Научная статья на тему 'Антиколониальный выбор Юго-Востока'

Антиколониальный выбор Юго-Востока Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиколониальный выбор Юго-Востока»

^ .- ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА 2014 № 2 (1

СЕрГЕЙ Бирюков

Антиколониальный выбор Юго-Востокл

Драматическое развитие событий вокруг Славянска и Краматорска, а именно начатая утром 2 мая официальным Киевом новая фаза «антитеррористической» операции с использованием вооруженных сил и пара-милитарных формирований — с особой остротой ставит в повестку дня вопрос о дальнейшей судьбе Украины как все еще единого государства. Однако по-настоящему переломным моментом стало произошедшее в тот же день убийство десятков одесских ополченцев в местном Доме профсоюзов привезенными в Одессу футбольными «ультрас» и специально подготовленными штурмовиками «Правого сектора». После этого морально-психологический и политический Рубикон оказался перейден. Референдумы о самоопределении, состоявшиеся 11 мая в Донецке и Луганске, лишь политически оформили качественно новую политическую ситуацию. Главное, что волнует сегодня многих, — существует ли реальная возможность относительно мирного выхода из созданного киевскими правителями политического тупика, который привел к многочисленным рецидивам гражданской войны? И насколько глубок раскол между различными историческими частями и регионами Украины?

Евромайдан, изначально заявленный как массовое движение против коррумпированной и малопопулярной власти Виктора Януковича, на деле являлся продуктом альянса галичанских радикалов и киевской проевропейской

либеральной интеллигенции. Последний изначально оказался «заточен» против русофонного Юго-Востока, вплоть до последнего сохранявшего лояльность к неоднократно разочаровывавшей его прежней украинской власти, которая систематически не выполняла свои предвыборные обещания и торговала интересами населения региона.

При этом союз Львова и Киева во время «активной фазы» Евромайда-на имел сугубо тактический характер — ибо галичанский мессианизм, в отличие от «проевропейских» амбиций киевской элиты и интеллигенции, является самодостаточным и во многом достигшим своих целей. Галицкий субэтнос в рамках трех известных областей за Збручем на сегодня вполне оформился в самостоятельную политическую нацию со своими героями и символами и ощущает свой европейский «выбор» свершившимся и бесповоротным. В то же время многочисленные прозападно ориентированные (русскоязычные в своем большинстве) киевляне существуют как довольно аморфное политическое сообщество, которому еще только предстоит распространить свое влияние на остальную Украину.

Последнее не мешает современному Киеву претендовать на общеукраинскую миссию, связанную с последовательной европеизацией всей Украины. Однако, вступив в глубокий мировоззренческий и идеологический конфликт с Юго-Востоком, он рискует его потерять в уже обозримой перспекти-

ве; ведущаяся сегодня военная операция против городов Донбасса — скорее свидетельство неспособности Киева предложить региону любой нормальный вариант интеграции. В этом случае он останется наедине с деиндустри-ализированной и полуаграрной Украиной — однако на базе ее ограниченного ресурсного потенциала построить современную конкурентноспособную нацию весьма проблематично, а вот стать страной третьего мира — вполне реально, вопреки надеждам тех, кто рассчитывает провести модернизацию без Крыма и Донбасса1. Перемещение амбициозного Киева на геополитическую «периферию» в этом случае практически неизбежно — что вызывает настоящее смятение в умах его политически активного слоя.

Таким образом, в украинской политике после победы Евромайдана сложился вполне определенный колониальный дискурс в отношении Юго-Востока страны — что предполагает его идеологическое, политическое и социально-экономическое подчинение и «переделку» под новые стандарты. Только если для киевского поли-тикума подобная переделка означает преобразование Юго-Востока по канонам «европейской политической нации», то для Галичины — его последовательную «украинизацию» по галиц-ким идеологическим стандартам. Подобный «внутренний колониализм», складывающийся в современной Украине, в качестве политической стратегии де-факто реализовался в большинстве постсоветских государств, где русские одномоментно превратились в меньшинство, лишенное политической и иной субъектности. С позиций логики колониального дискурса вполне объяснима ситуация, когда либеральный киевский политбомонд готов

1 Романенко Ю. Что Украина выигра-

ет от ухода Донбасса // http://hvylya.org/ analytics/politics/chto-ukraina-vyiigraet-ot-uhoda-donbassa.html

не замечать проявления самого брутального и архаического национализма — если они исходят от представителей Центральной и Западной Украины; при этом политически «сознательные» киевляне готовы одобрить подавление любых попыток Юго-Востока Украины отстаивать свое исторически сложившееся самосознание и ценности. Ибо такое подавление — главное условие дальнейшего государственного строительства в глазах многих сторонников Евромайдана.

