Научная статья на тему 'В ОДНОМ МГНОВЕНИИ ОТ БЕДЫ…'

В ОДНОМ МГНОВЕНИИ ОТ БЕДЫ… Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожар / авария / атомная электростанция / пожарные / курсанты / пожаротушение / низкая температура / fire / accident / nuclear power plant / firefi ghters / cadets / fire extinguishment / low temperature

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ложкарев Александр Игоревич, Черкасский Григорий Александрович

В статье описана деятельность офицеров и курсантов Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР по тушению пожара и ликвидации аварии на Белоярской атомной электростанции им. И. В. Курчатова в 1978 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ложкарев Александр Игоревич, Черкасский Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE MOMENT AWAY FROM A DISASTER…

The article describes the actions of officers and cadets of Sverdlovsk Fire-Engineering Training School of the Ministry of Home the Internal Aff airs of the USSR in extinguishing the fire and eliminating the accident at Beloyarsk nuclear power plant named after I. V. Kurchatov in 1978.

Текст научной работы на тему «В ОДНОМ МГНОВЕНИИ ОТ БЕДЫ…»

УДК 614.841.44

В ОДНОМ МГНОВЕНИИ ОТ БЕДЫ...

ЛОЖКАРЕВ Александр Игоревич

Кандидат философских наук Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

ЧЕРКАССКИЙ Григорий Александрович

Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

В статье описана деятельность офицеров и курсантов Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР по тушению пожара и ликвидации аварии на Белоярской атомной электростанции им. И. В. Курчатова в 1978 г.

Ключевые слова: пожар, авария, атомная электростанция, пожарные, курсанты, пожаротушение, низкая температура.

Уже в годы учёбы в Свердловском пожар-но-техническом училище МВД СССР (СПТУ) курсанты многократно участвовали в тушении пожаров, являясь боевым резервом Управления пожарной охраны г. Свердловска, проявляя при этом лучшие качества российских огнебор-цев — мужество, стойкость, самоотверженность, высочайший профессионализм, стремление помочь попавшим в беду.

По мнению авторов, ни одна другая профессия (связанная с риском для здоровья и угрозой жизни) не предполагает полноценное участие в смертельно опасной работе уже в период приобретения лишь первоначальных знаний и навыков в области избранной сферы деятельности. Молодые люди, поступившие в учебное заведение пожар-но-технического профиля, сразу после прохождения курса первоначальной подготовки начинали нести боевое дежурство в учебной пожарной части и, по сути, сразу же становились полноправными членами пожарного сообщества, возложив на себя связанные с этим опасности и риски.

В архивах вуза и города сохранилась интересная информация о деятельности офицеров и курсантов училища по борьбе с пожарами на территории города Свердловска (ныне — Екатеринбурга) и Свердловской области.

К числу наиболее значимых событий истории учебного заведения относится участие офицеров и курсантов СПТУ в ликвидации аварии на Белоярской атомной электростанции (АЭС) им. И. В. Курчатова. Именно эти события стали их подлинной (и добавим — смертельно опасной) проверкой на профессиональную пригодность.

Авария на Белоярской АЭС в посёлке Заречный, который находится в 45 км от Свердловска, произошла в морозную ночь с 30 на 31 декабря 1978 года.

Как показало проведённое впоследствии расследование, в 00 ч 15 мин 31 декабря железобетонные конструкции крыши (площадью более 500 кв. м) огромного турбинного зала рухнули на работающую турбину первого блока АЭС. Причиной обрушения стал внезапный перепад температуры и её снижение

1 f

Белоярская АЭС в 1970-х гг.

до —50 °С, что негативно воздействовало на несущие конструкции кровли. Плиты общей площадью 900 кв. м упали на кабель, произошло короткое замыкание. Был задет маслопровод, из-за чего огромный столп огня ударил вверх. Загорелись кабели. Пламя с огромной скоростью стало распространяться по кабельным туннелям и каналам, неся огромные разрушения и угрожая реактору. Упавшая плита повредила проводку, вследствие этого установка пожаротушения не была задействована.

Обрушившаяся кровля в машинном зале Белоярской АЭС (2 января 1979 г.)

