Научная статья на тему 'Трансформация социально-экономических условий в стране и их влияние на пожарную охрану и пожарную безопасность'

Трансформация социально-экономических условий в стране и их влияние на пожарную охрану и пожарную безопасность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черных В.В.

Статья посвящена состоянию пожарной безопасности в период реформирования России на рубеже XX и XXI вв. оптимизации и реформированию пожарной охраны как структуры. Раскрывает и объясняет проблемы в области пожарной безопасности в переходный период от централизованно-планируемой экономики к рыночной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черных В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of social and economic conditions in the country and their in-fluence on fire protection and fire safety

Article is devoted a condition of fire safety in reforming of Russia on a bounda-ry XX both XXI centuries of optimisation and to reforming of fire protection as struc-tures. Opens and explains problems in the field of fire safety in a transition period from on-line-planned economy to the marke.

Текст научной работы на тему «Трансформация социально-экономических условий в стране и их влияние на пожарную охрану и пожарную безопасность»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СТРАНЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ

И ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

В.В. Черных,

начальник кафедры отечественной истории и экономики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доктор исторических наук

Статья посвящена состоянию пожарной безопасности в период реформирования России на рубеже XX и XXI вв. оптимизации и реформированию пожарной охраны как структуры. Раскрывает и объясняет проблемы в области пожарной безопасности в переходный период от централизованно-планируемой экономики к рыночной.

Article is devoted a condition offire safety in reforming of Russia on a boundary XX both XXI centuries of optimisation and to reforming of fire protection as structures. Opens and explains problems in the field of fire safety in a transition period from on-line-planned economy to the marke*.

Chernih V.V. Transformation of social and economic conditions in the country and their influence on fire protection and fire safety.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

129

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

С 1991 г. управление пожарной охраны страны, как всей системой обеспечения пожарной безопасности, вступило в полосу радикальных реформ. Этот период характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономики к рыночной.

Недооценка роли государства как координатора реформ привела к распаду долговременных связей не только между республиками бывшего СССР, но и между отдельными субъектами Российской Федерации; к инфляции, которая начала снижаться лишь к 1996 г. падению жизненного уровня основной части населения и, как следствие, к резкому уменьшению платежеспособного спроса, а соответственно и производства; большим потерям промышленного и научно-технического потенциала; значительному оттоку из России капитала, что отразилось на искусственном занижении курса рубля и т.д.

Пожарная охрана и пожарная безопасность не избежали влияния затянувшегося в стране кризиса. Реальные потери от пожаров резко возросли. В этот период ежегодно от огня лишаются жилья около 1 млн. человек, уничтожается около 1 млн. кв. м. площадей производственного и сельскохозяйственного назначения, сгорает до 2 млн. гектаров леса. С началом перестройки произошли коренные изменения и

в структуре выпуска пожарных автомобилей в стране: с производства были сняты остро востребованные пожарной охраной специальные пожарные автомобили (кроме автолестниц) при этом объемы производства остались без изменения за счет увеличения выпуска автоцистерн типа Ц - 40. Произошла явная структурная деформация производства, которая негативно отразилась на структуре парка.

Это был удар по пожарной охране, от которого она не оправиться до начала XXI века: специальные пожарные автомобили оставались в течение многих лет самой дефицитной продукцией, а остававшиеся на вооружении модели через некоторое время устаревали по нормативному возрасту.

Сложное экономическое положение многих отраслей хозяйства, погоня за сиюминутной прибылью, поиск любых резервов для повышения заработной платы привели к резкому сокращению ассигнований на противопожарные мероприятия, сокращению служб охраны труда, в функции которых входили и вопросы пожарной безопасности. За 1990-1991 гг. были сокращены должности инженеров по охране труда, технике безопасности во многих районных агропромышленных объединениях, колхозах и совхозах, что отрицательно повлияло на организацию профилактики и тушения пожаров

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

130

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

в сельской местности. Стало массовым явлением сокращение численности и даже полная ликвидация объектовой пожарной охраны.