Поэтому столь пугающей для киевской элиты и «культурного слоя» выглядит ситуация, связанная с внезапным пассионарным подъемом Юго-Востока и его отказом от прежней лояльности столице. Последний дольше других регионов Украины оставался носителем советской индустриальной городской культуры (пусть и изрядно маргинализированной) и одновременно подвергался «мягкой» украинизации, которую проводили на местах представители все той же Партии регионов. Юго-Восток, жителям которого в течение 23 лет украинской независимости внушалось сознание собственной вторичности, неполноценной «украинскости», внезапно заявил о наличии у него собственной идентичности, которая очевидно не вписывается в рамки модели украинской мононации на основе галицких (по большей части) ценностей и символов. В сознании немалого числа жителей этого региона в ответ на Евромайдан активно возрождаются контуры «Ново-россии» как самостоятельного проекта, основанного на уникальном синтезе нескольких национальных культур.

Победа Евромайдана и последовавшие за ней события, и прежде всего «свежие» драмы Славянска, Краматорска и Одессы подтвердили тот факт, что «Украинской ССР» больше нет — а Украина в ее нынешнем политическом формате не в состоянии удерживать в своем составе столь различающиеся по своим культурным особенностям и

устремлениям регионы. Сломав тонкий механизм согласования интересов различных территориальных кластеров Украины и продвигая с помощью системного террора культурную и политико-идеологическую унификацию, триумфаторы Евромайдана не оставили Юго-Востоку выбора — за исключением активного сопротивления. Майская трагедия Одессы продемонстрировала это самым наглядным образом. Ибо бесконечно давить несогласных танками и закидывать их бутылками с зажигательной смесью очевидно не удастся. Своё лицо «Правый сектор» показал не только одесситам, но и жителям Харькова, Днепропетровска, других городов Востока и Юга. И ответ последних, как представляется, остается лишь вопросом времени.

Складывающийся расклад лучше всех поняли львовско-галицкие интеллектуалы, которые уже готовы идти в Европу маленьким компактным государством из нескольких областей. Уроженец Львова Тарас Чорновил, неоднократно за последние годы менявший свой «партийную» прописку, в своем блоге глубоко сожалеет о «фактически состоявшейся» утрате Украиной Донецка и Луганска. И в то же время — пытается повлиять на мятежные регионы «пряником», утверждая, что именно Юго-Восток прежде всего выиграл бы от евроинтеграции... именно в силу своей «глубокой отсталости» от «общедемократических стандартов »2. И посему — у жителей Юго-Востока нет другого выбора, помимо сдачи на милость «прогрессоров».

Наиболее патетично свой взгляд на происходящее на Донбассе сформулировал известный львовский политический обозреватель Остап Дроздов. Последний не готов более жертво-

2 Чорновiл Т. Давайте не будемо бреха-ти сама собi // http://ua.korrespondent.net/ ukraine/politics/3348476-donetska-i-luhanska-oblasti-vzhe-vtracheni-dlia-ukrainy-chornovil

вать «соборным единством» и «гомогенностью» Украины ради удержания Юго-Востока. В случае же неприятия Юго-Востоком родившейся на Майдане «новой» украинской идентичности Дроздов согласен на его отделение от Украины: «Украине придется выбирать, кого терять. Ну, или есть другой выход, который называется "синерге-тический эффект". Из глубочайшего кризиса государственности Украина выползет только тогда, когда Восток и Запад скинутся своей энергией. Сейчас слово за Востоком — захочет ли он быть Украиной в широком смысле слова. Это будет его окончательное слово, от которого зависит дальнейшая судьба Запада. Присоединится к новому проекту Украины Запада — добро пожаловать. Не присоединится — ну так поплачем, потужим и вздохнем с облегчением»3.

Однако наибольший культурный шок испытывает в сложившейся ситуации киевская интеллектуальная элита и номинально проевропейская либеральная интеллигенция. Опасаясь утраты своей «исторической» миссии и неизбежно вытекающей из нее смысловой фрустрации, она обрушивает гнев и ненависть на «варварскую» Россию и поднявшийся Юго-Восток, все теснее смыкаясь в этом выборе с откровенными праворадикалами и нацистами. Выступления депутатов, бесчисленных «деятелей культуры», популярных журналистов и шоуменов исполнены первобытно-пещерной ненависти к оппонентам, они переполнены призывами беспощадно карать любое проявление инакомыслия и инакодействия. В социальных сетях с участием вполне респектабельных русскоязычных киевлян в отношении жителей Юго-Востока регулярно употребляются термины типа «совки», «колорады», «ватники» и даже «существа». Харак-

3 Дроздов О. Западная Украина — на выход // http://www.alternatio.org/articles/

articles/item/20827

терно, что в своем стремлении к подавлению юго-восточной антимайданной «Вандеи» некогда считавшиеся либералами киевские «культуртрегеры» и «менторы» Майдана становятся все ближе к национал-радикалам из ВО «Свобода» и идеологам «Правого сектора».

