Научная статья на тему 'В поисках Галичины'

В поисках Галичины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках Галичины»

УКРАИНА

^ .- ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА 2014 № 4 (20)

СЕрГЕй Бирюков

В поисках Гдличины:

Возможна ли зАПАдноукрдинскАя альтернатива брутдльному национализму?

На фоне драматической ситуации, складывающейся сегодня на Донбассе, в последнее время все чаще обращает на себя внимание его политический «антипод» — Западная Украина, и прежде всего Галичина. Причем неожиданным для многих образом. Конфликт, вылившийся в гражданскую войну, с новой остротой поставил вопрос о роли высокопассионарного галицкого субэтноса в политическом развитии страны. Галичина, которая в советское время продолжала оставаться территорией фронды, стояла у истоков идеологического проекта, положенного в основу украинской государственности 23 года назад. Ее традиционно принято отождествлять с низовым брутальным национализмом, проявления которого можно было неоднократно наблюдать. Галичане давно перестали быть частью «мира Руси» и весь советский период тяготились своим формальным пребыванием в его рамках. Однако картина не столь проста, как это представляется на первый взгляд.

В Галичине существует, помимо брутального национализма в разных его формах, либеральная и национал-демократическая традиция. Так, три области Западной Украины пережили в 1989-1991 гг. мощнейший подъем национально-демократического движения: выборы 1990 г. в Львовский областной совет на демократической волне, и прежде всего — участие в президентской избирательной кампании 1991 г. лидера «Народного Руха» льво-вянина Вячеслава Чорновила, продви-

гавшего, помимо всего прочего, идею федерализации Украины и принципиально согласного на официальное «двуязычие».

В 1991 г., после обретения Украиной независимости, галичане заявили о своих особых интересах и правах, подстраховав себя посредством создания Галицко-Волынской ассамблеи и получив при разделе «сфер влияния» культурно-идеологическую сферу. Активно поддержавшие «оранжевую революцию» 2004 г., они вплоть до 2012 г. не выдвигали своих претендентов на власть в Киеве, но поддерживали те политические силы, которые гарантировали соблюдение их интересов и общего баланса сил в рамках всей Украины. В случае, если эти интересы казались ущемленными, Галичина прибегала к масштабным акциям неповиновения — как было зимой 2013/14 г.

Динамичное политическое развитие в течение 20 лет независимости принесло свои плоды. Галицкий субэтнос в рамках трех известных областей за Збручем на сегодня вполне оформился в самостоятельную политическую нацию со своими героями и символами и ощущает свой европейский «выбор» свершившимся и бесповоротным. Любые же попытки прямо или косвенно оспорить его, исходящие из Киева, вызывали здесь масштабный протест — подтверждением чему стало активнейшее участие галичан в двух последних украинских «революциях».

В отличие от куда менее политизированных и традиционно лояльных

52

власти жителей Центра и Востока, галичане опираются на определенную рефлексию относительно происходящего в пределах «большой» Украины. Ибо Галичина имеет глубоко укорененные традиции и навыки низовой самоорганизации и гражданской активности и не склонна излишне доверять пропаганде любого толка. Галичане — индивидуалисты и не приветствуют навязывания им какой-либо идентичности или проекта, который не родился в рамках их собственной территории. Они не желают политического и идеологического подчинения другим центрам влияния, дабы не утратить своей «особости» и «миссии» в рамках общеукраинского проекта.

Стремясь закрепить свой выбор и особый статус в рамках Украины, Га-личина стала подлинным «тараном» Евромайдана. По мнению социологов, 65-70% активных участников майданных акций — выходцы из малых городов и сел Западной Украины, составившие «ударный кулак» этого движения.

С победой Евромайдана закончилось многолетнее идейно-политическое разделение Украины на условные Запад, Центр и Восток. Сокрушительное поражение «донецких» в феврале этого года устранило последнее препятствие для распространения победившего национализма на Восток. Центром украинского национализма стал послемайданный Киев, лавры «объединителя Украины» у которого все активнее оспаривает Днепропетровск, управляемый крайне амбициозным олигархическим кланом во главе с Коломойским. Победивший Евромайдан предпринимает сегодня попытку силового подавления и «зачистки» враждебного ему Донбасса, которая приняла форму т.н. АТО.

