Научная статья на тему 'В поисках уединённой тишины древнего храма — результаты археологических раскопок развалин храмов № 1 и № 2 села Гучэн городского уезда Хуньчунь провинции Цзилинь'

В поисках уединённой тишины древнего храма — результаты археологических раскопок развалин храмов № 1 и № 2 села Гучэн городского уезда Хуньчунь провинции Цзилинь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Се Фэн, Бао Яньлин, Чжан Чжэ

После публикации статьи «Краткий отчёт о систематизации предметов из остатков храма № 1 в селе Гучэн г. Хуньчунь провинции Цзилинь» в 2016—2021 гг. велись археологические раскопки данного памятника и расположенного поблизости храма № 2. Получены важные результаты, подтверждающие и уточняющие высказанные авторами статьи предположения о характере и датировке этих памятников. С согласия авторов редакция публикует перевод научно-популярной информационной статьи об этих раскопках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Search of Solitary Silence of an Ancient Temple: Results of Archaeological Excavations of Temple Sites no. 1 and no. 2 of Gucheng Village, Hunchun, Jilin

In Search of Solitary Silence of an Ancient Temple: Results of Archaeological Excavations of Temple Sites no. 1 and no. 2 of Gucheng Village, Hunchun, Jilin

Текст научной работы на тему «В поисках уединённой тишины древнего храма — результаты археологических раскопок развалин храмов № 1 и № 2 села Гучэн городского уезда Хуньчунь провинции Цзилинь»

РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЕЙШИХ РАСКОПОК

DOI 10.24412/2658-3550-2022-1-159-173 УДК 903.5(518)

От редакции. После публикации статьи «Краткий отчёт о систематизации предметов из остатков храма № 1 в селе Гучэн г. Хуньчунь провинции Цзилинь» в 2016—2021 гг. велись археологические раскопки данного памятника и расположенного поблизости храма № 2. Получены важные результаты, подтверждающие и уточняющие высказанные авторами статьи предположения о характере и датировке этих памятников. С согласия авторов редакция публикует перевод научно-популярной информационной статьи об этих раскопках.

В ПОИСКАХ УЕДИНЁННОЙ ТИШИНЫ ДРЕВНЕГО ХРАМА- РЕЗУЛЬТАТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК РАЗВАЛИН ХРАМОВ № 1 И № 2 СЕЛА ГУЧЭН ГОРОДСКОГО УЕЗДА ХУНЬЧУНЬ ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ1

Се Фэн (МЩ, Бао Яньлин (ШЁ^), Чжан Чжэ

Се Фэн, доктор исторических наук, за- Xie Feng, Doctor, Deputy Director of the In-

меститель директора Института культур- stitute of Cultural Relics and Archaeology

ных ценностей и археологии провинции of Jilin Province, Changchun, PRC. Цзилинь, Чанчунь, КНР.

E-mail: ar_xiefeng@163.com

Бао Яньлин, научный сотрудник Инсти- Bao Yanling, Research Fellow of the In-

тута культурных ценностей и археоло- stitute of Cultural Relics and Archaeology

гии провинции Цзилинь, Чанчунь, КНР. of Jilin Province, Changchun, PRC.

E-mail: 29111246@qq.com

Чжан Чжэ, научный сотрудник Института культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Чанчунь, КНР. Zhang Zhe, Research Fellow of the Institute of Cultural Relics and Archaeology of Jilin Province, Changchun, PRC.

E-mail: 602181222@qq.com

1 Перевод выполнен по публикации: М^, Ш.Щ. (Н)| #

— ^тШЯШЩ, на сайте «Персональная

библиотека» от 28 сентября 2021 г.: http://www.360doc.com/conte

М/21/0928/116/58656721_997488671^Мш1. Иллюстрации: Чжао Синь (М№), Дуань Дэцян (ЩШШ

Ивлиев Александр Львович (перевод), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора раннесред-невековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. Ivliev Alexander Lvovich (translation), Candidate of Historical Sciences, Head Research Fellow at the Department of Early Mediaeval Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

ivLievaL2@gmaiL.com

Пискарева Тамара Алексеевна (перевод), лаборант сектора раннесредне-вековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. Piskareva Tamara Alexeyevna (translation), Laboratory Assistant at the Department of Early Medieval Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

E-maiL: piskareva_dvfu@maiL.ru

Развалины храмов № 1 и № 2 села Гучэн расположены

восточнее этого села волости Саньцзяцзы г. Хуньчунь

Яньбянь-Корейского автономного округа пров. Цзилинь, на аллювиальной равнине р. Хуньчунь притока р. Тумэньцзян. Примерно в 100 м на запад от остатков храмов находится городище Вэньтэхэбучэн времён государства Бохай (698—926) эпохи Тан — 618—907 гг. — Прим. пер.), а примерно в 4 км на северо-запад — столица Бохая, Восточная столица городище Баляньчэн (^м ЛШс) (рис. 1).

