Научная статья на тему 'Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части корейского полуострова'

Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части корейского полуострова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
999
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / БОХАЙ / КОГУРЁ / ХРАМ ОМЭРИ И КЭСИМСА / БУДДИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА / PARHAE (BOHAI) / NORTH KOREA / KOGURYO / OMAE-RI AND KAESIMSA RELICS / BUDDHIST ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стоякин Максим Александрович

В статье описаны два буддийских храмовых комплекса Омэри и Кэсимса, обнаруженные на территории КНДР. Эти земли относились к юрисдикции Южной столицы Бохая. Рассмотрены строение каждого памятника, находки, указывающие не только на наличие развитой духовной культуры в государстве, но и на высокий уровень ремесла. Возможно, существовали различные типы буддийской архитектуры в зависимости от места и роли храма. Бохайская культовая архитектура находит определенное различие с когурёской. Немногочисленный характер буддийских памятников может подтвердить отдаленное расположение этой столицы от центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDIST RELIGIOUS ARCHITECTURE OF PARHAE (BOHAI) LOCATED IN NORHERN PART OF KOREAN PENINSULA

This article represents a two Buddhist temple complex in Omae-ri and Kaesimsa. These sites were founded in Northern part of Korean Peninsula. It was a territory under Southern Capital of Parhae (Bohai). We observed the construction of each sites and artifacts which showed advanced religious culture and a high level of craft. Perhaps, there were different types of Buddhist architectures depended on significance and location. Parhae's religious architecture had some different between Koguryo ones. Several Buddhist sites might show that the Southern Capital was located a significant distance from the country's center.

Текст научной работы на тему «Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части корейского полуострова»

УДК 903.43+519.5

М. А. Стоякин

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Университет Корё (Институт археологии и окружающей среды)

Енгигун Чочхивон Сочханни, 208, пров. Южная Чхунчхон, 339-806, Республика Корея

E-mail: stake-14@yandex.ru

БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА БОХАЙСКОГО ВРЕМЕНИ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА *

В статье описаны два буддийских храмовых комплекса - Омэри и Кэсимса, обнаруженные на территории КНДР. Эти земли относились к юрисдикции Южной столицы Бохая. Рассмотрены строение каждого памятника, находки, указывающие не только на наличие развитой духовной культуры в государстве, но и на высокий уровень ремесла. Возможно, существовали различные типы буддийской архитектуры в зависимости от места и роли храма. Бохайская культовая архитектура находит определенное различие с когурёской. Немногочисленный характер буддийских памятников может подтвердить отдаленное расположение этой столицы от центра.

Ключевые слова: КНДР, Бохай, Когурё, храм Омэри и Кэсимса, буддийская архитектура.

Известно, что границы государства Бохай (698-926 гг.) проходили по территории современного Дальнего Востока России, части северо-восточных провинций Китая и провинций Северная и Южная Хамгён КНДР. На землях последних двух, бывших в то время окраиной государства, располагалась провинция с Южной столицей Бохая.

В Бохае существовали различные верования. У основного населения - этноса мо-хэ - им был шаманизм. Буддизм же был религией принесенной когурёсцами, которые вошли в состав нового государства после краха Когурё в 668 г. Он стал господствующей религией привилегированных кругов. Много буддийских храмов сконцентрировано в центральной части государства в районе Верхней, Средней и Восточной столиц, располагавшихся на месте провинций Хэй-лунцзян и Цзилинь современной КНР. За исключением Верхней столицы, где на тер-

ритории самого городища были обнаружены остатки 9 храмов, они располагались в нескольких десятках километров от крупных административных центров, но по своим размерам мало уступали первым [Чосонко-гохакчонсо 41, 2009. С. 153-178].

Остатки пяти бохайских храмов были обнаружены и раскопаны отечественными археологами на территории Приморья [Государство..., 1994. С. 81-91], бывшей северо-восточной окраиной Бохая. В отечественной историографии остается неисследованной огромная область на юго-востоке Бохая. Хотя она также находилась далеко от центра, но в то же время граничила с Объединенным Силла - одним из буддийских центров в Восточной Азии. Кроме того, это была территория бывшего государства Ко-гурё. Таким образом, необходимо рассмотреть, как развивалась духовная культура этого района в масштабах всего государства Бохай.