В нынешней киевской власти галичане практически отсутствуют, а «бал правят» выходцы с Восточной и Центральной Украины; единственный представитель Западной Украины в составе верховной исполнительной

власти — буковинец Арсений Яце-нюк, занимающий ныне пост премьера. Депутатам-«свободовцам», в своей основной массе представляющим три известные галицкие области, осталась лишь трибуна Верховной Рады да второстепенный пост аграрного министра в правительстве, который занял вовсе не галичанин, а харьковчанин Игорь Швайка. На сегодняшний день уже завершилось короткое хождение во власть таких видных представителей галичанского субэтноса, как экс-генпрокурор Олег Махницкий и скандально известная журналистка Татьяна Чорновил, возглавлявшая люстрационный комитет.

Что же осталось в этой связи другим регионам Украины? Реформа Порошенко в направлении децентрализации (по польскому образцу) фактически оказалась профанацией, поскольку изначально была невыгодна киевским властям. Децентрализация по-днепропетровски (с упором на интересы правящего олигархического клана) либо по-донбасски (на основе собственного военно-политического проекта) едва ли была приемлема для жителей галицкого региона.

Как на все это реагирует Галичина и близкие ей ментально области Западной Украины? С одной стороны, благодаря Евромайдану галичане, как утверждает львовский журналист и политолог Остап Дроздов, окончательно осознали общность своей «исторической судьбы». Последняя в их сознании неразрывно связана с ци-вилизационным выбором, истоки которого восходят ко временам Австро-Венгерской империи, частью которой (вместе с Буковиной) и являлась Гали-чина.

В то же время до сознания галичан все чаще доходит мысль о том, что подлинной национальной и антиолигархической революции в Киеве не произошло — но вскормленные прежней системой чиновники и олигархи продолжают прежние политико-

экономические игры, камуфлируя их с помощью военной пропаганды. «Ев-роинтеграция» оказалась скомканной, а реальные глубокие реформы подменены войной и военной пропагандой. В жизни галичан, и без того имевших визовые льготы и ездивших на заработки в соседнюю Польшу и другие страны Евросоюза, не изменилось решительно ничего. Между тем экономическая ситуация в стране и в регионе продолжает ухудшаться, а из зоны объявленной Киевом АТО приходят тела погибших там уроженцев Галичины. В своем выступлении на львовском телевидении в программе «Прямым текстом» директор Института западноукраинских исследований из Черновцов Олег Хавич, рассуждая о происходящем на Донбассе, призвал центральные киевские власти в конце концов «услышать Га-личину».

В кругах галицких интеллектуалов между тем происходит критическое осмысление всего произошедшего и происходящего. Жителям Галичины едва ли импонирует находящийся сегодня на подъеме центрально- и восточ-ноукраинский национализм, имеющий, на их взгляд, более низкую «природу» и культурно-цивилизационные основания. Так, например, известный львовский публицист и общественный деятель Владимир Павлив рассматривает в качестве основной причины активного участия галичан в украинских делах так называемые «психозы» — то есть нарушения психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации. По его мнению, «украинские психозы» у галичан имеют долгую традицию. Их можно даже сгруппировать сейчас в три категории: психозы, связанные с украинской историей, с периодом государственной независимости и с возможным сближением Украины с Европейским союзом. По мнению Павлива, галичанам и остальным украинцам следует понять, что чуда не будет: «Европа может нам профессио-

нально установить честный диагноз и выписать соответствующий рецепт, но вылечиться должны мы сами. И прежде всего, нужно лечиться от наших психозов»1.

В свою очередь, проживающий ныне в Киеве публицист и гражданский активист, уроженец Львова Михаил Ми-щишин, позиционирующий себя как галичанин и католик, в своих многочисленных материалах, опубликованных в социальных сетях, подвергает критике современные украинские реалии. Осуждая жестокость гражданской войны, ведущейся в Донбассе, он призывает украинцев к примирению и отказу от нетерпимости и ненависти, которые, по его мнению, разрушают Украину и лишают ее будущего.

При этом первая реакция галичан-ских элитариев на «особый статус Донбасса», провозглашенный киевскими властями вследствие Минских соглашений, была достаточно раздражительной и негативной по смыслу. Партия «Объединение «"Самопомич"» («Самопомощь»), лидером которой является мэр Львова Андрей Садовый, будет инициировать отмену принятого парламентом закона об особом статусе отдельных районов Донбасса. «Эти районы сегодня под фактической оккупацией. И так это надо называть, а не давать им большие права, чем другим украинцам», — приводятся слова А. Садового на сайте партии во вторник. Объединение «Самопомич» требует расширить действия закона об оккупированных территориях на захваченную часть Донбасса, а также, «с целью безопасности, максимально изолировать эту территорию от остальной страны»2.