Остатки храма № 1 села Гучэн были обнаружены в 90-х гг. XX в. в процессе преобразования пахотных полей. Управление по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь провело их археологическую разведку и обнаружило руины храма № 2 у этого же села примерно в 200 м к юго-западу от первого храма. На местах обоих памятников были собраны фрагменты статуэток Будд и черепицы, поэтому было высказано предположение, что это остатки буддийских храмов. Во время Третьего общенационального повсеместного обследования памятников культуры и при осуществлении проекта 2011 г. «Специальное исследование остатков бохайских храмов на территории провинции Цзилинь» было проведено повторное обследование данных храмов, а Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь систематизировал собранные за всё время артефакты.

Материалы археологических разведок показали, что руины храмов села Гучэн могут содержать археологические остатки двух периодов: Когурё и государства Бохай. Для получения соответствующих археологических материалов, углублённого изучения таких вопросов, как проникновение буддийской материальной культуры в бассейн р. Тумэнь-цзян и её развитие там, а также для исследования связей между

Рис. 1. Схема расположения буддийских храмов государства Бохай в бассейне р. Тумэньцзян

когурёским и бохайским буддизмом, взяв в качестве главного объекта изучения буддийские памятники, начиная с 2016 г. с одобрения Государственного управления по сохранению культурного наследия КНР Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь совместно с Управлением по сохранению культурных ценностей г. Хунь-чунь непрерывно на протяжении шести лет по собственной инициативе проводил археологические раскопки руин храмов № 1 и № 2 у села Гучэн. Общая площадь раскопок составила свыше 5000 кв. м, было получено огромное количество археологического материала.

ОСТАТКИ ХРАМА № 1 СЕЛА ГУЧЭН

В середине 90-х гг. XX в. местный крестьянин, используя технику, раскопал сухое поле, где располагался храм № 1 села Гучэн, превратив его в заливное рисовое поле, таким образом памятнику был нанесён разрушительный урон.

В 2016 г. район раскопок покрыл зону, где на поверхности земли была наибольшая концентрация строительных материалов. Зачищенные остатки строений представляли собой их уцелевшие подземные части, не было выявлено наслоений, образовавшихся в ходе их разрушения. Все артефакты были найдены в пахотном слое современного заливного поля, а также в современных ямах и канавах.

Остатки включали в себя фундаменты стен, что-то похожее на насыпные основания столбов и кан (рис. 2).

Рис. 2. Аэрофотоснимок остатков храма № 1 села Гучэн

Остатков траншей фундаментов стен найдено 4, предположительно оснований столбов — 3, также обнаружены следы одного кана с различимыми очагом, дымоходами и дымовой трубой.

Из-за серьёзных повреждений указанных остатков строений невозможно, исходя из выявленных их следов, выдвигать предположения о взаимосвязях между ними. В уже раскопанной части не были обнаружены целые постройки, поэтому также невозможно было определить их планировку.

Артефакты, обнаруженные на руинах храма № 1 села Гучэн

Артефакты главным образом представлены фрагментами каменных скульптур Будд и строительными материалами, всего было собрано 2000 с лишним предметов. Из-за использования роторного культиватора в процессе вспахивания рисового поля все артефакты получили серьёзные повреждения.

Фрагменты скульптур Будд в основном представляют собой обломки небольших каменных статуй с задним фоном-экраном. Различимые на них сюжеты включают в себя двух сидящих рядом Будд, отдельно сидящего Будду, стоящих прислуживающих бодхисатв, тысячу Будд, лотосорождённых Будд. Также было обнаружено малое количество фрагментов керамических статуй.

Строительные материалы главным образом представлены плоской черепицей, желобчатой черепицей и гребневой черепицей (рис. 3).

