Научная статья на тему 'Краткий отчёт о систематизации предметов из остатков храма № 1 в селе Гучэн г. Хуньчунь провинции Цзилинь'

Краткий отчёт о систематизации предметов из остатков храма № 1 в селе Гучэн г. Хуньчунь провинции Цзилинь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддийский храм / буддийская скульптура / время основания государства Бохай / декор дисков черепицы / долина р. Тумэньцзян / Buddhist temple site / Buddhist sculpture / time of foundation of Bohai Kingdom / ornament of tile discs / Tumen River Valley

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сун Юйбинь, Се Фэн, Пяо Минли

Остатки храма № 1 находятся в селе Гучэн волости Саньцзяцзы городского уезда Хуньчунь Яньбянь-Корейского автономного округа пров. Цзилинь. В июне 1995 г. местные крестьяне при выравнивании поля обнаружили каменные блоки, буддийские скульптуры, черепицу и другие артефакты. Исследование показало, что эти предметы происходят из остатков храма № 1. Скульптуры были изготовлены из мрамора, серого песчаника и мелкозернистой керамики. Каменные скульптуры были представлены наибольшим количеством типов: сидящим Буддой, головой Будды, статуями бодхисатв, фигурами рождающихся в лотосе, тысячей Будд, экранами статуй и нимбами, лотосовыми пьедесталами. Архитектурные детали — плоская и желобчатая черепица. Типологические особенности буддийских скульптур и черепицы указывают на то, что датировка остатков храма № 1 в селе Гучэнцунь может быть определена не позже раннего периода государства Бохай, и этот памятник может рассматриваться как самый древний буддийский храм в долине р. Тумэньцзян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сун Юйбинь, Се Фэн, Пяо Минли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Assorting of the Artifacts Recovered from Temple Site no. 1 at Gucheng Village in Hunchun City, Jilin

Temple Site No. 1 is located at Gucheng Village in Sanjiazi Township, Hunchun City, Yanbian Korean Autonomous Prefecture, Jilin Province. In June 1995, the local farmers discovered stone blocks, Buddhist sculptures, pottery tiles and other artifacts when they were leveling the farmland. The studies showed that these artifacts were from the Temple Site No. 1. The sculptures were made of marble, gray sandstone, fine clay pottery, etc. The stone sculptures had more types, which were seated Buddha, Buddha head, bodhisattva statue, Lotus transmutation figure, thousand-Buddha, halo, aureole, lotus pedestal, etc. The architectural parts were cylindrical tiles, flat tiles, etc. The typological features of the Buddhist sculptures and tiles showed that the date of the Temple Site No. 1 at Gucheng Village was no later than the early period of the Bohai Kingdom and can be seen as the earliest Buddhist temple in the Tumen River Valley confirmed to date.

Текст научной работы на тему «Краткий отчёт о систематизации предметов из остатков храма № 1 в селе Гучэн г. Хуньчунь провинции Цзилинь»

DOI 10.24412/2658-3550-2022-1-110-158 УДК 903.5(518)

КРАТКИЙ ОТЧЁТ

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ОСТАТКОВ ХРАМА № 1 В СЕЛЕ ГУЧЭН г. ХУНЬЧУНЬ ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ1

Центр приграничных археологических исследований Цзилиньского университета, Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь,

Управление по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь2

Сун Юйбинь, доктор, профессор Института истории, культуры и туризма Хэй-лунцзянского университета, Харбин, КНР. Song Yubin, Doctor, Professor of the Institute of History, Culture and Tourism of Heilongjiang University, Harbin, PRC.

E-mail: songyubin65@sina.com Се Фэн, доктор исторических наук, за- Xie Feng, Doctor, Deputy Director of the In-меститель директора Института культур- stitute of Cultural Relics and Archaeology ных ценностей и археологии провинции of Jilin Province, Changchun, PRC. Цзилинь Чанчунь КНР E-mail: ar_xiefeng@163.com

Пяо Минли, заведующий Управления Piao Mingli, Head of the Hunchun Antique по сохранению культурных ценностей Management Office, Hunchun City, PRC. г. Хуньчунь, Хуньчунь, КНР. E-mail: hc-wgs@163.com

Ивлиев Александр Львович (перевод), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора раннесред-невековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. Ivliev Alexander Lvovich (translation), Candidate of Historical Sciences, Head Research Fellow at the Department of Early Mediaeval Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

E-mail: ivlieval2@gmail.com

Пискарева Тамара Алексеевна (перевод), лаборант сектора раннесредневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. Piskareva Tamara Alexeevna (translation), Laboratory Assistant at the Department of Early Medieval Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

E-mail: piskareva_dvfu@mail.ru

1 Оригинал статьи на китайском языке напечатан в журнале «Вэньу» (Культурные ценности). 2015. № 11. С. 27-48 /

2 Текст написали Сун Юйбинь Се Фэн (ШЩ) и Пяо Минли рисунки выполнил Ван Синьшэн автор фотографий — Чжао Синь (МВЯ). Перевод: Пискарева Тамара Алексеевна, Ивлиев Александр Львович.

Остатки храма № 1 находятся в селе Гучэн волости Саньцзяцзы городского уезда Хуньчунь Яньбянь-Корейского автономного округа пров. Цзи-линь. В июне 1995 г. местные крестьяне при выравнивании поля обнаружили каменные блоки, буддийские скульптуры, черепицу и другие артефакты. Исследование показало, что эти предметы происходят из остатков храма № 1. Скульптуры были изготовлены из мрамора, серого песчаника и мелкозернистой керамики. Каменные скульптуры были представлены наибольшим количеством типов: сидящим Буддой, головой Будды, статуями бодхисатв, фигурами рождающихся в лотосе, тысячей Будд, экранами статуй и нимбами, лотосовыми пьедесталами. Архитектурные детали — плоская и желобчатая черепица. Типологические особенности буддийских скульптур и черепицы указывают на то, что датировка остатков храма № 1 в селе Гучэнцунь может быть определена не позже раннего периода государства Бохай, и этот памятник может рассматриваться как самый древний буддийский храм в долине р. Тумэньцзян. Ключевые слова: буддийский храм, буддийская скульптура, время основания государства Бохай, декор дисков черепицы, долина р. Тумэньцзян.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Храм № 1 села Гучэнцунь расположен в данном селе волости Саньцзяцзы г. Хуньчунь Яньбянь-Корейского автономного округа пров. Цзи-линь. В 10 км к северо-востоку от памятника находится г. Хуньчунь, в 3,3 км к юго-востоку — р. Хуньчунь (приток р. Тумэньцзян (Туманной)), в 1,3 км к западу — основное русло р. Туманной. Географические координаты: 42°49'06.0" северной широты, 130°15'45.2" восточной долготы, высота над уровнем моря составляет 47,532 м. Руины храма находятся в поле, примерно в 200 м к юго-востоку от городища Вэнь-тэхэбучэн. При обнаружении памятник был назван «восточным храмом южнее городища Вэньтэхэбучэн» (Ли Чжэнфэн 1995). Кроме того, на северо-западе от этого храма3, напротив идущей с юга на север дороги, сообщающейся с современной деревней внутри городища Вэнь-тэхэбучэн, находятся остатки ещё одного храма бохайского времени, названные «западный храм южнее городища Вэньтэхэбучэн» (Ли Чжэнфэн 1995) (рис. 1).

Согласно имеющимся данным, в настоящее время невозможно установить связь ни между двумя указанными храмами, ни между ними и городищем Вэньтэхэбучэн. Во избежание недоразумений в публикуемых материалах «руины восточного храма южнее городища Вэньтэхэбучэн» переименованы в «руины храма № 1 у села Гучэн», а «руины западного храма южнее городища Вэньтэхэбучэн» — в «руины храма № 2 у села Гучэн». Ниже представим сделанные на руинах храма № 1 находки.

3 Судя по прилагаемому плану, на юго-западе (прим. пер.).

Рис. 1. Схема местоположения храмов

II. ОБНАРУЖЕНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

В июне 1995 г. житель села Гучэн волости Саньцзяцзы в процессе выравнивания земли обнаружил на довольно возвышенном участке камни, фрагменты черепицы и скульптуры Будды. Он сложил камни и черепицу на меже между заливными полями, а большие обломки скульптуры Будды унёс к себе домой. Узнав об этом, Управление по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь немедленно направило туда людей и провело обследование. Сотрудники управления по прибытии на место установили, что возвышенный участок земли уже был выровнен и заполнен водой. Развернуть исследования было невозможно, но на меже заливного рисового поля и на пустых местах на краю поля удалось собрать несколько фрагментов черепицы, керамики и обломков буддийских скульптур; также часть фрагментов буддийской скульптуры была взята в доме обнаружившего их селянина.

Посредством опроса жителей села было установлено, что на выровненном участке была квадратная платформа со стороной около 30 м, возвышавшаяся над землёй примерно на 0,5 м. Связав это с находками, исследователи предположили, что перед ними — руины храма, а перемещённые камни являются каменными базами колонн его строений.