В то же время некоторые интеллек-

1 Павлив В. Украинские психозы галичан // http://alternatio.org/articles/articles/ item/10124-украинские-психозы-галичан

2 http://hvylya.net/news/exclusive/samopo mich-initsiiruet-predostavlenie-donbassu-statusa-okkupirovannoy-territorii.html

туалы Галичины с определенными оговорками готовы признать право жителей Донбасса (как недавно Крыма) на собственную идентичность и определение своей собственной судьбы — пусть это и делается с позиций специфического «проевропейского подхода» (и с отрицанием способности «схидняков» вписаться в образ «европейской Украины»). Как полагает живущий в Ивано-Франковске писатель Тарас Прохасько, Галичине сегодня следовало бы примерить на себя роль Донбасса и не спешить с осуждением жителей последнего — памятуя о том, какую роль сыграли сами галичане в свержении власти Виктора Януковича: «Как бы выглядело это в зеркальном отражении? Если бы победил режим Януковича вместе с российской экспансией? Если бы в Украине воцарился террор и оккупация, но Украина формально оставалась бы Украиной? Если бы антикиевское восстание началось на Западе? Если бы запад Украины был убежден в том, что настоящая Украина — это мы? Если бы Киев объявил нас раскольниками? Если бы мы поспешно создавали свою самооборону, свои органы власти и искали бы свои выходы на внешние силы? Защищать целостность Украины сюда пришли бы батальоны донецких патриотов? Интересно представить себя именно в такой роли»3. Примечательно в этой связи, что некоторые из галицких интеллектуалов согласны на федерализацию и на поддержку идеи местного самоуправления, считая заявленную недавно «регионализацию по Порошенко» косметическим мероприятием.

В этой связи неудивительно, что жители Галичины и соседних с ней Буковины и Закарпатья все активнее участвуют в антивоенных акциях, хотя многие из них и не отрицают саму идею вооруженной борьбы с «террористами и сепаратистами» на Донбассе.

54 3 Прохасько Т. Французи не встигли // _ http://zbruc.eu/node/24205

Галичане очевидно не симпатизируют в массе ополченцам Донбасса, но и не слишком желают жертвовать собой в АТО, в котором усматривают политическую игру Киева и олигархических кланов с востока Украины. Акции протеста с требованием вернуть домой мужей, сыновей и братьев непрерывно проходят как в областях Галичи-ны, так и на Буковине и в Закарпатье. Дальше — больше. Упомянутый выше Остап Дроздов объявил о своем намерении поддержать кампанию против объявленной Киевом мобилизации, приравняв последнюю к «геноциду» украинской армии — не готовой, по его мнению, к профессиональной войне «против армии наемников-киллеров, за которыми стоит ядерная держава». Знаковым моментом стало произошедшее 27 августа с.г. дезертирство бойцов Ивано-Франковского спецбатальона в полном составе с оружием из зоны АТО; после этого игнорировать «особое мнение» галичан в отношении ведущейся на Донбассе войны не представлялось возможным.

Подлинный же «разрыв шаблонов» у сторонников АТО произошел после очередного визита на Донбасс и последующих интервью журналиста из Ивано-Франковска Руслана Ко-цабы, уже в третий раз поехавшего на Донбасс. Если его первая поездка была воспринята как информационный прорыв и мостик с Запада на Восток, то вторая была неоднозначно (и даже гневно) прокомментирована земляками. Коцабе удалось аккредитоваться на территории Луганской Народной Республики (ЛНР) как корреспонденту канала «112». Там он встретился с их лидерами — Болотовым и Никитиным. Эти встречи позволили ему утверждать, что представители ЛНР — далеко не примитивные субъекты, не пьяницы и не наркоманы, что у них присутствует некое подобие идейности и мотивации, которые упорно отрицала за ними киевская пропаганда.