Рис. 3. Предметы, найденные в храме № 1 села Гучэн

Датировка

Руины храма № 1 села Гучэн подверглись серьёзному разрушению, планировка и устройство строений неясны, согласно большому количеству обнаруженных на памятнике строительных материалов и скульптур Будд был определён его характер: это буддийский храм. Ниже путём хронологического анализа обнаруженных строительных материалов предположительно устанавливаем даты начала строительства, эксплуатации храма и времени, когда он был заброшен.

Найденные на руинах храма № 1 села Гучэн строительные материалы главным образом включают плоскую и желобчатую черепицу, которые можно разделить на три группы в соответствии с особенностями формы и технологией изготовления.

Первая группа представлена неорнаментированной плоской и желобчатой черепицей из серой мелкозернистой глины; широкие концы обратной стороны плоской черепицы украшены орнаментом в виде неглубоких пальцевых вдавлений, часть желобчатой черепицы сбоку украшена пальцевыми вдавлениями. Декор концевых

дисков фронтальной желобчатой черепицы состоит из сочетания сетчатого рисунка с изображениями косточек китайского финика, также на них есть надпись: «сделано в шестом месяце года жэньцзы2»

Описанные выше предметы по своему устройству и технике изготовления близки к древностям, обнаруженным в храме Цзинь-линсы в Бэйпяо УШО района Ляоси времён Трёх Янь (Н^,

337—436 гг. н.э.); предполагается, что дата создания строительных материалов этой группы не может быть позже 472 г. н.э.

Вторая группа представлена плоской черепицей с оттиснутыми на выпуклой поверхности шнуровым и ячеистым орнаментом, декором из вписанных один в другой квадратов, а также желобчатой черепицей с не полностью заглаженным шнуровым орнаментом на выпуклой стороне; цвета глины этой черепицы включают красно-бурый, жёлто-коричневый и серо-коричневый; по форме и технологии изготовления они сходны с аналогичной черепицей, найденной на бохайском могильнике Людиншань (ДЖШ) в Дуньхуа отдельными особенностями она сближается с когурёской черепицей городища Гонэйчэн (ШЙЩ) в Цзиани ЩФ) и из района Пхеньяна Северной Кореи, время её изготовления — не позже среднего и позднего периодов государства Бохай.

Третья группа также представлена неорнаментированной серой плоской и желобчатой черепицей, от первой группы её можно отличить по цвету и качеству глины; декор всех концевых дисков фронтальной желобчатой черепицы — орнамент в виде лотоса с лепестками в форме «перевёрнутого сердца», форма и технология изготовления данной группы строительных материалов идентичны черепице, обнаруженной на таких памятниках, как городище бохайской Восточной столицы Баляньчэн (ЛЙЩ), время изготовления должно относиться к среднему и позднему периодам государства Бохай.

Согласно приведённому выше анализу, предполагаем, что начало строительства храма № 1 села Гучэн могло быть примерно в начале V в. н.э., в раннем, среднем и позднем периодах государства Бохай как минимум дважды проводился его ремонт, а его упразднение, вероятно, связано с уничтожением Бохая киданями в 926 г.

РУИНЫ ХРАМА № 2 СЕЛА ГУЧЭН

Остатки храма № 2 раскапывались в 2017—2021 гг. В соответствии со стратиграфией памятника и обнаруженными артефактами было установлено, что в данном храме присутствуют руины раннего и позднего периодов. Во время строительства буддийского храма позднего периода следы храма раннего периода были почти полностью уничтожены.

2 ^^ — циклические знаки 49 года шестидесятилетнего цикла, в V в. н.э. этот год приходился на 412 и 472 гг. (прим. пер.).

Остатки строений

Руины буддийского храма раннего периода. Остатки буддийского храма раннего периода (рис. 4) были серьёзно повреждены во время строительства храма позднего периода; выявленные нынешними раскопками руины включают два типа. Первый — следы фундамента стены, находятся в 50 м к западу от идущей с севера на юг центральной оси храма позднего периода и в основном параллельны ей, обнаруживаются под насыпной землёй площадки позднего храма, врезаясь в материк. Ширина траншеи фундамента — около 0,8 м, глубина оставшейся части — 0,15 м, внутри — утрамбованные слои жёлто-коричневой глины и жёлтой супеси. Длина раскопанной части составляет 49,6 м, она тянется с севера на юг, продолжаясь в обоих направлениях. Предполагается, что это остатки западной стены храма раннего периода. Второй тип представляет собой остатки фундамента построек раннего периода, накрытые платформой храма позднего периода; поскольку разрезы платформы храма позднего периода ещё не проводились, размеры площади стилобата и структура сетки колонн храма раннего периода неясны.

