ТРЕЙД-ИНФО
В поиске оптимальных решений
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
В конце сентября компания Infor-media Russia при поддержке Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) и Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) провела третью по счету осеннюю сессию фармацевтических лидеров на тему «Что происходит на фармацевтическом рынке?». Ответ на этот вопрос искали более 300 участников мероприятия — представители органов власти, аналитических компаний, всех секторов фармацевтического бизнеса.
Один из наиболее волнующих фармацевтическое сообщество вопросов, поднятых на сессии, касался инвестиционного климата в России и влияния на него государственной политики.
Елена Тельнова, врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, назвала условия, в которых сегодня функционирует отечественный фармацевтический рынок: с одной стороны, это усилившееся государственное регулирование, а с другой — поддержка государством формирования кластеров, государственное инвестирование в развитие научного потенциала. Она также перечислила основные мероприятия, реализуемые Росздравнадзором и оказывающие влияние на развитие российского фармацевтического рынка. Среди них:
+ Подготовка к реализации положений ФЗ от 27.07.2010 №210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по Межведомственному электронному взаимодействию.
« Разработка 25 административных регламентов по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственного контроля (надзора).
« Открытие федеральных лабораторий (в настоящее время работают лаборатории в Гудермесе, Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону) и т.д.
В своем выступлении Елена Тельнова также коснулась сегодняшней структуры российского фармацевтического рынка, отметив, что на нем пред-
ставлены 1,1 тыс. зарубежных фармацевтических производителей и 460 отечественных предприятий. В период с 30 апреля по 20 сентября 2011 г. на рынке было зафиксировано увеличение количества дистрибьюторов — с 2,374 тыс. до 2,405 тыс. В это же время произошло уменьшение количества аптек — с 28,786 тыс. до 28,476 тыс. Одновременно было зафиксировано и значительное снижение рентабельности аптечных организаций. По данным Росстата, в январе 2011 г. положительные показатели рентабельности аптек были отмечены в 60 (76%) субъектах РФ, а в июле 2011 г. — только в 43 (52%). В частности, отрицательную рентабельность, по данным на июль 2011 г., продемонстрировали аптечные учреждения в Центральном федеральном округе (-0,96%), Приволжском ФО (-2,61%), Северо-Западном ФО (-0,5%), Дальневосточном (-0,4%).
О затруднительном положении российских аптек, в котором они оказались после увеличения налоговой нагрузки в 2011 г., говорили и другие участники сессии. В частности, на снижение доходности и обострение конкурентной борьбы в розничном секторе указал Вадим Музяев, президент ОАО «ПРОТЕК». Он также отметил, что снижение наценки наблюдается по всей товаропроводящей цепочке, конкуренция увеличивается, и дистрибьюторам становится все сложнее работать в условиях, когда аптеки требуют увеличения отсрочки выплат.
Пути развития аптечного сегмента он видит в активизации их работы с производителями, внедрении конкурент-
ных форматов (дискаунтеры/фарм-маркеты), использовании источников дополнительной доходности (студии активной косметики, Интернет-продажи), оптимизации организационной структуры, широких продажах собственной торговой марки и т.д. Дистрибьюторам, по мнению Вадима Музяе-ва, следует постепенно переходить на более конструктивные взаимоотношения с фармацевтическими производителями в части балансировки первичных и вторичных продаж, отказываться от малодоходных продуктов, шире использовать дополнительные источники доходности (логистические, ГГ, маркетинговые услуги и т.д.), а также находить компромисс с производителями, которые сегодня определяют финансовую устойчивость и дистрибьюторского звена, и розницы. «Решением проблемы должен стать переход на европейский цивилизованный подход ведения бизнеса в цепочке дистрибьютор-производитель», — подчеркнул Вадим Музяев.
Предлагая свой рецепт оздоровления рынка, Игорь Филатов, ген. директор ЗАО ЦВ «ПРОТЕК», призвал партнеров — фармацевтических производителей планировать продажи в соответствии с темпами роста фармацевтического рынка (отказавшись от амбициозных задач, не учитывающих стагнацию рынка); изменить политику по предоставлению скидок дистрибьюторам; планировать доли дистрибьюторов в соответствии с их позицией на рынке; делать акцент на формирование спроса конечных покупателей. В свою очередь, дистрибьюторам следует осуществлять более взвешенную кредитно-финансовую политику; искать дополнительные возможности для увеличения доходов; добиваться увеличения внутренней эффективности; оказывать поддержку производителям в достижении их целей на рынке. Игорь Филатов также указал на необходимость контроля
В ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
ремшццм 81
над распределением долей дистрибьюторов с целью защиты рынка и продаж и об оказании поддержки мелким региональным дистрибьюторам.