В сложной современной социально-экономической ситуации с особой силой проявилось отрицательное отношение отдельных граждан и коллективов к проблеме пожаров, постепенно сложившееся и ставшее устойчивым за годы советской власти. Это, прежде всего, равнодушие, безответственность в результате отчуждения людей от собственности, которую только собственник может заботливо охранять от вора, пожара и прочих напастей. Это развившееся в результате чрезмерной централизации и монополизации пожарной охраны как государственной службы, чрезмерное доверие государству как гаранту их безопасности и защищенности, в результате чего были утрачены хорошие традиции подниматься против пожара всем миром, зачастую решая проблему тушения ещё до прибытия пожарной части. С традициями утеряны и навыки борьбы с огнем. В случае возникновения пожара для состояния и поведения людей стали типичными растерянность и беспомощность. В результате недостаточной и искаженной информации о последствиях пожаров (число пожаров, число человеческих жертв пожаров, материальный ущерб) у населения и органов вла-

2 (53) 2010

сти сложилось нереальное, сглаженное, приукрашенное представление о состоянии пожарной безопасности страны, территории, государственных, общественных и личных хозяйств. Наконец, в стране распалась система противопожарного обучения и воспитания населения, которая в течение десятилетий подменялась недостаточно эффективной противопожарной агитацией и пропагандой, в результате чего у многих граждан и должностных лиц притупилась бдительность. Они растеряли накопленный опыт и умение ориентироваться в элементарных ситуациях, не говоря уже о более сложных, например, при пожарах в многоэтажных зданиях.

Пожарная безопасность требует постоянного совершенствования организации пожарной охраны и технического оснащения, и, следовательно, осознанного роста затрат на нее. Игнорирование этих задач приводит не только к негативным последствиям материального характера, но и может нарушить то относительное равновесие в жизнедеятельности народнохозяйственного комплекса, в результате которого последствия могут стать необратимыми. В этот период страна вплотную подошла к этому рубежу. Условия для быстрого и резкого повышения огнеопасности возросли, а противодействие им ослабло.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

131

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасности руководство страны осуществляет ряд организационных реформ. В начале 90-х годов в результате распада СССР создается МВД Российской Федерации Функции организации, совершенствование структуры ее подразделений передали МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. На ГУПО, начальником которого назначается генерал-майор В.Е. Дедиков (1991-1995), возложили вопросы организационной и технической политики: разработку общегосударственных стандартов, норм, правил пожарной безопасности, руководство пожарной охраной на режимных предприятиях, координацию межреспубликанских мероприятий по тушению крупных пожаров, руководство РСО. Главк остался и заказчиком пожарной техники, средств пожаротушения, а также координатором межотраслевых проблем, международного сотрудничества.

С распадом Советского союза в 1991 г. и ухудшением экономического положения, динамика роста гибели во время пожаров начинает принимать угрожающий характер. К 1995 г. она достигла своего апогея, составив 16 тыс. человек. Большими усилиями всего личного состава ГПС эту цифру к концу XX в. удалось снизить до 14

тыс. Дальнейшее снижение и доведение количества жертв в результате пожаров к показателям советского времени (7-8 тыс.) не удалось даже в начале XX в., когда экономическая и политическая обстановка становится более благоприятной.

Беспокойство по поводу сложившегося тревожного положения с пожарной безопасностью страны пожарная общественность изложила в докладе Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину "Горящая Россия", в котором отмечалось, что среднегодовой темп прироста количества пожаров за 5 лет увеличился в 22 раза. Приводились и другие печальные данные.

Сознавая глобальность проблемы обеспечения пожарной безопасности, руководство страны преобразует пожарную охрану в противопожарную и аварийноспасательную службу МВД российской Федерации. Расширение функций увеличило нагрузку на подразделения, потребовало улучшения материально-технической оснащенности. Подсчеты показали, что только для военизированных противопожарных служб необходимо построить и отремонтировать более 1400 зданий, выделить на техническое оснащение 550 - 620 млн. рублей (в ценах 1990 г.). Пожарные МВД России тушили 9095% всех возникавших пожаров, в

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

132

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

то время, как их ресурсное обеспечение составляло лишь 40 % от общего объема ресурсов, направляемых в стране на цели пожаротушения.

С переводом на 4 - сменное дежурство укомплектованность боевых расчетов на пожарных автомобилях составила 50%. Только на укрепление имевшихся подразделений и создание аварийно -спасательных структур требовалось дополнительно не менее 50000 единиц. Однако сложная политическая ситуация не позволила увеличить финансирование пожарной охраны. Проблемы нарастали. Созданные специализированные подразделения не были укомплектованы личным составом. На их вооружении находилось 51% положенной техники, из которой 32,7% нуждалось в замене или ремонте.

Однако, в условиях экономического кризиса к решению многих неотложных вопросов так и не приступали. Возникли новые трудности в работе пожарной охраны, обусловленные правовой неотре-гулированностью пожарных служб, отсутствием экономического механизма для выполнения противопожарных требований, неудовлетворительным состоянием производства пожарно-технической продукции. В итоге количество пожаров возросло, в том числе и крупных.