Руины буддийского храма позднего периода. По состоянию на август 2021 г. было обнаружено уже пять стилобатов строений буддийского монастыря позднего периода (им присвоены номера ТД—Т15), три из них расположены по линии центральной оси, идущей с севера на юг, два — к западу от неё. Снаружи от стилобатов строений находится слой насыпной земли толщиной примерно 0,3—0,8 м, протяжённость которого с востока на запад составляет около 120 м, с севера на юг — около 80 м. Ниже будет рассказано о них в соответствии с порядком их обнаружения.

Т11 раскопан в 2017 г., расположен в центре идущей с юга на север линии центральной оси храма; он прямоугольный в плане, ориентирован по азимуту 221°, его длина с востока на запад — около 17 м, ширина с севера на юг — около 14 м; покрытый известью внешний край стилобата строения возвышается над поверхностью двора примерно на 0,6 м, конструкция выполнена из смеси камня и глины. На поверхности стилобата сохранились каменные базы колонн и образовавшиеся при их извлечении «ямы от изъятых баз». Судя по выявленной ситуации, базы колонн изначально образовывали с севера на юг пять рядов по шесть баз в каждом; на основании этого было установлено, что строение имело планировку «цзинь сян доу ди цао» 3 в пять цзя-ней по фасаду и в четыре цзяня4 в глубину. Стилобат построен из смеси

3 Согласно сунскому архитектурному трактату «Инцзао фа ши» (^^ЙЙ), планировка внутреннего пространства зданий бывает четырёх типов, одним из которых является «цзинь сян доу ди цао» (^Ш-^Шв), когда строение состоит из двух вписанных одно в другое прямоугольных помещений.

4 Цзянь (|¥|) — расстояние между двумя несущими колоннами сооружения (прим. пер.).

Рис. 4. Остатки храма № 2 села Гучэн

камня и глины, поверхность вымощена известью. Неглубокая канавка вокруг стилобата выложена сланцем, снаружи от неё есть ряд каменной выкладки, отражающей падающую с кровли воду (саньшуй, 1£/К). Поверхность внутреннего помещения выше внешнего примерно на 0,2 м. Руины на восточной, западной и северной сторонах внутреннего помещения возвышаются над его покрытым известью полом в центральной части, поэтому предполагается, что в указанной зоне был построен буддийский П-образный алтарь (рис. 5). В непотревоженных наслоениях руин было обнаружено большое количество строительных материалов, а также обломки керамических скульптур и фрагменты фресок; исходя из формы сооружения и характера обнаруженных предметов предполагается, что Т}1 представляет собой главный зал буддийского храма, где совершалось поклонение Будде (фодянь, «).

Примерно в 1 м к востоку от центральной части Т}1 был обнаружен подземный реликварий с мощами Будды Реликварий был сооружён в вырытой в земле яме; её устье в плане неправильной формы. Внутри ямы из каменных плит были устроены пол, четыре стены и крышка. На дне реликвария был установлен каменный ящик, состоящий из крышки и основной части, плотно скреплённых с помощью извести. В средней части ящика выдолблено неглубокое отверстие прямоугольной формы, внутри был установлен железный сосуд. Сосуд шарообразный, в форме шкатулки, его диаметр — 8,9 см, снаружи он обмотан «шёлком плетения двойной нитью» (ЖШШ), практически полностью сгнившим. Внутри железного сосуда было обнаружено 3555 артефактов из разнообразного материала — золота, серебра, меди, стекла, дерева, кораллов, в том числе серебряная шкатулка, золотой кувшинчик. В последнем находились 7 серебряных шариков, которые, должно быть, олицетворяют шариру — останки Будды (рис. 9).