Либеральная и национал-демократическая стадии украинской «революции» на сегодня успешно пройдены, и идейные приверженцы Майдана все более переходят на радикальные позиции, будучи морально готовыми бороться за единство страны практически любыми средствами. И именно либеральная киевская интеллигенция, активно поддержавшая Евро-майдан и последовавшие за ним события, из опасения неизбежного когнитивного диссонанса и вытекающей из него фрустрации, горячо приветствует действия киевских властей на Юго-Востоке Украины, невзирая на террор со стороны неконституционных пара-милитарных структур и жертвы среди мирного населения.

Надежды на сохранение единства Украины до последнего момента связывались многими с федералистским проектом. Так, видный представитель федералистского движения Украины киевлянин Михаил Пав-лив вплоть до последних событий активно отстаивал тезис о том, что без пассионарных энергий и потенциала Юго-Востока у Украины не получится никакого динамичного развития и движения в Европу. Для этого, согласно Павливу, остальной Украине нужно было позволить Юго-Востоку быть «не Украиной» — то есть сохранить свои языковые особенности и культурно-цивилизационную идентичность, основанную на органичном синтезе русской и украинской культур4.

4 См.: Харьков станет столицей новой украинской автономии // http://politobzor. net/show-12925-harkov-stanet-stolicey-novoy-ukrainskoy-avtonomii.html

В свою очередь, еще до майских событий в Одессе, Слвянске и Мариуполе киевский политолог Алексей Блюми-нов высказал мнение о том, что сегодня у Украины существует выбор между тем, чтобы стать, условно говоря, Польшей или Бельгией — то есть выбрать модель унитарного государства с жесткой политикой унификации (какой была Польша 1918-1939 годов) либо многонациональной толерантной страной с федеративным устройством (по типу современной Бельгии). По мнению Блюминова, у нынешних властей в Киеве вплоть до последнего момента оставался шанс найти конструктивный выход из сложившейся ситуации путем перехода к согласованной с различными политическими силами и регионами страны глубокой конституционной реформе5.

Однако события 2 мая в Славянске, Краматорске и Одессе сделали ситуацию практически необратимой. Многие прежние приверженцы украинского единства фактически отказали этому проекту в жизнеспособности. Действительно, захотят ли одесситы после всего произошедшего жить в Украине, лицо которой будут определять Олег Тягнибок, Ирина Фарион и Дмитро Ярош?

Поэтому борьба, которую ведут сегодня Донецк, Луганск и Одесса, является по сути антиколониальной борьбой против галицких «украинизато-ров», киевских «прогрессоров», днепропетровского олигархического клана и других носителей колониального дискурса внутри Украины. Это борьба не только за свое видение политического будущего Украины, но прежде всего — за сохранение своей «ру-софонной» идентичности, за свой статус как части «Русского мира». Она заслуживает поддержки самого широкого спектра приверженных антиколониальному дискурсу политических сил как на постсоветском пространстве,

5 https://www.facebook.com/bluminov

так и на международной арене. Ибо референдум, прошедший 11 мая в Донецке и Луганске, — лишь начальная стадия масштабного трансформационного процесса, который способен превратить два этих региона в исходную точку политической стабилизации, и не только в пределах Украины.

Помимо этого, современный подъем Юго-Востока — первый на постсоветском пространстве масштабный вызов системной русофобии как составляющей политики многих из числа постсоветских государств. Успех движения способен преобразовать не только кризисную Украину, но и ситуацию

в пространстве «Русского мира» в целом. Сумеет ли Юго-Восток Украины отстоять себя и сможет ли Россия, претендующая сегодня на роль лидера «Русского мира», противостоять реализуемым сегодня деструктивным стратегиям и оказать поддержку региону без вовлечения в масштабный военный конфликт — покажет уже ближайшее время. Точка бифуркации уже пройдена, и альтернативой дальнейшей политической самоорганизации регионов Юго-Востока являются только гражданская война и перманентный хаос на Украине. И счет в этом процессе идет уже на недели и дни.

Сайт журнала «ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА»: http://vnatio.org/

На сайте:

• Выпуски предыдущих номеров журнала, избранные статьи

• Анонсы новых материалов

• Интервью с авторами, статьи и рецензии

• Ориентировка для читателя: где приобрести новые выпуски журнала Кроме того:

• Новостная лента, ориентированная на читателя, интересующегося национальным вопросом в России и русским движением

• Библиотечка «ВН»: книги наших авторов

• Сообщество читателей журнала

• Путеводитель по Сети: коллекция ссылок на ресурсы русского движе- -

ния и мировые националистические ресурсы 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.