В ноябре 1995 г. занимавший тогда должность начальника Управления по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь Ли Чжэн-фэн составил материалы для внутреннего пользования («Сведения по археологии г. Хуньчунь») (Ли Чжэнфэн 1995), где в пункте 11 дал описание этих событий. К сожалению, «Сведения по археологии г. Хуньчунь» не являются открытым изданием, в результате чего этот источник малоизвестен в научных кругах.

В 1996 г. Управление по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь собрало более 10 фрагментов скульптур Будды, найденных жителями села Гучэн на руинах этого храма. Обнаруженные в 1995—1996 гг. реликвии были помещены в коллекцию под шифром «96HSG Восточный храм южнее Вэнь[тэхэбучэна]»4.

В 1997 г. Управление памятниками культуры г. Хуньчунь вновь провело исследование храма и собрало часть материалов: фрагменты буддийской скульптуры и черепицы. Эти артефакты оформили для хранения под шифром «97HSG Нань (юг. — Прим. пер.)»5.

В 2009 г., в период третьего всекитайского учёта культурных ценностей, Управление по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь проводило повторное обследование руин храма, что позволило собрать ещё часть фрагментов черепицы, керамики и буддийской скульптуры. Этой коллекции был присвоен шифр «2009HSG Восточный храм южнее Вэнь[тэхэбучэна]: ххх»6.

В 2011 г., когда Институтом культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь был инициирован специальный проект «Исследование остатков бохайских храмов в бассейне р. Тумэньцзян», в хранилище Управления по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь были осмотрены выкапывавшиеся в течение ряда лет предметы из «восточного храма южнее городища Вэньтэхэбучэн». Чтобы точно определить их культурную принадлежность, Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь неоднократно приглашал специалистов и проводил с ними научные дискуссии. В 2014 г. Институт организовал своих сотрудников для систематизации накопленных данных.

III. ПРЕДМЕТЫ

Найденные и собранные на руинах храма № 1 села Гучэн предметы главным образом включают в себя фрагменты буддийской скульптуры, а также деталей конструкции здания. Поскольку шифры зарегистрированных ранее Управлением памятниками культуры г. Хуньчунь коллекций не были записаны в соответствии с единым стандартом, для более удобного понимания и использования в данной статье проведено следующее упорядочивание: «96HSG ТтШ^Ш: ххх» (96HSG Восточный храм южнее [городища] Вэнь[тэхэбучэн]) изменён на «96HSGI: ххх»; «97HSG Ш: ххх» (97HSG Южнее [городища Вэньтэхэбучэн]) — на «97HSGI: ххх»; «2009HSG ^ШШШ: ххх» (2009HSG Восточный храм южнее [городища] Вэнь[тэхэбучэн]) — на «2009HSGI: ххх».

4 Материалы Управления по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь

(ш^шмшт

5 Материалы Управления по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь

(ш^шмшт

6 Там же.

Буддийская скульптура

Всего 35 единиц. Включает в себя 32 скульптуры из белого камня, 2 скульптуры из серого песчаника и 1 глиняную скульптуру бодхисатвы.

Скульптуры из белого камня. Кроме одной скульптуры отдельно сидящего Будды и скульптуры двух сидящих рядом Будд, внешний вид и очертания которых сохранились относительно хорошо, остальные 30 единиц представляют собой фрагменты отдельных частей.

Скульптура отдельно сидящего Будды, 1 шт. (96HSGI: 1). Представляет собой статую отдельно сидящего Будды с помещённым сзади экраном — аурой тела (далее для краткости «с экраном». — Прим. пер.). Экран не орнаментирован, имеет форму лодки, его верхушка немного наклонена вперёд, кончик заострён. Голова Будды отломана, он медитирует, сидя в позе лотоса на пьедестале, на нём кашая с двумя свисающими концами ворота. Пьедестал квадратный, его слои сужаются по мере понижения, в нижней части вырезан слегка обломанный шип. Высота скульптуры составляет 19,8 см, длина шипа — 1,9 см (рис. 2: 1; рис. 3; 4).

Скульптура двух сидящих рядом Будд, 1 шт. (96HSGI: 2). Представляет собой скульптуру двух сидящих рядом Будд с общим экраном, экран слегка наклонён вперёд, ауры тел и нимбы серьёзно повреждены. Будды сидят рядом со скрещёнными ногами в позе лотоса на пьедестале квадратной формы, ушниши (шишки на темени Будды. — Прим. пер.) гладкие. Формы лиц округлые, черты лиц лаконичные и отчётливые, на лицах присутствует лёгкая улыбка, уши немного больше, чем у обычных людей. Ладони повёрнуты вниз и лежат на правом и левом коленях, при этом правая рука левого Будды накрывает левую руку правого Будды. На обоих — кашая со свисающими концами ворота, полы свисающей одежды накрывают сиденье. Левый Будда одет в монашескую рясу с воротником, запахивающимся налево, а правый — в нижнюю одежду с соединяющимся встык воротником, подвязанную поясом с узелком7. В области экрана — ауры тела — можно различить лишь частично сохранившийся рисунок в виде вертикальных полос позади Будд; на нимбах пространство внутри четырёх концентрических окружностей украшено изображением наслоившихся один на другой цветков лотоса с одинарными лепестками. Левая часть нимба правого Будды накрыта нимбом левого Будды. С двух сторон от главных божеств сохранились прислуживающие им бодхисатвы, от прислужника слева осталась лишь часть ниже талии, он босиком стоит на пьедестале из обращённого вверх лотоса; у правого прислужника можно

7 Авторы при описании этой и всех других скульптур дают правое и левое направления с точки зрения изображённых божеств, т.е. правая часть скульптуры относительно изображённого божества будет слева от него и указывается как левая (прим. пер.).

Рис. 2. Скульптуры Будд из белого камня: 1 — скульптура сидящего Будды (96HSGI: 1); 2 — скульптура двух сидящих рядом Будд (96HSGI: 2)

различить только следы неорнаментированного нимба. В нижней части скульптуры вырезан шип, он немного повреждён. Высота обломка составляет 16,5 см, длина шипа — 1,3 см (рис. 2: 2; рис. 52).

Фрагменты скульптур, 30 шт. Делятся на фрагменты скульптур Будды, скульптур бодхисатв, лотосорождённых Будд, тысячи Будд, ореолов и лотосового трона.

Фрагменты скульптур Будд, 4 шт. В том числе включают 3 головы и 1 кашаю.

Головы скульптур, 3 шт. Экземпляр 97HSGI: 1, нимб утрачен, уш-ниша гладкая, лоб широкий, брови изогнуты, глаза слегка прикрыты, уши доходят до челюстей. Высота фрагмента 5,8 см (рис. 5; 6; 9: 1). Экземпляр 97HSGI: 2, ушниша гладкая, внизу обвязана ремешком, волосы на лбу имеют ровный прямой край, лицо квадратное с округлёнными углами, щёки полные, брови изогнуты, глаза слегка прикрыты, уши доходят до челюстей, выражение лица безмятежное. Высота фрагмента — 4,3 см (рис. 7; 8; 9: 3). Экземпляр 97HSGI: 9, круглая скульптура, ушниша гладкая, сжимается в нижней части, лицо худощавое, брови изогнуты, есть длинные уши и скулы, выражение лица безмятежное. Высота фрагмента — 3,9 см (рис. 9: 2; рис. 10).

Фрагмент одежды Будды, 1 шт. (97HSGI: 16). Скульптура с экраном, сохранился лишь фрагмент ниспадающей одежды. Длина фрагмента — 7,1 см, высота — 4,3 см, толщина составляет примерно 3 см (рис. 11; 14: 1).

Фрагменты скульптур бодхисатв, 8 шт. В том числе 4 фрагмента голов и 4 фрагмента тела.