Серьезный экзамен специальные пожарные подразделения выдержали 29 января 1991 г., когда на одном из предприятий атомного судостроения при проведении ремонтных работ возник пожар в одном из отсеков атомной подводной лодки. В условиях сильной задымленности от горения резинотехнических изделий и тесноте передвигаться по отсеку можно было только ползком. Пожарные работали при 25 -ти градусном морозе. Создалась угроза распространения огня на соседние отсеки, в том числе и с ядерной силовой установкой. Рядом были пришвартованы еще 3 атомные подводные лодки. Пожарные боролись с огнем более 5 часов и спасли атомную подводную лодку, которая в дальнейшем была введена в строй.

За проявленное мужество, выдержку смелость при тушении пожара Н.Ф. Букреев был награжден орденом "Красной Звезды", Е.И. Мудрый и Ю.В. Горбунов -орденом "За личное мужество", медалью "За отвагу на пожаре" -А.В. Подгушный, Ю.И. Петров и Н.А. Нуриев.

"Маленьким Чернобылем" стал для пожарных и жителей г. Шелехово, пожар, происшедший в 1992 г. на АО "Иркутсккабель".

Пожар возник в районе склада хранения красок и растворителей тарно-сборочного цеха по сборке кабельных барабанов и про-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

133

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

ведению ремонта возврата тары и был обнаружен в 4 часа утра по внешним признакам.

До прибытия пожарных подразделений отмечались неоднократные взрывы бочек в складе красок тарно-сборочных цеха.

При горении битума, рубероида, пенополистирола ПСБ-6 к прибытию первых пожарных подразделений произошло сильное задымление производственного корпуса завода, что затрудняло тушение пожара.

Первыми на пожар прибыли пожарные части из г.Шелехово, поселков Большой Луг и Г орячие ключи, через 10 минут к ним подключились пожарные части Иркутского гарнизона и учебная пожарная часть Иркутского ПТУ, позже курсанты и преподаватели ПТУ и ВИПТШ.

Наличие большого количества поливинилхлорида пластиката, полиэтилена, полиамидного полотна привело к большому выделению хлоровода и оксида углерода, оказывающих отравляющее действие на организм. Особо вредное действие оказывает хлоровод, вызывающий раздражение слизистых оболочек глаз, носа и горла.

Расчеты показывают, что в течение 1 минуты количество выделяемого хлоровода и пластиката ПВХ достаточно для создания концентрации, смертельной для человека при 5-10 минутах воздействия. При попадании на влажную кожу человека вызывает раздражение.

Выделение оксида углерода (угарного газа) в течение 1 минуты в складе должно было создать концентрацию, в два раза превышающую смертельную.

Выделение этих, а также других сопутствующих газов (циановодорода, оксидов азота и др.) привело к токсическому воздействию на личный состав участвовавший в тушении пожара. На амбулаторном лечении находилось 60 человек, госпитализировано 11 человек.

Постоянные обрушения покрытия и наружных стен психологически воздействовали на личный состав.

В течение всего времени тушения на месте пожара работали три бригады скорой медицинской помощи г.Шелехова. Для замера уровня токсичности продуктов горения вызывались химико-дозиметристы из полка ГО и областной санитарной эпидемиологической станции (СЭС).

На месте пожара было организовано питание и отдых ликвидаторов пожара. Для замены участвовавших в тушении привлекались 100 курсантов пожарно-технического училища и 30 слушателей ВИПТШ МВД РФ, а также 200 человек личного состава, свободного от несения службы Иркутского гарнизона.

Основными огнетушащими средствами являлись вода, пена средней кратности, порошок. Израсходовано 130 тонн пенообразователя, 10 тонн порошка, 400 кг сульфанола, ко-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

134

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

торый дал настоящий эффект при тушении пластификатора ПХБ.

Из-за неудовлетворительного качества проведения профилактической работы и отсутствия должного контроля со стороны дежурных караулов ППЧ-73 за противопожарным водоснабжением на АО «Иркутскка-бель» пожарные гидранты оказались заставленными готовой продукцией и в первоначальный момент не использовались. На пожаре недостаточно использовались средства связи, освещения, что затрудняло управление подразделениями.

Наблюдалась неустойчивая прямая радиосвязь ЦППС г.Иркутска с местом пожара, это создавало дополнительные затруднения в передаче информации с места пожара.

Действия первого и последующих РТП администрацией области г.Шелехова, руководством УВД и АО «Иркутсккабель» признаны удовлетворительными.