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 14.740.11.0766) и тематического плана НИР Минобрнауки (НИР 1.5.11 и 1.31.11).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 3: Археология и этнография © М. А. Стоякин, 2012

К настоящему времени в КНДР изучены два буддийских комплекса. Это остатки храма в Омэри и храм Кэсимса.

Остатки храма Омэри расположены в местности Омэри района Кымхо провинции Южная Хамгён. В 10 км на северо-восток находится крепость Чхонхэ, которую соотносят с Южной столицей Бохая. Буддийский памятник с трех сторон окружен невысокими горами. Здесь были обнаружены постройки времен Когурё и Бохая, расположенные на площади 100 х 50-60 м. В центре комплекса находились остатки четырехъярусной пагоды, в 140 м на востоке в горах Кымсан размещалась постройка Кымсан № 1, на юго-востоке в 150 м - конструкция Кымсан № 2. На север от пагоды через горный хребет находится обширное поле, где обнаружены когурёские и бохайские постройки (№ 1 и 2 по отчету [Ким Джонхёк, 2002. С. 68-114]; мы же будем называть их № 3 и 4 соответственно).

Остатки пагоды (см. рисунок, 1) были обнаружены в центральной части памятника. Квадратный в плане фундамент сложен из почвы, смешанной с камнем, и укреплен в два ряда каменными плитами размерами 50 х 40 х 13 см. Длина стороны внешней кладки равна 12,5, внутренней - 10,5 м. Местами в ней заметны и кирпичи. В центре постройки на глубину 0,4 м выложена каменная кладка - ось конструкции размерами 1,2 х 1 м. На западной стороне фундамента обнаружены фрагменты бохайской черепицы, разнообразная керамика, позолоченные бронзовая дощечка с иероглифами, украшение с изображением лотоса, фрагмент статуи Будды. Кроме этого, на памятнике найдены три бронзовые статуэтки бодхисатв, два фрагмента каменной скульптуры [Пан Хакбон, 1998. С. 62-63].

С оборотной стороны бронзовой дощечки сохранился гвоздь, возможна, она крепилась к стене или алтарю. Дощечка обломана, сохранился фрагмент размерами 41,5 х 18,5 х 0,5 см. Из около 140 знаков, расположенных на предмете в 12 рядов, идентифицировано 113. Из текста следует, что она была изготовлена при когурёском ване Янвоне в 546 г., т. е. почти через 200 лет после официального принятия буддизма в Когурё (в 372 г.). Северокорейские авторы полагают, что это была когурёская реликвия, сохранявшаяся в бохайском храме [Ким Джонхёк, 2002. С. 83-87].

Постройка № 1 Кымсан была сооружена на прямоугольном фундаменте 20 х 5 х 0,35 м. Местами в утрамбованную почву добавлены кирпичи и фрагменты черепицы. Наверху стояло два ряда баз колонн по шесть в каждом. Судя по базам и остаткам кана, постройка состояла из двух комнат размером 8,5 х 3,5 м и коридора между ними. Каны «Г»-образной формы, длиной 3,6-3,8 м, шириной 1,1 м, высотой 0,35 м. Сооружение сгорело, но по мазкам на черепице можно судить, что оно было окрашено в красный цвет. К зданию подходили галереи, также крытые черепицей. Интересно, что печи для обжига находились не в Омэри, а на востоке рядом с Лахори.

Обнаружено до 15 типов концевых дисков, среди которых встречались и похожие на когурёские, 3 типа верхней черепицы, нижняя и козырьковая черепицы. Кроме того, разнообразны находки керамики: корчаги, кувшины, горшки, чашки, миски - всего 27 типов. Найдено немало железных изделий: тарелки, кувшин, котел-треножник, шлем, детали от колеса телеги, замок, кольца, много гвоздей. Крупные гвозди длиной 14 см использовали для крепления черепицы. Так, на части верхней черепицы имеются небольшие отверстия диаметром 1 см. Подобные гвозди использовались на Абри-косовском храме [Государство..., 1994. С. 83]. Мелкие полусферические железные изделия (накладки) с небольшим отверстием использовались для украшения дверей [Чо-сонкогохакчонсо 41, 2009. С. 146-153].