Фрагменты голов, 4 шт. Экземпляр 96HSGI: 4, скульптура с экраном, сохранились нимб основного божества, голова бодхисатвы, туловище лотосорождённого Будды и два туловища медитирующих Будд. Изображение головы бодхисатвы находится в правой нижней части фрагмента, сохранились голова и нимб вокруг неё. Лицо упитанное, уши доходят до челюстей, волосы завязаны в пучок, (покрывающая их. — Прим. пер.) шёлковая ткань свешивается за ушами. Нимб имеет форму персика, внутренняя часть украшена парой двойных концентрических окружностей. Вверху слева над бодхисатвой сохранилось изображение лотосорождённого Будды, оно украшено нимбом в форме персика, его внутренняя часть декорирована внутренним и внешним концентрическими кругами и выгравированными лучами, идущими от внутреннего круга к внешнему. Ушниша Будды гладкая, пять органов чувств на лице не показаны, он одет в широкое платье-накидку с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяна, сидит в позе лотоса. Выше лотосорождённого Будды есть две образованные разделительными валиками рамки, украшенные внутри двумя пребывающими в созерцании Буддами (должно быть, это фигуры тысячи Будд), оба одеты в широкое платье-накидку с широким поясом, у одного из них можно разглядеть нижнюю одежду, представляющую собой

Рис. 9. Скульптуры Будд из белого камня: 1—3 — головы Будд (97HSGI: 1, 96HSGI: 9, 97HSGI: 2); 4—7 — головы бодхисатв (96HSGI: 4, 8, 7, 6)

монашескую рясу с запахом налево. Черты лица тысячи Будд не обозначены, обе фигуры сидят в позе лотоса. Слева от лотосорождённо-го Будды и тысячи Будд сохранилась часть нимба основного божества, внутри нимб украшен в порядке от центра наружу наложенными друг на друга розетками однолепестковых лотосов, концентрическими окружностями и кругом жемчужника, концентрических окружностей две. Высота фрагмента — 9,6 см, толщина — примерно 0,6—2 см (рис. 9: 4; рис. 12). Экземпляр 96HSGI: 6, скульптура с экраном, сохранилось изображение головы бодхисатвы и ореол вокруг неё. Лицо бод-хисатвы правильное, волосы завязаны в пучок, брови изогнуты, глаза слегка прикрыты, уголки губ слегка опущены, щёки налитые, на лице присутствует лёгкая улыбка, уши доходят до нижней челюсти, плечи покатые. Внутри нимб украшен концентрической окружностью. Голова и нимб слева снаружи окружены орнаментом в виде языков пламени. Высота фрагмента составляет 7,6 см, ширина — 6,7 см, толщина экрана — приблизительно 2,5 см (рис. 9: 7; рис. 13). Экземпляр 96HSGI: 8,

Рис. 11. Ниспадающая одежда Будды (97HSGI: 16) Мультидисциплинарные исследования в археологии • 2022 • № 1

2

4

5

Рис. 14. Скульптуры из белого камня: 1 — ниспадающая одежда Будды (97HSGI: 16); 2—5—туловища бодхисатв (97HSGI: 17, 96HSGI: 14, 97HSGI: 5, 97HSGI: 11)

скульптура с экраном, сохранились только голова бодхисатвы и нимб. Лицо бодхисатвы худощавое, волосы завязаны в пучок. Нимб круглый, не орнаментирован. Высота фрагмента — 3,6 см, толщина — 1,4 см (рис. 9: 5; рис. 15). Экземпляр 96HSGI: 7, предположительно круглая скульптура, сохранилось лишь изображение головы бодхисатвы и ореол вокруг неё. Лоб бодхисатвы широкий, волосы завязаны в пучок, волосы на лбу имеют ровный прямой край, волосы по сторонам от ушей свешиваются, концами доходя до нижней челюсти. Брови изогнуты, глаза слегка прикрыты, на лице лёгкая улыбка. Круглый нимб не орнаментирован. Высота фрагмента — 3,9 см, толщина — 1,4 см, толщина нимба — приблизительно 1,3 см (рис. 9: 6; рис. 16).

Туловища бодхисатв, 4 шт. Экземпляр 97HSGI: 11, скульптура с экраном, сохранился лишь фрагмент стоящего бодхисатвы. Голова утрачена, сохранилась часть неорнаментированного нимба. На тело бодхисатвы накинуто одеяние небожителя, внизу — широкая юбка, на талии повязан пояс, концы которого свисают вниз, руки сложены в молитвенном жесте, сбоку от туловища заметен орнамент в виде языков пламени. Высота фрагмента — 6 см, ширина — 4 см, толщина — 1,6 см (рис. 14: 5; рис. 18). Экземпляр 97HSGI: 5, скульптура с экраном, сохранились лишь стоящая скульптура бодхисатвы и четыре

изображения тысячи Будд слева. Бодхисатва находится в правой части фрагмента, его голова утрачена, на тело накинуто одеяние небожителя с широкими рукавами, под ним — монашеская ряса с запахом налево. Левая сторона накидки горизонтально пересекает грудь и висит на правом локте, конец прилегает к телу и свисает вниз; правая сторона накидки, свисая в форме буквы «и» до колена, поднимается и висит на левом локте, конец прилегает к телу и свисает вниз. С двух сторон драгоценные шелка достают почти до локтей, внизу широкая юбка, на талии повязан пояс, концы которого свисают вниз. Правая рука бодхисатвы с ладонью, обращённой внутрь, косо лежит на груди, похоже, что в ней находится какой-то предмет, различить который невозможно; левая рука между животом и талией естественным образом свисает вниз, она держит предмет в форме стержня. На экране справа от бодхисатвы остались два поперечных разграничительных валика, на которых сохранились четыре изображения тысячи Будд, размещённые двумя рядами, один над другим. У двух Будд в верхнем ряду головы утрачены; в нижнем ряду правое изображение Будды сохранилось в целости, левое повреждено. У изображений тысячи Будд круглые нимбы без орнамента. Лица правильные, черты лиц не обозначены, гладкие ушниши довольно маленькие. Одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 5,1 см, ширина — 7 см, толщина — около 1—1,9 см (рис. 14: 4; рис. 17). Экземпляр 97HSGI: 17, скульптура стоящего бод-хисатвы, всё, что выше талии, утрачено. Бодхисатва стоит босиком на круглой платформе, широкая юбка наполовину покрывает тыльную часть стоп, одежда небожителя, облегая тело, свешивается вниз до внешней части круглой платформы, на коленях видна накинутая шёлковая ткань, завязанная так, что пересекается в форме буквы «Х», левый конец ткани, облегая тело, свешивается вниз до внешней части круглой платформы, правый конец обломан. Под круглой платформой находится квадратный пьедестал. Высота фрагмента — 6,8 см, ширина — 3,2 см, толщина — 2,9 см (рис. 14: 2; рис. 19). Экземпляр 96HSGI: 14, предположительно, скульптура с экраном, сохранились лишь ноги бодхисатвы и фрагмент лотосового трона. Ноги бодхисат-вы босые, пояс юбки свешивается между ног, его концы ровно лежат на лотосовом троне. Трон не орнаментирован, тоже обломлен. Высота фрагмента — примерно 7 см (рис. 14: 3; рис. 20; 21).

Фрагменты скульптуры с лотосорождёнными Буддами, 7 шт. Экземпляр 96HSGI: 5, скульптура с экраном, сохранился лишь фрагмент между нимбом и верхушкой экрана, его кромка имеет выпуклый бордюр, верхушка заострена и немного наклонена вперёд. Нимб в форме тарелки, сохранились два концентрических круга. Над нимбом главного божества сохранились расположенные слева, посередине и справа три лотосорождённых Будды. Из них средний Будда находится в центре вершины заднего фона, немного выше рождающихся

Рис. 19. Тело бодхисатвы (97HSGI: 17)

Будд слева и справа, голова левого лотосорождённого Будды утрачена. Все рождающиеся Будды украшены нимбами в форме персика, у них лица правильной формы, гладкие ушниши, тела обнажены. Пространство между лотосорождёнными Буддами украшено гравированным орнаментом в виде языков пламени; лотосовые троны, на которых они сидят, выполнены в виде обращённых вверх наложенных одна на другую розеток лотосов с одинарными лепестками. Высота фрагмента — около 6,2 см, ширина — 8,9 см, толщина — 0,5—1,5 см (рис. 22: 1; рис. 53). Экземпляр 97HSGI: 3, скульптура с экраном,

Рис. 20. Тело бодхисатвы (97HSGI: !4)

3

4

Рис. 22. Лотосорождённые Будды из белого камня: 1 - 96HSGI: 5; 2 - 97HSGI: 6; 3 - 97HSGI: 3; 4 - 96HSGI: 10

кромка экрана оконтурена выпуклым бордюром8, его верх отчётливо наклонён вперёд. В нижней части фрагмента сохранились идущие в ряд справа налево два круглых нимба и один в форме персика, все обломлены. Круглые нимбы внутри украшены парными концентрическими окружностями, левый круглый нимб накладывается на правый, нимб в форме персика не орнаментирован. Два круглых нимба должны быть нимбами основных божеств, неорнаментированный нимб в форме персика слева должен относиться к прислужнику, стоящему с левой стороны. Над вышеописанными нимбами сохранились два расположенных в ряд рождающихся на лотосе Будды. Из них от Будды с правой стороны остался только лотосовый трон в форме обращенного вверх цветка лотоса с пятью лепестками. Рождающийся на лотосе Будда слева сохранился полностью; он прямо сидит на троне в виде обращённого вверх цветка лотоса с тремя лепестками, украшен нимбом в форме персика, на голове справа и слева волосы завязаны в пучки, черты лица отчётливы. На поверхности заднего фона сохранилась цветная роспись в виде языков пламени красно-коричневого

8 Следует отметить, что ни на рисунке, ни на фотографии этот бордюр не наблюдается (прим. пер.).