В ходе тушения пожара личный состав подразделений ПАСС УВД администрации Иркутской области проявил самоотверженность, хорошую профессиональную подготовку и физическую выносливость. Во время тушения пожара было налажено четкое взаимодействие между гарнизонами городов Иркутска, Ангарска, Усолье-Сибирское, Шелехо-ва, что позволило сосредоточить максимальное количество сил и средств на месте пожара.

По факту пожара возбуждено уголовное дело № 67049 от

24.12.92 г. по ст. 99 УК РФ; следствие вело следственное управление УВД АИО. Прямой материальный ущерб составил:

1) по остаточной стоимости зданий и сооружений - 1 802 700 руб.;

2) по остаточной стоимости оборудования - 2 227 100 руб.;

3) по незавершенному строительству - 2 885 000 руб.;

4) по материальным ценностям - 193 483 600 руб.

Всего: 200 398 400 рублей.

На пожаре работало 35 единиц пожарной техники, 2 пожарных поезда, 522 человека личного состава гарнизонов противопожарной службы городов Шелехова, Иркутска, Ангарска, Усолье-Сибирское.

При работе на пожаре на личный состав имело место воздействие аддитивного (суммарного) и более чем аддитивного эффекта воздействия токсических продуктов горения на людей. При горении галогеносодержащих полимеров выделяются хлористый водород, двуокись углерода, окись углерода, различные галогеноуглероды, предельные и непредельные ароматические углеводороды, фталаты и т.д. Также имело место образование таких сильнодействующих ядов как фосген и диоксины, которые получаются при взаимодействии хлористого водорода или хлора с кислородосодержащими

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

135

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

ароматическими соединениями. Действие диоксинов на организм человека мало изучено учеными и врачами, они обладают комбинированным нервно-паралитическим и мутагенным характером поражения, очень медленно выводятся из организма, их воздействие может растягиваться на многие годы. Существуют две подробно описанные разновидности диоксинов: полихлорированные дибензо-

рдиоксины (ПХДД, 75 индивидуальных соединений и полихлорированные дибензофураны (ПХДФ, 135 соединений). Из этих 210 соединений высокотоксичными считаются - 17. Они обладают идеальным сродством к так называемому диоксиновому рецептору живых организмов, расположенных в живых тканях и способны прочно к нему присоединяться, что приводит к тяжелым последствиям. Наиболее известны тетрахлорные 2, 3, 7, 8 - ТХДД и 2, 3, 7, 8 - ТХДФ - они относятся к числу самых токсичных веществ, созданных руками человека.

Негативное воздействие на природу и человека особенно сильно проявилось во время войны США в Южном Вьетнаме с использованием химического оружия в период с 1961 по 1972 гг. Общеизвестна большая опасность применения продукции хлорной промышленности, содержащей в качестве примесей диоксины, и образования диоксинов в раз-

личных технологических процессах, а также в природной среде.

Накопление этих веществ в природе (в связи с их чрезвычайной активностью, высокой химической стабильностью, способностью к биоконцентрированию и переносу по цепям питания) может привести к трагическим последствиям.

В последние годы усилилось внимание к диоксинам. В ряде стран проведено систематическое изучение отдельных аспектов этой проблемы. Разработаны количественные критерии опасности диоксинов для человека. Результаты интенсивных исследований и широкий обмен информацией привлекли внимание мировой общественности, заставили включить диоксин и родственные ему соединения в разряд глобальных загрязнителей природной среды, а также создать национальные программы по этим веществам во всех промышленно развитых странах.

Проблема диоксинов явилась по сути, развитием нового подхода к химической экологии, основанного на понятии о хемосфере.

Этот подход, возникший ещё в 70-е гг, положил начало новой науке - экотоксикологии.

10-15 лет назад в связи с проблемами химической экологии начался пересмотр приоритетов в природоохранительной деятельности, резко возросло внимание к высокотоксичным загрязнителям, включая продукты их превраще-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

136

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

ний. Проведена оценка воздействия на человека и природу крупнотоннажных выбросов химических загрязнений, что нашло отражение в различных экологических программах и проектах.

В 1990 г. состоялась конференция "Диоксин-90", на которой особое внимание было уделено галогенорганическому синтезу как одному из источников появления и накопления диоксинов в природе. Принятые решения на конференции позволили создать основу для разработки и реализации крупномасштабных программ, направленных на снижение выбросов диоксинов и других токсичных веществ, на их локализацию и уничтожение в местах скопления.

Из большого числа хлорсодержащих диоксинов (всего 210 аналогов и гомологов) опасными для человека и природы считаются 15, которые не способны к быстрой детоксикации организмами.