Постройка № 2 находится на самой возвышенной части Кымсана, откуда открывается вид на море. Остатки каменной обкладки образуют в плане восьмиугольник, при этом восточная сторона выше западной. По сравнению с другими постройками, здесь не обнаружено баз колонн. Во время раскопок собрана как бохайская, так и когурёская черепица, а также керамика. Три пароварки диаметром 65, 52,5 и 47 см были вставлены друг в друга. Аналогии встречены и в Верхней столице. Постройка была сооружена в эпоху Когурё и продолжала использоваться в бохайское время. Подобное сооружение, но с базами колонн было обнаружено в парке Верхней столицы (восьмиугольная беседка) [Ким Джонхёк, 2002. С. 109-114].

Постройка № 3 являлась самой северной из этих четырех сооружений. Сохранились западная и восточная части фундамента.

Длина западной - 8,4 м, ширина около 5 м, длина восточной части - 12 м, высота платформы 20 см. С двух сторон она окружена неглубокой канавой шириной 0,4-0,5 м. Наверху фундамента располагались базы колонн. По ним можно предположить, что размеры построек составляли 6,75 х 3,5 и 9,8 х 6,3 м соответственно. Рядом с восточной частью фундамента обнаружен развал черепицы от рухнувшего угла крыши. На фрагментах черепицы отмечены следы красной краски. Это может означать, что щипец или стропила в то время были окрашены в красный цвет, который, по представлениям буддистов, отпугивал злых духов. Кроме того, обнаружены и куски обожженной обмазки стены, на одной стороне которой заметен след извести и отпечаток от решетки. При изготовлении стены сначала из деревянных фашин сплетали решетку, прикрепляли ее к стене с помощью раствора из глины, песка, соломы. После этого замазывали все глиной, смешанной с песком. Сверху наносилась известь, поверх нее местами краска.

В восточной части постройки раскопаны остатки отопительной конструкции (кан) «Г»-образной формы общей длиной 13 м,

шириной 1,55, высотой 0,4 м. Кан двухка-нальный, сложен из каменных плиток и обмазан сверху глиной. В западной постройке такого сооружения не было, пол уплотнен.

Для возведения постройки была выровнена южная часть гребня хребта. Видимо, крыша была крутой двускатной, крытая черепицей. На внутренней стороне черепицы заметны отпечатки грубой ткани. На черепичные диски нанесен лотосовый (иногда растительный или в виде линий) орнамент. При раскопках западной постройки найдено барельефное украшение в виде личины-морды фантастического существа. Тут же обнаружены и кирпичи. Вещевые находки -разнообразная керамика, остатки бронзового зеркала диаметром 26 см, железные миска и лемех, каменная ступка [Ким Джонхёк, 2002. С. 68-75]. Вероятно, здесь находился склад с сельскохозяйственным оборудованием.

Постройка № 4 располагалась южнее первой на 15 м. Ее размеры 6 х 7 м. Местами между базами колонн, стоявших на фундаменте, отмечена кладка кирпичей. Обнаружен частично сохранившийся участок (длиной 6,3 м) кана «Г»-образной формы. Он двухканальный, на выходе одноканаль-

ный. Встречена черепица красного, коричневого, темно-серого цветов. На черепичных дисках выделяются 4 типа орнамента. Среди находок можно отметить фрагмент тулова и донышка сосуда, на которых перед обжигом был вырезан иероглиф («храм»). Возможно, для нужд этого храма имелась собственная гончарная печь. Обнаружен фрагмент латунного блюда диаметром 26 см с вырезанными на дне иероглифами. На найденном горшке отмечен орнамент в виде квадрата. Подобные изделия обнаружены в буддийских погребениях в качестве урн. Существуют одновременные аналогии этому изделию и на территории современной Южной Кореи, которую занимало государство Объединенная Силла. Обнаруженная на поврежденном пьедестале скульптура бодхисатвы была без ореола, но с накидкой на голове, обвязанной шнуром на макушке. С рук свисала мантия. На шее, груди и в ногах изображены бусы. Общая высота изделия 15,7 см с подставкой. Подобная скульптура обнаружена в храме № 3 в Верхней столице. В коллекцию находок входят также фарфоровые с зеленой глазурью чашки, зубчатое колесо от повозки и 3 каменных жернова [Чосонкогохакчонсо 41, 2009. С. 186-189].