и чёрно-коричневого цветов, на нимбах главных божеств и прислужника также есть следы цветной росписи. Высота фрагмента — 10,3 см, ширина — 8,7 см, толщина заднего фона — около 1,9 см (рис. 22: 3; рис. 23). Экземпляр 97HSGI: 6, скульптура с экраном, кромка заднего фона имеет бордюр в виде выпуклого валика. На скульптуре в верхней левой части экрана сохранились бордюр, нимб главного божества, лотосорождённые Будды и декор из вертикальных языков пламени. Частично сохранившийся в нижней части фрагмента нимб главного божества имеет форму диска, внутри в порядке от центра наружу он украшен наложенными одна на другую чашечками цветов лотоса с одинарными лепестками, концентрическими окружностью, кругом жемчужника и двойной окружностью. Пространство левее и выше нимба украшено пятью лотосорождёнными Буддами. Из них Будда, занимающий центральную позицию на верхушке заднего фона, сидит выпрямившись в обращённом вверх цветке лотоса с пятью лепестками, остальные четверо сидят с прямыми спинами в лотосах с тремя лепестками. Лица всех лотосорождённых квадратные, ушни-ши гладкие, черты лиц не выражены, божества одеты в широкие ка-шаи с широкими поясами. Высота фрагмента — 8,7 см, ширина — 7 см,

толщина — 1,4 см (рис. 22: 2; рис. 54). Экземпляр 2009HSGI: 1, скульптура с экраном, кромка экрана оформлена бордюром в виде выпуклого валика. На фрагменте сохранились изображение лотосорождённого Будды и орнамент в виде языков пламени; лотосорождённый украшен круглым нимбом, ушниша высокая, одет в свисающее платье-накидку с двойным воротником. Высота фрагмента — приблизительно 4,5 см, ширина — 5,8 см, толщина — 1,8 см (рис. 24: 1; рис. 25). Экземпляр 96HSGI: 10, скульптура с экраном, сохранились два лотосорождённых

4

5

6

7 ' I 8 '' ' 9

Рис. 24. Скульптуры из белого камня: 1—3 — лотосорождённые Будды (2009HSGI: 1, 96HSGI: 11, 97HSGI: 4); 4—9 — Тысяча Будд (97HSGI: 9, 96HSGI: 12, 97HSGI: 10, 96HSGI: 13, 97HSGI: 13, 97HSGI: 14)

Будды, сидящих на лотосовом троне с пятью лепестками. У них гладкие ушниши, ладони сложены вместе. Высота фрагмента — 4,2 см, ширина — 7,2 см, толщина — примерно 0,6 см (рис. 22: 4; рис. 26). Экземпляр 96HSGI: 11, скульптура с экраном, сохранились фрагмент нимба основного божества, изображение лотосорождённого бодхи-сатвы и орнамент в виде языков пламени. Нимб основного божества имеет форму диска, на нём сохранились идущие в порядке изнутри наружу концентрическая окружность, кольцо жемчужника, концентрическая окружность и орнамент в виде ожерелья из эллиптических бусин. Лотосорождённый бодхисатва украшен неорнаментирован-ным нимбом в форме персика, его волосы завязаны в три пучка, лицо правильной формы, черты лица не обозначены, он сидит с прямой спиной на поддерживаемом чашечкой цветка трёхлепестковом лотосовом троне. Высота фрагмента — 7,4 см, ширина — 6,1 см, толщина — 1 см (рис. 24: 2; рис. 27). Экземпляр 97HSGI: 4, скульптура с экраном. Сохранились нимб, лотосорождённые Будды и декор в виде языков пламени. Нимб находится в правой нижней части, от него осталась часть круглого внешнего контура, внутри украшен концентрическими

Рис. 27. Лотосорождённый Будда (96HSGI: 11)

кругами; вероятно, это нимб основного божества. Слева и сверху от него сохранились два лотосорождённых Будды, украшенные неор-наментированными нимбами в форме персика. Лица рождающихся Будд квадратные, ушниши гладкие, пять органов чувств не обозначены, ладони сложены вместе, они сидят прямо на обращённых вверх пятилепестковых цветах лотоса. Пространство между нимбом основного божества и лотосорождёнными Буддами заполнено изображениями языков пламени. Высота фрагмента — 8,1 см, ширина — 8,8 см, толщина — около 1 см (рис. 24: 3; рис. 28).

Фрагменты изображений тысячи Будд, 8 шт. Экземпляр 96HSGI: 12, скульптура с экраном, сохранились пять фигур тысячи Будд, расположенных в три горизонтальных ряда — верхний, средний и нижний, разделённые двумя валиками. В верхнем ряду один Будда, от него сохранился только след фигуры, сидящей в позе лотоса; в среднем ряду три Будды, средний из них относительно целый; от тысячи Будд в нижнем ряду сохранилась только голова. Лица тысячи Будд квадратно-округлые9, гладкие ушниши, черты лиц не обозначены,

Рис. 28. Лотосорождённый Будда (97HSGI: 4)

9 (фанъюань) — употребляется для обозначения лица довольного, счастливого человека (прим. пер.).

они одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 4,1 см, ширина — 4,5 см, толщина — около 1—1,6 см (рис. 24: 5; рис. 30). Экземпляр 97HSGI: 10, скульптура с экраном, сохранились только часть круглого нимба, изображения тысячи Будд, разделительные валики и бордюр края в виде вертикальной ленты. Круглый нимб находится внизу справа, от него сохранились множественные концентрические окружности. Слева от нимба сохранились шесть изображений тысячи Будд, расположенных в три ряда — верхний, средний и нижний, разделённые двумя горизонтальными валиками. В верхнем ряду два изображения тысячи Будд, верхние части тел утрачены; в среднем ряду Будд трое, они сохранились в относительной целости; в нижнем ряду Будда один, сохранилась его голова. Будды в среднем и нижнем рядах украшены круглыми нимбами, лица квадратно-округлые, ушниши гладкие, черты лиц не обозначены; одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Сбоку и на обратной стороне скульптуры сохранились следы красной краски10. Высота фрагмента — 5,25 см, ширина — 6,1 см, толщина — около 3 см (рис. 24: 6; рис. 29). Экземпляр 97HSGI: 9, скульптура с экраном, сохранилось восемь изображений тысячи Будд, расположенных в три ряда (верхний, средний и нижний) между четырьмя горизонтальными разграничивающими валиками. В верхнем ряду Будд двое, правая часть туловища правого Будды утрачена; в среднем ряду Будд трое, сохранились в целости; в нижнем ряду Будд трое, расположенный посередине сохранился полностью, от остальных остались только головы. Лица Будд квадратно-округлые. Будды одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 8,5 см, ширина — 7 см, толщина — около 1,4 см (рис. 24: 4; рис. 55). Экземпляр 97HSGI: 13, скульптура с экраном, в обломленной левой верхней части фрагмента сохранился бордюр в виде дугообразного валика. Внутри него остались пять изображений тысячи Будд, расположенных в два параллельных ряда — верхний и нижний, разделённых двумя горизонтальными валиками. В верхнем ряду три Будды, в нижнем — два, лица у всех квадратные, черты лиц не выражены, есть ушниши. Одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 4,3 см, ширина — 7 см, толщина — около 2 см (рис. 24: 8; рис. 31). Экземпляр 97HSGI: 14, скульптура с экраном, кромка экрана оконтурена бордюром в виде валика, в верхней правой части сохранился бордюр в виде дугообразного валика. Внутри сохранилось пять изображений тысячи Будд, расположенных двумя параллельными рядами — верхним

10 В тексте указано «на северной части» (4ЬШ). Видимо, это ошибка, должно быть — «на обратной стороне» (прим. пер.).

Рис. 29. Тысяча Будд (97HSGI: 10)

Рис. 30. Тысяча Будд (96HSGI: 12)

Рис. 32. Тысяча Будд (97HSGI: 14) Мультидисциплинарные исследования в археологии • 2022 • № 1

и нижним, разделёнными двумя горизонтальными валиками. В верхнем ряду расположены два Будды с нимбами в форме персика; в нижнем ряду — три Будды, разделённые вертикальными валиками, нимбы отсутствуют. Лица Будд квадратные, пять органов чувств не выражены, имеются ушниши. Одеты в широкие платья-накидки с широкими поясами, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Кроме того, на фрагменте сохранились следы цветной росписи. Высота фрагмента — 5,1 см, ширина — 5,4 см, толщина — около 0,7 см (рис. 24: 9; рис. 32). Экземпляр 97HSGI: 8, скульптура с экраном, сохранились фрагменты нимба и изображение тысячи Будд. Нимб расположен в левой половине фрагмента, в последовательности от центра наружу украшен декором в виде наложенных один на другой цветов лотоса с одинарными лепестками, концентрической окружностью из плотно расположенных косых лучей и образованной валиком концентрической окружностью, кругом из редких косых лучей. Справа от нимба — вертикальная полоса из квадратных ячеек и орнамент в виде языков пламени. Изображение одного из тысячи Будд находится справа внизу, лицо овальное, гладкая ушниша, черты лица не выражены, плечи покатые, руки сложены в молитвенном жесте. Высота фрагмента — 8,5 см, ширина — 9,1 см, толщина — около 1,5 см (рис. 33: 1; рис. 34). Экземпляр 96HSGI: 13, скульптура с экраном, кромка экрана оформлена бордюром в виде валика, дугообразный бордюр сохранился в правой верхней части. Внутри сохранилось четыре изображения тысячи Будд, расположенных в два параллельных ряда — верхний и нижний, разделённые двумя горизонтальными валиками. В верхнем ряду два Будды, голова левой фигуры накрыта валиком бордюра, утрачена левая часть правой фигуры. В нижнем ряду расположено два изображения Будд в полной сохранности. У всех Будд квадратные лица, черты лица не выражены, есть ушниши; божества одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, их руки сложены в мудру Дхьяну, они сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 5 см, ширина — 4 см, толщина — 0,7—1 см (рис. 24: 7; рис. 35). Экземпляр 97HSGI: 15, скульптура с экраном, видны четыре изображения из тысячи Будд, разделённые сохранившимися образующими крест валиками. Из них верхний и нижний Будды справа повреждены, верхний и нижний Будды слева сохранились довольно хорошо. Лица тысячи Будд квадратно-округлые, ушниши гладкие; божества одеты в широкие платья-накидки с широким поясом, руки сложены в мудру Дхьяну, сидят в позе лотоса. Высота фрагмента — 4,5 см (рис. 36).