Состояние реактора первоначально вызывало особую тревогу, поскольку не было до конца понятно, удалось ли аварийной системе защиты его заглушить и функционирует ли система охлаждения. Объективная информация о ситуации отсутствовала. Причиной тому

был выход части контрольных приборов из строя вследствие повреждения кабельных трасс.

Тем не менее, пожар на станции продолжался, и обстановка в любой момент могла выйти из-под контроля, поскольку создалась угроза для ЭВМ «Карат». Именно через неё осуществлялось управление процессами в реакторах, проходила вся информация о радиационной обстановке и тепловом режиме.

Тушение пожара начали бойцы специализированной пожарной части, но очень скоро стало ясно, что сил и средств не хватает, требуется дополнительная помощь.

Тогда наряду с другими пожарными подразделениями города к тушению пожара на АЭС были привлечены около 100 курсантов СПТУ МВД СССР, которые прибыли на станцию во главе со своими командирами и преподавателями.

Столбов В. И.

По воспоминаниям непосредственного участника событий, полковника внутренней службы в отставке, а тогда — старшего лейтенанта, преподавателя пожарно-тактического цикла В. И. Столбова, ранним утром 31 декабря 1978 года он был вызван в училище

(пожар на станции тем временем разгорался). На плацу училища ожидал автобус, в котором находилось 25 курсантов (добровольцев — авт.) 3 курса в «боёвках» (боевая одежда пожарного) и с кислородно-изолирующими противогазами (КИП).

О предстоящем тушении пожара стало понятно сразу, но что именно предстоит тушить, офицер узнал позже, из краткого инструктажа начальника учебного отдела, полковника П. И. Преснякова, исполнявшего на тот момент обязанности начальника училища.

Старшему лейтенанту Столбову было приказано кратчайшим маршрутом следовать в посёлок Заречный на Белоярскую АЭС. Уже подъезжая к станции, курсанты увидели поднимающееся над ней дымное марево.

Первоочередной целью группы Столбова стал кабельный туннель — обширное помещение, вдоль стен которого были размещены кабели различного предназначения на специальных подставках. Огонь пожирал изоляцию кабелей, стояла высокая температура, в помещении было темно от дыма. Единственным ориентиром служил проложенный под ногами пожарный рукав. Проход между кабельными стеллажами был узким, поэтому работать со стволом приходилось самому офицеру. Задача, тем не менее, была вскоре решена. Следующим объектом тушения оказался главный пульт управления станции, вокруг которого также горело кабельное хозяйство, а стены помещения раскалились до багрово-малинового цвета... Владимир Столбов вспоминает: «обстановка не позволяла делать длительные перерывы в работе, в лучшем случае — 1—3 минуты, пока меняли кислородный баллон в противогазе. Уже потом подсчитал, что провёл в КИПе более 8 часов.».

По мнению ветерана, курсанты его группы действовали мужественно и умело, ни в чём не уступая профессиональным бойцам пожарной охраны. Невольно возникает мысль — значит, правильно учили их преподаватели и командиры. [1].

Ближе к вечеру смертельно уставший офицер впервые вышел из здания станции на воздух, увидел сослуживцев по кафедре, курсантов... Понял, что одновременно с ним и его ребятами

с огнём боролись и другие офицеры и курсанты училища.

Несколько позже в служебной аттестации В. И. Столбова появились строки: «Имеет склонность к боевой работе на пожарах. При тушении ряда пожаров, в том числе на Белоярской атомной станции., умело и тактически грамотно руководил личным составом., показывая личный пример стойкости и самоотверженности» [2].

Курсант 3 курса из группы Столбова, В. В. Барсуков, рассказывая о пожаре, отмечал необыкновенно тяжёлые условия работы, сравнивая создавшуюся обстановку с «огненным пеклом»: «В какой-то момент стало совсем трудно, перед глазами пошли синие и зелёные круги, но мы твёрдо настроились на продолжение работы. Впереди показались отблески пламени и ствол шахты. Тушили пожар поочерёдно, меняя друг друга. Сколько мы пробыли в туннеле, сказать не могу, время летело очень быстро.» [3].