О ситуации, сложившейся в розничном секторе фармацевтического рынка, рассказал Андрей Гусев, ген. директор аптечной сети «Ригла». Он отметил низкую концентрацию аптечного рынка, снижение его инвестиционной привлекательности, активизацию ценовой конкуренции. По его словам, рыночная доля некоторых крупнейших ритейлеров за последнее время немного снизилась. Наиболее активно развивалась аптечная сеть «А5», взявшая курс на консолидацию.
Андрей Гусев подробно остановился на стратегиях, которые сегодня реализуют аптечные сети, входящие в Топ-10 (на их долю приходится 14,9% розничного фармацевтического рынка). Так, например, путь органического развития выбрали для себя сети «Радуга», «Фармаимпекс», «А5», «Ригла», слияний и поглощений — «А5» и «Ригла». Формат дискаунтера развивают сети «Имплозия», «Фармакор», «Фармаимпекс», «А5», «Ригла», формат аптек «премиум» — «36,6», «А5», «Ригла». На развитие собственной логистики сделали ставку аптечные сети «36,6», «Имплозия», «Фармаимпекс» и «Доктор Столетов». Централизация закупок практикуется в сетях «36,6», «Столичные аптеки», «Ригла».
Все сети, входящие в Топ-10, имеют программы лояльности, тогда как стимулируют продажи с помощью собственных торговых марок пока немногие — аптечные сети «36,6», «Имплозия», «Фармакор», «А5», «Доктор Столетов» и «Ригла».
В рамках сессии были проведены несколько параллельных мероприятий. В частности, состоялась пресс-конференция с участием представителей Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных средств (AESGP) и Ассоциации рос-
сийских фармацевтических производителей (АРФП), где обсуждалась роль ОТС-препаратов в системе здравоохранения, а также их будущее в России. По словам Хубертуса Кранца, ген. директора АESGP, мировой рынок безрецептурных препаратов, занимающий в денежном выражении 50% всего фармацевтического рынка, имеет
безусловный потенциал для роста, что обусловлено несколькими факторами: возрастающей ответственностью людей за собственное здоровье, их желанием принимать самостоятельное решение в данном вопросе, необходимостью снижения нагрузки на медицинский персонал и т.д. «Политика в области ОТС-препаратов находится на перекрестке интересов пациентов, производителей, государственных структур, определяющих стратегию здравоохранения, страховых компаний, — отметил Виктор Дмитриев, ген. директор АРФП. — Расширение возможностей самолечения, разработка эффективных механизмов по внедрению на рынок безрецептурных препаратов, совершенствование системы их регистрации и мониторинга, создание условий для полного и качественного информирования пациентов об этих препаратах позволят значительно снизить затраты на социальную сферу и ослабить бремя, лежащее на системе охраны здоровья населения».
Новые законодательные инициативы и их возможные последствия для бизнеса стали главной темой пресс-конфе-
ренции, проведенной AIPM. В первую очередь участники встречи обсудили проект Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». По мнению присутствующих, знаковым и позитивным нововведением этого законопроекта стало установление универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Помимо этого, текущая редакция законопроекта официально закрепляет понятие орфанных заболеваний, что также заслуживает положительной оценки. По словам Владимира Шипкова, исполнительного директора AIPM, общественную дискуссию по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан РФ» можно считать «образцом беспрецедентно открытого диалога, способствующего выработке максимально взвешенных подходов к решению сложнейших проблем в модернизации и развитии отечественного здравоохранения». AIPM выступает за скорейшее принятие данного законопроекта, поскольку это будет способствовать установлению более цивилизованных правил и стандартов работы отрасли.
«Я думаю, что решение вопросов, стоящих сегодня перед нами, должно быть комплексным, — подчеркнул Иван Бланарик, глава российского представительства Boehringer Ingelheim. — Дело в том, что существующая в настоящее время система взаимодействия между различными частями того, что мы называем ’’здравоохранением”, устарела. Все стороны, задействованные в работе этого механизма, должны четко понимать, какую роль они играют, что от них требуется и как они должны взаимодействовать друг с другом. В построении, тестировании и оптимизации этой системы, безусловно, должны принимать участие как государственные, так и частные организации — только сотрудничество на всех уровнях может сделать эту задачу выполнимой».
Ф