Нимбы, 2 шт. Экземпляр 97HSGI: 7, скульптура с экраном, сохранились фрагменты двух круглых нимбов, расположенных в горизонтальный ряд; из них левая часть левого нимба накрыта правым нимбом. Внутри нимб украшен в порядке от центра наружу наложенными друг на друга цветами лотосов с одинарными лепестками, плотно расположенными линиями в виде косых лучей и образованной валиком

3

4

Рис. 33. Скульптуры: 1 — Тысяча Будд из белого камня (97HSGI: 8); 2, 3 — нимбы из белого камня (97HSGI: 7, 12); 4 — керамический бодхисатва (96HSGI: 3)

концентрической окружностью. Снаружи от нимбов можно разглядеть орнамент в виде языков пламени. Высота фрагмента — 4,6 см, ширина — 9,6 см, толщина — около 1,4 см (рис. 33: 2; рис. 37). Экземпляр 97HSGI: 12, скульптура с экраном, сохранился фрагмент нимба, украшенный в порядке от центра наружу наложенными друг на друга цветами лотосов с одинарными лепестками, образованной валиком концентрической окружностью и жемчужником. Кроме того, на поверхности изделия сохранились следы золотой, красной и чёрно-коричневой красок. Высота фрагмента — около 5,7 см, ширина — 5,1 см, толщина — около 0,5—1,1 см (рис. 33: 3; рис. 38).

Лотосовый трон, 1 шт. (97HSGI: 18). Фрагмент лотосового трона из песчаника, на внешней части сохранился орнамент в виде однослойного цветка лотоса с одинарными лепестками, основание трона сужается кверху тремя ступенями, три идущих снизу вверх ряда вдавлены внутрь. Высота фрагмента — 14 см, ширина — 11,4 см (рис. 39: 1; рис. 40).

Рис. 34. Тысяча Будд (97HSGI: 8)

Рис. 35. Тысяча Будд (96HSGI: 13)

Рис. 36. Тысяча Будд (97HSGI: 15)

Рис. 37. Нимб (97HSGI: 7)

Рис. 38. Нимб (97HSGI: 12) Мультидисциплинарные исследования в археологии • 2022 • № 1 141

3

Рис. 39. Скульптуры: 1 — лотосовый трон из белого камня (97HSGI: 18); 2 — экран из серого песчаника (97HSGI: 33); 3—пьедестал из серого песчаника (97HSGI: 19)

Рис. 40. Лотосовый трон (97HSGI: 18)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скульптуры из серого песчаника. 2 шт., фрагментирова-ны, представлены пьедесталом (1 шт.) и экраном (1 шт.).

Пьедестал, 1 шт. (97HSGI: 19). На квадратном основании вырезан круглый пьедестал, на нём сохранились две ступни скульптуры. Длина фрагмента — 17,7 см, ширина — 12,5 см, высота — около 6,5 см, высота круглого пьедестала — около 2,7 см (рис. 39: 3; рис. 42).

Экран — аура тела, 1 шт. (97^СР. 33). Форма сохранившейся части неясна, изделие не орнаментировано. Верхняя часть слегка наклонена вперёд, края немного толще центра. Высота фрагмента — около 11,6 см, ширина — около 9,8 см, толщина — 4—4,7 см (рис. 39: 2).

Керамическая скульптура бодхисатвы. 1 шт. (96HSGI: 3). Круглая скульптура, мелкозернистая красно-коричневая керамика, черепок серо-коричневый. Сохранилось всё, что

Рис. 42. Пьедестал (97HSGI: 19)

Рис. 41. Глиняная скульптура бодхисатвы (96HSGI: 3)

расположено выше шеи. Волосы бодхисатвы завязаны в пучок, на голове — трёхлистный драгоценный головной убор, ухо и щека справа утрачены, ухо на левой стороне доходит до челюсти. Уголок рта немного впалый и слегка приподнят, выражая улыбку. В середине шеи сохранилось прямое вертикальное отверстие, которое, вероятно, является следом от палки, использовавшейся для фиксации при соединении шеи и туловища. Во время обжига палка почти полностью сгорела, поэтому и осталось только отверстие. Высота фрагмента — 16,6 см (рис. 33: 4; рис. 41).

Строительные детали

15 шт. Включают в себя отдельные фрагменты желобчатой черепицы, фронтальной желобчатой черепицы и плоской черепицы11.

Фронтальная желобчатая черепица. 5 шт. Всё это фрагменты концевых дисков. Делятся на два типа.

Тип А, 1 шт. (96HSGI: 15). Концевой диск фронтальной черепицы, украшенный орнаментом с двумя сюжетами в виде цветка и трав. Внешний бордюр утрачен, орнамент оттиснут шаблоном. В центре диска полусферическая выпуклина, основной сюжет декора внутреннего круга — восемь лепестков в форме косточки финика, выполненных выпуклыми линиями-валиками, промежутки между лепестками украшены декором в виде чашелистиков; декоративный сюжет внешнего кольца — орнамент в виде запятых. Диаметр сохранившейся части диска — 12 см, толщина—около 1,2 см, центральная выпуклина возвышается над поверхностью диска приблизительно на 0,9 см (рис. 43: 1; рис. 44).

Тип В, 4 шт. Концевые диски фронтальной черепицы с сетчатым орнаментом в сочетании с декором в форме косточек финика и с надписью, указывающей на дату. Все фрагментированы. Диск изготовлен путём вставления лепёшки с его лицевой поверхностью в кольцо его бордюра так, что бордюр, охватывая его, заключает внутри себя лепёшку. Орнамент оттиснут на шаблоне; его особенностью является то, что в центре диска сделана полусферическая выпуклина, снаружи она окружена тремя концентрическими окружностями, образованными валиками, в пространстве между внутренней и средней окружностями сделана надпись с указанием даты. Надпись выпуклая, читается по кругу против часовой стрелки, состоит из шести иероглифов, все они повреждены, предполагаем, что это «ПП№АЯ #» (сделано в шестом месяце......года); на средней концентрической окружности выполнен орнамент в виде шести равноудалённых друг от друга лепестков в форме косточки финика; между концентрическими окружностями, надписью с указанием даты и лепестками в форме косточки китайского финика имеется орнамент в виде сетки, образованной косыми

11 В российской археологии желобчатая черепица также называется верхней, или полуцилиндрической черепицей, а плоская — нижней (прим. пер.).

Рис. 43. Концевые диски черепицы: 1 — тип А (96HSGI: 15); 2-5—тип В (97HSGI: 21, 22, 23, 20)

Рис. 44. Концевой диск черепицы типа А (96HSGI: 15)

и прямыми линиями. Экземпляр 97HSGI: 21: на диске сохранились часть геометрического узора, два лепестка в форме косточки финика и два иероглифа «Я№» («сделано в месяце ...»). Судя по разрезу, черепичный диск крепился к желобчатой черепице. Длина фрагмента черепицы — 7 см, толщина диска — около 1,5 см, диаметр диска — примерно 16,5 см, ширина его бордюра — 1,5 см. Бордюр возвышается над поверхностью диска на 2 см (рис. 43: 2; рис. 45). Экземпляр

97HSGI: 23, бордюр утрачен, на диске сохранились часть геометрического орнамента, один лепесток в форме косточки финика, два иероглифа «Я№» («сделано в месяце ...»), середина обратной стороны утолщена примерно на 0,5 см, видны оттиски пальцев. Бордюр имеет ширину 1,5 см, он возвышается над поверхностью диска на 1,5 см, его толщина — около 2 см (рис. 43: 4; рис. 46). Экземпляр 97HSGI: 20, бордюр утрачен, на лицевой стороне сохранились выпуклина, часть геометрического орнамента, два лепестка в форме косточки финика, три иероглифа «АЯ№» («сделано в шестом месяце ...»), середина обратной стороны диска утолщена и можно разглядеть комочки глины, использовавшиеся для его присоединения к желобчатой черепице. Диаметр диска — 13,8 см, толщина — около 1,5 см, выпуклина возвышается над центром диска примерно на 1,2 см (рис. 43: 5; рис. 47). Экземпляр 97HSGI: 22, на диске сохранились геометрический

Рис. 45. Концевой диск черепицы типа В (97HSGI: 21)

Рис. 46. Концевой диск черепицы типа В (97HSGI: 23)

орнамент и один лепесток в форме косточки финика. Средняя часть диска немного тоньше, её толщина — примерно 1,7 см; на краях он толще — около 2,2 см; ширина бордюра — приблизительно 0,9 см, он возвышается над поверхностью диска примерно на 1,5 см (рис. 43: 3).