Многие участники ликвидации аварии говорили и о факторе неизвестности, связанном с функциональным предназначением объекта, его атомной «начинкой». «А что, если.?», вспоминал позже сержант А. И. Юшин, «ведь о радиации мы ничего толком не знали, как она действует на организм человека — представляли слабо. Конечно, было страшно, но пожарному отступать некуда. Для этого и учились.» [3].

Тем временем, на помощь «первопроходцам» прибыло несколько групп курсантов

Барсуков В. В.

Юшин А. И.

во главе с офицерами — преподавателями училища: капитаном внутренней службы Л. Ю. Ставриниди, майором внутренней службы Ю. И. Черепановым, майором внутренней службы В. И. Карякиным. Командование курсантского дивизиона представлял заместитель командира по политико-воспитательной работе капитан внутренней службы Г. Н. Федотовских, пользующийся у курсантов заслуженным авторитетом и уважением [4].

Следует отметить, что для работы в условиях особой опасности командованием были выделены лучшие пожарные специалисты учебного заведения, имеющие большой практический опыт работы «на земле». Курсантская «группировка», таким образом, уже насчитывала более 80 человек.

на провода вызывало замыкание, ток бил по пожарным, приводя к потере сознания... Но тут же рукав подхватывал следующий курсант, продолжая выполнять боевую задачу [4].

Ставриниди Л. Ю. Черепанов Ю. И.

Вспоминая о пожаре на Белоярской АЭС, активный участник тех событий, полковник внутренней службы в отставке, а тогда — капитан, преподаватель пожарно-тактического цикла Л. И. Ставриниди также говорил о высокой его сложности. При температуре воздуха —46—47 °С моментально перемерзали рукавные линии, обеспечивающие подачу воды. Кроме того, руководство станции не разрешило обесточить объект, поскольку в этом случае был бы потерян контроль над ядерной реакцией, мог произойти взрыв. Попадание воды

Карякин В. И. Федотовских Г. Н.

Курсант 2 курса Н. М. Мерзико вспоминал, что во время тушения пожара, в условиях сильного задымления в одном из помещений станции были обнаружены операторы, эвакуировать которых помогли курсанты [5].

Следует подчеркнуть, что в ликвидации аварии на АЭС приняли участие исключительно добровольцы, и даже если предположить, что в первой группе «ликвидаторов» не все до конца понимали, с чем они могут столкнуться при тушении пожара на столь сложном объекте, то остальные курсанты, прибывшие на станцию в составе «второго эшелона», ясно представляли, на что идут. И тем не менее, осознанно делали свой выбор.

Спустя 2 месяца подполковник внутренней службы В. И. Карякин, один их участников ликвидации аварии, особо отмечал, что «курсанты при тушении пожара на Белоярской АЭС показали себя с наилучшей стороны» [6].

Благодаря самоотверженным действиям личного состава пожарной охраны в 18 ч. 55 мин. пожар на станции был локализован, а в 23 ч 30 мин 31 декабря полностью потушен, о чём и было доложено в Москву. Вместе с тем, по воспоминаниям курсантов, локальные очаги пожара были окончательно ликвидированы лишь ранним утром 1 января 1979 года.

Благодаря усилиям огнеборцев новогодняя ночь не превратилась в «ночь беды» для огромного города.

Мужество и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий аварии и тушении сложного пожара на Бело-ярской АЭС имени И. В. Курчатова, были высоко оценены руководством страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены офицеры, прибывшие на станцию в числе первых и непосредственно принимавшие участие в ликвидации пожара:

— медалью «За трудовую доблесть» капитан внутренней службы Л. Ю. Ставриниди;

— медалью «За трудовое отличие» майор внутренней службы Ю. И. Черепанов и старший лейтенант внутренней службы В. И. Столбов.

Преподавателю пожарно-тактического цикла майору внутренней службы В. И. Карякину Приказом Министра внутренних дел СССР № 578 л/с от 29.12.1979 г. было присвоено специальное звание «на ступень выше занимаемой должности» — подполковник внутренней службы [7].