В настоящее время определены коэффициенты относительной опасности этих ксенобиотиков, что позволяет оценить неблагоприятное действие на людей сложной смеси диоксинов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложившаяся оценка, по ряду причин, занижает реальную опасность. В частности, они не учитывают, что менее активные диоксины и дибензоффураны под воздействием анаэробных организмов в природе подвергаются восстановительному

2 (53) 2010

дихлорированию в особо опасные производные. Не учитывается также способность не токсичных диоксинов к изомеризации в высокотоксичные аналоги. Поскольку период полураспада этих ксенобиотиков составляет от 2 до 30 лет, а время их полного распада оценивается многими десятилетиями и даже столетиями.

Из широко распространенных в биосфере диоксинов наибольшая токсичность присуща 2,3,7,8 - тетрахлордибензодиоксину (ТХДД). Для животных некоторых видов он опаснее фосфорорганических нервно-паралитических отравляющих веществ, стрихнина, яда кураре и приближается к дифтерийному токсину. Однако опасность для человека определяется не столько его токсичностью, сколько чрезвычайной биологической активностью и характером эффектов в малых дозах. В отличии от других ядов, он не подавляет активность ферментов, а наоборот стимулирует её. Уже в концентрации порядка 10 в -10 моль/л диоксин индуцирует накопление в организме некоторых железосодержащих ферментов - гемопротеидов (выполняющих важные функции по защите организма от ксенобиотиков, а также по регуляции обмена низкомолекулярных гормонов), витаминов и метаболитов.

Поэтому пожар на Шелехов-ском кабельном заводе следует отне-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

137

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

сти к высшей категории сложности, одновременного горения такого количества сырья никогда не было в истории пожаров страны. От токсического дыма в той или иной степени пострадало и в дальнейшем обратилось за медицинской помощью около 300 человек (60%) из личного состава пожарной охраны, участвовавших в ликвидации пожара. Около 50 человек из них уволилось из ОВД по инвалидности, только компенсационные выплаты по выходу на пенсию по инвалидности составили около 1,2 миллиарда рублей. В конце 1995 г. создана Ассоциация пострадавших от пожара на АО «Ир-кутсккабель», представители которой отстаивают свои права в самых высоких инстанциях.

На 1 марта 1998 г.17 ликвидаторов пожара на АО «Иркутсккабель», отравившиеся при его тушении, ушли из жизни в полном расцвете сил.

Следует отметить, что количество вредных веществ в окружающую среду и экологический ущерб не подсчитывались, неизвестно воздействие токсичного дыма, сажи и попавших в снег, воду и почву диоксинов на жителей г.Шелехова. Если эта информация и известна, то она по сей день не доведена до общественности.

Кстати, по данным НПО «Тайфун», в осадках снеговой воды, отобранных в пяти точках на расстоянии 2,5 км от места пожара, было

2 (53) 2010

обнаружено 0,2 мг/кг до 15 мг/кг диоксинов в пересчете на токсический эквивалент. В снеговой воде, взятой в Шелехове, содержание диоксинов составило 43,2 мг/кг - 120 мг/кг. Это явствует из справки областного комитета по охране окружающей среды. А минимальная доза диоксина, вызывающая раздражение кожи у человека, составляет 0,3 мг/кг.

Уже во время попадания в дымовые завесы многие ликвидаторы пожара почувствовали симптомы отравления: головную боль, тошноту, привкус железа во рту, некоторые из них теряли сознание.

Негативное воздействие отравляющих веществ усиливал в сотни раз тот факт, что пожарным было запрещено использование кислородных изолирующих противогазов (КИП-8) из-за наличия масел (соприкосновение кислорода из противогазов с маслами могло привести к взрыву).

Не вызывает никакого сомнения, что по г.Шелехово необходима эколого-гигиеническая экспертиза с целью обследования всего населения. Однако правительство РФ ограничилось пока принятием Постановления «О федеральной целевой программе «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы» от 5 ноября 1995 г. № 1102.

Несмотря на самоотверженность пожарных, пожары приоб-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

138

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

рели в стране масштабы национального бедствия: в 1993 г.

331000 пожаров нанесли материальный ущерб на сумму около 200 млрд. рублей.

В крайне экстремальных условиях пришлось проводит боевые действия 19 февраля 1993 г. при ликвидации пожара на испытательном стенде тяжелых двигателей. В период подготовки к экспериментальным работам из-за грубого нарушения регламентных работ и ошибки оператора произошел пролив более 10 тонн жидкого кислорода, являющегося одним из компонентов ракетного топлива. Возник пожар. Огнем были охвачены технологические установки, оборудование, мощные кабельные лотки, строительные конструкции. В атмосфере с высоким содержанием кислорода горючие материалы воспламенялись мгновенно, возникали все новые и новые очаги горения. В условиях высокой опасности для своей жизни пожарные и на этот раз с честью выполнили поставленные задачи: предотвратили взрыв топливного бака, в котором находилось несколько десятков тонн окислителя, не допустили проникновения огня к сердцу стенда, пультовым.