Желобчатая черепица. Неорнаментированная желобчатая черепица, 2 шт. Экземпляр 97HSGI: 32, серая керамика с примесью песка. Стыковочный выступ прямой, на вогнутой поверхности черепицы сохранились следы оттиска ткани, боковые стороны имеют надрезы на половину их ширины. Длина фрагмента — 16 см, толщина — 1,8—2,6 см, длина стыковочного выступа — 6,7 см, толщина — 1,8 см (рис. 48: 1; рис. 49).

Желобчатая черепица с оттисками верёвки, 1 шт. (97HSGI: 27). Красно-бурая керамика с примесью песка, на поверхности изделия следы выбивки с оттисками верёвки, на вогнутой поверхности сохранились следы оттиска ткани, на боковой стороне срез на всю её ширину, в вертикальном направлении грани обеих сторон заготовки выглаживались и подправлялись, торец загибается внутрь, образуя хвостовой фиксатор. Длина фрагмента 15 см, ширина 11,5 см, толщина примерно 1,7 см (рис. 48: 2).

Плоская черепица. Вся фрагментирована. В соответствии с орнаментом можно разделить на четыре типа: неорнаментированную, с орнаментом в виде квадратных ячеек, с оттисками циновки, с оттисками верёвки.

Неорнаментированная плоская черепица, 1 шт. (97ШС1: 30). Глина серая с примесью песка, черепок тёмно-серого цвета, на вогнутой поверхности сохранились следы оттиска ткани. Участок размерами примерно в 10 см около широкого торца был сглажен. Длина фрагмента — 20,2 см, ширина — 21,7 см, толщина — 2,3 см, головная часть черепицы несколько тоньше, её толщина около 1,1 см (рис. 48: 4).

Рис. 47. Концевой диск черепицы типа В (97^0^ 20)

Рис. 48. Желобчатая и плоская черепица: 1 — неорнаментированная желобчатая черепица (97Ш0^ 32); 2—желобчатая черепица со шнуровым орнаментом (97Ш0^ 27); 3, 6 — плоская черепица со шнуровым орнаментом (97Ш0^ 28, 2009Ш0^ 3); 4 — неорнаментированная плоская черепица (97Ш0^ 30); 5 — плоская черепица с орнаментом из квадратных ячеек (97Ш0^ 26); 7 — плоская черепица с орнаментом в виде циновки

Плоская черепица с орнаментом в виде квадратных ячеек, 3 шт. Экземпляр 97Ш0^ 26, глина красно-бурая с примесью песка. На выпуклой поверхности оттиснут рисунок в виде неправильных квадратных ячеек, хвостовая часть черепицы подвергалась заглаживанию, на вогнутой поверхности сохранились оттиски тонкой плотной ткани, они не упорядочены. Длина фрагмента — 22 см, ширина — 19,3 см, толщина — 1,5 см (рис. 48: 5).

Плоская черепица с рисунком циновки, 1 шт. (97ШС1: 25). Глина красно-бурая с примесью песка. На выпуклой поверхности выбивкой оттиснут орнамент циновки, на вогнутой поверхности сохранились неупорядоченные отпечатки плотной тонкой ткани, очень

Рис. 49. Неорнаментированная желобчатая черепица (97ШИ: 32)

отчётливо видны следы внутреннего формовочного шаблона в виде полос. Длина фрагмента — 20 см, ширина — 14,2 см, толщина — 1,6 см (рис. 48: 7; рис. 50).

Плоская черепица с верёвочным орнаментом, 2 шт. Экземпляр 2009ШСк 3. Серая глина с примесью песка. На выпуклой поверхности выбивкой оттиснут грубый верёвочный орнамент, в зоне около 3,5 см от головного торца черепицы он заглажен, на вогнутой поверхности сохранились следы оттиска ткани, участок около верхушки черепицы был заглажен. Длина фрагмента — 15,5 см, ширина — 16,4 см,

Рис. 50. Плоская черепица с орнаментом в виде циновки (97ШЙ: 25)

толщина примерно 1,8 см (рис. 48: 6; рис. 51). Экземпляр 97ШМ: 28, глина серая с примесью песка. На выпуклой поверхности выбивкой оттиснут верёвочный орнамент, в зоне размером примерно 8 см около верхушки черепицы он заглажен. На вогнутой поверхности сохранились следы оттиска ткани, в зоне размером примерно 4 см около верхушки черепицы он заглажен. Длина фрагмента — 24,5 см, ширина — 28,4 см, толщина — 1,5 см (рис. 48: 3).

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе развёртывания полевых исследований в бассейне р. Тумэнь-цзян отмечались находки плоской черепицы с орнаментом в виде ячеек, циновки и верёвки. Из них плоская черепица с орнаментами в виде ячеек и циновки в большинстве своём была из красно-бурой глины, а плоская черепица с верёвочным орнаментом — как из красно-бурой глины, так и из серо-бурой и серой. Из-за отсутствия основанных на результатах раскопок стратиграфических и типологических данных, которые являются датирующей шкалой, проблема датировки вышеописанных материалов по-прежнему остаётся нерешённой. Учёное сообщество по большей части склоняется к тому, что время начала использования продукции черепичного производства в бассейне р. Тумэньцзян — не позднее периода существования государства Бохай; к тому же во времена правления третьего вана Бохая — Да Циньмао — бохайская плоская и желобчатая черепица была главным образом неорнаментированной, из серой глины. В то же время, если учитывать, что красно-бурая плоская черепица с орнаментами в виде квадратных ячеек, циновки и верёвки является одной из идентифицирующих особенностей черепичной продукции, относящейся к культуре Когурё, есть точка зрения, что такая черепица из бассейна р. Тумэньцзян датируется довольно ранним временем, возможно, периодом господства государства Когурё (Музей 1988).

Вслед за публикацией новейших материалов раскопок могильника Людиншань в бассейне р. Муданьцзян прояснились на протяжении долгого времени волновавшие учёные круги проблема принадлежно-

Рис. 51. Плоская черепица со шнуровым орнаментом (2009HSGI: 3)

сти строительных деталей, обнаруженных на этом могильнике, и вопрос периодизации погребений, где «на могильной насыпи строят дом» (Бохайские погребения 2012). Погребения с построенными на них сооружениями с использованием жёлто-бурой, серо-бурой плоской черепицы с ячеистым, плетёным и верёвочным орнаментами датируются раньше могилы принцессы Чжэнь-хуэй, похороненной в 780 г., они относятся к начальному периоду основания Бохая. Хотя местонахождения могильника Людиншань и храма № 1 в селе Гучэн относятся к бассейнам двух разных речных систем, их районы взаимосвязаны, а форма и структура плоской черепицы схожа. Поэтому время создания погребений с надмогильными сооружениями могильника Людин-шань может служить справочными данными для датировки остатков храма № 1 в селе Гучэн. Проблема заключается в том, что декор концевых дисков черепицы на этих двух памятниках совершенно разный.

Исходя из особенностей декора с двойным сюжетом, обнаруженные на остатках храма № 1 села Гучэн черепичные диски типа А с двойным сюжетом декора в виде цветка и трав (96Ш0^ 15) можно отнести как к когурёскому типу концевых дисков, так и рассматривать их в качестве бохайских черепичных дисков, подвергшихся влиянию когурёского культурного фактора (Сун Юйбинь 2011). Относительно же концевых дисков черепицы типа В с сетчатым орнаментом в сочетании с декором в форме косточек финика и с надписью, обозначающей дату, следует отметить, что они несут в себе два вида информации: во-первых, особенности имеющегося на них сетчатого декора в сочетании с орнаментом в виде косточек китайского финика схожи с орнаментом черепичных дисков, обнаруженных на памятниках времён Трёх Янь12 на территории провинции Ляонин: храма Цзиньлинсы в уезде Бэйпяо (Синь Янь и др. 2010) и на

улице Бэйдацзе Старого города (Лаочэн) в г. Чаоян (ШШ^ШЖ^Ш) (Вань Сюнфэй, Бай Баоюй 2010). Особенно важным является то, что черепичные диски данного типа, как и аналогичные диски с храма Цзиньлинсы, были изготовлены с помощью одинаковой техники соединения. Во-вторых, надписи с указанием даты являются одной из главных особенностей черепичных дисков с облакообразным орнаментом, обнаруженных на когурёских памятниках уезда Цзиань провинции Цзилинь (Гэн Техуа 2007). Поэтому прежде всего необходимо выяснить, почему орнамент черепичных дисков времён Трёх Янь и стиль записи даты на черепичных дисках времён Когурё смогли вместе появиться на обнаруженных на остатках храма № 1 села Гучэнцунь черепичных дисках типа В.