Коцаба выбирает для обозначения

противостояния в городах и захвата госучреждений на Востоке выражение «это их Майдан», чем еще больше шокирует приверженцев киевского Майдана. Наверное, и немало жителей Восточной Украины обиделись бы на такие сравнения, а то и приставили бы дуло к его лбу. Это напоминает попытку подыскать понятную терминологию, приемлемую для враждующих регионов Украины. «Проблема в том, что мы заигрались в штампы, превращаемся в зверей. Проблема в том, что мы даже не смотрим на фотографии тех, кто погиб, мы за них не молимся, мы просто считаем их количество. А это конец! На этом человеке закончилась история, закончилась вселенная! Просто об этом никто не думает. Мы перестаем быть людьми», — предостерегает журналист.

В своих суждениях об АТО Коцаба весьма резок и категоричен, явно не стремясь понравиться официальному Киеву: «Первое — АТО надо было начинать из-под купола Верховной Рады Украины. Там люстра весом в несколько тонн. Она бы сразу "люстрировала" 40-50 придурков, которые призывали к войне. И потом надо было начинать делать зачистку АТО слева — силами ополченцев Донецка и Луганска, а с правой стороны — теми ополченцами, которые знают, чем занимаются все правобережные. К чему веду? К тому, что проблема — в политиках. Люди всегда могут договориться. Чем будет больше горизонтальных контактов, интервью в обход Киева, тем больше мы можем оставить себе шанс, что человек, который будет смотреть, будет думать, что, может, это и не чеченец, не наймит, а может, и мой ровесник».

В конце концов, когда журналист назвал лидеров ЛНР адекватными людьми, украинская аудитория не выдержала и поставила под сомнение адекватность самого журналиста; при появлении в Ивано-Франковске на него пытались напасть и вызывали на поединок. «Предатель» — это один из

нейтральных эпитетов, которые встречаются в адрес Коцабы в соцсетях.

Таким образом, до подлинного перелома массовых настроений в Га-личине и на Западной Украине еще далеко. Маргинальный национализм от ВО «Свобода», добившегося максимального уровня поддержки в 2012 г., изжил себя. Данное объединение практически дискредитировало себя после вхождения во власть — а непопулярность его лидера Олега Тягныбока лишь подчеркнуло его второстепенное положение во время Евромайдана и катастрофический результат на президентских выборах 2014 г.

Возможно, именно сейчас настало время выдвижения и утверждения в Галичине собственного варианта просвещенно-консервативного проекта, который востребован значительной частью интеллектуальной элиты и среднего слоя. Подобный проект мог бы стать качественной альтернативой квазинационалистическим прожектам Киева и Днепропетровска, в значительной степени обесценив последние.

В отличие от радикальных галичан-ских националистов, упомянутый нами выше Владимир Павлив выступает за «возрождение традиций галицкой толерантности и мультикультурности, поликонфессиональности и гармоничного сосуществования представителей различных этнических групп и субэтносов, населяющих ныне Галичину». И одновременно — против «идей реваншизма, неонацизма и других экстрем», за «развитие местного патриотизма без деления по признакам национального происхождения, создание гражданского общества в регионе». Однако для реализации подобных проектов самой Галичине необходимо глубокое переосмысление своей роли и возможностей в рамках «украинского проекта»4.

В любом случае политико-идеологический «сдвиг» Галичины

4 Прохасько Т. Указ. соч.

может на перспективу означать «переформатирование» политической ситуации в масштабах всей Украины, переживающей сегодня глубокий внутренний кризис и надлом. Пассионар-ность Донбасса, дополненная взлетом пассионарности на находящейся на другом политическом полюсе Гали-чине, способна существенно изменить положение дел. В результате может

оказаться под вопросом сама реализация проекта по созданию в масштабах страны «идеологизированной мононации», провозглашенной на Евромай-дане. От того, какие политические настроения возобладают в трех областях Галичины и сопредельных регионах Западной Украины, зависит сегодня само будущее страны.

Издательская группа «Скименъ» выпустила в свет книгу Константина Крылова «Прогнать чертей»

Константин Крылов — признанный интеллектуальный лидер русского национального движения. Последовательный националист, радикальный критик российской политической и культурной реальности, продолжатель традиций классической публицистики — и блестящий мыслитель, чье творчество стало одним из самых ярких явлений интеллектуальной жизни России «нулевых».

В сборнике представлены тексты, посвященные общественно-политическим темам: начиная с устройства современного российского государства и кончая положением русского народа.

По вопросам распространения и приобретения: 8-964-551-49-54,

- kkrylov@mail.ru (Константин Крылов); 8-964-580-19-12, lasido@mail.ru

56 (Надежда Шалимова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.