Храм Кэсимса расположен в Почхолли уезда Мёнчхон провинции Северная Хамгён. С трех сторон (северной, южной и восточной) окружен горами. Он был построен в бохайское время, несколько раз перестраивался за время существования государства Чосон. Хотя форма построек могла претерпеть изменение, там сохранилось прежнее расположение зданий и базы колонн. В 1948 г. при починке храма под коньком крыши главной постройки обнаружили деревянный ящичек, в котором лежал свиток с текстом. Там были указаны фамилии жертвователя и строителей: «9-ый год 3 месяц 15 день правления бохайского Сюань-вана провинция Ёнган уезд Сокду Хэсонса Кымгангок гора Чхильбосан храм Кэсимса жертвователь монах Тэ Вон. Строители Пхэнга и Сокка». Девятый год правления Сюань-вана (Да Жэньсю) - это 826 г., к которому и можно отнести возведение храма.

Храм состоит из пяти построек: главное здание тэунчжон в центре, павильон сим-комдан на юге-западе (там учились монахи),

башня ынхянгак на северо-западе (дом, где жил настоятель), здание со статуей Будды кванымчон на юге-востоке и постройка сан-сингак для горного духа на северо-востоке.

Для возведения главного сооружения была выровнена западная часть склона горы. Это здание с крутой двускатной крышей на высокой платформе размерами 10,7 х 6,6 м, высотой 1,4 м. Столбы перекрытия располагались на круглых базах, массивные по углам и немного смещенные внутрь. Это отвечало архитектурным требованиям, поддерживало конструкцию в равновесии. Для этих целей использовали и доу-гун - соединенные между собой, расположенные друг над другом ступенчатые кронштейны-бруски, использовавшиеся для соединения крыши с основным каркасом здания. Снаружи их было пять, а внутри - семь. Особенностью постройки было то, что здесь над доу-гуном положили широкий брус, а над ним снова закрепили кронштейн. Кроме того, она примечательна тем, что доу-гун оформлен тремя разными способами.

Павильон симкомдан располагался на юге-западе комплекса. Размеры постройки 16,9 х 8,88 м. Направление длинной стороны здания восток - запад, восточная часть платформы выше западной, а северная чуть ниже южной части. Особенность этой постройки и заключается в неровной поверхности, на которой стояли необработанные каменные базы колонн. Чтобы подчеркнуть естественную красоту, колонны были подогнаны по определенной высоте. Так, на высоком восточном месте колонна короткая (высота 2,37 м), а на низкой западной стороне высота колонны достигает 3,05 м. В итоге верх колонн образует ровную плоскость. Для обеспечения прочности конструкции, как и в случае с тэунчжоном, колонны по углам были поставлены немного внутрь. Кроме того, в низком северозападном углу верх базы колоны был сделан не в виде ровной поверхности, а срезан вовнутрь. Следует отметить, что это описание существующей (чосонской) постройки.

Башня ынхянгак расположена в 6 м на северо-запад от главной постройки. Длина с запада на восток 10,6 м, ширина - 5,25 м. Постройка с четырехскатной крышей.

Здание со статуей Будды - кванымчон, квадратное в плане со стороной, равной

3,05 м. Находилось примерно в 5 м от главной постройки на юго-востоке, высота местности была ниже на полметра. Крыша в плане была квадратной, с четырьмя углами, поднятыми кверху.

Постройка для горного духа сансингак, расположенная в 7,5 м на северо-восток от главного здания, находилась на самом возвышенном участке, на 1,6 м выше основания тэунчжона. Квадратное, небольшое, со стороной, равной 2,85 м, здание возведено на четырех базах колонн, имело крышу с четырьмя углами, поднятыми кверху [Чо-сонкогохакчонсо 41, 2009. С. 178-179].

Находки на этом памятнике представлены черепицей и различными типами керамических сосудов. Черепица встречается в основном красного цвета и глазурованная. У первой внешняя сторона преимущественно гладкая, на внутренней заметны следы ткани; задний край черепицы орнаментировался пальцевыми защипами. Температура обжига не высокая. У глазурованной черепицы внутренняя сторона с отпечатком ткани, на внешней - сетка от прочерченных линий. Цвет поливы желтый, она наносилась только на внутреннюю сторону [Ким Джонхёк, 2002. С. 118-120].