За проявленное мужество и героизм при тушении пожара и ликвидации аварии 18 человек личного состава специальных подразделений пожарной охраны были

награждены государственными наградами, из них: Г.А. Березин, В.Г. Евтушенко, А.В. Пан, М.Н. Савкин, В.С. Шпагин - орденом "За отличное мужество", остальные - медалью "За отвагу на пожаре".

В условиях сильного радиоактивного загрязнения велись боевые действия в апреле 1993 г. при ликвидации аварии на химическом комбинате.

Пожар возник в результате разрушения технологического аппарата по подготовке к экстракции уранового раствора и взрыва газов. От взрыва разрушились строительные конструкции здания произошло возгорание кровли. Благодаря правильным действиям прибывшего на пожар начальника Специального управления В.Т. Кишкурно, умелого руководства подразделениями пожарной охраны и служб объекта пожар не получил возможности распространения и был ликвидирован в короткие сроки, что позволило безопасно проводить дальнейшие работы по устранению последствий аварии.

Личный состава показал высокую профессиональную выучку, морально-психологическую подготовленность при работе в экстремальных ситуациях. Принятыми мерами по защите личного состава от ионизирующего излучения несчастных случаев с сотрудниками пожарной охраны не произошло.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

139

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

За смелые и решительные действия заместитель начальника отдела В.А. Дунаев награжден орденом "За личное мужество", начальник отдела А.М. Кривуша и 10 пожарных награждены медалью "За отвагу на пожаре".

Более недели продолжался пожар на заводе двигателей АО "КамАЗ", вспыхнувший в апреле 1993 г. Боевые расчеты вели самоотверженную борьбу с огнем. Сложный, не имевший аналогов в стране пожар был ликвидирован. Он наглядно показал, чем чревато пренебрежение элементарными требованиями безопасности. Еще в 1973 г. МВД дважды информировало Совет Министров о недопустимости строительства зданий больших площадей с использованием пенополистирола - основного компонента твердого ракетного топлива, по горючим свойствам сравнимого с напалмом. Но именно такой материал использовался в качестве утеплителя на многих промышленных предприятиях - гигантах, объектах энергетики, в том числе на АЭС.

23 августа 1993 г. Постановлением Совета Министров РФ Службу противопожарных и аварийно-спасательных МВд РФ преобразовали в Государственную пожарную службу (ГПС). В обязанности ГПС вменялись: разработка и реализация научно-технической политики, координация противо-

пожарной деятельности Министерств и ведомств. Госпожнадзор наделили рядом новых функций и прав в области сертификации продукции и лицензирования отдельных видов деятельности, работ и услуг по пожарной безопасности.

В декабре 1994 г. был принят закон "О пожарной безопасности". Проблема обеспечения пожарной безопасности перестала быть узковедомственной и превратилась в одну из важнейших функций государства. Под пожарной безопасностью в соответствии с законом, следует понимать состояние защищенности от пожаров личности, имущества, общества и государства.

Для решения этой задачи государством создана специальная система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), т.е. совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами

СОПБ являются органы государственной власти, органы местного управления органы управления и подразделения пожарной охраны, учреждения, предприятия и другие организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законо-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

140

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

дательством Российской Федерации.

К основным функциям СОПБ относятся:

- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

- учет пожаров и их последствий и др.;

Важнейшей подсистемой СОПБ является пожарная охрана. В

2 (53) 2010

соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" пожарная охрана в нашей стране подразделяется на следующие виды:

Г осударственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны в области обеспечения пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушения пожаров.

Основным видом пожарной охраны в России является Государственная противопожарная служба (ГПС), которая входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

ГПС организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности, государственный пожарный

надзор, охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны; разрабатывает единую научно-техническую поли-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

141

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

тику в области пожарной безопасности; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

В систему ГПС входят:

- федеральный орган управления ГПС - Главное управление ГПС МВД России;

- территориальные органы управления ГПС субъектов Российской Федерации;

- подразделения ГПС и их органы управления;

- пожарно-технические научно-исследовательские учреждения;

- пожарно-технические учебные заведения;

- предприятия ГПС.

Подразделения ГПС являются:

территориальные - для организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые - для организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях; специализированные - для тушения крупных пожаров.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений ГПС определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным правительством российской Федерации 23 августа 1993 г. (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 849).

