодерну» вызовет большой интерес - как в научной, преподавательской, так и в студенческой среде, в особенности, у студентов педагогических вузов, обучающихся в рамках новой, открытой в 2002 году специализации 03.13.30 («Медиаобразование).

Библиография

Список учебных программ по медиаобразованию, разработанных

российскими авторами

Учебные программы по медиаобразованию (очному, заочному, смешанному) можно условно разделить на:

-программы для будущих профессионалов в области медиа: журналистов, сценаристов, режиссеров, актеров, операторов, киноведов, кинокритиков, медиакритиков, продюсеров, менеджеров, монтажеров, медиа-дизайнеров и др. (в данный список такого рода программы включены в ограниченном количестве);

-программы (автономных интегрированных курсов) для общеобразовательных школ и гимназий, для средних специальных учебных заведений: колледжей, лицеев, училищ и др. (Баженова Л.М., Баранов, О.А., Бондаренко Е.А., Усов Ю.Н., Шатерникова М.С., Рабинович Ю.М., Шариков А.В. и др.);

-программы (автономных интегрированных курсов) для некинематографических вузов, включая педагогические институты, институты усовершенствования учителей и переподготовки кадров (Баранов О.А., Возчиков В.А., Горбулина Е.В., Кириллова Н.Б., Нечай О.Ф., Новикова А.А., Одинцова С.М., Пензин С.Н., Поличко Г.А., Рыжих Н.П., Смелкова З.С., Левин Е.С., Усов Ю.Н., Федоров А.В., Челышева И.В. и др.); -программы для дополнительного образования аудитории в структуре центров эстетического и художественного воспитания и творчества, домов и дворцов культуры, лекториев, киноклубов (Бондаренко Е.А., Гращенкова И.Н., Гузман Р.Я. и др.). В соответствие с типами моделей медиаобразования данные программы могут включать в себя историю и теорию медиакультуры, творческие практические, игровые, дискуссионные задания, основываться на межпредметных связях. По типологии распределения учебного материала программы могут быть построены линейно или по спирали.

Баженова Л.М. Азбука кино (программа курса дополнительного образования для детей 710 лет)//Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005. - С.152-166.

Баженова Л.М. Основы экранной культуры (Учебная программа для 1-4 классов)//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. - С.1-15. Баженова Л.М., Бондаренко Е.А., Усов Ю.Н. Основы аудиовизуальной культуры. Программы учебных занятий для 1-11 классов средней общеобразовательной школы. -М.: Изд-во НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, Ассоциации деятелей кинообразования, 1991. - 62 с.

Баранов О.А. Программа для классного руководителя, занимающегося киноискусством с учащимися 4-5-х классов средней школы//Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. - Калинин, 1977. - С.75-81.

Баранов О.А. Программа факультативного курса «Медиаобразование на материале экранных искусств - кинематографа, телевидения, видео»//Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. - С.81-86. Бондаренко Е.А. Журналистика для детей. Программа для кружков юных журналистов//Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского инта культурологии, 2000. - С.65-68.

Бондаренко Е.А. Основы телевизионной журналистики (учебная программа для старшего школьного возраста)//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. - С.46-50.

Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры (учебная программа для 5-8 классов)//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования,

1998. - С.16-28.

Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры. Медиакультура (учебные программы для школ). М.: Изд-во МИПКРО, 1996.

Бондаренко Е.А. Программа «Основы аудиовизуальной культуры» для среднего школьного возраста//Основы аудиовизуальной культуры, М.: Изд-во

Видеокинограмотность, 1991.

Бондаренко Е.А. Программа кружка видеолюбителей для среднего школьного возраста)//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования,

1999. - С.51-54.

Вайсфельд И.В., Усов Ю.Н. Примерный учебно-тематический план и программа спецсеминара по теме «Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях». - М.: Изд-во Министерства просвещения СССР, 1986.

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль: программы и модели. Типовой проект курса по медиаобразованию, предлагаемого для учащихся VII-VIII классов средней школы//Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное общество. - 2003. - № 3. - С.7-10. Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе (методические рекомендации и учебная программа). - Бийск: Изд-во Научно-исследовательского центра Бийск. гос. педагог. ин-та, 2000. - 25 с.