Заместитель командира дивизиона курсантов по политико-воспитательной работе капитан внутренней службы Г. Н. Федотов-ских и его подчинённые, курсанты-выпускники 1979 г.: В. В. Барсуков, М. И. Устимов, Н. С. Большаков, В. Г. Бычков, С. Г. Бычков, Н. А. Вахрушев, В. Г. Гоббасов, Р. М. Галимов, Р. Ф. Давлетшин, Ю. Б. Диок, Н. Г. Ишут-кин, А. Л. Онегов, Ю. И. Петров, В. Г. Пономарев, В. М. Проскуряков, И. А. Трущенко, Г. А. Ческидов, А. Г. Шакиров, И. П. Шалагин, А. И. Юшин, а также курсант 1 курса Ф. Ф. Ханаев были награждены медалью «За отвагу на пожаре» —высокой наградой для любого пожарного [7].

По воспоминаниям ветеранов, другие участники событий были отмечены благодарностями и грамотами начальника училища, денежными премиями, «сутками» к отпуску и внеочередными увольнениями.

С позиций сегодняшнего дня думается, что награды, полученные за подлинное спасение Свердловска от ядерной аварии, могли быть более весомыми. Ведомственные почётные грамоты, денежные премии и даже

благодарности начальника училища, полученные участниками событий, на взгляд авторов, несомненно, отметили, но в то же время несколько «приземлили» неординарное и очень яркое проявление человеческого мужества и самопожертвования.

Турбоустановки машинного зала Белоярской АЭС после пожара (7 января 1979 г.)

В течение полугода после ликвидации аварии курсанты и офицеры училища постоянно выезжали на станцию, участвовали в разборе завалов, металлических конструкций, очистке территории, круглосуточно контролировали проведение огнеопасных работ в помещениях АЭС. Офицеры — преподаватели участвовали в работе комиссии по установлению причин пожара на станции.

В благодарственном письме директора АЭС Малышева В. М. начальнику СПТУ МВД СССР полковнику внутренней службы Митягину Г. И. от 15 мая 1980 г. отмечалось: «Курсанты, неся службу в сложных условиях, проявили себя стойкими и инициативными товарищами, осуществляли надёжный контроль за проведением монтажных и огневых работ, самоотверженно действуя при возникновении аварийных ситуаций.» [8—10].

Участие в ликвидации аварии на Бело-ярской АЭС наверняка стало важной вехой в жизни и дальнейшей службе курсантов СПТУ МВД СССР, утвердило их в правильности сделанного выбора, помогло в полной мере оценить необходимость и общегосударственную значимость нелёгкой деятельности пожарного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ложкарев А. И. О некоторых аспектах политического воспитания личного состава Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР в период «застоя»

(70-е годы XX века) // Техносферная безопасность. 2017. № 1 (14). С. 74—83.

2. Архив Уральского института ГПС МЧС России. Арх. № 3707. Д. 51. (В. Столбов).

3. Сильнее огня. 75 лет Екатеринбургскому филиалу Академии ГПС МЧС России. Под ред. В. М. Трусова. Екатеринбург, 2004. 352 с.

4. Архив Уральского института ГПС МЧС России. Арх. № 3163 Д. 87. (Г. Федотовских).

5. Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 1311. Оп. 1. Ед. хр. 20.

6. Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 1311. Оп. 1. Ед. хр. 16.

7. Исторический формуляр Уральского института ГПС МЧС России 1966—1983 гг. С. 91-95.

8. Дело всей жизни. Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. Екатеринбург: Раритет, 2014. 380 с.

9. Архив Уральского института ГПС МЧС России. Арх. № 3445 Д. 78. (Л. Ставриниди).

10. Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 1311. Оп. 1. Ед. хр. 21.

ONE MOMENT AWAY FROM A DISASTER...

LOZHKAREV Aleksander

PhD in Philosophy

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

CHERKASSKY Grigory

Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

Abstract: The article describes the actions of officers and cadets of Sverdlovsk Fire-Engineering Training School of the Ministry of Home the Internal Affairs of the USSR in extinguishing the fire and eliminating the accident at Beloyarsk nuclear power plant named after I. V. Kurchatov in 1978.

Key words: fire, accident, nuclear power plant, firefighters, cadets, fire extinguishment, low temperature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.