В настоящее время вопрос датировки руин храма Цзиньлин-сы, основным орнаментом черепичных дисков которого является

12 Имеются в виду царства Раннее Янь (Цянь Янь, 337—370 гг.), Позднее Янь (Хоу Янь, 384—408 гг.) и Северное Янь (Бэй Янь, 409—436 гг.) (прим. пер.).

Рис. 52. Скульптура двух сидящих рядом Будд (96HSGI: 2)

Рис. 53. Лотосорождённые Будды (96HSGI: 5)

Рис. 54. Лотосорождённые Будды (97Ш01: 6)

Рис. 55. Тысяча Будд (97Ш01: 9) Мультидисциплинарные исследования в археологии • 2022 • № 1 153

сочетание рисунков сетки и косточки китайского финика, ожидает дальнейшего определения: если широко датировать данный памятник временем существования трёх царств Янь, временной охват составит 337—436 гг. Датировка же когурёских черепичных дисков с облачным орнаментом и записью даты — приблизительно между концом III в. и концом IV в. (Гэн Техуа 2007).

Таким образом, на памятниках времён Трёх Янь, Когурё и Бохая можно обнаружить образцы предметов, формы и структура которых схожи с найденными на руинах храма № 1 села Гучэн плоской черепицей и черепичными дисками; хотя в настоящее время ещё недостаточно данных для построения чёткого типологического ряда черепичных изделий среди вышеописанных древностей, можно утверждать, что если взять в качестве контрольного объекта бохайскую черепицу, то черепичные изделия на остатках храма № 1 села Гучэн не могут датироваться позже уже обнаруженных аналогичных бохай-ских предметов.

Путём типологических исследований было установлено, что обнаруженная на руинах храма № 1 села Гучэн буддийская скульптура по форме и структуре близка к таким же древностям, найденным на остатках таких храмов бохайского времени, как Краскинский (Бохай-ские древности 2013), Чжунпин (Редакционная коллегия 1984), Мадида (^ШШ13, Синьшэн и Лянчжунчан (Сайто

Масару 1978), и имеет различия с буддийскими скульптурами, обнаруженными в Верхней столице Бохая (Общество археологии Восточной Азии 1939). Проблема заключается в том, что найденные на остатках храма № 1 села Гучэнцунь строительные материалы невозможно отнести к типологическому ряду бохайских черепичных изделий. В предыдущих исследованиях обнаруженные на руинах храмов Синьшэн и Лянчжунчан предметы были определены как «сделанные во время Когурё, унаследованные Бохаем» (Миками Цугио 1990) или «изделия государства Бохай» (Мун Мёнъ Дэ 1999). Очевидно, что между буддийской скульптурой, обнаруженной на храме № 1 села Гучэн, и той, что изготовлена во время Когурё, существует связь в аспекте формы и структуры. Можно привести в пример скульптуру Тысячи Будд (97НБ0^ 9) — их лица своими особенностями сближаются с когурёс-кой позолоченной бронзовой скульптурой трёх стоящих Будд с выгравированными знаками гуй и мо (Мун Мёнъ Дэ 1994), однако обе они воплощают в себе характерные черты скульптуры времени Восточной Вэй — Северного Ци (534—579 гг. — Прим. пер.). Что касается различий между буддийскими скульптурами с руин храма № 1 села Гучэн и из Верхней столицы Бохая, то они связаны с тем, что в последних присутствует больше черт танской буддийской скульптуры.

13 Материалы Управления по сохранению культурных ценностей г. Хуньчунь

(Ш^ШМШП).

Если рассматривать обнаруженные на руинах храма № 1 села Гучэн буддийские скульптуры более широким научным взглядом, можно обнаружить присущие им явные характерные черты буддийских скульптур ханьских земель времени от эпохи Северных династий до династии Суй (III—VI вв. — Прим. пер.). Например, скульптура двух сидящих рядом Будд (96HSGI: 2) по форме сходна с хранящейся в Музее провинции Хэнань скульптурой сидящих рядом Будд Шакьямуни и Прабхутаратна первого года Пу-тай (^^л^) Северной Вэй (531) и обладает явным стилем скульптуры позднего периода династии Северная Вэй (Ван Цзинцюань 2009); особенности причёски узлом и лицевой части скульптуры Тысячи Будд (97HSGI: 9)14 схожи с гравированной скульптурой Шакьямуни в полный рост, относящейся к четвёртому году правления Тянь-пин Восточной Вэй (537), она обладает характерными чертами скульптур времён Восточной Вэй (Ши Янь 1987); скульптура бодхисатвы (97HSGI: 5): эта стоящая фигура бодхисатвы своей формой сближается с обнаруженной в храме Сюдэсы (ШШ#) в Цюйяне (ЙЩ) провинции Хэбэй скульптурой двух бодхисатв, изготовленной Хо Шуаном (ШЖ) во втором году Да-е (606) династии Суй (Ху Гоцян 2009), а форма его шёлковой накидки относится к распространённому во времена после Северной Ци стилю. Поэтому, исходя из особенностей формы и структуры буддийских скульптур, можно сделать вывод о времени существования храма № 1 села Гучэн, а также можно установить, что он не мог существовать позднее буддийских памятников раннего периода Бохая.

Ниже сформулируем то, что предварительно удалось узнать путём комплексного исследования архитектурных деталей и буддийских скульптур. Во-первых, выяснилась связь храма № 1 села Гучэн с находящимися по соседству городищем Вэньтэхэбучэн и храмом № 2 села Гучэн. На основании найденной на городище Вэньтэхэбучэн плоской черепицы с орнаментами в виде циновки, квадратноячеистой сетки, вписанных один в другой ромбов, косой сетки с квадратными ячейками, а также оттисков верёвки некоторые учёные полагают, что дата начала строительства данного городища восходит к когурёским временам (Музей 1988). Поэтому не исключено наличие точки совпадения времён бытования храма № 1 села Гучэн и данного городища. Согласно обнаруженным на руинах храма № 2 села Гучэн таким показательным предметам бохайской культуры, как черепичные диски с орнаментом в виде разделённых в промежутках чашелистиками шести лепестков лотоса в форме «перевёрнутого сердца», черепица с оттиснутым штампом иероглифом инь (g1), а также плоская фронтальная черепица с орнаментом, сочетающим разнонаправленные косые линии и кружочки (Ли Чжэнфэн 1995), нижняя граница датировки

14 Судя по тексту, сравнение здесь проводится не со скульптурой Тысячи Будд, а с фрагментом — головой Будды 96HSGI: 9 (прим. пер.).

данного храма не может быть раньше времени правления Да Цинь-мао. Поэтому можно установить, что храм № 2 существовал позже храма № 1. Во-вторых, что касается периодизации храма № 1 села Гучэн, то различные материалы свидетельствуют о том, что его датировка не может быть позже начального периода создания государства Бохай, поэтому его можно рассматривать как самый ранний из идентифицированных буддийских храмов в бассейне р. Тумэньцзян. И наконец, взяв храм № 1 села Гучэн в качестве путеводной нити, можно проводить дальнейшие исследования времени начала и конкретных путей проникновения буддизма в бассейн р. Тумэньцзян15.

ЛИТЕРАТУРА

Бохайские древности 2013: Бохайские древности из Приморского края России. Гл. ред.-сост. Сун Юйбинь, А.Л. Ивлиев, Е.И. Гельман. Пекин: Вэньу.

ттш тшттттштштт. жж: яшш, 2013^.

Бохайские погребения 2012: Бохайские погребения на горе Людиншань: отчёт об обследовании и раскопках 2004—2009 гг. / Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Управление по сохранению культурных ценностей города Дуньхуа. Пекин: Вэньу.«^МШШШШШ: 2004

2009 тшшштт/ттшщшш, тшхштт шт. жж: 2012

Вань Сюнфэй, Бай Баоюй 2010. Предварительное исследование обнаруженных на улице Бэйдацзе в Старом городе Чаояна черепичных дисков III—VI вв. с орнаментом в виде цветов лотоса. Сборник статей по археологии СевероВосточной Азии. Пекин: Изд-во Кэсюэ. 2010.«ШШ^ШЖЛ

ШШ±№~6 ш ШШЖ^Ш», ЖЖ:

Ван Цзинцюань 2009. Каменные буддийские скульптуры Хэнани. Чжэнчжоу:

Дасян. 2009.«ШШШШШЖШ, Ш1: ХМШ1±.