Горбулина Е.В. Основы киноискусства. Факультативный курс//Программы педагогических институтов. - М.: Изд-во Министерства просвещения СССР, 1984. -С.196-223.

Гращенкова И.Н. Основы киноискусства (примерный учебно-тематический план и программа для народного университета киноискусства).- М.: Знание, 1984. Гузман Р.Я. Лагерь интенсивного кинообразования// Сборник информационных материалов к учредительному съезду Всесоюзного общества друзей кино (ОДК)/Сост. И.С.Левшина. - М., 1988. - С.53-65.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами//Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- С. 26-34. Кириллова Н. Б. Теория и практика мирового киноискусства. Методические рекомендации и программа курса для студентов театрального института и вузов культуры. -Екатеринбург: Изд-во Екатерин. гос. театр. ин-та, 1992. - 48 с.

Кривенко Б.В. История кино. Программа учебного курса для университетов. - Воронеж, 1974.

Леготина Н.А. Медиаобразование школьников: Методические рекомендации к изучению спецкурса. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. - 18 с.

Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. Программа курса//Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. - М.: Аванти плюс, 2004. - С.367-384.

Нечай О.Ф. Формы и методы работы с фильмом//Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989.

Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Темы семинарских занятий//Основы киноискусства. Учебное пособие для некинематографических вузов. - Минск: Выш. школа,1985. Новикова А.А. Медиаобразование в США. Программа спецсеминара для студентов педагогических вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма. - 24 с.

Одинцова С.М. Кинообразование в педагогическом институте//Проблемы современной кинопедагогики. - М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования РФ, 1993. - С.113-115.

Пензин С.Н. Кино и личность. Тематический план спецкурса для психологического факультета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998.

Пензин С.Н. Кино и современность. Учебная программа для вузов//Программы курсов по специальности 02.06.00 - «Культурология». - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - С.151-163.

Пензин С.Н. Кино и школа. Программа факультативного спецкурса. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998.

Пензин С.Н. Кино как средство обучения и воспитания. Программа спецкурса для исторического факультета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1995. Пензин С.Н. Основы киноискусства. Программа спецкурса. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000.

Пензин С.Н. Программа курса «Кино и современность». Для студентов специальности 02.06.00 «Культурология». - Воронеж, 2004. - 16 с.

Пензин С.Н. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания» (для исторического факультета).- Воронеж, 1974.

Пензин С. Н. Программа студенческого киновидеоклуба. - Воронеж, 1996.

Пензин С.Н. Программа школы «Основы киноискусства»//Кино от студии до зрительного

зала. - М., 1980.

Пензин С.Н. Экранные пособия в учебном процессе вузов. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания». - Воронеж, 1973.

Поличко Г. А. Программа дисциплины «Кинодраматургия». Для студентов специализации 061176 «Менеджмент в сфере культуры». - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. Поличко Г.А. Программа дисциплины «Структура экранного образа». Для студентов специализации 061176 «Менеджмент в сфере культуры». - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002.

Поличко Г.А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности» (Для высших учебных заведений). - М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, НИИ Художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1990. - 23 с.

Поличко Г.А. Программа курса «Основы кинематографических знаний» (для факультетов русского языка и литературы педагогических вузов). - Курган: Изд-во Курган. гос. пед. ин-та, 1980.

Поличко Г.А. Экспериментальная программа школьного факультатива «Литература и кино»: Для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. - М.: Изд-во Министерства просвещения СССР, 1978. - 88 с.

Программа кружка кинолюбителей. - М.: Просвещение, 1966. - 13 с.

Программа кружков внешкольных детских учреждений. Кружок репродукционной фотографии. Кружок цветной фотографии. - М.: Учпедгиз, 1952. - 23 с. Программа кружков внешкольных детских учреждений. Кружок юных кинолюбителей. -М.: Учпедгиз, 1952. - 13 с.

Программа кружков внешкольных детских учреждений. Кружок юных киномехаников. -М.: Учпедгиз, 1955. - 22 с.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников//Кино: прокат, реклама, методика, практика. - М.: Союзинформкино, 1986.

Смелкова З.С., Левин Е.С., Усов Ю.Н. Кинообразование и киновоспитание школьников//Программы и учебные планы художественных отделений факультета общественных профессий МГПИ. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1986.

Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. - С.55-59.

Усов Ю.Н. Основы киноискусства (IX-X классы). Программа факультативного курса//Программы факультативных курсов средней школы. - М.: Изд-во Министерства просвещения СССР, 1974. - С.92-103.

Усов Ю.Н. Основы киноискусства (IX-X классы). Программа факультативного курса

//Программы факультативных курсов средней школы. - М., 1974. - С.92-103.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры (1-Х1 классы). - М.:Просвещение,1994.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. Программа и методические рекомендации. - М.:

Новая школа, 1993. - 90 с.

Усов Ю.Н. Программа учебного курса «Основы экранной культуры» для школьников 9-11 классов общеобразовательной школы//Основы экранной культуры. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. - С.29-45.

Усов Ю.Н. Программа факультативного курса «Основы киноискусства» (9-11 классы). -М.: Изд-во НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, 1986. -36 с.

Усов Ю.Н., Вайсфельд И.В. Примерные учебно-тематический план и программа спецсеминара по теме «Киноискусство в воспитании школьников в современных условиях». - М., 1986.

Усов Ю.Н., Вайсфельд И.В., Шатерникова М.С., Рабинович Ю.М. Основы киноискусства (IX-X классы)//Программы факультативных курсов средней школы. - М.: Просвещение, 1974. - С. 92 - 111.

Федоров А.В. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства. Учебная программа для университетов и педагогических вузов//А.В.Федоров. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. - С.530-551.

Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 124 с.

Федоров А.В. Программа курса «Дополнительное образование на материале медиакультуры»//Программы по специальности «социальная педагогика». - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. - С. 38-53.

Федоров А.В. Программа спецкурса «Медиаобразование»//Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование: краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002. - С.217-226. Федоров А.В. Программа спецкурса «Экранные искусства»//Федоров А.В. Подготовка студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта, 1994. - С.328-342.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Медиаобразование в западных странах»//Федоров А.В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - С.252-259.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.92-101.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Организация и проведение научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.294-303.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Основы медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - С.281-292. Федоров А.В. Программа учебного курса «Социология медиакультуры»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.46-52.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Социология медиакультуры»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.251-256.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.64-75.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.267-279.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.76-91.

Федоров А.В. Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.279-294.

Федоров А.В. Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»//Федоров А. В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.381-399. Федоров А.В. Программа учебного спецкурса «Медиаобразование и медиаграмотность»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.216-228.

Федоров А.В. Программа учебного спецкурса «Медиаобразование и медиаграмотность в зарубежных странах»//Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.216-230.

Федоров А.В. Спецкурс «Подготовка к медиаобразованию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)». Учебная программа для университетов и педагогических вузов//А.В.Федоров. Медиаобразование: история, теория и методика. -Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. - С.508-530.

Федоров А.В. Учебная программа и методические материалы спецкурса «Искусства кинематографа и театра». - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2000. - 23 с.

Федоров А.В. Эстетическое воспитание средствами киноискусства. Программа и методические рекомендации. - Таганрог, 1983. - 36 с.

Федоров А.В., Рыжих Н.П. Программа учебного курса «История медиакультуры»//Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.228-250.

Федоров А.В., Рыжих Н.П. Программа учебного курса «История медиакультуры»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.22-45. Федоров А.В., Рыжих Н.П. Программа учебного курса «История медиакультуры»//Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - С.259-280.

Федоров А.В., Челышева И.В. Программа учебного курса «История медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - С.52-63.

Федоров А.В., Челышева И.В. Программа учебного курса «История медиаобразования»//Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С.257-267.

Франко Г.Ю. Искусства и отечественная культура (программа курса дополнительного образования для детей 15-17 лет)//Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005. - С.166-180.

Челышева И.В. Программа спецкурса «История и теория медиаобразования в России»//Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование: краткая история развития. -Таганрог: Познание, 2002. - С.226-233.

Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов гуманитарной ориентации. - М.: Изд-во НИИ средств обучения Академии педагогических наук СССР, 1991. - 43 с.

Шарков Ф.И. Программа курса «Основы теории коммуникации»//Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М.: Социальные отношения, Перспектива, 2003. - С.226-245. Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для учащихся 13-17 лет)//Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - № 2 (15). - С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.