Т]2 раскопан в 2018 г., расположен на юге идущей с юга на север центральной оси храма, стилобат в плане близок к правильному восьмиугольнику, его ориентировка такая же, как у Т}1, длина стороны — около 7 м, расстояние между противолежащими углами — около 20,3 м, построен из смеси камня и земли. Сверху конструкция покрыта известью, она возвышается над поверхностью двора примерно на 0,5 м, на ней сохранились каменные базы колонн и образовавшиеся при их извлечении «ямы от изъятых баз». Судя по имеющимся следам, каменные базы образовывали три ряда: два внешних из восьми баз и центральный из четырёх. Неглубокая канавка вокруг стенок стилобата выложена сланцем, снаружи от неё есть ряд каменной выкладки, отражающей падающую с кровли воду. В центральных частях восточной, южной, западной и северной сторон устроены каменные ступени (рис. 6). В непотревоженных наслоениях развалин найдено большое количество строительных материалов, а также обломки

Рис. 5. Аэрофотоснимок строения храма № 2 села Гучэн. Вид с северо-востока

Рис. 6. Аэрофотоснимок строения ^2 храма № 2 села Гучэн. Вид с северо-востока

Рис. 7. Аэрофотоснимок строения 173 храма № 2 села Гучэн. Вид с северо-востока

Рис. 8. Аэрофотоснимок строения 174 храма № 2 села Гучэн. Вид с северо-востока

* Л

4 * •

Рис. 9. Предметы, найденные в железном сосуде в реликварии храма № 2 села Гучэн

керамических скульптур и фрагменты фресок; форма сооружения и характер обнаруженных артефактов позволяют предположить, что Т}2 представляет собой молитвенный зал (фотан, ШШ).

Т]3 раскопан в 2019 г. западнее руин главного зала буддийского храма, он прямоугольный в плане, ориентирован по азимуту 132° перпендикулярно центральной оси храма. Края стилобата довольно сильно повреждены, размеры сохранившейся насыпи — 33 м с севера на юг, 6 м с востока на запад, верхняя часть стилобата серьёзно повреждена, в настоящее время возвышается над поверхностью двора на 0,2 м. Стилобат построен из смеси камня и земли. На его поверхности были обнаружены семь каменных баз колонн и образовавшиеся при их извлечении «ямы от изъятых баз». Судя по имеющимся следам, это было строение шириной в одиннадцать цзяней и глубиной в два цзя-ня. На внешнем крае стилобата были обнаружены бордюрные камни (рис. 7). В непотревоженных отложениях руин найдено большое количество строительных материалов. Судя по форме строения и обнаруженным артефактам, предполагается, что Т}3 представляет собой место обитания буддийских монахов (чаньфан, Ш^).

^4 раскопан в 2020 г., расположен западнее северной части идущей с юга на север центральной оси храма, прямоугольный в плане, ориентирован по азимуту 218°. Западная и южная стороны строения серьёзно повреждены, размеры сохранившейся земляной насыпи составляют 23,2 м с севера на юг и 14,6 м с востока на запад, верхняя часть стилобата имеет значительные повреждения, в настоящее время он возвышается над поверхностью двора примерно на 0,3 м, построен из смеси земли и камней. На поверхности стилобата сохранились каменные базы колонн и образовавшиеся при их извлечении «ямы от изъятых баз». Судя по имеющимся следам, постройка имела две разные группы каменных баз. Возможно, между

базами внутренней группы были возведены стены, внутри сооружения была устроена перегородка, разделяющая его на восточную и западную части, в них обнаружены четыре ямы, предназначенные для больших чанов. С внешней стороны стилобата выложены камни, отражающие падающую с кровли воду (рис. 8). В непотревоженных отложениях развалин вокруг стилобата найдено большое количество строительных материалов. Поскольку внутри постройки были устроены ямы под чаны, предполагается, что его назначение связано с бытом монахов.

^5. Раскопки этого сооружения начались в апреле 2021 г. Расположено в северной части центральной оси, прямоугольное в плане, ориентировано так же, как Т}1, длина с востока на запад — около 20 м, ширина с севера на юг — около 17,5 м. В настоящее время стилобат данного строения находится в процессе раскопок, его устройство и характер пока неясны.

Обнаруженные артефакты

Количество найденных на остатках храма № 2 села Гучэн предметов приближается к десяти тысячам, преимущественно они включают в себя скульптуры Будды, строительные материалы, фрагменты фресок. Среди них все каменные скульптуры Будд представляют собой фрагменты с задним экраном-аурой, выявленные сюжеты включают изображения Будды, прислуживающих бодхисатв, тысячи Будд; по стилю скульптуры одинаковы с теми, что были обнаружены на руинах храма № 1 села Гучэн; керамические статуэтки в основном представлены маленькими скульптурами Будды, сделанными на шаблоне. Кроме того, найдена большая глиняная статуя Будды, значительно повреждённая. Элементы архитектурных сооружений, как правило, включают фрагменты плоской, желобчатой, гребневой, козырько-вой черепицы, голов животных. Железные предметы главным образом представлены такими строительными деталями, как кровельные гвозди (рис. 10).