Гэн Техуа 2007. Исследование концевых дисков черепицы с облачным орнаментом, найденных в Цзиани. История и география Северо-Востока (Дун-бэй шиди), № 4. Щс^2007. , ШЬ£Ш»^Ш4 Щ.

Ли Чжэнфэн 1995. Сведения о памятниках культуры г. Хуньчунь. Материалы для внутреннего пользования. Б.м. ^ШМД995. ЙШЙЯ-.

Миками Цугио 1990. Когурё и Бохай. Б.м.: Ёсикава кобункан.

Музей 1988: Музей Яньбянь-корейского автономного округа. Краткий очерк культурных ценностей Янъбяни. Яньцзи: Изд-во Яньбянь жэньминь.

Ш1Ш988.«ШШЯШШ», 5Ши: ШйЛйШШ:.

Мун Мёнъ Дэ 1994. Канон буддийского изобразительного искусства Кореи. Хан-

гук сэкчхэ мунхваса. ^ВД^1994 ШШШММЖАМ», "Ш^ШС^Й. Мун Мёнъ Дэ 1999. Исследования стилей и направлений в буддийской скульптуре Бохая. Собрание статей по истории изобразительных искусств

(14). ЗЖ1999 тттштмтмтш^тж», итмш»(14).

15 Эта статья является основным промежуточным результатом исследования за 2013 г. (номер: 13ВК0011) ключевой темы Национального фонда социальных наук 2010 г. (номер: 10&ZD085).

Общество археологии Восточной Азии 1939: Дунцзинчэн — Отчёт о раскопках городища — остатков бохайской Верхней столицы Лунцюаньфу. Токио [Библиотека Тоё кокогаку, серия А, т. 5]. ЖЖ^Й^гс 1ЖШШ—ШМЫ^-Ш^М

т±втятт, жш тящ-Ё^тщшш].

Редакционная коллегия 1984: Редакционная коллегия описания культурных ценностей провинции Цзилинь. Описание культурных ценностей уезда Лунцзин. Материалы для внутреннего пользования. Б.м. 'аЩЩУМ^

1984. ыятшш}. йшй^.

Сайто Масару 1978. Баньлачэн и другие памятники. Б.м.: Общество публикации

городища Баньлачэн. ШМШ978.{^ШШ Синь Янь, Фу Синшэн, Му Цивэнь 2010. Отчёт о раскопках остатков строений времени Вэй-Цзинь в храме Цзиньлинсы в Бэйпяо провинции Ляо-нин. Сборник статей по археологии Ляонина (2). Пекин: Кэсюэ, 198—224.

т ШВУ2010. «Й^Ш&^ЗШШ&ШЙ^ЙШ®» штщй

ХМ»(=-)Ш: . 198—224.

Сун Юйбинь 2011. Исследование бохайских черепичных дисков. Диссертация докторанта Цзилиньского университета. [Чанчунь]. Ж^.Ш2011.{ШШЖ

ШЖ» ,

Ху Гоцян 2009. 200 скульптур уезда Цюйян, о которых необходимо знать. Пекин: Цзыцзиньчэн чубаньшэ. ШШШ2009. ШтШ№ШЙ^200 #Й1ШШ», ЛШ:

штш^шж.

Ши Янь 1987. Каталог по истории китайской скульптуры. Т. 2. Б.м.: Изд-во Шанхай жэньминь мэйшу. ¿^1987. ,

THE ASSORTING OF THE ARTIFACTS RECOVERED FROM TEMPLE SITE NO. 1 AT GUCHENG VILLAGE IN HUNCHUN

CITY, JILIN

Research Center for Chinese Frontier Archaeology of Jilin University Jilin Provincial Institute of Cultural Relics and Archaeology Hunchun Municipal Commission for Preservation of Ancient Monuments

Temple Site No. 1 is located at Gucheng Village in Sanjiazi Township, Hunchun City, Yanbian Korean Autonomous Prefecture, Jilin Province. In June 1995, the local farmers discovered stone blocks, Buddhist sculptures, pottery tiles and other artifacts when they were leveling the farmland. The studies showed that these artifacts were from the Temple Site No. 1. The sculptures were made of marble, gray sandstone, fine clay pottery, etc. The stone sculptures had more types, which were seated Buddha, Buddha head, bodhisattva statue, Lotus transmutation figure, thousand-Buddha, halo, aureole, lotus pedestal, etc. The architectural parts were cylindrical tiles, flat tiles, etc. The typological features of the Buddhist sculptures and tiles showed that the date of the Temple Site No. 1 at Gucheng Village was no later than the early period of the Bohai Kingdom and can be seen as the earliest Buddhist temple in the Tumen River Valley confirmed to date.

Keywords: Buddhist temple site, Buddhist sculpture, time of foundation of Bohai Kingdom, ornament of tile discs, Tumen River Valley.

REFERENCES

Bokhayskie drevnosti 2013: Bokhayskie drevnosti izPrimorskogo kraya Rossii [Bohai Relics from Primorskiy Territory of Russia]. Chief editors Song Yubin, A.L. Ivliev, E.I. Gel-man. Beijing: Wenwu.

Bokhayskie pogrebeniya 2012: Liudingshan bohai muzang: erqiansi ~ erqianjiu nian qing-li fajue baogao [Bohai Tombs of Liudingshan: a Report of Clearing and Excavation in 2004—2009]. Institute of Cultural Relics and Archaeology of Jilin Province, Dunhua City Municipal Commission for Preservation of Ancient Monuments. Beijing: Wenwu.

Wan Xiongfei, Bai Baoyu 2010. Chaoyang laocheng beidajie chutu-de san~liu shiji li-anhuawen wadang chutan [Preliminary Research of Tile Discs of III—VI cc. with Lotus Flower Decoration Unearthed in Beidajie of Old Town District of Chaoyang City]. Dongbeiya kaoguxue luncong [Collection of Works on Archaeology of NorthEast Asia]. Beijing: Kexue.

Wang Jingquan 2009. Henan fojiao shike zaoxiang [Buddhist Stone Sculptures of Henan]. Zhengzhou: Daxiang.

Geng Tiehua 2007. Ji'an chutu juanyunwen wadang yanjiu [Research of Decorated with Cloud Design Tile Discs Unearthed in Ji'an]. Dongbeishidi [History and Geography of North-East], no. 4.

Li Zhengfeng 1995. Hunchun wenwu shiling [Some Data on Cultural Relics of Hunchun]. Inside information. Sine loco.

Mikami Tsugio 1990. Kokurai to bokkai [Koguryo and Bohai]. Sine loco: Yoshikawa kobunkan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Muzey 1988: Yanbian bowuguan [Museum of Yanbian-Korea Autonomous Prefecture]. Yan-bian wenwu jianbian [Concise Sketch of Cultural Relics of Yanbian]. Yanbian renmin.

Moon Myong Dae 1994. Hangook bulgyo misul daejeon [A Canon of Korea Buddhist Art]. Hangook saekche munhwasa.

Moon Myong Dae 1999. Balhae bulsang jogakcheok yupa yo yangshik yongu [Research of Styles and Genres in Bohai Buddhist Sculpture]. Gangchwa misul sa [Collection of Works on History of Fine Arts] (14).

Obshchestvo arkheologii Vostochnoy Azii 1939: Tou'a kouko gakkai [Society of NorthEast Asian Archaeology]. Toukeijou — bokkaikoku joukyou ryuusenfusekino hakkut-su houkoku [Dongjingcheng — Report on Excavations of the Remains of Bohai Supreme Capital Longquanfu]. Tokyo (Touhou koukogaku soukan, koushu, daigoten [Books on the Oriental Archaeology]. Series A. Vol. 5).

Redaktsionnaya kollegiya 1984: Jilinsheng wenwuzhi bianweihui [Editorial Board of Records of Cultural Relics of Jilin Province]. Longjingxian wenwu zhi [Records of Cultural Relics of Lonjing County]. Inside information. Sine loco.

Saitou Masaru 1978. Hanrajou to tano shiseki [Banlacheng and Other Historical Sites]. Sine loco: Hanrajoushi kankoukai.

Xin Yan, Fu Xingsheng, Mu Oiwen 2010. Liaoning beipiao jinlingsi wei jin jianzhu yizhi fajue baogao [Report about Excavation of Wei-Jin Time Structures' Remains in Jinlingsi Shrine in Beipiao of Liaoning Province]. Liaoning kaogu wenji [Collection of Works on the Archaeology of Liaoning] (2). Beijing: Kexue, 198—224.

Song Yubin 2011. Bohai wadang yanjiu [Study of Bohai Roof Tile Discs]. A dissertation of the doctoral candidate of Jilin University. Changchun.

Hu Guoqiang 2009. Ni yinggai zhidao-de erbai jian quyang zaoxiang [200 Sculptures of Ouyang Which You Must Know]. Beijing: Zijincheng.

Shi Yan 1987. Zhongguo diaosu shi tulu [Catalogue of History of China's Sculpture]. Vol. 2. Sine loco: Shanghai renmin meishu.

Дата поступления в редакцию 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.