Как сказано выше, кроме ГПС в нашей стране может существовать ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, а также объединения пожарной охраны.

Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах отдельных ведомств (например, пожарная охрана на железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте, пожарная охрана лесов и

др).

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Под добровольным пожарным понимают гражданина, который на добровольной основе непосредственно участвует в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается ГПС. Финансовое и материально-техническое обес-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

142

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

печение подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств объединений пожарной охраны, а также других источников финансирования.

Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют деятельность на основании уставных документов.

Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.

Очевидно, что СОПБ является сложной открытой динамической социально-экономической системой организационного управления, имеющей определенную структуру, функции и цели, о которых сказано выше. Ее важнейшей подсистемой является пожарная охрана, которая в свою очередь, представляет собой сложную открытую динамическую социально-экономическую систему организационного управления со своей собственной структурой, функциями и целями.

Наконец, центральным звеном (подсистемой) СОПБ и основным видом пожарной охраны в России является Государственная противопожарная служба. Ей как системе можно дать точно такую же характеристику, СОПБ и пожарной охране.

Тем не менее, 90-е годы не стали переломными в области обеспечения пожарной безопасности. В 1995 г. количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс. чел.) по-прежнему оставалось недопустимо высокими. В этот год пожарную охрану возглавил Е.А. Серебренников. Ему досталось очень проблемное хозяйство. Финансирование ГПС было сокращено на 55%. По существу средства выделялись только на денежное содержание личного состава. Численность боевых расчетов уменьшилась до 2-3 человек, вместо нормативной 6-9. Пожарные команды испытывали острый недостаток в технике и средствах индивидуальной защиты.

С начала XX в. социальноэкономическое положение страны начинает медленно улучшаться. Некоторые позитивные изменения стали происходить и в пожарной охране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 9 ноября 2001 г. № 1309 "О совершенствовании государственного

управления в области пожарной

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

143

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

безопасности" Г осударственная

противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Пожарной общественностью очередная реорганизация пожарной охраны была воспринята довольно сдержанно.

Изменения, внесенные в начале 2005 г. в Федеральный закон "О пожарной безопасности", расширили содержательные подходы к деятельности пожарной охраны, которая отныне приобрела статус пожарно-спасательной службы в составе МЧС России.

Новый статус пожарной охраны требует соответствующих подходов к техническому оснащению оперативных подразделений, поскольку проведение аварийноспасательных работ становится для них такой же основной функцией, как и тушение пожаров.

Основными техническими средствами оперативных подразделений являются пожарные автомобили с входящими в их комплектации пожарно-техническим вооружением, обеспечивающие тушение пожаров и проведение спасательных работ, а также средства индивидуальной защиты и спасения, обеспечивающие надеж-

ность и безопасность действий личного состава.

В первые годы XX века ситуация с техническими средствами борьбы с пожарами начинает исправляться. Появились предприятия, которые доминируют на внутреннем рынке. В первую очередь это ОАО "Пожтехника" (Торжок), которое выпускает практически всю номенклатуру пожарных автомобилей, востребованную пожарной охраной; это Варгашинский завод ППСО (Курганская область); это Урало-Сибирская пожарнотехническая компания, АМО ЗИЛ, КамАЗ и ряд других предприятий.

В настоящее время около 20 предприятий России являются производителями пожарных автомобилей различного назначения.

Причем, свою деятельность они вынуждены начинать с создания и организации производства пожарных автомобилей нового поколения. Дело в том, что действующий парк пожарных автомобилей устарел физически и морально, а его структура не соответствует новым задачам, стоящим перед пожарной охраной в связи с интеграцией ее в структуру МЧС и приобретением статуса пожарноспасательной службы.

С 1992 по 2004 г. было создано 122 модели и модификации пожарных автомобилей, из которых 70% относятся к автомобилям

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

144

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

предназначенным непосредственно для тушения и 30% к специальным.

Из средств индивидуальной защиты и спасения нового поколения необходимо отметить появление термоагрессивостойкого костюма, предназначенного для тушения пожаров на химически опасных объектах; радиационнозащитного костюма, предназначенного для тушения пожаров на АЭС и других радиационноопасных объектах; дыхательного аппарата "АП-Север", который разработан специально для работы в районах с холодным климатом.

Учеными института ФГУ ВНИИПО МЧС России разработана и внедрена в практику широкая гамма самоспасателей, обеспечивающих приемлемые условия безопасности при различных концентрациях продуктов горения. К их числу относятся самоспасатель, изолирующий "Экстремал Про" и самоспасатель фильтрующий ГДЗК-У.