В качестве особой общей черты следует отметить, что буддийские памятники, расположенные в районе Южной столицы Бо-хая, были окружены горами с трех сторон. В этом можно усмотреть принцип фэншуй (пхунсу). Постройки группировались вокруг центрального здания или пагоды. Однако их количество и расположение различно. Очевидно, что храм Кэсимса перестроен. Отсутствие информации о конкретном месте нахождения находок бохайского времени только усиливает такое ощущение. Поэтому реконструировать бохайский храм на этой территории не представляется возможным. В Омэри памятник также двухслоен, к когу-рёскому слою можно отнести только несколько построек. Хотя на пагоде была обнаружена когурёская бронзовая дощечка, она не может подтвердить раннюю датировку пагоды, так как остальные находки относятся к бохайскому времени. Квадратная форма фундамента (см. рисунок, 1), как, впрочем, и на всей территории Бохая (восьмиугольные пагоды еще не обнаружены) [Пан Хакбон, 1998. С. 116], также свиде-

тельствует в пользу его бохайской принадлежности. В Когурё же такие сооружения восьмиугольные (см. рисунок, 2). Подобные пагоды являются «визитной карточкой», они обнаружены на таких буддийских памятниках когурёского времени, как Чон-нынса, Тхосонни, Кымганса, Санори. К тому же вокруг пагоды располагались в основном по 3 павильона [Чосонкогохак-чонсо 28, 2009. С. 118-157]. На памятнике Омэри подобной композиции не прослеживается, обнаружены хозяйственная и, возможно, постройка для отдыха. Все сооружения колоннадного типа, некоторые с отопительной системой. В храмовом хозяйстве явно имелось собственное черепичное производство, продукция которого использовалась для строительства и ремонта. На прилегающей к храму территории велась сельскохозяйственная деятельность. В отличие от большинства храмов в Приморье, что подтверждено результатами новых исследований [Клюев и др., 2011], буддийские комплексы не были огорожены каменной стеной.

Малое число буддийских памятников указывает на отдаленное расположение этой столицы от центра, ее низкую административную роль. Тем не менее при постоянной необходимости отправления культа они, видимо, играли важную роль в развитии буддийской культуры в юго-восточном регионе Бохая.

Список литературы

Государство Бохай (698-926 гг.) и племена Дальнего Востока России. М.: Наука, 1994. 219 с.

Клюев Н. А., Якупов М. А., Слепцов И. Ю. Исследования новой бохайской кумирни в Приморье // Тр. III (XIX) Всерос. археол. съезда. СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. Т. 2. С. 47-48.

Ким Чжонхёк. Тонхэан ильдэый Пархэ юджокэ тэхан ёнгу (Изучение памятников Бохая, расположенных на побережье Восточного моря). Пхеньян: Центр книгоиздания, 2002. 272 с. (на кор. яз.).

Пан Хакбон. Пархэый пульгё ючжокква юмуль (Буддийские памятники и находки Бохая). Сеул: Согён мунхваса, 1998. 245 с. (на кор. яз.).

Чосонкогохакчонсо 28 (Чунсэпхён 5 -Когурёый кончхук) (Энциклопедия археологии Северной Кореи. Т. 28 (Раздел «Средневековье» 5 - Архитектура Когурё)). Квачхон: Чининджин, 2009. 215 с. (на кор. яз.).

Чосонкогохакчонсо 41 (Чунсэпхён 18 -Пархэый сонгвакква кончхук) (Энциклопе-

дия археологии Северной Кореи. Т. 41 (Раздел «Средневековье» 18 - Городища и архитектура Бохая)). Квачхон: Чининджин, 2009. 220 с. (на кор. яз.).

Материал поступил в редколлегию 26.11.2011

M. A. Stoyakin

BUDDIST RELIGIOUS ARCHITECTURE OF PARHAE (BOHAI) LOCATED IN NORHERN PART OF KOREAN PENINSULA

This article represents a two Buddhist temple complex in Omae-ri and Kaesimsa. These sites were founded in Northern part of Korean Peninsula. It was a territory under Southern Capital of Parhae (Bohai). We observed the construction of each sites and artifacts which showed advanced religious culture and a high level of craft. Perhaps, there were different types of Buddhist architectures depended on significance and location. Parhae's religious architecture had some different between Koguryo ones. Several Buddhist sites might show that the Southern Capital was located a significant distance from the country's center.

Keywords: North Korea, Parhae (Bohai), Koguryo, Omae-ri and Kaesimsa relics, Buddhist architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.