Датировка

Руины раннего периода храма № 2 села Гучэн включают фундаменты стен и цокольные насыпи. Фрагменты черепицы со шнуровым орнаментом и каменных скульптур Будд, находившиеся в утрамбованной земле стилобатов храма и насыпной земле двора, должны относиться к тому же периоду, что и вышеописанные остатки; среди них строительные материалы по форме и технологии изготовления идентичны второй группе элементов конструкций храма № 1 села Гучэн. Предполагается, что после того, как храм раннего периода был

Рис. 10. Предметы, найденные в храме № 2 села Гучэн

заброшен, его обломки использовались в качестве строительных материалов при сооружении храма позднего периода. Исходя из характерных датирующих признаков таких артефактов, как черепица со шнуровым орнаментом, было сделано предположение, что время начала его строительства — не позднее раннего периода государства Бохай.

Остатки позднего периода представлены целостными руинами храма с отчётливой планировкой, уже раскопаны пять утрамбованных стилобатов. Найденные в непотревоженных отложениях обрушившихся частей строений вокруг стилобатов черепичные диски с орнаментом в виде лотоса с лепестками «в форме перевёрнутого сердца» аналогичны черепице, обнаруженной на классических памятниках среднего и позднего периодов Бохая, таких как городище его Восточной столицы Балянчэн. В связи с этим предполагается, что храм позднего периода был возведён в средний и поздний периоды государства Бохай эпохи Тан, а его упразднение может быть связано с уничтожением киданями Бохая в 926 г.

Планировка

На руинах раннего периода храма № 2 села Гучэн были обнаружены траншеи фундаментов стен и другие остатки. Вероятно, изначально здесь был двор большого размера. Исходя из обнаружения под утрамбованной землёй стилобата храма позднего периода оснований

для каменных баз столбов, можно сделать предположение, что внутри двора храма была воздвигнута постройка стилобатного типа.

Планировка храма № 2 поселения Гучэн позднего периода сохранилась в целости, снаружи от стилобатов строений имеется насыпная земля двора, её поверхность прекрасно сохранилась, и можно установить, что размеры всего храма составляют около 120 м с востока на запад и около 80 м с севера на юг. На центральной оси с юга на север последовательно расположены молитвенный зал и прочие главные строения храма, западнее идущей с севера на юг центральной оси в порядке с севера на юг были возведены дом для обитания буддийских монахов и бытовые постройки. Археологической разведкой к востоку от Т}5 и к западу от Т}3 обнаружено большое количество стилобатов. На основании стратиграфии установлено, что все эти строения одновременны храму позднего периода. К настоящему времени ещё не найдено признаков, указывающих на то, что на территории храма были построены окружающая его стена, галерея и главные ворота.

Научное значение

Начало строительства храма № 1 села Гучэн пришлось примерно на V в. н.э., это самые ранние остатки буддийского храма наземного типа, обнаруженные в Северо-Восточном Китае, что имеет огромное значение для изучения таких вопросов, как время и пути проникновения буддизма на данную территорию.

По форме и другим характеристикам найденные на руинах данного храма каменные скульптуры схожи с буддийскими статуями района Центральной китайской равнины времён с позднего периода эпохи Северных и Южных династий до династии Суй, также существует определённое сходство с буддийскими статуями Когурё и Пэк-че. Эти наблюдения могут лечь в основу изучения распространения и влияния на регион Северо-Восточной Азии образцов буддийской скульптуры района Центральной китайской равнины VI—VII вв.

Планировка позднего периода храма № 2 села Гучэн сохранилась в целости; по архитектурному типу он сходен с обнаруженными бо-хайскими храмами; использование на крышах зданий покрытых зелёной глазурью коньковых украшений свидетельствует об их довольно высоком ранге. Связывая это с расположением храма вблизи от бохайских окружного и столичного городов, предполагаем, что он мог иметь отношение к царскому дому государства Бохай. Данный памятник можно рассматривать как характерный для северо-восточного района Китая танского времени буддийский храм, он имеет большое значение в изучении планировки, конструкции сооружений и системы захоронения мощей Будды буддийских храмов танской эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.