Качественный шаг вперед совершен в разработке прыжковых спасательных устройств. Они претерпели изменения от натяжного спасательного полотнища (НСП), которое позволяет спасать людей с высот до 8 м, до пневматических спасательных матов, способных сохранить жизнь человеку при падении с высоты до 30 м.

Все более широкое применение находит средство коллективного спасения с высоты - эластичный

спасательный рукав, разработанный сотрудниками ВНИИПО. В настоящее время им комплектуются автолестницы и автоподъемники. Устройства на базе спасательного рукава позволяют экстренно эвакуировать неподготовленных людей с высоты до 100 м с производительностью 30 человек в минуту. Для современного многоэтажного строительства эти устройства представляют особую ценность.

Наметились позитивные сдвиги и во Всероссийском добровольном пожарном обществе. В 90-е годы ВДПО находилось на грани ликвидации. Практически произошла его децентрализация, многие региональные организации прекратили свое существование, а сохранившиеся в подавляющем большинстве осуществляли лишь коммерческую деятельность. Вместе с тем руководству общества удалось сохранить костяк организации, не допустив ее полной ликвидации.

Однако для полного возрождения ВДПО, его поступательного развития, способствующего восстановлению прежних традиций, необходимы были новые решения и действия.

Важным событием для последующего развития пожарной охраны Российской Федерации стал X съезд ВДПО, состоявшийся в мае 2006 года, на котором были сформулированы задачи общественной организации на ближайшую пер-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

145

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

спективу, внесены изменения в дополнения в Устав общества, избран новый состав и президиум Центрального совета, председателем которого стал Сергей Иванович Груздь.

Особое место в решении X съезда отводилось укреплению связей с МЧС России. Вскоре последовало Соглашение о сотрудничестве - документ, конкретно определивший все стороны отношений между Общероссийской общественной организацией "Всероссийское добровольное пожарное общество" и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий.

Соглашение о сотрудничестве повысило значимость ВДПО в государственной системе мер обеспечения пожарной безопасности стран, определило собой важный шаг по превращению общественной организации российских пожарных добровольцев в надежную опору государства по защите жизни и здоровья граждан от пожаров.

Сейчас в составе ВДПО 847 региональных и местных отделений, а численность штатных работников превышает 7000 человек. Никакая другая организация в стране не вкладывает ежегодно десятки миллионов рублей в обеспечение пожарной безопасности в виде отчислений от своей прибыли,

а прогнозируемый значительный рост совокупного оборота Общества позволит уже в ближайшие годы увеличить его роль. Залог всему этому - реализация стратегической программы развития ВДПО, важной составляющей которой является взаимодействие с МЧС России на плановой и системной основе.

Изменение статуса пожарной службы потребовало совершенствования кадрового потенциала МЧС России. На базе Воронежского пожарно-технического училища в 2009 г. предполагается создание института ГПС МЧС России, подобное образовательное учреждение появиться в Сибирском Федеральном округе.

На 2008 г. в 77 вузах страны осуществлялась подготовка специалистов по специальностям "Пожарная безопасность" и "Защита в чрезвычайных ситуациях". В 2007 г. было подготовлено 633 специалиста, в 2008 - 890. В с 2009 г. запланировано готовить более 1000 специалистов в год. В непростых экономических условиях не приостанавливается работа по укреплению и совершенствованию материально-технической базы. На вооружении пожарной охраны находятся тысячи единиц сложной современной техники и передовые разработки систем противопожарной защиты. Сотни современных зданий пожарных, теплодымока-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

146

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

2 (53) 2010

мер, полос огневой и психологической подготовки, спортивных городков возведено только за последние годы. Активно и целенаправленно ведутся работы по реконструкции и ремонту действующих.

Пожарные подразделения обладают мощным потенциалом высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт решения неординарных задач. Непрерывно совершенствуется система подготовки кадров. Большое внимание уделяется популяризации и развитию пожарно-прикладного спорта.

Осознание будущего не позволяет успокаиваться на достигну-

том. На пороге 21 столетия, века поиска новых энергетических источников, времени создания небывалых технологий и научных открытий, к сожалению, не снижается идущая за всем этим опасность человеческой неосторожности, халатности, возникновения технических неисправностей, способных привести к беде, когда огонь из верного союзника человека превращается в его опасного врага.

И тогда настает время действия профессионалов. Оно скоротечно. Оно требует от каждого самоотверженно выполнить то, чему долгие годы учились и служили предыдущие поколения огнеборцев ради жизни на земле!

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.